что относится к объектам инженерной инфраструктуры жилищно коммунального комплекса
Рассчитываем земельный налог по участку, занятому жилфондом и объектами инфраструктуры ЖКК
Автор: Тимонина И.И., эксперт журнала
Комментарий к Определению ВС РФ от 30.08.2018 № 310-КГ18-12436.
Известно, что в силу пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не могут превышать 0,3 % кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса).
Желание сэкономить на налоговых платежах понятно, а потому интересно узнать нюансы применения указанной нормы. Об этих нюансах можно узнать из писем регулирующих органов и судебной практики. По мнению автора, из недавно появившихся документов полезные для налогоплательщиков выводы содержат:
Письмо Минфина России от 26.07.2018 № 03-05-05-01/52585;
Определение ВС РФ от 30.08.2018 № 310-КГ18-12436.
Финансовое ведомство указало, что в целях применения льготной налоговой ставки нужно учитывать определение, содержащееся в п. 24 ст. 1 ГрК РФ: система коммунальной инфраструктуры – комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
Жилищный фонд – это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 19 ЖК РФ).
Далее в письме сообщается:
для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда (см. определения ВС РФ от 27.02.2017 № 301-КГ16-20969, от 02.12.2016 № 306-КГ16-15969 и Определение ВАС РФ от 02.09.2010 № ВАС-10062/10);
основание для такой квалификации – градостроительная документация, правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества, первичные документы, являющиеся основанием для постановки объектов на бухгалтерский учет, а также сведения, поступающие в налоговые органы от органов, осуществляющих государственный кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимости.
Аналогичные советы регулирующие органы давали и ранее (см., например, Письмо Минфина России от 16.01.2018 № 03-05-05-02/1545, а также п. 4 Письма ФНС России от 20.03.2018 № БС-4-21/5157@ «О рекомендациях по отдельным вопросам налогообложения земельных участков и администрирования земельного налога»).
Содержащиеся в письмах выводы носят обобщающий характер, в связи с чем бывает сложно понять, какие именно доказательства позволят налогоплательщику отстоять право на применение пониженной налоговой ставки. Материалы арбитражной практики восполняют этот пробел. Так, АС ЗСО в Постановлении от 24.01.2017 № Ф04-6023/2016 по делу № А46-16092/2015, рассматривая налоговый спор, исходил из следующих обстоятельств:
объекты, которые располагаются на спорных земельных участках, имеют разное целевое назначение (склады, гаражи, котельная, здания химводоочистки, цеха теплофикации и др.), в том числе не связанное с производством тепловой энергии, что не позволяет признать их объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
свидетельства о праве собственности на земельные участки, кадастровые паспорта, выписки из ЕГРП подтверждают, что часть спорных земельных участков предоставлена налогоплательщику для производственных целей, некоторые участки имеют несколько видов разрешенного использования, включая «для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического снабжения»;
довод общества о том, что размещение объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса преду-
смотрено видом разрешенного использования спорных земельных участков, не подтвержден;
техническая документация на объекты, программа комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры города, сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей, приказы областной РЭК об установлении тарифов не опровергают вывод инспекции о том, что на спорных земельных участках расположены объекты, не относящиеся к объектам жилищно-коммунального хозяйства;
находящиеся на спорных земельных участках объекты являются промышленными, используются для производства и поставки электрической и тепловой энергии в рамках предпринимательской деятельности и не предназначены исключительно для нужд потребителей города;
выделение из сооружений, находящихся на спорных земельных участках, непосредственных объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса организацией не осуществлялось;
оказание жилищно-коммунальных услуг уставной целью общества не является.
Схожие обстоятельства и аргументацию использовал АС ЦО. В частности, из Постановления от 07.06.2018 по делу № А68-10414/2016 видно, что арбитры основывались:
на виде разрешенного использования (для эксплуатации производственной базы);
на видах расположенных на земельном участке зданий и сооружений. Наряду с инженерными сооружениями (станция биологической очистки сточных вод, локальные очистные сооружения, внешние водопровод, канализация, теплотрассы и электросети), на спорном участке расположен комплекс производственных зданий и сооружений (нежилые здания, гаражи, открытая автостоянка, склады);
на том, что объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса не выделены из комплекса зданий, строений и сооружений, расположенного на спорном земельном участке;
на том, что самостоятельный земельный участок под объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса не сформирован;
на отсутствии в учредительных документах общества вида деятельности «оказание услуг в области жилищно-коммунального хозяйства»;
на том, что спорные инженерные сооружения изначально не были предназначены и впоследствии не использовались исключительно для массового обслуживания жилого фонда на территории города.
Судьи указали: налоговое законодательство не предусматривает возможность определения налоговой базы в отношении одного земельного участка с применением различных ставок.
Важно, что налогоплательщик предпринял попытку доказать незаконность мнения арбитров. Однако судья ВС РФ не нашел оснований для передачи жалобы в Судебную коллегию по экономическим спорам. При этом в Определении от 30.08.2018 № 310-КГ18-12436 отмечено: нижестоящие суды обоснованно исходили из того, что выделение из сооружений, находящихся на спорном земельном участке, объектов, непосредственно относящихся к инженерной инфраструктуре жилищно-коммунального комплекса, обществом не осуществлялось, самостоятельный земельный участок под этими объектами не формировался. При этом такой вид деятельности, как оказание услуг в области жилищно-коммунального хозяйства, в учредительных документах общества не заявлен, комплекс спорных инженерных сооружений общества изначально не предназначался и впоследствии не использовался исключительно для обслуживания жилого фонда.
Полагаем, автору удалось пояснить, какие аргументы и доказательства необходимо представить налоговому органу и суду, чтобы подтвердить право исчислять земельный налог по пониженной ставке, и, соответственно, при отсутствии каких доказательств организации не удастся отстоять право на налоговую экономию.
Что относится к объектам инженерной инфраструктуры жилищно коммунального комплекса
от 19 апреля 2006 года N 03-06-01-02/18
[О толковании понятия «инженерная инфраструктура жилищно-коммунального комплекса» при применении пункта 6 статьи 381 Налогового кодекса]
Кроме того, при рассмотрении данного вопроса следует иметь в виду, что статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к «недвижимому имуществу» относятся, в частности, здания, сооружения, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в связи с чем под объектом недвижимого имущества необходимо понимать единый обособленный комплекс как совокупность объектов, установок, сооружений, оборудования и другого имущества, объединенных единым функциональным предназначением, конструктивно обособленный как единое целое. В указанный обособленный комплекс включается имущество, как указанное в технической документации (техническом паспорте) на объект недвижимого имущества, так и дополнительно установленное, смонтированное в ходе капитальных вложений, которое функционально связано со зданием (сооружением) так, что его перемещение без причинения несоразмерного ущерба его назначению невозможно.
В то же время необходимо учитывать, что в соответствии с главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации объект налогообложения и налоговая база по налогу на имущество организаций определяются в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. При этом по правилам ведения бухгалтерского учета единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, которым признается:
— объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;
— отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенный самостоятельный функций;
Учитывая изложенное, полагаем, что основными условиями для предоставления налоговой льготы по пункту 6 статьи 381 являются:
— признание основного средства объектом инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса в соответствии с названными выше документами (вне зависимости от раздельного учета в бухгалтерском учете отдельных его частей);
— использование данного объекта для функционирования жилищно-коммунального комплекса (вне зависимости от оказания балансодержателем услуг сторонним организациям);
— получение средств на содержание данного объекта из республиканского или местного бюджета.
По мнению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, по объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, находящимся на балансе МУП «Городской комитет муниципального хозяйства ЗАТО г.Радужный» (указаны в приложении N 1* в разделе «Объекты инженерной инфраструктуры), финансирование на содержание которых осуществляется из городского бюджета, унитарное предприятие вправе использовать налоговую льготу по пункту 6 статьи 381 Кодекса.
В то же время, направляя на рассмотрение с учетом фактических обстоятельств дела письмо Администрации ЗАТО г.Радужный от 12.04.2006 N 01-09-1074 о правомерности решения Межрайонной ИФНС России N 10 по Владимирской области от 05.04.2006 N 18, просим сообщить о результатах рассмотрения и принятом решении в отношении налогообложения имущества МУП «Городской комитет муниципального хозяйства ЗАТО г.Радужный» Администрации ЗАТО г.Радужный, налогоплательщику и Департаменту.
Письмо Администрации ЗАТО г.Радужный
от 12.04.2006 N 01-09-1074
Администрация ЗАТО г.Радужный Владимирской области обращается к вам с просьбой оказать содействие в разрешении ситуации, связанной с неоднозначным толкованием понятия «инженерная инфраструктура жилищно-коммунального комплекса» и возможностью применения льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренной п.6 ст.381 Налогового кодекса РФ (в редакции от 22.07.2005).
Данное решение было вынесено на основании акта выездной налоговой проверки N 14 от 09.03.2003, в ходе которой налоговый орган пришел к выводу о неправильном применении МУ «ГКМХ» в 2004 году и в первом полугодии 2005 года льготы по налогу на имущество, предусмотренной п.6 ст.381 Налогового кодекса РФ (в редакции от 22.07.2005).
По мнению налогового органа, МУ «ГКМХ» неправомочно применило льготу в отношении: нежилых помещений в жилых домах, автомобиля ВАЗ 21100, ряда объектов инженерной инфраструктуры (перечень этих объектов указан в приложении N 1*), здания городской бани.
22.03.2006 МУ «ГКМХ» (были представлены в налоговый орган возражения на акт выездной налоговой проверки N 14 от 09.03.2006. В своих возражениях МУ «ГКМХ» согласилось с выводами налогового органа о необоснованном включении в перечень льготируемого имущества нежилых помещении и автомобиля ВАЗ 21100. При этом было заявлено о несогласии с выводами налогового органа в части признания им неправомерным включения в перечень льготируемого имущества объектов инженерной инфраструктуры и здания городской бани.
Однако возражения МУ «ГКМХ» налоговым орган приняты не были. В результате было вынесено (решение от 05.04.2006 о привлечении МУ «ГКМХ» к налоговой ответственности.
Считаем указанное решение необоснованным и незаконным по следующим основаниям.
1. Вывод налогового органа о том, что объекты инженерной инфраструктуры, указанные в приложении N 1*, не относятся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, не основан ни на нормах Налогового кодекса РФ, ни на нормах каких-либо иных законодательных актов.
1.1. Налоговый кодекс РФ не содержит такого понятия как «объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса».
Следовательно, при определении указанного понятия необходимо руководствоваться законодательством других отраслей законодательства.
На необходимость такого подхода указало Министерство финансов РФ в своем письме от 16.08.2005 N 03-06-01-02/27.
30.08.2005 Федеральная налоговая служба РФ в своем письме N ГВ-6-21/718@ указала нижестоящим налоговым органам на необходимость руководства данным письмом Министерства финансов РФ при решении вопроса о применении п.6 ст.381 Налогового кодекса РФ.
В статьях 14 и 23 Кодекса было установлено, что виды систем инженерной инфраструктуры определяются градостроительной документацией и разрабатываемыми на ее основе специальными схемами и проектами развития инженерной инфраструктуры, утверждение которых находится в ведении органов местного cамоуправления.
Кроме того, в письме Министерства финансов РФ указано, что перечень объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса содержится в Федеральном законе от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». К ним отнесены трубопроводы, линии электропередачи и иные объекты, используемые в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенные (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенные для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Согласно письму Министерства финансов РФ, в состав объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса включаются объекты коммунально-бытового назначения, к которым согласно Положению о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность Российской Федерации и муниципальную собственность (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 235) относятся сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры. К ним относятся также эксплуатационно-ремонтные организации, участки, цеха, базы, мастерские, гаражи, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов коммунального хозяйства (водопроводных, канализационных, теплофикационных, электрических сетей и устройств внутридомового оборудования).
В целях уточнения конкретного состава объектов, входящих в инженерную инфраструктуру жилищно-коммунального комплекса, в названном письме Министерства финансов РФ указано на возможность использования Классификатора работ и услуг в жилищно-коммунальном комплексе по видам деятельности, в том числе «Эксплуатация инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов», утвержденный постановлением Госстроя России от 25.05.2000 N 51.
Указанную позицию Министерство финансов РФ изложило также в другом письме от 13.02.2006 N 03-06-02-02/14.
Таким образом, разъяснения Министерства финансов РФ и нормативно-правовые акты, которыми следует руководствоваться при определении состава объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, указывают на необходимость отнесения к данному составу достаточно широкого перечня объектов.
Объекты, перечисленное в приложении N 1*, полностью соответствуют по своим родовым признакам и техническим характеристикам тем объектам, которые согласно письму Министерства финансов РФ от 16.08.2005 N 03-06-01-02/27 относятся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
1.2. Делая вывод о том, что объекты, перечисленные в приложении N 1*, не относятся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, налоговый орган исходил из своего мнения о том, что они не используются при оказании услуг жилищному фонду.
Тем самым налоговый орган, по сути, поставил возможность отнесения того или иного объекта к объектам инженерной инфраструктур жилищно-коммунального комплекса в зависимость от его использования при оказании услуг жилищному фонду.
Между тем вышеприведенный анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации и разъяснения Минфина РФ не содержат никаких указаний на возможность руководства таким мнением и установления подобного рода зависимости.
Напротив, из вышеприведенного анализа следует, что под объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса следует понимать объекты, которые обеспечивают развитие и функционирование не только жилищного фонда, но и всего муниципального образования и целом.
Кроме того, все объекты, перечисленные в приложении N 1*, входят в единую систему жилищно-коммунального комплекса ЗАТО г.Радужный и предназначены для нужд потребителей ЗАТО г.Радужный и обеспечения устойчивого развития и функционирования всего муниципального образования. При этом надлежащее функционирование данных объектов с технической точки зрения возможно только в неразрывной взаимной связи. Обособленное функционирование какого-либо из содержащихся в приложении N 1* объектов технически невозможно.
Более того, осуществление любого ремонта или локализации аварии на объектах, указанных в приложении N 1*, влияет на работу всей инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. Так, проведение ремонта на данных объектах сопровождается приостановкой подачи тех или иных коммунальных услуг другим объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, в том числе стоящим на соответствующей ветке многоквартирным жилым домам.
Следовательно, объект, указанные в приложении N 1*, существенным образом влияют на качество и систематичность услуг, оказываемых жилищному фонду. В связи с этим, полагаем, что мнение налогового органа о том, что объекты, указанные в приложении N 1*, не используются при оказании услуг жилищному фонду, необоснованно и является следствием незнания им процесса технического функционирования единой инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса ЗАТО г.Радужный.
Что относится к объектам инженерной инфраструктуры жилищно коммунального комплекса
Проблемная ситуация: Статьей 394 НК РФ определен предельный размер ставки земельного налога в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства.
В законодательстве РФ понятие «жилищно-коммунальный комплекс» не определено.
Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (вступает в силу с 01.01.2006) определены понятия «организация коммунального комплекса» и «системы коммунальной инфраструктуры». Согласно Закону жилищные организации являются потребителями услуг организаций коммунального комплекса.
С учетом изложенного просим разъяснить, что относится к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса в контексте применения ст. 394 Налогового кодекса РФ.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 5 октября 2005 г. N 03-06-01-02/32
Согласно п. 1 ст. 394 Кодекса налоговые ставки в отношении земельных участков, занятых, в частности, объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, не могут превышать 0,3 процента.
По мнению Департамента, налоговые ставки по земельному налогу могут устанавливаться в указанных пределах в отношении земельных участков, занятых объектами, включенными в состав объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса территории соответствующего муниципального образования, фактически используемыми организациями, осуществляющими деятельность в жилищно-коммунальной сфере, в целях оказания жилищно-коммунальных услуг.
При определении состава объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо руководствоваться положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, другими документами, регламентирующими градостроительную деятельность.
Сведения об объектах инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий включаются в Градостроительный кадастр (п. 5 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, перечень таких объектов содержится в Федеральном законе от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». К ним отнесены трубопроводы, линии электропередачи и иные объекты, используемые в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенные (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенные для нужд потребителей этих муниципальных образований.
В состав объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса включаются объекты коммунально-бытового назначения, к которым согласно Положению о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235) относятся сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры. К ним относятся также эксплуатационно-ремонтные организации, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов коммунального хозяйства (водопроводных, канализационных, теплофикационных, электрических сетей и устройств внутридомового оборудования).
В целях уточнения конкретного состава объектов, входящих в инженерную инфраструктуру жилищно-коммунального комплекса, возможно также использовать Классификатор работ и услуг в жилищно-коммунальном комплексе по видам деятельности, в том числе «Эксплуатация инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов», утвержденный Постановлением Госстроя России от 25.05.2000 N 51.
Одновременно сообщаем, что аналогичные разъяснения Минфина России (Письмо от 16.08.2005 N 03-06-01-02/27) по вопросу определения состава объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса были доведены до налоговых органов Письмом ФНС России от 30.08.2005 N ГВ-6-21/718@.
и таможенно-тарифной политики
Письмо Федеральной налоговой службы от 27 августа 2021 г. № БС-3-21/5912@ “О налогообложении земельного участка, занятого жилищным фондом (зданием общежития) и иными объектами”
О налогообложении земельного участка, занятого жилищным фондом (зданием общежития) и иными объектами
Согласно абзацу третьему подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса, налоговые ставки по налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами ЖКХ (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам ЖКХ).
Исходя из подпункта 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса в отношении прочих, не указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса земельных участков, налоговая ставка не может превышать 1,5%.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 Кодекса Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Налоговые органы обязаны руководствоваться такими разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации (подпункт 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса).
В рамках указанных полномочий ФНС России направила (письмо от 04.08.2006 N ММ-6-21/764@) для руководства налоговым органам письмо Минфина России от 26.07.2006 N 02-03-09/2027, в котором разъяснено, что если на едином земельном участке наряду с другими объектами находятся объекты жилищного фонда (включая общежития) и объекты ЖКХ, то при исчислении налога в отношении рассматриваемого земельного участка к площади, занимаемой непосредственно объектами жилищного фонда и объектами ЖКХ, должна применяться налоговая ставка в размере не более 0,3%, а к остальной площади этого земельного участка должна применяться ставка, определенная для данной категории земельных участков.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.11.2012 N 7943/12 по делу N А33-5297/2011 подтверждается правомерность вывода о том, что при наличии доказательства нахождения на земельных участках объектов жилищного фонда и объектов ЖКХ налог исчисляется исходя из налоговой ставки, подлежащей применению к кадастровой стоимости земельного участка, рассчитываемой применительно к площади участков, занятой объектами жилищного фонда и объектами ЖКХ.
Итоговым по делу N А33-5297/2011 постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.11.2013 определено, что применение налогоплательщиком налоговой ставки к кадастровой стоимости земельных участков, рассчитываемой применительно к площади участков, занятой объектами жилищного фонда (общежитиями) и объектами ЖКХ, соответствует пункту 1 статьи 390 Кодекса, устанавливающему правило об определении налоговой базы в отношении каждого земельного участка, пункту 2 статьи 391 Кодекса, согласно которому установление различных налоговых ставок является основанием для отдельного расчета налоговой базы, а также положениям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 391 Кодекса, налогоплательщики-организации определяют налоговую базу по налогу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Таким образом, для определения площадей частей земельного участка, занятых жилищным фондом, объектами ЖКХ и иными объектами, в целях применения при исчислении налога соответствующих налоговых ставок, могут использоваться сведения Единого государственного реестра недвижимости о таких частях земельного участка.
В указанном письме Минфина России от 29.05.2017 N 03-05-05-02/32665 сообщается о том, что если на земельном участке, предоставленном организации на праве постоянного (бессрочного) пользования с видом разрешенного использования для размещения объектов образования, располагается общежитие учебного заведения, предназначенное для временного проживания граждан в период их работы или обучения, то в отношении таких земельных участков при исчислении налога может применяться налоговая ставка в размере, не превышающем 0,3%.
Исходя из вышеперечисленных положений Кодекса и предыдущих разъяснений Минфина России, направленных в налоговые органы и имеющих актуальный характер, по мнению ФНС России, вывод, содержащийся в письме Минфина России от 29.05.2017 N 03-05-05-02/32665, с большей степенью вероятности может применяться в случае, если на земельном участке расположены только объекты жилищного фонда и (или) объекты ЖКХ. Вместе с тем, указанное письмо Минфина России не доводилось для общеобязательного применения налоговых органов, не может рассматриваться и окончательно интерпретироваться без оценки конкретных обстоятельств, исходя из которых оно подготовлено.
Настоящее письмо носит сугубо информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса | С.Л. Бондарчук |
Обзор документа
Для определения площадей частей участка могут использоваться сведения ЕГРН.
В письме Минфина от 29.05.2017 N 03-05-05-02/32665 разъяснялось, что если на участке, предоставленном организации на праве постоянного (бессрочного) пользования с видом разрешенного использования для размещения объектов образования, располагается общежитие учебного заведения, то при исчислении земельного налога может применяться ставка в размере не более 0,3%.
По мнению ФНС, с большой степенью вероятности это разъяснения может применяться, если на участке расположены только объекты жилищного фонда и объекты ЖКХ. Указанное письмо не доводилось для общеобязательного применения налоговых органов.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.