Что формирует формирующее оценивание

Формирующее оценивание: откуда берутся громоздкие отчеты?

На днях общались с одним — очень вдумчивым — преподавателем регионального ИРО про формирующее оценивание. Она так описала внедрение этой технологии в своем регионе: «У нас сначала все просто бросились в формирующее оценивание. Сейчас остались единицы школ, и те, наверное, скоро откажутся. Сетуют на большое количество бумаг, громоздкость технологии…»

На что я возразила: «Бумаги и громоздкость — это не часть технологии, а национальные особенности ее реализации».

Как вообще понять, что такое «правильное» формирующее оценивание, и откуда в нем берутся бумаги? И можно ли без них?

Что формирует формирующее оценивание. Смотреть фото Что формирует формирующее оценивание. Смотреть картинку Что формирует формирующее оценивание. Картинка про Что формирует формирующее оценивание. Фото Что формирует формирующее оценивание

Формирующее оценивание как подход существует несколько десятков лет, хотя оно стремительно набрало популярность относительно недавно (около 5 лет назад в России, около 15 лет назад, скажем, в Великобритании). Вероятно, пик популярности возник после публикаций результатов исследований (П.Блэк, Д. Уильям «Внутри черного ящика», затем появился метаанализ Джона Хэтти), в которых формирующее оценивание оказалось одним из самых влиятельных факторов для обучения. С того момента формирующее оценивание стало странствовать по образовательным системам мира, порой меняясь до неузнаваемости…

Как появилось формирующее оценивание?

В целом есть немало названий термина: формирующее оценивание, формативное оценивание, активная оценка, оценивание для обучения. Но даже больше чем названия, разнятся понимания, подходы к его реализации как в разных странах, так и даже в разных регионах.

Чтобы понять, откуда взялись ответвления, хорошо вернуться к истокам. Изначально М. Скривену (1967) принадлежит идея о том, что оценивание может быть суммирующее (подводящее итог) или формирующее (промежуточное, используемое для обучения). Спустя десятилетие Б. Блум показал, что корректирующая обратная связь — ключевой компонент оценивания для обучения. Более того, Блум предлагал, что обратная связь должна даваться ученику на каждом промежуточном этапе обучения, прежде чем он начнет двигаться дальше. То есть в обучении можно выделить так называемые «реперные точки», которые обязательно пройти.

Однако ключевой принцип обратной связи — основанность на целях. То есть еще один важный элемент формирующего оценивания — это наличие конкретных измеримых целей и понятных этапов (чаще всего их называют критериями успешности).

Основные компоненты формирующего оценивания

Получается, что для формирующего оценивания обязательны несколько элементов.

Есть много других компонентов, которые как бы «привязываются» к формирующему оцениванию. Например, ключевые вопросы, которые подводят к цели. Или групповая работа, которая позволяет получать обратную связь внутри группы. Но это все уже скорее надстройки.

Очень частая ошибка, что формирующим оцениванием называется многое из того, что им не является. Например, можно встретить много подборок типа «7 инструментов для формирующего оценивания», «12 способов обратной связи в формирующем оценивании», «10 онлайн-инструментов для формирующего оценивания». Но суть в том, что часто формирующим оцениванием называется игра с технологиями или отдельными приемами. Но по сути формирующее оценивание — это комбинация ключевых инструментов, а не что-то одно.

Откуда взялись различия? И бумаги?

Формирующее оценивание активно внедряется во многих постсоветских странах: Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Украина и др. И в каждой из образовательных систем разное внимание уделяется различным компонентам.

И все же, как правило, основное различие — это понимание того, что мы считаем критериями успешности и как мы их измеряем.

Избыточная громоздкость и отчетность возникают обычно при неумелом скрещивании этих подходов: например, когда в школе каждый педагог получает в качестве задачи разработать шаблоны целей, критериев и измерителей к ним. Начинается бумажная волокита и проверка учителей, правильно ли они там все измеряют. А это уже имеет очень малое отношение к формирующему оцениванию. Так как оно вообще-то про ученика, его прогресс, а не про контроль исполнительской дисциплины учителя. Кроме того, в таких документах сложно зафиксировать устную обратную связь, которая спонтанна и ситуационна.

Лично я — сторонница первого подхода, при котором у учителя есть возможность планировать, имея свободу. Если при этом у него есть какие-то дополнительные материалы, разработанные по его предмету другими людьми — отлично, но не так важно.

К слову…

В Академии Директории мы разработали серию курсов по формирующему оцениванию, которые позволяют учителю эффективно использовать инструменты ФО без громоздких отчетов и бумаг.

Серия называется «Стратегии формирующего оценивания в условиях реализации ФГОС» и состоит из трех частей.
• Постановка SMART-целей и критериальное оценивание (5 недель)
•Развивающая обратная связь на уроке (5 недель)
•Использование вопросов для развития мышления (5 недель). Кстати, это уже необязательный элемент ФО, но важная «надстройка».

Особенность курса в том, что каждую неделю педагоги выполняют практические задания и могут увидеть результат уже в течение обучения. Начать учиться можно в любой момент.

Описание курса по ссылке >>

Что можно прочитать по теме…

«Активная оценка в образовательном процессе школы» Запрудский Н.И.

Аннотация
В этой книге активная оценка понимается как целостная технология, построенная на идее перманентной обратной связи между субъектами образовательного процесса. Она имеет целостный характер
и включает целевой, содержательный, процессуальный и контрольно-оценочный компоненты.
Активная оценка — это технология обучения, в рамках которой ученики имеют возможность постоянно видеть свои успехи (и радоваться этому), осознавать ошибки (и работать над ними); овладевают процедурами оценки, учатся управлять своим учением. К оценочной деятельности присоединяются родители учеников.

Источник

Формирующее оценивание как современный подход к оценке учебных достижений обучающихся

Annotation. The article deals with the importance of the technology of formative assessment in improving the quality of education. Examples of formative assessment techniques. The article will be of interest to practicing teachers.

Ключевые слова: формирующее оценивание, критериальное оценивание, техники формирующего оценивания, рубрикаторы, карты понятий, дискриптор.

В настоящее время в условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Теперь оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования.

Согласно ФГОС, оценка – это особое действие, которое должно отражать то, чему научился обучающийся, на сколько, он продвинулся к цели, что нового узнал. То есть учитель, всегда остававшийся контролёром должен поделиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.

В соответствии с ФГОС ООО система оценки образовательной организации реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений.

Всем вышеперечисленным требованиям удовлетворяет так называемое формирующее оценивание (formative assessment). Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно.

Суть формирующего оценивания: не просто зафиксировать результат, а выяснить, как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии. И если данные окажутся неудовлетворительными, то на основе полученной информации внести в него необходимые изменения.

Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Формирующая оценка – это пошаговое движение ученика к максимально лучшему результату через постоянную рефлексию сегодняшних достижений. Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах.

Согласно ФГОС, оценивать достижения должны уметь и сами обучающиеся. Так, среди метапредметных результатов, определённых ФГОС ООО, присутствуют следующие умения, которыми должны овладеть школьники на уровне основного общего образования [Примерная основная образовательная программа основного общего образования (от 08.04.2015 г. № 1/15 в действующей редакции; п. 1.2.4 ].

Система критериального оценивания дает возможность:

• определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал,

• определить, сформирован ли тот или иной практический навык,

• сверить достигнутый обучающимся уровень, заложенный в учебную задачу (комплекс учебных задач).

Как говорит Марина Александровна Пинская: «Ученику необходим доступ к оцениванию. То есть учитель, всегда остававшийся контролером – монополистом, должен поделиться с учеником инструментом оценивания, раскрыть ему основания, критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах»

При организации критериального оцениванияследует руководствоваться следующими правилами:

1. Критерии оценкидолжны быть известны детям: они либо даются в готовом виде и обсуждаются, либо вырабатываются совместно.

2. Критерии должны быть чёткими и понятными для детей.

3. Критерии оценки любой работы известны детям до её выполнения.

4. В случае возникновения разногласий при оценке по какому-либо критерию, следует обсудить все варианты и выбрать действительно объективный.

Одним из наиболее популярных инструментов оценивания, основанного на заранее заданных и понятных ученикам критериях, являются так называемые «Оценочные рубрики», именно такое название закрепилось за этой оценочной методикой в литературе.Но часто используют и другое название: говорят критериальные рубрики или просто рубрикаторы. Марина Александровна Пинская называет такой подход к оцениванию техниками или методиками.

«Рубрики» представляют собой таблицы, которые содержат критерии для оценки выполнения самых разнообразных заданий. Чтобы определить критерии, учителю необходимо сформулировать учебные цели той работы, которую будут выполнять ученики, и результаты, которых они должны достичь. Именно с заданными учебными целями и результатами должны соотноситься оценочные критерии. По сути, критерии служат ученикам гидом, показывают им, что они должны продемонстрировать в той или иной работе, что должны уметь. Очень полезно начать с того, чтобы вместе с учениками обсудить стоящие перед ними учебные цели и те результаты, к которым они стремятся. Описание желаемых учебных результатов – это основа критериев для оценки работы.

В качестве примера приведем рубрикатор к заданию на уроке химии в 8 классе.Задание: сравните физические свойства веществ, результаты занесите в таблицу. Как различить эти вещества?

Свойства Мел и поваренная соль Уксусная кислота и нашатырный спирт

Сходства Агрегатное состояние

Растворимость в воде

Различия Агрегатное состояние

Растворимость в воде

Баллы Элементы содержания

1 Указаны черты сходства свойств мела и поваренной соли

2 Указаны черты сходства свойств уксусной кислоты и нашатырного спирта

1 Указаны черты различия свойств мела и поваренной соли

2 Указаны черты различия свойств уксусной кислоты и нашатырного спирта

2 Сделан вывод, как знания физических свойств веществ помогают на практике различать вещества.

Далее составляется дескриптор для каждого критерия. Дескриптор описывает качественный уровень выполнения задач (степени достижения цели). Рассмотрим еще некоторые оценочные техники формирующего оценивания, используемые на уроках географии, химии, биологии.

На этапе актуализации знаний эффективен краткий пятиминутный обзор по теме урока. В течение нескольких минут учитель просит учеников письменно ответить на вопросы по материалу, необходимому для освоения новой темы. Проверка осуществляется с целью вычленить те вопросы, которые необходимо повторить. Например, на уроках географии, перед изучением темы «Климатические пояса»в 7 классе можно предлагаются следующие вопросы: Что такое воздушная масса? Какие типы воздушных масс Вам известны? Как нагревается Земля в течение года?

Для информации о том, как ученики воспринимают происходящее на уроке, включая общее отношение к предмету, к собственному учению, используем опросники самодиагностики.

Предлагаемый опросник обычно состоит из ряда утверждений, которые ученик должен рассмотреть и определить степень своего согласия или несогласия с ними по определённой шкале. При помощи диагностического опросника, происходит не только самодиагностика (самооценка) учащегося, но и повышается самостоятельность и мотивация в освоении учебных умений. Ниже приведен пример такого опросника на уроке географии по теме «Государственные границы России».

Насколько уверенноты чувствуешь себя в следующих ситуациях? Ответы учащихся

Очень уверенно Уверенно Довольно уверенно Неуверенно

Я могу показать на карте пограничные государства РФ и назвать их.

Я могу назвать столицы пограничных государств.

Я могу рассказать и показать на карте чем омывается Россия.

Я могу рассказать о символах России.

Широко известная методика составление тестов учащимися требует выполнения множества действий: очертить для себя границы темы, вспомнить, что он знает из этой темы, структурировать знания, составить высказывание, касающееся темы и имеющее форму вопроса, спрогнозировать ответ. Учащиеся демонстрируют учителю свой стартовый уровень знаний, свою заинтересованность в их расширении и углублении.

Используем несколько вариантов данной методики.

Заполнение карт. Составляется карта понятий, а затем убираем все подписи в рамках (т. е. собственно названия понятий, сохраняя подписанные связи-линки. Ученики подписывают пустые рамки так, чтобы вся структура, изображённая на карте, приобрела смысл.

Выборочное заполнение карты понятий. 1/3 понятий из карты убираем и, извлеченные понятия, помещаем в пронумерованный список, приложенный к карте. Ученики выбирают нужные понятия и вставляют их в соответствующие рамки.

Карта для выборочных понятий. Учащимся предлагается список из

10–20 понятий, на основе, которого необходимо построить карту, используя только эти термины. Акцент здесь делается на установлении взаимосвязей и постепенном усложнении тех структурных конструкций, которые могут построить ученики, опираясь на свои знания в данной области.

Картирование-выращивание. Рассмотрим вариант, известный как «микрокартирование». Учитель задает маленькую сеть, объединяющую всего 5–10 понятий, и предлагает ученикам построить карту, используя эти понятия плюс такое же число понятий, которые они добавят, опираясь на собственные знания данной темы.

Примеры карт понятий по биологии.

Говорят, что если не решается задача, надо поменять способ решения. Если перепробовали все способы, а решения все нет – вы решаете не ту задачу. Пусть никто, хотя бы в ближайшей перспективе, не будет иметь оснований обвинить нас с вами в том, что неверно, не теми способами мы решаем главную задачу образования – повышение его качества.

1. Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе / М. А. Пинская. – М. : Логос, 2012.

2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (от 08.04.2015 г. № 1/15 в действующей редакции; п. 1.2.4

3. Шамова Т. И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. – М. : Педагогическое общество России, 2012.

4. Фишман И. С., Голуб Г. Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся. – СПб. : Учебная литература, 2012.

Дьяконицына Екатерина Дмитриевна,

Гатенюк Людмила Борисовна,

учитель химии и биологии

МОУ «СОШ №13» Г. ВОРКУТЫ

Компьютерная презентация практических достижений Слайд 1 Слайд 2. (Тема) Тема моего выступления «Развитие сенсорного восприятия детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных.

Конспект беседы для обучающихся 2 класса коррекционной школы-интерната для глухих обучающихся «Моя будущая профессия» ГБОУ Уфимская КШИ для глухих обучающихся Конспект беседы для обучающихся 2 класса «Моя будущая профессия». Задачи: Образовательные: познакомить.

Консультация для педагогов «Оценивание при безотметочной системе обучения в первом классе» Оценивание при безотметочной системе обучения в первом классе Как оценить учебные достижения в первом классе учащихся? Современной начальной.

Квест-технология — современный подход к организации музыкально-эстетической деятельности Квест-технология – современный подход к организации музыкально-эстетической деятельности 1 слайд В наше время квест-технология приобретает.

Мысленное моделирование на учебных занятиях как фактор интеллектуальных умений дошкольников МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА- ДЕТСКИЙ САД № 110Воспитатель:.

Оценивание по трансдисциплинарной теме исследования PYP «Кто мы» Оценинивание по трансдисциплинарной теме исследования «Кто мы» Центральная идея: «Группа – это место, где мы учимся дружить и понимать.

Оценивание по трансдисциплинарным темам исследования (2017–2018 гг.) Оценинивание по трансдисциплинарной теме исследования «Кто мы» Центральная идея: «Детский сад – это дом со своими правилами» Возрастная.

Оценивание учебных достижений младших школьников [Фролова Валентина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 Г. Гусиноозёрск Оценивание учебных достижений младших школьников.

Специальная индивидуальная программа развития для ребенка с Тмнр на 2 учебных года СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 1. Индивидуальные сведения о ребёнке ФИО ребенка: Степан Возраст ребенка: 2011года рождения.

Управление самостоятельной деятельностью обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ходе учебных занятий Управление самостоятельной деятельностью обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ходе учебных занятий Храпова Е. А., преподаватель.

Источник

Выступление «Что такое формирующее оценивание»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ Выступление Система формирующего оценивания.docx

Система формирующего оценивания

Одна из проблем современного образования заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни.

ФГОС призваны решать проблему соответствия полученных в школе знаний реальным потребностям жизни.

Мы знаем, что новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.

Здесь возникает довольно острая для нашего образования проблема: для того, чтобы этот процесс реализовался на практике ученику необходим доступ к оцениванию, так как согласно ФГОС, оценка – это особое действие, которое должно отражать то, чему научился обучающийся, насколько он продвинулся к цели, что нового узнал. То есть учитель, должен поделиться с учеником инструментами оценивания, показать ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.

Существует два подхода к вопросу оценивания:

Роберт Стейк привел такую аналогию с двумя этапами оценивания супа: когда повар дегустирует суп – это формирующая оценка; когда обедающий (или эксперт) ест суп – это итоговая оценка. Другими словами, формирующая оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как суммативная оценка представляет, насколько хорошо функционирует конечный продукт.

Итак, формирующее оценивание:

‐ ориентировано на обучающегося;

‐ встраивается в личностно-ориентированное обучение;

‐ ориентировано на формирование личностных и метапредметных умений;

‐ оценивается не только результат, но и процесс;

‐ отслеживается прогресс каждого обучающегося;

‐ носит системный характер.

Формирующее оценивание имеет ряд преимуществ и для ученика, и для учителя.

Формирующее оценивание для обучающихся может помочь:

‐ учиться на ошибках;

‐ понять, что важно и что у них получается;

‐ обнаружить, чего они не знают и не умеют делать.

Формирующее оценивание позволяет учителю:

‐ четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;

‐ сделать обучающегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

Таким образом, формирующее оценивание это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.

Мы уже знаем такие техники, как «Лесенка успеха», «Смайлики», «Светофор», «Благодарю..», «Незаконченное предложение», «Волшебные линеечки» и др. сегодня я хочу рассказать о других техниках, которые есть и, которые мы применяем в своей практике.

Чему я научился за эту неделю?

Какие вопросы остались для меня неясными?

Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Читая отчёты, преподаватель может узнать о затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников. Получить полезную обратную связь и реорганизовать содержания курса. Проникнуть в то, как ученик осознаёт собственную учебную деятельность («метакогнитивные процессы»).

Самооценка – одно из центральных образований личности, часть её ядра. От самооценки во многом зависит социальная адаптация личности, она влияет и на поведение. Однако самооценка не дана нам изначально. Она изменяется, формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Основная цель учителя развивать у ребенка объективную сторону самооценки. Если учитель будет целенаправленно формировать действие оценки и самооценки, то ребенок научится не только фиксировать трудность, анализировать её причину, но и научится эту трудность преодолевать. Ученик должен четко определять для себя «Это я знаю, а этому я должен научиться.

3) Не могу не поделиться одним из самых простых и действенных приёмов для актуализации знаний в начале урока и рефлексии в конце урока, для повышения мотивации учеников, для развития речи и формирования умения чётко и кратко излагать свои мысли. Речь идёт о таблице «ЗХУ» (Знаю. Хочу узнать. Узнал) или ещё одно её название, которое не меняет содержания – «ЗИУ» (Знаю. Интересуюсь. Узнал).


Таблицы
– это самый распространённый способ графической организации материала.

Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Графическая форма таблицы отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.

Работа с таблицей ведётся на всех трёх стадиях урока.

Учитель ставит перед детьми задачу: вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения в первой графе таблицы.

Работая с учениками старшего школьного возраста и используя данную таблицу на уроках систематически, можно попросить детей здесь же перечислить источники информации, откуда получены имеющиеся сведения. Можно предложить детям систематизировать имеющиеся сведения до работы с основной информацией, что позволит вывести аналитическую работу на качественно новый уровень.

Второй столбец таблицы «Интересуюсь» или «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» обучающиеся получают новые представления на основании уже имеющихся знаний.

Учитель предлагает детям поставить вопросы к изучаемой теме до ее изучения. Что было бы интересно узнать?

Последняя часть таблицы «Узнал» заполняется по завершению работы с книгой, просмотра фильма, обсуждения изученного материала в группе в ходе урока или в конце урока.
Учитель спрашивает, нашли ли дети ответы на все вопросы, которые ставили вначале урока. Если да, то ответьте на них в третьей графе. Если нет, предложите свои варианты информационных источников, где будете искать ответы.

4) Проверка ошибочности понимания.

Учитель намеренно допускает ошибки, а затем он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения.

Ещё техники: синквейны

Методика формирования оценочных суждений

Методом проб и ошибок каждый учитель выбирает наиболее удачные, эффективные, работающие техники. Да, это сложная работа. Эти техники дают положительный результат.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *