Что эгоистическая в дуэли печорина с грушницким
Дуэль Печорина и Грушницкого – причина, описание в произведении, характеристика героев
Дуэль Печорина и Грушницкого, ее причины и последствия помогают в раскрытии центрального образа романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Психологизм – главный прием, используемый писателем при описании дуэли и ее предпосылок.
Повод
Печорин, уже зная о намерении подшутить над ним во время дуэли с Грушницким, не дожидается того, что его бывший друг вызовет его на поединок. Центральный персонаж романа «Герой нашего времени» делает это сам. В тот момент, когда Грушницкий распускает в обществе слух о том, что Печорин был ночным посетителем княжны Мери, главный герой произведения находится прямо напротив своего соперника. Печорин просит клеветника отказаться от своих слов и, убедившись, что Грушницкий не будет этого делать, вызывает его на дуэль.
Причины
Однако истинные предпосылки берут свое начало в самих взаимоотношениях героев. Грушницкий и Печорин с самого начала своей дружбы не любили и не уважали друг друга. Печорин предполагал, что их взаимоотношения когда-нибудь приведут к трагедии: «Я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».
Причиной таких взаимоотношений было то, что главный герой произведения понимал, каким человеком на самом деле является Грушницкий. Он пытался задеть его гордость и самолюбие, именно поэтому стал ухаживать за княжной Мери, которую любил Грушницкий. Уже тогда между героями пропасть стала увеличиваться, внутреннее недовольство стало переходить во внешний мир.
Взаимная неприязнь позволяет ответить на вопрос, почему дуэль Печорина и Грушницкого оказалась неизбежной. Она была обречена и неотвратима.
Дуэль
Описание Грушницкого во время поединка говорило о его пугливости и трусливости: «тусклая бледность покрывала его щеки», во взгляде его было «беспокойство, изобличавшее внутреннюю борьбу». Как отмечает Печорин в своем дневнике, лицо Грушницкого «ежеминутно менялось».
Печорин поступает как человек благородный. Зная о предательстве Грушницкого, он предлагает ему отказаться от клеветы, тем самым избавив себя от дуэли. Эта характеристика говорит о том, что Печорин не хотел смерти Грушницкого, он хотел справедливости.
Услышав о намерении стреляться, Печорин до последнего не показывал Грушницкому и драгунскому капитану, что он знает об их преступном обмане. Хотя пульс, как отметил доктор Вернер, у Печорина был «лихорадочный», на лице его волнение никак не отразилось.
Главный герой поставил условие стреляться на самом краю площадки, тем самым Печорин поставил Грушницкого в «затруднительное положение», которое заставило бы его либо стать убийцей, либо «оставить свой подлый замысел».
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Дуэль Печорина и Грушницкого», подробно проанализирует эпизод дуэли, раскроет ее причины и повод.
Что чувствует герой под дулом пистолета Грушницкого?
Сцена дуэли Григория Печорина с Грушницким является одной из самых волнующих, пронзительных и жутких в психологическом романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Ребяческое желание Григория взбесить старого приятеля, задеть его самолюбие переключив на себя внимание его возлюбленной Мери привело к конфликту со смертельным исходом.
Если ночью перед поединком Григорий не может найти себе места от негодования и волнения, то утром он наоборот спокоен и собран:
«Я помню – в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматриваться каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! Как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль!».
Будучи человеком смелым и рациональным, он понимает, что вполне может умереть на этой встрече со своим новоиспеченным врагом. Оттого и просыпается в Печорине тяга к прекрасному. Но она угасает, как только он видит зачинщиков дуэли, доставивших ему столько хлопот и нанесших прямое оскорбление.
В процессе разговора с Грушницким и его секундантами, Печорин, в отличие от остальных, выглядит максимально спокойным и собранным, чем удивляет доктора Венера. Но безмятежность героя напускная, о чем вскоре становится ясно его секунданту:
«– Я вам удивляюсь, – сказал доктор, пожав мне крепко руку. – Дайте пощупать пульс. О-го! Лихорадочный. но на лице ничего не заметно… только глаза у вас блестят ярче обыкновенного…»
Чем ближе оказывалась развязка этого происшествия, тем сильнее бурлили в Григории эмоции. К тому же заговорщики продолжали вести себя достаточно странно и нечестно, что только подзадоривало героя. Но и Печорин, будучи человеком мстительным и изобретательным, с лёгкостью ввёл свои правила игры, что лишь усугубило ситуацию.
Но предвидеть каждый элемент разворачивающейся на обрыве сцены герой не мог. Неожиданно Грушницкий стал целить ему в лоб, что полностью отличались от предположения Печорина о том, что его соперник струсит, и выстрелит в воздух:
«Неизъяснимое бешенство закипело в груди моей.»
Лишь трусость и слабость Грушницкого в решающую минуту позволили Григорий остаться в живых, как он и предполагал с самого начала. Печорин был поражён тем, с какой лёгкостью Грушницкий занял его место, с какой уверенностью в собственной неприкосновенности расположился на краю площадки:
Всем известно, чем закончилась эта бессмысленная дуэль: Грушницкий был убит из-за собственной глупости и самолюбия, как своего, так и Печорина. Второй был опустошен и подавлен, несмотря на уверенно в собственной правоте:
«Спускаясь по тропинке вниз, я заметил между расселинами скал окровавленный труп Грушницкого. Я невольно закрыл глаза… Отвязав лошадь, я шагом пустился домой. У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели.»
Таким образом, находясь под прицелом пистолета Грушницкого Печорин не чувствовал страха, все его естество бурило от гнева и ненависти к Грушницкому и той комедии, которую он пытался разыграть. Но ответные действия Григория, его мщение Грушницкому, ставшее своеобразным уроком, не принесли облегчения. Печорин по-прежнему чувствовал неудовлетворенность жизнью и некую пустоту, которую невозможно заполнить за счёт гибели другого.
Статьи в тему:
Пожалуйста, поддержите этот проект, расказав о нем друзьям:
Дуэль Печорина и Грушницкого
Роман «Герой нашего времени» является многоплановым произведением, состоящим из нескольких сюжетных линий. Одна из них — глава, посвященная знакомству Печорина с княжной Мери. Печорин в этой главе является главным героем и одновременно рассказчиком. Центральные герои главы — княжна Мери Лиговская, Грушницкий, Вера.
Участники дуэли
Драгунский капитан, которому Лермонтов не дает никакого имени, занимает далеко не последнее место в развитии сюжета этой главы романа. Это человек низкой души и низких поступков, недостойный называть себя дворянином. Этот человек, обозленный на Печорина за то, что тот унизил его перед пьяными приятелями, решил свести с ним счеты чужими руками. Возможно, лишив капитана имени, Лермонтов подчеркивает отношение к нему, как к чему-то низкому, может быть, даже неодушевленному.
Это он, капитан, подбил малодушного Грушницкого спровоцировать ссору и хотел избавиться от врага чужими руками. Так поступают только ничтожные, жалкие людишки. К счастью Печорина, он случайно подслушал разговор капитана с Грушницким и узнал о замысле заговорщиков.
Примечательно, что второго секунданта Грушницкого, которого почти не было ни видно, ни слышно, Лермонтов назвал по имени-отчеству Иваном Игнатьевичем.
Дуэли были запрещены, и Печорин думал не только о заговоре вчерашнего друга, но и о том, чтобы секунданты не понесли наказания, в случае гибели дуэлянтов. Этот факт говорит все-таки о благородстве Печорина.
Сцена дуэли
Сцена дуэли является кульминацией романа. Именно здесь конфликт характеров Печорина и Грушницкого в паре с капитаном достигает максимального накала. Сюжет держит в напряжении читателя до конца эпизода, когда Печорин сделал свой роковой для Грушницкого выстрел.
Печорин воспользовался своим правом выбора места, где должна была состояться дуэль. Это был небольшой треугольный выступ в скале, площадка, размером не превышавшая шести шагов. Дуэлянты стояли на самом краю площадки. Малейшее ранение, малейший толчок в грудь и раненный улетал в пропасть.
После таких слов Печорину ничего не оставалось, как выстрелить в упор.
В сцене дуэли ощущается накал сюжета. Этому способствует природа, скалы, живо описано душевное состояние героев – Печорина, Грушницкого, Вернера. Доктор Вернер близко к сердцу принимал происходящее. Он был готов в любой момент прекратить дуэль. Слова Печорина «Может быть, я хочу быть убит…» слегка охладили пыл Вернера, он ничего не сказал, но в глубине души переживал за своего друга.
Заключение. В чем заключена интрига?
В романе есть скрытая интрига. Да, Печорин слышал разговор Грушницкого и компании, где они решили испытать Печорина на храбрость, придравшись к чему-нибудь. И Печорин был уверен в том, что этот вызов был провокацией. Но, Печорин не знал, что друзья, ловившие его в темноте, действительно не видели, из чьей комнаты выбрался Печорин. Ведь о его отношениях с Верой не знал никто, зато все знали, что Григорий Александрович волочился за княжной Мери.
Поэтому, Печорин, требовавший от Грушницкого извинений, был убежден, что тот умышленно оклеветал юную барышню, а Грушницкий с капитаном были убеждены в том, что Печорин уходил от Мери, и считали его обманщиком. Каждый при этом чувствовал собственную правоту. Возможно, если бы ревность не застилала бы глаза Грушницкому, а злость — Печорину, если бы приятели нашли в себе силы объясниться, то и дуэли никакой бы не было.
672. Сочинение Дуэль Печорина и Грушницкого анализ эпизода сцены Русский язык
Сочинение — Дуэль Печорина и Грушницкого. Русский язык
Одним из главных персонажей романа «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова является Григорий Александрович Печорин. Произведение построено таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть характер данного героя. Ведь образ Печорина собирательный, в нём автор хотел показать героя времени. Именно поэтому все эпизоды являются значимыми и по очереди раскрывают то одну, то другую грань личности героя.
Дуэль Печорина с Грушницким является очень показательным моментом характера Печорина, а также показывает насколько он отличается от того же Грушницкого и других героев. Печорин вынужден просить вызов на дуэль, вследствие того, что Грушницкий начал плести интриги и распространять недобросовестные слухи.
Перед дуэлью ГригорияАлександровича занимают важные вопросы, он задумывается о том, для чего жил. В ходе размышления он приходит к тому, что не смог угадать своего предназначения. Именно здесь раскрывается важная черта характера Печорина, это его честность перед самим собой. Сосредоточенное состояние позволяет ему увидеть красоту утра по дороге к месту дуэли. Несмотря на большой риск Печорин контролирует себя и являет образец самообладания.
Грушницкий не смог осуществить свой хитрый план и не выстрелить в Печорина. Но его самолюбие не позволяет ему признаться во всём. Он становится жертвой своего неудачного предприятия против Печорина, который ведёт себя весьма благородно. Даже зная о замысле врагов, он всё де лаёт шанс Грушницкому.
После дуэли Печорин чувствует себя подавленным, солнце, которые до этого события казалось ярким, теперь кажется ему тусклым. Дуэль заставила героя много перечувствовать и передумать, а это очень важно для развития его личности.
В данном эпизоде автор поставил героев перед лицом смерти. Противоречивый характер Печорина раскрывается здесь в полной мере, как и мелочность натуры Грушницкого. Печорин убивает его не от злости, скорее он ещё не готов переступить через общественное мнение. Эта сцена показывает героя времени таким, каким видел его автор
Сочинение на тему Дуэль Печорина и Грушницкого
При помощи описания дуэли Лермонтов хотел более точно передать характеры героев. С самого начала произведения перед читателем представляется два совершенно противоположных героя. Грушницкий больше романтик, который идет больше за модой, а не за душой. Из этого следует, что Грушницкий играет свою жизнь и свои чувства, подстраиваясь под окружение. Он наполнен ненастоящими чувствами.
Изначально была заметна ненависть Грушницкого к Печорину, нельзя назвать точной причины, но противник явно был мудрее и сильнее.
Грушницкий идет на дуэль зная, что проиграет и так получается, что он не может даже выстрелить. Печорин всячески пытался пойти на примирение, давал возможность противнику уйти, но тот в свою очередь продолжал играть в свою игру не понимая, что заходит слишком далеко.
Описание дуэли можно разделить на несколько частей, первая охватывает день перед дуэлью, а вторая само происшествие. Печорин всегда знал, что он делает и отдавал отчет своим действиям, поэтому он никогда не сомневался и ни жалел ни о чем. Лермонтов не открыл полностью образ Печорина, поэтому читатель не может до конца дать ответ на вопрос о том, каким же точно был герой.
Но главным является то, что автор построил произведение таким образом, что каждый читатель найдет что-то для себя. Так же сцена дуэли не дает нам четкого представления о человеке. Автор добавил много внутренних монологов, которые добавляют атмосферы в дуэль.
Главное, что можно вынести из произведения это, что автор путем передачи образа Печорина призывает человека посмотреть на себя со стороны и заглянуть в свою душу, дабы понять есть ли следы печоринских черт у самого себя.
Вариант 3
В главе «Княжна Мери» в одной из сюжетных линий представлена трагичная история взаимоотношений Григория Печорина и Грушницкого. Оба героя в душе всегда недолюбливали друг друга, но внешне это никак не показывали. Они периодически встречались и мирно общались на разные темы. Окончательной причиной их раздора стала княжна Мери, за которой оба офицера ухаживали. Только Грушницкий имел к девушке серьёзные намерения, а Печорин добивался её любви в отместку неприятелю, чтобы доказать своё превосходство перед ним. Таким образом, пропасть между героями росла с геометрической прогрессией и привела к дуэли. Поводом для неё послужила клевета Грушницкого о Печорине и Мери.
Секундант Печорина Вернер предложил неприятелям помириться, и Печорин был готов к этому. Грушницкий воспринял такое предложение за трусость соперника и надменно отказался просить извинения, чем очень разозлил Григория. В связи с этим, он предложил усложнить условия дуэли: каждый из соперников должен стоять на краю пропасти, что не даст возможности уцелеть даже при лёгком ранении. Этим пожеланием Григорий поставил Грушницкого в затруднительное положение, так как изменил его планы. Он был намерен легко ранить Печорина в ногу, чтобы таким образом потешить своё тщеславие и успокоить совесть.
После дуэли на сердце Печорина было тяжело. Он прекрасно понимал бессмысленность гибели Грушницкого и чувствовал свою вину, но изменить ничего не мог.
Печорин после дуэли с грушницким. Сочинение Лермонтов М.Ю
Краткая характеристика героев
История их дружбы
Казалось бы, такие две натуры просто не могут находиться рядом друг с другом. Но сначала героев сводит служба, а потом уже лечебные воды Пятигорска. Их нельзя назвать друзьями, скорее они — знакомые по вине обстоятельств. Печорину дружба не нужна, он считает, что к ней не имеет способности. Своего якобы «товарища» он видит насквозь, все его недостатки и слабость. Грушницкий же видит в нём того, кому может рассказать о своих любовных интригах или же поговорить о службе. Но он также в тайне ненавидит своего «друга» за то, что тот полностью раскусил его жалкую душонку.
Между Печориным и Грушницким возникают натянутые отношения, которые выливаются в инцидент с печальным финалом.
Личность Печорина
Всем, что тщится продемонстрировать Грушницкий, обладает Печорин. И разочарованностью в жизни, и богатым прошлым, и властью над женским сердцем. В принципе, анализ дуэли Печорина и Грушницкогои впрямь следует начинать с характеристики противников.
Положительного героя в этом произведении нет, хотя персонаж, от имени которого ведется повествование, все-таки выглядит предпочтительнее. Печорин, по крайней мере, бесспорно, умен и способен не лгать хотя бы самому себе. А это качество вообще довольно редко в людях.
Привычка главного героя постоянно препарировать собственные чувства, возможно, где-то сыграла с ним злую шутку. Он и сам признается, что личность его раздваивается: один Печорин живет, другой – пристально за ним наблюдает. Надо сказать, что с этой задачей он справляется на «отлично», не щадя свое «альтер-эго» ни капельки. Ничего удивительного, что и окружающие становятся объектом столь же недоброжелательного внимания.
В каждом человеке Печорин видит слабости и пороки – и не может найти в себе ни силы, ни желания их простить.
Причина дуэли
Дуэль между нашими героями является самой напряжённой сценой всего романа. Из-за чего она, собственно, происходит? Ответом на это вопрос является безнравственный поступок Грушницкого по отношению к княжне и самому Печорину. Дело в том, что между героями возник любовный треугольник. Грушницкий влюблен в Мери, та любит Печорина, но он к ней совершенно холоден, любовь девушки для него лишь игра. Задето самолюбие юнкера.
За то, что Лиговская ему отказала, герой сеет сплетни о княжне и Печорине. Это могло полностью испортить репутацию барышни, а вместе с тем и её дальнейшую жизнь. Узнав об этом, Григорий вызывает клеветника на дуэль.
Печорин после дуэли с грушницким. Сочинение Лермонтов М.Ю
- Печорин ночью лазил к своей возлюбленной Вере. Она жила в одном доме с княжной Мери. Грушницкий со своими друзьями подумал, что это лезли к княжне Мери. И он начал всем рассказывать, что Мери по ночам кого-то принимает. Печорин заступился за честь девушки. Хотя сам и послужил причиной такой ее славы. Правильно говорил про себя Печорин, что со всеми, кто с ним соприкасается, происходит несчастье. А все потому, что он эгоист, а усмирять свои желания он не хотел.
Клевета Грушницкого стала поводом
для дуэли,
причины
же е надо искать глубже в
жизненных позициях
двух этих персонажей.
Почти с самой первой нашей встречи на страницах романа с Грушницким мы, читатели, знаем о том, что приятельские отношения между ним и Григорием Печориным фикция, что персонажи эти антиподы
во всм. Сам Печорин (повествователем в части Княжна Мери является именно он) так характеризует Грушницкого:
Юнкер Грушницкий был влюблн в княжну Мери, Печорин же в какой-то степени ему позавидовал и, хотя любви к хорошенькой этой девушке не испытывал ни на йоту, сделал вс, чтобы влюбить в себя княжну и показать ей настоящего Грушницкого самовлюблнного эгоиста, человека недалкого ума, а вовсе не романтическую личность, которую она в нм видела.
Сам Печорин, которого многие поколения читателей считали человеком, не могущим глубоко чувствовать, искренне любить, оказался способным на большую любовь. Историю его юношеской любви к Вере
, вышедшей замуж за богатого, но старого князя Лиговского, Лермонтов поведал читателям в другом романе
Княгиня Лиговская
.
К моменту новой встречи Печорина с Верой, она счастлива уже во втором браке, причм с таким же стариком, как е первый муж, и ничего предосудительного не видит в том, чтобы принимать по ночам любовника в доме родственников, у которых остановилась, вовсе не задумываясь при этом о том, что подобные встречи могут испортить репутацию не только ей самой, но и юной княжне, даже не подозревающей о подобных свиданиях своей родственницы.
Вместе с тем товарищи Грушницкого, прежде всего драгунский капитан явный недоброжелатель Печорина, подговаривают его проучить Григория Александровича: придраться к какой-либо мелочи, найти повод для дуэли
. А во время дуэли
не зарядить пистолеты
. Они абсолютно уверены: Печорин струсит. Грушницкий соглашается на такую подлость. Но на деле вс получилось намного серьзнее.
Грушницкий вместе вс с тем же драгунским капитаном подкараулил Печорина, когда тот возвращался от Веры, но Григорию Александровичу удалось вывернуться и ускользнуть от них.
Уже на следующий день недавний воздыхатель княжны стал распространять сплетню о е тайной связи с Печориным
При этом нам, читателям, совершенно неважно, ошибся он или прав мы наверняка знаем о его ошибке, а он даже мысли о своей неправоте не допускает, ему и в голову не приходит простая догадка: в доме есть молодая замужняя женщина, которая могла бы принимать Печорина по ночам. Важно другое: ничего истинно мужского в распространении подобных сплетен нет
абсолютно; оскорблнный тем, что ему предпочли другого,
Грушницкий не щадит ни в чм не повинную девушку, губит е репутацию
, лишает возможности впоследствии, через какое-то время, свою личную жизнь устроить. И в этой ситуации проявляются
худшие качества этого персонажа
: подлость, недостойная мужчин склонность к сплетням, жестокость по отношению к девушке, любви которой не смог добиться.
Ненависть Грушницкого к Печорину настолько велика, что он решается ещ на одну подлость: соглашается с тем, что заряжен будет только его пистолет
, то есть
готов
не в дуэли принять участие, а
убить человека безоружного
.
изначально неискренен, рядится в чужие одежды (солдатская шинель), пытаясь изобразить из себя нечто такое, чем он на самом деле никогда не был и не будет, любит производить эффект, он бесчестен, безволен, легко поддатся влиянию со стороны в истории с дуэлью им ловко манипулирует драгунский капитан.
живт в полную силу, искренен, заступается за честь девушки, в истории с дуэлью тщетно пытается пробудить в Грушницком человека.
Но и Печорина нельзя полностью оправдать: в этой ситуации он проводит один из своих чудовищных экспериментов, в результате которого гибнет пусть даже не очень хороший, не достойный уважения, но вс же человек, кстати, ещ совсем молодой, поэтому способный меняться, причм не только в худшую сторону, но и в лучшую.
Но, так как тот отказывается приносить извинения за свою ложь и наговор, Печорин вызывает его на дуэль, где убивает.
Как поведение Печорина во время дуэли с Грушницким и после неё раскрывает его характер?
Показать текст целиком
Внутренний мир Григория Александровича Печорина, главного персонажа романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, раскрывается читателю постепенно на протяжении всего произведения. Уже в предисловии автор предупреждает, что перед нами портрет, составленный из пороков, но отнюдь не одного человека, а целого поколения.
Впервые рассказчик слышит о нём из уст Максима Максимыча, штабс-капитана, с которым Печорину некогда довелось служить в небольшой крепости на Кавказе. Многое в поведении главного героя остаётся непонятным, однако история об офицере и дочери черкесского князя Бэле разжигает в нём любопытство, и потому в дальнейшем он с не меньшим интересом описывает портрет того, о ком ему довелось немало узнать. Рассказчик отмечает, что Печорин был весьма хорош собою, но особое внимание уделяет его глазам, которые «не смеялись, когда он смеялся», — верный признак «или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Затем к повествователю в руки попадает журнал «героя нашего времени», и с этого момента у читателя появляется возможность глубже проникнуть в характер столь неоднозначного персонажа.
анализ эпизода. Дуэль Печорина и Грушницкого
Печорин — хороший психолог. Я думаю, из него получился бы также прекрасный педагог, потому что он искусно пытается перевоспитать соперника, пробудить его совесть. Грушницкий и раскаялся бы, но он так слаб духом, а тут еще рядом драгунский капитан!
Грушницкий не успел довести до конца свое черное дело: помешала та же слабость. Пуля оцарапала Печорину колено, и он смог удержаться на узкой площадке. Можно сказать, что здесь уже судьба дает Грушницкому еще один шанс. Но вместо раскаяния герой продолжает свою гнусную игру. Он спокоен, даже весел: вот-вот все закончится. Сейчас Грушницкого не интересуют ни Бог, ни душа. А зря. Доктор, эти господа, вероятно второпях, забыли положить пул
Задачи и тесты по теме «Дуэль Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).»
«Герой нашего времени» лирико-психологического характера. Он повествует о жизни незаурядного человека, который, увы, не может найти применения своим способностям. События, описанные в романе, происходят на родном для писателя Кавказе. Центральной темой стала проблема личности, пребывающей в глубоком конфликте с обществом. Печорин – скучающий интеллектуал, сосланный из Петербурга за какую-то нашумевшую историю.
Чем же вызвана такая неприязнь к Грушницкому? С первых строк описания их встречи становится ясно, что это два абсолютно разных человека. Грушницкий – человек поверхностный, посредственный, любящий напускной лоск и пафос. Этот образ совершенно не вяжется с задумчивым и неудовлетворенным жизнью Печориным. Главный герой итак глубоко разочарован в людях, встреченных на пути, оттого не может не почувствовать фальши юнкера. Еще большую трещину в отношениях образует встреча с молодой княжной Мери, в которую Грушницкий не на шутку влюблен.
Поведение обоих героев по отношению к княжне особых симпатий не вызывает. Один из них пустозвон, имеющий свойство все преувеличивать, а другой – тонкий циник, получающий удовольствие от игры на чужих чувствах. Именно из-за свойственного ему цинизма, Печорин решил бросить вызов «другу» и начать ухаживать за Мери. Ключевым моментом в романе является эпизод поединка между Грушницким и Печориным. Эта дуэль разительно отличается от тех, что встречались ранее в русской литературе, хотя бы тем, что лишена честности и уважения к оппоненту.
Автор мастерски показывает, что эта дуэль от начала до конца является грязной игрой. Даже одно лишь условие о том, что убитого можно будет скинуть на счет черкесов, говорит о бесчестности ее участников. В конце дуэли, предлагая правила своей игры, Печорин все-таки оставляет для соперника узкую лазейку, но тот в силу своей глупости и самодовольства не замечает ее, за что расплачивается собственной жизнью.
Смысл эпизода и его роль в романе
Очевидно, автор добавил этот фрагмент не просто так. В нем он наиболее полно отражает характер Печорина. Основной особенностью произведения и его новаторством является психологизм (детальное описание внутреннего мира героев и их чувств через обстановку, жесты и внешность, интерьер дома и т.д.), поэтому Лермонтову было очень важно раскрыть душу Григория Александровича. Данной цели подчиняются все персонажи и события. Поединок — не исключение.
Таким образом, сцена дуэли завершает тот портрет, который автор набросал в других главах. В последующих описаниях он лишь набросает последние штрихи.
Автор: Ксения Митрошина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!