что относится к отрасли жкх
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) — понятия по законодательству
Количество упоминаний в СМИ сферы ЖКХ растет с каждым днем, равно как и растет количество потребителей таких услуг. На всю очевидность содержания таких услуг — вопросы «что такое ЖКХ, ЖКУ?», «понятие ЖКХ по действующему законодательству» и другие, остаются открытыми и дискуссионными.
В англоязычных странах для обозначения сферы ЖКХ используется термин «public utility» (Скрипник, О.Б. Теория, практика и перспективы развития коммерческой концессии в ЖКХ : монография )
Понятие ЖКХ согласно действующему законодательству
На законодательном уровне отсутствует понятие ЖКХ.
В Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года понятие ЖКХ раскрывается путем указания направления деятельности сферы ЖКХ. В частности, к сфере жилищно-коммунального хозяйства отнесены такие основные направления, как:
Существует мнение, что ЖКХ представляет собой совокупность служб, организаций, технических средств по обслуживанию населения (например, водоснабжение, энергоснабжение, теплоснабжение, эксплуатация жилищного фонда и др.)
Скрипник, О.Б. Специфика создания товарного знака и бренда ЖКХ в России : монография
При большом количестве определений ЖКХ, отметим, что в основе большинства определений лежит единая цель деятельности и функционирования отрасли ЖКХ и её субъектов. ЖКХ представляет собой отрасль экономики, цель которой — обеспечение эксплуатации жилых зданий (многоквартирных домов, общежитий), создание безопасных условий проживания населения в жилищном фонде, обеспечение коммунальными услугами население.
Одним из результатов функционирования деятельности ЖКХ является оказанная жилищно-коммунальная услуга.
Точное количество ЖКУ нельзя определить, поскольку “органы Росстата, публикуя информацию по ЖКХ, выделяют лишь две составляющие ЖКУ: услуги жилищного хозяйства и услуги коммунального хозяйства, не детализируя при этом, из чего они складываются. Соответственно, подсчет оказанных жилищно-коммунальных услуг осуществляется только на основе обобщенного суммирования жилищных и коммунальных услуг” (Иванов, А.Р. Реструктуризация сферы услуг ЖКХ).
Определение ЖКУ по ГОСТ
Ранее, определение ЖКУ содержалось в ГОСТ Р 51617-2000, согласно которому ЖКУ представляют собой действия или деятельность исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды. Но данный ГОСТ утратил свою силу и уже не действует. Взамен данного документа был введен новый ГОСТ, но он уже не содержит определения ЖКУ.
ЖКУ не представляет собой единую услугу в чистом виде, а являются комплексом как услуг, так и работ. Однако, как правило, для удобства весь комплекс работ и услуг принято обозначать ЖКУ.
Виды ЖКУ согласно законодательству
Жилищные услуги содержатся в ст. 154 ЖК РФ и включают в себя услуги услуги и работы по управлению многоквартирными домами, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов. В жилищные услуги также включены и так называемые “общедомовые нужды”, которые на законодательном уровне представляют собой, потребляемые коммунальные услуги (ресурсы), потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. В состав жилищных услуг входит и капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Перечень коммунальных услуг содержится в ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, к которым относятся холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными услугами. Коммунальные услуги подлежат государственному регулированию — тарифы на коммунальные услуги устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ. Самым распространенным методом установления тарифов является метод экономически обоснованных расходов (затрат), который состоит в определении тарифов в расчете от плановой необходимой валовой выручки регулируемой организации на очередной год
Экономическая характеристика жилищно – коммунального хозяйства как отрасли экономики РФ. Современные проблемы и перспективы развития отрасли ЖКХ
СОДЕРЖАНИЕ:
На протяжении нескольких последних десятилетий, с учетом специфики формирования экономических отношений, в нашей стране ключевой проблемой, волнующей не только общество, но и Правительство, является проблема жилищно коммунального хозяйства.
Под жилищно-коммунальным комплексом понимается сектор экономики, связанный с профессиональным управлением и обслуживанием объектов жилой недвижимости (как правило, многоквартирных домов) и обеспечением комфортных условий нахождения в этих объектах путем предоставления коммунальных услуг.
Жилищно-коммунальный комплекс содержательно включает в себя два сектора экономики – жилищный и коммунальный. При этом в жилищном секторе в рамках принятой терминологии рассматриваются не все вопросы жизненного цикла жилых зданий (планирование – строительство – эксплуатация – ликвидация), а только связанные с эксплуатацией, а значит, – и с предоставлением коммунальных услуг. Вопросы же коммунального сектора рассматриваются традиционно шире, чем только в увязке с жилищным сектором, поскольку лишь около половины производимых коммунальным сектором ресурсов поставляются в жилищный сектор. Кроме жилищного сектора выделяют также бюджетных и коммерческих потребителей.
Состав жилищно – коммунального хозяйства в нашей стране можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).
Приватизация жилого фонда и передача его в собственность физических лиц, происходящая уже двадцать семь лет, стала основным фактором формирования и создания управляющих компаний, различных форм собственности и видов. Как представляется логичным, основной целью приватизации и возможности перехода государственной собственности в частные руки, являлась необходимость перенаправления финансового бремени содержания и управления жилыми помещениями на плечи населения. Особенностью проводившейся в начале 90-х годов прошлого века приватизации, стал сначала переход жилых помещений из государственной собственности в муниципальную собственность, а затем в собственность физических и юридических лиц. Выделение именно этого способа перехода жилого фонда в частную собственность, имеет свои особенности, т.к. по сути, на протяжении последних двадцати лет, многоквартирное жилье из приватизированного фонда, представляло собой конгломераты, т.е. когда приватизированное жилье принадлежит частным лицам, а нежилые помещения муниципалитетам.
2. Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ
Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ заключается в следующем:
— целью деятельности муниципальных предприятий ЖКХ является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг. Цель деятельности коммерческих предприятий в сфере ЖКХ – получение прибыли;
— продукция предприятий ЖКХ, как правило, не имеет овеществленного характера и выступает в форме услуги. Например, услуги тепло-снабжения заключаются в нагреве воды для целей отопления;
— переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий ЖКХ имеет ярко выраженную неравномерность как по сезонам года, так по часам суток (часы пик), и предоставление услуг должно быть согласовано с этими процессами
Правовую основу, регламентирующую вопросы управления многоквартирным домом управляющей компанией, устанавливает п.2.ст.161 ЖК РФ. Помимо рассматриваемого в рамках институционального аспекта данной формы управления, жилищное законодательство выделяет так же возможность управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья (далее – ТСЖ) и непосредственно собственниками помещения (где количество квартир в доме не более 30).
Кроме того, на федеральном и региональном уровне, имеются и постоянно реформируются различные нормы законодательства в сфере оказания услуг ЖКХ, основополагающие из которых так же служат правовой основой функционирования управляющих компаний.
Принятые поправки в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закрепили необходимость с 1 июля 2015 года, получения лицензии на осуществление деятельности всеми управляющими компаний, в том числе и товариществами собственников жилья, созданными жильцами нескольких домов.
3. Проблемы ЖКХ в России
В ЖКК накопился целый ряд технологических, организационных и финансовых проблем, не позволяющих в сжатые сроки реализовать план по созданию эффективного и качественного снабжения населения и других потребителей коммунальными услугами (ресурсами).
В технологической сфере основной проблемой является высокий и продолжающий нарастать уровень физического и морального износа коммунальной инфраструктуры. Нормативный срок отслужили около 60% основных фондов. По данным технической инвентаризации, в Российской Федерации физический износ основных фондов котельных составил 55%, тепловых сетей – 63%. Требуют срочной замены около 16% теплопроводов и 30% сетей водоснабжения и канализации. В целом ряде муниципальных образований износ коммунальной инфраструктуры достиг критического уровня.
Причиной такого высокого уровня износа фондов является хроническое недофинансирование отрасли. Если в первые годы после перехода от плановой экономики к рыночной недофинансирование было вызвано низкой долей оплаты жилищно-коммунальных услуг населением и нехваткой бюджетных средств, то в последние годы недостаточный уровень капитальных вложений является следствием ограничения роста тарифов, опережающего роста расходов организаций коммунального комплекса на энергоресурсы и низкой привлекательности отрасли для частных инвесторов.
При этом, по данным Росстата, парадоксальным образом аварийность в сфере теплоснабжения с 2000 по 2017 год сократилась в 18 раз, аварийность в сфере водоснабжения за последние пять лет сократилась в 2 раза.
На протяжении последних лет наблюдается общее снижение уровня государственных субсидий на оплату услуг ЖКХ. Незащищенным слоям населения государство предоставляет определенные субсидии на оплату услуг ЖКХ. Но с каждым годом доля таких субсидий снижается (рис. 2).
При этом, фактически уровень платежеспособности населения не растет. Таким образом, получается, что государство лишает субсидий именно не защищенные слои населения.
4. Проблемы предприятий ЖКХ
Более тщательно необходимо рассмотреть проблемы, прямо или косвенно касающиеся именно предприятий ЖКХ.
5. Реформы ЖКХ в России
В настоящее время, как уже и на протяжении двух последних десятилетий, наше государство проводит политику реформ системы ЖКХ, структурированно данные реформы представлены на рисунке 3.
Осуществление реформ в системе ЖКХ требует от государства существенных затрат, поэтому, в текущих условиях экономического кризиса, государство все больше и больше пытается переложить финансирование рассматриваемой отрасли на население (собственников) помещений, что логически и предполагает рыночная система отношений.
Правительство РФ утверждает средние индексы изменения размера платы за коммунальные услуги отдельно по каждому субъекту РФ, а также для каждого субъекта РФ устанавливается предельно допустимое отклонение от среднего индекса, которое может быть применено в отдельных муниципальных образованиях этого субъекта РФ.
Современное жилищно-коммунальное хозяйство России представлено достаточно сложной системой общественных отношений между производителями и потребителями услуг, посредством которых должны обеспечиваться комфортные и безопасные условия жизни и работы населения страны. Имеющие место низкое качество, недостаточный объем и высокая стоимость этих услуг приводят к конфликтам, перерастающим в судебные споры.
Отсутствие эффективного контроля предприятий ЖКХ создает благоприятную среду для злоупотреблений, наиболее распространенной формой которых являются предусмотренные законом преступления, связанные с мошенничеством, воровством, а также использованием должностного положения в корыстных целях. К основным видам преступлений, распространенных в указанной сфере деятельности, относятся:
— противоправные деяния, направленные на завышение тарифов на коммунальные услуги, совершаемые лицами, занимающими руководящие должности в организациях, осуществляющих управление и снабжение необходимыми ресурсами многоквартирных домов;
— присваивание денег, которые были направлены государством на повышение эффективности функционирования объектов ЖКХ;
— расхищение денег, принадлежащих управляющим компаниям, осуществляемое путем перевода средств на счета подставных фирм;
Политика в сфере ЖКХ сегодня в первую очередь нацелена на формирование благоприятной среды для обеспечения надлежащего содержания жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры: посредством борьбы с недобросовестными управляющими организациями и ужесточения контроля за исполнителями услуг, как со стороны собственников, так и со стороны контролирующих органов.
Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство остаётся одной из наиболее острых проблем и требует всестороннего диалога между обществом, государством и бизнесом. Проводимые в настоящее время преобразования в ЖКХ создают необходимые условия для повышения качества услуг. В отрасли по-прежнему сохраняется ряд проблем: высокий уровень износа инфраструктуры, серьёзные потери ресурсов, низкое качество услуг. Отрасли ЖКХ требуются инновации, основой которых является достижение главной цели — обеспечение благоприятных условий проживания жителей.
Что относится к отрасли жкх
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 27 апреля 2016 г. № 286/пр «Об утверждении собирательных классификационных группировок отрасли жилищно-коммунального хозяйства” (не вступил в силу)
В соответствии с подпунктом 5.2.102. Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 47, ст. 6117; 2014, № 12, ст. 1296; № 40, ст. 5426; № 50, ст. 7100; 2015, № 2, ст. 491; № 4, ст. 660; № 22, ст. 3234; № 23, ст. 3311, 3334; № 24, ст. 3479; № 46, ст. 6393; № 47, ст. 6586, 6601; 2016, № 2, ст. 376; № 6, ст. 850), приказываю:
1) собирательную классификационную группировку видов экономической деятельности «Жилищно-коммунальное хозяйство» на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2) согласно приложению № 1 к настоящему приказу.
2) собирательную классификационную группировку работ и услуг, оказываемых организациями отрасли жилищно-коммунального хозяйства, на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) согласно приложению № 2 к настоящему приказу.
2. Использовать собирательные классификационные группировки, утвержденные настоящим приказом, для целей формирования официальной статистической информации как в целом по собирательным группировкам, так и по отдельным группировкам видов экономической деятельности, работ и услуг, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 июля 2016 г.
Приложение № 1
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства РФ
от 27 апреля 2016 г. № 286/пр
Собирательная классификационная группировка видов экономической деятельности «жилищно-коммунальное хозяйство» на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2)
ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2)
Приложение № 2
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства РФ
от 27 апреля 2016 г. № 286/пр
Собирательная классификационная группировка работ и услуг, оказываемых организациями отрасли жилищно-коммунального хозяйства на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2)
ОК 034-2014 (КПЕС 2008)
Обзор документа
Утверждены собирательные классификационные группировки видов экономической деятельности «Жилищно-коммунальное хозяйство», а также работ и услуг, оказываемых организациями ЖКХ, на основе (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2) и (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
Они используются для целей формирования официальной статистической информации как в целом по собирательным группировкам, так и по отдельным группировкам видов экономической деятельности, работ и услуг, связанных с ЖКХ.
Основные сведения о жилищно-коммунальном хозяйстве России
Определение и структура ЖКХ в России
Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложную многофункциональную систему жизнеобеспечения и безопасности населения, состав и структура которой специфичны для каждого региона.
В рамках жилищных и муниципальных услуг можно выделить несколько подсекторов:
Жилищно-коммунальное хозяйство(ЖКХ) — сложная социально-экономическая система, обеспечивающая население, а также предприятия различных отраслей народного хозяйства необходимыми им ресурсами, водой, газом, электроэнергией и отоплением.
Структура жилищно-коммунального хозяйства обычно включает:
Государственные услуги занимают особое место в ЖКХ.
Муниципальные службы — совокупность предприятий, служб и хозяйств, обслуживающих население городов и населенных пунктов. Государственные службы также обслуживают промышленные предприятия, которым они поставляют воду, электричество, газ и другие коммунальные услуги.
Система жилищно-коммунального хозяйства представлена жилыми, общественными зданиями; эксплуатирующими, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими компаниями, составляющими сложную социально-экономическую систему, эффективность работы которой зависит от развития городской застройки и состояния среды обитания жителей города. Таким образом, жилищно-коммунальные услуги являются важнейшей составляющей городской экономики.
Муниципальное хозяйство — это совокупность предприятий, служб и хозяйств, обслуживающих население различных муниципальных образований; в городах оно является частью городской экономики. Во многих городах и поселках государственные службы также обслуживают промышленные компании и снабжают их водой, электричеством и газом. Однако, в зависимости от местной ситуации, промышленные компании также имеют свои собственные трубопроводы для водоснабжения, канализации и других коммунальных нужд.
Темпы развития и масштабы деятельности коммунальных служб оказывают непосредственное влияние на уровень благосостояния населения и условия его жизни, санитарно-гигиенические условия, чистоту воздуха и воды, а также на уровень производительности труда.
Государственные услуги включают в себя:
Структура внешнего благоустройства густонаселенных районов включает дороги и тротуары, мосты и эстакады, подземный и наземный транспорт, пешеходные переходы и эстакады, сооружения и сети ливневого (дренажного) управления отходами, плотины, различные гидротехнические сооружения, а также общественные зеленые зоны, уличное освещение и т. д.
Основой городского жилищного сектора является жилищный фонд: жилые здания, специализированные дома (жилые дома, общежития, маневренные фонды, дома для ветеранов и т.д.), жилые помещения в других зданиях, пригодных для проживания.
Жилищный фонд делится на следующие виды:
Для города поселения особое значение имеют коммунальные объекты:
Примеры объектов ЖКХ
Все типы жилья (комната в общежитии или коммунальной квартире, отдельная квартира, частный дом и т. п.) классифицируются как жилищный фонд.
Каждый объект жилищного фонда является в то же время объектом жилищно-коммунальных услуг и находится в чьей-то собственности.
По признаку собственности выделяются следующие виды жилищного фонда:
Таким образом, объекты жилищно-коммунального хозяйства — жилищный фонд, управляемый муниципальными образованиями, и оборудование, которое должно быть предоставлено, чтобы в совокупности оказывать жилищные и коммунальные услуги населению.
Особенности ЖКХ в России
Характеристики жилищно-коммунального хозяйства отраслей народного хозяйства:
Роль ЖКХ в России
Экономические реформы, проведенные в России, оказали значительное влияние на развитие и функционирование жилищно-коммунального хозяйства. Изменились основные цели и приоритеты развития компаний в этой отрасли:
Жилищно-коммунальное хозяйство — одна из основных отраслей народного хозяйства Российской Федерации, включает в себя различные производственно-технические комплексы.
Система жилищно-коммунального хозяйства представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатирующими, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими компаниями, составляющими сложную социально-экономическую систему, от эффективности которой зависит развитие городской застройки и состояние среды обитания населения города.
Жилищно-коммунальное хозяйство, является независимой от сферы народного хозяйства системой, основная цель которой — удовлетворение потребностей населения и предприятий в услугах, обеспечивающих нормальные условия жизни и труда.
Целью всех видов жилищно-коммунальных услуг является удовлетворение основных потребностей населения. Каждая отрасль сформирована компаниями, которые продают однородный вид продукции. Отрасли различаются по технологии производства или виду деятельности.
Одной из главных идей реформы жилищно-коммунального хозяйства является создание конкуренции на рынке коммунальных услуг. Компаний больше, конкуренция сильнее: каждая из них за то, чтобы бороться за качество, а не повышать цену, поэтому с ней заключается договор на управление домом. В прошлом инфраструктура коммунальных услуг принадлежала монополистам: газ, электричество, теплоснабжение и т.д. Эта проблема все чаще исследуется частными компаниями.
Таким образом, согласно текущему состоянию корпорации — реформы фонда содействия жилищно-коммунальному хозяйству — в России действуют частные коммунальные компании, на долю которых приходится 57,52 % от общего числа муниципальных компаний в Российской Федерации.
При этом государство разрешило контролировать адекватность тарифов на коммунальные услуги федеральным тарифным службам.
Жилищные и коммунальные услуги включают:
Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает формы управления многоквартирными домами. Управление жилищными и коммунальными услугами осуществляется на основе договора между домовладельцем, управляющей компанией, поставщиками различных форм собственности, которые предоставляют услуги по содержанию, ремонту и эксплуатации жилого фонда и инженерной инфраструктуры.
Одной из главных проблем, стоящих в настоящее время перед жилищно-коммунальными органами власти, является совершенствование договорных отношений. Низкое качество и слабость правовой базы, регулирующей публично-правовые отношения в жилищно-коммунальном хозяйстве, является одной из основных причин жилищного кризиса и его последствий.
В связи с этим возрастает активность граждан по непосредственному участию в управлении жилищным фондом с целью повышения качества и снижения затрат на содержание, ремонт и эксплуатацию жилых зданий.