Что читают на историческом факультете
Что читают на историческом факультете
Историческое образование
Программы общих курсов
Редколлегия:
С.П.Карпов (отв. редактора),
Н.В.Козлова, Л.С.Леонова, И.Л.Маяк,
С.А.Соловьев, Е.В.Федорова, Ю.Л.Щапова.
Сборник программ общих курсов предназначен для студентов Исторического факультета МГУ, получающих подготовку по специальности: “Историк. Преподаватель со знанием иностранного языка”. Программы составлены профессорами и преподавателями МГУ в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (специальность 020700) и учебным планом факультета. Они защищены законом об авторских правах, и любое их использование вне МГУ, воспроизведение в какой-либо форме допускается только со ссылкой на данное издание и с согласия издателей.
Программы отражают ориентацию факультета на фундаментальный характер подготовки студентов как основу профессионального образования. Они охватывают предметы, обязательные для всех студентов факультета, вне зависимости от их специализации по кафедрам и направлениям. К каждой из программ приложен рекомендательный список основных источников и литературы.
Данный сборник — первый выпуск серии программ учебных курсов. Он не включает программы обязательных социально-экономических, общих математических и естественнонаучных дисциплин, а также дисциплин специализации.
Последующие выпуски будут содержать программы или аннотации семинарских занятий по общим курсам, спецдисциплин, спецкурсов и спецсеминаров отделения “История”; программы курсов отделения “История искусства”; программы факультативов.
В соответствии с учебным планом отделения “История” все студенты изучают следующие дисциплины:
Со II-III курса начинается специализация по кафедрам.
В период обучения студенты проходят различные виды внеаудиторной практики.
Обучающиеся на Историческом факультете на V курсе обязаны подготовить дипломные сочинения.
* Курсы по истории стран Азии и Африки в средние века и новое и новейшее время читаются преподавателями Института стран Азии и Африки. Программы опубликованы.
ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА (Г.Е.Марков)
ОСНОВЫ АРХЕОЛОГИИ (А.Р.Канторович, Н.Б.Леонова, Т.А.Пушкина, Н.В.Рындина, Ю.Л.Щапова. Под ред. В.Л.Янина)
ОСНОВЫ ЭТНОЛОГИИ (В.В.Пименов, О.Е.Казьмина)
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XIX века (А.С.Орлов. Под ред. Л.В.Милова)
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ ХХ века (Н.Л.Рогалина, Ю.А.Щетинов. Под ред. Ю.С.Кукушкина)
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА (В.И.Кузищин)
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (Л.М.Брагина, Т.П.Гусарова, С.П.Карпов, Н.А.Хачатурян. Под ред. С.П.Карпова)
ИСТОРИЯ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ (Л.С.Белоусов, В.П.Смирнов, С.А.Соловьев, О.С.Сороко-Цюпа, А.И.Строганов. Под ред. Е.Ф.Язькова)
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ (Н.Б.Селунская)
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ В ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ (Л.В.Милов)
ИНФОРМАТИКА И МАТЕМАТИКА (Л.И.Бородкин)
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИСКУССТВА (С.С.Веселова)
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ИСКУССТВА (В.П.Головин, Ф.В.Заничев, А.Л.Расторгуев, Р.В.Савко, И.И.Тучков)
ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК (Д.А.Дрбоглав, Н.Г.Майорова)
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ (Под ред. И.В.Шевлягиной)
Немецкий язык (И.П.Ясненко)
Французский язык (Т.Б.Пошерстник)
Испанский язык (М.В.Чиликина, Б.Х.Эйдус)
ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
Немецкий язык (Т.Н.Любарская)
Французский язык (Т.Б.Пошерстник)
Испанский язык (М.В.Чиликина)
ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО (Е.Ф.Шичалина)
Какие предметы изучают на историческом факультете
Если вы с детства интересуетесь прошлым, легко запоминаете даты и любите исследовать причины тех или иных событий, стоит задуматься о профессии историка. Это специалисты, которые умеют восстанавливать картину прошлого разных стран и даже всего человечества. Но прежде чем подавать в университет документы для поступления, стоит выяснить, что изучают на историческом факультете.
Больше полезных советов по выбору специальности и дальнейшей учебе в вузе получают подписчики нашего телеграм-канала. Присоединяйтесь — и всегда будьте в курсе последних новостей из мира образования.
Исторический факультет: какие предметы изучают
Поступая на исторический факультет будьте готовы, что вам придется учить не только историю разных эпох, но и общеобразовательные предметы. Обычно их проходят на 1-2 курсах.
Общие дисциплины, изучаемые на историческом факультете
Как и на любом другом факультете, в учебный план специальностей истфака включены:
Специальные предметы на историческом факультете
Естественно, большинство дисциплин исторического факультета связано с историей:
Подготовка хорошего специалиста-историка требует от студента изучения специальной литературы
Также обучение на истфаке невозможно без предметов, которые в будущем позволят студентам проводить собственные исторические исследования:
По некоторым из этих предметов студенты проходят летнюю практику: археологическую, музейную, архивную и пр. Педагогическую практику обычно проходят зимой на 4 курсе.
Какие дисциплины изучают на историческом факультете в магистратуре
Предметы 5-6 курса зависят от специализации студента. Некоторые углубленно изучают историю Европы, Америки или восточных государств, другие специализируются на военной истории, этнологии или истории мировых религий.
Учебные программы магистратуры во многом зависят от направлений научной работы кафедры.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Какие предметы на историческом факультете не проходят
Как и на филологическом факультете, вам не встретятся точные науки: высшая математика, начертательная геометрия, основы математического анализа и пр.
Нет среди предметов истфака естественных дисциплин: физики, химии, биологии, астрономии и т. д.
Кем можно работать после истфака
Выпускники исторического факультета чаще всего работают в социально-гуманитарной отрасли. Они становятся:
Последняя профессия позволяет работать в удобное для себя время и контролировать объем заданий. С надежным сервисом вам гарантированы конфиденциальность и регулярные выплаты.
Дисциплины истфака кажутся легкими только на первый взгляд. У многих возникают сложности с написанием рефератов и курсовых, подбором литературы для диплома и правильным оформлением источников в учебных работах. В этих случаях на помощь приходит студенческий сервис. Его специалисты легко справятся с проблемами студента любой специальности.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
Обзор особенностей обучения на историческом факультете
Что живет с человеком на протяжении всей его жизни, постоянно пополняясь новым? Речь идет не просто о воспоминаниях, а об истории, которая может носить индивидуальный и глобальный характер.
Что живет с человеком на протяжении всей его жизни, постоянно пополняясь новым? Речь идет не просто о воспоминаниях, а об истории, которая может носить индивидуальный и глобальный характер.
Сегодня одним из интереснейших направлений профессиональной подготовки является профессия историка. Несмотря на простой звучание, она обладает многогранными возможностями. Спектр применения дипломированных специалистов в исторической области огромен: от педагогики до туризма, от культуры и просвещения до госструктур.
Сегодня мы расскажем, с чего начинается и как происходит обучение на историческом факультете.
С чего все начинается?
Как правило, выбор профессии «историк» осуществляется под влиянием амбиций и заинтересованности индивида. Чаще всего о данном направлении подготовки задумываются люди, любящие читать и повышать уровень самообразования, увлеченные изучением исторических событий и тенденций, наблюдающие за современным состоянием в мире и пр.
Обучение на историческом факультете
История – это не просто череда событий, фактов, явлений. Данная наука позволяет определить тенденции, причины возникновения проблем, варианты их решения, перспективы развития. Для этого важно обладать критическим или аналитическим мышлением, хорошей памятью и пр.
Далее важно конкретизировать условия для поступления в вуз на истфак: средний проходной балл, количество доступных к освоению мест (бюджетных и коммерческих), конкурс за вакант, стоимость образовательных услуг вуза/ссуза, вступительные испытания (ЕГЭ, междисциплинарный экзамен и пр.).
Важно заранее начать подготовку ко «вступительной кампании», чтобы достичь намеченной цели.
Специфика обучения на историческом факультете
Большинство поступающих полагает, что профессия историка носит чисто гуманитарный характер и не требует колоссальных практических навыков, умений на самом деле это не так.
Подготовка на истфаке
Все зависит от выбранного профиля и сферы деятельности:
Историкам предстоит не просто погрузиться в исторические дисциплины, но и оценить современные тенденции, определить их взаимосвязь (сходства, отличи и пр.) с ранее произошедшими подобными событиями, спрогнозировать перспективы развития и пр.
На историческом факультете учат не просто разбираться в информационной базе, литературе, но и развивать общечеловеческие и профессиональные качества: мышление, логика, педагогические азы, психология общения, исторические особенности в развитии стран/регионов/народов и пр.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Анализ учебного плана покажет, на какие дисциплины и на каком этапе подготовки будет сделан особый акцент: глубина погружения, продолжительность лекций и практикумов, письменные проекты и пр.
В рамках практической подготовки студент должен пополнить «профессиональную копилку» навыками, которые ему пригодятся в трудовой деятельности:
Специфические дисциплины, изучаемые студентами истфака
Помимо всем известных общеразвивающих предметов: философия, социология политология, история (отечественная и зарубежная), студентам исторического профиля предстоит погрузиться в специфические научные области, подчеркивающие сущность и специфик их профессии. О многих подобных дисциплинах абитуриенты ранее не слышали. К числу столь интересных и оригинальных наук относят:
Эти предметы позволяют изучить согбенности развития разлитых культур, народов, определить сходства и отличия, разобраться в религиозных и культурных традициях, правилах.
Под воздействием различных событий, явлений природа и «географические широты» государств поддавались коррективам. Благодаря этой науке студенты узнают, как человек знакомился и приспосабливался к природе и природным явлениям, воздействовал на нее, как создавались государства и изменялись их границы и территории, как природа влияла на жизнь и быт и пр.
В основе данной научной области лежит изучение письменности: первые рукописи и записи, развитие символов, порядок расшифровки древних записей и рисунков, история становления современной рукописи, определение тенденций изменения письменной и устной речи, правил и пр.
Это комплексная дисциплина, которая призвана раскрыть теоретические и практические аспекты построения туристических программ: развлекательная и развивающая основа, посещение отдельных культурно-исторических мест с их описанием, особенностями, планирование пеших и иных экскурсий.
Помимо специфических дисциплин студенты углубленно изучают историю во всех ее проявлениях: всеобщая история, история Древнего мира, история стран Азии, новейшая история, история стран Латинской Америки и пр.
Порядок выполнения курсовых, дипломных и иных исследовательских работ на истфаке
Студенческие и научно-исследовательские работы исторического плана – это уникальные, значимые и интересные проекты, способные не просто углубить познания, но и развить логическое, аналитическое и креативное мышление.
Исторические исследования призваны продемонстрировать причинно-следственные связи в отношении конкретных событий путем сравнения ранних ситуаций и современности, сопоставления текущих возможностей и прогнозирования перспектив развития.
Как работать с материалами по истории?
В историческом проекте обязательно будет присутствовать хронология событий и определение ключевых моментов: дата, событие, следствие. Поэтому здесь имеет место анализ ситуации и поведение параллели между прошлым, настоящим и будущим.
В структуре курсовых, дипломных и иных работ на истфаке будут присутствовать три основных раздела: теоретический экскурс по прошлому, анализ современных условий (проблемы, темы), прогнозирование ситуации с учетом устоявшихся принципов, теорий и тенденций. Притом точные расчеты, сложные графики, чертежи будут отсутствовать.
Ключевая сложность при выполнении подобного рода проектов заключается в:
Какие предметы не практикуют на истфаке?
Исторический профиль — это уникальное направление подготовки, которое носит гуманитарный характер. Здесь важно максимально развить память, ораторские способности, логику и мышление, аналитический слад ума, планирование и организованность. Поэтому ряд дисциплин не включают в учебный план.
К числу непригодных историками предметов относят:
Какими качествами обладает квалифицированный историк, выпускник истфака?
Выпускники исторического факультета или профиля кардинальным образом отличаются от дипломированных специалистов иных направлений. Они обладают более глубоким пониманием происходящих событий, анализируют каждый шаг и результат, извлекая урок.
Что нужно, чтобы стать хорошим историком?
На истфаке особое внимание уделяется не только историческим предметам. Учащиеся усиленно изучают иностранный язык. В числе обязательных является английский, а к дополнительному относят немецкий, китайский, французский и пр.
Историки изначально работают с колоссальным объемом информации, погружаясь в выбранную ими «среду обитания». Они обязаны не просто иметь представления относительно событий и развития страны, но и знать детали. Для этого им предстоит очень много читать, разбираться в информации (ее качестве, достоверности, точности и сути). Поэтому выпускники исторических направлений подготовки глядят сразу в корень, задавая точные вопросы, строго по делу, извлекая урок из чужих и собственных ошибок, истории.
Нередко именно выпускники истфака успешно занимаются научными исследованиями, занимают руководящие посты в госаппарате, трудятся в СМИ и медиа, выступают в качестве авторов студенческих и исследовательских работ.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Что читают на историческом факультете
Направление 46.03.01 «История», бакалавриат
В учебный план бакалавриата включены дисциплины, охватывающие практически все направления современной исторической науки, от «Всеобщей истории» и «Истории России», дающих базовые знания по всемирной и отечественной истории, до специальных исторических дисциплин, позволяющих историкам применять различные методы и подходы, исследуюя разнообразные исторические источники: письменные, вещественные, изобразительные и др. Представляем некоторые из них.
Иcтория России
Преподаватели – доценты кафедры отечественной истории, кандидаты исторических наук
Олег Григорьевич Усенко, Сергей Владимирович Богданов, Ольга Владимировна Дауэнгауэр, Юлия Владимировна Степанова, Александр Викторович Сипейкин.
Целями освоения дисциплины является:
1) формирование целостного представления об истории России и о роли нашей страны в развитии человечества,
2) формирование и закрепление навыков анализа, сопоставления и осмысления исторических событий,
3) воспитание у студентов патриотизма и толерантности, формирование гражданской позиции.
Задачами освоения дисциплины являются:
1) сообщить студентам новые знания:
— о важнейших событиях, явлениях и процессах отечественной истории с древнейших времён до наших дней;
— о культурных, религиозных, этнических традициях населения Российской Федерации;
— о выдающихся государственных, религиозных и культурных деятелях, военачальниках и предпринимателях;
— о месте нашей страны в мире и её роли в развитии человечества;
— об альтернативности и неоднозначности исторического развития;
— о роли объективных и субъективных факторов исторического развития;
— об основных методах исторического познания;
2) сформировать у студентов следующие умения, навыки и готовности:
— способность понимать причинно-следственные связи исторических событий и процессов,
— способность ориентироваться в историко-культурных теориях и концепциях,
— владение элементарными методами исторического познания,
— умение продуктивно работать с источниками и научной литературой, составлять опорные конспекты,
— способность логически рассуждать, ясно выражать и аргументировать свои мысли,
— навыки самостоятельного мышления в сфере историко-культурной проблематики,
— умение обобщать исторические данные по заданным критериям,
— умение сопоставлять события и процессы, имевшие место в прошлом, с теми, которые происходят сейчас.
История Древнего мира
Преподаватель – заведующая кафедрой всеобщей истории, доктор исторических наук Анна Валерьевна Белова.
«История Древнего мира», первых цивилизаций – захватывающий этап исторического развития человечества. Уже в древности мир Востока и Запада отличался. Древние египтяне, шумеры, вавилоняне, хетты, этруски, греки, финикийцы, римляне приоткроют свои тайны тем, кто задаст им свои вопросы из дня сегодняшнего, кто захочет понять и интерпретировать их сложные тексты, кто осмелится разгадать их загадки.
История средних веков
Преподаватель – профессор кафедры всеобщей истории, доктор исторических наук Ирина Геннадиевна Воробьева.
На втором курсе студенты изучают «Историю средних веков» и узнают, кем были люди Средневековья, чем они отличались от нас и чем были на нас похожи, каким видели мир, как относились к власти, воевали, строили города и возводили соборы, какие писали книги, чему учили детей, почему создали инквизицию и сжигали еретиков на кострах.
Новая и Новейшая история
Преподаватели – доценты кафедры всеобщей истории, кандидаты исторических наук
Наталья Александровна Лучинина, Ольга Игоревна Лисицына.
Дисциплина «Новая и Новейшая история» читается на 3 (в 5 и 6 семестре) и на 4 (в 7 семестре) курсах. Дисциплина посвящена истории стран Европы и Северной Америки в Новое и новейшее время. В 5 семестре изучается история раннего Нового времени – от первых буржуазных революций до наполеоновских войн. В 6 семестре – период от окончания наполеоновских войн до Первой мировой войны. 7 семестр посвящён Новейшей истории стран Запада – от окончания Первой мировой войны до сегодняшних дней. Преподавание курса построено на чтении лекций и проведении практических занятий. Географические рамки курса определяются территорией зарубежной Европы и Северной Америки. В ходе занятий студенты знакомятся с такими историческими процессами, как переход от феодализма к капитализму, складывание колониальных империй, формирование научной картины мира, развитие индустриального производства, переход к массовому обществу, поляризация политических идеологий, переход к информационному обществу и многое другое.
Этнология и социальная антропология
Преподаватель – заведующая кафедрой всеобщей истории, доктор исторических наук Анна Валерьевна Белова.
Знакомство с историческими дисциплинами начинается с изучения «Этнологии и социальной антропологии». Мир широк и разнообразен, люди, его населяющие, чем-то похожи, но многим различаются. Единство человечества заключено в его многообразии. Богатство культур, народов, религий и конфессий, представлений о мире и способов жизнеобеспечения – увлекательное пространство узнавания себя и исследования «других». В это познавательное путешествие вы отправитесь с доктором исторических наук по специальности этнография, этнология и антропология, заведующей кафедрой всеобщей истории Анной Валерьевной Беловой.
Историческое краеведение
Преподаватели – доценты кафедры отечественной истории, кандидаты исторических наук
Елена Викторовна Лагуткина, Юлия Владимировна Степанова.
«Историческое краеведение» студенты бакалавриата изучают на втором году обучения. Это важная для историка дисциплина не только потому, что она формирует цельное представление об истории Тверского региона, но и показывает студентам, как локальная история вписывается в общеисторический контекст истории России и мира. В этом смысле дисциплина представляет интерес не только для тех, кто хочет изучить прошлое Тверского региона. Методы и подходы в изучении локальной истории актуальны для всех. Хронологический охват дисциплины – от древнейшего прошлого до новейшего времени. Археологические памятники и культуры, летописи, писцовые книги, этнографические и статистические описания, мемуары и многое другое – источники, с которыми студенты учатся работать и анализировать. Большое внимание уделяется истории культуры – ведь она составляет существенный сегмент любой локальной истории, именно по ней узнают тот или иной регион. В изучении дисциплины применяются информационные технологии: в настоящее время существует большое количество электронных ресурсов – библиографических, географических, баз данных источников, расширяющих возможности студентов в их исследованиях и формирующих навыки использования современных технологий.
История южных и западных славян
Преподаватель – профессор кафедры всеобщей истории, доктор исторических наук Ирина Геннадиевна Воробьева.
История России начинается со славян, утверждают историки. Славянский мир во всем его единстве и многообразии – предмет учебной дисциплины «История южных и западных славян».
История стран Азии и Африки в Новейшее время
Преподаватель – доцент кафедры всеобщей истории, кандидат исторических наук Ольга Игоревна Лисицына.
Дисциплина читается на 4 курсе (в 7 семестре) и посвящена политическому и социально-экономическому развитию стран Азии Африки в условиях нарастающего кризиса колониализма и последовавшего за ним крушения колониальных империй. Курс посвящён специфике развития различных стран Азии и Африки в XX – начале XXI в. Уделяется внимание национально-освободительной борьбе и процессу становления государственности после обретения независимости, а также роли стран Азии и Африки в мировых экономических процессах XX – начале XXI в.
История стран Латинской Америки
Преподаватель – доцент кафедры всеобщей истории, кандидат исторических наук Ольга Игоревна Лисицына.
Дисциплина читается на 3 курсе (в 5 семестре) и посвящена политическому, социально-экономическому и культурному развитию стран Латинской Америки от завоеваний конкистадоров до сегодняшних дней. Курс посвящён политической специфике и культурному своеобразию латиноамериканских стран, особенностям складывания и функционирования экономик этих государств, а также роли Латинской Америки в мировом историческом процессе Нового и Новейшего времени.
Палеография
Преподаватель – доцент кафедры отечественной истории, кандидат исторических наук Юлия Владимировна Степанова.
Историческая география
Преподаватель – профессор кафедры всеобщей истории, доктор исторических наук Ирина Геннадиевна Воробьева.
История человечества реализуется во времени и пространстве, потому студенты-историки изучают «Историческую географию» и выясняют, как человек осваивал первозданную природу, и как природа влияла на людей, их занятия, образ жизни и картину мира.