что относится к деловой информации
Коммерческая информация: способы распостранения и особенности
Коммерческая информация представляет собой совокупность сведений и данных о деятельности предприятия, его организационной структуре, внешних и внутренних связях, технологиях производства и ассортименте выпускаемой продукции, а также прочих моментах, касающихся его деятельности.
Что относится к коммерческой информации
Без планомерного и регулярного обеспечения организации разного рода данными станет невозможной его работа. Коммерческой информацией называют следующие сведения:
Основные составляющие
Можно выделить следующие составляющие коммерческой информации:
Распространение коммерческой информации
Информация в коммерческой деятельности может распространяться двумя основными путями:
Важно понимать, что в состав коммерческой информации входят как данные, находящиеся в общем доступе, так и закрытые. К первым можно отнести контактные данные организации, имена ее руководителей, направления производственной и прочих видов деятельности, а также сведения о некоторых активах. Что касается закрытых данных, то они определяются организационной формой предприятия (это может быть информация о кредитах, партнерских соглашениях, технологиях производства и так далее) и не подлежат распространению.
Виды коммерческой информации
Информация коммерческой организации подразделяется на несколько разновидностей:
Роль коммерческой информации
Источники получения коммерческой информации
Коммерческая информация может быть получена из следующих источников:
Классификация коммерческой информации
Стоит отметить, что коммерческая информация достаточно неоднородна. В связи с этим была разработана следующая классификация:
Коммерческая информация и коммерческая тайна
Существует отдельная категория данных, которые не подлежат распространению, а могут использоваться только ограниченным кругом сотрудников предприятия. Речь идет о такой категории, как конфиденциальная коммерческая информация. Это задокументированные сведения, доступ к которым ограничен не только внутренним уставом фирмы, но также и законодательными нормами.
Стоит отметить, что нельзя отождествлять такие понятия, как коммерческая информация и коммерческая тайна. Последняя охраняется нормативно-правовыми актами. Можно сказать, что государственное законодательство дает предпринимателю право засекретить ряд сведений о деятельности своей организации. Это связано с тем, что обнародование некоторых данных может нанести серьезный материальный ущерб. Таким образом, можно говорить о том, что коммерческая тайна несет определенную ценность и выгоду предпринимателю до тех пор, пока она неизвестна третьим лицам. При этом их сокрытие не должно наносить вред обществу.
Информация, составляющая коммерческую тайну
К коммерческой тайне можно отнести следующие категории данных:
Что не может быть коммерческой тайной
Следующая коммерческая информация предприятии не может быть засекречена:
Защита коммерческой информации
Для того чтобы не допустить распространения конфиденциальных данных, на предприятиях применяются определенные средства. Коммерческой информации может быть обеспечена следующая защита:
Недобросовестные методы получения коммерческой информации
Свод данных о внутренней и внешней среде предприятия является коммерческой информацией. Ряд предприятий может попытаться добыть ее недобросовестными методами:
Выводы
Использование коммерческой информации во многом обусловливает эффективное функционирование фирмы. Это полная совокупность сведений о деятельности предприятия, которую используют руководителя для принятия управленческих решений, а также внешние пользователи с целью знакомства с организацией.
Стоит отметить, что коммерческая информация может быть как открытой (доступной всем без исключения), так и закрытой (которой может пользоваться только определенный круг лиц). При этом законодательство четко регулирует перечень данных, которые не могут быть засекречены. Что же касается сокрытие тех или иных фактов, то оно не должно наносить ущерба обществу.
С целью защиты коммерческой информации в организации предпринимаются определенные меры. Так, ограничивается круг лиц, которые имеют доступ к ней, а также подписывается договор с сотрудниками о недопустимости разглашения. За обнародование конфиденциальных данных вводится ответственность. Автоматизация системы защиты информации при помощи современных компьютерных технологий находится в приоритете. Тем не менее руководство также должно лично осуществлять контроль данного вопроса.
Что относится к деловой информации
1. Деловая информация в производственном и финансовом менеджменте.
2. Требования к деловой информации и ее источники.
3. Обработка деловой информации для целей экономического анализа.
1. Деловая информация существует в виде различных показателей и их систем, характеризующих определенные направления деятельности предприятия, развития региона, отрасли, страны в целом. Деловая информация может быть представлена в устной, письменной, графической и знаковой формах. Деловая информация подразделяется прежде всего на внешнюю (поступающую от объектов внешней среды анализируемого объекта) и внутреннюю (возникающую на самом объекте анализа). И та и другая информация может быть формальной и неформальной. Неформальная поступает от неофициальных лиц и источников, формальная содержится в учетных и отчетных данных.
Основные виды деловой информации, используемой в экономическом анализе – техническая, технологическая, экономическая, социальная, правовая. Каждый из этих видов в свою очередь делится на более мелкие подразделения. Например, в экономическую информацию может входить финансовая, ценовая, затратная и др.
Деловая информация – основа любого анализа, начинающегося с ее сбора и обработки. Макроанализ использует, как правило, все виды информации в масштабе страны, отрасли, региона, но может включать в свои исследования информацию по более мелким объектам. Информация в микроанализе не может ограничиваться только внутрипроизводственной, необходимо применение информации, используемой в макроанализе.
Результаты макро- и микроанализа служат обоснованием управленческих решений на соответствующем уровне, отсюда можно судить о важности роли деловой информации в любом виде менеджмента.
Деловая информация необходима для принятия решений, причем как на этапе формулирования решения, так и на этапе проверки его правильности (см. схему 2).
Схема 2. Деловая информация в принятии управленческих решений
2. Деловая информация, на которой основывается производственный и финансовый менеджмент, должна соответствовать определенным требованиям. К ним относятся: аналитичность информации, объективность, единство, оперативность, рациональность.
Аналитичность информации означает, что информация, независимо от источников поступления, должна соответствовать потребностям анализа. Деловая информация должна объективно отражать исследуемые явления и объекты. Единство информации, поступающей с разных потоков, означает устранение обособленности и дублирования различных источников информации.
Оперативность информации означает, что информация должна поступать к аналитику как можно быстрее.
Рациональность информации требует минимума затрат на сбор, хранение и использование данных. Вместе с тем информация должна максимально полно обеспечивать запросы анализа и управления. Таким образом, возникает понятие полезной и бесполезной информации, а отсюда – устранение излишних информационных потоков и введение нужных.
Источники данных для экономического анализа делятся на плановые, учетные и внеучетные (неформальные). При этом анализ не ограничивается только экономическими данными, а широко использует техническую, технологическую и другую информацию.
К плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии, а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания.
Источники информации учетного характера – это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация. Сюда же относятся машинные источники информации: данные, которые содержатся в оперативной памяти ПЭВМ, на дискетах и в разнообразных машинограммах.
К внеучетным источникам информации относятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность, а также не относящиеся к перечисленным ранее, а именно:
· официальные документы, которыми обязано пользоваться предприятие в своей деятельности: законы, указы президента, постановления правительства, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей предприятия;
· хозяйственно-правовые документы: договоры, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации;
· решения общих собраний коллектива акционеров, пайщиков и т.д.;
· торговые и профессиональные журналы, информационные бюллетени, справочники, общие газеты и журналы, рекламные проспекты;
· техническая и технологическая документация;
· материалы специальных исследований рынка и производства;
· устная информация, которая получена от работников своего предприятия, потребителей, поставщиков, конкурентов, на различного рода деловых встречах и совещаниях, от консультантов, из радио- и телепередач;
Потоки деловой информации пронизывают предприятие. Среди них можно выделить потоки от внутренней и внешней его среды. Внутренняя среда обусловливает следующие потоки:
· от производства (каждая структурная единица – цех, служба, стратегическая хозяйственная единица, бизнес-единица – поставляет массу технической, технологической, экономической и другой информации);
· системы жизнеобеспечения предприятия;
При этом каждый из этих потоков имеет практически прямую и обратную связь со всеми остальными.
Информационные потоки внешней среды воздействуют на предприятие в целом и его отдельные службы. Это потоки:
Каждый из этих потоков связан также с внутренними потоками информации, исходящими от подразделений предприятия.
Таким образом, информационные потоки обрушивают на предприятие лавину фактов хозяйственной жизни. В результате руководители страдают от избытка не относящейся к делу информации. Поэтому необходимо отделять неуместную информацию, что и происходит в ходе экономического анализа путем ее соответствующей обработки. Обработанная информация должна содержать данные, касающиеся только конкретной проблемы, человека, цели и периода времени. Такая информация и будет основой управленческих решений и должна быть по возможности исчерпывающе точной и оптимально объемной.
3. Обработанная информация о фактах хозяйственной жизни может сообщаться в текстовой форме, таблицах и графиках. В экономическом анализе следует отдавать предпочтение табличной и графической формам (особенно в оперативном анализе) или их сочетанию. Текстовая форма более уместна в анализе исследований за длительные периоды. Однако предприятия, широко используя табличную форму, предпочитают сопровождать ее текстовой в виде объяснительных записок, справок и заключений. Графической форме уделяют мало внимания, применяя в основном иллюстративные, а не аналитические графики.
Аналитические графики, в отличие от иллюстративных, постоянно пополняются новыми данными и являются эффективно действующим инструментом аналитической работы. Аналитические графики чаще всего представляют собой хронограммы и номограммы, по которым можно производить сопоставление и расчеты показателей, зачастую за каждые сутки. В отличие от табличного материала график дает обобщающий рисунок положения или развития изучаемого явления (историю развития), позволяет зрительно заметить те закономерности, которые содержит числовая информация. На графике более выразительно проявляются тенденции и связи изучаемых явлений. Построение графиков требует определенных художественных способностей (выбор масштаба, композиции, цвета), что иногда затрудняет их применение.
Табличные формы сообщения хозяйственных фактов весьма разно- образны – от крошечных до занимающих обширную площадь таблиц. Следует заметить, что хорошо читаемой таблицей является таблица, содержащая не более 10–12 граф и 25–30 строк. Деловая информация для целей анализа обрабатывается различными способами. Каждая таблица – результат того или иного метода бизнес-анализа, от самых простых до чрезвычайно сложных. Часто небольшая по размерам таблица является итогом большого количества расчетных операций и группировок и синтеза первоначальных данных.
В основе методов обработки деловой информации лежат как чисто арифметические приемы, так и арсенал высшей математики. Постоянно возрастает роль электронно-вычислительной техники в обработке деловой информации и особенно роль ПЭВМ.
Аналитическая таблица представляет собой систему мыслей, суждений, выраженных языком цифр. Она значительно выразительнее и нагляднее словесного текста. Показатели в ней располагаются в более логичной и последовательной форме, занимают меньше места по сравнению с текстовым изложением, и познавательный элемент достигается значительно быстрее. Табличный материал дает возможность охватить аналитические данные в целом как единую систему. С помощью таблиц значительно легче прослеживаются связи между изучаемыми показателями.
Внешне аналитическая таблица состоит из общего заголовка, системы горизонтальных строк (подлежащего) и вертикальных граф (сказуемого). Подлежащее показывает, о чем идет речь, содержит перечень показателей, характеризующих явление. Сказуемое указывает, какими признаками характеризуется подлежащее. Каждая таблица должна иметь заголовок, который кратко выражает ее содержание. Заголовок должен быть точным, кратким и выразительным.
Графы, содержащие подлежащее, нумеруются заглавными буквами алфавита или оставляются без номера, а графы, содержащие сказуемое, – арабскими цифрами. В необходимых случаях в графах или у каждой строки надо указывать единицу измерения показателя. Если все элементы таблицы выражены в одинаковых единицах измерения, то эту единицу, как правило, выносят в заголовок таблицы.
По аналитическому содержанию различают таблицы, отражающие:
· характеристику изучаемого объекта по тем или иным признакам;
· порядок расчета показателей;
· динамику изучаемых показателей;
· структурные изменения в составе показателей;
· взаимосвязь показателей по различным признакам;
· результаты расчета влияния факторов на уровень исследуемого показателя;
· методику подсчета резервов;
· сводные результаты анализа.
Перед обработкой информация проверяется на доброкачественность и достоверность, а также приводится в сопоставимый вид. Аналитическая обработка информации часто проводится с точностью до целых чисел или десятых долей числа, но этот прием подходит далеко не во всех случаях. Часто приходится делать расчеты и с точностью до пяти знаков после запятой.
Обработанная деловая информация служит основой для отчетности предприятия, составляемой по предприятию в целом и его отдельным подразделениям. Обычно отчетность составляется ежемесячно, ежеквартально, ежегодно. Кроме обязательной общегосударственной отчетности предприятие может вести свою внутреннюю отчетность особенно при значительном развитии оперативного анализа.
Деловая информация
Научно-техническая информация содержит: сведения о конструкциях машин и оборудования; схемы; материалы, которые используются; рецептуры; методы и способы производства (особенно о новых изделиях, которые разрабатываются); новые технологии, направления модернизации известных технологий, процессов и оборудования; программное обеспечение ПК.
Деловая информация содержит:
— сведения о финансовой стороне деятельности предприятия, кроме финансовых отчетов (состояние расчетов с клиентами, задолженность, кредиты и др.);
— сведения о размере прибыли, себестоимости производимой продукции;
— планы развития предприятия (тактические и стратегические);
— планы и объемы реализаций продукции (планы маркетинга, данные о характере и объеме торговых операций, об уровнях цен, наличии товаров);
— анализ конкурентоспособности выработанной продукции, эффективность экспорта и импорта, время выхода на рынок, что предлагается;
— планы рекламной деятельности;
— списки торговых и других клиентов, представителей, посредников, конкурентов, ведомости о взаимоотношении с ними их финансовое положение, проведенных операциях и объемах, условиях действующих и новых контрактов и др.
Перечень и объем сведений, которые составляют коммерческую тайну предприятия, сроки конфиденциальности, порядок защиты и доступа к конфиденциальной информации, а также правила ее использования определяются руководителем организации. Руководитель может привлечь для проведения этой работы аналитиков специалистов.
Основная цель защиты конфиденциальной информации заключается в том, чтобы, как говорят профессионалы, предотвратить распространение ее к конкурентам. В некоторых случаях требуется защита и «чужих» коммерческих секретов, которые могут быть доверены предприятию другими лицами, организациями. Отсутствие такой защиты может оставить предприятие без выгодных партнеров, клиентов.
Обеспечение защиты коммерческой тайны содержит:
— установление правил отнесения информации к коммерческой тайне;
— разработку и доведение до лиц, допущенных к сведениям, которые составляют коммерческую тайну, инструкций за соблюдением режима конфиденциальности;
— ограничение доступа к носителям информации, которые вмещают коммерческую тайну;
— использование организационных, технических и других средств конфиденциальной информации;
— осуществление контроля за соблюдением установленного режима охраны коммерческой тайны.
Как и все сотрудники фирмы, менеджер должен при вступлении на работу подписать обязанность о неразглашении коммерческой тайны (об ответственности за ее сохранение).
В этом документе основными являются следующие обязанности:
1) не разглашать сведений, которые составляют коммерческую тайну, которые будут доказаны станут ли известны при выполнении служебных долгов, в том числе, на протяжении определенного срока после освобождения из фирмы;
2) придерживаться доведенных до сотрудника требований по защите коммерческой тайны;
3) не использовать сведения, которые составляют коммерческую тайну без ведома на это ее владельца;
4) не иметь никаких обязанностей перед другими лицами и предприятиями.
За информированностью менеджеры большинства предприятий есть вторые лица после руководителя. Менеджер имеет доступ к самым многообразным источникам информации. Он может ее получать:
— организовывая разные парады, приемы, переговоры;
— принимая и обрабатывая корреспонденцию;
— составляя и контролируя выполнение документов;
— проводя телефонные переговоры;
— принимая посетителей и др.
Менеджер является основной фигурой для лиц, которые добывают многообразную информацию. Потому ему необходимо проявлять умную осмотрительность в разговорах с потенциальными партнерами или клиентами, для которых любая информация может стать важной.
Менеджер часто должен отвечать нарезные вопросы. Нужно все время четко проводить границу: обычные, рядовые вопросы и вопросы «скользящие», ответы на которые раскрывают конфиденциальные стороны работы фирмы. В этом случае нужно спросить себя: «Имеет ли право собеседник знать данную информацию? Необходима ли она ему в работе?». На «скользящие» вопросы ответа должны быть уклончивые. Хотя за рекомендациями японских специалистов, самый умный ответ на подобный вопрос — «не знаю», а за деловой этикой такой ответ для менеджеров нежелательная. Можно также порекомендовать собеседнику обратиться с этим вопросом к руководителю фирмы.
В большинстве конфиденциальной информации необходимо руководствоваться рекомендациями руководителя фирмы или службы безопасности предприятия. Менеджер за видом своей деятельности должен знать, кто и к какой информации или оборудованию имеет допуск и придерживаться установленных правил. И если, например, рядовой работник фирмы вдруг заинтересовался конфиденциальным документом, нужно быстро и тактически остановить эту попытку.
Особенно внимательным нужно быть до предметов, которые «забывают» посетители. Обычный блокнот, фломастер, портмоне или другие предметы могут оказаться техническими устройствами для подслушивания и «снятия» самой важной информации, например, сразу после переговоров и выхода посетителей. Нельзя оставлять посетителей в кабинете самих, так как профессионалы могут легко на протяжении секунды установить подслушивающее устройство. Все оставленные или найденные предметы нужно быстро передать в службу безопасности предприятия. Разобраться с ними — задание специалистов.
Менеджер, как и другие работники фирмы, должен осознавать значимость конфиденциальной информации для успешной работы и процветания фирмы, а также знать о приемах и методах, которыми могут пользоваться конкуренты по сбору такой информации.
Существуют испытанные на практике рекомендации относительно защиты конфиденциальной информации.
Для ограничения доступа к информации коммерческой тайны руководитель выдает специальный приказ о введении «Перечня сведений, которые вмещают коммерческую тайну предприятия», мероприятия по охране этих сведений, устанавливает круг лиц, которые имеют доступ к этой информации, и правилу работы с документами, которые имеют гриф «Коммерческой тайны». Сотрудники предприятия должны под расписку ознакомиться с приказом и приложениями к нему.
Деловая информация и принципы ее формирования на современном этапе;
деловая информация – информация, представляемая производителям товаров и услуг в целях эффективной организации их коммерческой деятельности, а также потребителям товаров и услуг, в целях оптимального выбора производителей товаров и услуг для вложения средств.
С позиций рационализации можно выделить следующие основные направления воздействия накопленного информационного ресурса на деятельность организации: создание новых более совершенных технологий производства конечного продукта; использование методов, обеспечивающих повышение эффективности управления деятельностью организации; качественное изменение характера труда членов коллектива организации благодаря переходу его на новый образовательный и профессиональный уровень. Основной отличительной особенностью среды электронной коммерции является то, что в этой среде установление партнерских и договорных отношений, равно как и выполнение различных финансовых операций между организациями и банками, происходит с максимальной степенью рационализации, т.е. в реальном масштабе времени в процессе общения партнеров на виртуальной интернет-площадке.
Особенно заметно влияние методов электронной коммерции на один из важнейших элементов процесса рационализации — на снижение издержек в сфере экономической и организационной деятельности, связанной с обеспечением товародвижения. В экономической науке эти издержки называют трансакционными. К трансакционным издержкам в деятельности деловых организаций принято относить издержки, возникающие в ходе ведения переговоров и заключения соглашения (договора или контракта). Это среди прочего временные и материальные затраты, связанные с пересылкой и обработкой документов, транспортировка материальных ресурсов, перевод денежных средств.
Оценим влияние новых информационных технологий введения бизнес-деятельности на трансакционные издержки. Реализация всех этапов логистического процесса, обеспечивающего движение товара от производителя к потребителю, требует обработки значительных объемов информации и интенсивного обмена данными между всеми его участниками. Как отмечается в работе К. Эрроу, посвященной анализу роли трансакций в регулировании рыночных отношений, трансакционные издержки вбивают клин между ценами продавцов и покупателей и тем самым приводят к значительным материальным потерям, нанося с позиций традиционной экономической теории ущерб общественному благосостоянию.
Работа в среде электронной коммерции коренным образом меняет воздействие трансакционных временных и материальных издержек на ведение экономической деятельности. В связи с этим возникло новое направление в экономике, которое получило название экономики без трения. Такое название, объясняется тем, что установка деловых контактов, заключение партнерских и договорных отношений в системе электронной коммерции осуществляется практически одномоментно. Это означает, что, несмотря на возможное нахождение партнеров в достаточно отдаленных точках земного шара, они работают как бы в одном виртуальном офисном помещении, видят друг друга, обмениваются мнениями, ведут совместную работу с документами.
Неисчерпаемые возможности предоставляются современными сетевыми технологиями в бизнес-деятельности. Договаривающиеся стороны избавляются от необходимости пересылки документов, поездок для организации совместных переговоров и многого другого. Теоретически потери времени на заключение договорных трансакций сводятся к нулю. Материальные потери сводятся к оплате за абонентское обслуживание в сети.
Единственное исключение из общих тенденций — это транспортные трансакции. Использование новых информационных технологий повлияло на скорость и четкость организации процесса перевозки, но не на скорость движения транспортных средств и стоимость используемых при перевозке энергоносителей.
Оценивая влияние методов электронной коммерции на условия выполнения экономических трансакций, прежде всего надо установить набор критериев, по которым будет производиться оценка. Очевидно, что базовым критерием является цена произведенной операции. Но для обобщенной оценки эффективности протекания бизнес-процессов одной этой оценки явно недостаточно.
Следующим важным критерием является скорость выполнения операции. Поскольку в данном случае речь идет о построении обобщенных оценок, то нас прежде всего будет интересовать время выполнения операции. В реализации современных технологий выполнения трансакций, как правило, бывает задействовано несколько организаций, большое количество людей, разнообразные технические ресурсы. От четкой работы каждого из объектов, от слаженности их действий зависит конечный результат.
Надежность всех звеньев сложной цепи принято характеризовать общим уровнем риска, связанного с невыполнением операции. При этом надо иметь в виду, что к серьезным последствиям может привести не только невыполнение операции, но и задержка во времени, а иногда и слишком преждевременное ее выполнение. В связи с этим в качестве следующего критерия мы выбираем оценку степени риска.
И, наконец, еще одна характеристика, важнейшая с точки зрения человеческой психологии и, безусловно, влияющая на весь ход выполнения процесса, — это удобство выполнения операции в сети.
Одним из наиболее существенных признаков рационализации торговых операций является стягивание пространства в одну точку на экране, что позволяет решать в реальном масштабе времени проблемы многих деловых организаций, занимающихся ведением торговых операций или оказанием услуг
с помощью сети Интернет и находящихся на значительном удалении от своих клиентов.
Другим, не менее важным признаком рационализации деятельности организаций является возможность прямых контактов в мировом Интернет-пространстве между продавцами и покупателями, что приводит к возможности равноправной конкуренции для многих предприятий, расположенных во всех точках земного шара. Покупатели и продавцы в реальном масштабе времени получают информацию о ценах, качестве и условиях поставки, предлагаемых различными конкурентами.
Наиболее очевидно рационализирующее воздействие методов электронной коммерции в цепочке «.продавец-покупатель» (BusinesstoPeople), т.е. в системе электронной торговли.
Не менее значительно рационализирующее влияние электронной коммерции и в сфере «бизнес-бизнес» (BusinesstoBusiness), определяющей взаимодействие между субъектами экономической деятельности: производителями энергоресурсов производственными предприятиями, банками и биржами, торговыми, транспортными страховыми организациями и т.д.
Рационализирующее влияние электронной коммерции на деятельность организационных систем в области «бизнес-администрация» (BusinesstoAdministration) также является весьма значительным. Во многом оно связано с возможностью мгновенного обмена информацией и общения с представителями государственных организаций в реальном масштабе времени независимо от пространственной удаленности.
Следует отметить, что определяющим моментом массового перехода к рациональным методам ведения бизнес-деятельности с использованием современных информационно-, коммуникационных сетевых технологий будет принятие закона об электронной подписи. Только после его разработки и, утверждения документы, пересылаемые по сети, а, следовательно, и все способы делового общения междуорганизация» f ми приобретут законную юридическую силу.
В США такой закон уже принят, в России он пока еще находится в стадии обсуждения. На необходимость скорейшего принятия этого закона не раз обращали внимание ведущие ученые и государственные деятели нашей страны.
Характеристика революционных преобразований, вызванных влиянием новых информационных технологий на жизнь общества и деятельность деловых организаций, будет далеко не полной, если ограничиться только рассмотрением их влияния на процессы взаимоотношений между субъектами экономической деятельности.
Среда электронной коммерции способствовала рационализации функционирования организаций, а в особенности их систем управления. Если в 1998 г. средства электронной коммерции в европейских странах использовались преимущественно в сфере маркетинга и при оказании экспедиционных услуг, то в 1999 г. около трети компаний стали использовать возможности электронной коммерции для управления бизнес-процессами внутри фирм. Качество, надежность и быстрота выполнения процедур, связанных с обеспечением решения задач управления, превышают самые смелые ожидания.
Одной из важнейших составляющих, определяющих выживаемость организации в условиях глобального рынка и острой конкуренции, является эффективный маркетинг. Рационализирующее влияние на эту, необходимую для любой деловой организации область деятельности трудно переоценить. Это связано с тем, что сетевые информационные технологии позволяют производить многоуровневые исследования вплоть до персонифицированного учета запросов всех потребителей.
Современные организации могут позволить себе иметь собственные базы данных, обеспечивающие не только маркетинговую составляющую действия системы управления, но и полное информационное обеспечение по вопросам финансовой и административной деятельности организации, а также управления персоналом.
Необходимость детализации информации связана с требованиями, предъявляемыми современными экспертными системами для быстрого принятия адекватных решений по вопросам управления организацией. Использование в решении задач управления современных программных продуктов, подобных экспертным системам, позволяет рациональными способами решать задачи оперативного контроля за деятельностью организации и при необходимости осуществлять оперативную коррекцию, что значительно повышает адаптивные свойства организационных систем, т.е. их способность приспосабливаться к быстро изменяющимся условиям глобального рынка и часто меняющимся запросам потребителей. Благодаря этому жизнедеятельность организаций становится гораздо более рациональной с позиций выполнения основной цели ихсуществования — решения социальных задач, стоящих перед обществом, что дает возможность решать проблемы менеджмента с ориентацией на запросы потребителя.
Проводимые научные исследования в области изучения развития организационных систем и накопленный опыт использования новых информационных технологий показали, что рационализирующее воздействие новых методов ведения бизнес-деятельности успешно проявляется только в том случае, если сама организация, в особенности действующая в ней система управления, удовлетворяет определенным требованиям.
Систематизация этих требований привела к появлению новой идеологии функционирования организаций, называемой BestPractice (BP). В рамках ВР деловые организации должны постоянно повышать качество и эффективность всех направлений своей деятельности с целью обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке. Для этого необходимо внедрять новые технологии управления, позволяющие реагировать на изменения конъюнктуры без малейшего промедления, чтобы всегда быть впереди конкурентов.
Быстро меняющаяся или нестабильная среда глобального рынка подразумевает высокую степень изменчивости основных экономических параметров непосредственно связанных с ведением деловой активности. Это и спрос, предложение, нужды и запросы клиентов, действия конкурентов в соперничестве за рынок сбыта, изменение законодательной базы внутри одной страны или от страны к стране при развитии торговли в нескольких странах.
Деловая организация, действующая в современных условиях ведения бизнеса, должна уметь выдерживать жесткую конкуренцию со стороны соперников и мгновенно адаптироваться к происходящим изменениям. Её система управления должна быть организована так, чтобы указанные свойства были нормой работы, а не исключительными и временными факторами.
Основной проблемой, препятствующей развитию современных деловых организаций, является не недостаток капитала, а отсутствие необходимой информации для его использования с наибольшим успехом. Часто приходится слышать от зарубежных экспертов, что основным тормозом развития нашей экономики является отсутствие квалифицированного менеджмента. Знания и опыт менеджера являются частью информационного ресурса организации.
Информатизация как процесс рационализации управления организаций только тогда может принести ощутимые плоды, когда она сопровождается опережающим ростом профессиональной подготовки менеджеров всех уровней. Скорость обновления научно-информационного потенциала работников звена управления организацией должна не только соответствовать меняющимся потребностям общественного производства, но и опережать их. Любое управленческое решение — это элемент рационализации, содержащий в себе прогноз развития организации, включая процедуру оптимизации путей достижения поставленной цели.
Рационализирующее воздействие новых информационных технологий на организационные системы всех типов связано с возможностью непосредственного общения деловых партнеров в реальном времени и мгновенным преодолением огромных расстояний. Это воздействие настолько велико, что в ближайшее время следует ожидать стремительного роста числа организаций, которые сменят свои офисы на место в мировом сетевом пространстве. Такой переход является наиболее рациональным для деловых организаций, ведущих международную деятельность или работающих с большим количеством партнеров и клиентов, разбросанных на достаточно больших расстояниях..