что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции

Психологическая устойчивость – что это такое в психологии

Психологическая устойчивость в психологии – это актуальная тема современных исследований. Это объясняется тем, что устойчивость к негативному воздействию внешних факторов – залог психологического здоровья как для взрослого человека, так и для ребенка. В жизни каждого человека случаются конфликты, проблемы в учебе, кризисные периоды на работе, финансовые трудности. Психологическая устойчивость помогает личности сохранять способность здраво мыслить и находить выход из трудных ситуаций.

Что такое психологическая устойчивость

что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Смотреть фото что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Смотреть картинку что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Картинка про что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Фото что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции

Психологическая устойчивость – это способность выносить большие нагрузки и преодолевать усталость, сохранять уверенность в себе. Эта черта характера обеспечивает человеку быструю адаптацию к новым условиям, достижение высоких спортивных результатов, своевременное устранение академической задолженности, продвижение по карьерной лестнице.

В психологии это синоним стрессоустойчивости. Определение психологической устойчивости базируется на способности человека сохранять оптимальный уровень работоспособности в условиях нестабильности. Нервно-психическая устойчивость определяет уровень сопротивляемости организма человека различным вирусам.

Жизнестойкость нельзя путать с черствостью и ригидностью. Упрямые и консервативные личности не умеют быть гибкими. Внешне может казаться, что такие люди демонстрируют толерантность к негативному влиянию обстоятельств, продолжая делать то, что делали. Но на самом деле они не могут приспособиться к новым условиям и выбрать более эффективную модель поведения.

Также не следует думать, что стрессоустойчивые люди – это беспечные оптимисты, которым не свойственно испытывать отрицательные эмоции. Жизнестойкий человек – это реалист. Он не живет иллюзиями, ему свойственно переживать как положительные, так и отрицательные эмоции. Но все эмоции он контролирует. Оказавшись в стрессовой ситуации, он мобилизует силы организма на ее преобразование или ищет выход из нее.

Компоненты психологической устойчивости

что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Смотреть фото что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Смотреть картинку что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Картинка про что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Фото что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции

Компонентами психологической устойчивости личности являются:

Составляющие психологической устойчивости рекомендуется формировать до достижения индивидом совершеннолетия.

Как формируется данное качество

что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Смотреть фото что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Смотреть картинку что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Картинка про что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Фото что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции

Многих интересует вопрос: что нужно сделать, чтобы обрести психологическую устойчивость? Эта личностная характеристика формируется в процессе приобретения жизненного опыта на основе положительного образа «Я».

Жизненная стойкость повышается, когда у человека заканчивается процесс формирования зрелой личности и становления системы ценностей. Ее уровень выше у людей с высокой самооценкой. Высоким уровнем стрессоустойчивости обладают самостоятельные и инициативные люди. Чтобы стать стрессоустойчивым, нужно развивать в себе лидерские способности и отказаться от позиции жертвы.

Какие факторы влияют на повышение психологической устойчивости

Основными факторами формирования психической стойкости являются:

Рекомендации для развития психологической устойчивости

что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Смотреть фото что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Смотреть картинку что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Картинка про что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Фото что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции

Психологическая устойчивость не дается человеку с рождения. Это значит, что ее можно повысить. Как это сделать?

Заключение

Психологическая устойчивость – это термин, который сочетает в себе стрессоустойчивость, оптимистичность, выносливость, спокойствие. Это многогранное свойство ценится в любых сферах человеческой деятельности. Такое свойство личности помогает человеку обрести гармонию с собой и с миром, получать удовлетворение от своего труда, ценить дружбу, создать оптимальные условия в семье для воспитания детей.

Источник

Что такое эмоциональная устойчивость, и зачем она нужна?

Почему важно развивать такую устойчивость? Потому что именно она является гарантией того, что человек не «потеряется» в трудной ситуации, перенесёт стресс без нервных срывов и других неприятных последствий. Сильная неустойчивость личности в эмоциональном плане (нейротизм) может стать причиной развития заболеваний на нервной почве, неврозов, депрессии. Не говоря уж о том, что близким такого человека приходится несладко. Они то и дело становятся свидетелями эмоциональных сцен, разборок, паники от преувеличения последствий какой-либо проблемы. Всё это не укрепляет ни любовь, ни дружбу, ведь под действием эмоций человек очень часто ведёт себя неадекватно.

Нейротизм характеризуется неустойчивостью, впечатлительностью, чувствительностью, плохой адаптацией к новым обстоятельствам, высокой степенью беспокойства и напряжённости. Эмоциональная устойчивость, напротив, выражается в умении «брать себя в руки», сохранять организованное поведение и ясное мышление в любой ситуации.

Факторы, влияющие на эмоциональную устойчивость

Начнём с того, что она бывает врождённой и приобретённой: одни с самого детства обладают таким набором качеств, который позволяет им сохранять хладнокровие и поддерживать рациональное мышление в тонусе, а другие развивают стрессоустойчивость путём долгой и усердной работы над собой.

От чего зависит степень эмоциональной устойчивости?

На неё оказывают влияние такие факторы как:

Способы развития эмоциональной устойчивости, их плюсы и минусы

Помощь психолога и эмоциональная устойчивость

Как психолог поможет вам повысить эмоциональную устойчивость?

Пример из практики

В фокусе работы специалиста была и проработка предыдущих стрессов, и работа с чувствами, и расстановка приоритетов таким образом, чтобы потребностям и желаниям Галины тоже находилось место и время. Вместе с психологом не раз рассматривались жизненные установки и опыт, сформировавшие избыточное беспокойство, и постепенно его удалось преодолеть. Эмоциональная устойчивость стала для женщины надёжным спутником в преодолении жизненных неурядиц.

Психолог помог Галине успокоиться, научил оценивать риски и правильно к ним относиться, не преувеличивать проблем. Сделка прошла успешно, сейчас Галина уже живёт в новой квартире. Она по-прежнему посещает психолога, поскольку развитие эмоциональной устойчивости требует времени и усилий. Как призналась сама женщина, без помощи психолога ей было бы намного сложнее справиться с собственными взбунтовавшимися эмоциями.

Психотерапия в этом случае действительно очень эффективна, поскольку способствует внутренним изменениям и восстановлению равновесия на длительный период времени.

что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Смотреть фото что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Смотреть картинку что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Картинка про что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Фото что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоцииНаша группа ВКонтакте

что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Смотреть фото что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Смотреть картинку что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Картинка про что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Фото что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоцииНаша группа в Facebook

что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Смотреть фото что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Смотреть картинку что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Картинка про что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Фото что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоцииFidem в Instagram

что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Смотреть фото что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Смотреть картинку что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Картинка про что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Фото что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Смотреть фото что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Смотреть картинку что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Картинка про что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Фото что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции

Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда

Источник

Индивидуально-психологические особенности личности

Индивидуально-психологические особенности личности – это врожденные и приобретенные уникальные свойства, которые являются условиями психической активности человека и определяют специфику выполнения им какой-либо деятельности. Говоря простыми словами, это основы, механизмы, законы функционирования психики отдельного человека. Разберем подробнее, что такое индивидуально-психологические особенности, и рассмотрим их проявления.

Как проявляются индивидуально психологические особенности личности

что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Смотреть фото что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Смотреть картинку что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Картинка про что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Фото что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции

Психология изучает общие и индивидуальные законы формирования, развития психики. К слову, их изучает не только психология, но и философия, социология. К первому (общим закономерностям), например, относится теория о возрастных кризисах, концепция о психологических механизмах защиты. Ко второму – представления о становлении индивидуально-психологических характеристик. Что относится к ним? К индивидуально-психологическим особенностям личности относятся темперамент, характер и его отдельные черты, способности, эмоционально-волевая сфера.

Как и в чем проявляются индивидуально-психологические особенности? Да во всем. Например, то, как мы реагируем на какие-то события или как рассказываем какую-то историю, напрямую связано с темпераментом. Холерики поддаются эмоциям, много жестикулируют. Флегматики сдержанны, обращают внимание на мелочи, объективно оценивают ситуацию. Впрочем, мы уже забежали немного вперед. Давайте разберем каждую из основных индивидуальных характеристик подробнее, в том числе темперамент.

Интересно! Изучением индивидуально-психологических особенностей занимается специальных раздел психологии – дифференциальная психология, или психология индивидуальных различий. Она объясняет, почему в одних и тех же ситуациях люди ведут себя по-разному, почему в одних и тех же условиях вырастают дети с совершенно разным будущем и т.д.

Темперамент

Темперамент – это тип нервной системы, врожденная характеристика. Это совокупность психофизических свойств личности, определяющая специфику выполнения деятельности. Ритм, скорость, интенсивность реакций – все это зависит от темперамента. Давайте подробнее разберем типы темпераментов, а потом их свойства.

Типы темперамента по Гиппократу

что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Смотреть фото что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Смотреть картинку что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Картинка про что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Фото что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции

Впервые о темпераментах заговорил Гиппократ. Он выделил четыре типа личности на основе того, какая жидкость преобладает в человеке:

С тех пор было проведено много исследований, появились разные классификации темпераментов, но эту типологию берут за основу до сих пор. Правда, о преобладании жидкостей уже никто не говорит, да и названия немного изменились. Изучение темпераментов ведется вокруг реакций возбуждения и торможения. А главным лицом в этой теории считается И.П. Павлов.

Темперамент в современной психологии

В современной психологии используют следующую классификацию темпераментов:

Психологи отмечают, что в чистом виде не встречается ни один темперамент. То есть чаще в человеке смешано 2 или 3 типа.

Кроме этого, в современной психологии опираются на типологию темпераментов К.Г. Юнга. Он выделил два типа: экстраверты и интроверты. Первые направляют свою энергию во внешний мир, вторые – во внутренний мир. У экстравертов потребность в социальных контактах, групповой работе выражена острее, чем у интровертов. Последние склонны к уединению. Это связно с тем, что у интровертов выше чувствительность к внешним раздражителям. Экстраверты более устойчивы, поэтому для возбуждения им нужны сильные эмоциональные воздействия.

Свойства

что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Смотреть фото что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Смотреть картинку что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Картинка про что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Фото что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции

Уравновешенность, подвижность, сила – это свойства темперамента. Об этом мы уже упомянули, но существуют и другие свойства. Разберем их подробнее:

Представим портреты темпераментов через таблицу, где «+» – это высокий уровень, а «–» – низкий уровень какого-либо свойства.

СензитивностьРеактивностьАктивностьТемп реакцийПодвижность
Холерик++++
Сангвиник++++
Флегматик+
Меланхолик+

Важно! Особенности темперамента нужно учитывать в процессе обучения, при трудоустройстве и при построении отношений с окружающими. От совместимости темпераментов зависит психологический климат в семье, трудовом коллективе, классе, группе.

Характер

Характер – это комплекс приобретенных свойств личности. Не верьте тем, кто говорит: «Такой у меня характер» или «Не сошлись характерами». В отличие от темперамента, характер можно изменить.

Для начала дадим определение понятию. Характер – это комплекс устойчивых свойств личности, которые определяют поведение и реакции человека и его отношение к другим людям и себе. А теперь разберем несколько классификаций характеров.

Классификации

что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Смотреть фото что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Смотреть картинку что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Картинка про что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Фото что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции

З. Фрейд в рамках своей теории о психосексуальном развитии личности выделил такие типы характера:

Другой психоаналитик Александр Лоуэн назвал такие типы характеров:

Полагаю, вы обратили внимание, что характеры получают свои названия по набору отдельных, ведущих качеств. Поэтому иногда типы характеров называют типами акцентуаций. Но давайте разберем это отдельно.

Обратите внимание! Не бывает плохих или хороших характеров. У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.

Акцентуации

Акцентуации – это заостренные черты характера. То есть это некоторая дисгармоничность, при которой одни черты слабо выражены, а другие чрезмерно развиты.

В психологии принято ориентироваться на типологию акцентуаций, предложенную А.Е. Личко:

Возможно, вас смутили некоторые названия, уж очень они похожи на названия психических расстройств. Не пугайтесь. Акцентуация это не патология. Однако и к норме ее отнести нельзя. Это пограничное состояние между нормой (гармоничным характером, в котором все черты уравновешены, компенсируют друг друга) и патологией (психопатией). Акцентуации нужно контролировать и по возможности корректировать, так как при влиянии неблагоприятных факторов они могут перейти в патологию.

Структура

что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Смотреть фото что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Смотреть картинку что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Картинка про что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Фото что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции

Структура характера – это группы ведущих черт. В психологии нет общепринятой классификации, но условно можно выделить такую структуру характера:

В быту встречается много неофициальных названий характеров: слабохарактерный (тряпка), стальной характер (человек со стержнем), никакой характер (человек «ни рыба ни мясо»). Все это имеет отношение к структуре характера. То есть окружающие замечают, какая группа черт выражена сильнее или слабее и на основе этого дают название всему характеру. Например, под стержнем подразумеваются развитые волевые качества.

Способности

Способности – это врожденные данные. Если говорить точнее, то с рождения нам даются задатки, и в дальнейшем от условий развития человека зависит, разовьются они в способности или нет. Задатки – это анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования способностей. Способности – это свойства личности, помогающие достичь больших успехов в выполнении какой-либо деятельности по сравнению с другими людьми.

Способности бывают биологически обусловленными (даны от природы) и социально приобретенными (специфические способности). Кроме этого, в психологии принято выделять такие типы способностей:

Среди специальных способностей можно назвать такие виды:

По предмету взаимодействия принято выделять такие способности:

Кроме этого, выделяют теоретические и практические способности. В первом случае человек больше склонен к анализу, рассуждениям. Во втором случае человек предпочитает реализовывать свою деятельность через активные действия.

По степени развития способности бывают репродуктивными (повторение чужого опыта, знаний) и изобретательными (создание чего-то уникального, нового).

Эмоции

Эмоции – это психическая реакция на какие-либо события. Эмоциональная реакция всегда субъективна и не имеет ничего общего с объективными фактами. Эмоции связаны с индивидуальными потребностями личности, а также убеждениями, опытом.

По типу эмоции бывают положительными и отрицательными. К первым относится радость, страсть, энтузиазм, вера, оптимизм, надежда, удовлетворение. Ко вторым – скука, раздражение, разочарование, беспокойство, уныние, страх, печаль, волнение.

что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Смотреть фото что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Смотреть картинку что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Картинка про что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции. Фото что относится к индивидуально устойчивым проявлениям личности способности испытывать эмоции

Психолог Б.И. Додонов предложил такую классификацию эмоций по специфике ситуаций, в которых они возникают:

Эмоции – это ситуативные переживания. Они кратковременны. Если вы продолжаете испытывать то же самое и после завершения ситуации, то это чувство. Однако на практике первое и второе часто отождествляют.

Воля – это способность человека сознательно регулировать свое поведение, деятельность. Наличие воли предполагает преодоление внешних и внутренних препятствий на пути к цели. Воля формируется к 5-6 годам. До этого момента у ребенка есть только непроизвольная активность. Но постепенно ребенок учится структурировать свои мотивы и желания, преодолевать трудности, анализировать свои мысли и действия.

Воля проявляется в таких чертах характера как настойчивость, решительность, целеустремленность, самостоятельность, смелость, выдержка, исполнительность, дисциплинированность. Наличие этих качеств заметно на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровне.

Заключение

Индивидуально-психологические особенности влияют на отношение человека к самому себе и миру, восприятие мира и самого себя. От индивидуально-психологических особенностей зависит активность человека, а, соответственно, и весь жизненный путь. Именно изучение индивидуально-психологических особенностей помогает человеку определиться с профессией, выбором жизненного пути. Без понимания индивидуальных характеристик невозможно саморазвитие, самореализация, самоактуализация.

Теперь вы знаете, каковы индивидуальные психологические особенности личности и понимаете, что все они взаимосвязаны, а большинство из них поддается коррекции.

Источник

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ. Индивидуально-психологические особенности личности. Эмоционально-волевая сфера личности.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект лекций по ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ

преподаватель: Орлова Л.А.

Индивидуально-психологические особенности личности.

Эмоционально-волевая сфера личности.

Индивидуально-психологические особенности личности.

Индивидуально-психологическими особенностями называются своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, способностях, чувствах и эмоциях, а также проявление воли. Они образуются в результате системного обобщения индивидуальных биологических и социально приобретенных свойств, вовлеченных в функционирование системы поведения человека, а также его деятельности и общения. Они связаны со всеми психическими процессами: мотивационно-потребностными, познавательными, эмоционально-волевыми.

История возникновения учения о темпераментах относится к V в. до н.э., когда древнегреческий врач Гиппократ выдвинул идею о том, что жизнедеятельность, здоровье человека зависят от четырех основных соков организма: крови, лимфы, желчи и черной желчи. В зависимости от преобладания в организме той или иной жидкости люди, согласно его теории, отличаются друг от друга силой, скоростью, темпом, ритмом движений, экспрессивностью выражения чувств.

Отсюда пошли названия четырех типов темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический.

Характеристики четырех типов темперамента:

Холерик. Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Для холериков характерна цикличность в работе. Они со всей страстью отдаваться делу, увлечься им. Но вот истощились силы, упала вера в свои возможности, наступило подавленное настроение, и они нечего не делают. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной деятельности.

Флегматик. Он солиден, не тратит понапрасну сил: рассчитав их, он доводит дело до конца. Он ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Недостатками флегматика являются его инертность, малоподвижность. Ему нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект и т.п.

Меланхолик. Человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям. Он часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен; у него могут возникнуть невротические расстройства.

От темперамента зависят такие свойства, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

В чистом виде указанные четыре типа темперамента встречаются крайне редко, так как различные свойства нервной системы человека в их разнообразных сочетаниях определяют большое количество промежуточных типов.

Существуют различные подходы к описанию, классификации свойств, черт характера. Условно их можно сгруппировать следующим образом.

Черты, в которых отражается отношение человека к другим людям (к родным, близким, знакомым и незнакомым, к лицам противоположного пола, к людям, которые к нему относятся хорошо или настроены враждебно).

Черты, в которых проявляется отношение человека к самому себе (к своему социальному статусу, своей внешности, собственному здоровью и т.п.).

Черты, выражающие отношение к делу, работе, служебной, профессиональной деятельности (трудолюбие, добросовестность, аккуратность, леность, безответственность и т.п.).

Черты, в которых отражается отношение к вещам, материальному благополучию (щедрость, жадность, корыстолюбие, бережливость и некоторые другие).

Исследователи выделяют в структуре характера темперамент, волю, убеждения, потребности, интересы, чувства и интеллект.

3. Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимно компенсироваться.

Существует целый ряд классификаций способностей:

1) природные (или естественные способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);

2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде. Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

а) общие, специальные,

в) учебные и творческие. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом;

г) способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как средство общения и т. д.

Принято выделять следующие виды чувств: моральные, интеллектуальные и эстетические.

Основные признаки волевого акта:

а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

Человек, желающий владеть собой и обстоятельствами, желающий победить деструктивные эмоции и качества, может путем тренировки усилить свою волю и увеличить спектр своих возможностей.

Эмоционально-волевая сфера личности.

В зависимости оттого, насколько сильны и продолжительны чувства, их можно отнести к разным видам эмоциональных состояний человека:

Эмоции проходят общий для всех высших психических функций путь развития – от внешних социально детерминированных форм к внутренним психическим процессам. На базе врожденных реакций у ребенка развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. Со временем, под влиянием усложняющихся социальных контактов, формируются эмоциональные процессы.

Наиболее ранние эмоциональные проявления у детей связаны с органическими потребностями ребенка.

Эмоции и чувства играют огромную роль в жизни человека, выполняя очень важные функции:

1) выступают как система сигналов благополучия или неблагополучия. Голод, жажда, боль заставляют живые организмы заранее позаботиться о восполнении питательных веществ, пока они еще не исчерпаны полностью. Это сигнальная (информативная) функция;

3) являются для человека первым языком, которым он начал пользоваться в общении с себе подобными. Даже высшие животные по выражению лица человека, интонации голоса способны понимать его состояние. Это коммуникативная функция.

Воля — психическая функция, заключающаяся в способности индивида к сознательному управлению своей психикой и поступками в процессе принятия решений для достижения поставленных целей.

Воля не является изолированным свойством психики человека, поэтому она должна рассматриваться в тесной связи с другими сторонами его психической жизни, с мотивами и потребностями. Могучим двигателем воли являются чувства. Глубока связь воли и с мышлением.

В волевом действии можно выделить две основные стадии:

1) подготовительную («мысленное действие»), заканчивающуюся принятием решения;

2) завершающую («фактическое действие»), заключающуюся в исполнении принятого решения.

В простых волевых действиях, совершая которые человек без колебаний идет к намеченной цели, ему вполне ясно, чего и каким путем он будет добиваться, и решение непосредственно переходит в исполнение.

В сложном волевом действии этапов значительно больше:

1) осознание цели и стремление достичь ее;

2) осознание ряда возможностей достижения цели;

3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4) борьба мотивов и выбор;

5) принятие одной из возможностей в качестве решения;

6) осуществление принятого решения;

7) преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.

Характеристика воли свидетельствует о том, что она развивается не по биологическим, а по общественным законам.

Можно выделить следующие основные условия и направления воспитания воли:

1. Формирование мировоззрения, обогащение мотивационной и нравственной сфер человека, развитие этических чувств и воспитание чувства долга.

2. Развитие волевой регуляции поведения начинается с того момента жизни человека, когда он овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством саморегуляции.

3. Человек, стремящийся воспитать в себе сильную волю, должен к каждому своему решению и намерению относиться как к серьезному и ответственному делу.

4. Формирование контроля над своим поведением, привычки оценивать свои действия, осознавать их последствия. Большая требовательность к себе – один из характерных признаков человека сильной воли.

5. Важным направлением в развитии воли является выработка волевых качеств личности: дисциплинированности, целеустремленности, самообладания, самостоятельности, решительности, настойчивости, инициативности, смелости, мужества, отваги и др.

6. Постоянная тренировка себя в преодолении внутренних и внешних препятствий, постоянное упражнение волевого усилия. Умение преодолевать препятствия развивается в результате практики. Воля формируется в действии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *