Что хранится в алмазном фонде
Какие драгоценности российских монархов хранятся в Алмазном фонде Московского Кремля
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Алмазный фонд располагается в здании Оружейной палаты, занимает в ней два зала.
Его основателем по праву можно считать Петра I. Именно он в 1719 году собрал на хранение в одной из комнат все драгоценности. В середине 18 века их переместили в Зимний Дворец, в Бриллиантовую комнату.
Но началась война, и летом 2014 года коллекцию в срочном порядке эвакуировали в Москву. Привезли их в восьми сундуках без каких-либо описей и актов передачи. Так же, без проверки, их и приняли.
Почти восемь лет они пролежали в подвалах Кремля, заваленные другими грузами. И только в 1922 году сундуки с драгоценностями передали в Гохран, где и занялись их разборкой и переписью. А, начиная с 1926 по 1938 гг., по личному поручению Ленина и советского правительства, очень много драгоценностей распродали на аукционах Европы и Нью-Йорка. Но потом все же остановились.
«Семь чудес Алмазного фонда»
Удивительно прозрачный алмаз в 189 карат, переливающийся зеленоватым и голубым цветом. Самый крупный и самый ценный алмаз в коллекции. У него 180 граней, формой он напоминает индийскую розу. Изначально алмаз находился в Индии, но в результате череды похищений и продаж оказался у графа Орлова. А он, в свою очередь, подарил его Екатерине II.
Это второй по ценности алмаз в коллекции, тоже отличающийся идеальной прозрачностью, весом 88 карат. Найденный в Индии, он почти сохранил свою первоначальную форму, слегка подправлены у него лишь несколько граней. На этом алмазе отчетливо видны надписи, сделанные на персидском языке – это имена трех его предыдущих обладателей. В 1824 году этот великолепный алмаз с целью примирения привезли в дар Николаю I после жестокой расправы в Тегеране над Александром Грибоедовым, нашим послом, дипломатом и известным писателем.
Вес этого великолепного, необыкновенно прозрачного самоцвета 399 карат. Именно он украшает российскую Большую императорскую корону.
Изумруд, инкрустированный в брошь
Это также один из самых известных и ценных камней, его вес 136 карат. Он отличается очень красивым насыщенным цветом и ступенчатой огранкой. Очень красиво смотрится в обрамлении бриллиантов и серебряных виноградных листьев.
Легендарный, крупнейший в мире ограненный сапфир в 260 карат. Верхняя его поверхность имеет более ста граней. Этот прекрасный камень в ажурной оправе, подчеркивающей его красоту, Александр II приобрел в 1862 году в Лондоне для своей супруги.
Совершенно уникальный камень весом в 192.6 карат, необыкновенно прозрачный, с великолепной огранкой.
Символы самодержавия
Помимо этих уникальных алмазов в музее имеются и другие эксклюзивные экспонаты и, в первую очередь, это главные регалии монаршей власти.
Скипетр с двуглавым орлом на вершине изготовлен для Екатерины II. С 1774 года его украшает роскошный алмаз «Орлов», подаренный графом своей императрице.
Большая корона Российской империи
Другие экспонаты музея
Малая императорская корона Российской империи
Раньше предполагали, что она была изготовлена для Елизаветы Алексеевны братьями Дюваль. Сейчас же считают, что корону создал ювелир Зефтиген для Марии Александровны.
Корона императрицы Анны Иоанновны
Великолепная корона, сверкающая двумя с половиной тысячами драгоценных камней, инкрустированных в ее серебряный остов. В качестве украшения использован также темно-красный турмалин, снятый с короны Екатерины I.
Бриллиантовая диадема императрицы Елизаветы Алексеевны
Большая пряжка-аграф и серьги
Браслет с портретом императора Александра I
Портрет императора заключен не под стекло, его покрывает необыкновенный алмаз редкой чистоты.
Знаки ордена Андрея Первозванного
Украшение орденской шляпы
Один из знаков ордена св. Екатерины.
Орден Золотого Руна
Этот древний и почетный орден был учрежден еще в 1429 году. Награждали им лишь представителей древнейших дворянских родов.
Медальон с изумрудом
Великолепный драгоценный букет, поражающий многообразием цветовых оттенков используемых камней, чувствуется рука большого мастера. Принадлежал императрице Елизавете Петровне.
Диадема-бандо и серьги
Очень необычное украшение, представляющее собой фонтан из бриллиантовых струй, на концах которых свободно подвешены капельки из сапфиров. При малейшем движении внутри сапфиров вспыхивают темно-синие огни, отбрасывающие свои голубые тени на искрящиеся бриллианты.
Это украшение прикалывали на платье в качестве миниатюрной вазочки, в которую вставляли маленький букетик живых цветов.
Редкой красоты камень во время своего визита в Россию преподнес Екатерине II король Швеции Густав III в 1777 году. Долгое время считали, что это рубин. Очень необычна его гравировка в виде виноградной грозди.
Парюра «Бант-склаваж» императрицы Екатерины II
Склаваж – это небольшое ожерелье, которое носили на широкой ленте из кружева или бархота. Хотя на самом деле ожерелье довольно массивное, но выглядит очень легким, ажурным.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Сокровища алмазного фонда России
На выставке «Алмазный фонд», открытой в 1967 году на территории Московского Кремля, являющейся структурным подразделением Гохрана России, экспонируются ценности Алмазного фонда Российской Федерации, представляющие собой собрание уникальных самородков драгоценных металлов и драгоценных камней, имеющих историческое и художественное значение, а также собрание уникальных ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Коллекция, которая, несомненно, относится к числу наиболее значимых и крупных собраний в мире, составляет самую известную часть сокровищницы Госфонда.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ АЛМАЗНОГО ФОНД А
Первая половина XVIII века
Уникальное собрание шедевров ювелирного искусства XVIII-XX вв., драгоценных камней, орденских знаков, самородков золота и платины тесно связаны с историей Российского государства.
Официальное формирование коллекции началось в первой половине XVIII столетия, когда император Петр I решил создать Государственное хранилище коронных ценностей. В 1719 г. было организовано специальное ведомство Камер-коллегия, которое в своем Регламенте (уставе) точно перечислило существовавшие тогда регалии и установило порядок их хранения.
Мысль Петра I о символах власти, имеющих государственное значение, была позднее распространена и на другие ценности. Устав и штат камерального отделения, ведавшего коронными бриллиантами, менялся с каждым правлением.
Среди сокровищ Алмазного фонда, давших мировую известность собранию, находится особая группа предметов, которые использовались в коронациях и других особо торжественных случаях и были призваны воплощать величие и богатство империи. В коллекции Алмазного фонда хранятся две императорские короны – Большая и Малая, скипетр, держава, пряжка-аграф, большая цепь и звезда ордена Святого апостола Андрея Первозванного, с которыми Вы можете ознакомиться, посетив выставку.
Для коронации Императрицы Екатерины II в 1762 году была создана Большая Императорская корона придворным ювелиром Георгом Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье всего за два месяца. Корону Российской империи украшают 4936 бриллиантов общей массой 2858 каратов и 75 индийских крупных матовых жемчужин, и самый известный из драгоценных камней короны – шпинель массой 398,72 карата. Корона поражает совершенством исполнения и красотой.
СЕРЕДИНА XVIII ВЕКА
На выставке представлены украшения середины XVIII века, созданные в годы правления императрицы Елизаветы Петровны. Это время явилось важным этапом в формировании коллекции Алмазного фонда. Ювелирные изделия середины XVIII века отличают жизнерадостный колорит, прихотливость асиметрично составленных композиций и виртуозное мастерство исполнения.
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII ВЕКА
Господствующее положение в ювелирном искусстве этого времени занял бриллиант. Украшения второй половины XVIII века отличает стремление ювелиров использовать в своих работах лишь светлые камни, оправленные в неизменное серебро, чтобы сохранить их бесцветность и чистоту. Предпочтение, отдаваемое белым бриллиантам, объяснялось тем, помимо изменчивой моды, что мастера уже в совершенстве владели техникой огранки и могли подчеркнуть красоту алмаза. Не случайно этот период в истории русского ювелирного искусства принято называть «веком бриллианта».
Любопытен своим назначением портбукет, выполненный около 1770 года из золотых, покрытых зеленой эмалью стеблей, с большим изяществом перевитый бриллиантовой лентой, завязанной наверху мягким бантом со свободно свисающими концами. Полый внутри, он служил миниатюрной вазочкой для живых цветов, и, наполненный водой, прикалывался к корсажу парадного платья при помощи специальной шпильки.
ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XIX ВЕКА
В собрании Алмазного фонда хранится диадема-кокошник, принадлежавшая императрице Марии Федоровне, супруге императора Павла I. Это украшение имеет характерную для стиля ампир форму треугольника, образованного бриллиантами разных форм, огранок и размеров. Бриолеты, удлиненные камни в форме слезы, закреплены подвижно. При малейшем повороте головы они вздрагивали и мерцали. Центральный камень композиции – редчайший по цвету нежно-розовый бриллиант в 13,35 карата.
Кроме знаменитой коллекции семи исторических камней, в собрании Алмазного фонда хранится еще ряд необыкновенных драгоценных камней.
Среди редкостей Алмазного фонда можно выделить турмалин, имеющий форму ягоды или виноградной грозди. Родиной камня, по предположению ученых, была Бирма. Цвет и необычную форму турмалина оттеняют зеленые эмалевые листочки на золотом фоне. Масса самоцвета 260,86 карата, а размер 4x 2,7 x 2,3 см. Этот камень хранился в сокровищнице короля Богемии Рудольфа II, который получил его в наследство от своей сестры, вдовы французского короля Карла IX. Во время войны со шведами в 1648 году самоцвет был захвачен в Праге и вывезен в Скандинавию, где передан королеве Кристине. После смерти королевы камень был отвезен в Стокгольм. А в 1777 году шведский король Густав III преподнес турмалин в подарок Екатерине II при посещении Петербурга.
Во всем мире существует традиция присваивать индивидуальные названия ювелирным алмазам, масса которых более 20 каратов. Существует такая традиция и в России. Камни получают свои названия, как правило, в честь каких-либо исторических событий, юбилейных дат, совпадающих по времени с находками, им присваивают имена известных людей.
Коллекция крупных именных алмазов ювелирного качества Алмазного фонда уникальна и представляет огромную научную ценность. Крупные камни ценны как экземпляры редких природных образований, изучение которых может пролить свет и на условия их происхождения.
Крупнейший алмаз собрания массой 342, 57 карата был найден в 1980 году в кимберлитовой трубке «Мир» и получил название «XXVIсъезд КПСС» в честь съезда, который прошел в 1981 году.
В коллекцию Алмазного фонда входит уникальное собрание золотых и платиновых самородков. Хранящиеся в коллекции Фонда сто один самородок золота из разных месторождений России представляют огромный научный интерес и материальную ценность.
Самородки благородных металлов редко сохраняют в целости, чаще всего в недельный срок с момента нахождения они отправляются на переплавку.
Из самородков необычной формы выделяют одногорбый «Верблюд» весом 9 кг 300 грамм, найденный на Колымском месторождении в 1947 году.
Представленные на выставке знаки орденов Российской империи выполнялись специально для награждения членов императорского дома. Как и все изделия из собрания коронных бриллиантов, они использовались в самых значимых церемониях и отличаются от всех аналогичных орденов государства обилием золота, серебра, редких драгоценных камней, бриллиантов и особой тщательностью исполнения.
РАБОТЫ МАСТЕРОВ XX-XXI ВЕКОВ
Брошь «Роза», Москва, 1970
Автор В. Николаев; ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин.
Платина, золото, 1466 бриллиантов.
Непревзойденный шедевр «Алмазного фонда». В практически не видимой платиновой оправе закреплены почти полторы тысячи мельчайших бриллиантов. Цветок розы прикреплен к стеблю при помощи скрытой пружинки-трясульки, и при малейшем движении воздуха роза вспыхивает мириадами бриллиантовых искр.
Брошь-бандо «Цветочная фантазия», Москва, 1991 год
Авторы: В. Ситников, В. Жилин; ювелиры В. Жилин, Г. Алексахин
Платина, золото, бриллианты, рубины, жемчуг.
Брошь представляет собой пышную цветочную гирлянду из бриллиантовых и рубиновых цветов, состоящую из нескольких подвижно скрепленных между собой частей. Части гирлянды можно носить отдельно, используя их в качестве брошей, подвесок, а центральную часть – как колье.
Колье «Юбилейное», Москва, 1981
Автор В. Ситников; ювелиры В. Жилин, Г. Алексахин
Платина, золото, бриллианты, рубины.
Колье «Юбилейное» посвящено 35-й годовщине Победы. Бриллианты и рубины составляют разновеликие розетки, соединенные подвижными звеньями и заканчивающимися каплевидными бриллиантовыми подвесками. Золотые вставки, добавленные к платиновой оправе, подчеркивают насыщенный красный цвет рубинов.
Ожерелье, Москва, 1993
Автор В. Ситников; ювелиры Б. Иванов, Г. Алексахин.
Платина, золото, бриллианты (бриолет 32,27 карата)
В классическом стиле создано ожерелье из миндалевидных золотых и платиновых бусин, украшенных продольными полосками мелких бриллиантов. Сегменты колье образуют обруч, из центра которого отходит гладкий золотой с бриллиантами стержень с подвижно закрепленным великолепным каплевидным бриллиантом теплого золотистого цвета массой 32,27 карата.
«Пластрон», Москва, 1985
Автор В. Николаев; ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин
Платина, золото, бриллианты, изумруды.
Оригинальное нагрудное украшение – пластрон – реплика произведения ювелирной фирмы К. Фаберже XIX в. Современные ювелиры в точности воспроизвели старинное украшение. Пластрон состоит из пяти подвижно закрепленных бантов, центром каждого из которых является кабошон уральского изумруда глубокого сочного тона.
Диадема «Русская красавица», Москва, 1987
Автор В. Николаев; ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин.
Платина, золото, серебро, бриллианты, 25 культивированных жемчужин.
Прообразом диадемы «Русская красавица» явилась тиара К.Болина 1841 г. Повторив, в основном, рисунок украшения, автор создал совершенное, новое произведение. Оправа выполнена из благородной платины, прекрасно гармонирующей со сверкающими бриллиантами и матово-мерцающими жемчужинами.
Гарнитур «Весна», Москва, 1974
Мастер В. Николаев; ювелиры Г. Алексахин, В. Николаев.
Платина, золото, бриллианты, изумруды.
Обращением к русским национальным традициям является колье «Весна». Главный смысловой акцент – уральские изумруды чистого глубокого тона. Самый крупный изумруд массой 12,83 карата помещен в центр колье. Форма оплечья, украшенного 209 изумрудами, восходит к мотивам древнерусского костюма и широко используется современными художниками-ювелирами. Цветочный орнамент, выложенный бриллиантами, подчеркивает насыщенный колорит изумрудов.
Кликнув на это изображение, вы сможете осуществить виртуальный тур по экспозиции Алмазного фонда России
Алмазный фонд Московского Кремля
» class=»wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_1847″>
Алмазный фонд – уникальная выставка бесценных экспонатов, расположенная в границах территории Московского Кремля. На экспозиции представлены шедевры ювелирного ремесла XVIII-XX веков, единственные в своем роде экземпляры драгоценных камней и образцы драгметаллов. Каждый обитатель выставки имеет художественное, материальное, но в первую очередь историческое значение. Экспозиция начала свою работу в 1967 году в Оружейной палате, но первые коллекционные предметы были собраны еще Петром I. Сейчас двери выставки открыты для визитов всех желающих согласно установленному режиму посещений.
История
Корни создания Алмазного фонда уходят во времена правления Петра Великого, когда на основании указа от 1719 года начала работу государственная организация, отвечающая за сохранность императорских драгоценностей и монарших реликвий. Камер-коллегия обладала полным списком орденов, всевозможных украшений, подарков царским особам, государственных регалий. Здесь же был описан порядок их хранения в Санкт-Петербурге.
По сути, своим указом Петр I признал и юридически определил казначейство или, иными словами, Императорскую Рентерию, как хранилище наиболее значимых ценностей императорского двора, принадлежащих многим поколениям царских семей. Во время правления каждого последующего монарха казна постоянно обогащалась, но более существенным был вклад Елизаветы и Екатерины II. Во временя их властвования, русский двор отличался удивительной роскошью и считался одним из самых пышных в Европе.
В частности, при Екатерине II сокровищница пополнилась уникальными образцами самоцветов и драгоценных камней, а также важнейшими символами власти. В 1764 году в бывшей опочивальне императрицы для сохранности достояния была построена отдельная палата, получившая имя «Бриллиантовая комната», где и обитали долгое время бесценные экспонаты.
В начале Первой мировой войны содержимое сокровищницы было спешно транспортировано в Москву и размещено в Оружейной палате Кремля. Немного позднее была произведена полная опись имеющихся в коллекции предметов, подтверждена их ценность и величайшее культурное значение. В 1924 году казна была обозначена как Алмазный фонд страны и передана под опеку Государственного хранилища ценностей.
Первая половина XVIII века
В 1719 году император Петр Великий издал указ о создании Бриллиантовой комнаты. Здесь должны были содержаться драгоценности, принадлежащие императорской короне. Созданная специально Камер-коллегия провела инвентаризацию уже имеющихся ценностей – символов царской власти – и определила порядок и место хранения. Чуть позже эти требования распространились и на остальные монаршие драгоценности. Каждое последующее правление вносило корректировки в составленные правила.
Вторая половина XVIII-XIX век
Для хранения коронных драгоценностей выделялась специальное помещение. Обычно это была спальня императора или императрицы. Такое помещение стало называться Бриллиантовой или Алмазной комнатой. Во времена женского правления коронные драгоценности стали особенно дорогими и изысканными. Опочивальня Екатерины Великой стала самым дорогим личным кабинетом в истории Российской империи. Для создания интерьера, соответствующего драгоценностям, пригласили знаменитого архитектора Фельтена.
Первая половина XX века
В начале ХХ века фронт оказался довольно близко от столицы империи. Поэтому было принято решение об эвакуации Алмазной комнаты в Москву. Несмотря на спешность, мероприятие проводилось с особой аккуратностью и вниманием к раритетам. Была даже сохранена опись 1898 года, впоследствии послужившая основой для дальнейших исследований.
В это время к коронным ценностям добавились документы:
Ценности переехали в Оружейную палату (в коронный зал) Кремля.
Вторая половина XX века – начало XXI века
До 1967 года коронные ценности не выставлялись для публики. Только в ноябре 1967 года к юбилею революции правительство приняло решение об организации временной экспозиции. Ее показали гостям, приехавшим в Москву на торжества. Предполагалось, что раритеты будут выставляться год, а затем вернутся на постоянное хранение. Но за короткое время выставка стала очень популярна. Поэтому правительство решило организовать постоянную экспозицию.
К этому времени коллекция Гохрана получила новые единицы хранения:
Наряду с коронными драгоценностями публике для осмотра доступна уникальная Минералогическая коллекция, которую собрала Екатерина Великая.
Алмазный фонд сегодня
Двери залов были открыты в 1967 году. И хотя изначально показ экспонатов предполагал временный характер, событие стало крупнейшим явлением в культурной жизни не только страны, но и всего мира. Поэтому Постановлением правительства было решено преобразовать экспозицию в действующую регулярно выставку, открытую для посещения всех желающих.
Сегодня уникальная экспозиция расположена в двух помещениях. В первом можно увидеть следующие экспонаты:
Во втором зале расположены экспонаты преимущественно исторического значения, включая символы власти и прочие реликвии. Здесь же можно найти работы мастеров ювелирного дела XVIII – XIX века.
Собрание выставки
Коллекция – собрание уникальных предметов, которые имеют не только материальную, научную и художественную, но и историческую ценность.
Здесь можно увидеть:
Фонд – часть Гохрана. Это не только интересная выставка. Здесь ведется исследовательская работа. Поэтому экскурсии, проводимые сотрудниками, чрезвычайно интересны.
Коронационные регалии
Коронационные регалии – раритеты, которые, в свое время, показывали богатство и значимость империи. Их знают во всем мире. В коллекции хранятся:
Эти предметы можно увидеть во время посещения экспозиции.
Середина XVIII века
Специалисты без труда отличают произведения ювелиров этого исторического периода. Изделия передают радость и свет, им свойственны асимметрия и тщательное выполнение. Жемчужина выставки – букет императрицы Елизаветы Петровны. Это цветы из драгоценных металлов и камней – ирисы, незабудки, нарциссы и шиповник.
Стебли столь тонкие, что при малейшем движении дрожат и склоняются, как и в букете из живых цветов. Для того, чтобы наполнить изделие цветом, мастер под каждый бриллиант подложил тонкие листы яркой фольги.
У бутон ириса вставлен бледно-сиреневый бриллиант. Это редкий природный минерал. Его масса почти 16 каратов.
Вторая половина XVIII века
В это время мастерство ювелиров достигло апогея. Они умело обращались с огранкой, подчеркивали природную красоту драгоценный камней и игру света. Историки называют вторую половину 18 века веком бриллианта. Гости не проходят мимо портбукета. Он выполнен из золота с напылением эмали зеленого цвета.
Роль нитки выполняет пояс бриллиантов. Пояс так изящен, что создается иллюзия мягкой ткани. Вся композиция предназначена для ношения живых цветов. Внутренняя полость заполнялась водой, которая питала настоящие растения. Портбукет снабжен застежкой, которая надежно удерживала изделие на вечернем туалете.
Первая треть XIX века
В этот период в Российской империи вошли в моду диадемы. Они имели треугольную форму, будто повторяя традиционный кокошник. Именно в это время стали популярны изделия домов Бушерон и Картье. Традиции сохранились до начала ХХ века. Они настолько вошли в жизнь высшего общества страны, что получили название русские тиары.
В экспозиции выделяется диадема Марии Федоровны, жены императора Павла Петровича. Тиара полностью соответствует русскому треугольному кокошнику. Алмазы имеют форму капли, они подвижны. Когда императрица поворачивала голову, бриллианты мерцали ярким светом. Главная особенность изделия – розовый алмаз. Его масса более 13 каратов. Драгоценный камень расположен в самом центре тиары.
Исторические камни
Выставка представляет 7 бриллиантов, которые известны всему миру. Среди них 4 самоцвета и 3 алмаза. Самый популярный экспонат – бриллиант Орлов, венчающий коронационную драгоценность – скипетр, выполненный для императрицы Екатерины.
Второй по популярности раритет – редчайший изумруд короны Великой княгини, жены Великого князя Константина. Он имеет смешанный зелено-голубой цвет. Изумруд вставлен в брошь. Он окружен гирляндой листьев винограда с бриллиантовыми вставками. Предположительно, драгоценный камень был найден в Колумбии в 15-16 веке. В Европу он был перевезен конкистадорами.
Самоцветы
Собрание фонда имеет богатую экспозицию самоцветов. Минералы могут похвастаться не только уникальностью и изяществом, но и сложной историей. Малиновый турмалин, похожий на гроздь винограда, последовательно принадлежал разным королевским домам. Исследователи предполагают, что родина раритета – Бирма. Затем начались путешествия минерала:
Алмазы
Широко известно правило присваивать собственные имена найденным минералам, чья масса более 20 каратов. Обычно алмазы получают названия в честь какой-нибудь исторической даты, памятного события или имени знаменитого человека. Собрание имеет не только материальную, но и художественную ценность.
Найденные на территории России в разное время минералы позволяют ученым максимально точно установить условия их образования. Интересен алмаз ХХVI съезд КПСС, который нашли в 1980 году в открытой кимберлитовой трубке Мир. Раритет назвали в честь будущего ХХV1 съезда Коммунистической партии Советского Союза.
Ордена
В царской России особым почетом пользовались ордена, которыми награждали членов императорской фамилии. Над изделиями работали самые лучшие ювелиры, в работу брали уникальные драгоценности и чистейшие металлы. Поэтому такие ордена значительно отличаются от аналогичных. Наиболее известным среди артефактов является орден Святого Апостола Андрея Первозванного.
Награду учредил Петр Великий, и до самого октябрьского переворота она имела высшее достоинство. Апостол Андрей первым пришел в земли, на которых жили предки россиян, с крестом. Его изображение помещено на гербе Российской империи. Орден Андрея Первозванного стал не только высшей наградой, но и одним из символов власти династии Романовых.
Самородки
С ХIХ века Россия – крупнейшая страна в области золотодобычи. Но найденные самородки редко сохраняются в неизменном виде: их отправляют в плавильню. Исключение составляют крупнейшие: они пополняют собрание раритетов.
Но важно понимать: самородки имеют не только материальную, но и научную ценность. Сотрудники фонда изучают их состав, делают выводы о ценности того или иного месторождения. В их распоряжении находится 101 экспонат. Посетителей привлекает самородок Верблюд. Его масса более 9 кг. Он действительно напоминает одногорбого верблюда. Раритет обнаружен на Колыме в 40-е годы прошлого века.
Главные экспонаты
В перечень основных и наиболее впечатляющих экспонатов Алмазного фонда включены коронационные регалии:
Помимо символов власти отдельного внимания заслуживают семь камней, чье историческое значение не подвергается сомнению. В перечень входят:
Уже в наши дни коллекция фонда пополнилась алмазами, найденными на якутских рудниках. Основными из них считаются алмаз «Великий почин», «Большая медведица», «Прогресс», «50 лет СССР» и другие.
Интересные факты
Во времена Петра Великого тоже соблюдались меры безопасности. Открыть рентерию (комнату для хранения коронных ценностей) могли только по указанию императора. Одновременно должны были присутствовать 3 человека: рентмейстер, камер-советник и камер-президент.
Первая инвентаризация была проведена во времена Екатерины Великой. Коронные ценности описали, измерили и внесли в реестр.
Алмазная комната была частью личных покоев монарших особ. Николай 1 перевел ее в разряд служебных помещений.
После октябрьского переворота коронные ценности по приказу Ленина передали в Гохран. Для инвентаризации использовали опись 1898 года.
В 1922 году в Гохране работала специальная комиссия. Ценности описали заново. Некоторые объявили неважными для государства. Начались хищения и бездарная распродажа раритетов. Только в 1936 году по приказу Сталина прекратились варварские действия.
Экскурсии
Посетить экспозицию можно только в составе организованной группы численностью 20 человек. Продолжительность мероприятия – 45 минут. За это время опытный гид проведет по залам, расскажет о реликвиях, находящихся на хранении. Самостоятельно изучить выставку для граждан России невозможно.
Правила посещения
Посетители, пришедшие ознакомиться с экспозицией, обязаны соблюдать установленные администрацией правила:
Граждане, пренебрегающие установленными правилами, подлежат удалению с территории экспозиции.
Билеты рекомендуется приобретать в кассах Московского Кремля. Администрация не гарантирует посещение выставки по билетам, купленным на сторонних площадках.
Как добраться
Экспозиция находится на территории Московского Кремля. Добраться сюда можно пешком от станций метрополитена «Боровицкая», «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина». Вход в Кремль через Боровицкие ворота. На выставку не допускаются дети младше 6 лет. Здесь запрещена фото и видеосъемка. Также рекомендовано выключать мобильные телефоны перед началом экскурсии.
Часы работы выставки – с 10.00 до 17.20, кроме четверга. Сеансы проводятся с интервалом в 20 минут. С 13.00 до 14.00 перерыв на обед. Стоимость билетов 500 рублей. Для школьников, студентов и пенсионеров, при предъявлении подтверждающих документов, – 100 рублей.
Выставка «Алмазный фонд» поистине считается сокровищницей России. Здесь представлены уникальные и поражающие великолепием ювелирные изделия, драгоценные камни, царские регалии, собранные во времена власти российских монархов, начиная с Петра Великого. Экспозиция продолжает увеличиваться по сей день, пополняясь работами ювелиров-современников и уникальными камнями, добытыми на территории страны.