Что характерно искусству скифов

Скифский звериный стиль

Что характерно искусству скифов. Смотреть фото Что характерно искусству скифов. Смотреть картинку Что характерно искусству скифов. Картинка про Что характерно искусству скифов. Фото Что характерно искусству скифов

Скифская культура – это самобытная культура огромного мира земледельческих, кочевых и полукочевых племен, живших в I тысячелетии до н. э. в Северном Причерноморье, на Балканах, во Фракии, на Кубани, на Алтае и в Южной Сибири, то есть на огромнейшей территории, простирающейся от Дуная до Великой Китайской стены.

Что характерно искусству скифов. Смотреть фото Что характерно искусству скифов. Смотреть картинку Что характерно искусству скифов. Картинка про Что характерно искусству скифов. Фото Что характерно искусству скифов

Скифская культура, на Юге и Юго-Западе соседствует с эллинской и с культурой Малой Азии, на Западе скифская культура соприкасается с культурой кельтских племен, а на Востоке — с культурой Средней Азии и Китая.

«Скифский мир» слишком велик и он не помещается в узкие рамки национальных, местечковых интересов многочисленных народов Кавказа, Передней Азии, Казахстана или Алтая.

Что характерно искусству скифов. Смотреть фото Что характерно искусству скифов. Смотреть картинку Что характерно искусству скифов. Картинка про Что характерно искусству скифов. Фото Что характерно искусству скифов

Скифский мир – это не башни и не грозные стены могучих замков, а высокие могильные курганы вождей и простых воинов, это и есть вековые памятники ранней скифской культуры, сохранившей свою неповторимость, самобытность, не смотря на влияние других культур и греческого мира. Особенность скифского искусства выражена в «зверином стиле» I тысячелетия до н. э., характерном для всего скифского мира, что ещё раз доказывает его единство на огромной территории. Вы легко узнаете «звериный стиль» сразу, в любом предмете скифского искусства по силе и совершенству изображённых зверей, по остроте и драматизму выбранной композиции.

Что характерно искусству скифов. Смотреть фото Что характерно искусству скифов. Смотреть картинку Что характерно искусству скифов. Картинка про Что характерно искусству скифов. Фото Что характерно искусству скифов

Люди скифской культуры жили напряженной жизнью, где им предстояло бороться с беспощадными враждебными силами природы, где им приходилось постоянно нападать и побеждать или самому быть побежденным. Эта была яркая и насыщенная жизнь, и таким же динамичным было искусство, рожденное этой жизнью. Занятия земледелием и скотоводством скифы сочетали с охотой на диких зверей.

Что характерно искусству скифов. Смотреть фото Что характерно искусству скифов. Смотреть картинку Что характерно искусству скифов. Картинка про Что характерно искусству скифов. Фото Что характерно искусству скифов

Зверь был главный соперник скифов в повседневной жизни, не раз приходилось видеть зверей терзающих свою добычу. Зверь, часто чудовище, созданное воображением художника, представлялся скифам выразителем таинственных и могучих сил природы.

Что характерно искусству скифов. Смотреть фото Что характерно искусству скифов. Смотреть картинку Что характерно искусству скифов. Картинка про Что характерно искусству скифов. Фото Что характерно искусству скифов

Скифское искусство выражает не только форму, а вечное движение сил природы, сильного тела — в этом выражается суть «звериного стиля».

Что характерно искусству скифов. Смотреть фото Что характерно искусству скифов. Смотреть картинку Что характерно искусству скифов. Картинка про Что характерно искусству скифов. Фото Что характерно искусству скифов

Внутреннее содержание художественных произведений, выполненных скифскими мастерами поражает своей лаконичностью и высочайшим напряжением запечатлённого движения зверя, птицы или человека.

Государственный Эрмитаж обладает единственным в мире богатейшим собранием скифских древностей, в экспозициях Эрмитаже свыше сорока тысяч предметов скифского искусства.

Что характерно искусству скифов. Смотреть фото Что характерно искусству скифов. Смотреть картинку Что характерно искусству скифов. Картинка про Что характерно искусству скифов. Фото Что характерно искусству скифов

Один из известнейших шедевров Эрмитажа — золотая фигура оленя, найденная археологами в скифском кургане у станицы Костромской на Прикубанье. Рельефная фигура оленя выполнена в VI веке до н. э., олень красовался на круглом железном щите в погребении скифского вождя.

Что характерно искусству скифов. Смотреть фото Что характерно искусству скифов. Смотреть картинку Что характерно искусству скифов. Картинка про Что характерно искусству скифов. Фото Что характерно искусству скифов

Скифы, обожествляли природу и символически связывали светлый образ божества с образом оленя, несущего на своих рогах солнце. Вся фигура оленя подчинена особенному, напряженному ритму, в котором выражена сила и мощь дикого зверя. Если совсем не знать размеры фигурки оленя, то это крохотное изображение представится нам гигантским барельефом.

В ней нет ничего случайного, лишнего; трудно представить себе более продуманную и законченную композицию. Как гармонично сочетается мягкий изгиб шеи оленя с его тонкой мордой, над которой величественно возвышаются завитки откинутых на спину огромных рогов!

Что характерно искусству скифов. Смотреть фото Что характерно искусству скифов. Смотреть картинку Что характерно искусству скифов. Картинка про Что характерно искусству скифов. Фото Что характерно искусству скифов

Золотая бляха в виде оленя — украшение щита. Куль-Оба, Керчь. IV век до н. э. Эрмитаж.

Таких рогов, которые протянулись бы вдоль всей спины оленя, нет в природе! Зверь лежит, прислушиваясь к малейшему шороху, но в его позе такой порыв, такое сильное стремление вперед, что кажется, будто он не лежит, а летит в воздухе, вытянув шею и закинув рога.

В фигуре оленя всё изображено условно и в то же время предельно реалистично. Мы даже не замечаем, что художник изобразил у оленя не четыре ноги, а только две. Плотно поджатые под брюхом ноги оленя создают впечатление сжатой пружины, готовой выстрелить в любую секунду.

Если представить себе, фигуру оленя, как мраморного изваяния в несколько метров вышиной, то она окажется более величественной, монументальной.

Знаменитая сибирская коллекция Петра I, составлена из археологических находок в курганах Южной Сибири также представляет скифский «звериный стиль».

Что характерно искусству скифов. Смотреть фото Что характерно искусству скифов. Смотреть картинку Что характерно искусству скифов. Картинка про Что характерно искусству скифов. Фото Что характерно искусству скифов

Рассмотрим поясную бляху размером в 12,5 на 8 см., выполненную в скифском «зверином стиле». Эта золотая миниатюра поражает грандиозностью динамики композиции, на которой крылатый тигр с кудрявой гривой или с рогами антилопы терзает, склоненного перед ним коня. В глазу коня ясно видна смертная мука и страшная пустота смерти, а в глазу тигра свирепая ярость, выражающая безудержную и беспощадную волю злой стихии, пожирающей, губящей жизнь. Спаянные в борьбе эти фигуры –хищник и жертва, представляют собой единое, неразрывное целое.

Как поразительна острота напряженность борьбы! Крепко вцепился хищник клыками и когтями в свою жертву и никому никогда не удастся оторвать кровожадно вцепившегося тигра от шеи несчастного коня. Художник совершил магическое действие изобразив природу, как единое целое в круге жизни, подчиненной ритму и определенному порядку.

Что характерно искусству скифов. Смотреть фото Что характерно искусству скифов. Смотреть картинку Что характерно искусству скифов. Картинка про Что характерно искусству скифов. Фото Что характерно искусству скифов

Круг в скифском искусстве – это символ солнца и жизни, поэтому все изображения животных и композиции, как бы заключены в круг.

Геродот сообщает, что самоназвание скифов — СКОЛОТ (skolot, или skolt), возможно, отсюда производное слово КЕЛЬТ (лат. Celtae, бретонск. Kelted, валл. y Celtiaid, ирл. na Ceiltigh, шотл. (гэл. ). Ceilteach, мэнск. ny Celtiee, корн. Kelt). Цезарь и Павсаний утверждали, что Kelt — было самоназвание кельтов. Скифский звериный стиль, видимо, был воспринят кельтами и получили дальнейшее развитие в стилях изобразительного искусства викингов. Известно, что расселение скифских племён шло с востока на запад, то есть племена сколотов шли за солнцем.

Что характерно искусству скифов. Смотреть фото Что характерно искусству скифов. Смотреть картинку Что характерно искусству скифов. Картинка про Что характерно искусству скифов. Фото Что характерно искусству скифов

Скифский художник заключает в круг всю композицию, словно, торжествуя над неведомыми силами природы, которые олицетворяет разъярённый хищник.

Что характерно искусству скифов. Смотреть фото Что характерно искусству скифов. Смотреть картинку Что характерно искусству скифов. Картинка про Что характерно искусству скифов. Фото Что характерно искусству скифов

Сильное и гибкое тело свернувшегося в кольцо хищника, поражает своим совершенством. Золотая пантера из кургана, найденного близ Симферополя, навечно замкнута в круге своей грациозной игры.

Что характерно искусству скифов. Смотреть фото Что характерно искусству скифов. Смотреть картинку Что характерно искусству скифов. Картинка про Что характерно искусству скифов. Фото Что характерно искусству скифов

Интересно, все традиции скифского «звериного стиля» сохранились в русском народном искусстве, сохранены древние традиции и воплощены различных формах и повторяются в древней технике изготовления, например, традиционных медовых пряников, которые называют в Архангельской области «казулями».

Что характерно искусству скифов. Смотреть фото Что характерно искусству скифов. Смотреть картинку Что характерно искусству скифов. Картинка про Что характерно искусству скифов. Фото Что характерно искусству скифов

Материалы по теме

А вот ещё:

Как происходил захват замка в средние века

Что характерно искусству скифов. Смотреть фото Что характерно искусству скифов. Смотреть картинку Что характерно искусству скифов. Картинка про Что характерно искусству скифов. Фото Что характерно искусству скифов

Осада была затратным предприятием для средневекового феодала. Часто она становилась кульминацией войны.

Война образца 12-го века была довольно «скрытной» — обычно совершались налёты и опустошались земли соседей. А вот более серьёзные сражения и масштабные осады являлись редкостью. Осады не отличались частотой и становились важным военным событием.

Подготовка к взятию крепости

Осада могла длиться несколько недель или даже несколько лет. К примеру, французский монарх Филипп II Август осаждал замок Шато-Гайяр с сентября 1203-го по апрель 1204-го. А легендарный Ричард Львиное Сердце с крестоносцами два года (с октября 1189-го по июль 1191-го) осаждал Акру.

Шато-Гайяр. Источник: Wikimedia Commons

Инженерных решений для осады было множество. Вокруг твердынь возводились палатки, навесы, деревянные бараки (как сооружения для проживания людей и содержания провизии). Ставили палисады и рыли рвы, строили лестницы, башни, передвижные галереи (чтобы безопасно добраться до стен замка).

Прочность стен средневековых замков проверялись и «артиллерией». Эпоха крестовых походов дала возможность европейцам усовершенствовать свои орудия с оглядкой на византийские и арабские образцы. Появились машины с пружиной и маятником.

Осада Антиохии крестоносцами. Источник: Wikimedia Commons

Машины смерти

Огромные катапульты — сложные и тяжеловесные орудия — перевозили на место осады. Обычно их заряжали дротиками, небольшими балками, а также зажигательными снарядами. Использовали модель, которая напоминала большой арбалет. Баллисты были известны ещё с Античности и весили меньше. Такие орудия собирали прямо на поле перед осаждаемым замком: главный «инженер» руководил плотниками, которые собирали смертоносную машину. Подобные машины могли метать огромные камни, зажигательные снаряды, зажжённую серу и даже падаль. К примеру, вандалы, которые захватывали римские города в Северной Африке в начале 5-го века, забрасывали в осаждаемые твердыни головами мертвых животных, провоцируя эпидемии.

Требушеты. Источник: Wikimedia Commons

Популярным осадным орудием в эпоху Средневековья был требушет. Эта «огромная рогатка» метала ядра весом 20−30 кг на расстояние до 200 метров. Важно заметить, что целью этих обстрелов было не разрушение стен замка, а защита тех, кто под стенами шёл в атаку. Метательные орудия могли нейтрализовать противника, сковать его действия за стенами.

Враг у ворот

Землекопы прорывали рвы, по которым под защитой передвижных галерей шли минёры для выбивания нижних камней стены. Подземные ходы позволяли этим специалистам поджечь основание крепости. Именно подобные работы, а не военные машины помогали делать бреши в крепостных стенах, через которые атакующая сторона попадала в крепость.

Осада. Источник: Pinterest

Однако сперва осаждавшие пытались тараном пробить ворота и проникнуть через них в замок. Эта машина представляла собой огромную балку размером 6−10 метров из твёрдой породы дерева, оснащенную металлическим наконечником. Балка держалась на канатах и раскачивалась несколькими воинами.

Таран. Источник: Pinterest

Лестницы ставились на стены, бойцы взбирались на них, и завязывался рукопашный бой, который очень любили изображать на средневековых миниатюрах. Однако в реальности эти бои шли нечасто. Как правило, это было связано с тем, что осажденные имели весьма эффективные средства для отражения нападения. Крючья, кипящие и горючие жидкости помогали убрать врага с лестницы. Но если нападавшие использовали деревянные башни — скинуть их было намного сложнее. В распоряжении защитников были такие же метательные машины, которые могли разбить орудия осаждающих.

Во время осады Тулузы в 1218 году граф Симон IV де Монфор, главный участник крестового похода против катаров, был убит ядром требушета, установленного внутри города. Де Монфор находился в 200 метрах от стены.

Осада. Источник: Pinterest

Источник

ИСТОРИЯ СКИФОВ И ИХ ИСКУССТВА

Что характерно искусству скифов. Смотреть фото Что характерно искусству скифов. Смотреть картинку Что характерно искусству скифов. Картинка про Что характерно искусству скифов. Фото Что характерно искусству скифов
Фигурки оленей, фрагмент из кургана у станицы Келермесская (Украина), VII-VI века до н. э., золото. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург (Россия)

Золотые изделия удивительной красоты, изображавшие чаще всего животных, свидетельствуют о природной мощи скифов. Но история этого народа скотоводов, охотников и воинов во многом еще остается загадкой.
Что характерно искусству скифов. Смотреть фото Что характерно искусству скифов. Смотреть картинку Что характерно искусству скифов. Картинка про Что характерно искусству скифов. Фото Что характерно искусству скифов

Скифский всадник, фрагмент попоны, украшенной отделкой из войлока, Пазырык, V-IV века до н. э., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, (Россия)

Под общим названием «скифы» современные исследователи объединяют племена различного происхождения, которые начиная с 1000 г. до н. э. на протяжении десятков веков занимали часть Восточной Европы, территории современных России и Украины.

Крестьяне и покорители

Среди скифов различают три народности. Это царские скифы, которые жили к северу от Черного моря и контролировали всех остальных; скифы-пахари, жившие в деревнях, производившие пшеницу и заготавливавшие древесину, продаваемую затем на всей территории вплоть до Средиземноморья; и скифы-кочевники, которые занимались кочевым скотоводством. Сохранилось лишь очень небольшое количество скифских архитектурных памятников. Большинство дошедших до нас свидетельств этой культуры найдено археологами в захоронениях. Благодаря этим предметам мы знаем, что этот народ жил земледелием, скотоводством, а также военными походами.

Что характерно искусству скифов. Смотреть фото Что характерно искусству скифов. Смотреть картинку Что характерно искусству скифов. Картинка про Что характерно искусству скифов. Фото Что характерно искусству скифов

Гребень из кургана Солоха V-IV века до н. э., золото, 12,3 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург (Россия) В этом изящном и дорогом предмете, украшенном сценой неистовой битвы проявилась не только воинственность скифов, но и их тяга к роскоши.

Золото скифов

Скифы были чрезвычайно воинственны, и считается, что сооружение Великой китайской стены во II веке до н. э. преследовало цель сдержать именно их набеги на Восток. Золотые украшения и предметы быта, в которых слиты воедино декоративные формы азиатского и греческого происхождения, полны изображений жестоких военных стычек и свидетельствуют о том, что скифы совершали свои набеги на соседние страны с целью захвата добычи.

Сокровища курганов

Два стиля: геометрический и реалистический

В каждом крупном скифском кургане хоронили слуг и наложниц усопшего, а также до нескольких десятков взнузданных и подседланных лошадей. В одном из больших курганов было найдено около 400 конских скелетов, целый табун.

Впервые о скифах мир узнал более 3 тыс. лет тому назад от греков, которые тогда начали осваивать Северное Причерноморье и столкнулись здесь с воинственными полукочевыми племенами искусных всадников. Целую книгу посвятил скифам в своей «Истории» Геродот, который, как считается, сам посетил Причерноморье и проехал по этим местам.

Причерноморские скифы представляли собой несколько племен, которые имели свои, упомянутые Геродотом названия (меоты, гелоны, каллипиды, скифы-пахари и т.д.). На территории современной Болгарии и Румынии жили фракийцы и даки. Для краткости мы их будем называть «европейскими скифами», не забывая об определенной упрощенности такого названия.

Среди всадников азиатских степей и предгорий было тоже много разных племен, названия которых упоминаются в разных древних источниках. В греческих, иранских и китайских текстах их называли соответственно «савроматы», «массагеты», «саки», «сэ». Их мы будем называть «азиатскими скифами». Среди многочисленных находок в курганах европейской Скифии, наряду с предметами, несущими на себе элементы греческой и древневосточной художественных традиций, можно видеть и «чисто» скифскую манеру, такую же по своим стилистическим особенностям как и на изображениях, найденных в Средней Азии и в Южной Сибири.

Европейские скифы

Что характерно искусству скифов. Смотреть фото Что характерно искусству скифов. Смотреть картинку Что характерно искусству скифов. Картинка про Что характерно искусству скифов. Фото Что характерно искусству скифов

Что характерно искусству скифов. Смотреть фото Что характерно искусству скифов. Смотреть картинку Что характерно искусству скифов. Картинка про Что характерно искусству скифов. Фото Что характерно искусству скифов

Азиатские скифы

Геродот сообщает, что «скифы пришли из Азии». Многие исследователи воспринимают это как некую метафору, поскольку во времена Геродота Азия была уже за Доном. То, что в азиатской части Пояса Степей обнаружено очень много скифских вещей объясняют широким влиянием скифской культуры, центр которой был в Причерноморье, на окружающую периферию. О массовых находках золотых и бронзовых вещей в Сибири стало известно уже в конце XVII в., когда началось постепенное заселение Сибири русскими. Крестьяне при полевых и строительных работах, находили старинные бронзовые и золотые вещи.

Среди крестьян пошли разговоры о том, что это сокровища Чингисхана и его приближенных. В конце лета после уборки урожая и до начала дождей они собирались в небольшие артели «бугровщиков» (копателей бугров) и уходили на две-три недели в степь на промысел. Масштабы этих «раскопок» были столь велики, что молва докатилась до Москвы. Сначала царь Алексей Михайлович, а затем его сын Петр повелели выкупать у крестьян найденные ими вещи, чтобы сберечь их от переплавки в слитки золота и препровождать ко двору. Затем Петр I издал указ, запрещающий под страхом смертной казни «самодеятельные» раскопки курганов. Это был первый в России законодательный акт об охране исторических памятников.

В сибирских музеях хранятся тысячи предметов скифской художественной бронзы, найденные в разное время, начиная с XVII в. и до сегодняшнего дня. Из сибирских курганов происходят многочисленные золотые и серебряные украшения. На этом снимке представлены, в основном, случайные находки из фондов Красноярского историко-краеведческого музея. Такие же вещи в больших количествах можно видеть на витринах и в запасниках российских музеев Омска, Новосибирска, Барнаула, Кемерово, Абакана, Минусинска, Кызыла и других городов. Немало их в музеях Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Монголии, Китая, Ирана, Афганистана, а также европейскиих стран и США. Сделанные в типичной манере скифского «звериного стиля», они не оставляют никаких сомнений в принадлежности к культуре скифских народов.

Что характерно искусству скифов. Смотреть фото Что характерно искусству скифов. Смотреть картинку Что характерно искусству скифов. Картинка про Что характерно искусству скифов. Фото Что характерно искусству скифов

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Про искусство
Main Menu

Что характерно искусству скифов. Смотреть фото Что характерно искусству скифов. Смотреть картинку Что характерно искусству скифов. Картинка про Что характерно искусству скифов. Фото Что характерно искусству скифов

Особенности искусства племен причерноморских скифов

Культура скифских и близких им племён сложилась в VII в. до н.э. в Северном Причерноморье. В конце VII в. и в начале VI в. до н.э. в изобразительном искусстве этих племён широкое распространение получило течение, характеризуемое использованием образов животных или отдельных частей их, — так называемый скифский звериный стиль. Этот художественный стиль, воспринявший различные влияния более раннего искусства Передней Азии, Кавказа и других смежных территорий, а позже (в конце VI в. и в V веке до н.э.) — греческого искусства, в основном сложился на местных культурных традициях и на идеологических представлениях, господствовавших в среде скифских племён.

Выдающимся событием в скифоведении стали раскопки «царского» кургана Аржан в Туве (в той самой Центральной Азии, о которой как о прародине искусства скифов говорил М.И. Ростовцев) в 1971–1974 гг., где были найдены древнейшие предметы скифо-сибирского звериного стиля VIII в. до н. э. Этот памятник имеет принципиальное значение. По сути дела, он ставит точку в затянувшемся споре об истоках скифской культуры и скифского искусства. Они зародились и сформировались в среде ранних кочевников Центральной Азии, в период, непосредственно предшествующий появлению скифов в степях Северного Причерноморья.

И хотя скифское мифологическое сознание отдавало предпочтение образу травоядного, копытного животного, образ хищника в системе звериного стиля был не менее актуален, соотносясь как с нижним, хтоническим миром, зоной смерти, так и с пространством порождающих энергий древнего космоса. Среди памятников звериного стиля лесостепной зоны, из 843 изображений, относящихся к VII – VI вв. до н.э., копытные представлены 573 раза (преимущественно олень, затем горный козёл, баран и лошадь), хищные звери – 103 раза (с абсолютным преобладанием животных кошачьей породы), птицы (в подавляющем большинстве хищные) – 162 раза, что в совокупности составляет около 90 % общего числа исследованных памятников.

Прежде всего, скифские звери отличаются от прочих способом моделировки поверхности тела. Тело животного в целом и отдельные его детали – ноги с копытами или когтями, рога оленей, клюв хищной птицы, глаза, уши, пасть зверя составлены из сходящихся под углом плоскостей. Эти плоскости образуют крупные грани с острыми ребрами, на которых создается неповторимая, свойственная только скифскому звериному стилю игра света и тени. Считается, что выработался этот прием сначала в вышивке, аппликации и резьбе по дереву. По-видимому, именно работа по дереву и натолкнула мастера на мысль о перенесении подобного приема и на другие материалы. Изображения зверей у скифов исполнялись из кости, рога, бронзы, золота, реже – из железа и серебра. Использовалась при этом самая разнообразная техника – литье, штамповка, чеканка, резьба и гравировка.

Памятники VI в. до н.э. дают наиболее полное представление о скифском зверином стиле, недавно только сложившемся и ещё не подвергшемся искажающему влиянию греческого искусства. Для этих ранних памятников характерны большая живость и динамичность образа в целом, свидетельствующие о прекрасном знании изображаемых животных. В то же время отдельные детали даны в условной трактовке, приводящей в более позднее время к схематизации образа и, наконец, иногда к превращению его в сложный и на первый взгляд непонятный орнамент.

Олень из Костромской станицы в Прикубанье — один из самых ярких памятников раннего скифского звериного стиля. Рельефная пластина 35,1 х 22,5 см, украшавшая круглый железный щит, найдена Н.И. Веселовским в раскопках погребения вождя в 1897 г. Она выполнена чеканом с оборота; глаз и ухо оленя были украшены несохранившейся цветной инкрустацией.

Версии о моменте, в котором олень принимает эту форму, расходятся. Некоторые исследователи видят оленя в прыжке, другие же настаивают на том, что это поза лежащего оленя. Однако, когда зоологи с помощью киносъемки проследили последовательность поз оленя, движущегося в галопе, выявилось, что запечатленная в скифских изображениях поза ему вообще не свойственна. Не более понятны в этом смысле и свернувшиеся в кольцо хищники – ведь в природе данная поза характерна для спящих животных, а в скифском искусстве они представлены фигурами с широко открытым огромным глазом. Эти наблюдения позволяют полагать, что скифские мастера изображали зверей не в каком-либо конкретном действии (например, прыжке), а, скорее, пытались передать некие канонические формы. Едва ли поэтому следует говорить о стоящих, лежащих, скребущихся зверях – перед нами совершенно определенный способ изображения животных, отличающий произведения скифского звериного стиля от любых иных зооморфных изображений.

Как бы то ни было, даже если олень изображен и в статичной позе, вся композиция в целом не является статичной : вытянутая шея, запрокинутые назад рога в завитках, приподнятая голова и плотно сжатые ноги оленя — все придает фигуре невероятную живость и внутренний динамизм.

Зверь словно застыл, настороженно прислушиваясь к малейшему шороху, но в нем такой порыв, такое стремление вперед, что кажется, будто его подняло с земли и он летит как стрела, рассекая воздух. Все в этой фигуре условно и в то же время предельно реалистично. Мы даже не замечаем, что у оленя не четыре ноги, а две, так плотно поджатые друг к другу, что создают впечатление четырех.

Несмотря на то. что как положение ног, так и трактовка рогов и головы являются совершенно неправдоподобными, не отвечающими действительности, всё изображение в целом дает цельное и живое представление об олене. Резкие контуры плеча и бёдра, чёткая продольная грань на шее усиливают впечатление стремительного движения и единства всей композиции. В то же время эти резкие грани говорят нам о том, что изображения этого рода изготовлялись при помощи резанной в дереве или мягком камне негативной матрицы, так как только в резьбе могли получиться такие поверхности.

Кстати, столь характерные для скифского искусства S-образные завитки рогов оленя появились постепенно. Предположительно, торевты использовали привычный элемент стилизованных побегов урартского «древа жизни», перенеся его на скифских оленей. Комплекс Зивие и фиксирует этот момент. А олень из Костромского кургана демонстрируют окончательное сложение скифского образа.

Так, образ оленя в скифском искусстве связывают с деревом жизни не только, предполагая наследование художественной формы, но и по схожести смысловой нагрузки. Тело оленя — символический зооморфный образ модели мира, соотносимый с универсальным образом Мирового древа. В скифской традиции обычно олень (или иное травоядное) изображался лежащим, поджав под себя ноги, что символизировало в мировой модели основные космогонические процессы — динамику верха (жизнь), при статике низа (смерть).

Также, олень ассоциировался с солнцем, светом, но и выполнял роль перевозчика на «другой свет». Вообще, за отсутствие письменных источников, представления, которые мы имеем о скифской мифологии весьма условны и во многом зиждятся на теориях и догадках. Впрочем, и сейчас для многих народов Сибири,где было раскопано немало скифских курганов, характерно поклонение небесной оленихе.

Еще одна знаменитая находка — золотая пантера из кургана близ станицы Келермесской. Как и ее «современник», олень из Костромского кургана, эта пантера служила украшением щита. Фигура зверя стилизована, причем условность доходит до того, что хвост и лапы, в свою очередь, украшены фигурами свернувшихся хищников. И, однако, выразительность звериного образа такова, что эту бляху следует признать произведением не только декоративного, но и изобразительного искусства.

Фигура идущего зверя выполнена в высоком рельефе чеканом с оборотной стороны. Шея у хищника вытянута, он будто принюхивается. Миндалевидное ухо разделено треугольными вставками; глаз инкрустирован белой и серой эмалью, а зрачок – коричневой; ноздри заполнены белой пастой. На концах лап и по хвосту идут дополнительные изображения свернувшегося хищника кошачьей породы. Эта пантера по своему художественному исполнению, экспрессии и реализму по праву занимает ведущее место среди лучших образцов раннего скифского звериного стиля.

Рассмотрите золотую пантеру на щите из Келермеса. Выдвинутая вперед небольшая голова на мощной шее уравновешивается тяжелой задней частью как бы осевшего хищника. Широкая полоса хвоста замыкает контур фигуры и сзади. Хвост составлен из свернувшихся фигурок кошачьих, они повторяются на окончаниях четырех лап пантеры. Сверху ее фигура ограничена плавной линией спины, перерыв в этой линии, который создается небольшим ухом, придает еще большую устойчивость всей фигуре. Если закрыть верхнюю выступающую часть, то получится «заваливается» вперед, так как плавная линия спины переходит в закругляющуюся линию головы: наш глаз спокойно скользит по линии спины, шеи и морды, по инерции хочет продлить эту линию и свести ее к столь же плавному окончанию лап и хвоста, но, встречая выем под шеей, глаз делает на нем акцент, отчего и создается впечатление, что пантера кренится вперед.

Наиболее популярными у кочевников были звери, обладавшие силой и выносливостью, стремительностью и быстротой реакции, зоркостью и тонким обонянием, мощью первого удара. Подобное стремление подчеркнуть самые важные достоинства того или иного животного привело скифских мастеров к выработке еще одного оригинального изобразительного приема – акцептированию признаков. Некоторые части тела животного в скифском зверином стиле, как правило, преувеличены. Рога оленя по длине обычно не уступают спине животного. Огромный глаз может целиком занимать голову зверя или птицы, а часто выходит и за ее пределы. Ноздри и пасть хищника тоже преувеличиваются и также могут выступать за пределы головы, в результате чего сама ее форма бывает продиктована контуром этих деталей. То же самое можно сказать и о голове хищной птицы, состоящей из большого глаза и огромного клюва в виде крючка или даже спирали – до такого утрирования доходит изображение клюва, по природе загнутого. Когти на концах лап хищных зверей и птиц также неестественно велики.

Этой же цели служил и еще один прием, получивший название «прием зооморфных превращений». Суть его заключается в том, что для усиления или подчеркивания каких-либо деталей их оформляли дополнительными изображениями животных или наиболее важных частей их тел. Так, отростки рогов оленей и лосей, концы лап хищных зверей, копыта травоядных зачастую изображались в виде птичьих головок с загнутыми клювами. Иногда концы лап зверей украшены фигурками свернувшихся в кольцо хищников. Нередко различные фигурки помещаются на бедре или лопатке животного.

Кошачий хищник с древнейших времен был символом североиранских народов — скифов, сарматов, алан — и изображался на их геральдических значках.

«Животные, выполненные в канонах скифского звериного стиля, – отмечает Е.В. Переводчикова, – как правило, изолированы от окружения. Они существуют сами по себе, не имея никакого фона и крайне редко образуя сюжетные сцены. Более того, эти животные не только оторваны от окружения, но и не связаны никаким действием».

Что характерно искусству скифов. Смотреть фото Что характерно искусству скифов. Смотреть картинку Что характерно искусству скифов. Картинка про Что характерно искусству скифов. Фото Что характерно искусству скифов
Курган у ст. Келермесской, VII в. до н. э.

Еще в 20-х гг. прошлого века известный российский археолог Г.И. Боровка, один из крупнейших специалистов по скифскому звериному стилю, обратил внимание на особенность позы тех оленей (а олень – самый популярный мотив в скифском искусстве), которые показаны, на первый взгляд, стоящими.

Келермесские курганы относятся к VII в. до н. э. (вторая половина и конец столетия). Этой эпохой датируется и великолепная золотая массивная бляха в виде оленя, украшавшая центр круглого железного щита, найденная петербургским археологом Н.И. Веселовским в 1897 г. в кургане у ст. Костромской. Олень изображен лежащим, с подогнутыми ногами и вытянутой вперед головой на длинной шее. Преувеличенно удлиненные и стилизованные рога запрокинуты назад и покрывают всю спину. Шея животного напряженно вытянута, голова приподнята. Кажется, будто его чуткие, вздрагивающие ноздри чувствуют надвигающуюся опасность. Круглый глаз широко раскрыт, а мускулы шеи и туловища так напряжены, что создается впечатление стремительного и легкого движения.

Костромской олень – самый ранний экземпляр подобного рода из известных в Северном Причерноморье – стал прообразом для всех последующих бесчисленных воплощений этого самого популярного мотива скифского искусства в золоте, серебре и бронзе.

В действительности же их ноги не стоят на земле – они скорее «свешиваются» вниз, так что фигурка производит странное впечатление «парящей» в воздухе. Еще одна поза оленя в скифском зверином стиле – с подогнутыми ногами – и сейчас вызывает много споров; чаще всего таких оленей называют «летящими», имея в виду, разумеется, не полет как таковой, а определенную стадию прыжка.

М.И. Ростовцев, в свою очередь, решительно высказывался за то, что скифское искусство сформировалось в Передней Азии, во время переднеазиатских походов кочевников, и что оно – побочная ветвь урартского и древнеиранского художественных стилей.

Появлялись и другие предположения о происхождении скифского звериного стиля. Так, характерная для скифского искусства моделировка поверхности тела животного сходящимися плоскостями наводила на мысль о том, что этот прием изображения происходит от техники резьбы по дереву. И тогда в 30-е гг. XX в. отечественный археолог Д.И. Эдинг объявил, что и прототипы скифского искусства следует искать в лесах и болотах Урала, где стоянки эпохи неолита на торфяниках благодаря прекрасной сохранности органики донесли до нас целую серию фигур зверей и птиц, изготовленных из дерева. Но неолит отделен от раннего железного века целыми тысячелетиями, да к тому же «торфяниковые» модели животных не имеют абсолютно ничего общего по стилю со скифским бестиарием.

Английский исследователь Э. Миннз, работавший в начале прошлого века в тесном контакте с учеными России, предложил совершенно иной путь для поисков прародины скифского звериного стиля. В качестве «нити Ариадны» он взял зоологию, совместив на одной карте область обитания северного оленя и зону распространения фигур оленя, выполненных по канонам скифского искусства (в том числе в Южной Сибири, в Хакассии). Обе области пересеклись на сибирской территории, и именно ее англичанин объявил прародиной искусства Скифии. Но зоологи вскоре пояснили, что северный олень не имеет никакого отношения к оленю скифскому, поскольку в искусстве кочевников Евразии изображался только благородный олень.

Следующий шаг в освещении проблем, связанных с происхождением скифского звериного стиля, сделал российский археолог Г.И. Боровка. Он утверждал, что искусство скифов не связано сколько-нибудь ощутимо ни с греческим (ионийским, VII–VI вв. до н. э.), ни с иранским искусством, а имеет сугубо местные корни. Сопоставляя скифские изделия с зооморфными вещами из Сибири и Приуралья, он пришел к выводу, что их общие истоки лежат в культурах эпохи неолита и бронзы севера Евразии, прежде всего – племен охотников и рыболовов. Словом, опять мы видим здесь «сибирский след».

Михаил Иванович Ростовцев в последней своей крупной работе о скифском зверином стиле (монография «Звериный стиль» на английском языке, вышедшая в Принстоне в 1929 г.) также высказался за местное происхождение скифского искусства, но исходную его основу предлагал искать не в Сибири, а в Центральной Азии. И, как мы увидим позже, оказался, как и во многих других случаях, абсолютно прав.

Однако более тщательные хронологические подсчеты показали, что золото из Зивие следует отнести ко времени не ранее середины – конца VII в. до н. э. и, следовательно, вопрос о наиболее древнем очаге искусства скифов опять «повис в воздухе». Кроме того, академик Б.Б. Пиотровский привел ряд доказательств, из которых вытекало, что скифы, появившиеся впервые в Передней Азии в 60-е гг. VII в. до н. э., пришли туда со своим, уже полностью сформировавшимся художественным стилем.

Сейчас известно, что «клад» из Зивие представляет собой комплекс вещей, происходящих из гробницы скифского царя конца VII в. до н. э. Среди золотых и серебряных предметов ассирийского, урартского и манейского происхождения значительное место занимают изделия, выполненные в духе скифского искусства. Последние, как отмечает известный французский исследователь Р. Гиршман, по своему стилю и образам совершенно чужды переднеазиатским культурным традициям.

«С открытием „царского» кургана Аржан в Туве, – пишет А.И. Тереножкин (главный сторонник „центральноазиатской» гипотезы происхождения скифов), – проблема происхождения скифской культуры, искусства и самих скифов может считаться в общих чертах решенной. Установлено, что их родину следует искать в глубинах Азии, а не в Северном Причерноморье и не в Передней Азии».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *