Что читал печорин перед дуэлью с грушницким
Размышления накануне дуэли
«Печально я гляжу на наше поколенье. »
М.Ю.Лермонтов, «Дума»
Учительница прочла отрывок из романа «Герой нашего времени» и предложила ученикам письменно порассуждать о том, как характеризуют Печорина размышления накануне дуэли с Грушницким. Такая форма работы называется изложением с элементами сочинения. Даже тот, кто не прочёл роман, может справиться с заданием, ведь приведённый отрывок очень хорошо характеризует героя и даёт возможность ученикам высказать своё мнение.
Итак, условия для всех учеников 10 класса были равны.
Вот две работы, написанные девушками-ровесницами:
* * *
. Размышления Печорина накануне дуэли вызвали во мне симпатию к герою. Он мне понравился! Печорин, по его мнению, уже пожил своё, ему больше нечего делать на этом свете, ему всё наскучило. В ту роковую ночь герой прощался с жизнью. Он думал, что его счастливая звезда, которая помогала ему всегда, на сей раз покинет его. Ведь недаром Грушницкий выбрал стреляться с шести шагов! Он думал, что он хитрее Печорина. Но я с этим не согласна!
Наш герой был человеком-загадкой. Если он любил, то делал это для себя. Он наслаждался тем, что любит, а не тем, что его любят. Кажется, Печорин искал такую женщину, что способна его понять, но, увы, не нашёл! Да что там женщины, люди вообще его не понимали! Печорин стал твёрд и холоден к прелестям жизни. Ему было обидно, что его так и не поняли. И обидно за то, что он сам так и не понял своего особого предназначения. А ведь оно было.
Печорин был как будто лишним, чужим, что ли?
Я думаю, что Лермонтов, написав этот роман, хотел, чтобы люди его поняли. Наш герой очень похож на Лермонтова. У них похожи судьбы! И Лермонтов просто был рождён не в то время! Его окружали не те люди. И он решил всё это отразить в романе. Автор наделил Печорина своей судьбой, своей жизнью, своим характером. Лермонтов, как и Печорин, считал себя особенным человеком. Если бы Печорин жил в наше время, я бы в него влюбилась. Он романтический герой! (орфографических и пунктуационных ошибок нет)
Содержание
Название | Содержание |
страница | 23/33 |
Дата публикации | 25.09.2014 |
Размер | 4.57 Mb. |
Тип | Литература |
literature-edu.ru > Литература > Литература
Что читает Печорин перед дуэлью с Грушницким? |
Есть один пример, которым поэт намекнул на взгляды своего героя. Вспомним, что читает Печорин накануне дуэли с Грушницким — В. Скотт «Шотландские пуритане». Читает Печорин с увлечением: «Неужели шотландскому барду на том свете не платят за каждую отрадную минуту, которую дарит его книга?» Вначале Лермонтов хотел положить на стол Печорина другую книгу В. Скотта — «Приключения Нигеля», чисто авантюрный роман, а вот «Шотландские пуритане» — роман политический, повествующий об ожесточенной борьбе пуритан-вигов против короля и его прислужников. Накануне дуэли, вызванной «пустыми страстями», Печорин читает политический роман о народном восстании против деспотической власти и «забывается», воображая себя главным героем «Пуритан».
Главный герой Мортон излагает в нем свою политическую позицию: «Я буду сопротивляться любой власти на свете, которая тиранически попирает мои. права свободного человека. » Вот какие страницы могли увлечь Печорина и заставить забыть о дуэли и смерти, вот за что он мог так горячо благодарить автора.
Так Лермонтов показал, что у его героя было действительно «высокое назначение».
Печорин враждебен обывательскому, обыденному отношению к действительности, которое господствует в дворянском «водяном обществе». Его критический взгляд во многом совпадает со взглядом самого Лермонтова. Это и ввело в заблуждение некоторых критиков, воспринимавших Печорина как образ автобиографический. Лермонтов критически относился к Печорину, подчеркивал, что он не столько герой, сколько жертва своего времени. Печорину свойственны и типичные противоречия передовых людей его поколения: жажда деятельности и вынужденная бездеятельность, потребность любви, участия и эгоистическая замкнутость, недоверие к людям, сильный волевой характер и скептическая рефлексия.
АНАЛИЗ ПОВЕСТИ «КНЯЖНА МЕРИ».
ПЕЧОРИН И ЕГО ДВОЙНИКИ (ГРУШНИЦКИЙ И ВЕРНЕР).
ПЕЧОРИН И МЕРИ. ПЕЧОРИН И ВЕРА
Он сделал из себя самый любопытный пред-
мет своих наблюдений и, стараясь быть как
можно искреннее в своей исповеди, не только
откровенно признается в своих истинных недо-
статках, но еще и выдумывает небывалые или
ложно истолковывает самые естественные свои
В привычном окружении, в цивилизованном обществе Печорин демонстрирует всю силу своих способностей. Здесь он господствующее лицо, здесь ему понятно и доступно любое тайное желание, и он легко предсказывает события и последовательно осуществляет свои планы. Ему все удается, и сама судьба, казалось бы, помогает ему. Печорин заставляет каждого человека приоткрыть лицо, сбросить маску, обнажить душу. Но и сам он вынужден искать новые нравственные нормы, потому что старые не удовлетворяют его. Раскрывая собственную душу, Печорин приближается к отрицанию эгоистической позиции, этого исходного принципа своего поведения.
В повести «Княжна Мери» Печорин показан во взаимоотношениях с представителями светского, то есть своего круга. Система образов в повести выстроена так, что способствует раскрытию характера главного героя: по одну сторону от него — Грушницкий и Мери, в отношениях с которыми раскрывается внешняя сторона жизни героя, по другую — Вернер и Вера, из отношений с которыми мы узнаем о подлинном Печорине, о лучшей части его души. Повесть представляет собой 16 записей, точно датированных: с 11 мая по 16 июня.
Почему же он не становится счастливым? Кто побеждает в поединке: Печорин или «водяное общество»?
II. Беседа по вопросам:
1. Одинаков ли Печорин в обществе и наедине с собой? (Уже первая запись свидетельствует о противоречивом характере Печорина. Герой говорит о виде из своего окна в манере, которой мы не могли в нем предполагать — возвышенно, оптимистично: «Весело жить в такой земле. » Цитирует стихотворение Пушкина: «Тучи». Но вдруг словно спохватывается: «Однако пора». Пора выйти из своего уединения и посмотреть, что за люди здесь, на водах – Печорина всегда тянет к людям, но только появляются люди, возникает тон насмешливый, пренебрежительный, высокомерный. Это общество он воспринимает вполне реалистически. (Чтение описания светского общества.)
2. Почему люди, за которыми он наблюдает, вызывают в нем иронию? (Для этих людей главным является не внутренний мир человека, а его внешность, чувства женщин скоротечны и неглубоки. Печорин обращает внимание на то, что у этих людей есть лорнеты, но не потому, что у них плохое зрение. Эта «говорящая» деталь наполнена смыслом: лорнет придает их взглядам неестественность, исключающую духовный контакт. Для Печорина же важно заглянуть человеку в глаза.)
3. Но почему же сам Печорин наводит на Мери лорнет? (В этом сказывается парадоксальность поведения героя: с одной стороны, он критически относится к этим людям, с другой — начинает сам жить по законам этого общества. Такое поведение героя говорит о его игре в любовь, недаром он замечает: «3авязкать! Об развязке этой комедии мы похлопочем». В отсутствие настоящего дела появляется хоть какая-то возможность действовать. Игра стала его сутью, его защитной маской.)
III. Проверка индивидуального задания — сообщение на тему «Что читает Печорин перед дуэлью с Грушницким?» (по карточке 40).
III. Отчет учащихся о работе в группах, каждая из которых получила карточку с вопросами.
Беседа по карточке 36
Печорин и Грушницкий
1. Какую характеристику дает Печорин Грушницкому? Почему Печорин столь непримирим в своем восприятии этого человека? Почему он высказывает предположение о том, что они «столкнутся на узкой дороге, и одному. несдобровать»?
(Печорину неприятна манера Грушницкого произносить «готовые пышные фразы. производить эффект. ». Но разве сам он не способен на это? Вспомним разговор с Мери по дороге к провалу. Оказывается, есть у героев и общее. Видимо, разница в том, что Печорин, произнося «готовые пышные фразы», способен и на искренность (последняя встреча с княжной), а Грушницкий не способен. Печорин отказывает ему в поэзии («ни на грош поэзии»). Здесь речь не идет об интересе к стихам, здесь имеется в виду «возвышенное, глубоко воздействующее на чувства и воображение» слово. Вот на такое слово и не способен Грушницкий. Перед читателем обыкновенный юноша, которого не трудно понять, как понял его и Печорин.)
2. Что в поведении Грушницкого толкнуло Печорина к жестокому решению? (Поведение Грушницкого не только безобидное и смешное. Под маской будто бы разочарованного в каких-то заветных стремлениях героя скрывается мелкая и себялюбивая душа, эгоистическая и злобная, до краёв наполненная самодовольством. Он не останавливается перед тем, чтобы опорочить Мери в глазах «водяного общества».
Лермонтов последовательно срывает с Грушницкого все маски, пока в нем не остается ничего, кроме жестокой натуры. В Грушницком победили злоба и ненависть. Его последние слова говорят о полном моральном падении. В устах Грушницкого фраза «Я вас зарежу ночью из-за угла» — не простая угроза. Его эгоизм вполне согласуется с полной потерей нравственного облика. Презрение, о котором он говорит, исходит не из высокой нравственной нормы, а из опустошенной души, в которой ненависть стала единственным искренним и подлинным чувством. Так в ходе печоринского нравственного эксперимента выявляется действительное содержание личности Грушницкого. Чтение со слов: «Грушницкий стоял, опустив голову на грудь, смущенный и мрачный» до слов: «Грушницкого на площадке не было».)
— Что можно сказать о чувствах Печорина до, во время и после дуэли? Что говорит о его готовности к смерти?
(Чтение фрагментов записи 16 июня со слов: «Что ж? умереть так умереть: потеря для мира небольшая…» со слов: «Смешно и досадно!»)
(Печорин трезво готовится к дуэли: с Вернером, своим секундантом, разговаривает спокойно, насмешливо. Он холоден и умен. Наедине же с собой становится естественным и любящим жизнь человеком. Все, что он видит по дороге к месту дуэли, радует его, и он не стыдится в этом признаться.
Во время дуэли Печорин ведет себя как человек мужественный. Внешне он спокоен. Только пощупав пульс, Вернер заметил в нем признаки волнения. Детали описания природы, которые записал в дневнике Печорин, также выдают его переживания: «. там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал. ожидали своей добычи».)
5. Испытывает ли Печорин торжество победителя? (Комедия обернулась трагедией. Печорину тяжело: «У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели. Вид человека был мне тягостен: я хотел быть один. »)
1. В чем сходство Печорина и Вернера? Какая черта их сближает? В чем их отличия? (Героев сближают большие интеллектуальные запросы — «мы часто сходились вместе и толковали вдвоем об отвлеченных предметах», знание «всех живых струн» человеческого сердца.
Доктор Вернер — эгоист сознательный, принципиальный. Ему уже не преодолеть самостоятельно выработанной позиции. Он и не стремится к более высокой нравственности, поскольку не видит реальной возможности для ее осуществления. Естественное нравственное чувство в нем не исчезло, и в этом он сродни Печорину, но Вернер — созерцатель, скептик. Он лишен внутренней активности Печорина. Если Печорин деятелен, если он знает, что только в деятельности можно обрести истину, то Вернер склонен к спекулятивному логическому философствованию. Отсюда проистекает у Вернера та болезнь личной ответственности, которую подмечает в нём Печорин. Вот почему герои расстаются холодно.
Прощание с Вернером — момент драматический для Печорина, он подтверждает его скептические замечания об эгоистической подоплеке всякой дружбы).
2. Почему, «читая в душе друг друга», они не становятся друзьями? Что привело к отчуждению их?
3. Какую роль играет Вернер в поединке Печорина с обществом?
Беседа по карточке 38
1. Почему Печорин затевает интригу с Мери?
Вот, оказывается, в чем причина: «. есть необъяснимое наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души. »
«Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все… я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы». Он не считается с простыми истинами, что нужно думать о других людях, нельзя приносить им страдания. Ведь если все начнут нарушать нравственные законы, станет возможна любая жестокость. Печорин слишком любит себя, чтобы отказаться от удовольствия мучить других.
На протяжении романа мы видим, как подчиняются его воле Бэла, Максим Максимыч, Грушницкий, Мери и Вера.)
2. Какие действия Печорина вызывают ненависть Мери к нему? (Если вначале Мери равнодушно встречает появление Печорина на водах и даже удивлена его дерзостью, то в конце романа она ненавидит Печорина. Однако это другая, нежели у Грушницкого, ненависть. Это оскорбленное светлое чувство любви, пробуждённое Печориным в душе Мери, своеобразное проявление женской, человеческой гордости.)
3. Как изменилась Мери, полюбив Печорина? Как изменяется отношение Печорина к Мери на протяжении повести? (Печорин наблюдал и отмечал в своем дневнике, как идет в княжне непрерывная борьба естественного чувства с социальными предрассудками. Вот она приняла участие в Грушницком: «Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан. потом ужасно покраснела, оглянулась на галерею и, убедившись, что маменька ничего не видала, кажется, тотчас же успокоилась». Первое побуждение — естественное, человечное, второе — уже след воспитания. Печорин замечает, как вянут в ней естественные страсти, как развивается кокетство и жеманство. До того момента, когда Мери влюбилась в Печорина, в ней преобладала светская «воспитанность», которая не выливалась в эгоистическую норму поведения, поскольку она не прошла еще через муки сердца. Но затем естественные, природные чувства берут верх. Она искренне полюбила Печорина, и здесь уже нет жеманства и притворства. Даже Печорин, наблюдая за ней, восклицает: «Куда девалась ее живость, ее кокетство, ее дерзкая мина, презрительная улыбка, рассеянный взгляд. »
Пройдя испытания любовью к Печорину, она уже не то покорное маменьке существо, а человек внутренне самостоятельный.)
4. Почему он отказывается жениться на ней? Почему пытается убедить ее, что она не может его любить? (Анализ фрагмента «Последний разговор с Мери»).
(В этой сцене Печорин не играет. У него появились чувства, естественные для человека в этой ситуации —жалость, сострадание Но он хочет быть честным с Мери, поэтому прямо объясняет, что смеялся над ней и она за это должна презирать его. При этом самому Печорину нелегко: «Это становилось невыносимо: еще минута, и я бы упал к ногам ее».)
Беседа по карточке 39
1. Почему при воспоминании о Вере сердце Печорина билось сильнее обычного? Чем она не похожа на Мери? (В любви Веры к Печорину есть та жертвенность, которой нет у княжны. Нежность Веры не зависит от каких бы то ни было условий, она срослась с ее душой. Чуткость сердца позволила Вере понять до конца Печорина со всеми его пороками и скорбью.
Чувство Печорина к Вере исключительно сильно, искренно. Это настоящая любовь всей его жизни. «Ужасная грусть» теснит его сердце в момент появления Веры на водах, «давно забытый трепет» пробегает по жилам от ее голоса, болезненно сжимается сердце при виде ее фигуры — все это свидетельство истинного чувства, а не игры в любовь.
И все же для Веры он тоже ничем не жертвует, как и для других женщин. Напротив, разжигает в ней ревность, волочась за Мери. Но есть и разница: в своей любви к Вере он не только насыщает свою страстную потребность сердца в любви, не только берет, он и отдает часть самого себя. В особенности это качество Печорина проступает в эпизоде безумной, отчаянной погони на бешено скачущем коне за безвозвратно уехавшей Верой.)
2. Чем объяснить порыв отчаяния Печорина после отъезда Веры? (Женщина стала ему «дороже всего на свете». Он мечтает увезти Веру, жениться на ней, забыв предсказание старухи, пожертвовать своей свободой.) О каких сторонах личности героя говорит этот порыв? (Об искренности и способности на глубокие чувства.)
3. Как Лермонтов помогает читателям понять силу чувств героя в этот кульминационный момент?
(Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастье. В этом его трагедия. В дневнике он пишет: «Если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся». Здесь Лермонтов использует деталь для раскрытия внутреннего мира героя: как только в его душе просыпается подлинное чувство, он оглядывается, не увидел ли кто этого. Он действительно убивает лучшую половину своей души или прячет ее так глубоко, чтобы никто не увидел. Далее он начинает убеждать себя в том, «что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно». Замечает: «Мне, однако, приятно, что я могу плакать».
Начинается самоанализ и самообман. Мысли приходят в обычный порядок, и он делает страшный вывод о том, что в слезах его повинен пустой желудок и что благодаря слезам, скачке и ночной прогулке он будет хорошо спать ночью и действительно «заснул сном Наполеона». Здесь мы опять наблюдаем двойственность Печорина.
V. Беседа по вопросам:
1. Как вы поняли смысл слов Белинского о повести «Княжна Мери»: «Кто не читал самой большой повести этого романа — «Княжны Мери», Тот не может судить ни об идее, ни о достоинстве целого создания»? (Если в «Тамани» и «Фаталисте» важен прежде всего сюжет, то в «Княжне Мери» перед читателем предстает собственно исповедь Печорина, которая раскрывает его характер. Повесть «Княжна Мери» заканчивается светлой лирической нотой, намекающей на незавершенность духовных исканий Печорина. Процесс его внутреннего развития продолжается. Относительным итогом этого процесса было постижение важных нравственных истин, проявление его способности бескорыстно, без эгоистического расчета жертвовать собой для счастья и блага людей.)
2. Перечитаем финал повести: «И теперь здесь, в этой скучной крепости, я часто спрашиваю себя. » В чем смысл образа паруса, который появляется в этом месте повести? (Мы помним, что в стихотворении Лермонтова «Парус» парус — символ настоящей, полной бурь и тревог жизни. «Тихие радости» счастливой любви с княжной ли, с Верой ли нужны тому, у кого есть и бури, и страсти, и настоящее дело в жизни. У Печорина этого нет, потому «спокойствие душевное» еще более тяготит его. Что ж ему ждать? Ждать новой бури, в которой опять кто-нибудь погибнет, а он останется в странной своей тоске. Впереди еще одна повесть — «Фаталист».)
VI. Домашнее задание.
Характеристика персонажей
Для того чтобы понять, почему Печорин вызвал Грушницкого на дуэль, стоит кратко рассмотреть характеристики этих персонажей. Григорий Александрович Печорин является офицером и аристократом из Петербурга. Его образ типичен для молодежи 30-х годов позапрошлого столетия. У него хорошее образование и воспитание, а состояние вполне достаточное для хорошей жизни.
Он обладал приятной внешностью, которая нравилась дамам. Несмотря на все достоинства и имеющиеся средства, он неудовлетворен жизнью. Все окружающее ему быстро надоедает, и он не чувствует себя счастливым. Именно поэтому Григорий Александрович постоянно путешествует: то он находится в кавказской крепости, то отдыхает в Пятигорске, то рискует жизнью в Тамани.
Подробное описание внешности героя помогает раскрыть в некоей степени его характер. У Печорина вьющиеся белокурые волосы, его карие глаза кажутся надменными и холодными. В них невозможно прочесть мысли героя, и они никогда не смеются. Сочетание светлых волос и темных бровей выглядит необычно и привлекательно.
Душа его жаждет приключений, но он не знает, как направить это в нужное русло. Где бы он ни появлялся, после себя он оставлял горести и зло. Это касается и Бэлы, дочери кавказского князя, и княжны Мери, и даже Грушницкого. Единственная женщина, которую он искренне любил, тоже обречена на страдания.
Григорий Печорин в раннем возрасте тянется к людям и хочет общения, но не находит отклика, это делает его черствым и странным в глазах других. Собственные желания он ставит на первый план, пусть даже для этого придется манипулировать людьми и подчинять их.
Однако не все так просто и Печорин не обладает одними лишь недостатками. У него много достоинств, благодаря которым он заслуживает симпатии и сочувствия. Он наделен острым умом, способным осуждать не только окружающих, но и быть критичным и требовательным к себе. Он понимает поведение людей, отлично чувствует природу и любит ее красоты. Во время сражений и дуэлей он не трусит и не отступает. Несмотря на эгоизм, он способен любить.
Образ Грушницкого в романе в целом можно назвать негативным. Частично на это влияет его позерство, он любит «производить эффект». Для любой жизненной ситуации у него заготовлена пышная фраза, которую он иногда произносит на французском. Он не желает найти что-то прекрасное в жизни, ему хочется придумывать и изображать «возвышенные страсти и исключительные страдания».
Грушницкий настолько влюблен в себя, что поначалу не замечает угрозы со стороны Печорина. Он плохо разбирается в людях, потому что всю жизнь был занят одним лишь собой. Грушницкий никогда не слушает людей, выдавая длинные тирады, которые не являются ответом на аргументы, а лишь представляют собой продолжение предыдущей фразы.
Знакомство героев
Первый раз герои встретились на Кавказе, в одном из полков. Звание первого — прапорщик, второго — юнкер. Второй раз судьба их свела в Пятигорске. Грушницкий был ранен и отправлен сюда на реабилитацию. Встретились они старыми приятелями, затем Печорин стал расспрашивать Грушницкого об образе жизни на водах.
Несмотря на внешнее приятельство и дружеские отношения, нельзя сказать, что они являются друзьями. Причем так считает как первый, так и второй. Григорий Александрович просто не верит в искренность дружбы, он считает бескорыстные чувства утопией. У него нет друзей. Всех, с кем он хорошо общается, он называет приятелями.
Что касается Грушницкого, то у него все еще хуже. Нет, он не считает искреннюю дружбу невозможной, скорее не испытывает ее именно к Печорину. Юнкер не относился к богатым дворянам, поэтому часто страдал от недостатка денежных средств. Он не получил хорошего образования, не мог позволить себе жить роскошно, в отличие от Печорина. Грушницкий обычный завистник, чья дружба показная и ненастоящая.
Печорин хорошо разбирается в людях — он легко видит как положительные стороны героя, так и отрицательные. Позднее Грушницкий понимает, что Печорин знает обо всех его намерениях, поэтому между ними развивается вражда.
Причина дуэли
Печорин уже давно понимает, что рано или поздно их пути сойдутся, и тогда одному из них несдобровать. Повода для конфликта не пришлось ждать долго. Причиной стала любовь. В Пятигорске они знакомятся с княжной Мери. Печорин не испытывает чувства к девушке, однако становится частым гостем на всяких торжествах в ее доме, что не радует Грушницкого, который влюблен в княжну. Мери не может выстоять перед обаянием Григория Александровича и влюбляется в него.
В скором времени она совсем забывает о Грушницком и надеется на ответные чувства со стороны поручика. Тем временем отверженный хочет отомстить княжне и ее возлюбленному. Эпизод ведет к неизбежному столкновению бывших приятелей. Он распускает слухи о том, что между ними существует любовная связь. В то время это было серьезным обвинением — люди могли подумать, что княжна ведет распутную жизнь. Это могло привести к тому, что ее бы никто не захотел взять в жены.
После того как Печорин узнает о слухах, он решает вызвать юнкера на дуэль. Вернее, он сначала призывает того отказаться от своих слов. Однако гордый солдат не хочет брать свои слова обратно и соглашается стреляться. Таким образом, Печорину предстоит отстоять свою честь и честь Мери в бою. Вести его будет доктор Вернер.
Поле действия и последствия
Когда они встречаются в следующий раз, Печорин снова предлагает сопернику отказаться от своих слов, но он не соглашается. Понимая, что назад пути нет, Грушницкий говорит, что им двоим не жить на одной планете, и если сейчас они мирно разойдутся, то Грушницкий подстережет его ночью и зарежет.
Из-за того что дуэли были уже запрещены, победитель должен неизбежно понести наказание. Вскоре об этом узнают многие в городе, и его переводят в крепость N. Здесь и происходит знакомство с Бэлой и Максимом Максимовичем.
Своим появлением в Пятигорске дуэлянты внесли кардинальные изменения в жизни некоторых его обитателей, причем не самые положительные. Для некоторых людей приезд Григория Александровича закончился трагедией.
Хоть в некоторых моментах Печорин и выглядит откровенным негодяем, он все имеет благородные черты. В случае с Грушницким он пытается решить возникший конфликт мирным путем. Причем делает он это не из-за страха и трусости, а потому что не хочет проливать кровь. Он человек слова и всегда готов ответить за свои поступки. Княжне Мери он прямым текстом сказал, что не любит ее, а раз никаких чувств нет, так зачем мучить человека.
Конечно, описания дуэли Печорина и Грушницкого и краткого содержания романа недостаточно, чтобы провести полноценный анализ произведения, например, для сочинения. Это великое сочинение М. Лермонтова не потеряло актуальности и сегодня, поэтому лучше всего прочитать его самостоятельно, чтобы понять причины дуэли.