Что эффективнее наказание или поощрение

Использование методов поощрения и наказания

Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать поведение ребенка.

Единого подхода в воспитании детей нет и быть не может. Один и тот же подход к разным детям не дает одинаковых результатов. Объясняется это тем, что, сколько детей, столько разных характеров, отдельных, присущих только одному ребенку и неповторимых в другом индивидуальных качеств. Каждому, кто имеет дело с воспитанием детей, необходимо учитывать его индивидуальные и возрастные особенности при выборе методов воспитательного воздействия.

Пытаясь воздействовать на “трудного” ребенка, родители используют и метод поощрения, и метод наказания. При этом некоторые родители пытаются чрезмерно захваливать, задаривать своего ребенка, а другие решают прибегнуть к самому легкому и эффективному, на их взгляд, методу воспитания – наказанию, применяя при этом и физические наказания. Но на практике ни один из этих методов не дает положительного результата.

К сожалению, родители забывают, что физические наказания пагубно влияют на процесс формирования личности ребенка. Ремень и тумак убивают чувствительность и отзывчивость в детском сердце. Периодически наказывая ребенка физически, родители рискуют сформировать из него боязливого, инфантильного человека, который будет считать себя отверженным, либо жестокого человека, желающего всем отомстить.

Постоянные наказания, переходящие в норму семейного воспитания, усугубляют взаимоотношения между взрослым и ребенком и не приводят к желаемым результатам. К сожалению, родители забывают, что существует еще один метод воспитания – поощрение, который дает более эффективные результаты при правильном его применении.

В Российской Педагогической Энциклопедии сказано: “В воспитании поощрение – это метод, стимулирующий развитие ребенка. В практике поощрение дает гораздо более сильный эффект, чем наказание. Поощрение вызывает положительные эмоции, способствует формированию чувства собственного достоинства, дисциплинированности, ответственности и другое. Оно осуществляется в различных словесных формах (благодарность, признательность, одобрение, похвала) наградах, подарках, в зависимости от возраста ребенка, его интересов, склонностей, целей воспитания и конкретной ситуации”. Поощрение (если оно применено правильно) дает более эффективный результат, чем наказание. Вызывая положительные эмоции, оно способствует формированию позитивных качеств личности, таких как, чувство собственного достоинства, доброжелательности, дисциплинированности, чуткости, ответственности, т. д. Однако, при неумелой организации воспитания, поощрение не всегда дает положительный результат. Чрезмерное захваливание порождают самодовольство, тщеславие, эгоизм.

Для того, чтобы методы поощрения и наказания достигали педагогического воздействия родителям необходимо соблюдать некоторые принципы (на которые Ваше внимание будет обращено чуть позже) и индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

В раннем детском возрасте можно обойтись без наказаний вообще. Наказывая младшего школьника, достаточно очень умеренного по форме наказания, например в виде замечания. Поощрять же нужно как можно чаще, т. к. в этом возрасте важен даже малейший намек на одобрение, это усиливает мотивацию. Чем взрослее ребенок, тем больше в общении с ним подходит форма дружеского совета, рекомендации.

Применяя методы поощрения и наказания, родители должны учитывать индивидуальные особенности своего ребенка. Здесь имеет значение все: особенности нервной системы, темперамент, характер, отношение к людям, к самому себе (самооценка, уровень притязательности), волевые качества, привязанности, интересы и многое другое.

Л. Ю. Гордин, Б. Т. Лихачев, В. Л. Леви изучая наказание как коррекционный метод, предлагают нам следующие принципы его использования:

Источник

Поощрение vs. наказание – что эффективнее при управлении персоналом?

Что эффективнее наказание или поощрение. Смотреть фото Что эффективнее наказание или поощрение. Смотреть картинку Что эффективнее наказание или поощрение. Картинка про Что эффективнее наказание или поощрение. Фото Что эффективнее наказание или поощрениеГарри Дж. Фридман, основатель/CEO The Friedman Group.

Одна из причин, по которым наши программы управления розничной торговлей успешно работают в самых разных странах, – полная идентичность проблем, с которыми сталкиваются руководители по всему миру. Пообщавшись со многими ритейлерами, я пришел к выводу, что для них одна из самых серьезных забот – как эффективнее работать со своим персоналом.

Каждый управленец согласится, что работа с персоналом крайне важна для координации его усилий. В нашем понимании работа с персоналом – это совокупность мероприятий, включающих как поощрение лучших сотрудников, так и дисциплинарное воздействие на низкоэффективных. Другими словами, работа с персоналом – это создание «последствий» их работы (как положительных, так и негативных).

Поощрение успешных практик куда более эффективно, чем дисциплинарные меры для коррекции неудачных. Возможно, наступит время, когда и они будут необходимы. Однако важно помнить, что такие меры не должны быть «карательными». Нам нужно не наказывать сотрудников, а повышать их эффективность.

Стиль управления, включающий систематические наказания персонала, словно провинившихся детей, безнадежно устарел. Исследования показывают, что для нашей главной задачи – повышения продуктивности сотрудников – такие методы непригодны.

Я верю, что нужно уделять больше внимания «положительным» последствиям работы сотрудников. Это действительно один из самых простых способов поддержания эффективности. Основное правило здесь – стараться на каждое отрицательное последствие находить десять «положительных». Таким образом, необходимо постоянно наблюдать за практиками профессионального поведения своих сотрудников и поощрять успешные. Почему так? Все очень просто: необычное бросается в глаза. Если концентрироваться только на отрицательных моментах, сотрудники очень быстро привыкнут к «вечно недовольному боссу»; в результате такой способ работы с персоналом быстро станет неэффективным.

С другой стороны, если вы обычно стараетесь отмечать успехи персонала, поощрять сотрудников при достижении целей, то, разбираясь с негативными последствиями, вы заставите их прислушаться к своим словам. Помните, залогом эффективной работы с персоналом (действенных «последствий») являются:

1. Значимость для персонала.

Люди склонны по-разному оценивать важность вещей. Для кого-то задание разложить товар на полке будет наказанием, а для кого-то – поощрением. Поэтому любая работа с последствиями должна быть индивидуальной.

Чтобы добиться максимального эффекта от «последствий», вам необходимо действовать сразу после того, как произошло рассматриваемое событие. Подкрепление в этом случае будет крайне серьезным. Если «последствия» откладывать надолго, сотрудник может не заметить связи между результатами своей работы и их «последствиями».

Вряд ли сотрудника, заключившего удачную сделку, приедет поощрить лично президент компании. «Последствия» должны соответствовать масштабу достижения/неудачи сотрудников.

Если сотрудники знают, что за хорошую работу их поощрят, то, скорее всего, они постараются работать еще лучше. Люди обычно работают не только ради денег. Деньги, безусловно, играют важную роль, но это лишь один из стимулов наряду с признанием коллег и руководства и возможностью карьерного роста. Контролируйте частоту предоставления таких поощрений. С другой стороны, если персонал знает, что вы не оставите без внимания их ошибки, они будут стараться реже их совершать. Частота работы с «последствиями» – одна из важнейших ее характеристик.

Если говорить об отрицательных «последствиях» работы сотрудников, то я рекомендую придерживаться метода прогрессивной дисциплины и использовать систему последовательного дисциплинарного воздействия. К примеру, вряд ли стоит сразу увольнять кого-то за первое опоздание на работу. Но если опоздания продолжатся после нескольких устных и письменных предупреждений, оснований для увольнения будет достаточно.

Попробуйте составить список простых методов поощрения персонала. Вы заметите, что в любом случае он не будет содержать каких-либо затратных позиций. Из этого следует, что для поощрений не обязательно нужны большие ресурсы. Достаточно просто подключить воображение, знать, какую награду сотрудники оценят, и проводить работу с персоналом регулярно.

1. Оплачиваемый выходной;

2. Звание «Сотрудник месяца»;

3. Индивидуальная скидка на товары;

4. Благодарственное письмо от директора компании

5. Возможность провести собрание.

В итоге эффективность персонала значительно зависит от «последствий» его работы. Если потратить больше времени на работу с успехами сотрудников, то потребуется значительно меньше для исправления их неудач.

С предыдущей статьей цикла вы можете ознакомиться здесь.

19 сентября в Москве The Friedman Group проводит курс по Профессиональному Управлению Розничной Торговлей. Это программа по управлению предприятием розничной торговли, эффект от которой уже оценили представители более 50 тыс. ритейл-компаний по всему миру. Курс проводит Вэнди Свэнсен — эксперт международного уровня, один из лучших бизнес-тренеров The Friedman Group.

Читателям Retail&Loyalty предоставляется скидка 20% на покупку билета по промокоду RL. Узнать подробнее о мероприятии и купить билет вы сможете здесь.

Что эффективнее наказание или поощрение. Смотреть фото Что эффективнее наказание или поощрение. Смотреть картинку Что эффективнее наказание или поощрение. Картинка про Что эффективнее наказание или поощрение. Фото Что эффективнее наказание или поощрениеГарри Дж. Фридман, основатель/CEO The Friedman Group.

Одна из причин, по которым наши программы управления розничной торговлей успешно работают в самых разных странах, – полная идентичность проблем, с которыми сталкиваются руководители по всему миру. Пообщавшись со многими ритейлерами, я пришел к выводу, что для них одна из самых серьезных забот – как эффективнее работать со своим персоналом.

Каждый управленец согласится, что работа с персоналом крайне важна для координации его усилий. В нашем понимании работа с персоналом – это совокупность мероприятий, включающих как поощрение лучших сотрудников, так и дисциплинарное воздействие на низкоэффективных. Другими словами, работа с персоналом – это создание «последствий» их работы (как положительных, так и негативных).

Поощрение успешных практик куда более эффективно, чем дисциплинарные меры для коррекции неудачных. Возможно, наступит время, когда и они будут необходимы. Однако важно помнить, что такие меры не должны быть «карательными». Нам нужно не наказывать сотрудников, а повышать их эффективность.

Стиль управления, включающий систематические наказания персонала, словно провинившихся детей, безнадежно устарел. Исследования показывают, что для нашей главной задачи – повышения продуктивности сотрудников – такие методы непригодны.

Я верю, что нужно уделять больше внимания «положительным» последствиям работы сотрудников. Это действительно один из самых простых способов поддержания эффективности. Основное правило здесь – стараться на каждое отрицательное последствие находить десять «положительных». Таким образом, необходимо постоянно наблюдать за практиками профессионального поведения своих сотрудников и поощрять успешные. Почему так? Все очень просто: необычное бросается в глаза. Если концентрироваться только на отрицательных моментах, сотрудники очень быстро привыкнут к «вечно недовольному боссу»; в результате такой способ работы с персоналом быстро станет неэффективным.

С другой стороны, если вы обычно стараетесь отмечать успехи персонала, поощрять сотрудников при достижении целей, то, разбираясь с негативными последствиями, вы заставите их прислушаться к своим словам. Помните, залогом эффективной работы с персоналом (действенных «последствий») являются:

1. Значимость для персонала.

Люди склонны по-разному оценивать важность вещей. Для кого-то задание разложить товар на полке будет наказанием, а для кого-то – поощрением. Поэтому любая работа с последствиями должна быть индивидуальной.

Чтобы добиться максимального эффекта от «последствий», вам необходимо действовать сразу после того, как произошло рассматриваемое событие. Подкрепление в этом случае будет крайне серьезным. Если «последствия» откладывать надолго, сотрудник может не заметить связи между результатами своей работы и их «последствиями».

Вряд ли сотрудника, заключившего удачную сделку, приедет поощрить лично президент компании. «Последствия» должны соответствовать масштабу достижения/неудачи сотрудников.

Если сотрудники знают, что за хорошую работу их поощрят, то, скорее всего, они постараются работать еще лучше. Люди обычно работают не только ради денег. Деньги, безусловно, играют важную роль, но это лишь один из стимулов наряду с признанием коллег и руководства и возможностью карьерного роста. Контролируйте частоту предоставления таких поощрений. С другой стороны, если персонал знает, что вы не оставите без внимания их ошибки, они будут стараться реже их совершать. Частота работы с «последствиями» – одна из важнейших ее характеристик.

Если говорить об отрицательных «последствиях» работы сотрудников, то я рекомендую придерживаться метода прогрессивной дисциплины и использовать систему последовательного дисциплинарного воздействия. К примеру, вряд ли стоит сразу увольнять кого-то за первое опоздание на работу. Но если опоздания продолжатся после нескольких устных и письменных предупреждений, оснований для увольнения будет достаточно.

Попробуйте составить список простых методов поощрения персонала. Вы заметите, что в любом случае он не будет содержать каких-либо затратных позиций. Из этого следует, что для поощрений не обязательно нужны большие ресурсы. Достаточно просто подключить воображение, знать, какую награду сотрудники оценят, и проводить работу с персоналом регулярно.

1. Оплачиваемый выходной;

2. Звание «Сотрудник месяца»;

3. Индивидуальная скидка на товары;

4. Благодарственное письмо от директора компании

5. Возможность провести собрание.

В итоге эффективность персонала значительно зависит от «последствий» его работы. Если потратить больше времени на работу с успехами сотрудников, то потребуется значительно меньше для исправления их неудач.

С предыдущей статьей цикла вы можете ознакомиться здесь.

19 сентября в Москве The Friedman Group проводит курс по Профессиональному Управлению Розничной Торговлей. Это программа по управлению предприятием розничной торговли, эффект от которой уже оценили представители более 50 тыс. ритейл-компаний по всему миру. Курс проводит Вэнди Свэнсен — эксперт международного уровня, один из лучших бизнес-тренеров The Friedman Group.

Читателям Retail&Loyalty предоставляется скидка 20% на покупку билета по промокоду RL. Узнать подробнее о мероприятии и купить билет вы сможете здесь.

Источник

Консультация для родителей «Что в воспитании детей лучше использовать: наказание или поощрение»?

Что эффективнее наказание или поощрение. Смотреть фото Что эффективнее наказание или поощрение. Смотреть картинку Что эффективнее наказание или поощрение. Картинка про Что эффективнее наказание или поощрение. Фото Что эффективнее наказание или поощрение Инна Чистякова
Консультация для родителей «Что в воспитании детей лучше использовать: наказание или поощрение»?

Консультация для родителей «Что в воспитании детей лучше использовать: наказание или поощрение«?

Казалось, бы, обычный вопрос, и каждый родитель,пребывающий в хорошем настроении скажет: «Зачем же наказывать детей? Надо пользоваться словом, примером…» И будет, конечно же, прав по всем канонам педагогики. Но этот же родитель на втором часу спора с ребенком по любому поводу или ежеминутной истерики на пустом месте, уже подумает над ответом.

Так что же такое наказание?

Наказание — это воздействие негативного характера, как физическое, или психологическое на того, кто совершил проступок. Можно предположить, наказывая детей, родители хотят, чтобы их чада исправились, и стали беспрекословно подчиняться. Потому, как взрослые, знают лучше, у нас больше опыта, много прожили на свете лет. А если задуматься?

Может, взрослые наказывают детей потому, что у них уже не хватает терпения выдерживать их поступки? Что переполняет гнев? Что иногда даже просто не знают, как их воспитывать? И надавить авторитетом в любом виде, ремня или нотации, для взрослых единственный выход?

Защитники традиционного воспитания скажут: «Детей всегда наказывали и наказывали физически». Да, наказывали, но сказать, что это полностью меняло поведение детей, заставляло их слушаться и подчиняться, не скажешь. Дети принимали наказание, затаивали зло, накапливали агрессию или, чего хуже «зарабатывали» психическую травму.

Что же на самом деле происходит с ребенком, когда используют наказание?Ответ очень прост:

одно неправильное поведение ребенка заменяется другим поведением, так же не правильным. Дети начинают скрывать свои поступки, изворачиваться, появляется обман.

В душе ребенка происходит острый конфликт между острой обидой и любовью к родителям.

Итак, мы поняли, что наказание не «прокатывает». Точнее, результат получается вовсе не тот, ради которого старались. Что же вместо наказания может продемонстрировать продвинутый в вопросах воспитания родитель?

Наказание можно заменить на:

Неторопливость – Не нужно сразу же наказывать ребенка, лучше предупредите, поговорите, разъясните неправильность проступка и вашу позицию по этому поводу. Возможно, что проступок больше не повторится, и вы своей невыдержанностью не воспитаете «рецидивиста».

«Поощрение и наказание детей в семье». Консультация для родителей. Цель: обсудить с родителями способы наказания и поощрения в семье, напомнить о том, что ребенка следует чаще хвалить и поощрять, и ни в.

Проект «Что лучше: бумага или ткань?» Проект «Что лучше: бумага или ткань?» Воспитатель: Агаева Б. А. 2015 год. ПРОЕКТ: «Что лучше: бумага или ткань?» ЦЕЛЬ:.

Консультация для родителей «Как использовать сказки в экологическом образовании дошкольника» Консультация для родителей. Тема: «Как использовать сказки в экологическом образовании дошкольника». Использовать сказки можно в работе.

Консультация «Левша — это дар или наказание?» Ваш ребенок — левша! Осознание этого факта нередко воспринимается родителями негативно, а то и хуже — как наказание, как приговор судьбы.

Консультация психолога для родителей «На что ориентироваться в воспитании младшего в семье ребенка?» Младший ребенок. Какой он? Здравствуйте! Обращаюсь к вам с наболевшим вопросом. Дело в том, что я иногда совершенно не понимаю своего младшего.

Консультация для родителей и воспитателей «Первая помощь, или Что делать до прихода врача» Первая помощь или что делать до прихода врача! Здоровый ребенок отличается правильным физическим и психическим развитием, у него обычно.

Поощрение и наказание Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие.

Консультация для родителей «Поощрение или наказание?» Поощрение и наказание – какой метод эффективнее и что выбрать? Но нельзя исключать, ни то, ни другое – это всего лишь две стороны одной.

Что эффективнее наказание или поощрение. Смотреть фото Что эффективнее наказание или поощрение. Смотреть картинку Что эффективнее наказание или поощрение. Картинка про Что эффективнее наказание или поощрение. Фото Что эффективнее наказание или поощрениеФотоотчёт об экспериментировании во второй младшей группе «Что лучше: бумага или ткань?» Экспериментирование во 2 мл. группе «Что лучше: бумага или ткань?» (Фотоотчёт) Мищенко. Ю. В. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я.

Источник

Поощрение и наказание в процессе воспитания ребенка

Поощрение и наказание

в процессе воспитания ребенка

Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. «Куплю конфету – не куплю конфету». Редко используется психологическая форма, т.е. такие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев). Естественно, что использование психологических средств требует не только больше душевной отдачи, но и вполне определенного актерского мастерства. Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем, который, в основном, ориентируется по обстановке: «Попадусь – не попадусь». Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.

• не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);

• не хвалить больше двух раз за одно и то же;

• не хвалить из жалости;

• не хвалить из желания понравиться.

Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний», желательно, разных по способу и степени проявления.

Индивидуальные требования к норме похвалы

Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:

> дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала – пособие и подарок для неимущих;

> дети с обоснованным комплексом «сверх полноценности» (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;

> самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.

1. «Компенсация». Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).

2. «Аванс» – это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.

Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.

Можно выделить следующие типы аванса:

а) утверждать, что ребенок что-то делает лучше, независимо от реальности;

b) одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;

с) не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.

Используя аванс как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребенка в заблуждение.

3. «Подъемная» похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.

4. Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.

5. «Взрыв любви» (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует отметить, что он тоже имеет право на применение, потому что свидетельствует о неравнодушном отношении, а о любви родителей к ребенку и, одновременно, дает ему «отпущение грехов». Поэтому дети стремятся получать наказания и даже пытаются использовать их в своих целях.

Большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребенка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия.

Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.

Рекомендуемые формы наказания

В. Леви рекомендует за чрезвычайные проступки наказывать в народном стиле, цель – отучить раз и навсегда.

Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.

1) Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?

2) Наказание никогда не должно вредить здоровью.

4) За один раз можно наказать только за один проступок. «Салат» из наказаний не для детей.

5) Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.

6) Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.

7) Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.

8) Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *