Что читать после утреннего намаза до восхода солнца
Молитвы (дуа), читаемые после утреннего намаза
أَعُوذُ بِاللهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
Транскрипция дуа:
А‘уузу бил ляяхи минаш шайтаани рраджиим, бисмил ляяхи ррахмаани ррахиим.
Перевод дуа:
«Я удаляюсь с помощью Господа от проклятого Сатаны. Начинаю именем Милостивого Творца, милость Которого безгранична и вечна».
اَللَّهُمَّ أَنْتَ رَبِّي لاَ إِلَهَ إِلاَّ أَنْتَ
خَلَقْتَنِي وَ أَناَ عَبْدُكَ، وَ أَنَا عَلَى عَهْدِكَ وَ وَعْدِكَ مَا اسْتَطَعْتُ
أَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ مَا صَنَعْتُ
أَبُوءُ لَكَ بِنِعْمَتِكَ عَلَىَّ ،
وَ أَبُوءُ لَكَ بِذَنْبِي
فاغْفِرْلِي فَإِنَّهُ لاَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلاَّ أَنْتَ
Транскрипция дуа:
Аллаахумма антэ раббии, ляя иляяхэ илляя анта, халяктании ва ана ‘абдукя, ва ана ‘аляя ‘ахдикя ва ва‘дикя мастато‘ту, а‘уузу бикя мин шарри маа сона‘ту, абуу’у лякя би ни‘матикя ‘аляйя ва абуу’у лякя би занбии, фагфирлии, фа иннэху ляя ягфируз-зунуубэ илляя анта (повторить 3 раза).
Перевод дуа:
«О Аллах, Ты — мой Господь! Нет бога, кроме Тебя. Ты сотворил меня, и я — Твой раб. Я постараюсь оправдать возложенную на меня ответственность, сдержать данное мною слово в меру своих сил и возможностей. Я прибегаю к Тебе, удаляясь от всего недоброго, совершенного мною. Я признаю те блага, которыми Ты одарил меня, и признаю свой грех. Прости меня! Поистине, никто не простит моих ошибок, кроме Тебя».
بِسْمِ اللهِ الَّذِي لاَ يَضُرُّ مَعَ اسْمِهِ شَيْءٌ
فِي الْأَرْضِ وَ لاَ فِي السَّمَاءِ ،
وَ هُوَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ
Транскрипция дуа:
Бисмил-ляяхи ллязии ляя ядурру мэ‘асмихи шайун филь арды ва ляя фис-самаа’, ва хувас-самии’уль-‘алиим (повторить 3 раза).
Перевод дуа:
«Начинаю [свой день] с именем Господа. Того, с именем Которого ничто ни на Земле, ни на небесах не может [мне] навредить. Он — Всеслышащий, Всезнающий».
اَللَّهُمَّ بِكَ أَصْبَحْنَا وَ بِكَ أَمْسَيْنَا
Транскрипция дуа:
Аллаахумма бикя асбахнаа ва бикя амсайнаа, ва бикя нахья ва бикя намуут, ва иляйкян-нушуур. Аль-хамду лил-ляяхил-лязии ахьяянаа ба‘дэ маа амаатэна, ва иляйхин-нушуур. Ляя иляяхэ илляя анта, ляя шарийкя лякь.
Перевод дуа:
«О Аллах! С именем Твоим наступает для нас утро и наступает ночь. С Твоим именем мы оживаем и умираем. И к Тебе — возвращение. Хвала Всевышнему, Который оживил нас [дав нам пробуждение ото сна] после того, как умертвил [усыпив]. И к Нему — возвращение. Нет бога, кроме Тебя Одного. Нет у Тебя сотоварища (нет равных Тебе)».
أَصْبَحْنَا وَ أَصْبَحَ الْمُلْكُ لِلهِ وَ الْحَمْدُ لِلهِ
وَ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ وَحْدَهُ لَا شَرِيكَ لَهُ ،
رَبِّ إِنِّي أَسْأَلُكَ خَيْرَ مَا فِي هَذا الْيَوْمِ
وَ خَيْرَ مَا بَعْدَهُ
وَ أَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ مَا فِي هَذَا الْيَوْمِ
رَبِّ أَعُوذُ بِكَ مِنْ عَذَابٍ فِي النَّارِ
اَللَّهُمَّ عَافِنِي فِي بَدَنِي ،
اَللَّهُمَّ عَافِنِي فِي سَمْعِي ،
اَللَّهُمَّ عَافِنِي فِي بَصَرِي ،
Транскрипция дуа:
Асбахнаа ва асбахаль-мульку лил-ляяхи валь-хамду лил-ляяхь, ва ляя иляяхэ иллял-лааху вахдэху ляя шарийкя ляхь, ляхуль-мульку ва ляхуль-хамду ва хува ‘аляя кулли шайин кадийр. Рабби, иннии ас’элюкя хайра маа фии хаазаль-яуми ва хайра маа ба‘дэху ва а‘уузу бикя мин шарри маа фии хаазаль-яуми ва шарри маа ба‘дэху. Рабби, а‘уузу бикя минэль-кясали ва сууиль-кибри. Рабби, а‘уузу бикя мин ‘азаабин фин-наари ва ‘азаабин филь-кабри. Аллаахумма ‘аафи-нии фии бадании, аллаахумма ‘аафинии фис-сам’ии, аллаахумма ‘аафинии фии басарии, ляя иляяхэ илляя анта (повторить 3 раза).
Перевод дуа:
«Наступило утро, в котором вся власть принадлежит Господу. Хвала Ему! Нет бога, кроме Него Одного. Власть принадлежит Ему. Хвала принадлежит Ему! Он все может совершить. О Господь мой! Я прошу у Тебя благо, которое [заключено] в этом дне, и благо в [дне] завтрашнем. Я удаляюсь с Твоей помощью от зла, которое [заключено] в этом дне, и зла, которое может быть в [дне] завтрашнем. О Господь мой! Я удаляюсь с Твоей помощью от лени и зла высокомерия. О Господь! Я удаляюсь с Твоей помощью от мучений в Аду и мучений в могиле. О Аллах! Дай здравие моему телу, слуху и зрению. Нет бога, кроме Тебя Одного».
Транскрипция дуа:
Аллаахумма, иннии а‘уузу бикя миналь-куфри валь-факр. Аллаахумма, ин-нии а‘уузу бикя мин ‘азаабиль-кабр, ляя иляяхэ илляя анта (повторить 3 раза).
Перевод дуа:
«О Аллах! Я удаляюсь с Твоей помощью от неверия и бедности. Я удаляюсь с Твоей помощью от мучений в могиле. Нет бога, кроме Тебя Одного».
5 сунн, которые можно совершить после утреннего намаза
«Утро – это время бараката и достижения молитв своей цели»(хадис)
Наверное вы замечали, что чем раньше начинается день, тем больше вы успеваете, и тем более он продуктивен. Ранний подъем и особое отношение к утренним часам рекомендован нам также нашей религией. Для верующего есть особенно благословенное время, и это время – после фаджр (утреннего) намаза, о котором пророк Мухаммад (мир ему) говорил: «Аллах, благослови мою умму в утренние часы»..
Вот несколько сунн, которые вы можете совершить после утреннего намаза, тем самым настроится на новый день:
1. Поминание Аллаха
В хадисе сказано: «Ангелы не перестают просить Аллаха о прощении для любого из вас, кто остается на месте после своего намаза (и поминает Аллаха). Они говорят: «Аллах, прости его! Аллах, будь милосерден к Нему» (Бухари).
В другом хадисе сказано: «Для того, кто совершил утреннюю молитву, после чего остался сидеть на месте и поминал Аллаха до тех пор, пока не взошло солнце, а затем совершил два раката молитвы, это станет для него наградой, как за совершение полноценного, полноценного, полноценного хаджа и умры» (Тирмизи).
Духа-намаз – это добровольный (нафль) намаз, который можно совершать 20 минут после восхода солнца и до того, как до зухр-намаза останется 45 минут. Намаз духа – это залог удачного дня.
В хадисе сказано: «Тому, кто будет совершать два ракята духа-намаза, Аллах Всевышний простит все грехи, даже если их будет так же много, как пены в море» (Тирмизи).
В другом хадисе говорится: «В Раю есть ворота, именуемые «Духа». В судный день глашатай воззовет: «Где те, кто совершал духа-намаз? Это ваши ворота, входите в них с милостью Аллаха» (Табарани).
Очень полезно эти утренние часы посвящать чтению Корана и размышлению над его смыслом. Это время, когда человек может уединиться с Кораном от всего мира и посвятить только ему, обретая награды и довольство Всевышнего Аллаха. К тому же, это время лучше всего подходит для заучивания Корана.
Аллах сказал в Коране: «Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях (ангелах)» (17:78).
В хадисе сказано: «Если человек завершает чтение Корана вечером, ангелы просят о прощении для него до утра; а если он завершает чтение Корана утром, то ангелы просят о прощении для него до вечера».
В эти благословенные часы, когда весь мир спит, просите Всевышнего о сокровенном, делайте дуа за себя и за своих близких, просите Аллаха даровать вам то, что необходимо. Совершайте дуа с искренним намерением.
5. Распорядок на весь день
Этот пункт не относится к сунне посланника Аллаха (мир ему), тем не менее является показателем бережного отношения к своему времени. С самого утра создайте список дел, которые вы должны совершить на протяжении дня, придерживайтесь этого распорядка, и день пройдет продуктивно!
Деяния, совершаемые в светлое время суток
Светлое время суток следует разделить на три части:
Первая часть – период от рассвета до восхода солнца. В Коране и хадисах неоднократно упоминается о целесообразности, важности и ценности поклонения Аллаху именно в этот период. Поэтому, проснувшись, следует сразу же начинать день с поминания Всевышнего, произнося специальную молитву, которую читают после пробуждения. Затем одеваемся, читая опять-таки соответствующую мольбу. Следует иметь намерение прикрыть тело для того, чтобы поклоняться Аллаху и сохранить его от холода и жары.
Затем, при необходимости следует отправиться в туалет, читая соответствующие молитвы и соблюдая этические нормы посещения отхожего места.
Далее следует тщательно совершить омовение, соблюдая обязательные и желательные нормы омовения и читая соответствующие молитвы. Затем, до утреннего намаза следует совершить двухракаатный сунна-намаз и читать соответствующую мольбу, после этого отправиться в мечеть, чтобы совершить обязательный утренний намаз. Входя в мечеть и выходя из нее, следует соблюсти все этические нормы входа и выхода из мечети и прочитать соответствующие молитвы. Настоятельным требованием является совершение утреннего намаза в мечети, так как совершение утреннего намаза коллективно, с джамаатом, ценится больше, чем всенощное богослужение.
Нельзя бесполезно тратить время в мечети. До обязательного утреннего намаза следует читать молитвы, Коран, благословлять Пророка (мир ему и благословение), поминать Аллаха. Затем, в состоянии трепета и страха перед Аллахом, следует благочестиво и аккуратно совершить обязательный утренний намаз и после него, прочитав соответствующие азкары, т. е. славословия и поминания Аллаха, прочитать суру «Ясин», выполнить задание муршида (вирд). В хадисе говорится, что поминать и прославлять Всевышнего Аллаха до восхода солнца, оставаясь после совершения утреннего намаза на этом же месте, ценнее, чем освобождение четырех рабов, и такому человеку обязательно достанется Рай (Абу Я‘ла).
Очень порицаемо в это время спать или вести речь о житейских проблемах. Абдуль-Ваххаб аш-Ша‘арани (да будет доволен им Аллах!) пишет: «Время от рассвета до восхода солнца – это период, когда Всевышний Аллах раздаёт Свои тайные и явные блага, а тот, кто спит в это время, подобен человеку, добровольно отказавшемуся от благ и милости Аллаха и отвернувшемуся от Всевышнего».
Для тех, кто выполняет задания (вирды) духовного наставника, самое лучшее время – это период после утреннего намаза до восхода солнца и после предвечернего намаза до захода солнца. Хасан (да будет доволен им Аллах!) передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Всевышний Аллах говорит: «О, сын Адама, поминай Меня после утреннего намаза и после предвечернего намаза по часу, и Я сделаю так, чтобы ты был доволен между двумя этими периодами».
Вторая часть – период после восхода солнца до призыва к обеденному намазу. В это время следует совершить два действия: двухракаатный желательный (сунна) намаз-ишрак, когда солнце поднимется над горизонтом на семь локтей; до обеда следует совершить сунна-намаз зуха. Зуха-намаз совершается в два ракаата, в четыре, в шесть или в восемь ракаатов. Желательно совершить восьмиракаатный намаз. Самое лучшее время для намаза-зуха – середина между восходом солнца и полуднем, т. е. с 8 до 10 часов.
Рекомендуется поспать до полудня час, так как это является сунной и рекомендуется даже тому, кто ночью не встает для молитв и поклонения. Аш-Ша‘арани пишет, что час сна перед полуднем заменяет несколько часов сна ночью. Затем, необходимо проснуться до призыва к полуденному намазу и тщательно совершить омовение. После призыва на полуденный намаз следует совершить четырехракаатный сунна-намаз. В хадисе говорится: «В это время раскрываются врата небес, и я люблю, чтобы мои благие деяния в это время поднимались на небеса» (Ат-Тирмизи).
Затем необходимо полноценно выполнить полуденный обязательный намаз, после прочитать соответствующие азкары, молитвы, поминания Аллаха и совершить четырехракаатный сунна-намаз (ратибат). Это то, что следует делать всем от восхода солнца до призыва на предвечернюю молитву.
Совершение более вышеперечисленного зависит от каждого человека, от крепости его веры и старания. В зависимости от этого люди условно подразделяются на шесть типов:
Первый тип – абид (поклоняющийся) – человек, которого не беспокоит ничего, кроме служения и поклонения Аллаху. Он может находиться в разных состояниях: большая часть времени им отводится на совершение намазов, чтение Корана или поминание Аллаха, молитвы. Тому, кто не достиг духовного совершенства, лучше всего выполнять задание (вирд) своего муршида. Конечно, человеку трудно всё время заниматься одним и тем же видом поклонения, поэтому для него лучше читать Коран, совершать намазы, поминать Аллаха, читать мольбы, благословлять Пророка (мир ему и благословение), восхвалять Аллаха, исполнять задание шейха (вирд) в определённое время. Переход из одного вида поклонения к другому отводит скуку и увеличивает удовольствие, которое человек получает от искреннего поклонения Аллаху.
Если человек временами отдыхает с целью оживления богослужения, ведёт дозволенную беседу, принимает дозволенную пищу, отходит ко сну – всё это записывается как поклонение Всевышнему Аллаху. Высоко ценятся периодические развлечения с семьёй и детьми, не находясь в постоянном поклонении. Лучше ограничивать количество типов поклонений. Например: наши предки-мусульмане в день совершали от 300 до тысячи ракаатов намаза и благословляли Пророка (мир ему и благословение) по десять тысяч раз, другие же в течение дня читали полностью Коран. Главное – искренность и поклонение ради Аллаха. Следует выяснить, какой тип богослужения имеет более позитивное воздействие, действует на сердце. Именно этим и стоит больше заниматься.
‘Абиду также лучше посещать зияраты (священные места), навещать больных, участвовать в похоронной процессии, а также заниматься полезными для мусульман делами. Всё это ценится очень высоко.
Второй тип – ученые-алимы. Это люди, которые, овладев научными знаниями, обучают других исламским наукам, преподают в вузах, в медресе, ведут пропаганду, призывают к Исламу, пишут полезные научно-популярные книги, принося людям огромную пользу. Такому человеку после совершения обязательных намазов и сунна-намазов лучше тратить большую часть времени на распространение полезных научных знаний.
Полезными считаются науки, призывающие людей подготовиться к вечной жизни, показывающие бесполезность и ничтожность этого бренного мира, прививающие любовь к Аллаху, напоминающие о Его милостях, призывающие размышлять над чудесными созданиями Всевышнего, позволяющие прозреть и понять недостатки своего эго и характера, призывающие к искреннему и всё увеличивающемуся поклонению Господу. Даже крупному алиму следует использовать время от рассвета до восхода солнца на поклонение Аллаху, на выполнение заданий муршида, на поминание Аллаха и мольбы к Нему.
После восхода солнца до наступления жары следует преподавать науки, а после наступления жаркого времени до предвечернего намаза работать над написанием научных книг и сбором научных данных. После предвечернего намаза до вечерней зари ученикам, другим мусульманам следует слушать чтение Корана, работать над преподаванием тафсира и других полезных наук. После вечерней зари до вечерней молитвы следует поминать Аллаха, выполнять задание муршида (вирд), произносить истигфару (произношение формулы раскаяния «Астагфируллах»), благословлять Пророка (мир ему и благословение), а для этого лучше использовать ночное время. Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) разделял ночь на три периода: один период для поклонения (ибадата) Аллаху, второй – для занятия наукой, а третий – для сна. Трудность или легкость соблюдения такого разделения, конечно, зависит от зимне-летнего изменения времени года, укорачивания и удлинения дня и ночи.
Третий тип – мутаалимы, т. е. ученики, студенты, которые изучают исламские науки. Изучение наук и увлечение ими ценится больше, чем сунна-намазы и азкары, т. е. поминания Аллаха и благословение Пророка (мир ему и благословение).
Работа учащегося ценится так же, как и работа учёного, преподавателя. Учитель преподаёт, а студент воспринимает и изучает науку. Не только для тех, кто учится ради глубокого изучения науки, но и для обычного человека пойти к учёному или участвовать в научных маджлисах считается ценнее желательного (сунна) поклонения. Среди обычных людей могут быть и такие, которые при совершении намаза пропускают что-то важное, столп или условие намаза. Если один раз, присутствуя на научном маджлисе, в обществе учёного, человек может понять свою ошибку, то он на всю оставшуюся жизнь исправит свой намаз и будет совершать его правильно. Не зря же говорится, что лучше усердие в изучении науки в течение одного часа, чем 60-летнее поклонение. Очень много написано о важности и ценности научного маджлиса и участия в нём.
Кааб аль-Ахбар (да будет доволен им Аллах!) сказал: «Если бы люди знали ценность маджлиса, собрания ученых, они бы дрались за участие в нём, служащий ушел бы с поста, властелины покинули бы свои троны, торговцы бросили бы свои рынки, лишь бы посетить собрания алимов». Но, конечно же, нельзя, часто посещая собрания алимов, полностью отказаться от поминания Аллаха, чтения Корана, благословления Пророка (мир ему и благословение)и других видов поклонения. Те, которые, отбросив всё, занимаются наукой, тоже могут пострадать от гордыни души, болезни, от которой вылечиться трудно, поэтому следует часто поминать Аллаха и исполнять задания муршида.
Четвертый тип – это люди работающие, ремесленники, служащие, торговцы, т. е. люди, которые должны кормить свою семью и заботиться о ней. Человек, который обязан содержать семью, не имеет права тратить время на желательное поклонение и изучение рекомендуемых наук. Для такого человека основной функцией и поклонением является поиск честных средств для содержания семьи. Но во время работы или торговли не следует забывать поминать Аллаха; следует совершать зикр (формула единобожия, раскаяния, восхваления Всевышнего и т. п.), размышлять о созданиях Творца, читать Коран, благословлять Пророка (мир ему и благословение), выполнять задания муршида, стараться поклоняться Создателю и повышать свой уровень исламских знаний.
Даже, если по специфике работы человек не может совершать сунна-намазы, он может поминать Всевышнего Аллаха, восхвалять Его. Время, за исключением периода затраченного в поисках пропитания и необходимых жизненных благ, человек должен тратить на поклонение Аллаху. Но, если человек может приобрести блага и богатства больше, чем необходимо для своей семьи и детей, и раздать бедным и сиротам во имя довольства Всевышнего Аллаха или помочь в строительстве мечетей и медресе, то это ценится больше, чем желательное поклонение. Ведь от этого получит пользу не только дающий, но и другие люди. Вдобавок, он получит пользу от молитв мусульман и величайшую благодать, увеличится вознаграждение от Всевышнего Аллаха в обоих мирах. Знания и владение профессией, без которых в современном обществе мусульманину не обойтись, также является для них коллективной обязанностью – фарз аль-кифая. Человеку, занятому работой с чистым намерением, с намерением принести людям пользу, соответственно, запишется большое вознаграждение.
Пятый тип – главы сел, городов, районов, областей, стран или руководители организаций, учреждений, предприятий, обществ, фирмы и т. п.
Если человек, занимающий одну из вышеуказанных должностей, с искренним намерением в соответствии с нормами Шариата решает проблемы людей и наводит порядок – это ценнее, чем желательное поклонение, поминание и восхваление Всевышнего. Всё свободное от дел время он тоже обязан посвятить поминанию Аллаха и чтению Корана, совершению намазов. Много следует поклоняться в ночное время.
Этому следовал Умар-асхаб (да будет доволен им Аллах!). Он говорил: «Я не пойму своё отношение ко сну: если я сплю днём, то я наношу вред мусульманам, если я сплю ночью, то наношу вред себе». Из вышесказанного следует, что два деяния ценнее желательного поклонения – это изучение наук и совершение полезных для мусульман деяний. Последние считаются самостоятельными поклонениями и приносят пользу другим, поэтому они ценнее обычного желательного поклонения, так как пользу от них получают и другие.
Шестой тип – человек, личность которого растворена в глубокой и безудержной любви к Аллаху, погрузившийся в единобожие, который осознает, что всё хорошее и плохое исходит от Всевышнего. Он больше всего после совершения обязательных намазов и ратибатов (сунна-намазы, совершаемые до или после фарз-намазов) любит связать своё сердце с Аллахом и раствориться в поминании и любви к Нему.
Во всём, что связано с сердцем или с тем, что он видит и слышит, он находит назидание и поучение, поклонение и приближение ко Всевышнему Аллаху. Это очень высокая степень, которая достигается только от частого и постоянного поминания Его, при этом очищая своё сердце и приучая к этому свою душу (нафс).
Третья часть – период после предвечерней молитвы до вечерней молитвы. В этот период следует совершить ратибаты, а затем, соблюдая все условия и обязательные составные части намаза, надлежащим образом совершить предвечерний обязательный намаз. Совершив намаз так же, как и после утреннего намаза, лучше читать Коран, поминать Аллаха (зикр), восхвалять Его, читать мольбы, благословлять Пророка (мир ему и благословение), исполнять задания шейха (вирды) и т. п. Самое ценное время – период после вечерней зари до полного захода солнца. В этот период лучше раскаяться, произнося «астагъфируллагь», прочесть суры из Корана, начинающиеся со слов «Ва-шшамси ва-ззухIагьа», «Ва-ллайли иза ягъша», обе «Куль агIузу» и другие. После утренних и предвечерних намазов, если есть время, желательно читать следующие поминания и восхваления Аллаху, за что он получит большое вознаграждение от Всевышнего:
1. «Ля илягьа илляллагьу вахIдагьу…» (до конца).
2. «СубхIаналлагьи валь-хIамду лиллягьи ва ля илягьа илляллагьу валлагьу акбар».
3. «СуббухIун къуддус раббуль-маляикати ва-ррухI».
4. «СубхIаналлагьи ва бихIамдигьи субхIаналлагьиль-гIазым».
5. «Астагъфируллагьа-ллязи ля илягьа илля гьуваль-хIаййаль-къаййума ва атубу илайгьи».
6. «Аллагьумма ля манигIа лима агIтIайта ва ля мугIтIийа лима манагIта ва ля янфагIу заль-джадди минкаль-джадду».
7. «Ля илягьа илляллагьуль-маликуль-хIакъкъуль-мубин».
8. «Бисмиллягьи-ллязи ля язурру магIасмигьи шайъун филь-арзи ва ля фи-ссамаи ва гьува-ссамигIуль-гIалим».
9. «Аллагьумма салли гIаля МухIаммадин гIабдика ва набиййика ва расулика-ннабиййиль-уммиййи ва гIаля алигьи ва сахIбигьи ва саллим».
10. «АгIузу биллягьи-ссамигIиль-гIалими мина-щщайтIани-рраджим, рабби агIузу бика мин гьамазати-щщаятIин ва агIузу бика рабби ан яхIзурун».
Об огромной ценности этих поминаний и восхвалений говорится в хадисах Пророка (мир ему и благословение).
Одного великого праведного человека по имени Ибрахим ат-Тайми пророк Хизри (мир ему) научил этому заданию (вирд):
1. Чтение суры «Аль-Фатиха» – 7 раз;
2. Cуры «Аль-Ихляс» – 7 раз;
3. Суры «Аль-Фалак» и «Ан-Нас» – по 7 раз;
4. «Аль-Кафируна» («Къуль я аййюгьаль-кафируна…») – 7 раз;
5. Аят «Аль-Курси» («Аллагьу ля илягьа илля гьува…»– 7 раз;
6. «СубхIаналлагьи валь-хIамду лиллягьи ва ля илягьа илляллагьу валлагьу акбар» – 7 раз;
7. Благословение Пророка (мир ему и благословение) (салават) – 7 раз;
8. «Раббигъфир ли ва ливалидаййа ва лиль-муслимина ва лиль-муслимати» – 7 раз;
9. «Аллагьумма-фгIаль би ва бигьим гIаджилан ва аджилан фи-ддини ва-ддунья валь-ахирати ма анта лягьу агьлун, ва ля тафгIаль бина я Мавляна ма нахIну лягьу агьлун, иннака гъафурун хIалимун джаввадун каримун рауфун рахIимун» – 7 раз.
Хизри (мир ему) говорил: «При исполнении этого задания по утрам и вечерам, можно заслужить огромное вознаграждение».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Если проспал утренний намаз и встал когда солнце уже восходит, нужно ли сразу совершать намаз?
Сообщается, что ‘Имран ибн Хусайн, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Мы выехали с посланником Аллаха ночью. Когда подошла последняя часть ночи, мы утомились и заснули, и не просыпались, пока не почувствовали теплоту солнца. Некоторые из нас поспешили совершить омовение, но Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел нам успокоиться. Затем мы ехали, пока солнце не поднялось, и затем совершили омовение. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел Билялу призвать к молитве, и затем совершил молитву в два рак’aта перед (обязательной) утренней молитвой. Затем мы встали и помолились. Мы сказали: “O Посланник Аллаха, не повторить ли нам ее завтра в положенное время?” Он сказал: “Неужели вы думаете, что Аллах примет от вас риба, в то время как Он его вам запретил?!” *». Этот хадис передали Ахмад 4/441 и другие. [Шейх Шу‘айб аль-Арнаут назвал хадис достоверным, исключая слова «Неужели вы думаете … и до конца». См. «аль-Муснад» 19978].
Вопрос: Если человек проспал утреннюю молитву, и проснулся тогда, когда уже солнце вот-вот начало выходить. Нужно ли ему дождаться пока солнце не выйдет полностью, на высоту копья, или он может сразу же возмещать молитву пока солнце еще не вышло до конца?
Ответ:
Большинство ученых говорят, то, что макрух читать намаз в запрещенные времена (во время восхода солнца, в зените и закате) без причины.
А что касается намаза пропущенного в этот день (нет разницы какого) то нет разногласия в дозволенности этого, как пришло (и также в других местах) об этом в шархе на «Муватта» в «Мунтака» 2\14: «Нет разногласия у Уммы в том, то, что разрешено выполнять пропущенный намаз дня, хоть во время восхода солнца хоть во время заката его».
И также: «Масаля: Что касается пропущенных (молитв) то говорит Малик, то что разрешено выполнять в любое время и также сказал Шафии.
(У Шафиитов в мазхабе можно отложить (до восхода), но читать сразу мустахаб по хадису Имрана ибн Хусейна*. Маджмуъ Науауи 3\68).
И говорит Абу Ханифа, то, что не разрешено читать во время запрета.
И довод на то, что мы говорим, слова посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветствует: «Кто проспал намаз или вспомнил о нем после того как забыл, то пусть читает когда вспомнит». Мутафакун алейхи.
А Аллах в Коране говорит «Совершай намаз, чтобы помнить обо Мне». Сура Таха 14.
И это общее положение для всех времен».
*[ Смысл: То что посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) был в одном путешествии и ночью когда ложились он спать сказал Билял чтобы разбудит на утреннюю молитву, но он проспал и проспали все вместе с ним… потом после того как проснулись, посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) приказал перейти с этого места и после приказал сделать вудуъ (омовение) и прочитали молитву. Хадис Бухари 1\130.
Шейх Усаймин растолковал этот хадис т.е. то что посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует не прочитал сразу, а перешли в другое место по причине того, то что это было место шайтанов… http://ar.islamway.net/fatwa/12738 ].
Также сюда подходит хадис:
Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто успел совершить один ракаат утреннего намаза до восхода солнца, тот успел совершить утренний намаз (вовремя). И кто успел совершить один ракаат послеполуденного (аср) намаза до захода солнца, тот успел совершить послеполуденный намаз (вовремя)».
Бухари (579), Муслим, Абу Дауд (412), Тирмизи (524), Насаи (517), ибн Маджа (1122), Малик, Ахмад
Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто успел совершить один ракаат послеполуденного намаза до захода солнца, пусть совершит намаз до конца. И кто успел совершить один ракаат утреннего намаза до восхода солнца, пусть совершит намаз до конца». Бухари (556), Насаи (517), Ахмад. Хадис также привел Муслим со слов Аиши с похожими словами.
Тут явное доказательство что можно начать намаз до того как взошло солнце утром, и также для того кто упустил аср намаз так что уже солнце начинает садится.
Разбор шейха Мухамад ибн Хизама из его шарха книгу «Булуг Аль Марам» (перевод Руслана):
Вопрос: 474. Кто успел совершить один ракаат из намаза Фаджр или ‘Аср и других намазов – тот застиг намаз
Вопрос: 475. Если до выхода времени намаза успел совершить меньше чем ракаат
Вопрос: 498. Если проспал намаз или забыл его совершить своевременно
Вопрос: 499. Кто проснулся или вспомнил а намаз уже вышел, нужно ли совершить намаз без отлагательств
Вопрос: Если человек проспал утреннюю молитву, то после того как он проснулся, может ли он совершить сунну утренней молитвы или нет?
Ответ шейха ибн Джибрина:
«В достоверном хадисе утверждены слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто проспал молитву или забыл о ней, то путь совершит ее, когда вспомнит. Нет больше другого искупления, кроме этого». Затем он прочитал слова Всевышнего: «И выстаивай молитву при воспоминании». К этому же относится и пропуск молитвы по причине просыпания. Нужно сделать этому человеку после пробуждения омовение, затем совершить сунну, а затем обязательную молитву.
Утверждено сообщение о том, что сподвижники вместе с Пророком (салла Ллаху `алейхи уа салам), находясь в путешествии заснули в конце ночи и проснулись только когда уже стояла солнечная жара. Они совершили молитву так, как сделали бы ее в предписанное время, не оставляя сунны».
Вопрос:
Проснувшись на фаджр оставалась где то минут пять до рассвета и боясь что не успею всё сделать и сделать один ракаат чтоб застать молитву не пошел по маленькой нужде, из за этого во время молитвы были позывы по маленькой нужде. Считается ли молитва действительной или нужно переделать молитву? Правильно ли я поступил, и если еще раз будет такая ситуация как нужно правильно поступить?
Ответ:
В основе своей совершение намаза в таком состоянии (сдерживая позывы справить нужду) – нежелательно, однако если ситуация будет как у вас, если бы вы справили нужду, но могли не успеть застать время молитвы, в этом случае человек читает намаз в обязательной форме в таком состоянии.
И намаз достоверный ин ша Аллах в таком случае.
См. Нихаяту ль-Мухтадж уа Хашияту ль-Шабрамальси 2\59\60.
18 Следует ли возмещать молитву, пропущенную без приемлемой шариатом причины?
Нет сомнения в величии греха того, кто сознательно пропустил время, отведенное для молитвы, без шариатской на то причины. Среди ученых были те, кто даже считал такого человека неверным. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Ибрахим ан-Наха’и, аль-Хакам ибн ‘Утайба, Айюб ас-Сахтияни, ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак, Ахмад ибн Ханбаль и Исхакъ ибн Рахауейх говорили, что тот, кто оставит сознательно одну молитву и не совершит ее без причины в установленное время, и откажется ее возмещать, и скажет: «Я не буду совершать намаз!», тот неверный, чье имущество и кровь становятся дозволенными! Если он покается и вновь станет совершать намаз, то его покаяние принимается, а в противном случае его казнят и не наследуют от него!” См. “аль-Истизкар” 2/149.
Также Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Появятся после меня правители, которые будут пропускать время молитвы. Поэтому вы молитесь вовремя, а за ними делайте добровольную молитву!» Муслим 2/127. Ученые говорили, что в этом хадисе доказательство на то, что эти правители не становятся неверными, намеренно упуская времена, отведенные для молитв. А если бы они становились по этой причине неверными, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не повелел бы совершать за ними молитву!” См. “ат-Тамхид” 4/234.
Однако вопрос в следующем: Обязан ли человек, пропустивший без причины намаз, восполнить его?
Большинство ученых и имамы четырех мазхабов считали, что человек, пропустивший молитву без причины, непременно обязан ее восполнить. Однако это мнение не имеет под собой прямых аргументов из Корана и Сунны, а опирается на аналогию с некоторыми хадисами.
Примечание:
Тут необходимо отметить, что не всегда шариатское положение опирается на прямое указание из Корана или Сунны. Есть множество случаев, когда оно вытекает из косвенных доказательств. Например, в Исламе нет прямого указания на запрет совместного пребывания посторонних друг другу мужчин и женщин (ихтилят), однако есть множество указаний в Коране и Сунне, из которых извлекается запрет этого. Так, Всевышний Аллах говорил: «Пребывайте в домах своих и не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества!» (аль-Ахзаб 33: 33).
А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллах) говорил: «Наибольшего довольства своего Господа женщина заслуживает тогда, когда пребывает в своем доме!» Ибн Хузайма 3/93, Ибн Хиббан 12/412, аль-Баззар 5/428, ат-Табарани 9/295. Достоверность хадиса подтвердили имам ад-Даракъутни, хафиз аль-Мунзири и аль-Хайсами.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллах) также сказал: «Самыми лучшими рядами в молитве для мужчин являются первые ряды, а самыми худшими – последние. Среди женщин же самыми лучшими рядами являются последние, а худшими – первые». Муслим 4/159.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллах) сказал: «Ни в коем случае не входите к посторонним женщинам!» Кто-то спросил: “О посланник Аллаха, а что ты скажешь о родственниках мужа?” На это ответил: «Такой родственник – это гибель!» аль-Бухари 5232, Муслим 5/153.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллах) сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не остается наедине с посторонней женщиной, если только не будет с ней близкого родственника (махрам)!» аль-Бухари 5233, Муслим 9/109.
Таким образом, становится предельно ясно, что совместное пребывание посторонних друг другу мужчин и женщин в Исламе запрещено, несмотря на отсутствие прямого текста из Корана и Сунны на запрет этого!
Среди имамов были такие, кто заявлял, что все ученые были единогласны в обязательности восполнения такой молитвы, и что никто не считал иначе, кроме Ибн Хазма.
Во-первых, это заявление опроверг хафиз Ибн Раджаб в «Шарх Сахих аль-Бухари» 5/148, сказав, что в этом вопросе нет единогласного мнения.
Во-вторых, многие ученые, как из числа первых, так и последующих поколений считали, что пропустивший молитву без шариатской причины не возмещает ее, а приносит искреннее покаяние. Этого мнения придерживались многие сподвижники, среди которых ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Ибн ‘Умар, Са’д ибн Абу Уаккъас, Сальман аль-Фариси и Ибн Мас’уд (да будет доволен ими Аллах), которые считали, что молитва, пропущенная без причины, не восполняется.
Ибн Хазм говорил: “И нам неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников противоречил им в этом вопросе”. См. “аль-Мухалля” 2/235.
Также этого мнения придерживались и многие последователи, среди которых аль-Къасим ибн Мухаммад, Мухаммад ибн Сирин, аль-Хасан аль-Басри, ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз и Мутариф ибн ‘Абдуллах.
Также этому мнению отдали предпочтение такие имамы, как аль-Хумайди, аль-Джузджани, аль-Барбахари, Ибн Батта, Дауд, ‘Изз ибн ‘Абду-Ссалям, Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, аш-Шаукани, аль-Альбани, Ибн Баз, Ибн ‘Усаймин и др. См. “Маджму’уль-фатауа” 40/22, “аль-Инсаф” 1/443, “Найлюль-аутар” 2/31, “Сахих фикъху-Ссунна” 1/258.
Имам Ибн Батта говорил: “Известно, что у молитв есть свое время, и тот, кто совершит молитву до наступления ее времени, она у него не будет принята, так же как и у того, кто совершит ее после окончания ее времени!” См. “Фатхуль-Бари” 5/147, Ибн Раджаб.
Имам аль-Барбахари сказал: “Аллах не примет обязательные молитвы, кроме как совершенные в свое время, если не считать того, кто забыл, ибо он имеет оправдание и совершает молитву сразу же, как вспомнит о ней!” См. “Фатхуль-Бари” 5/148.
Ибн Хазм сказал: «Если человек намеренно не совершил молитву, пока не вышло её время, то он никогда не сможет возместить её. Пусть больше делает благих дел и совершает дополнительные молитвы, чтобы чаша его добрых деяний в Судный день была тяжелее. Пусть покается в своём поступке и просит Великого и Всемогущего Аллаха о прощении». Источник: аль-Мухалля. – Т. 2. – С. 235.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Не узаконено возмещение молитвы для того, кто пропустил ее без причины, и эта (возмещаемая) молитва недействительна! Он должен совершать больше добровольных молитв (в качестве покаяния), и это мнение группы из числа саляфов!” См. “аль-Ихтиярат” 34.
Шейх аль-Альбани говорил: “Слова тех, кто считает обязательным восполнение молитвы, пропущенной сознательно без приемлемой причины, не опираются на доказательство. Возмещение подобной молитвы не имеет смысла, поскольку совершение молитвы вне ее времени подобно совершению молитвы до наступления ее времени. Нет в этом никакой разницы!” См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 3/414 и “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/682.
Таким образом, мы видим, что заявления о том, что в этом вопросе есть единогласное мнение (иджма’), не соответствует истине, так же как не соответствует истине и то, что это было мнением лишь Ибн Хазма.
Мнение ученых, не признающих восполнение подобных молитв, является наиболее правильным по нескольким причинам:
Во-первых, Всевышний Аллах установил для каждой молитвы свое время, сказав: «Поистине, молитва предписана для верующих в определенное время» (ан-Насаи 4: 103).
Сказал ибн-Теймия, да смилуется над ним Аллах: «А то, что касается тех дел, которые делаются днем, не принимает их Аллах ночью. И те дела, которые делаются ночью, Аллах не принимает их днем, как намазы «аср» и «зухр». Запрещено человеку откладывать их до ночи. Мало того, сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто оставил намаз «аср», тот как будто лишился семьи и имущества». Также он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто пропустил намаз «аср», тот сделал тщетными свои дела». Сказал Аллах: «После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям, все они понесут убыток (или понесут наказание за невежество или встретят зло)».
И сказали многие из саляфов то, что здесь имеется в виду откладывание намаза так, что его время вышло. Сказал Абу-Бакр ас-Сыдык в завещании Умару, да будет доволен ими Аллах: «Знай, что у Аллах права ночью, и Он не принимает их днем, и права дня не принимает Он их ночью, и Аллах не принимает молитву пока не будет сделана обязательная»». (сокращено)
Здесь ибн-Теймия хочет сказать о том, что тот, кто оставил те дела, для которых предписано время так, что вывел их из их времени, то ему нет смысла восполнять, Аллах не примет.
Например Всевышний Аллах приказал делать хадж в определенное время и если человек не сделал его в это время по не уважительной причине, то по мнению тех кто говорит что унжно возмещать намаз если пропустил его по не уважительной причине, выходи у вас и этот человек упустивший хадж ему вы должны сказать:: «Ты берешь грех, но езжай и сделай хадж в другое время, в другой месяц». А если они так не скажут, а скажут что у хадж делается в определенный месяц, то мы им скажем то же самое и молитва делается в определенное время у которого есть начало и конец, и шариат Аллах исключил из этого, только того кто проспал или забыл.
Во-вторых, нет никаких велений от Аллаха или Его пророка (мир ему и благословение Аллаха), указывающих на необходимость возмещения пропущенной без причины молитвы. Что касается сравнения с тем, кто проспал или забыл, то данная аналогия неправильна, потому что для того, кто проспал или забыл совершить молитву, ее совершение и является полноценным искуплением, тогда как для пропустившего молитву без причины ее восполнение уже не будет являться искуплением.
В-третьих, если бы был обязан возмещать молитву и тот, кто пропустил ее без причины, то какой смысл пророку (мир ему и благословение Аллаха) связывать ее возмещение с такими причинами как забывчивость или сон?!
Те ученые, которые обязали человека, оставившего молитву намеренно, возместить её, основывались на суждении по аналогии (кыяс) с человеком, забывшем о молитве или проспавшим её. И если забывший молитву должен возместить её, то в первую очередь её должен возместить тот, кто оставил её намеренно.
Эти ситуации различны. Человек, оставивший молитву, является грешным, а забывший её – нет. Как же мы будем по аналогии судить о грешном и не грешном человеке?
В-четвертых, вопрос возмещения и искупления относится к велениям шариата, где не дозволено обязывать никого ничем, кроме того, чем обязал Аллах и Его пророк (мир ему и благословение Аллаха). Ведь нет текста, указывающего на подобный вид поклонения, как восполнение пропущенных без причины молитв, а Аллах сказал: «И Господь Твой не забывает!» (Марьям 19: 64).
Как сказал Ибн Хазм: «Также. Веление возмещать молитву – это утверждение закона Шариата. А законы Шариата предписывает лишь Аллах, посредством Своего посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Мы попросим тех, кто обязал человека, оставившего молитву намеренно, возместить её, пусть сообщат нам об этой молитве, которую они повелевают совершать. Это та же молитва, которую приказал совершать Всевышний Аллах или это другое? Если же они ответят: „Это она самая“, то мы скажем им: „Человек, оставляющий молитву намеренно, не грешен. Ведь он совершил то, что велел Аллах, а значит, по вашим словам, на нём нет греха. Как нет упрека в адрес того, кто намеренно не совершил молитву, пока не вышло её время. Подобные слова не скажет мусульманин“. Если же они скажут, что это не та молитва, которую велел совершать Всевышний Аллах, то мы скажем: „Вы правы. И этого достаточно“. Так как они сознались, что велели совершать то, чего не велел Всевышний Аллах». Источник: аль-Мухалля. – Т. 2. – С. 236.
В-пятых, вопрос возмещаемой молитвы не в ее время связан не только с искуплением, а еще и с тем, является ли вообще действительной такая молитва. Ведь восполнение молитвы относится к поклонению, а известно, что любое поклонение в своей основе запретно и недействительно, кроме того, на что пришло указание в шариате.
Разве те, кто обязывает совершить пропущенную без шариатской причины молитву, смогут сказать, что этой молитвой обязал Аллах или же Его пророк (мир ему и благословение Аллаха)?! Несомненно, нет, поскольку нет на это никакого веления ни в Коране, ни в Сунне! Если же они скажут, что этой молитвой Аллах не обязал, но ее нужно возместить, на всякий случай, то на это и хочется обратить внимание, так как с подобным доводом множество ученых несогласно. А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто внесет в наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!» Муслим 1/224.
Ведь сколько мусульман впало в заблуждение, опираясь на то мнение, что молитву, пропущенную без причины, можно восполнить! И сколько же мусульман по непонятным причинам не совершают пятикратную молитву вовремя, а затем, ночью восполняют по порядку чуть ли ни все пять молитв, пропущенные в течение дня, думая, что тем самым они искупили свой грех!
То же самое обстоит и с тем, кто, будучи мусульманином, оставил молитвы и не совершал их сознательно несколько лет. Ему не следует их возмещать, но следует принести искреннее покаяние за столь великий грех! Если, как уже было сказано, не возмещается даже одна пропущенная без причины молитва, то естественно, что молитвы, пропущенные в течение длительного периода, не восполняются тем более. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 1/260.
Это еще притом, что у множества ученых такой человек вообще является кафиром, а кафиру не велено возмещать молитвы.
Аш-Шаукани сказал: «Ибн Теймия сказал: „У тех, кто спорил с ними (то есть с теми, кто говорил о возмещении молитвы), нет ни единого довода, к которому они могут прибегнуть при дискуссии. Большинство из них говорит: „Возмещение обязательно при новом приказе (из Корана или Сунны – прим. пер.)“. Но у них нет этого приказа. Мы спорим с ними не только в вопросе обязательности возмещения, но и в вопросе принятия возмещения и верности молитвы не в своё время“. И он (Ибн Теймия) долго разбирал этот вопрос. Он выбрал то, о чём упомянул Дауд и его соратники. И дело обстоит так, как он сказал. Хотя я внимательно искал довод у тех, кто обязывает возмещать молитву, оставленную намеренно». Источник: Нэйль аль-Аутар. – Т. 2. – С. 26.
Более подробно разобрал доводы обеих сторон и исследовал этот вопрос Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, в своей книге «Ас-Салят» (С. 67 – 109). Обратитесь к этой книге.
Примечание.
Шейхуль-ислам Ибн Теймия сказал: «Ученые, которые велят возместить пропущенную намеренно молитву, не говорят, что простым возмещением грех с человека упадет. Но говорят, что грех станет меньше, если человек возместит молитву. Однако грех упущения и откладывания молитвы до времени её выхода сродни остальным грехам, для искупления которых требуется или покаяние, или благие дела, которые бы уничтожили этот грех. Или что-то другое, что удалит человека от наказания». Источник: Минхадж ас-сунна. – Т. 5. – С. 233.
Разбор данного вопроса шейхом Мухамадом ибн Хизамом из его шарха книгу «Булуг Аль Марам» (перевод Руслана):
Вопрос: 476. Если намеренно не совершил намаз так, что его время вышло, можно ли его восполнить
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.