Что читают сегодня в церкви на литургии
Евангелие дня
Святое Евангелие и чтения дня
Вторник, 14 декабря 2021 : Святое Евангелие от Матфея 21,28-32.
iSpeechА как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил… Читать далее Вторник, 14 декабря 2021 : Святое Евангелие от Матфея 21,28-32.
Вторник, 14 декабря 2021 : Псалтирь 34(33),2-3.6-7.17-18.19.23.
https://www.ispeech.orgвозьми щит и латы и восстань на помощь мне; обнажи мечь и прегради путь преследующим меня; скажи душе моей: «Я — спасение твое!» да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их, ибо они без вины скрыли для меня яму — сеть свою, без вины выкопали ее для души моей. Господи!… Читать далее Вторник, 14 декабря 2021 : Псалтирь 34(33),2-3.6-7.17-18.19.23.
Вторник, 14 декабря 2021 : Книга Софония 3,1-2.9-13.
https://www.ispeech.orgГоре городу нечистому и оскверненному, притеснителю! Не слушает голоса, не принимает наставления, на Господа не уповает, к Богу своему не приближается. Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно. Из заречных стран Ефиопии поклонники Мои, дети рассеянных Моих, принесут Мне дары. В тот день ты не будешь… Читать далее Вторник, 14 декабря 2021 : Книга Софония 3,1-2.9-13.
Понедельник, 13 декабря 2021 : Святое Евангелие от Матфея 21,23-27.
TTSИ когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть? Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново… Читать далее Понедельник, 13 декабря 2021 : Святое Евангелие от Матфея 21,23-27.
Богослужебные указания
Богослужебные указания за 14 декабря 2021 года
1. Вторник. Прор. Наума. Прав. Филарета Милостивого. Аллилуия.
По Уставу, совершается аллилуйная служба (прор. Наума) (Б). По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба прор. Наума не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А). Приводим также порядок совершения славословной службы прав. Филарета Милостивого 1 в соединении со службой прор. Наума (без праздничного знака) и службой Октоиха (В).
А. На вечерне кафизма 6‑я (которая не была прочитана на утрене понедельника).
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 8‑й – 3, и пророка, глас 3‑й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Дево, из Тебе Рождшагося моли…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 8‑й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Радуйся, вселенныя похвало…».
По Трисвятом – тропарь пророка, глас 2‑й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Божественнаго быхом общницы…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь пророка, глас 2‑й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Божественнаго быхом общницы…».
Кафизмы 7‑я, 8‑я и 9‑я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50‑й.
Каноны: Октоиха 1‑й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2‑й на 4, и пророка на 4.
Библейские песни «Господеви поем…».
Катавасия по 3‑й, 6‑й, 8‑й и 9‑й песнях – ирмосы канона Минеи.
По 3‑й песни – седален пророка, глас 5‑й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6‑й песни – кондак пророка, глас 4‑й.
На 9‑й песни поем «Честнейшую».
По 9‑й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 8‑й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Кров Твой…».
По Трисвятом – тропарь пророка, глас 2‑й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя величаем, Богородице, вопиюще: радуйся, незаходимаго Света облаче…».
На часах – тропарь и кондак пророка.
На Литургии вседневные антифоны.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, тропарь пророка; кондак дня, кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь дня, тропарь храма, тропарь пророка; кондак дня, кондак храма, кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Примечание. Если храм Предтечи, то во вторник тропарь и кондак храма не поются, так как заменяются дневными.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня.
Апостол и Евангелие – дня.
Б. Порядок аллилуйной службы (прор. Наума) см. 15 июня, особенности ее см. 16 июня.
На вечерне кафизма 6‑я (которая не была прочитана на утрене понедельника).
На утрене кафизмы 7‑я, 8‑я и 9‑я.
Кондаки на изобразительных в следующем порядке:
В храме Господском – кондак храма, кондак дневной: «Пророче Божий, и Предтече…», [кондак пророка]. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».
В храме Богородицы – кондак дневной: «Пророче Божий, и Предтече…», [кондак пророка]. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – кондак дневной: «Пророче Божий, и Предтече…», кондак храма, [кондак пророка]. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Примечание. Если храм Предтечи, то во вторник кондак храма не произносится, так как заменяется дневным кондаком.
Литургия в этот день не совершается. Вечерня бывает в свое время.
В. На вечерне кафизма 6‑я (которая не была прочитана на утрене понедельника).
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: прав. Филарета, глас 4‑й – 3, и пророка глас 3‑й – 3. «Слава» – прав. Филарета, «И ныне» – догматик по гласу «Славы».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры прав. Филарета (со своими припевами). «Слава» – прав. Филарета, глас 8‑й, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Радуйся, вселенныя похвало…».
По Трисвятом – тропарь прав. Филарета. «Слава» – тропарь пророка, глас 2‑й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся паче смысла…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь прав. Филарета (дважды). «Слава» – тропарь пророка, глас 2‑й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся паче смысла…».
Кафизмы 7‑я, 8‑я и 9‑я.
Каноны: Октоиха 1‑й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), прав. Филарета на 6 и пророка на 4.
Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1‑е «зри»).
Катавасия «Христос раждается…».
По 3‑й песни – кондак пророка, глас 4‑й; седален прав. Филарета. «Слава» – седален пророка, глас 5‑й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Из Тебе воплощшагося…».
По 6‑й песни – кондак и икос прав. Филарета.
На 9‑й песни поем «Честнейшую».
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры прав. Филарета – 4. «Слава» – прав. Филарета, глас 8‑й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь прав. Филарета. «Слава» – тропарь пророка, глас 2‑й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся паче смысла…».
На часах – тропарь прав. Филарета. «Слава» – тропарь пророка. Кондаки пророка и прав. Филарета читаются попеременно.
На Литургии блаженны прав. Филарета, песнь 3‑я – 4 (со ирмосом) и песнь 6‑я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь прав. Филарета, тропарь пророка; кондак прав. Филарета. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь храма, тропарь прав. Филарета, тропарь пророка; кондак храма, кондак прав. Филарета. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен 6 – дня и прав. Филарета.
Апостол и Евангелие – дня и прав. Филарета.
1 Минея содержит две службы прав. Филарета Милостивого (с. 10–25 и с. 25–33).
2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 138.
3 «По конце кафизмы, Аллилуиа, яко обычай. Господи, помилуй, трижды, и Слава, и ныне, [вместо малой ектении. – Сост.] глаголет сам стихословляяй» (Типикон, гл. 9‑я).
4 Если в службе один светилен, то он повторяется.
5 Если в службе отсутствует Богородичен светильна, его допустимо заимствовать из другой службы прав. Филарета.
6 Причастны дня и прав. Филарета совпадают.
Богослужебные указания с сайта Патриархии на каждый день.
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Святейший Патриарх Кирилл выразил сочувствие пострадавшим в результате взрыва в православной гимназии в Серпухове
В день памяти благоверного князя Александра Невского Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве
Святейший Патриарх Кирилл совершил панихиду в тринадцатую годовщину со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II
В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
В канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя
Архив
Богослужебные указания за 14 декабря 2021 года
1. Вторник. Прор. Наума. Прав. Филарета Милостивого. Аллилуия.
По Уставу, совершается аллилуйная служба (прор. Наума) (Б). По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба прор. Наума не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А). Приводим также порядок совершения славословной службы прав. Филарета Милостивого [1] в соединении со службой прор. Наума (без праздничного знака) и службой Октоиха (В).
А. На вечерне кафизма 6-я (которая не была прочитана на утрене понедельника).
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 8-й – 3, и пророка, глас 3-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Дево, из Тебе Рождшагося моли. ».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Радуйся, вселенныя похвало…».
По Трисвятом – тропарь пророка, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Божественнаго быхом общницы. ».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь пророка, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Божественнаго быхом общницы. ».
Кафизмы 7-я, 8-я и 9-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и пророка на 4.
Библейские песни «Господеви поем…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.
По 3-й песни – седален пророка, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак пророка, глас 4-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Кров Твой…».
По Трисвятом – тропарь пророка, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя величаем, Богородице, вопиюще: радуйся, незаходимаго Света облаче. ».
На часах – тропарь и кондак пророка.
На Литургии вседневные антифоны.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, тропарь пророка; кондак дня, кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь дня, тропарь храма, тропарь пророка; кондак дня, кондак храма, кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Примечание. Если храм Предтечи, то во вторник тропарь и кондак храма не поются, так как заменяются дневными.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня.
Апостол и Евангелие – дня.
Б. Порядок аллилуйной службы (прор. Наума) см. 15 июня, особенности ее см. 16 июня.
На вечерне кафизма 6-я (которая не была прочитана на утрене понедельника).
На утрене кафизмы 7-я, 8-я и 9-я.
Кондаки на изобразительных в следующем порядке:
В храме Господском – кондак храма, кондак дневной: «Пророче Божий, и Предтече…», [кондак пророка]. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».
В храме Богородицы – кондак дневной: «Пророче Божий, и Предтече…», [кондак пророка]. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – кондак дневной: «Пророче Божий, и Предтече…», кондак храма, [кондак пророка]. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Примечание. Если храм Предтечи, то во вторник кондак храма не произносится, так как заменяется дневным кондаком.
Литургия в этот день не совершается. Вечерня бывает в свое время.
В. На вечерне кафизма 6-я (которая не была прочитана на утрене понедельника).
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: прав. Филарета, глас 4-й – 3, и пророка глас 3-й – 3. «Слава» – прав. Филарета, «И ныне» – догматик по гласу «Славы».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры прав. Филарета (со своими припевами). «Слава» – прав. Филарета, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Радуйся, вселенныя похвало. ».
По Трисвятом – тропарь прав. Филарета. «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся паче смысла. ».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь прав. Филарета (дважды). «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся паче смысла. ».
Кафизмы 7-я, 8-я и 9-я.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), прав. Филарета на 6 и пророка на 4.
Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»).
Катавасия «Христос раждается…».
По 3-й песни – кондак пророка, глас 4-й; седален прав. Филарета. «Слава» – седален пророка, глас 5-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Из Тебе воплощшагося. ».
По 6-й песни – кондак и икос прав. Филарета.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры прав. Филарета – 4. «Слава» – прав. Филарета, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь прав. Филарета. «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся паче смысла. ».
На часах – тропарь прав. Филарета. «Слава» – тропарь пророка. Кондаки пророка и прав. Филарета читаются попеременно.
На Литургии блаженны прав. Филарета, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь прав. Филарета, тропарь пророка; кондак прав. Филарета. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь храма, тропарь прав. Филарета, тропарь пророка; кондак храма, кондак прав. Филарета. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен [6] – дня и прав. Филарета.
Апостол и Евангелие – дня и прав. Филарета.
1 Минея содержит две службы прав. Филарета Милостивого (с. 10–25 и с. 25–33).
2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 138.
3 «По конце кафизмы, Аллилуиа, яко обычай. Господи, помилуй, трижды, и Слава, и ныне, [вместо малой ектении. – Сост.] глаголет сам стихословляяй» (Типикон, гл. 9-я).
4 Если в службе один светилен, то он повторяется.
5 Если в службе отсутствует Богородичен светильна, его допустимо заимствовать из другой службы прав. Филарета.
6 Причастны дня и прав. Филарета совпадают.
ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Вторник 26-й седмицы по Пятидесятнице
(1Тим.1:8–14; Лк.19:45–48)
Изгнание торгующих из храма
45 И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих,
46 говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.
47 И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его,
48 и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.
8 А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его,
9 зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц,
10 для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению,
11 по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.
12 Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение,
13 меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии;
14 благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе.
Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки
( Лк. 19:45-48 ) Лк.19:45. И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих,
Лк.19:46. говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.
Лк.19:47. И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его,
Лк.19:48. и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.
Об очищении храма евангелист Лука говорит согласно с Марком (Мк.11:15–17) и отчасти – с Матфеем (Мф.21:12–13).
«И учил каждый день в храме». Евангелист Лука отмечает факт ежедневного появления Христа в храме как учителя для того, чтобы сделать переход к предмету следующей главы. На это «учение» намекает и евангелист Марк (Мк.11:17).
«Неотступно слушал». Внимание, с которым народ слушал Христа, являлось препятствием для врагов Спасителя в их замыслах против Него.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
«Дом Мой есть дом молитвы» (Лк.19:46). И точно, только войди в храм, и уж позывает тебя на молитву. Все тут так расположено и так делается, чтоб располагать и споспешествовать молитве. Потому, если хочешь возгреть молитву в сердце своем, ходи чаще в храм Божий. Дома так не помолишься, как в храме. Есть такие, которые и дома тепло молятся, но если дома так, то насколько выше того в храме? Но бывая в храме, не телом только бывай в нем, а более духом. Стань, где потише, и зря умом Господа пред собою, изливай пред Ним душу свою. Мечтания разгоняй, забот не допускай, и одному делу внимай – делу молитвы. Поднимай тяжелую душу горé, и дебелость ее разбивай созерцанием вещей Божественных. Если есть что за тобою, сними с себя покаянием и обетом исправления. Если совесть не сыта, подбавь дел самоотвержения и любви. Стоя в храме, заготовляйся и на все время, как будешь вне храма, не отступать от Господа мыслью, а «вы́ну предзреть* Его пред собою» (Пс.15:8), чтоб «не подвиглись стопы твои» (Пс.16:5) с правого пути на неправый. От этого, когда придешь в храм, тебе легче будет держать себя в нем, как должно. А от достодолжного пребывания в храме, опять легче будет тебе удержать внимание пред Господом, когда будешь вне храма. И так пойдет все выше и выше расти твое пребывание в Господе, а больше этого чего еще желать?
СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк.19:45–48)
Протоиерей Александр Шаргунов
Господь являет ревность о чистоте Храма. Он очищает храм от тех, кто оскорбляет его святыню. «Войдя в храм, Он начал выгонять продающих в нем и покупающих». В чистоте Храма несравненно большая слава, чем в его богатстве. И Христос объясняет нам, почему Он изгоняет этих торговцев. Храм — это «дом молитвы», отделенный от всего, для общения с Богом. А покупатели и продавцы сделали его «вертепом разбойников» своими сделками, которые они заключают здесь. Они не только мешали входящим в Храм молиться. Звон монет среди молитв уже провозвещал величайшее в истории человечества преступление, когда Он будет продан за тридцать сребреников и разорится храм Его Божества. И доныне так, ибо корень всех зол есть сребролюбие.
священник Дмитрий Барицкий
Сегодняшний отрывок рассказывает о том, как Христос выгнал из Иерусалимского храма торговцев. Сцена, мягко говоря, шокирующая. Она входит в резкий диссонанс со всем тем, что Господь говорил и делал до этого момента. Тот, Кто только недавно призывал Своих последователей, подставить другую щеку, если тебя ударят по одной, устраивает настоящий погром, действует в ущерб интересов целой группы людей, будто бы одержимый страстью гнева. Как же это понимать?
Начнем с того, что описанные события произошли накануне еврейской Пасхи. В это время в Иерусалиме собиралось огромное число паломников. Все они устремлялись во святая святых города, Иерусалимский храм. В тех многочисленных притворах, которые его окружали, велась бойкая торговля. Она была двоякого рода.
Во-первых, здесь меняли деньги. Дело в том, что все иудеи непосредственно перед Пасхой должны были уплатить на храм специальный налог. Если они не успевали сделать это в своем родном городе, им нужно было сделать это в самом Иерусалиме. Налог платился специальной чеканной монетой. Именно для этой цели вокруг храма и стояли обменные пункты. Однако обмен был далеко неравноценный. С каждой операции брали довольно большой процент. Один английский исследователь Нового Завета подсчитал, что менялы только за счет подобных операций имели годовой доход около 9000 фунтов стерлингов. Иными словами, это был обыкновенный грабеж простых людей.
Во-вторых, в притворах храма торговали жертвенными животными. По закону такое животное не должно было иметь никакого изъяна. Специальные люди, которые контролировали качество жертвы, могли с легкостью забраковать ту скотину, которую человек приводил с собой. В этом случае жертвователь был просто вынужден покупать животное прямо здесь на месте. Естественно, что это было в разы дороже. Не стоит говорить, что ответственные за контроль качества жертвы часто входили в сговор с продавцами, чтобы вместе нажиться на чужой трудности.
Иными словами, в храме процветали разного рода спекуляции. Это и возмущает Христа. Возмущает до такой степени, что Он переворачивает столы меновщиков, а затем делает хлыст и выгоняет им животных.
Это показывает нам глубокую жизненность и правдивость евангельского рассказа о Спасителе. Перед нами живая Личность. Его образ объемен и многогранен. Он не только Бог любви и всепрощения, Который готов до конца терпеть личные обиды, к чему призывает и нас. В то же самое время Он Бог справедливости, праведного гнева и воздаяния. Он ожидает от людей исполнения Своего закона. В первую очередь – человеческого отношения к тем, кто нас окружает. И, несмотря на свое долготерпение, Он всегда найдет способ воздать по заслугам тем, кто поступает несправедливо по отношению к своим ближним, тем более наживается на чужом горе.
На этом можно было бы и закончить. Но есть здесь еще один немаловажный момент, который существенно корректирует все вышесказанное. Пройдет всего лишь неделя после описанных событий, и Тот, Кто разогнал храмовых спекулянтов, будет за них же умирать на кресте. Умирать не с проклятиями, но с благословением, с надеждой и ожиданием, что они и все подобные им раскаются, изменят свою жизнь. Вот та цена, которую заплатил Христос за право устанавливать справедливость, учить людей и требовать от них изменений. Его гнев – далеко не то чувство, которое рождается в пустом, озлобленном на весь мир сердце от нанесенных несправедливых обид. Это всегда гнев преисполненного любовью отца, который видит безобразия сына и готов пойти на любую личную жертву, чтобы избавить Свое чадо от этого тяжкого бремени.
Всем нам, чающим торжества правды в этой жизни, поведение Христа яркий пример. Если мы Его ученики, то давайте всякий раз, когда берем в руки хлыст, чтобы установить порядок и справедливость, будем задумываться, а на что мы готовы пойти ради тех, кого собираемся воспитать, обличить и вразумить. Нами движет отцовская любовь, которая не остановиться перед тем, что можно и жизнь положить за свое дитя? Или мы во власти того чувство, когда хочется стереть обидчика с лица земли? Но не преумножим ли мы в таком случае ту самую злобу и несправедливость, против которых так ревностно выступаем? Может лучше на всякую обиду и несправедливость ответить усердной молитвой. Пусть действует Сам Бог. Пусть Он устанавливает правду в этой жизни. Ведь у Него в отличие от нас любви точно хватит на всех.