Что читают ваши дети
Что читать детям сегодня? Часть 1
В православной среде не стихают споры: «Какие сказки и в каком возрасте читать нашим детям? Можно ли отыскать что-то ценное в литературном наследии советской эпохи? Допустимо ли, чтобы насекомые и звери со страниц детских книг проповедовали о Боге?» Все эти вопросы мы задали протоиерею Александру Ильяшенко, настоятелю храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, отцу двенадцати детей.
Звучащее слово
– Отец Александр, расскажите, пожалуйста, о своем детстве. Как складывалась обстановка с чтением в Вашей семье?
– Основу, фундамент моей любви к литературе заложил мой отец. Папа любил читать вслух, и делал это просто артистически. Вечером, когда все заканчивали свои дела, мы собирались, слушали его и таким образом узнавали, прежде всего, русскую классику: Пушкина, Гоголя, Толстого.
Среди наших любимых книг были произведения Оскара Уайльда, Вильгельма Гауфа. Папа очень любил читать «Песнь о Гайавате» – поэму Лонгфелло в переводе Бунина, познакомил нас с замечательным историческим романом Генриха Сенкевича «Крестоносцы».
Папа же привил нам любовь к удивительному поэтическому творчеству Алексея Константиновича Толстого. Это один из лучших русских поэтов, человек с чистой, гармоничной христианской душой, которая так ясно отразилась в его произведениях. Его стихотворения облагораживают и освежают, как глоток чистой воды.
Пример отца очень нас вдохновлял: когда мы подросли, то и сами стали много читать.
– Сейчас, кажется, традиция вечернего чтения почти ушла из семейного обихода?
– К сожалению, это происходит и в моей семье: домой я возвращаюсь поздно вечером, совершенно уставший.
Когда мои старшие дети были маленькими, я тоже старался им много читать вслух. Сейчас они выросли, и у меня не получается уделять детскому чтению такое же время, как раньше. Но это вовсе не плюс, а минус.
– Как Вы формировали круг чтения для своих детей?
– Нам повезло: мы изначально оказались в особом окружении. У наших родителей было много высокообразованных и духовных друзей, и с приходом в Церковь мы попали в круг людей яркой веры, очень незаурядных и глубоко образованных. Так что у наших детей появились друзья-сверстники, с которыми они прекрасно общались. Им не требовались никакие ограничения, ни в какую другую сторону они и не смотрели.
– Что читают Ваши дети?
– В основном ту же литературу, которую в их возрасте читал я: они ее по-новому прочитывали и осваивали. Конечно, в каком-то смысле им доступно больше литературы, потому что сейчас во много раз увеличился выбор книг.
При этом, к сожалению, книжный рынок заполонила низкопробная фантастика, и мальчишки подчас увлекаются этой ерундой, тратя свое время зря. Это, конечно, очень обидно. Надеюсь, они подрастут и разберутся, что к чему.
Сокровищница культуры
– Отец Александр, читали ли в семье Ваших родителей духовную литературу?
– Нет, не читали. Духовную литературу тогда доставали с огромным трудом, и дома у нас такого чтения не имелось.
Но если говорить о чтении для нынешних детей, то я считаю очень назидательной и легко усваиваемой литературой жития святых, истории из Патерика и рассказы русских летописей, поскольку летописи писались глубоко верующими людьми, это настоящие произведения духовной литературы.
Папа привил нам любовь к былинам. К сожалению, этот жанр литературы совершенно вышел из поля зрения наших современников. Конечно, это очень своеобразная, но в то же время глубокая и интересная народная литература, которая дает нам представление об отношении народа к самому себе.
Например, известный былинный персонаж богатырь Святогор – наследие языческих времен. Святогор обладает исполинской силой, но сделать на земле ничего не способен, потому что не может найти себе применения. Как сказано в былине: «У Святогора силушка по жилочкам живчиком перекатывается. Тяжко Святогору от силушки как от тяжкого бремени».
Это очень интересный и верный образ, потому что во все времена выдающимся людям бывало трудно от того дара, которым они обладали. Взять, к примеру, молодого Пушкина, который не мог справиться со своей гениальностью.
Или вот другая былина «О Вольге и Микуле». Вольга – это историческая фигура, Вещий Олег, который умеет всё: волком скакать, ястребом в небе лететь… Дружина у него храбрая. Но вот воины слышат, как поет пахарь, скачут за ним, а догнать его не могут.
Наконец, изо всех сил помчались, догнали, и оказалось, что работа, которую пахарь делает без труда, не в состоянии осилить вся дружина. Это говорит о высоком уровне самосознания народа: «Ты, конечно, князь, у тебя – дружина, а вся земля держится на крестьянине».
Крестьянин – это же высокая самооценка. Это значит, что человек относится к своему труду как к труду крестному, жертвенному, необходимому. «Крестьянин» созвучно слову «христианин». Ты крестьянин – значит христианин.
Вспоминается еще одна назидательная былина под названием «Как перевелись богатыри на Руси», которую, как мне кажется, очень полезно всем иметь в виду.
Напал на Киев Калин-царь с несметным войском. С большим трудом русские богатыри это силу одолели, даже сам Илья Муромец чуть не погиб. Но когда они всех победили, то порасхвастались.
Алеша Попович сказал: «Подавай нам силу нездешнюю, мы и с ней справимся». Появились тут два молодца. Наехал на них Алеша Попович, разрубил каждого пополам, но они не умерли, стало их четверо.
Наехал Добрыня, а их уже восемь. Вот они рубятся, рубятся, а сила все растет и растет, все на богатырей с боем идет. Поняли богатыри, что возгордились и поехали по монастырям каяться. Вот так перевелись богатыри на Руси.
Былины очень глубоки – они вырастают из исторических событий, поэтому в них много высокой народной и духовной мудрости.
Отбор и контроль
– Раз уж разговор зашел о былинах, позвольте задать вопрос об их современных мультипликационных версиях. Уже снято три полнометражных анимационных фильма, в которых высмеивается киевский князь, в двусмысленном виде предстают русские богатыри. Илья Муромец, к примеру, верит в приметы. Мультфильмы яркие, остроумные, но стоит ли показывать их детям?
Практически все, что снято до 1970 года, можно брать для своей домашней видеотеки совершенно спокойно. В мировом киноискусстве имеется много глубоко назидательного, позитивного, воспитательного, одухотворенного.
Я с детства люблю мультипликационную «Сказку о солдате», снятую в начале 1950-х годов. Бравый солдат возвращается с войны. По дороге останавливается перекусить, достает хлебушек и осеняет себя крестным знамением. Озвучивает эту роль один из наших великих артистов – Михаил Яншин – у него удивительно красивый, мягкий голос. Уже из одного этого понятно, что и режиссер, и актер – верующие люди, потому что в то время никто бы не согласился изображать или озвучивать героя, который верит в Бога, если бы сам не был верующим
Около солдата появляется старичок и просит у него кусочек хлеба. Солдат думает: «Ломоть-то маленький, если разделить – оба голодные будем. Эх, ладно», и отдает всё, что у него есть. Старичок в благодарность дарит солдату волшебную суму, с помощью которой тот побеждает нечистую силу. Это тоже очень характерно. Сейчас у людей какой-то трепет перед потусторонним миром, а у верующего православного человека такого комплекса быть не должно, потому что он – с Богом, Который путь его охраняет и оберегает. По слову Псалмопевца, «если бы не Господь был с нами… то живых они поглотили бы нас» (Пс. 123, 2-3).
Солдат из этой сказки своей верой, смекалкой, мужеством и добротой, побеждает злую силу. У этого фильма глубокое христианское содержание, которое не декларируется и не навязывается, а следует из поступков героя этой доброй и мудрой сказки.
– Родительский контроль должен касаться не только фильмов, но и книг, которые читают дети?
– Нужно покупать хорошие фильмы и показывать их детям. Точно так же надо отбирать и книги.
Вся мировая классика сейчас уже переиздана. Например, недавно вышел издававшийся в 1970-х годах сборник русских летописей, отобранных и обработанных специально для детей. Поэтому эту книгу так интересно и, вместе с тем, поучительно читать.
Существует множество разных переводов и пересказов средневековых западноевропейских эпосов. Это очень интересное чтение, потому что культура христианской Европы была пусть и католической, но христианской. На народном уровне это различие и не очень-то чувствуется: благородство есть благородство, мужество есть мужество, предательство есть предательство, а справедливость – настоящая справедливость. Эти категории детям необходимо усваивать, как правило, с самого раннего возраста.
Существуют очень полезные в нравственном отношении рассказы наших классиков. Например, «Гуттаперчевый мальчик» Григоровича, по этой повести даже был снят фильм.
Такие произведения особенно важно читать детям современных новых русских, чтобы они знали, что не только они одни на белом свете живут, что богатство вовсе не есть свидетельство успеха, а, наоборот, накладывает серьезные обязательства на того, кто им владеет. Что от такого имущественного неравенства происходит столько горя на белом свете.
Православный взгляд на мировую классику
– Отец Александр, иногда православным родителям сложно сориентироваться в том, как рассказывать детям об античной культуре. С одной стороны, это корни европейской цивилизации, с другой – что говорить детям о греческих божествах?
– Что касается мифологии, нужно объяснять, что это мифы, что так воспринимали мир люди, которые еще не знали Христа. Нужно говорить о том, что Христос для того и пришел, чтобы развеять эти заблуждения. Греческие боги подчас очень жестоки, несправедливы. Конечно, нужно культурное образование, ознакомление с историей народов и верований, но необходим и наш четкий и недвусмысленный ответ о том, что есть что.
Что касается великих римлян и греков, то здесь совсем другое дело. Я бы рекомендовал кое-что даже включить в школьную программу. Например, был такой знаменитый полководец и политический деятель Гай Марий. В его жизнеописании Плутарх пишет, что тот родился зимой, когда разразилась страшная гроза, и было явлено знамение: в гнезде орла нашли семь яиц, хотя обычно их там бывает не более двух. Все эти знаки указывали на высокое избранничество рожденного младенца, что потом и оправдалось. Это исторический факт, а не миф.
Гай Марий, при всех своих недостатках, был человеком властным и жестоким, стал исключительно талантливым полководцем. Этот человек, обладавший личной храбростью, не прятался за спины солдат. Это вообще характерно для тогдашних полководцев: за трусливым полководцем тогдашний солдат бы не пошел. Гай Марий всегда находился рядом со своими солдатами, а не где-то в штабе позади войска.
Рассказы о греческих и римских героях – это очень назидательное и полезное чтение, но ничто нельзя вырывать из контекста, чтобы у ребенка не создалось искаженное, однобокое представление о мире. Все рассказы должны звучать на фоне православного взгляда на мир. Подчеркните разницу между православным подвижником и античным героем.
Изучать жизнеописания античных героев необходимо потому, что там говорится о мужестве, о патриотизме, личном подвиге. Для древних народов на первом месте в ранге добродетелей стояли военно-патриотические, гражданские качества, в то время как в христианской литературе на первый план, безусловно, вышла духовная жизнь, которая возвысила и одухотворила доблесть и любовь к Родине.
Но, чтобы дойти до уровня великих подвижников, нужно для начала встать на уровень хотя бы тех нравственных норм, которые котировались в античном мире. Если ты не мужественный, безынициативный и безграмотный человек, то ты просто можешь стать религиозным фанатиком, но не полноценным культурным человеком.
– Можете ли Вы порекомендовать какие-нибудь исторические произведения?
– «Крестоносцы» и «Камо грядеши» Генриха Сенкевича, историческая трилогия Яна, «Князь Серебряный» А.Н.Толстого, «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» М.Н. Загоскина, книги очень хорошего современного писателя Д.М.Балашова. Всё это можно читать в подростковом возрасте.
Если ты декламируешь произведение вслух и комментируешь прочитанное, то с детьми можно читать практически всё. Если ребенок читает сам, то произведение должно соответствовать его уровню. Пусть лучше перелистает лишний раз сказку про Колобка, чем что-то лишнее, не соответствующее его возрасту и развитию.
– Ваше мнение о классической приключенческой литературе?
– Конечно, положительное, на то она и классика: Вальтер Скотт, Жюль Верн, Марк Твен… Заметьте, как много имен иностранных писателей. Конечно, осваивать это необходимо, причем вовремя, потому что если взрослый человек откроет «Трех мушкетеров», то обнаружит там столько эпизодов, едва находящихся на грани пристойности… А подросток этого совершенно не замечает. Если не дать подростку эту книгу вовремя, и она попадет к нему в руки позже, то либо он на это чтение плюнет, либо ему оно повредит.
– Николай Евграфович Пестов в книге «Православное воспитание детей» пишет: «В произведениях «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» Марк Твен выводит яркие типы двух мальчиков, которые в глазах молодого поколения овеяны героизмом. На первый взгляд им свойственен ряд положительных черт характера: мужество, самостоятельность, сострадание к обиженным…
Но на самом деле здесь выводятся дети антихристианского характера, у которых тление греха прикрыто личиной доблести. Для мальчиков не существует религии и Бога: непослушание и обман — основные черты их поведения по отношению к старикам. Мальчики курят, воруют куриц, вступают в яростные драки и все это возводится автором в какую-то доблесть».
Я же, перечитывая эту книгу Марка Твена во взрослом возрасте, наоборот удивилась тому, насколько Том религиозен: пусть хитростью, но он выменивает у других билеты, чтобы получить Библию, молится…
– Он поступает самоотверженно. А потом способ, которым он красит забор! Это же просто классика. Если ты хочешь, чтобы кто-то что-то для тебя сделал, тебе надо заинтересовать этого человека. В книге много юмора и этот юмор добрый. У автора в душе, безусловно, есть высокие идеалы. По таланту Марк Твен, может и стоит ниже Михаила Булгакова, но согласитесь, насколько у того идеал темный, хоть он и талантливый человек.
Наследие советской эпохи
– Отец Александр, как, по-Вашему, стоит относиться к советской детской классике, которая до сих пор даже входит в школьную программу? Ведь там совершенно неприкрыто звучат, например, антимонархические, революционные и антирелигиозные идеи. Таковы «Три толстяка», «Королевство кривых зеркал»…
– Я в свое время читал всё это в детстве и любил эти книжки. Если ребенок в определенном возрасте это прочтет, то ничего страшного с ним не случится. Но Вы правы, четкая линия советской идеологии в них очень чувствуется. И она гораздо более приемлема, ее легче отфильтровать, указать на нее, чем в современных «боевиках», в которых героям «всё позволено», даже преступления или убийства из-за угла.
Не нужно сосредотачиваться на этом, ведь есть прекрасные советские прозаики, писавшие, например, о живой природе. Виталий Бианки, Константин Паустовский… Последний, кстати, недавно меня просто потряс своим рассказом «Молитва мадам Бовэ».
Рассказ написан от третьего лица, но, очевидно, автобиографичен. Некий писатель живет на даче в Переделкине. В его семье служит французская гувернантка, которая чудом уцелела и во время революции, и в страшные предвоенные годы. Германия нападает на Россию. Но для мадам Бовэ, конечно, война началась не в 1941, а в 1940-м, с разгромом Франции, который она очень переживала. Но она не теряет оптимизма и напевает песню, в которой такой припев: «Всё будет хорошо, когда расцветет сирень».
Проходят трудные военные годы, 1944, весна… Мадам Бовэ видит, что по улице бежит мальчишка и кричит: «Союзники высадились в Нормандии!» Она сообщает об этом писателю, который спешит к соседу послушать радио, а возвратившись, видит, что вся терраса – в сирени. Ветки с цветами повсюду: в вазах, в банках… А на столе – неизвестно как сохраненные мадам Бовэ — две бутылки шампанского, сама она появляется в каком-то удивительно изящном французском платье, хотя она далеко не молода, но изысканно одета. Они торжествуют день начала освобождения Франции. Когда все вечером расходятся по своим комнатам, дочка писателя сквозь открытую дверь видит, что мадам стоит на коленях и молится – с благодарностью обращаясь к Богу. Такой неожиданный для советского писателя рассказ.
Вообще надо отметить, что многие писатели, которых мы называем «советскими», родились и взрослели в православной стране, что, конечно, не могло не оставить следа в их душах. А душа каждого человека, как писал Тертуллиан, по природе своей христианка.
Окончание следует…
Статьи для р о дителей
А зачем вообще читать?
Чтение — это не обязанность, а просто одна из вещей, которые помогают расширить кругозор и сформировать личность. Такая же, как путешествия, занятия творчеством или задушевные разговоры с родителями.
Однако у чтения есть несколько стратегических преимуществ.
В чем польза чтения
Это очень дешево. Книги можно скачать в интернете бесплатно или за символическую цену. В любой школе, в любом городе есть библиотеки, да и дома у многих есть свое собственное книжное собрание. Новая печатная книга стоит примерно столько же, сколько два билета в кино. Словом, чтение отнюдь не разорительно и доступно всем.
Чтение развивает воображение. Фильм или сериал — это всегда история, рассказанная с точки зрения режиссера. Мы получаем готовые декорации и кастинг. Чтение же — это всегда совместное творчество, ведь нам самим приходится снимать кино у себя в голове.
Учит понимать и анализировать любой текст. И это важное умение, ведь нас окружает огромное количество текстовой информации — контракты и соглашения, новости и записи в блогах. А уровень понимания текстов при этом очень низок — люди, не приученные к чтению, просматривают тексты по диагонали или не идут дальше заголовка, упускают важное и додумывают за автора.
Помогает прокачать эмоциональный интеллект. Мы сочувствуем героям, пытаемся понять их мотивы и предсказать поступки, мысленно с ними спорим. Все это тренирует умение смотреть на мир через чужую оптику.
Смотрите запись вебинара с литературным критиком и преподавателем НИУ ВШЭ Галиной Юзефович — там мы рассказываем, как выбрать ребенку книгу, от которой не оторваться, обязательно ли любить произведения из школьной программы и что делать, если дети заявляют, что читать — это скукотища.
Где искать книги для детей
Даже начитанные взрослые порой слабо разбираются в детской литературе. Мы припоминаем пару-тройку хрестоматийных книг, но этого явно недостаточно, чтобы помочь ребенку сформировать круг чтения. Вот несколько практических советов о том, где и как искать хорошие детские книги.
Ходить по книжным магазинам
Неважно, онлайн или офлайн: если в вашем городе нет хороших книжных, сайты интернет-магазинов вполне их заменят. На некоторых сайтах можно не только прочитать аннотацию и отзывы, но и посмотреть несколько страниц, чтобы оценить иллюстрации и стиль автора.
Познакомиться с издательствами
Если знать, на чем специализируются разные издательства, можно прицельно ходить по сайтам и следить за новинками.
Например, «Самокат» выпускает прекрасно иллюстрированную европейскую детскую классику и увлекательный научпоп для малышей и школьников. В «Манн, Иванов и Фербер» можно ходить за нон-фикшн и приключенческими романами. «Белая ворона» — это редкие немейнстримовые авторы и книги, которые не стыдно положить на кофейный столик, так они красивы. А «Настя и Никита» продвигают современных российских авторов.
Искать рекомендации
Советы друзей, подборки книжных магазинов, блогерские обзоры и подкасты о литературе помогут родителям сориентироваться в мире детских книг. Со времен нашего детства было издано и переведено множество прекрасных книг для детей.
Роберт Маклосски, Шел Сильверстайн, Пол Гэллико, Мария Парр — нам эти имена мало о чем говорят, но книги этих авторов уже успели стать признанной классикой, а на русский их перевели совсем недавно.
Учитывать интересы ребенка
Возможно, в детстве вас увлекали повести Владислава Крапивина или Кира Булычева. Но это не значит, что «Приключения Алисы Селезневой» покажутся вашим детям такими же захватывающими, как и вам.
Выбирайте книги о том, что интересует вашего ребенка. И не пренебрегайте книжками по мотивам игр и мультфильмов. Да, «Щенячий патруль» — это не Лев Толстой. Но не стоит относиться к таким произведениям свысока, если ваша задача — увлечь детей чтением как таковым.
А если сомневаетесь в интересах ребенка — возьмите ребенка в красивый и уютный книжный, покажите ему несколько книг, предложите выбрать самому. И не критикуйте ребенка, даже если вам не нравится книга.
Попробовать комиксы и графические романы
Не стоит недооценивать этот жанр — графические новеллы давно не считаются чем-то несерьезным, примитивным и низким. Смотрите на них как на синтез текста и искусства иллюстрации. А чтобы убедиться, что такие произведения — это не только про драки супергероев, полистайте лучшие образцы. Например, «Персеполис» Маржан Сатрапи.
Если мы вас убедили, попробуйте начать с графических романов для всей семьи — «Джейн, лиса и я» Фанни Бритт, детективные «Дневники Вишенки» Жориса Шамблена или немного сюрреалистичный «Малыш Немо в Сонной стране», нарисованный в начале прошлого века Винзором Маккеем. Или попробуйте классику в графическом переложении — в магазинах можно найти комиксы по Жюлю Верну, Редьярду Киплингу, Роберту Льюису Стивенсону.
Следить за литературными премиями
Уж если начинать — так с самого лучшего. Ежегодно во многих странах авторитетное жюри выбирает самые выдающиеся детские книги. Самые известные премии — Медаль Джона Ньюбери, где отмечают лучших американских авторов, шведская Премия памяти Астрид Линдгрен, международная Премия имени Х. К. Андерсена.
Какие книги читают наши дети
«Они ничего не читают!» — эту жалобу на современных детей и подростков можно услышать и от педагогов, и от родителей. Но действительно ли нынешние дети ничего не читают? Социологи считают, что происходит не кризис чтения, а смена его «модели». Разнообразие книг, которого не было у мам и бабушек, приводит к тому, что дети начинают четко разграничивать «книги для школы» и «книги для себя».
Американская организация National Public Radio провела онлайн-опрос, согласно результатам которого, серия книг о волшебнике Гарри Потере британской писательницы Джоан Роулинг возглавила список 100 лучших книг для детей и подростков. Второе место заняла трилогия американской писательницы Сьюзен Коллинз «Голодные игры», экранизации которой, как говорят, вскоре обгонят по популярности «Поттериану» и «Сумеречную» сагу (которая, кстати, занимает лишь 27-ю строчку рейтинга).
В России продолжают составлять свой список лучшей детской и подростковой литературы. Правда, произведения, из которых можно выбрать в ходе онлайн-опроса, принадлежат лишь перу русских писателей и поэтов. На данный момент на первых строчках находятся «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» Ильфа и Петрова, повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», «Два капитана» Вениамина Каверина, «Алые паруса» Александра Грина, «Белый Бим Черное ухо» Гавриила Троепольского и «Идиот» Федора Достоевского.
Правда, эти книги, как и американский «топ внеклассного чтения», были выбраны взрослыми. А что предпочитают сами дети? Правда ли, что с появлением компьютера и развитием кинематографа дети разлюбили читать? Эту жалобу все чаще можно слышать от родителей и учителей: «Целый день сидит за компьютером, ничего не читает». В российском исследовании 2001 года на вопрос об отношении к чтению лишь десять процентов детей и подростков ответили: «Не люблю читать, ничего не читаю». Больше четверти (27,6 процента) выбрали ответ: «Нравится читать, много читаю». Чуть больше трети: «Люблю читать, но нет времени». Кстати, «сидит за компьютером» и «ничего не читает» никак не связаны между собой. Многие современные дети читают с экрана, о чем их родители почему-то не задумываются. Это красноречиво доказывает обилие отзывов о детской и подростковой литературе на сайтах бесплатных онлайн-библиотек от самих юных читателей: «Спасибо, очень понравилась книга! Сейчас пойду читать следующую, хотя время уже позднее и завтра в школу».
Одна пятая опрошенных школьников рассказала, что тратит на чтение до получаса в день, еще треть — от получаса до часа, около 40 процентов — больше часа. Правда, любители эти — в основном младшеклассники. К десятому классу поклонников чтения остается только 17 процентов. Исследователи утверждают, что любовь к чтению едва ли не напрямую зависит от возраста. Чем старше ребенок, тем меньше времени у него занимает чтение «для себя». Но скажем честно, много ли вообще у детей в средних и старших классах времени «для себя»? В средних классах родители стараются загрузить их спортом и музыкальным образованием «для общего развития». Отстающие по каким-то предметам нередко уже с этого возраста занимаются с репетиторами. А в старших классах начинается интенсивная подготовка в вуз, когда подростки нередко не успевают есть и спать, а на подготовительных курсах от них требуют: «Забудьте все, что вам рассказали в школе, и решайте уравнение так, как я показываю».
Смена модели чтения, о которой говорят социологи, заключается как раз в разделении «делового» и «досугового» чтения. К несчастью, со средних классов у большинства детей начинается отторжение уроков литературы. Причин здесь много. И нечуткий учитель, который превращает «разбор произведений» классиков в морализаторство и повторение заученных фраз. И сама программа, которая не меняется десятилетиями — а между тем, выходят новые, интересные книги, и дети, возможно, с охотой обсудили бы именно их. В результате чтение начинает делиться на «чтение для дела, чтобы успевать в школе», и «чтение для себя».
К «деловому чтению», увы, почти всегда относятся произведения классиков. Правда, по наблюдениям, в доме, где взрослые сами с удовольствием читают классику, дети обычно охотно приобщаются к ней. Но много ли вы знаете взрослых людей, которые на досуге перечитывают Достоевского и Толстого? Не удивительно, что дети тоже воспринимают «программную классику» как каторгу. А вот «чтение для себя» может быть любым, в зависимости от интересов ребенка. Бывает и так, что дети 10-12 лет «проглатывают» книги по истории религий или естествознанию. «Моему младшему сыну девять лет, — рассказывает Кира. — Так он читает, в основном, научно-познавательную литературу — энциклопедии. На каникулах подсунула ему сказки братьев Гримм (они небольшие и с картинками). Сынуля прочитал их за три секунды (утрирую) и со спокойной совестью принялся за очередную энциклопедию».
Статистика, правда, показывает, что дети этого возраста отдают предпочтение книгам про зверей и природу, а также приключенческим романам о путешествиях («Пятнадцатилетний капитан», «Робинзон Крузо»). Подростки постарше читают детективы, фантастику, развлекательную литературу и книги об их сверстниках («Баранкин, будь человеком!», «Витя Малеев в школе и дома»). Удивительно, но фэнтези дети и подростки пока читают все-таки реже, чем классику.
Есть и печальные новости. Благодаря обилию техники и визуальной рекламы вокруг, у подрастающего поколения меняется восприятие печатного текста и информации. Все чаще приходится сталкиваться с явлением «клипового сознания», о котором говорят последние десять лет, — восприятие становится поверхностным. Возрастающий темп жизни требует от детей и подростков умения быстро переключаться, ни на чем не задерживая внимание. В результате они привыкают не читать, а выхватывать из текста «куски», чтобы по ним составить самое общее впечатление. Детям все труднее концентрироваться на многостраничном тексте, особенно на неторопливых повестях и романах.
По этой же причине продолжает возрастать интерес к комиксам, доля которых в репертуаре чтения у младших школьников значительно увеличивается. На читательский выбор детей не может не влиять и киноиндустрия. В книгах они ищут те же захватывающие дух сюжеты, которыми изобилует кинопрокат и телевидение: фантастика, мистика и «ужастики», детективы. С начала 2000-х у детей и подростков особенно популярными стали серии книг вроде «Детский детектив» и «Черный котенок», а также многочисленные и, увы, не слишком качественные фэнтези-романы. К счастью, некоторые авторы этого жанра оказываются настоящими мастерами слова. Если ребенку посчастливится найти и полюбить их книги, за его грамотность и богатство речи можно не беспокоиться. В жанре фэнтези есть признанная классика: Джон Рональд Руэл Толкин, Роберт Асприн, Роджер Желязны, Вячеслав Крапивин и многие другие.
Социологи отмечают и другую интересную тенденцию: даже у детей и подростков чтение становится все более «гендерным», зависящим от пола. Этому факту до сих пор не уделяли должного внимания. Хотя, наверное, все слышали шутку о том, что в «Войне и мире» мальчики всегда пропускают любовные сцены, а девочки — батальные. Младшие школьники с одинаковым удовольствием читают рассказы Драгунского, «Незнайку в Солнечном городе» Носова, повести Астрид Линдгрен и Эдуарда Успенского. Но чем старше дети, тем более значимыми становятся различия в чтении мальчиков и девочек. Особенно это касается подросткового возраста.
«Не надо мне про любовь! — сердится мальчик-шестиклассник. — Не буду я читать вашу «Дикую собаку Динго». Мальчики этого возраста предпочитают читать приключенческую литературу, книги про компьютеры и электронику. Немного отстают по популярности фантастика и фэнтези (Сергей Лукьяненко, Андре Нортон, Ник Перумов, Дмитрий Емец) и «ужастики» вроде Стивена Кинга и менее заслуженных авторов.
Девочки же читают романы. Только речь, к сожалению, идет не о «Евгении Онегине» или «Анне Карениной». Имеются в виду книги «из взрослой» (или подростковой) жизни, в которых главная героиня — взрослеющая девушка или женщина. Конкретный список авторов и произведений меняется с течением времени. В 80-90-е годы это были романы Шарлотты Бронте, Жорж Санд, Маргарет Митчелл и другие. В 2000-е и 2010-е годы фаворитами становятся серии «Романов для девочек» (к примеру, сестер Воробей), «Любимые книги девочек», «Школа в Ласковой Долине» Фреснин Паскаль (о сестрах-близнецах из американского городка) и романы про трех подружек Элли, Магду и Надин авторства Жаклин Уилсон.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.