Что характеризует новые медиа выберите все правильные варианты
Характеристики цифровой среды и новые медиа
Как только появились первые доступные цифровые персональные компьютеры, стало возможно говорить о появлении новой коммуникативной среды – цифровой. В соответствии с исторической последовательностью среду коммуникации делят на традиционную (аналоговая) и новую (цифровая). Последняя из них – это такая, в которой миллионы маленьких и больших вычислительных устройств ежесекундно фиксируют, передают, производят, генерируют немыслимые массивы цифровой информации, оцениваемой и анализируемой с помощью других высокопроизводительных компьютеров. В результате рождаются и новое качество информации, и новое понимание того, что раньше было непонятно или не имело ответа. Вместе с экономикой, наукой, культурой меняются и медиа.
Ученые спорят о том, насколько «новые медиа» – действительно новые. Стоит ли уточнять, что они мультимедийные, если в цифровой среде они по определению таковы? И нужно ли непременно отождествлять «новую» среду с «цифровой»? Не погружаясь в теорию излишне глубоко, все-таки примем для удобства тезис о том, что исследователи и практики медиа в большинстве своем действительно отождествляют среду «новую» с «цифровой»; в этой среде могут сосуществовать параллельно и полноправно разрозненные до того носители информации, способные объединяться в одну платформу (мультимедиа), разворачиваться в многоплатформенное и интерактивное повествование (трансмедиа), позволять работать с большими массивами данных и дополненной реальностью. Одной из ключевых характеристик «новой среды» служит интерактивность (синхронное и асинхронное общение с помощью электронных писем, чатов, форумов SMS, социальных сетей и проч., выполняющее функции информационного обмена, навигационную, адаптивную, коммерческую и др.). Иными словами, «новые медиа» – это не просто новые технологии и новый контент, это совершенно другой подход к пониманию медиа. Благодаря цифровой среде Интернета потребитель не только получает медийный продукт, но и участвует в процессе его создания. Именно потому, что пользователь сам взаимодействует с медиа и сам решает, что, где, как, сколько искать и выбирать, как интерпретировать, когда остановиться и кому доверять, «новые медиа» и называют медиа «активными» и «одушевленными».
В цифровой среде в тысячи раз увеличиваются объемы и скорость передачи информации, она делает доступным интерактивное общение, позволяет разным формам коммуникации объединиться в единое целое. Л. Манович, один из теоретиков цифровой среды, выделяет пять принципов «новой среды»[6], однако уточняет при этом, что их не следует воспринимать как абсолютный закон, но скорее как общую тенденцию в культуре под влиянием процесса компьютеризации.
Итак, в основе коммуникационной среды, о которой идет речь:
1) «числовое представление» (среда программируется и описывается математически). С объектами «новых медиа» могут быть произведены алгоритмические манипуляции. Так, с помощью определенных алгоритмов можно автоматически удалить «информационный шум» с фотографии, изменить ее пропорции и проч., т. е. медиа становятся программируемыми;
2) модульность (каждый элемент – часть целого). К примеру, мультимедийный проект может состоять из множества фотографий, кадров, звуков, которые воспроизводятся по очереди. Но, поскольку они сохраняют свою самобытность, то можно изменить только одну составную часть, не меняя все целое;
3) автоматизация (числовое кодирование и модульная структура приводят к возможности автоматизации многих операций в создании медиа). Автоматизируются не только ранее трудоемкие механические процессы – съемка, верстка, печать, но и, например, моделируются биологические параметры – поведение, интеллект;
4) изменчивость (в цифровой среде ничего не существует в «отлитой» форме, все в ней может постоянно модифицироваться – программы, приложения);
5) транскодируемость – термин, обозначающий перевод одного формата в другой, как на компьютерном (технологическом), так и на культурном (трансмедиасторителлинг, о котором подробный разговор еще впереди) уровнях. Так, «новые медиа» состоят из двух слоев: культурный слой и компьютерный слой, транскодинг же – это взаимовлияние этих слоев. Например, фотография, с одной стороны, соотносится с другими культурными сферами общества, тогда важно ее содержание, авторство, смысл. С другой стороны, фотография – это компьютерный файл с существенными для него характеристиками в виде размера файла, формата, даты сохранения и проч. Транскодинг обозначает возможность влияния этих слоев друг на друга. Компьютерный слой может оказывать влияние на культурный слой «новых медиа», их контент, организацию, жанр – и наоборот[7].
Изменчивость, интерактивность и мультимедийность – самые важные для медиа и журналистики характеристики современной цифровой среды. Главной причиной мультимедиатизации СМИ стали, конечно, изменившиеся запросы потребителя, о чем мы еще будем говорить отдельно. Однако тем, что постоянно «подстегивало» мультимедиатизацию СМИ, стало ее катализатором, оказалась, конечно, цифровая революция, т. е. изменяющиеся технические возможности, как со стороны производителя (СМИ), так и со стороны потребителя медиа (обычных людей).
Получается, что в цифровой среде, для новых «медиалюдей» медианосители и медиаконтент становятся соединительной тканью жизни. Цифровая жизнь превращается в повседневность: оцифровка данных (от школьных дневников до биометрических данных граждан всех стран, пересекающих границы); оцифрованные язык и эмоции (пространство лайков и смайлов в социальных сетях); оцифрованное самовыражение (от эстетики к политической идее); цифровое гражданство и е-государство («электронным государством» позиционирует себя, например, Эстония); цифровизация религиозной жизни и проповеди в мультимедийном формате (Папа Римский, глава католической церкви, с 2016 г. проповедует через WhatsApp и Telegram, во многих странах уже распространена практика SMS-сообщений верующим от священников и раввинов).
Именно цифровая среда и медиатизировавшиеся политики и политика (выборы, прежде всего) актуализировали понятие «постправда» («post-truth»), когда истина становится не принципиально важной[8] (в теории медиа оно соседствует с понятием «симулякр», которое Ж. Бодрияр применял к социальной реальности, описывая недобросовестность медиа при освещении реальных событий и медиаподделки). Помимо уже упомянутых вызовов, связанных с неопределенностью, изменчивостью, гибридностью современных процессов во всех сферах жизни, с кризисом доверия ко многим традиционным институтам мира, в том числе к традиционным медиа, современные граждане на себе испытывают давление многомерной, хаотичной и открытой коммуникационной среды, которая глобально объединяет нас и в хорошем, и в плохом. Именно поэтому ко многому в этом цифровом мире еще нужно приспосабливаться, вырабатывать иммунитет, учиться цифровой и медиаграмотности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Новые медиа
Содержание
Альтернативное толкование
Под этим же термином подразумевают и демократизацию процесса создания и запуска СМИ.
Следует различать понятия «новые медиа» и «цифровые медиа». Хотя и там, и здесь практикуются цифровые средства кодировки информации.
Не следует путать новые технологии с таким понятием как «новая журналистика». Ещё в 2001 году медиаидеолог Марина Леско отмечала в газете «Новый взгляд» [6] :
Евгений Ю. Додолев в своем недавнем интервью BBC прогнозирует у нас наступление эпохи не просто цифрового ТВ и сетевых изданий, но и вообще “новых СМИ” (new media), когда такие очевидные преимущества как, например, гипертекстовая верстка, позволяющая оперативно находить ссылки, растворят в себе все концептуальные посылы. И в этом контексте новые медиа размоют прославленную новую журналистику, которую Том Вулф и Норман Мейлер пытались приподнять на планку подлинного искусства. |
Интерактивность
Интерактивность есть непременная составная новых медиа, в число которых входят глобальные многопользовательские игры, такие как World of Warcraft и Second Life.
Проект Википедия также представляет собой образец нового СМИ.
Обычный аналоговый флайер-листовка с анонсом выступления диск-жокея будет являться примером новомедии, если на нём напечатан адрес веб-странички, с которой можно скачать сэмплы, вступить в фэн-клуб артиста и написать ему послание.
Безопасность
История
До 1980-х отрасль располагала только аналоговыми и печатными моделями вещания, однако на настоящем этапе очевидны метаморфозы, которые сгенерировали Интернет и электронные игры [8] :
Классические медиа начали обрастать новыми технологиями, такими как цифровая обработка изображений перед публикацией в газетах, например. Канадская радио-телевизионная и телекоммуникационная комиссия так определяет новые медиа: «Любая медиа продукция, являющаяся интерактивной и распространяемая цифровыми методами». Таким образом, они разделяют традиционные и новые медиа по критерию доступности и способам доставки конечному потребителю. Комиссия также подчёркивает важность интернета в становлении новых медиа, поскольку он позволяет использовать для передачи определенной информации текст, видео, аудио и изображения одновременно.
Цифровая эра формирует иную медиа-среду. Репортёры привыкают к работе в киберпространстве. Как отмечается, ранее «освещение международных событий было делом нехитрым» [11] :
необходимо было дождаться прибытия из заграницы какого-либо судна, взять интервью у пассажиров, а затем — как можно быстрее бежать в редакцию, чтобы твоя газета смогла опередить конкурентов и опубликовать новости первой. Связи между различными странами подразумевали физическое присутствие. Чтобы узнавать новости, журналист в буквальном смысле должен был находиться в гуще событий, а для их передачи в газету ему приходилось всякий раз возвращаться в редакцию.
Говоря о взаимоотношениях информационного общества и новых СМИ, Ясен Засурский акцентирует внимание именно на трёх аспектах, выделяя новые медиа именно как аспект [12] :
Актуальные формы и типологические модели новых медиа
аспирант кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия
Раздел: Новые медиа
В настоящей статье анализируются ключевые типологические характеристики, на основе которых возможно выделить основные формы и модели новых медиа. Автором описываются процессы, положенные в основу современной концепции новых медиа, такие, как конвергенция, дигитализация, интерактивность и принадлежность новых медиаресурсов к сетевому пространству. В качестве успешных примеров анализируются социальные сети, блогосфера и другие околожурналистские блогомодели, новостные порталы и виртуальные игры. Характеризуется активная созидательная роль новой медиааудитории в реализации данных моделей, которые в свою очередь рассматриваются не только с позиции ценности медийного контента, но и в разрезе выполнения ими актуальных социокоммуникативных задач.
Введение. К вопросу о характеристиках и форматах новых медиа
Современные исследователи склонны описывать систему новых медиа четырьмя ключевыми взаимосвязанными процессами (или признаками): конвергенцией, дигитализацией, интерактивностью и принадлежностью данных медиаресурсов к сетевому пространству.
Таким образом, речь идет о самом широком перечне новых медиаформатов, которые могут включать в себя:
— интернет-представительства (порталы) онлайновых СМИ;
— кино, рассчитанное на интернет-аудиторию;
— социальные сети (включая детские социальные сети);
— другие ресурсы Web 2.0.
Говоря о моделях новых медиа сегодня, мы подразумеваем следующие ключевые принципы формирования и распространения нового медиаконтента:
1) любой может создавать информацию;
2) любая история может быть рассказана и услышана;
3) любая информация может получить реальную стоимость;
4) любая информация превращается в коммуникацию;
5) современная информационная среда скорее подконтрольна пользователю, чем создателю медиаконтента.
В настоящей статье рассматриваются наиболее актуальные типологические модели новых медиа, выделяемые автором, и приводятся их описание и примеры реализации.
Раздел I. Социальные сети как “простая” коммуникационная модель
Наиболее противоречивым феноменом новой медиасреды последних лет стали так называемые “социальные СМИ”, в рамках которых развивается Web 2.0 (социальные сети вроде MySpace, Facebook и др).
Революционное значение социальных СМИ выразилось в том, что они предоставили пользователям Интернета возможность публиковать свои медиасюжеты быстро и легко и под собственными именами. Социальные медиа предложили своей аудитории, во многом разочарованной в традиционных СМИ, принципиально новые механизмы взаимодействия и интерактивного участия, обусловившего новый этап в развитии гражданской журналистики.
Социальная сеть представляет собой по сути более простую модель, чем блог или онлайновый новостной портал: зарегистрировавшись на Facebook, пользователь может размещать информацию в любом формате и объеме (текст, звук, фото, видео; у себя на странице или страницах других участников; в режиме форума или чата и др.) и искать контакты с любыми другими пользователями Сети. В отличие от блоггеров пользователям социальных сетей уже не нужно иметь определенный талант в области написания текстов или тратить много времени на поддержание своей активности постоянными постами; каждый участник социальной сети находит свою аудиторию и развивает коммуникацию.
Инструменты электронного взаимодействия социальных сетей сегодня активно используются как обывателями, так и государственным и бизнес-секторами. Правительство США финансирует исследование социальных сетей с целью аккумуляции и обработки информации, размещенной пользователями. Подобный анализ позволяет собирать данные о совершенных человеком покупках, поездках, предпочитаемых спортклубах, развлекательных комплексах, наконец, о “друзьях”, чьи имена размещены в списке контактов. Ну а мониторингом “друзей” сегодня, как известно, занимаются и спецслужбы разных стран. Крупнейшие международные компании создают исследовательские центры, в задачу которых входит исключительно мониторинг и анализ социальных сетей на предмет популярности предлагаемых компанией продуктов и услуг и изучение динамики спроса на них.
На сегодняшний момент подавляющее большинство контентных компаний, от BBC до Google, используют интерактивные возможности рекламы и взаимодействия с аудиторией существующих социальных сетей или создают свои собственные аналогичные порталы.
Технологии и форматы социальных сетей постоянно развиваются: сегодня мы имеем детские социальные сети (http://www.kidzui.com/, http://yoursphere.co.uk/, http://yoursphere.co.uk/), Twitter, представляющий собой некий симбиоз между социальной сетью и блогом, а также множество небольших социальных сетей, привлекающих довольно широкую аудиторию, например таких, как Ning и др. Постоянно растут инвестиции в социальные сети со стороны коммерческих компаний. Так, акции Facebook сегодня оцениваются, по разным источникам, в сумму от 6,5 до 15 млрд долл. В 2007 г. корпорация “Microsoft” инвестировала в социальную сеть 240 млн долл. в обмен на 1,6% компании. В мае 2009 г. российская компания “Digital Sky Technologies” вложила в Facebook 200 млн долл. 1
Социальные сети становятся все более эффективной платформой для анализа медиааудитории, поскольку пользователи размещают на портале большое количество личной информации, отражающей их интересы, покупательские цели и способности.
В среднем каждый пользователь проводит на Facebook порядка 3,5 часа в месяц. Более того, по оценкам британских исследователей, более 233 млн часов в месяц тратится офисными сотрудниками на просмотр социальных сетей. Таким образом, рекламодатели получают возможность взаимодействия со своей целевой аудиторией в офисные часы.
В последнем отчете британской мониторинговой компании “Datamonitor” прогнозируется, что к 2012 г. доходы от услуг, предлагаемых в рамках социальных сетей, в экономике достигнут 2,4 млрд долл.
Одновременно с этим “Datamonitor” прогнозирует снижение активности аудитории социальных сетей, которая достигнет своего пика в 2009 г. к 2012 г. 2
Подобные прогнозы обуславливаются в первую очередь социопсихологическими изменениями в моделях медиакоммуникативности пользователей, учитывая накапливающуюся “усталость” аудитории от социальных сетей и других форм интернет-активности.
Раздел II. Блогосфера как медиасреда
Говоря о блогах, мы сегодня подразумеваем достаточно широкий спектр интерактивных цифровых ресурсов — от личных “онлайновых дневников” до практически профессиональных медиапроектов в Интернете, которые реализуются в блогоформате (например, порталы Ohmynews, IndyMedia и др., о которых пойдет речь далее в этой статье).
Сегодня количество блогов настолько велико, а их содержание разнообразно, что можно выделить блоги, специализирующиеся на конкретной тематике, будь то политика, культура, кино, путешествия, мода, право (так называемые “blawgs”), бизнес (“slogs”), спамерские блоги (“splogs”) и др. Существуют блоги, реализуемые исключительно в видеоформате (“vlogs”) или фотоформате (“photoblogs”). Однако большинство блогов представляют собой универсальный интегрированный медиаконтент и характеризуются широкой тематической диверсификацией.
Целесообразно построить следующую классификацию блогов в контексте новой медиасреды.
1. Блоги профессиональных журналистов, которые ведутся на добровольной или корпоративной основе в рамках интернет-порталов официальных средств массовой информации. Такими блоговыми секциями, являющимися по сути жанровым продолжением основного медиаконтента онлайновых СМИ или интернет-представительств традиционных печатных и электронных изданий, обзавелось сегодня большинство крупных мировых медиаресурсов. Так, на официальных сайтах своих СМИ ведут блоги журналисты английской газеты “The Guardian”, и сотрудники медиакорпорации ВВС, в Рунете огромной популярностью пользуются блоги корреспондентов и постоянных ведущих радиостанции “Эхо Москвы” и др.
Очевидно, что развитие этого блогового сегмента стало реакцией традиционных средств массовой информации на успешное освоение блогами как форматом медиарынка. Посредством официальных блогов СМИ стараются не только расширить и сделать более интерактивным свой регулярный контент, но и повысить уровень взаимодействия с аудиторией, сделать более доверительными свои отношения с постоянными зрителями (слушателями и читателями).
2. Журналистские блоги, не закрепленные за традиционными редакциями. К этой категории относятся проекты, авторами которых выступают по-прежнему профессиональные журналисты или даже любители, но их тематика в первую очередь общественноновостная. Данные блоги не размещаются на сайтах традиционных медиа, а существуют или на независимых блогопорталах (и в этом случае не ограничены какой-либо официальной редакционной политикой), или на порталах альтернативных медиа (например, WikiNews).
3. Третью категорию составляют так называемые “корпоративные” блоги, которые ведутся официальными организациями или общественными деятелями и реализуют в первую очередь механизмы интерактивной коммуникации между официальными лицами и обывателями.
4. В отдельную группу целесообразно выделять “политические” блоги. Сегодня в Интернете представлены блоги известных политиков, включая лидеров государств, а также сотрудников их аппаратов, посредством которых поднимается уровень интерактивности взаимодействия граждан с политическими лидерами. Наиболее активно эти коммуникационные механизмы блогосферы используются сегодня в рамках политических избирательных кампаний.
5. Наконец, еще одну выделяемую нами блоговую группу составляют личностно ориентированные блоги, которые ведутся индивидуальными, независимыми авторами и не имеют отношения к существующим средствам массовой информации или официальным структурам.
Такие блоги, как правило, не периодичны, имеют мигрирующую, по большей части немассовую аудиторию, их авторы не являются профессиональными журналистами и не ограничены в своем творчестве ни нормами редакционной политики, ни общепринятыми стандартами профессиональной этики. Одновременно с этим подобные индивидуальные блоги в отдельных случаях обретают высокую информационную ценность для аудитории и традиционных СМИ, выступая в качестве первоисточников информации, о чем мы говорили выше.
Данную категорию блогов мы предлагаем рассматривать как потенциальные средства массовой информации, которые могут выполнять функции СМИ, а следовательно, являться полноценными участниками медиаиндустрии в особых информационных условиях и на временной основе (например, блоги очевидцев чрезвычайных событий, из которых аудитория черпает наиболее свежую и достоверную информацию о развитии ситуации).
Вместе с тем блоги в целом сегодня способны выполнять множество медиафункций более широко и комплексно, нежели традиционные СМИ, включая рекреативную функцию, задачу вовлечения аудитории в систему взаимодействия с медиа и др.
Раздел III. Блогомодели как формат реализации новых медиа: INDYMEDIA, OHMYNEWS, OPEN SOURCE MEDIA и др.
Широкое распространение форматов новых медиа обусловило существование в Сети большого количества альтернативных интернет-СМИ, функционирующих по принципиально новым медиамоделям.
Начало отсчета для IndyMedia можно условно вести с ноября 1999 г., ознаменованного событиями так называемой “Сиэтлской битвы”, когда тысячи американцев вышли на улицы в знак протеста против глобализации торговли в преддверии саммита ВТО.
В то время как центральные СМИ традиционно сфокусировали внимание на противостоянии митингующих и полиции, не вдаваясь в детали повестки и позиции антиглобалистов, участники акции протеста организовали свое собственное освещение событий. Более 400 волонтеров с мобильными телефонами, фотоаппаратами, диктофонами и цифровыми видеокамерами делали свои новости и выкладывали их на IndyMedia.org.
Сегодня IndyMedia (www.IndyMedia.org) — “Независимый медиацентр” — представляет собой глобальную новостную Сеть, поддерживаемую различными независимыми медиаорганизациями и индивидуальными журналистами и реализующую контент на 8 языках, включая английский, датский, французский, испанский, португальский и др.
Новостная сеть обновляется за счет функционирования более 150 медиацентров по всему миру, многие проекты реализуются исключительно через Интернет, без прямого контакта участников. Ресурс реализует интерактивную платформу для публикации различных материалов независимых журналистов; фактически любой пользователь может предложить к публикации свою статью через Интернет. Ключевым мотивом остается антиглобалистское движение.
Большинство постов на портале публикуются анонимно. За всю историю своего существования IndyMedia не раз оказывался под давлением властей. В Великобритании, например, полиция несколько раз “арестовывала” серверы местных центров IndyMedia по итогам отдельных провокационных публикаций, что вызывало волны критики и протеста со стороны журналистов.
Разумеется, контент IndyMedia можно приравнивать к СМИ только отчасти, равно как и авторы проекта далеко не всегда имеют четкое представление о профессиональной журналистике. Однако “голос” IndyMedia в системе новых медиа безусловно значителен.
Данным проектом его основатель Oh Yeon Ho показал, что любой может быть корреспондентом и получать за это деньги благодаря Интернету. “Каждый гражданин — репортер” — таков основной принцип проекта.
Сегодня контент сайта создается на 20% штатными журналистами и на 80% блоггерами.
На OhmyNews работают порядка 500 тыс. блоггеров по всему миру, которые совместно со штатными репортерами ежедневно выкладывают на интернет-портал более двухсот постоянно обновляемых актуальных новостных материалов. Материалы ранжируются в зависимости от степени эксклюзивности. По этим же критериям и оплачиваются (блоггер может получить за свой пост от 2 до 20 долл.).
Одним из ключевых событий в истории OhmyNews явились президентские выборы 2002 г., когда победу одержал Рох Му-Хун, что явилось неожиданностью как для политических кругов, так и для медиасообщества. Рох Му-Хун не был любимчиком традиционных СМИ, его политическая кампания освещалась разрозненно и не всегда объективно. Главная заслуга OhmyNews в данном случае была в том, что портал с самого начала президентской гонки последовательно и наиболее полно и объективно освещал кампанию будущего президента, чем фактически создал его политический имидж и предпосылки для победы на выборах — все это в очередной раз свидетельствовало о роли Интернета и, в частности, новых медиа в Южной Корее, где доступ к современным информационным технологиям среди населения, безусловно, велик.
Неудивительно, что после своего избрания на президентский пост Рох Му-Хун дал первое эксклюзивное интервью именно журналистам OhmyNews, а не одной из трех крупнейших мейнстримовых газет.
Таким образом, OhmyNews стали первой медиамоделью, принципиально изменившей систему взаимодействия СМИ и аудитории. Из “лекторов”, сообщающих имеющуюся у них информацию, журналисты превратились в “соавторов”, вступивших в активное взаимодействие со своими читателями. Блоггеры же в свою очередь явились одновременно потребителями информации и медиафанатами, с одной стороны, и компетентными создателями контента и гражданскими журналистами — с другой.
Другой аналогичный пример — всем хорошо известный новостной портал Wikinews (http://wikinews.org/), представляющий собой платформу для деятельности множества “гражданских журналистов” по всему миру. Проект работает по тому же принципу, что и родственный портал электронной энциклопедии Википедия: пользователи могут сами размещать и редактировать новостной контент. Wikinews позволяет загружать аудио-, видео- и текстовые форматы (PDF).
Ключевой характеристикой “редакционной политики” Wikinews является ее стремление к “нейтральности” новостей. По мнению создателей проекта, именно в этом заключается смысл гражданской журналистики: новости должны излагаться объективно, представляя “идеи и факты” таким образом, что это устроило бы и сподвижников, и оппонентов — считает основатель Wikimedia Джимбо Уэльс (Jimbo Wales) (Stuart, 2006: 137). Таким образом, Wikinews реализует более традиционный подход к журналистике, пусть и в режиме онлайн, по сравнению с IndyMedia и OhmyNews, где пользователи практически не ограничены требованиями к содержанию и качеству публикуемой информации.
Иная схема лежит в основе деятельности так называемых “открытых СМИ” (Open Source Media), получивших широкое распространение в Интернете в последние несколько лет. Внешне порталы открытых СМИ идентичны сайтам многих онлайновых газет: материалы разбиты по тематическим рубрикам, выдержаны в жанровых и технических стандартах. Однако весь контент формируется и самостоятельно размещается на порталах блоггерами. Таким образом, открытые СМИ представляют собой ту же блогоструктуру, но коллективную и организованную на базе единых информационных интернет-ресурсов, как правило, локализованных по принципу географической и культурной идентичности.
Среди наиболее популярных открытых блоговых СМИ на Западе можно привести примеры локализованных порталов NECN.com (http://www.necn.com/), BlufftonToday.com (http://www.blufftontoday.com/). Из русскоязычных порталов — Realno.info! (http://www.realno. info/) или украинско-русский “Хай-вей” (http://h.ua/).
Наиболее популярным блоговым проектом, ориентированным на поддержку и развитие миноритарных языков, является портал NewEurasia.net (http://www.neweurasia.net/), освещающий жизнедеятельность региона Центральной Азии и Кавказа. Материалы, подготавливаемые блоггерами со всего мира, публикуются на трех языках — английском, русском и узбекском.
Существуют также блоговые порталы, ведущиеся на гаэльском языке, авторы которых могут географически находиться в любой точке мира, включая Закавказье или Аляску.
В настоящей статье описаны и проанализированы некоторые наиболее интересные, на наш взгляд, модели новых медиа. Настоящие примеры отобраны на основе условной типологической характеристики новых медиа, которая базируется на понимании ключевых процессов и признаков, общих для всех ресурсов новых медиа и обусловливающих их инновационное развитие.
Двигаясь поступательно от краткого экскурса в историю развития новых медиа до актуальных моделей и прогнозов, мы попытались сформулировать ключевые направления, в рамках которых формируется и функционирует сегодня индустрия новых медиа.
Настоящие модели построены на принципах активного участия аудитории в процессе создания медиаконтента, распространяемого в различных онлайновых форматах, число которых постоянно растет.
Данные модели предлагается рассматривать не только с позиции ценности медийного контента, но и в разрезе реализации ими социокоммуникативных задач.
В этом смысле наиболее инновационным и интерактивным форматом явились виртуальные видеоигры, которые предложили принципиально новую модель взаимодействия пользователей в режиме реального времени.
Важным элементом статьи стал анализ потребляемости и востребованности ресурсов новых медиа среди представителей молодого поколения, представленный на основе исследования фокус-группы английских подростков.
3 The Guardian (2003) 24 Febr.
Allan S. (2006) Online News: Journalism and the Internet. Open University Press.