Что чувствует младенец к маме

Установление контакта между матерью и ребенком при грудном, смешанном и искусственном вскармливании

Грудное вскармливание обеспечивает возможность гармоничного развития, которое определяется не только составом женского молока, но и контактом между матерью и ребенком (визуальным, тактильным, вербальным), являющимся важной составляющей процесса грудного вскармливания. Именно поэтому грудное вскармливание является продолжением связи между матерью и ребенком, установившейся во время беременности и прерванной в процессе родов. Сформированный в процессе вскармливания грудью контакт между матерью и ребенком оказывает влияние на развитие материнско-детских отношений в дальнейшие возрастные периоды.

Связь матери и ребенка начинает формироваться еще во внутриутробный период: на 3–5 месяце гестации появляется амниотрофное питание [1]. В третьем триместре беременности неродившиеся младенцы пьют от 15 до 40 мл амниотической жидкости в час [2]. Именно амниотрофное питание является механизмом адаптации к постнатальному лактотрофному питанию. Запах околоплодной жидкости сходен с запахом секрета желез ареолы материнской груди, что позволяет ребенку узнавать свою биологическую мать [2].

После рождения ребенка связь мать–плод, осуществляемая через пуповину, обрывается, что обозначается в настоящее время в психологии термином «кризис рождения». Этот кризис связан с тем, что после рождения и перевязывания пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать [3]. Ребенок попадает в среду, отличающуюся от среды обитания во внутриутробный период. Меняется все: привычная водная среда — на воздушную, которая отличается температурой, влажностью, освещенностью, концентрацией свободного кислорода, микробной и антигенной нагрузкой, наличием прямого сенсорного воздействия. На ребенка действует сила тяжести. Непривычно интенсивными становятся тактильные, зрительные, слуховые ощущения. Ощущение тепла матери, ее запаха, голоса, биения сердца связывает новорожденного с прежней внутриутробной жизнью и делает рождение не травмирующим [3, 4]. Постнатальным эквивалентом плаценты является грудное вскармливание [5, 6].

Имеются данные, что от того, сколько времени проводит ребенок в контакте с матерью после родов и в первые дни жизни, а также от качества этого контакта зависит частота его плача в первые два года, привязанность к матери и некоторые психологические проблемы в старшем возрасте [7]. Следует подчеркнуть, что телесный контакт присущ только млекопитающим. В последние годы большое внимание психологи и педиатры уделяют контакту «кожа к коже» [4, 8, 9]. Нахождение ребенка рядом с матерью помогает ему регулировать температуру собственного тела, метаболические процессы, уровень ферментов и гормонов, частоту сердечных сокращений и дыхательных движений.

Полагают, что тесная связь c матерью начинает формироваться с первых минут, с первого взгляда. Это положение о важности бондинга (связывания) впервые высказано педиатрами Marshall Klaus и John Kennell [10]. Эти исследователи указывают, что плач ребенка увеличивает приток крови к груди матери. Разделение матерей и младенцев Д. Чемберлен [10] рассматривает как эмоциональное испытание.

Согласно новым перинатальным технологиям по поддержке грудного вскармливания первый контакт матери и ребенка должен быть не менее 30 минут. При этом ребенка не следует сразу прикладывать к соску матери. Ребенка следует выложить на живот матери, после этого у него проявляется поисковый рефлекс: новорожденный находит сосок, начинает сосать и дает старт лактации [4, 11].

Считается, что именно первый час жизни ребенка имеет решающее значение для фенотипической реализации материнского чувства и полноценной, длительной лактации. Это связано с тем, что состояние наибольшей активности головного мозга новорожденного приходится на вторые полчаса жизни. Состояние матери после родов, характеризуемое как стрессовое по интенсивности эмоций, однако переживаемое как эйфория, высокий уровень возбуждения ребенка являются физиологической основой возникновения между матерью и новорожденным сильной эмоциональной связи. Чрезвычайно важным для ребенка является также восприятие биологической матери, которое дает старт чувству привязанности к матери, что оказывает несомненное влияние на гармоничное развитие ребенка [7]. Грудное вскармливание имеет большое значение для психического развития ребенка, поскольку оно является формой общения матери и ребенка. Это одна из отличительных черт грудного вскармливания.

Что чувствует младенец к маме. Смотреть фото Что чувствует младенец к маме. Смотреть картинку Что чувствует младенец к маме. Картинка про Что чувствует младенец к маме. Фото Что чувствует младенец к мамеНесмотря на все неоспоримые преимущества грудного вскармливания, к шести месяцам на грудном вскармливании находится, в среднем по России, чуть более половины детей. По нашим данным 4% детей с рождения начинают получать искусственные смеси [12]. Имеют также место случаи, когда младенцы при сохраненной лактации отказываются от груди матери; в этих случаях прибегают к вскармливанию сцеженным молоком из бутылочки. Однако грудное вскармливание является формой общения матери и ребенка [13], и это одно из принципиальных отличий вскармливания из бутылочки (даже если это сцеженное грудное молоко). При вскармливании младенца сцеженным грудным молоком из бутылочки ребенок получает все необходимые пищевые вещества и защитные факторы, но может лишиться возможности общения с матерью во время кормления, если сцеженным молоком кормит ребенка бабушка, папа, няня, а не мама.

Техника установления контакта с ребенком при вскармливании сцеженным женским молоком

Что чувствует младенец к маме. Смотреть фото Что чувствует младенец к маме. Смотреть картинку Что чувствует младенец к маме. Картинка про Что чувствует младенец к маме. Фото Что чувствует младенец к мамеЧто же делать, если мать хочет кормить грудью, но грудное вскармливание либо не состоялось, либо состоялось, но не той продолжительности, как бы этого хотелось матери, либо имеет место бутылочное вскармливание сцеженным женским молоком? Нередко у этих матерей развивается «чувство вины» перед ребенком, т. к., по их мнению, будет потеряна связь с малышом. Врачи должны убедить мать, что она не виновата в сложившейся ситуации, а любовь, общение с ребенком способны сохранить контакт с ним. Следует изменить технику вскармливания ребенка. В исследованиях [14] было показано, что частота кормлений новорожденных, вскармливаемых по требованию, к концу первого месяца составляла в среднем 8,0 ± 2,7 раза в сутки. Средняя продолжительность кормления грудью в период новорожденности может составлять 30–40 минут и более, затем сокращается до 15–20 минут на втором-третьем месяце жизни ребенка, а время кормления ребенка из бутылочки нередко бывает менее 10 мин. Таким образом, при грудном вскармливании ребенок имеет возможность общаться с мамой только во время дневных кормлений около 7–8 часов в период новорожденности и около трех часов в первые месяцы жизни, а при искусственном вскармливании — немногим более часа.

Традиционно техника вскармливания из бутылочки состоит в том, что ребенок берется на руки и ему дают бутылку с соской или же кормят ребенка, не вынимая его из кроватки. Как показывают наблюдения, очень часто кормление ребенка из бутылочки мать поручает няне, бабушке, отцу. Так решается поставленная задача — накормить ребенка. Но вскармливание ребенка первого года жизни имеет не только нутритивное значение. Это было уже отмечено как общение матери и ребенка. Следует отметить, что среди аксессуаров для грудного вскармливания уже в 80?е годы ХХ века было предложено специальное приспособление (SNS (Supplementary Nutrition System) — дополнительная система кормления, разработанная швейцарской компанией Medela для докорма ребенка сцеженным женским молоком или заменителями женского молока [15, 16].

Это приспособление представляет собой градуированную емкость для смеси/сцеженного молока и мягкие капилляры. В комплект входят капилляры трех различных размеров.

К сожалению, этот способ докорма редко используется из-за отсутствия информации, как у кормящих матерей, так и у медицинских работников.

В последние годы общепризнанным является докорм детей сцеженным грудным молоком с помощью ложки. Мягкие ложечки SoftCup для докорма используются как альтернатива бутылочке с соской [16]. Мягкая нижняя ложкообразная часть обеспечивает лучшее дозирование, чем при использовании кружечки или поильника, — ложечка заполняется автоматически при сжатии резервуара. В начале кормления малышу не нужно втягивать воздух, так как между бутылочкой и наконечником расположен мембранный клапан, который также не допускает проливания молока.

Этот способ является профилактикой отказа ребенка от груди и наиболее подходящим для докорма сцеженным грудным молоком или смесью. Приспособление с успехом используется также при кормлении недоношенных детей, детей с различными расстройствами сосания, с челюстно-лицевыми (расщелины верхней губы и мягкого неба) патологиями.

Техника установления контакта с ребенком при искусственном вскармливании

Если мать кормит ребенка смесью, задача педиатра состоит в том, чтобы обучить мать технике искусственного вскармливания. Это позволит компенсировать возможный дефицит внимания матери. Какова же должна быть техника вскармливания из бутылочки? Вскармливание ребенка из бутылочки необходимо проводить матери. Для кормления мать берет ребенка на руки. При этом ей следует поглаживать ребенка. Руки ребенка должны быть свободными, чтобы он мог прикасаться к матери. Очень важен контакт «глаза в глаза». После кормления, если ребенок не заснул, его следует подержать на руках, разговаривать с ним. Время контакта матери и ребенка при таком подходе будет составлять не менее 20–30 минут. Такой способ вскармливания особенно показан матерям, которые очень хотели кормить ребенка, но по независящим от нее причинам вынуждены были перевести его на искусственное вскармливание. «Чувство вины» у матерей может быть снято посредством общения с ребенком и использованием кормления для общения с ним.

Таким образом, грудное вскармливание имеет не только нутритивное значение, не только способствует гармоничному развитию ребенка, но, что очень важно, является продолжением контакта между матерью и ребенком, истоком которого является внутри­утробный период. Контакт, сформированный в период грудного вскармливания, несомненно, оказывает влияние на формирование родительских отношений в последующие возрастные периоды и является предметом исследования психологов.

Литература

М. В. Гмошинская, доктор медицинских наук

НИИ питания РАМН, Москва

Источник

Контакт мамы и новорожденного

Формирование эмоциональной близости между мамой и малышом, и как это способствует развитию ребенка.

Когда возникает эмоциональная связь с малышом

Тесная эмоциональная связь между родителями и ребенком начинает складываться сразу после появления малыша на свет — с первого взгляда, прикосновения, поглаживания.

Но у женщины все начинается еще раньше, во время беременности, когда будущая мама приходит к осознанию величия момента — зарождения внутри нее новой жизни. Вынашивая малыша, она ведет мысленный диалог со своим сыночком или дочуркой, придумывает имя, разговаривает, читает книги, слушает музыку. Правильно питаясь и поддерживая позитивный настрой, мама передает малышу крепкое здоровье и оптимистичное отношение к жизни. Готовить вещи для новорожденного, обустраивать детскую комнату — это тоже канал общения с ребенком, который еще не появился на свет, но уже всецело занимает мысли будущих родителей.

И наконец, рождение ребенка закрепляет эмоциональную связь, делает ее реальной.

Установление контакта после рождения — это возврат к тому единству, которое было у женщины и будущего ребенка в их общей вселенной. В «прежней» жизни малыш получал питание от мамы через пуповину; теперь, после того как она перерезана, в «этой» жизни мама начинает давать ему молоко, заботу, уход и все свое внимание.

Общение с малышом сразу после рождения

В результате десятков исследований в разных странах ученые пришли к выводу, что для малыша и мамы крайне важно контактировать в первые часы после родов. В рамках эксперимента одних детей сразу после рождения выкладывали на мамин живот, других уносили для проведения традиционных послеродовых манипуляций.

В первой группе малыши вели себя одинаково: лежа на животе у роженицы, они открывали глаза, двигали руками, дотрагиваясь до мамы и до своего рта, искали грудь, высовывали язык и пытались приложиться к ней, наконец начинали активно сосать, когда в процессе своих поисков добирались до цели.

Более половины малышей из другой группы после возвращения к маме не демонстрировали поискового поведения, долго не могли приложиться к груди и начать сосать.

Зачем нужен телесный контакт после родов

Налаживаем контакт сразу после родов

Что можно сделать, чтобы первое знакомство родителей и малыша прошло успешно и контакт был установлен?

Последствиями отделения новорожденного от мамы сразу после родов могут быть: выброс большого количества гормонов стресса в кровь, возбужденное состояние малыша, плач, непродолжительный сон, снижение уровня глюкозы в крови, понижение температуры тела, проблемы с грудным вскармливанием (неправильное сосание, болезненность сосков), снижение объема выпиваемого молока и, как следствие, потеря в весе в первое время после рождения.

Грудное вскармливание как способ наладить контакт

Значение грудного вскармливания куда шире, чем банальное удовлетворение естественной потребности ребенка в пище. Оно еще и является продолжением связи между мамой и ребенком, начавшейся внутриутробно. Установленный сейчас контакт окажет влияние на все последующее формирование детско-родительских отношений, поможет выстраиванию доверительности и эмоциональной близости взрослого и ребенка.

Грудное вскармливание укрепляет тесный эмоциональный контакт между мамой и малышом, дает ребенку утешение и чувство защищенности, а мама испытывает удовлетворение от выполнения этой важной миссии.

Если по каким-то причинам грудное вскармливание невозможно, это не значит, что связь с малышом будет утеряна. Иногда у мам, которые не могут кормить ребенка грудью, появляется чувство вины перед малышом. Задача близких людей — убедить маму, что она не виновата в сложившейся ситуации, что ее любовь, забота и общение с ребенком сохранят контакт с ним.

Что делать для налаживания контакта при искусственном вскармливании? Нужно изменить технику кормления. Замечено, что «прием пищи» из бутылочки длится значительно меньше, чем сеанс грудного вскармливания: 10 минут против 30 – 40. Более того, иногда ребенка кормят прямо в кроватке, не беря его на руки. При возможности мама поручает эту функцию отцу ребенка, бабушке или няне. И если задача накормить голодного малыша таким образом выполняется, то задача налаживания и поддержания тесного эмоционального контакта — совсем нет.

Как проводить кормление из бутылочки и поддерживать контакт с малышом:

Привязанность мамы и ребенка

Психологи давно изучают психологию связи ребенка и мамы, ее значение для дальнейшей жизни человека. Ребенку для его психологического благополучия очень важно испытывать привязанность к маме. Качество и наполненность этой связи определяет все дальнейшее психическое развитие и закладывает основы психологического портрета личности ребенка — его способности устанавливать здоровые и доверительные отношения с окружающими. Привязанность создается постепенно.

Психологам известно, что для полноценного развития в младенчестве ребенку недостаточно только удовлетворения его жизненно важных физических потребностей. Для налаживания контакта с внешней средой крохе нужен проводник в мир эмоциональных связей и социальных ролей.

Выступая таким проводником, мама формирует будущую модель взаимодействия ее ребенка с миром. И от качества и характера ее контакта с малышом зависит то, с каким настроением и ожиданиями малыш обратится к миру.

Для чего нужна привязанность к маме

Малыш откликается не просто на ухаживание за ним, а на эмоциональный контакт, игру, разговор в процессе этого ухаживания. Мама, дарящая заботу, внимание, улыбки, теплоту голоса и рук, дарит не просто себя и свое время, но и свою любовь. Если мама и ребенок обоюдно получают удовольствие от общения и если мама открыто это демонстрирует, малыш учится принимать самого себя как объект, достойный любви.

Дети мам, не внимательных к потребностям своего ребенка, склонных к эмоциональной холодности, в школьный период бросают все свои силы на восполнение дефицита внимания и привязанности через установление более тесного контакта с учителем. Бывает и обратная реакция: дети, отвергаемые своими матерями, не уверены в себе, теряют познавательный интерес к окружающему миру, игнорируют учителей и других взрослых.

Диалог мамы и малыша

Что чувствует младенец к маме. Смотреть фото Что чувствует младенец к маме. Смотреть картинку Что чувствует младенец к маме. Картинка про Что чувствует младенец к маме. Фото Что чувствует младенец к маме

Замечено, что мама ведет себя с младенцем иначе, чем с другими людьми.

При ухаживании за малышом у мамы появляется особая манера говорения: речь становится замедленной, с паузами, с простыми словами и короткими предложениями, меняется ее ритмика, повышается высота голоса, появляется «певучесть».

Между мамой и малышом устанавливается своеобразная коммуникация, первое время представляющая собой постоянный монолог мамы: она задает вопросы, делает паузу и от имени ребенка сама на них отвечает.

Такой необычный формат общения имеет большое значение для психического развития ребенка. Уже через месяц-другой в одну из таких пауз малыш откликнется агуканьем и гулением. Мама подхватит его отклик и продолжит коммуникацию, побуждая малыша к ответным реакциям. Ребенок, получая позитивный опыт общения, будет и дальше откликаться на приглашение самого главного собеседника в его жизни «поговорить». Со временем монолог мамы перейдет в гармоничный диалог с малышом.

Процесс узнавания друг друга, привыкания друг к другу — взаимный, малыш не является пассивным объектом манипуляций мамы. Своими реакциями он регулирует материнское поведение — инициируя контакт, поддерживая его или прекращая. Можно говорить о том, что не только мама социализирует младенца, но и младенец обучает и воспитывает маму.

Контакт папы и новорожденного

Что чувствует младенец к маме. Смотреть фото Что чувствует младенец к маме. Смотреть картинку Что чувствует младенец к маме. Картинка про Что чувствует младенец к маме. Фото Что чувствует младенец к маме

Хорошо, если папа будущего ребенка присутствовал на родах, помогал жене, массировал ей спину, держал за руку, перерезал пуповину. Все это эмоционально вовлекало его в происходящее, заранее настраивало на встречу с малышом, готовило морально.

Отцы имеют свой собственный, уникальный подход к общению с ребенком. Установление контакта с малышом после рождения пробуждает в папе чувствительность. Она другая, чем у мам, равно как и чувство защищенности, которое отцы дарят своим детям, иное, нежели то, что дает ребенку мама. Заботливое участие отца в уходе за новорожденным, как и сама отцовская любовь, важно ребенку не меньше, чем материнская забота.

Любой папа может стать таким же заботливым, как и мама. Несмотря на то, что у отцов гормональная связь не такая крепкая, как у матерей, и они способны на установление сильной привязанности к своим детям в период новорожденности.

Трудности с установлением контакта

Несмотря на все усилия будущих родителей, иногда установление первого контакта может быть отсрочено по разным причинам. Что это за причины?

Какова бы ни была причина, важно поскорее определить проблему и устранить ее. Обратитесь за помощью к родственникам, медицинскому персоналу в роддоме или другим специалистам — неонатологу и психологу. Поддержка и добрый совет помогут вам наладить связь с вашим ребенком.

Контакт установлен

Новорожденные начинают реагировать на людей, как только появились на свет. Уже в первые часы после рождения малыш может сосредоточенно рассматривать лицо человека, если оно находится в 20 – 25 см от его глаз. На таком расстоянии он видит лицо матери, когда она кормит ребенка.

Малыш может одарить вас рефлекторной улыбкой, которая вызывается легким прикосновением к его щеке.

К концу первого месяца жизни ребенок начинает откликаться на голоса, поворачивая голову в сторону, откуда они раздаются, учится устанавливать контакт глаз.

Социальная улыбка, адресованная взрослому в ответ на его ласковое обращение, появляется у младенцев на втором месяце и достигает своего расцвета в три месяца, когда малыш охотно улыбается любому человеку. К этому же возрасту ребенок начинает гулить, особенно в минуты ласкового общения с ним. Социальная улыбка и гуление — важные вехи в психическом развитии младенца, так как они сигнализируют о начале настоящей коммуникации между малышом и взрослым.

Как понять, что у малыша формируются контакты с людьми:

Поддерживаем контакт

Что чувствует младенец к маме. Смотреть фото Что чувствует младенец к маме. Смотреть картинку Что чувствует младенец к маме. Картинка про Что чувствует младенец к маме. Фото Что чувствует младенец к маме

Что нужно делать для поддержания эмоциональной связи после контакта, который установился в первые дни и недели после рождения?

Надеемся, теперь вы узнали все, что вам необходимо, чтобы создать крепкую эмоциональную связь с ребенком. Приятного контакта с вашим малышом!

Источник

Что чувствует младенец к маме

В период вынашивания ребенка между матерью и плодом устанавливается тесный контакт, который осуществляется в основном через пуповину. Уже во втором триместре ребенок выпивает по подсчетам от 15 до 40 мл амниотической жидкости, запах которой схож с запахом секрета, выделяемого ареолами молочной железы. Такое питание подготавливает ребенка к дальнейшему грудному вскармливанию. Таким образом, ребенок учиться буквально по запаху узнавать свою настоящую мать. Конечно, малыш чувствует биоритмы матери, ее эмоции и переживания, биение ее сердца. После того, как ребенок выходит из утробы и теряет последнюю связь с матерью в момент обрезания пуповины, наступает «кризис рождения». Малыш вступает в совершенно новый мир.

Связь ребенка с матерью в первые часы после рождения

Что чувствует младенец к маме. Смотреть фото Что чувствует младенец к маме. Смотреть картинку Что чувствует младенец к маме. Картинка про Что чувствует младенец к маме. Фото Что чувствует младенец к маме

Связь мамы с ребенком во время грудного вскармливания

Связь мамы с ребенком во время кормления сцеженным молоком

Бывают ситуации, когда ребенок самостоятельно отказывается от груди. Многие мамы испытывают из-за этого некое чувство вины, подвергая себя стрессу и психологическим переживаниям. Важно помнить, что в такой ситуации мать вовсе не виновата. В таком случае приходится прибегать к кормлению сцеженным молоком. Конечно, вся польза вскармливания все равно имеет место, и при этом младенец получает необходимые ему вещества и защитные агенты, укрепляет свой иммунитет. Но связь с мамой, присутствующая в момент кормления грудью, пропадает, если бутылочку малышу дает папа, бабушка или няня, а это наблюдается довольно часто.

Что чувствует младенец к маме. Смотреть фото Что чувствует младенец к маме. Смотреть картинку Что чувствует младенец к маме. Картинка про Что чувствует младенец к маме. Фото Что чувствует младенец к маме

Связь мамы и ребенка при искусственном вскармливании

Если вскармливание собственным молоком по каким-либо причинам стало невозможным, задача мамы опять же сводится к тому, чтобы не потерять связь с ребенком, появившуюся еще в период беременности. Несомненно, важную роль играет подбор подходящей по составу питательной смеси, в этом вам поможет педиатр, и мы частично касались этого вопроса в предыдущих статьях, рассматривая, чем нужно кормить детей, имеющих проблемы с пищеварением.

Однако если грудного вскармливания не было вовсе, это может послужить причиной тотально дефицита материнского внимания. Во избежание этого мать должна кормить ребенка из бутылочки самостоятельно, поглаживая его, и глядя малышу в глаза. Важно, чтобы ручки ребенка оставались свободными, и он мог самостоятельно прикасаться к матери. Не забывайте о том, что кормление из бутылочки занимает куда меньше времени, чем грудью, поэтому после того, как ребенок поел, его нужно некоторое время подержать на руках. Это важно для соблюдения неких временных норм при поддержании связи.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Источник

Грудное вскармливание и связь матери и ребенка

Вы много месяцев представляли себе встречу со своим малышом, и вот наконец это свершилось. Первые недели грудного вскармливания — особенное время, когда вы знакомитесь друг с другом и налаживаете эмоциональную связь.

После рождения малыша всепоглощающая любовь и желание защищать его могут буквально переполнять Вас. Однако эмоциональная связь — это индивидуальный опыт, поэтому не беспокойтесь, если она возникнет не сразу. Чтобы хорошо узнать ребенка, нужно время. Эмоциональная связь между родителями и малышом развивается и крепнет в процессе ухода за ним.

Для обоих родителей самое главное — привыкнуть ухаживать за ребенком: быть рядом с ним, разговаривать, брать на руки, прижимать к себе. Это повышает Вашу уверенность в своих родительских способностях, создает для малыша наилучшие эмоциональные, физические и психологические условия, а кроме того, способствует успешному грудному вскармливанию.

Контакт кожа к коже с ребенком

Вы наверняка слышали, как важен контакт кожа к коже, когда Вы прижимаете малыша, одетого только в подгузник, к своей обнаженной груди (если прохладно, сверху можно накинуть кофту или легкое одеяло). Ранний контакт кожа к коже, желательно в первый час после родов, способствует выработке гормонов, которые побуждают малыша найти грудь и начать сосать. 1 По данным одного исследования, у новорожденных, которые провели более 50 минут в контакте кожа к коже, вероятность того, что они начнут самостоятельно сосать грудь, выше в восемь раз. 2 Однако контакт кожа к коже важен не только в первый час жизни. Это прекрасное средство успокоить малыша в любой ситуации. Кроме того, он стимулирует выработку молока.

Контакт кожа к коже полезен для ребенка и во многих других отношениях. Он нормализует сердцебиение и дыхание, способствует поддержанию оптимальной температуры тела и здорового уровня сахара в крови. 3 Если по какой-либо причине Вы не в состоянии взять ребенка на руки сразу после родов, контакт кожа к коже может обеспечить ему Ваш партнер, чтобы малыш мог получить все перечисленные преимущества, ощущение безопасности, любви и тепла.

Окситоцин: необходимое условие для грудного вскармливания и формирования эмоциональной связи

Освоиться в новой для Вас роли матери может быть непросто, однако драгоценные мгновения в прямом контакте с ребенком благотворно воздействуют не только на него, но и на Вас.

При контакте кожа к коже в организме матери образуется мощный успокаивающий гормональный коктейль, одним из главных ингредиентов которого является окситоцин — гормон любви и объятий. Окситоцин вырабатывается при каждом контакте с новорожденным и даже тогда, когда Вы просто думаете о малыше или чувствуете его запах. Этот умный гормон помогает Вам адаптироваться к материнству. Он стимулирует «материнское поведение» — желание ласкать ребенка, смотреть ему в глаза и нежно с ним разговаривать. 4

Кроме того, окситоцин борется с чувством тревожности и подавленности, тем самым защищая Вас от послеродовой депрессии. 5 А еще считается, что выброс окситоцина вскоре после родов готовит мозг к грудному вскармливанию и стимулирует выработку молока. 6

Помимо этого в организме матери вырабатывается бета-эндорфин — гормон, побуждающий ее реагировать на потребности ребенка. Пусть всепоглощающее желание утешить плачущего ребенка Вас не удивляет — это естественный материнский инстинкт. Кроме того, бета-эндорфин формирует ощущение удовольствия и спокойствия. 3

Как выглядит новорожденный

Вы наверняка будете считать своего малыша самым красивым существом на свете, но на самом деле новорожденные обычно выглядят помятыми и сморщенными, а иногда даже покрыты синяками или имеют заостренную форму черепа, особенно если при родах использовались щипцы или вакуум для извлечения плода.

Кроме того, тело новорожденного может быть покрыто так называемыми «укусами аиста» или «поцелуями ангела» — красными пятнами, которые исчезают через несколько месяцев. Кисти и стопы новорожденного могут иметь синеватый оттенок. Все это абсолютно нормально.

Через несколько дней кожа разгладится, головка станет более круглой, а первородная смазка (творожистое белое вещество, защищавшее кожу ребенка в утробе) исчезнет. Смывать смазку не нужно — это естественный увлажнитель.

В первые несколько дней нужно мыть только голову, попку и половые органы ребенка (если, конечно, он не перепачкался содержимым подгузника с ног до головы!). Купать малыша целиком не требуется.

Мыть ребенка может Ваш партнер — для него это будет прекрасным способом наладить эмоциональную связь с малышом и принять участие в уходе за ним, если малыш находится полностью на грудном вскармливании. Остаток пуповины у ребенка обычно отпадает в течение пары недель. Выглядит он не слишком симпатично, но главное держать его в чистоте и сухости — тогда все будет в порядке.

Зрительный контакт с ребенком

Новорожденные различают только черный, белый и серый цвета
(цветовой спектр расширяется примерно к трем месяцам), 7 а их взгляд может фокусироваться на предметах не далее 25 см (9,8 дюйма). Этого достаточно, чтобы малыш мог видеть Ваше лицо во время кормления. Он даже может ненадолго установить с Вами зрительный контакт. В первые дни Вам предстоит кормить ребенка очень часто, поэтому у Вас будет возможность наслаждаться этой зрительной близостью несколько раз в день.

Формирование эмоциональной связи с помощью голоса

У доношенных младенцев хорошо развит слух. Плод реагирует на звуки уже начиная с 19-й недели беременности. 8 Доказано, что новорожденные предпочитают голос матери 9 всем остальным и даже узнают мелодии, которые слышали, пока находились в утробе. 10

Негромко разговаривая с малышом, Вы формируете двустороннюю связь, что важно для развития социальных навыков ребенка в будущем. 11 Говорить можно о гостях, о виде из окна — о чем угодно. Новорожденные — очень благодарные слушатели.

«Гуляя с Айрис в первые дни, я рассказывала ей, что вижу — деревья, цветы, играющих детей», — вспоминает Анна, мама из Великобритании.

Пение — еще один прекрасный способ сформировать эмоциональную связь, 12 при этом совершенно неважно, есть ли у Вас голос. «Пока моя дочка Лени была совсем маленькой, я пела ей песенки, когда меняла подгузники, — рассказывает Шарлотта, мама из Великобритании, — Сейчас ей уже 18 месяцев, а я по-прежнему пою ей те же песенки, обычно на ночь. Она очень это любит — знакомые мелодии ее успокаивают».

Сила прикосновения

Прикосновения имеют огромное значение для ребенка. Объятия, поглаживание, покачивание и другие ласки — прекрасный способ успокоить малыша и дать ему ощущение безопасности, 13 а также стимулировать выделение окситоцина. Кстати, знаете ли Вы, что у малыша уже развит хватательный рефлекс? Попробуйте потрогать его ладошки или погладить ступни и посмотрите, что будет.

«Пока Вивьен и Маркус были совсем малышами, им нравилось, когда им массировали ступни. Сейчас я продолжаю это делать перед сном. Я старалась брать их на руки как можно чаще — это было прекрасным способом наладить с ними эмоциональную связь», — рассказывает Рашель, мама из Австралии.

Ди, маме из ЮАР, понравилось носить малыша в слинге-шарфе. По ее мнению, это не только позволяет установить эмоциональную связь с ребенком: «Это очень помогло нам наладить грудное вскармливание. Сейчас дочери 17 месяцев, но она по-прежнему любит, когда я ношу ее в слинге».

Привлекательный мамин запах

У новорожденных хорошо развито обоняние, и это играет ключевую роль в установлении эмоциональной связи между мамой и ребенком. Новорожденного привлекает запах материнской груди. Ученые объясняют это тем, что железы Монтгомери (небольшие бугорки на ареолах — темных участках кожи вокруг сосков) выделяют секрет, который похож по запаху на околоплодные воды. 14

Кроме того, ребенок узнает запах матери и даже может отличить по запаху ее грудное молоко от молока другой женщины. 15 А когда мама и малыш обнимаются и чувствуют запах друг друга, происходит выброс окситоцина, который, как уже говорилось, помогает установить эмоциональную связь и наладить грудное вскармливание.

Важно понимать, что все мамы и малыши разные, и может потребоваться время, чтобы вы привыкли друг к другу. Если у Вас появились вопросы или Вас что-то беспокоит, обратитесь за советом и помощью к своему лечащему врачу.

1 Klaus M. Mother and infant: early emotional ties. Pediatrics. 1998;102(E1):1244-1246. — Клаус М., «Мать и дитя: зарождение эмоцинальных уз». Педиатрикс (Педиатрия). 1998;102(E1):1244-1246.

4 Britton JR et al. Breastfeeding, sensitivity, and attachment. Pediatrics. 2006;118(5):e1436-1443. — Бриттон Дж.Р. и соавторы, «Грудное вскармливание, чувствительность и привязанность». Педиатрикс (Педиатрия). 2006;118(5):e1436-1443.

5 Kim S et al. Oxytocin and postpartum depression: delivering on what’s known and what’s not. Brain Res. 2014;1580:219-232. — Ким С. и соавторы, «Окситоцин и послеродовая депрессия: что мы знаем и чего не знаем». Брейн Рес. 2014;1580:219-232.

6 Uvänas-Moberg K, Prime DK. Oxytocin effects in mothers and infants during breastfeeding. Infant. 2013;9(6):201-206.- Увёнас-Моберг К., Прайм Д.К., «Воздействие окситоцина на мать и ребенка в процессе грудного вскармливания». Инфант. 2013;9(6):201-206.

7 Franklin A, Davies IR. New evidence for infant colour categories. Br J Dev Psychol. 2004;22(3):349-377.http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.456.5409&rep=rep1&type=pdf — Франклин А., Дэвис И.Р., «Новые данные о цветовом восприятии у младенцев». Бр Ж Дев Сайкол. 2004;22(3):349-377.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *