Что характеризует новые медиа выберите все правильные варианты

Характеристики цифровой среды и новые медиа

Как только появились первые доступные цифровые персональные компьютеры, стало возможно говорить о появлении новой коммуникативной среды – цифровой. В соответствии с исторической последовательностью среду коммуникации делят на традиционную (аналоговая) и новую (цифровая). Последняя из них – это такая, в которой миллионы маленьких и больших вычислительных устройств ежесекундно фиксируют, передают, производят, генерируют немыслимые массивы цифровой информации, оцениваемой и анализируемой с помощью других высокопроизводительных компьютеров. В результате рождаются и новое качество информации, и новое понимание того, что раньше было непонятно или не имело ответа. Вместе с экономикой, наукой, культурой меняются и медиа.

Ученые спорят о том, насколько «новые медиа» – действительно новые. Стоит ли уточнять, что они мультимедийные, если в цифровой среде они по определению таковы? И нужно ли непременно отождествлять «новую» среду с «цифровой»? Не погружаясь в теорию излишне глубоко, все-таки примем для удобства тезис о том, что исследователи и практики медиа в большинстве своем действительно отождествляют среду «новую» с «цифровой»; в этой среде могут сосуществовать параллельно и полноправно разрозненные до того носители информации, способные объединяться в одну платформу (мультимедиа), разворачиваться в многоплатформенное и интерактивное повествование (трансмедиа), позволять работать с большими массивами данных и дополненной реальностью. Одной из ключевых характеристик «новой среды» служит интерактивность (синхронное и асинхронное общение с помощью электронных писем, чатов, форумов SMS, социальных сетей и проч., выполняющее функции информационного обмена, навигационную, адаптивную, коммерческую и др.). Иными словами, «новые медиа» – это не просто новые технологии и новый контент, это совершенно другой подход к пониманию медиа. Благодаря цифровой среде Интернета потребитель не только получает медийный продукт, но и участвует в процессе его создания. Именно потому, что пользователь сам взаимодействует с медиа и сам решает, что, где, как, сколько искать и выбирать, как интерпретировать, когда остановиться и кому доверять, «новые медиа» и называют медиа «активными» и «одушевленными».

В цифровой среде в тысячи раз увеличиваются объемы и скорость передачи информации, она делает доступным интерактивное общение, позволяет разным формам коммуникации объединиться в единое целое. Л. Манович, один из теоретиков цифровой среды, выделяет пять принципов «новой среды»[6], однако уточняет при этом, что их не следует воспринимать как абсолютный закон, но скорее как общую тенденцию в культуре под влиянием процесса компьютеризации.

Итак, в основе коммуникационной среды, о которой идет речь:

1) «числовое представление» (среда программируется и описывается математически). С объектами «новых медиа» могут быть произведены алгоритмические манипуляции. Так, с помощью определенных алгоритмов можно автоматически удалить «информационный шум» с фотографии, изменить ее пропорции и проч., т. е. медиа становятся программируемыми;

2) модульность (каждый элемент – часть целого). К примеру, мультимедийный проект может состоять из множества фотографий, кадров, звуков, которые воспроизводятся по очереди. Но, поскольку они сохраняют свою самобытность, то можно изменить только одну составную часть, не меняя все целое;

3) автоматизация (числовое кодирование и модульная структура приводят к возможности автоматизации многих операций в создании медиа). Автоматизируются не только ранее трудоемкие механические процессы – съемка, верстка, печать, но и, например, моделируются биологические параметры – поведение, интеллект;

4) изменчивость (в цифровой среде ничего не существует в «отлитой» форме, все в ней может постоянно модифицироваться – программы, приложения);

5) транскодируемость – термин, обозначающий перевод одного формата в другой, как на компьютерном (технологическом), так и на культурном (трансмедиасторителлинг, о котором подробный разговор еще впереди) уровнях. Так, «новые медиа» состоят из двух слоев: культурный слой и компьютерный слой, транскодинг же – это взаимовлияние этих слоев. Например, фотография, с одной стороны, соотносится с другими культурными сферами общества, тогда важно ее содержание, авторство, смысл. С другой стороны, фотография – это компьютерный файл с существенными для него характеристиками в виде размера файла, формата, даты сохранения и проч. Транскодинг обозначает возможность влияния этих слоев друг на друга. Компьютерный слой может оказывать влияние на культурный слой «новых медиа», их контент, организацию, жанр – и наоборот[7].

Изменчивость, интерактивность и мультимедийность – самые важные для медиа и журналистики характеристики современной цифровой среды. Главной причиной мультимедиатизации СМИ стали, конечно, изменившиеся запросы потребителя, о чем мы еще будем говорить отдельно. Однако тем, что постоянно «подстегивало» мультимедиатизацию СМИ, стало ее катализатором, оказалась, конечно, цифровая революция, т. е. изменяющиеся технические возможности, как со стороны производителя (СМИ), так и со стороны потребителя медиа (обычных людей).

Получается, что в цифровой среде, для новых «медиалюдей» медианосители и медиаконтент становятся соединительной тканью жизни. Цифровая жизнь превращается в повседневность: оцифровка данных (от школьных дневников до биометрических данных граждан всех стран, пересекающих границы); оцифрованные язык и эмоции (пространство лайков и смайлов в социальных сетях); оцифрованное самовыражение (от эстетики к политической идее); цифровое гражданство и е-государство («электронным государством» позиционирует себя, например, Эстония); цифровизация религиозной жизни и проповеди в мультимедийном формате (Папа Римский, глава католической церкви, с 2016 г. проповедует через WhatsApp и Telegram, во многих странах уже распространена практика SMS-сообщений верующим от священников и раввинов).

Именно цифровая среда и медиатизировавшиеся политики и политика (выборы, прежде всего) актуализировали понятие «постправда» («post-truth»), когда истина становится не принципиально важной[8] (в теории медиа оно соседствует с понятием «симулякр», которое Ж. Бодрияр применял к социальной реальности, описывая недобросовестность медиа при освещении реальных событий и медиаподделки). Помимо уже упомянутых вызовов, связанных с неопределенностью, изменчивостью, гибридностью современных процессов во всех сферах жизни, с кризисом доверия ко многим традиционным институтам мира, в том числе к традиционным медиа, современные граждане на себе испытывают давление многомерной, хаотичной и открытой коммуникационной среды, которая глобально объединяет нас и в хорошем, и в плохом. Именно поэтому ко многому в этом цифровом мире еще нужно приспосабливаться, вырабатывать иммунитет, учиться цифровой и медиаграмотности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Новые медиа

Содержание

Альтернативное толкование

Под этим же термином подразумевают и демократизацию процесса создания и запуска СМИ.

Следует различать понятия «новые медиа» и «цифровые медиа». Хотя и там, и здесь практикуются цифровые средства кодировки информации.

Не следует путать новые технологии с таким понятием как «новая журналистика». Ещё в 2001 году медиаидеолог Марина Леско отмечала в газете «Новый взгляд» [6] :

Что характеризует новые медиа выберите все правильные варианты. Смотреть фото Что характеризует новые медиа выберите все правильные варианты. Смотреть картинку Что характеризует новые медиа выберите все правильные варианты. Картинка про Что характеризует новые медиа выберите все правильные варианты. Фото Что характеризует новые медиа выберите все правильные вариантыЕвгений Ю. Додолев в своем недавнем интервью BBC прогнозирует у нас наступление эпохи не просто цифрового ТВ и сетевых изданий, но и вообще “новых СМИ” (new media), когда такие очевидные преимущества как, например, гипертекстовая верстка, позволяющая оперативно находить ссылки, растворят в себе все концептуальные посылы. И в этом контексте новые медиа размоют прославленную новую журналистику, которую Том Вулф и Норман Мейлер пытались приподнять на планку подлинного искусства.Что характеризует новые медиа выберите все правильные варианты. Смотреть фото Что характеризует новые медиа выберите все правильные варианты. Смотреть картинку Что характеризует новые медиа выберите все правильные варианты. Картинка про Что характеризует новые медиа выберите все правильные варианты. Фото Что характеризует новые медиа выберите все правильные варианты

Интерактивность

Интерактивность есть непременная составная новых медиа, в число которых входят глобальные многопользовательские игры, такие как World of Warcraft и Second Life.

Проект Википедия также представляет собой образец нового СМИ.

Обычный аналоговый флайер-листовка с анонсом выступления диск-жокея будет являться примером новомедии, если на нём напечатан адрес веб-странички, с которой можно скачать сэмплы, вступить в фэн-клуб артиста и написать ему послание.

Безопасность

История

До 1980-х отрасль располагала только аналоговыми и печатными моделями вещания, однако на настоящем этапе очевидны метаморфозы, которые сгенерировали Интернет и электронные игры [8] :

Классические медиа начали обрастать новыми технологиями, такими как цифровая обработка изображений перед публикацией в газетах, например. Канадская радио-телевизионная и телекоммуникационная комиссия так определяет новые медиа: «Любая медиа продукция, являющаяся интерактивной и распространяемая цифровыми методами». Таким образом, они разделяют традиционные и новые медиа по критерию доступности и способам доставки конечному потребителю. Комиссия также подчёркивает важность интернета в становлении новых медиа, поскольку он позволяет использовать для передачи определенной информации текст, видео, аудио и изображения одновременно.

Цифровая эра формирует иную медиа-среду. Репортёры привыкают к работе в киберпространстве. Как отмечается, ранее «освещение международных событий было делом нехитрым» [11] :

необходимо было дождаться прибытия из заграницы какого-либо судна, взять интервью у пассажиров, а затем — как можно быстрее бежать в редакцию, чтобы твоя газета смогла опередить конкурентов и опубликовать новости первой. Связи между различными странами подразумевали физическое присутствие. Чтобы узнавать новости, журналист в буквальном смысле должен был находиться в гуще событий, а для их передачи в газету ему приходилось всякий раз возвращаться в редакцию.

Говоря о взаимоотношениях информационного общества и новых СМИ, Ясен Засурский акцентирует внимание именно на трёх аспектах, выделяя новые медиа именно как аспект [12] :

Источник

Актуальные формы и типологические модели новых медиа

аспирант кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия

Раздел: Новые медиа

В настоящей статье анализируются ключевые типологические характеристики, на основе которых возможно выделить основные формы и модели новых медиа. Автором описываются процессы, положенные в основу современной концепции новых медиа, такие, как конвергенция, дигитализация, интерактивность и принадлежность новых медиаресурсов к сетевому пространству. В качестве успешных примеров анализируются социальные сети, блогосфера и другие околожурналистские блогомодели, новостные порталы и виртуальные игры. Характеризуется активная созидательная роль новой медиааудитории в реализации данных моделей, которые в свою очередь рассматриваются не только с позиции ценности медийного контента, но и в разрезе выполнения ими актуальных социокоммуникативных задач.

Введение. К вопросу о характеристиках и форматах новых медиа

Современные исследователи склонны описывать систему но­вых медиа четырьмя ключевыми взаимосвязанными процессами (или признаками): конвергенцией, дигитализацией, интерактивностью и принадлежностью данных медиаресурсов к сетевому прост­ранству.

Таким образом, речь идет о самом широком перечне новых ме­диаформатов, которые могут включать в себя:

— интернет-представительства (порталы) онлайновых СМИ;

— кино, рассчитанное на интернет-аудиторию;

— социальные сети (включая детские социальные сети);

— другие ресурсы Web 2.0.

Говоря о моделях новых медиа сегодня, мы подразумеваем сле­дующие ключевые принципы формирования и распространения нового медиаконтента:

1) любой может создавать информацию;

2) любая история может быть рассказана и услышана;

3) любая информация может получить реальную стоимость;

4) любая информация превращается в коммуникацию;

5) современная информационная среда скорее подконтрольна пользователю, чем создателю медиаконтента.

В настоящей статье рассматриваются наиболее актуальные ти­пологические модели новых медиа, выделяемые автором, и приво­дятся их описание и примеры реализации.

Раздел I. Социальные сети как “простая” коммуникационная модель

Наиболее противоречивым феноменом новой медиасреды по­следних лет стали так называемые “социальные СМИ”, в рамках которых развивается Web 2.0 (социальные сети вроде MySpace, Facebook и др).

Революционное значение социальных СМИ выразилось в том, что они предоставили пользователям Интернета возможность пуб­ликовать свои медиасюжеты быстро и легко и под собственными именами. Социальные медиа предложили своей аудитории, во мно­гом разочарованной в традиционных СМИ, принципиально новые механизмы взаимодействия и интерактивного участия, обусловив­шего новый этап в развитии гражданской журналистики.

Социальная сеть представляет собой по сути более простую мо­дель, чем блог или онлайновый новостной портал: зарегистриро­вавшись на Facebook, пользователь может размещать информацию в любом формате и объеме (текст, звук, фото, видео; у себя на странице или страницах других участников; в режиме форума или чата и др.) и искать контакты с любыми другими пользователями Сети. В отличие от блоггеров пользователям социальных сетей уже не нужно иметь определенный талант в области написания текстов или тратить много времени на поддержание своей активности постоянными постами; каждый участник социальной сети находит свою аудиторию и развивает коммуникацию.

Инструменты электронного взаимодействия социальных сетей сегодня активно используются как обывателями, так и государ­ственным и бизнес-секторами. Правительство США финансирует исследование социальных сетей с целью аккумуляции и обработки информации, размещенной пользователями. Подобный анализ позволяет собирать данные о совершенных человеком покупках, поездках, предпочитаемых спортклубах, развлекательных ком­плексах, наконец, о “друзьях”, чьи имена размещены в списке контактов. Ну а мониторингом “друзей” сегодня, как известно, за­нимаются и спецслужбы разных стран. Крупнейшие международ­ные компании создают исследовательские центры, в задачу кото­рых входит исключительно мониторинг и анализ социальных сетей на предмет популярности предлагаемых компанией продук­тов и услуг и изучение динамики спроса на них.

На сегодняшний момент подавляющее большинство контент­ных компаний, от BBC до Google, используют интерактивные воз­можности рекламы и взаимодействия с аудиторией существующих социальных сетей или создают свои собственные аналогичные порталы.

Технологии и форматы социальных сетей постоянно развива­ются: сегодня мы имеем детские социальные сети (http://www.kidzui.com/, http://yoursphere.co.uk/, http://yoursphere.co.uk/), Twitter, представляющий собой некий симбиоз между социальной сетью и блогом, а также множество небольших социальных сетей, привле­кающих довольно широкую аудиторию, например таких, как Ning и др. Постоянно растут инвестиции в социальные сети со стороны коммерческих компаний. Так, акции Facebook сегодня оценивают­ся, по разным источникам, в сумму от 6,5 до 15 млрд долл. В 2007 г. корпорация “Microsoft” инвестировала в социальную сеть 240 млн долл. в обмен на 1,6% компании. В мае 2009 г. российская компа­ния “Digital Sky Technologies” вложила в Facebook 200 млн долл. 1

Социальные сети становятся все более эффективной платформой для анализа медиааудитории, поскольку пользователи размещают на портале большое количество личной информации, отражающей их интересы, покупательские цели и способности.

В среднем каждый пользователь проводит на Facebook порядка 3,5 часа в месяц. Более того, по оценкам британских исследовате­лей, более 233 млн часов в месяц тратится офисными сотрудника­ми на просмотр социальных сетей. Таким образом, рекламодатели получают возможность взаимодействия со своей целевой аудито­рией в офисные часы.

В последнем отчете британской мониторинговой компании “Datamonitor” прогнозируется, что к 2012 г. доходы от услуг, пред­лагаемых в рамках социальных сетей, в экономике достигнут 2,4 млрд долл.

Одновременно с этим “Datamonitor” прогнозирует снижение активности аудитории социальных сетей, которая достигнет своего пика в 2009 г. к 2012 г. 2

Подобные прогнозы обуславливаются в первую очередь соци­опсихологическими изменениями в моделях медиакоммуникатив­ности пользователей, учитывая накапливающуюся “усталость” аудитории от социальных сетей и других форм интернет-активности.

Раздел II. Блогосфера как медиасреда

Говоря о блогах, мы сегодня подразумеваем достаточно широкий спектр интерактивных цифровых ресурсов — от личных “онлай­новых дневников” до практически профессиональных медиапро­ектов в Интернете, которые реализуются в блогоформате (напри­мер, порталы Ohmynews, IndyMedia и др., о которых пойдет речь далее в этой статье).

Сегодня количество блогов настолько велико, а их содержание разнообразно, что можно выделить блоги, специализирующиеся на конкретной тематике, будь то политика, культура, кино, путе­шествия, мода, право (так называемые “blawgs”), бизнес (“slogs”), спамерские блоги (“splogs”) и др. Существуют блоги, реализуемые исключительно в видеоформате (“vlogs”) или фотоформате (“photo­blogs”). Однако большинство блогов представляют собой универ­сальный интегрированный медиаконтент и характеризуются ши­рокой тематической диверсификацией.

Целесообразно построить следующую классификацию блогов в контексте новой медиасреды.

1. Блоги профессиональных журналистов, которые ведутся на добровольной или корпоративной основе в рамках интернет-пор­талов официальных средств массовой информации. Такими блоговыми секциями, являющимися по сути жанровым продолжением основного медиаконтента онлайновых СМИ или интернет-пред­ставительств традиционных печатных и электронных изданий, обза­велось сегодня большинство крупных мировых медиаресурсов. Так, на официальных сайтах своих СМИ ведут блоги журналисты ан­глийской газеты “The Guardian”, и сотрудники медиакорпорации ВВС, в Рунете огромной популярностью пользуются блоги корреспондентов и постоянных ведущих радиостанции “Эхо Москвы” и др.

Очевидно, что развитие этого блогового сегмента стало реакцией традиционных средств массовой информации на успешное освоение блогами как форматом медиарынка. Посредством официальных блогов СМИ стараются не только расширить и сделать более интер­активным свой регулярный контент, но и повысить уровень взаи­модействия с аудиторией, сделать более доверительными свои от­ношения с постоянными зрителями (слушателями и читателями).

2. Журналистские блоги, не закрепленные за традиционными редакциями. К этой категории относятся проекты, авторами кото­рых выступают по-прежнему профессиональные журналисты или даже любители, но их тематика в первую очередь общественно­новостная. Данные блоги не размещаются на сайтах традицион­ных медиа, а существуют или на независимых блогопорталах (и в этом случае не ограничены какой-либо официальной редакцион­ной политикой), или на порталах альтернативных медиа (напри­мер, WikiNews).

3. Третью категорию составляют так называемые “корпоратив­ные” блоги, которые ведутся официальными организациями или общественными деятелями и реализуют в первую очередь меха­низмы интерактивной коммуникации между официальными ли­цами и обывателями.

4. В отдельную группу целесообразно выделять “политические” блоги. Сегодня в Интернете представлены блоги известных поли­тиков, включая лидеров государств, а также сотрудников их аппара­тов, посредством которых поднимается уровень интерактивности взаимодействия граждан с политическими лидерами. Наиболее активно эти коммуникационные механизмы блогосферы исполь­зуются сегодня в рамках политических избирательных кампаний.

5. Наконец, еще одну выделяемую нами блоговую группу со­ставляют личностно ориентированные блоги, которые ведутся ин­дивидуальными, независимыми авторами и не имеют отношения к существующим средствам массовой информации или официаль­ным структурам.

Такие блоги, как правило, не периодичны, имеют мигрирующую, по большей части немассовую аудиторию, их авторы не являются профессиональными журналистами и не ограничены в своем твор­честве ни нормами редакционной политики, ни общепринятыми стандартами профессиональной этики. Одновременно с этим по­добные индивидуальные блоги в отдельных случаях обретают вы­сокую информационную ценность для аудитории и традиционных СМИ, выступая в качестве первоисточников информации, о чем мы говорили выше.

Данную категорию блогов мы предлагаем рассматривать как потенциальные средства массовой информации, которые могут выполнять функции СМИ, а следовательно, являться полноценными участниками медиаиндустрии в особых информационных условиях и на временной основе (например, блоги очевидцев чрезвычайных событий, из которых аудитория черпает наиболее свежую и досто­верную информацию о развитии ситуации).

Вместе с тем блоги в целом сегодня способны выполнять мно­жество медиафункций более широко и комплексно, нежели тради­ционные СМИ, включая рекреативную функцию, задачу вовлечения аудитории в систему взаимодействия с медиа и др.

Раздел III. Блогомодели как формат реализации новых медиа: INDYMEDIA, OHMYNEWS, OPEN SOURCE MEDIA и др.

Широкое распространение форматов новых медиа обусловило существование в Сети большого количества альтернативных ин­тернет-СМИ, функционирующих по принципиально новым медиамоделям.

Начало отсчета для IndyMedia можно условно вести с ноября 1999 г., ознаменованного событиями так называемой “Сиэтлской битвы”, когда тысячи американцев вышли на улицы в знак проте­ста против глобализации торговли в преддверии саммита ВТО.

В то время как центральные СМИ традиционно сфокусировали внимание на противостоянии митингующих и полиции, не вдава­ясь в детали повестки и позиции антиглобалистов, участники ак­ции протеста организовали свое собственное освещение событий. Более 400 волонтеров с мобильными телефонами, фотоаппаратами, диктофонами и цифровыми видеокамерами делали свои новости и выкладывали их на IndyMedia.org.

Сегодня IndyMedia (www.IndyMedia.org) — “Независимый ме­диацентр” — представляет собой глобальную новостную Сеть, под­держиваемую различными независимыми медиаорганизациями и индивидуальными журналистами и реализующую контент на 8 язы­ках, включая английский, датский, французский, испанский, пор­тугальский и др.

Новостная сеть обновляется за счет функционирования более 150 медиацентров по всему миру, многие проекты реализуются ис­ключительно через Интернет, без прямого контакта участников. Ресурс реализует интерактивную платформу для публикации различ­ных материалов независимых журналистов; фактически любой поль­зователь может предложить к публикации свою статью через Ин­тернет. Ключевым мотивом остается антиглобалистское движение.

Большинство постов на портале публикуются анонимно. За всю историю своего существования IndyMedia не раз оказывался под давлением властей. В Великобритании, например, полиция несколько раз “арестовывала” серверы местных центров IndyMedia по итогам отдельных провокационных публикаций, что вызывало волны критики и протеста со стороны журналистов.

Разумеется, контент IndyMedia можно приравнивать к СМИ только отчасти, равно как и авторы проекта далеко не всегда имеют четкое представление о профессиональной журналистике. Однако “голос” IndyMedia в системе новых медиа безусловно значителен.

Данным проектом его основатель Oh Yeon Ho показал, что любой может быть корреспондентом и получать за это деньги благодаря Интернету. “Каждый гражданин — репортер” — таков основной принцип проекта.

Сегодня контент сайта создается на 20% штатными журнали­стами и на 80% блоггерами.

На OhmyNews работают порядка 500 тыс. блоггеров по всему миру, которые совместно со штатными репортерами ежедневно выкладывают на интернет-портал более двухсот постоянно обнов­ляемых актуальных новостных материалов. Материалы ранжи­руются в зависимости от степени эксклюзивности. По этим же критериям и оплачиваются (блоггер может получить за свой пост от 2 до 20 долл.).

Одним из ключевых событий в истории OhmyNews явились президентские выборы 2002 г., когда победу одержал Рох Му-Хун, что явилось неожиданностью как для политических кругов, так и для медиасообщества. Рох Му-Хун не был любимчиком традици­онных СМИ, его политическая кампания освещалась разрозненно и не всегда объективно. Главная заслуга OhmyNews в данном слу­чае была в том, что портал с самого начала президентской гонки последовательно и наиболее полно и объективно освещал кампа­нию будущего президента, чем фактически создал его политиче­ский имидж и предпосылки для победы на выборах — все это в очередной раз свидетельствовало о роли Интернета и, в частности, новых медиа в Южной Корее, где доступ к современным инфор­мационным технологиям среди населения, безусловно, велик.

Неудивительно, что после своего избрания на президентский пост Рох Му-Хун дал первое эксклюзивное интервью именно жур­налистам OhmyNews, а не одной из трех крупнейших мейнстримовых газет.

Таким образом, OhmyNews стали первой медиамоделью, прин­ципиально изменившей систему взаимодействия СМИ и аудито­рии. Из “лекторов”, сообщающих имеющуюся у них информацию, журналисты превратились в “соавторов”, вступивших в активное взаимодействие со своими читателями. Блоггеры же в свою очередь явились одновременно потребителями информации и медиафана­тами, с одной стороны, и компетентными создателями контента и гражданскими журналистами — с другой.

Другой аналогичный пример — всем хорошо известный новост­ной портал Wikinews (http://wikinews.org/), представляющий собой платформу для деятельности множества “гражданских журнали­стов” по всему миру. Проект работает по тому же принципу, что и родственный портал электронной энциклопедии Википедия: поль­зователи могут сами размещать и редактировать новостной контент. Wikinews позволяет загружать аудио-, видео- и текстовые форматы (PDF).

Ключевой характеристикой “редакционной политики” Wikinews является ее стремление к “нейтральности” новостей. По мнению создателей проекта, именно в этом заключается смысл гражданской журналистики: новости должны излагаться объективно, представ­ляя “идеи и факты” таким образом, что это устроило бы и спод­вижников, и оппонентов — считает основатель Wikimedia Джимбо Уэльс (Jimbo Wales) (Stuart, 2006: 137). Таким образом, Wikinews реализует более традиционный подход к журналистике, пусть и в режиме онлайн, по сравнению с IndyMedia и OhmyNews, где поль­зователи практически не ограничены требованиями к содержанию и качеству публикуемой информации.

Иная схема лежит в основе деятельности так называемых “от­крытых СМИ” (Open Source Media), получивших широкое распро­странение в Интернете в последние несколько лет. Внешне порталы открытых СМИ идентичны сайтам многих онлайновых газет: ма­териалы разбиты по тематическим рубрикам, выдержаны в жанро­вых и технических стандартах. Однако весь контент формируется и самостоятельно размещается на порталах блоггерами. Таким об­разом, открытые СМИ представляют собой ту же блогоструктуру, но коллективную и организованную на базе единых информаци­онных интернет-ресурсов, как правило, локализованных по прин­ципу географической и культурной идентичности.

Среди наиболее популярных открытых блоговых СМИ на Запа­де можно привести примеры локализованных порталов NECN.com (http://www.necn.com/), BlufftonToday.com (http://www.blufftontoday.com/). Из русскоязычных порталов — Realno.info! (http://www.realno. info/) или украинско-русский “Хай-вей” (http://h.ua/).

Наиболее популярным блоговым проектом, ориентированным на поддержку и развитие миноритарных языков, является портал NewEurasia.net (http://www.neweurasia.net/), освещающий жизне­деятельность региона Центральной Азии и Кавказа. Материалы, подготавливаемые блоггерами со всего мира, публикуются на трех языках — английском, русском и узбекском.

Существуют также блоговые порталы, ведущиеся на гаэльском языке, авторы которых могут географически находиться в любой точке мира, включая Закавказье или Аляску.

В настоящей статье описаны и проанализированы некоторые наиболее интересные, на наш взгляд, модели новых медиа. Насто­ящие примеры отобраны на основе условной типологической ха­рактеристики новых медиа, которая базируется на понимании ключевых процессов и признаков, общих для всех ресурсов новых медиа и обусловливающих их инновационное развитие.

Двигаясь поступательно от краткого экскурса в историю разви­тия новых медиа до актуальных моделей и прогнозов, мы попыта­лись сформулировать ключевые направления, в рамках которых формируется и функционирует сегодня индустрия новых медиа.

Настоящие модели построены на принципах активного участия аудитории в процессе создания медиаконтента, распространя­емого в различных онлайновых форматах, число которых постоян­но растет.

Данные модели предлагается рассматривать не только с пози­ции ценности медийного контента, но и в разрезе реализации ими социокоммуникативных задач.

В этом смысле наиболее инновационным и интерактивным форматом явились виртуальные видеоигры, которые предложили принципиально новую модель взаимодействия пользователей в режиме реального времени.

Важным элементом статьи стал анализ потребляемости и вос­требованности ресурсов новых медиа среди представителей моло­дого поколения, представленный на основе исследования фокус-группы английских подростков.

3 The Guardian (2003) 24 Febr.

Allan S. (2006) Online News: Journalism and the Internet. Open University Press.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *