Что характеризует понятие как форма рационального познания

Понятие как основная форма рационального познания

Вы будете перенаправлены на Автор24

Рациональное познание – это такое познание, которое основывается на мышлении и логике.

Формы рационального познания

В рациональное познание входят три основные формы:

Понятие – отраженное в мышлении общая мысль о предмете, имеющая череду взаимосвязанных признаков.

Понятия в науке представлены в качестве предельно действенного вида, в их поясняющей силе. Суть всех событий разъясняется через понятия.

Объем понятия – это множество объектов, обозначающихся конкретным понятием. Это совокупность основных признаков класса объектов, которые попадают под это понятие. Объем понятия стол – множество всех столов, которые были, есть и будут когда-либо.

Содержание понятия – совокупность признаков, с помощью которых описывается какое-либо понятие.

Между объемом и содержанием понятия есть обратная зависимость. С большим содержанием понятия будет меньше его объем. Чем больше признаков входит в состав понятия, тем меньше предметов данное понятие описывает и наоборот.

Понятие является главной мыслью о чем-либо, обобщающая мысль, которая позволяет объяснить смысл класса объектов.

Виды понятий

По объему понятия делятся на:

Готовые работы на аналогичную тему

Содержание понятий

Отрицательное содержание понятий – отмечает отсутствие признака у предмета (например нечестный человек).

Относительное содержание понятий – фиксирует, что у существующего предмета подразумевается другой существующий предмет (например – продавец – покупатель).

Безотносительное содержание понятий – фиксирует, что предмет существует независимо от такой зависимости (например – стол, стул).

Собирательное содержание понятий – фиксирует понятия, которые обозначают большое количество однородных предметов, которые мыслятся как одно целое. Они могут быть как общими, так и единичными.

Несобирательное (разделительное) содержание понятий – фиксирует не группу, а отдельные предметы.

Конкретное содержание понятий – имеет отношение к классу предметов.

Абстрактное содержание понятий – представляет свойства предмета, его признаки, которые взяты отдельно от него (синева, доброта).

Эмпирическое содержание понятий – фиксирует по наблюдениям за объектами их свойства. Оно реализуется через сравнение общих свойств.

«Понятие есть общее представление или представление того, что обще многим объектам, следовательно – представление, имеющее возможность содержаться в различных объектах».

Гегель По данной теме мы уже выполнили реферат Георг Вильгельм Фридрих Гегель подробнее определял понятие как:

«прежде всего синоним действительного понимания существа дела, а не просто выражение любого общего, любой одинаковости объектов созерцания».

Понятие раскрывает подлинную природу вещи, а не схожесть с другими предметами. Поэтому формой понятия является «диалектическое единство всеобщности и особенности», раскрывающиеся с помощью разнообразных форм суждения и заключения.

Энгельс понимал понятие как:

«суть сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей».

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 16 10 2021

Источник

Понятие как форма рационального познания в философии

Что означает понятие как основная форма рационального познания

Рациональное познание — мышление индивида, позволяющее осознать сущность вещей и явлений. Основополагающими формами рационального познания считаются понятия, суждения, умозаключения.

Понятие — образ мышления, в котором находят отражение общие и конкретные характеристики вещей и явлений. Пример: птица — общий признак, утка — конкретный.

Понятие является исходной формой рационального познания.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Образование понятия — сложный процесс, включающий в себя несколько мыслительных операций:

Понятия выявляют не только содержание предметов, но также их свойства и отношения между ними.

Виды понятий и их содержание

Понятия полагается разделять на нижеперечисленные виды:

Характеристика видов понятий по объему:

Виды понятий по содержанию:

Общие понятия могут быть конкретными (паломник) и абстрактными (паломничество).

Определить, к какому виду принадлежит понимание, означает предоставить ему логическую характеристику, которая способствует выработке навыков более точного использования представлений в ходе мыслительного процесса.

Термин содержание понятия означает комплекс существенных качеств предмета, который подразумевается в указанном представлении. Объединение вещей, которое подразумевается в понятии, является объемом понятия.

Понятие рационального познания в философии

Рациональное познание в философии представляет собой попытку сделать процесс постижения объекта непредвзятым, свободным от субъективного отношения исследователя.

Главными представителями рациональной гипотезы были:

Они утверждали, что чувственное восприятие может дать только начальное знание, не обязательно отражающее реальное положение вещей. Для получения глобальных знаний необходим разум.

Источник

Понятие как основная форма рационального познания

При рассмотрении чувственного познания, то есть познания, включенного в материально-предметную деятельность, была показана его зависимость от языка, от понятийного мышления. Что же такое понятия, как они формируются? В самом общем виде ответ таков.

В ходе физического воздействия на конкретные предметы и явления, в ходе их использования и преобразования, в процессе создания и изменения общественных отношений человечество приобретает многообразные знания об отношениях. Выявляются отношения между различными типами и видами материальных объектов и процессов, между различными свойствами объектов и т. д.; осуществляется также познание общественных отношений. Отношения вещей, явлений, процессов многообразны и соответственно многоразличны знания об отношениях. Это могут быть, например, знания об отношениях между свойствами железа, из которого делается топор, и дерева, которое топор может разрубить. Но это могут быть и более сложные знания отношений между массой и ускорением тела, отношений между элементарными частицами внутри атома или, наконец, знания об отношениях феодала и крепостного, капиталиста и наемного рабочего.

Поскольку знание направлено на выявление отношений между свойствами предметов, между самими предметами и процессами, данные отношения становятся объектами познания. Но что это означает для понимания процесса познания, и в частности для понимания механизмов возникновения понятий и их роли в познании?

Уже в обыденной практической жизни мы постоянно имеем дело с отдельными конкретными предметами, которые существуют реально и могут быть непосредственно восприняты при помощи зрения, слуха, осязания. Но при этом мы обязательно выявляем отношения между предметами и явлениями, а также фиксируем наше отношение к ним, что, например, видно в следующих простейших фразах: «Это дом», «этот дом красив», «роза красная» и т. д. Слова «дом», «красивый», «красная» могут быть отнесены не только к данному конкретному отдельному объекту, который мы непосредственно имеем в виду. Слово «дом» может быть отнесено ко всем весьма непохожим друг на друга зданиям, служащим человеку в качестве жилья. Слова «красивый», «красный» также могут быть отнесены к самым различным предметам, различным классам объектов: ведь красивы не только дома, красны не только розы.

Данные слова уже выражают и отражают отношения между конкретными предметами и явлениями, причем отражают их в обобщенной форме. Когда мы их употребляем, мы имеем в виду некоторые определенные общие свойства, характерные признаки различных предметов и явлений, во многих других измерениях весьма отличных друг от друга. Именно объективная общность свойств становится главным объектом познания. При этом процесс познания развертывается следующим образом: прежде всего мы опираемся на изучение реальных, конкретных предметов как материальных объектов, их действительных, объективно существующих качеств и признаков. Но одновременно происходит активный познавательный процесс: человек целенаправленно сопоставляет разные предметы, которые отнюдь не всегда непосредственно воздействуют друг на друга. Выполняя определенное действие с данными объектами и преследуя ту или иную практическую цель, человек сравнивает их, уподобляет друг другу в каком-либо определенном отношении, оставляя в стороне те отношения и связи, которые его в данный момент и в данном аспекте не интересуют.

Человек как бы «рассекает» мыслью реальную целостность конкретного предмета, который всегда включен в самые различные отношения с другими предметами и признаками и потому потенциально представляет собой совокупность самых разнообразных свойств и признаков. При этом фактически данный предмет или данные предметы, конечно, продолжают существовать в их материальной целостности.
Человек при помощи своей мысли выделяет, как бы обособляет от целостных конкретных предметов такие отношения, которые объективно, сами по себе, помимо материальных предметов, и в качестве каких-то особых предметов не существуют. Но они оказываются важными для жизни и деятельности человека и человечества, а поэтому становятся специальными объектами его познавательной деятельности. Эти объекты, выделенные и познанные человеком, выражаются и фиксируются в словах-понятиях, подобных словам: «дом», «человек», «красное», «красота» и т. д.

Например, красная роза и красная ткань — предметы во многих отношениях различные. Но когда человека интересует их цвет, он отвлекается от других свойств данных предметов. Он сравнивает эти предметы с точки зрения их цвета (при этом он нередко отвлекается и от оттенков цвета, которые тоже могут быть весьма различными). Объективные связи, отношения данных предметов, воплощенные в общность их цвета, фиксируются и отражаются в слове-понятии «красное».

Процессы, в ходе которых постепенно и последовательно образуются понятия, отражающие общие свойства предметов и явлений окружающего мира, измеряются многими столетиями и уходят в глубь веков. Прежде чем знание о тех или иных отношениях приобретает обобщенную форму и благодаря этому приобретает понятийное выражение, должны миллиарды раз осуществляться процессы сопоставления, сравнения, различения, мысленного «рассечения» и физического видоизменения объектов. Должны остаться в стороне все моменты, несущественные, второстепенные для данного отношения, для данной связи. В процессе человеческой деятельности знания должны быть освобождены и от чисто личных, индивидуальных моментов (чувства, переживания конкретных субъектов, их сугубо индивидуальные цели).

Знание должно приобрести обобщенную форму и в том смысле, что в нем должны найти выражение общие объективные отношения, и в том смысле, что оно так или иначе должно приобрести объективное значение для множества людей. В этом случае результатами практической деятельности становятся не только конкретные предметы и явления, вновь созданные или преобразованные, но также и понятия, возникшие в ходе процесса и от него на данной стадии неотделимые. Затем созданные в ходе практической деятельности понятия становятся важным компонентом и формой этой деятельности. В последующих процессах использования они проверяются, уточняются и видоизменяются благодаря постоянному сопоставлению с конкретными объектами и отношениями, принадлежащими к данному типу.

Когда мы говорим о конкретном человеке или группах, общностях людей, мы привычно и естественно употребляем слово «человек». В большинстве случаев (более осознанно или менее осознанно) мы связываем это слово с каким-либо знанием общих свойств всех человеческих существ, их отличия от других объектов природы, от животных и т. д. Когда слово выступает в единстве с таким (более полным или менее полным, более расчлененным или менее нерасчлененным) знанием, оно как раз и фигурирует как понятие.

Обратим особое внимание на те действия, которые имеют место в процессе образования «чувственных понятий». Строго взаимо­связанные действия отвлечения, сравнения и сопоставления, выделения того общего свойства, которое присуще необозримому множеству предметов и целым классам предметов, в философии именуются абстрагированием, а результаты познания, получаемые в итоге, называются абстракциями. Марксистско-ленинская теория познания, объясняя процесс абстрагирования как процесс превращения отношений в объекты познания, одновременно подчеркивает два важных момента.

Древний человек был окружен в принципе теми же материалами природы, что и современный человек. Ему, например, попадались куски железа. Но человек не сразу понял, что из того материала, который содержится в этих кусках, можно сделать топор. Лишь после многих разрозненных, часто случайных действий люди обнаружили, что этот материал — железо — в силу особых свойств пригоден для обработки других предметов. Таким образом, изготовление орудий означает установление и осознание прочных отношений между используемыми для орудия материалами и некоторыми другими объектами материального мира. Человек использует данные материалы для постройки дома потому, что он уже знает отношение между необходимыми для постройки материалами и результатом — построенным домом. Подобно этому каждый акт целенаправленной практической деятельности вообще возможен только при условии, что в ходе предшествующей деятельности или в самом акте деятельности выявляются более или менее общие, повторяющиеся отношения между определенными объектами и процессами.

Обнаружить, раскрыть эти отношения человеку помогает практический процесс активного использования одних предметов для воздействия на другие. Одновременно это процесс повторения, воспроизведения определенных действий, выявления некоторых прочных, устойчивых, повторяющихся отношений. Такие отношения определяются как существенные или закономерные объективные отношения и связи.

В процессе исторического развития практики деятельность по образованию и использованию понятий, первоначально включенная в непосредственную практическую деятельность и существовавшая только в этом виде, приобретает более сложные формы, а затем выделяется — очень медленно и постепенно — в самостоятельную деятельность.

Для материалистического истолкования происхождения понятийного знания очень важно иметь в виду этот исторический процесс. Возьмем, к примеру, процесс познания количественных отношений. Сегодня он достиг очень важных научных и практических результатов: математизация знания, о которой говорил еще В. И. Ленин, есть одна из главных объективных тенденций развития наук в эпоху научно-технической революции. Вместе с тем многие понятия и представления о количественных отношениях приобрели такую абстрактность и отвлеченность, что иногда истолковываются идеалистами как совершенно «свободные» и «произвольные творения человеческого ума». Но нельзя забывать, что познание количественных отношений с давних пор было вплетено в практическую предметную деятельность человека и до сих пор продолжает развиваться также и в этой форме.

Материалистическая теория познания подчеркивает и показывает, что особые идеальные объекты познания, подобные числам, первоначально возникли в процессе сопоставления, измерения, перерасчета и т. д. материальных объектов, то есть что процесс практической деятельности человека в объективном мире был здесь исходным и первичным. Марксистско-ленинская гносеология одновременно показывает, что подобные объекты являются совокупным результатом длительной, уходящей в глубь веков совместной практики людей, результатом общественно-исторического процесса. В ходе этого процесса люди сначала научились сопоставлять, измерять определенные материальные объекты, потом уловили общность между своими действиями, направленными на измерение и пересчет различных объектов, и, подвергнув анализу эти действия, установили количественные отношения между самими материальными объектами. В их сознании сформировались знания о количественных отношениях, которые приобрели обобщенную форму, знаковое выражение и стали важнейшим фактором дальнейшей совместной практической деятельности.

Лишь впоследствии выделились особые группы людей, которые стали носителями знания о количественных отношениях и накопили специальные навыки работы с числами. Эти люди сначала занимались измерением земельных участков, подсчетом предметов и вещей, предназначенных для распределения между членами общины или для торговли и обмена; от этой деятельности лишь на сравнительно позднем этапе развития обособился тип деятельности, непосредственным и основным объектом которой стали сами числовые и геометрические отношения, рассматриваемые и изучаемые уже отдельно от исчисляемых и измеряемых предметов. Так возникла математика, древнейшая из наук. И сегодня деятельность по образованию и использованию понятий о количественных отношениях продолжает существовать в двух формах.

Во-первых, познавая объективные количественные характеристики материальных тел, предметов, процессов развития природы и общества, человек и сегодня привычно употребляет такие слова, как «меньше», «больше», «равны» и т. д. Человек повседневно пользуется числами. Именно в результате миллионы раз повторявшегося взаимодействия с различными материальными объектами человек выделил, познал количественные их характеристики и соотношения, обозначил их особыми языковыми знаками (знаки чисел 1, 3, 5… операций «больше», «меньше», «равны» и т. д.). И сегодня он употребляет, использует на практике и уточняет «количественные» понятия.

Что же касается математики, то она уже имеет дело с различными результатами человеческого познавательного процесса, то есть со знаниями. Поскольку она использует знания, представления о количественных отношениях в процессе последующего, более глубокого осознания этих отношений, поскольку она выясняет, как соотносятся друг с другом сами числа,— происходит превращение «количественных понятий», то есть обобщенных знаний об отношениях материальных объектов, в особые объекты познания. Создав математику, человек может работать непосредственно с числами, как с объектами, на которые направлено его познание; он может — в результате работы с числами — получать новые формулы, выявлять определенные математические закономерности, то есть получать новые знания.

В пределах же гносеологии необходимо, во-первых, подчеркнуть значение и специфику процесса образования и функционирования понятий в ходе материально-практической деятельности и, во-вторых, учитывать, что в процессе развития истории постепенно складывается особая деятельность, цель которой — формирование, изменение знаний, то есть формирование и изменение понятий, идей, теоретических концепций. Следовательно, в процессе общественного разделения труда возникает особый тип деятельности, который в конечном счете связан с задачей практического использования, изменения материального мира природы и общества, но который своей главной и непосредственной целью имеет производство теоретического знания (а также хранение, накопление, передачу, распространение знаний, обучение знанию). Это и есть специальная деятельность по созданию общих понятий, идей, принципов, которая в масштабах общества так или иначе организована в особый процесс. Маркс называет этот процесс духовным производством, имея в виду специальные функции особых групп людей в создании и усвоении систем научного знания, в создании различных теоретических систем, систем идеологии, этики, а также произведений литературы и искусства.

Источник

Рациональное познание: понятие, примеры, особенности, виды

Что характеризует понятие как форма рационального познания. Смотреть фото Что характеризует понятие как форма рационального познания. Смотреть картинку Что характеризует понятие как форма рационального познания. Картинка про Что характеризует понятие как форма рационального познания. Фото Что характеризует понятие как форма рационального познания

Существует две основных уровня познания окружающего мира — чувственное и рациональное. Не смотря на принципиальные отличия, эти уровни познания тесно взаимосвязаны. В рамках данного материала более подробная характеристика будет дана рациональному познанию и его особенностям, а также отличиям от чувственного познания.

Что такое рациональное познание?

Рациональное познание (от лат. «ratio» — разум) — это особый способ получения информации, который по своей сути опирается на сведения, получаемые человеком с использованием разума. Это один из особых способов отражения действительности, который является характерным только для человека. Он имеет меньшее количество ограничений, чем чувственное познание.

Основной особенностью рационального познания является возможность проникновения в истинную сущность предметов, вещей и явления с точки зрения логики. Благодаря использованию рационального мышления в значительной степени можно расширить имеющиеся границы чувственного познания, поскольку большая часть логических цепочек являются недоступными для чувственного познания. Подобные связи могут быть рассмотрены только с использованием мышления.

Особенности рационального познания

При рассмотрении рационального познания можно выделить несколько ключевых особенностей:

Стоит отметить, что рациональное и чувственное познание являются частью одного целого. Вся информация, которая поглощается чувственным познанием, впоследствии проходит обработку рациональной частью, что позволяет выделить и сформулировать конкретные определение, законы, принципы и общую картину мира. При этом для структуризация всей информации, которая анализируется рациональным знанием, требуются данные, которые собирают органы чувств. Наиболее ярким примером успешного совместного функционирования чувственного и рационального познания является интуиция.

Формы рационального познания, примеры

Выделяются следующие формы рационального познания: понятие, умозаключение, суждение. Нельзя недооценивать важность каждой из этих категорий, однако если провести их детальное исследование, то станет ясно, что умозаключение является высшей формой рационального познания. Рассмотрим каждую категорию подробнее.

1. Понятие. Наименование конкретного объекта изучения, который в обязательном порядке должен иметь некоторые характеристики, которые их описывают. Определение должно быть довольно точным, а также не нести в себе субъективных и оценочных характеристик.

Понятие существует в виде конкретного слова, например, «солнце», «человек», или абстрактного, например «время», «добро».

2. Суждение. Данная категория используется для создания определенной связи между различными понятиями. Суждение по своей сути является некоторой законченной мыслью, которая может быть истиной, ложью или оставаться нейтральной. Чтобы мысль можно было охарактеризовать, как суждение, она должна состоять из трех частей: субъект суждения, предикат (то есть то, что говорится о субъекте), и связка.

Примеры суждений: «солнце — это звезда», «клён — это дерево».

3. Умозаключение. Наиболее сложный и высший уровень рационального познания. Умозаключение – это правильные выводы из имеющихся суждений. Сложность заключается в необходимости подтверждения истинности данного умозаключения, а также необходимости обрабатывать большое количество суждений.

Пример умозаключения: «Серебро — это металл. Все металлы электропроводны. Вывод: серебро проводит электрический ток».

Виды рационального познания

Рациональное познание случае может быть разделено на две фундаментальных разновидности: ценностно-гуманитарное и логико-понятийное. Каждая из этих частей соответствует различным сферам деятельности нашего сознания, а также тонкостям его функционирования. Рассмотрим каждый из подходов подробнее.

Методы рационального познания

Для рационального познания характерны особенные методики изучения объектов или явлений, которые характерны только для данного способа познания.

Отличия от чувственного познания

Стоит отметить, что рациональному познанию присущи некоторые характеристики, которые коренным образом отличают его от чувственного познания.

Более подробно про чувственное познание читайте в этой статье.

Заключение

Как итог, стоит осознать, что чувственное и рациональное познание являются взаимосвязанными категориями, или, другими словами — двумя ступенями единого процесса познания. Каждая из этих методик дополняет другую, позволяя формировать более целостную картину происходящего. Для каждой из этих видов познания характерна собственная специфика и формы.

Источник

2. Понятие как основная форма рационального познания

2. Понятие как основная форма рационального познания

При рассмотрении чувственного познания, т. е. познания, включенного в материально-предметную деятельность, была показана его зависимость от языка, от понятийного мышления. Что же такое понятия, как они формируются? В самом общем виде ответ таков.

В ходе физического воздействия на конкретные предметы и явления, в ходе их использования и преобразования, в процессе создания и изменения общественных отношений человечество приобретает многоъбразные знания об отношениях. Выявляются отношения между различными типами и видами материальных объектов и процессов, между различными свойствами объектов и т. д. Отношения вещей, явлений, процессов многообразны, и соответственно многоразличны знания об отношениях. Это могут быть, например, знания об отношениях между свойствами железа, из которого делается топор, и дерева, которое топор может разрубить. Но это могут быть и более сложные знания отношений между массой и ускорением тела, отношений между элементарными частицами внутри атома и т. п.

Поскольку знание направлено на выявление отношений между свойствами предметов, между самими предметами и процессами, в которые они включены, данные отношения становятся объектами познания. Но что это означает для понимания процесса познания, и в частности для понимания механизмов возникновения понятий и их роли в познании?

Уже в обыденной практической жизни мы постоянно имеем дело с отдельными конкретными предметами, которые существуют реально и могут быть непосредственно восприняты при помощи зрения, слуха, осязания. Но при этом мы обязательно выявляем отношения между предметами, а также фиксируем наше отношение к ним, что, например, видно в следующих простейших фразах: «это дом», «этот дом красив», «роза красная» и т. д. Слова «дом», «красивый», «красная» могут быть отнесены не только к данному конкретному отдельному объекту, который мы непосредственно имеем в виду. Слово «дом» может быть отнесено ко всем весьма непохожим друг на друга зданиям, служащим человеку в качестве жилья. Слова «красивый», «красный» также могут быть отнесены к самым различным предметам, различным классам объектов: ведь красивы не только дома, красны не только розы.

Данные слова уже выражают и отражают отношения между конкретными предметами и явлениями, причем отражают их в обобщенной форме. Когда мы их употребляем, мы имеем в виду некоторые определенные общие свойства, характерные признаки различных предметов и явлений, во многих других измерениях весьма отличных друг от друга. Именно объективная общность свойств становится главным объектом познания. При этом процесс познания развертывается следующим образом: прежде всего мы опираемся на изучение реальных, конкретных предметов как материальных объектов, их действительных, объективно существующих качеств и признаков. Но одновременно происходит активный познавательный процесс: человек целенаправленно сопоставляет разные предметы, которые отнюдь не всегда непосредственно воздействуют друг на друга. Выполняя определенное действие с данными объектами и преследуя ту или иную практическую цель, человек сравнивает их, уподобляет друг другу в каком-либо определенном отношении, оставляя в стороне те отношения и связи, которые его в данный момент и в данном аспекте не интересуют. Человек как бы «рассекает» мыслью реальную целостность конкретного предмета, который всегда включен в самые различные отношения с другими предметами и признаками и потому потенциально представляет собой совокупность самых разнообразных свойств и признаков.

Человек при помощи своей мысли выделяет, как бы обособляет от целостных конкретных предметов такие отношения, которые объективно, сами по себе, и в качестве каких-то особых предметов не существуют. Но они оказываются важными для жизни и деятельности человека и человечества, а поэтому становятся специальными объектами его познавательной деятельности. Эти объекты, выделенные и познанные человеком, выражаются и фиксируются в словах-понятиях, подобных словам «дом», «человек», «красное», «красота» и т. д.

Например, красная роза и красная ткань – предметы во многих отношениях различные. Но когда человека интересует их цвет, он отвлекается от других свойств данных предметов. Он сравнивает эти предметы с точки зрения их цвета (при этом он нередко отвлекается и от оттенков цвета, которые тоже могут быть весьма различными). Объективные связи, отношения данных предметов, воплощенные в общность их цвета, фиксируются и отражаются в слове-понятии «красное».

Процессы, в ходе которых постепенно и последовательно образуются понятия, отражающие общие свойства предметов и явлений окружающего мира, измеряются многими столетиями и уходят в глубь веков. Прежде чем знание о тех или иных отношениях приобретает обобщенную форму и благодаря этому приобретает понятийное выражение, должны миллиарды раз осуществляться процессы сопоставления, сравнения, различения, мысленного «рассечения» и физического видоизменения объектов. Должны остаться в стороне все моменты, несущественные, второстепенные для данного отношения, для данной связи. В процессе человеческой деятельности знания должны быть освобождены и от чисто личных, индивидуальных моментов (чувства, переживания конкретных субъектов, их сугубо индивидуальные цели). Знание должно приобрести обобщенную форму и в том смысле, что в нем должны найти выражение общие объективные отношения, и в том смысле, что оно так или иначе должно приобрести объективное значение для множества людей. В этом случае результатами практической деятельности становятся не только конкретные предметы и явления, вновь созданные или преобразованные, но также и понятия, возникшие в ходе этого процесса и от него на данной стадии неотделимые. Затем созданные в ходе практической деятельности понятия становятся важным компонентом и формой этой деятельности. В последующих процессах использования они проверяются, уточняются и видоизменяются благодаря постоянному сопоставлению с конкретными объектами и отношениями, принадлежащими к данному типу.

Когда мы говорим о конкретном человеке или группах, общностях людей, мы привычно и естественно употребляем слово «человек». В большинстве случаев (более осознанно или менее осознанно) мы связываем это слово с каким-либо знанием общих свойств всех человеческих существ, их отличия от других объектов природы, от животных и т. д. Когда слово выступает в единстве с таким (более полным или менее полным, более расчлененным или менее расчлененным) знанием, оно как раз и фигурирует как понятие. Понятия – такие воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства, отношения предметов и явлений, а благодаря этому одновременно суммируют важнейшие знания о способах действия с данными группами предметов и явлений. Без понятий человеческое познание было бы невозможно. Если бы в ходе длительного исторического процесса человеческого познания не выработались и не закрепились такие обобщенные формы мысли, то каждый человек – в каждом поколении – вынужден был бы вновь и вновь описывать, сопоставлять и выражать отдельным словом каждую конкретную вещь, факт, явление. Пользуясь словами-понятиями, мы в сокращенной форме аккумулируем и используем итоги многовекового практического опыта человечества.

До сих пор мы говорили преимущественно о таких понятиях, которые фиксируют общие свойства материальных объектов. «Красное» – это понятие, отражающее общее свойство некоторых чувственно-наблюдаемых вещей и их отличие от других, иначе окрашенных материальных предметов. Когда же мы, далее, фиксируем не только различие красных, зеленых, желтых и тому подобных предметов, но и их тождество, сходство, то на первый план выступает их объективное свойство быть так или иначе окрашенными, т. е. свойство цвета. Формируется (наряду с понятиями «красного», «зеленого») также понятие «цвет», имеющее еще более общий характер, отражающее еще более общую связь. Для его образования, очевидно, надо уже так или иначе понимать связь и различие между конкретными красными предметами и красным вообще, т. е. различие и связь между отдельным и общим. Понятие «цвет» учитывает не только общие свойства всех окрашенных вещей, но устанавливает отношения между ними и между словами-понятиями, фиксирующими отношения разных цветов: «красного», «зеленого», «желтого» и т. п. Такого рода слова-понятия фиксируют общие отношения вещей и явлений, но сами они уже являются не конкретными материальными, а идеальными, обобщенными объектами познания; при этом «уровень» или степень отвлечения от конкретности материальных предметов и их чувственно наблюдаемых свойств могут быть различными.

И все же применительно к тем понятиям, которые возникают и используются именно в непосредственном процессе материально-практической деятельности, необходимо вновь подчеркнуть их связь с чувственным познанием, наблюдением, чувственно-образным отражением действительности. Образные формы отражения свойств предметного мира сами уже заключают в себе первые этапы и формы обобщения. Например, если мы имеем в сознании образ собаки, то этот последний уже является довольно сложным результатом чувственного опыта – в нем так или иначе синтезированы черты разных собак, которых мы могли наблюдать. Образную форму всегда имеют и наши более общие, отвлеченные и целостные представления (о родине, о том или ином городе, стране и т. д.). При помощи понятий процесс обобщения не только продолжается: связь понятия со всей совокупностью вполне определенных предметов данного класса становится более опосредованной. Понятия «собака», «дерево», «стул», в отличие от соответствующих образов, могут быть лишены черт конкретности. И все же понятием (а не простым словом, простой совокупностью звуков) оно является только благодаря тому, что с его помощью мы вновь и вновь осваиваем, используем, обозначаем (а значит, указываем для других людей) соответствующие объекты и их отношения. В понятии (т. е. в слове, которое тесно связано с совокупностью знаний) уже обобщаются и фиксируются такие знания, которые позволяют нам практически действовать с предметами соответствующего класса. Понятия как бы дают правила, некоторую сокращенную схему чувственно-практического действия. В этом – специфическая особенность понятий, которые формируются в ходе чувственно-предметной деятельности.

Обратим особое внимание на те действия, которые имеют место в процессе образования понятий такого рода. Строго взаимосвязанные действия отвлечения, сравнения и сопоставления, выделения того общего свойства, которое присуще необозримому множеству предметов и целым классам предметов, в философии именуются абстрагированием, а результаты познания, получаемые в итоге, называются абстракциями. При абстрагировании человек исходит из объективных, действительных свойств объектов и явлений и из их реальных отношений друг к другу; фиксируется их действительное, независимо от сознания существующее единство. Но при этом деятельность отвлечения и объединения, синтезирования свидетельствует о мощи и активности человеческого познания, о возникновении особого типа деятельности, особого типа познания, направленного на фиксирование отношений. Необходимо еще и еще раз подчеркнуть, что установление отношений, их познание, усовершенствование таких знаний и их использование в практике – дело весьма привычное и повседневное. Это процесс, который ежедневно и ежечасно осуществляют люди в своей жизни и который приводит к очень важным не только материальным, но и идеальным результатам. Мы воздействуем при помощи одних предметов на другие, потому что уже знаем или можем предположить, а затем точно узнать, в каком отношении они находятся друг с другом.

Древний человек был окружен в принципе теми же материалами природы, что и современный человек. Ему, например, попадались куски железа. Но человек не сразу понял, что из того материала, который содержится в этих кусках, можно сделать топор. Лишь после многих разрозненных, часто случайных действий люди обнаружили, что этот материал – железо—в силу особых свойств пригоден для обработки других предметов. Таким образом, изготовление орудий означает установление и осознание прочных отношений между используемыми для орудия материалами и некоторыми другими объектами материального мира. Человек использует данные материалы для постройки дома потому, что он уже знает отношение между необходимыми для постройки материалами и результатом – построенным домом.

Обнаружить, раскрыть эти отношения человеку помогает практический процесс активного применения одних предметов для воздействия на другие. Одновременно это процесс повторения, воспроизведения определенных действий, выявления некоторых прочных, устойчивых, повторяющихся отношений. Такие отношения определяются как существенные или закономерные объективные отношения и связи.

В процессе исторического развития деятельность по образованию и употреблению понятий, первоначально включенная в непосредственную практическую деятельность и существовавшая только в этом виде, приобретает более сложные формы, а затем выделяется – очень медленно и постепенно – в самостоятельную деятельность.

Возьмем, к примеру, процесс познания количественных отношений. Сегодня он достиг очень важных научных и практических результатов: математизация знания есть одна из главных объективных тенденций развития наук в эпоху научно-технической революции. Вместе с тем многие понятия и представления о количественных отношениях приобрели такую абстрактность и отвлеченность, что иногда истолковываются как совершенно «свободные» и «произвольные» творения человеческого ума. Но нельзя забывать, что познание количественных отношений с давних пор было вплетено в практическую предметную деятельность человека и до сих пор продолжает развиваться также и в этой форме.

В ходе этого процесса люди сначала научились сопоставлять, измерять определенные материальные объекты, потом уловили общность между своими действиями, направленными на измерение и пересчет различных объектов, и, подвергнув анализу эти действия, установили количественные отношения между самими материальными объектами. В их сознании сформировались знания о количественных отношениях, которые приобрели обобщенную форму, знаковое выражение и стали важнейшим фактором дальнейшей практической деятельности. Лишь впоследствии выделились особые группы людей, которые стали носителями знания о количественных отношениях и накопили специальные навыки работы с числами. Эти люди сначала занимались измерением земельных участков, подсчетом предметов и вещей, предназначенных для распределения между членами общины или для торговли и обмена; от этой деятельности лишь на сравнительно позднем этапе развития обособился тип деятельности, непосредственным и основным объектом которой стали сами числовые и геометрические отношения, рассматриваемые и изучаемые уже отдельно от исчисляемых и измеряемых предметов. Так возникла математика, древнейшая из наук. И сегодня деятельность по образованию и использованию понятий о количественных отношениях продолжает существовать в двух формах.

Во-первых, познавая объективные количественные характеристики материальных тел, предметов, процессов развития природы и общества, человек и сегодня привычно употребляет такие слова, как «меньше», «больше», «равны» и т. д. Он повседневно пользуется числами. Именно в результате миллионы раз повторявшегося взаимодействия с различными материальными объектами человек выделил, познал количественные их характеристики и соотношения, обозначил их особыми языковыми знаками (знаки чисел 1, 3, 5…, операций «больше», «меньше», «равны» и т. д.). И сегодня он употребляет, использует на практике и уточняет «количественные» понятия.

Что же касается математики, то она уже имеет дело с различными результатами человеческого познавательного процесса, т. е. со знаниями. Поскольку она использует знания, представления о количественных отношениях в процессе последующего, более глубокого осознания этих отношений, поскольку она выясняет, как соотносятся друг с другом сами числа, – происходит превращение «количественных понятий», т. е. обобщенных знаний об отношениях объектов, в особые объекты познания. Создав математику, человек может работать непосредственно с числами как с объектами, на которые направлено его познание; он может – в результате работы с числами – получать новые формулы, выявлять определенные математические закономерности, т. е. приобретать новые знания.

В пределах же гносеологии необходимо, во-первых, подчеркнуть значение и специфику процесса образования и функционирования понятий и, во-вторых, иметь в виду, что в ходе развития истории постепенно складывается особая деятельность, цель которой – формирование, изменение знаний, т. е. формирование и изменение понятий, идей, теоретических концепций. Следовательно, в процессе общественного разделения труда возникает особый тип деятельности, который в конечном счете связан с задачей практического использования, изменения мира природы и общества, но который своей главной и непосредственной целью имеет производство теоретического знания (а также хранение, накопление, передачу, распространение знаний, обучение знанию). Это и есть специальная деятельность по созданию общих понятий, идей, принципов, которая в масштабах общества так или иначе организована в особый процесс.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

2 ГЛАВА. Понятие как форма мышления

2 ГЛАВА. Понятие как форма мышления В современной логике, особенно математической, которая ориентируется на дедуктивные, доказательные рассуждения, проблема понятия утратила то значение, которая она имела в традиционной логике. Со времен Г. Фреге понятие рассматривается

§ 1. ПОНЯТИЕ КАК МЫСЛЬ ОСОБОГО ВИДА. ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА ПОНЯТИЯ

§ 1. ПОНЯТИЕ КАК МЫСЛЬ ОСОБОГО ВИДА. ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА ПОНЯТИЯ Важнейшими видами мыслей, в которых отражается действительность в процессе абстрактного мышления, являются понятия. По этой причине абстрактное мышление называют также понятийным мышлением.В логике

§ 1. Понятие как форма мышления

§ 1. Понятие как форма мышления Окружающий нас мир предстает перед человеком не скоплением одинаковых предметов, а как множество предметов, явлений, процессов, наделенных различными свойствами. Любые свойства, черты, состояния, отношения предме­та, которые характеризуют

Понятие как форма мышления и его структура

Понятие как форма мышления и его структура Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или отличаются друг от друга.Т. о., признаки представляют собой черты, свойства

I. Объективный идеализм – основная форма философского миросозерцания

I. Объективный идеализм – основная форма философского миросозерцания В современной философии конкурируют между собой главным образом два направления: метафизический идеализм и гносеологический критицизм – Платон и Кант, если обозначать эти течения именами.

2.2. Вера как форма познания

2.2. Вера как форма познания Давно замечено, что становление идеи Бога неотделимо от потребности человеческого духа…Воспитывавшиеся в духе «воинствующего атеизма“, мы еще со школьной скамьи как-то привыкли считать, что религиозный взгляд на окружающую действительность

Единство диалектики, логики и теории познания применительно к специфике эстетических исследований. Понятие «начала» теории эстетического

Единство диалектики, логики и теории познания применительно к специфике эстетических исследований. Понятие «начала» теории эстетического Решить проблему эстетического можно только при условии, что мысль исследователя обратится к действительной истории возникновения

Конгрессы – основная форма интернационального взаимодействия рабочих организаций

Конгрессы – основная форма интернационального взаимодействия рабочих организаций Стремясь к сплочению международного рабочего движения на его новом этапе, некоторые видные лидеры предлагали, как и в Международном товариществе рабочих, создать в новом Интернационале

§ 1. ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ

§ 1. ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.Любые свойства, черты, состояния предмета, которые так

§ 1. ПОНЯТИЕ КАК МЫСЛЬ ОСОБОГО ВИДА. ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА ПОНЯТИЯ

§ 1. ПОНЯТИЕ КАК МЫСЛЬ ОСОБОГО ВИДА. ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА ПОНЯТИЯ Важнейшими видами мыслей, в которых отражается действительность в процессе абстрактного мышления, являются понятия. По этой причине абстрактное мышление называют также понятийным мышлением.В логике

Глава I. Понятие как форма мышления

Глава I. Понятие как форма мышления 1. Понятие и предмет Происхождение и сущность понятия1. Из следующих высказываний выделите все понятия и определите, что именно в них отражается — предмет (явление), свойство или отношение: «Земля — планета». «В России проводится

10. Понятие как форма мышления

10. Понятие как форма мышления Понятие – это форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках.Признаками могут быть свойства предмета, которые объединяют или отделяют предметы один от другого. Иными словами, признаки – это свойства предметов, в

§ 18. Отождествление как основная форма синтеза. Универсальный синтез трансцендентального времени

§ 18. Отождествление как основная форма синтеза. Универсальный синтез трансцендентального времени Если мы рассматриваем основную форму синтеза, а именно, форму отождествления, то он прежде всего выступает перед нами как всеобъемлющий пассивный синтез в форме

ЛЕКЦИЯ № 5 Понятие как форма мышления

ЛЕКЦИЯ № 5 Понятие как форма мышления 1. Общая характеристика понятий Понятие — это форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках.Как уже говорилось выше, человек воспринимает тот или иной предмет, выделяя характерные свойства (признаки)

Форма и понятие

Форма и понятие Означающее в мифе предстает в двойственном виде, будучи одновременно смыслом и формой, с одной стороны полным, с другой — пустым. В качестве смысла оно уже предполагает некоторую прочитанность — я вижу его глазами, оно обладает чувственной реальностью (в

§ 9. Основная форма понятия и суждения

§ 9. Основная форма понятия и суждения Познание есть понятие и суждение о том, что называется предметом. И понятие и суждение одинаково имеют свой корень в «синтетическом единстве». Понятие означает единство рассмотрения, распространяющееся на множество подлежащих

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *