Что учат в университете
Университет. Что он может дать?
Чему учит университет:
Учит учиться
Есть разные преподаватели и разные дисциплины, но для того чтобы через пятнадцать минут сдать по одной только методичке — нужен талант и удача. У меня уходило 2-3 недели на курс, чтобы в нем разобраться. Да, сдавал на тройки, да с нескольких пересдач, но в итоге неплохо знал материал.
Учит общаться
На втором курсе я понял, что прогуливать лекции и практики — некомильфо, А значит надо искать выход, который бы устроил меня и преподавателя. Я нашел такой выход — делать усложненные задания(аналог курсовика, но без придирок к оформлению). Попадались действительно интересные задания, выполнением которых я гордился, и это не только давало новые знания, но и выводило общение с преподавателями на новый уровень.
Другой пример, обучения общению — преподавательница философии — Татьяна Ивановна Р(ну вдруг кто узнает). На момент сдачи мной ее курса — ей было 84! года. Человек старой закалки, воинствующая атеистка, которая могла отчислить всю группу, не взирая на подношения цветов и конфет. На экзамене ей надо было объяснить что ты не полный профан, а сделать это было очень сложно, за огромный стаж преподавания она знала труды всех философов чуть ли не наизусть, а я знал — одного двух. Кстати, в результате мой экзамен был сведен к обсуждению этих двух философов.
Учит работать
Чему университет не научит никогда:
Как заработать миллион
Тебе дают базис знаний, как ты им распорядишься — дело твоё. Что-то пропустил — потом очень трудно нагонять: память не та; нет компетеного человека, который разбирается в теме; лень; стыд(ну мне лично стыдно, когда я не знаю базовых вещей).
Супер современным технологиям в IT
Утверждение и составление учебного плана — не легкий труд, как мне кажется из-за системы образования. А вот технологии каждые четыре года обновляются.
Как стать «супер-пупер-проффессионалом»
Нужна практика, без нее знания бесполезны. Теоретический подход в IT может очень существенно отличаться от практического.
Несколько тезисов от себя:
— Если бы я ходил на все занятия в университете, мне бы было очень стыдно не получить красный диплом, то что преподается — реально базис.
— Мне сейчас очень сложно догонять некоторые курсы, особенно высшую математику.
— Я работал практически с первого курса обучения в институте. Практический опыт так же ценен, как и теоретические знания.
— Учиться нужно постоянно! А не только в студенчестве.
— Люди без диплома могут быть прекрасными разработчиками, а могут и не быть. То же верно и для людей с дипломами, сертификатами, наградами и орденами.
Что дает человеку высшее образование?
Все еще думаете, стоит ли поступать в вуз? Сомневаетесь, пригодится ли высшее образование в повседневной жизни? Давайте разбираться вместе.
Каждый выпускник школы стоит перед выбором – получать высшее образование или нет
Что из себя представляет высшее образование в России?
Высшее образование, в отличие от среднего профессионального (СПО), готовит кадры высокой квалификации. Программа построена так, что студенты получают фундаментальные знания, чтобы понимать свою профессиональную область изнутри, в опоре на научные исследования и мировой опыт.
В настоящее время в России действуют 2 системы высшего образования:
Большинство вузов использует двухуровневую систему, специалитета с каждым годом становится все меньше и меньше.
Что дает высшее образование
Окончив вуз, вы получите:
Кроме профессиональных возможностей, высшее образование позволяет получить много полезных навыков и качеств, которые пригодятся в повседневной жизни. В вузе вы научитесь:
Все эти полезные навыки и возможности вы получите только в том случае, если пойдете в вуз за знаниями, а не «корочкой».
Есть ли жизнь без высшего образования?
Да, она есть и может стать вполне успешной. Но для этого все же придется приложить усилия и получить минимальные знания, пусть и не в вузе. Приведем специальности, где можно работать без высшего образования:
Можно добиться успеха и без высшего образования, но получается это далеко не у всех
Как видите, в любом случае придется учиться. Диплом о высшем образовании не сможет гарантировать вам успешной жизни и высокой зарплаты. Все зависит от ваших устремлений и личных качеств. Но если вы придете в вуз за знаниями, а не корочкой, то высшее образование точно не будет для вас лишним.
Как узнать, чему научат в институте
Многие абитуриенты выбирают свою будущую специальность по названию. Так быть не должно. Чтобы разобраться, что вам даст высшее образование, изучите учебный план при поступлении.
Что такое учебный план
В учебном плане перечислены все будущие предметы. Указано, когда и в каком объёме вы будете их изучать, сколько времени проходить практику в компаниях. Стандарты образования сейчас быстро меняются, поэтому план может корректироваться во время обучения.
План разбит на части. На физическом факультете ВГУ программа обучения разделена на базовую часть, естественнонаучный цикл и дисциплины по выбору. Некоторые части могут разделять на модули: математика, информатика, теоретическая физика.
Документы доступны на сайте вуза. Если вы не можете их найти, просите показать их в приёмной комиссии.
Учебный план профиля «Физика информационных систем и телекоммуникаций» в ВГУ
Базовые курсы по специальности
Я учусь на радиофизика, а среди моих друзей есть программисты. Поэтому поговорим об учебных планах на примере технических специальностей.
В учебном плане инженерных и IT-профилей должно быть много высшей математики. Без математической базы ни одну работающую систему создать невозможно. Шутка, что математика нужна только учителям математики, очень далека от правды.
Математика используется во всех популярных сейчас IT-направлениях: нейросети, блокчейн, сети 4G и 5G, квантовые компьютеры, шифрование. Математика там очень сложная и разобраться в ней за несколько часов не получится.
Чтобы получить хорошую базу, нужно освоить:
На математический анализ нужно хотя бы два семестра по два занятия в неделю. На остальные — минимум один семестр по два занятия.
Если в учебном плане на эти предметы отведено меньше времени, то получить базовые знания будет сложней. Важно, чтобы по всем математическим предметам стояло два занятия в неделю: лекция и семинар. Иначе применять сухую теорию на практике потом будет сложно.
Помимо высшей математики понадобится база по специальности. Будем честны, в институт мы идем всё-таки не просто так — школьных знаний недостаточно, чтобы сразу окунуться в профессию. Во многих вузах это понимают и дают базу заново, чтобы было легче на спецкурсах.
На каждом факультете базовые курсы отличаются. Например, программистам только на первый взгляд не нужна физика. Если вы хотите программировать датчики или роботов, вы столкнетесь с протоколами передачи данных. Для понимания беспроводных протоколов (Wi-Fi, Bluetooth) нужна радиофизика, для программирования датчиков и контроллеров нужно разбираться в электричестве.
Физику тоже не стоит пропускать занятия по программированию. Ни один научный или инженерный проект не обходится без работы с каким-либо языком программирования или математическим пакетом. На программировании давайте остановимся подробнее.
Программирование и работа в пакетах моделирования
В учебном плане курсы программирования не всегда указаны явно. Такой курс может называться «Информатика». Элементы программирования могут быть в математических курсах, например, в «Численных методах». Кроме этого, для решения некоторых задач на семинарах преподаватель будет просить написать программу.
Если вам интересно, о каком языке вам будут рассказывать на факультете, лучше уточните этот вопрос в деканате. Универсального языка программирования нет. Каждый выбирает для себя подходящий. Потому, если ваша специальность не программист, то важно будет наличие программирования на любом языке. Там вам расскажут логику и базовые принципы. Нужную технологию потом будет изучить проще. Хорошо, если курсы программирования у вас будут в каждом семестре. Это поможет не забывать язык и практиковаться.
Если вы хотите работать физиком или инженером, то столкнетесь со сложными пакетами моделирования. Разобраться в таких программах самостоятельно сложно. Название пакетов не всегда пишут в учебном плане, потому уточните их в деканате. Не все пакеты одинаково востребованы, потому проверьте, популярны ли они в реальных компаниях. Посмотрите, знание каких программ требуется в вакансиях на вашу специальность.
Базовые курсы не по специальности
Помимо специальности, вузы стараются дать знания в смежных направлениях. Например, в иностранных языках и менеджменте.
Нет такой технической специальности, где не нужно знание иностранного языка. Он точно будет в учебном плане. Уточните уровень, на котором его преподают на факультете. Если уровень вас не устроит, спросите о курсах внутри вуза. Их ведут преподаватели с филологических факультетов, и они обычно недорогие. Если и таких нет, советуем присмотреться к школам английского или онлайн-курсам.
Если вы хотите расти в компании, вам понадобятся знания управленца. Для этого на многих факультетах преподают менеджмент, право и искусство публичных выступлений. Этими курсами тоже не стоит пренебрегать. Многие студенты считают, что их пичкают ненужными знаниями, но это не так. В будущем вам придется работать в команде, представлять свой продукт или руководить другими.
В плане вы также можете встретить курсы истории, философии и русского языка. Они тоже нужны. Вы сможете отвлечься от основных предметов и развить эрудицию.
Спецкурсы
Обучение сейчас разбито на две ступени: бакалавриат и магистратуру. Как правило, углубленные спецкурсы проходят в магистратуре, в бакалавриате — только база. Базовых курсов недостаточно, чтобы овладеть специальностью. Потому найдите учебный план по вашей специальности в магистратуре, это другой документ.
Посоветовать по спецкурсам что-то конкретное — сложно. Удобно, если на факультете есть кафедра реальной компании. Учебный план составляет сама организация с учётом своих потребностей. В таком случае вы точно получите знания нужные на практике. Обычно такие кафедры существуют только в магистратуре.
Практика и курсовые
В учебном плане указано, по каким предметам будут курсовые и когда пройдет практика. Практика обычно проходит на предприятиях. После нее студенты понимают, чем они будут заниматься на работе. Лучше если практика начинается с третьего курса. Раньше студент ещё не обладает достаточными знаниями по специальности.
Курсовые тоже очень важны. Это проект, который вы должны сделать под руководством научного руководителя. Курсовая даёт опыт в самостоятельной работе и помогает разобраться в предмете.
Что важно запомнить
Хотите получать новые статьи во «Вконтакте»?
👉🏻 Подпишитесь на рассылку полезных статей
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Учеба в вузе — это: чему нас научили российские университеты
Студенческие истории читателей Т—Ж
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Учеба в вузе — это не только погоня за знаниями и дипломом, но также удивительные жизненные ситуации. Мы попросили читателей рассказать, какие события из студенческой жизни им запомнились больше всего, и выбрали несколько примечательных историй. В этой подборке — закрытие долгов в последний момент, нелепые аккредитации, преподаватели-приколисты и многое другое.
Сдавали экзамен по философии на третьем курсе. Предмет непрофильный, преподаватели менялись раз в пару месяцев. Знаний у всей группы — ноль.
Экзамен принимал весьма занятный персонаж — добродушный сухой дядечка лет 45—50 в костюме советского инженера: куцый пиджачок, слегка короткие брюки со стрелками, потрепанный дипломат. Он был вегетарианцем-сыроедом, поэтому в дипломате носил методички и сырую картошку с сырым же луком.
И вот идет экзамен, мы сидим с книгами на коленях, потому что написать шпаргалки по философии нереально. Препод книг «не замечает», говорит: «А давайте побеседуем». И беседует совершенно не по билетам: о кино, погоде, истории. Это длится два часа, разговор идет сразу с двумя группами студентов. Доводит всех просто до белого каления, оценок никому не ставит, говорит: «Мне еще не ясно, что вам ставить, давайте еще пообщаемся». И устраивает перерыв.
Поставил всем в итоге хорошие оценки. Помогли чудо-ягоды, видимо…
Конечно, летняя практика крайне опосредованно связана со студенческой жизнью, но все же это часть обучения в универе.
После первого курса я уехал в родной город проходить практику на местном телевидении. Я только пришел подавать документы, как услышал однокурсниц, которые начитывали сценарий телепрограммы. Позже я узнал, что искали временную замену соведущей. Я ради интереса попросил у девочек сценарий и прочел несколько реплик в своем стиле. Руководство оценило поставленную речь: два года работы артистом театра прошли не зря.
Во время практики я вышел в первый эфир, а после ее окончания со мной заключили договор ГПХ до конца лета. Так я получил первый опыт работы в СМИ.
В последний день практики я согласился подменить другого стажера и выехал снимать сюжет про армянский праздник Вардавар. Конечно, сюжет вышел так себе, но финальный стендап — фрагмент с журналистом в кадре — получился, на мой взгляд, шикарным. В кадре меня облили водой, а я облил оператора. До сих пор не знаю, остался ли жив микрофон.
В университете на награждении практик мой стендап отметили как лучший, а через некоторое время пригласили на стажировку на ТВ в Екатеринбурге. Через месяц я туда устроился. А практику мне предложили как раз из-за того стендапа, который был в каком-то смысле смелым, ибо технику было немного жалко.
Я училась в юридическом вузе. Нам не платили стипендию в полном объеме, и я уже даже не надеялась получить эти деньги, как и многие ребята. Но в начале нового учебного года нам выплатили долг. Сумма была хорошая, мне хватило на ноутбук.
Через некоторое время я обратилась в бухгалтерию за справкой. Меня сразу же вызвали на ковер и стали требовать вернуть все выплаченные средства. Говорили, что они ошиблись и чтобы завтра же я принесла деньги. Хотя выплата была два месяца назад. Я возражала, что деньги я уже потратила, да и стипендию нам не платили несколько месяцев, как я могу знать, что мое, а что — нет? Примерно прикинула — сумма сходилась.
Но в бухгалтерии настаивали, что я сама виновата и должна была им позвонить и спросить, почему мне пришла такая сумма, а раз этого не сделала, значит, был умысел. Они даже угрожали полицией, говорили, что это кража и что учиться я здесь больше не буду. В общем, донимали меня основательно. А еще предлагали взять кредит или занять у родственников — словом, они даже не рассматривали вариант, что у меня хватит наглости деньги не возвращать.
Я хотела забрать документы из вуза. Не было желания приходить на пары, так как меня постоянно с них дергали на воспитательную беседу. Мою нервную систему изрядно потрепали. Конечно, их можно было понять, ведь ответственность в этом случае ложится на их плечи. Но кричать и угрожать не стоило.
Под конец в бухгалтерии нашли другой выход и сказали писать заявление, чтобы из моей будущей стипендии удерживали средства в оплату излишне выданного. Я отказалась. Тогда я услышала о себе много интересного: что я бессовестная нахалка, присвоила чужие деньги и у меня хватает совести их не возвращать. Если бы у меня были деньги, я бы их вернула. Но у меня их на тот момент уже не было. А их отношение и угрозы дали противоположный и вполне ожидаемый эффект. Я не пошла им навстречу.
Конечно, я уже тогда была подкована в законах и знала, что они ничего мне не сделают. В статье о неосновательном обогащении есть исключение, когда оно не возвращается, и излишне выплаченная стипендия — мой случай. Я очень рада, что в нашем гражданском кодексе это предусмотрено. Это меня спасло и стало моей защитой. Главное, что это не было счетной ошибкой: это была ошибка бухгалтерии. В противном случае, скорее всего, они бы даже не вели со мной бесед, а сразу подали в суд. Недобросовестности с моей стороны тоже не было.
Оказалось, они перепутали меня с другой студенткой, которой была положена большая стипендия. Суммарно мне выплатили около 20 лишних тысяч. Конечно, я отучилась, постепенно эта история забылась. Но для поступления в магистратуру я выбрала другой вуз. Стипендию там платили вовремя, и она была выше.
Чему я научился за два года обучения в университете
Остался один месяц, и абитуриенты отправятся учиться в университет, колледж, техникум. Многие еще не представляют, с чем им придется столкнуться и чему научиться за годы обучения. Бывают и такие люди, которые приезжают в города-миллионники. Что их ждет? Чему стоит поучиться? Рассказываю о своем опыте жизни за два года после переезда из маленького города.
Сколько нужно денег
Этот подпункт статьи интересует большинство абитуриентов. Все зависит от ваших первоначальных потребностей после переезда. Мой доход складывался: родительская помощь + повышенная стипендия в университете = примерно 20-25 тысяч рублей (с условием, что я жил в студенческом общежитии). Как мне казалось, этого было постоянно мало, поскольку были и встречи в кафе, и непредвиденные расходы, и тусовки.
За два года мышление и отношение к деньгам серьезно поменялось. Иногда были тяжелые моменты, когда денег критически не хватало, приходилось занимать у знакомых и родственников. Во всем виновата моя излишняя потребность в ненужных вещах и еде. Поэтому изначально мой совет — научиться тратить деньги с пользой.
Жизнь в большом городе
Меня не пугал большой город. Я всегда знал: если думать своей головой, то все будет хорошо. Разницы нет — Москва, Санкт-Петербург, Красноярск и так далее. Ко всему можно адаптироваться и привыкнуть. Однажды мне довелось провести зимние каникулы в Москве. Мой вердикт: он ничем не отличается от других городов, разве что менталитетом, размерами и ценами. Москва — такой же город, как и все многомилионные города России.
Большой город дал многие возможности для развития. Думаю, люди из сел, деревень и мелких городов меня поймут. Перед тобой открываются все двери в зависимости от предпочтений, интересов и хобби. Но многое — за деньги.
Студенческое общежитие
Я изначально знал, что буду жить в студенческом общежитии. Моя семья — обычная, среднестатистическая в плане заработка, мы не могли бы позволить съемное жилище. Благо мне повезло — заселили в престижное, современное общежитие со всеми удобствами: стиральная машинка, свой санузел и кухня.
Трудность бывает в соседе, с чем столкнулся я. Ни с одним, ни со вторым соседом я не смог сойтись в характере, привычках и интересах, почему мне пришлось покинуть общежитие на некоторое время. Мой совет — сразу заводить дружеское общение с соседом. Я этого не сделал и поплатился. По этой причине я чувствовал себя отвратительно на протяжении нескольких лет: плакал, срывался, нервничал.
Учеба в университете
Сначала учеба в университете покажется раем в первые несколько месяцев, потом начинается сущий ад. Ты сам для себя выбираешь, как реагировать на экзамены, трудные задания, контрольные тесты и так далее. Я выбрал путь стресса, слез, нервозов и страхов и круто поплатился за это своим здоровьем.
Будь у меня машина времени, я бы отмотал, чтобы изменить свое отношение к этим событиям. Они не так страшны, как кажутся. Еще в школе учителя говорили: «Сначала вы работаете на зачетку, потом зачетка работает на вас». Так оно и произошло — спустя семестр, зачеты и экзамены ставились уже автоматом или хорошей оценкой.
Трудиться нужно много, чтобы стать квалифицированным специалистом. Ненужных предметов больше, чем профильных, поэтому мой совет — не зацикливаться на них. Я для себя изначально выбрал эту тактику и облегчил себе жизнь, сделав акцент на нужных и важных предметах.
Выводы
Резюмирую важные советы из жизни тут:
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории