что относится к паранауке

Значение слова «паранаука»

что относится к паранауке. Смотреть фото что относится к паранауке. Смотреть картинку что относится к паранауке. Картинка про что относится к паранауке. Фото что относится к паранауке

По определению доктора философских наук В. А. Кувакина: «Термин „паранаука“ относится к утверждениям или теориям, которые в большей или меньшей степени отклоняются от стандартов науки и содержат в себе как существенно ошибочные, так и, возможно, истинные положения. „Пара“ (от греческого pará — возле, мимо, вне) как часть сложных слов означает находящееся рядом, отклоняющееся от нормы или нарушающее что-либо. Близость по смыслу понятий „квазинаука“ и „паранаука“ позволяет использовать их как синонимы».

Несмотря на то, что термины «ненаука», «паранаука», «квазинаука», «антинаука», «псевдонаука», «лженаука» и им подобные иногда употребляются взаимозаменяемо, имеются попытки последовательного разграничения этих понятий.

Мартин Манер (Martin Mahner) предложил именовать паранаукой все виды ненаучной деятельности, не являющиеся псевдонаучными.

па̀ранау́ка

1. то, что не является подлинной наукой, но выдаётся за неё ◆ Такого рода информация ― по линии уфологии, тоже весьма развитой паранауки, изучающей НЛО, людей, которых похищали эти самые летающие тарелки, «раскрывающей» заговоры правительственных структур, скрывающих факты о тарелках… Эдуард Геворкян, «С кем контактируем?», 2008 г. // «Наука и религия» (цитата из НКРЯ) ◆ Он [фэншуй] пришёл к нам коммерческим продуктом в виде переводных изданий в начале смутных 90-х, когда спрос на мистику и паранауку возрос фантастически. Борис Руденко, «Фэншуй: засада на простака», 2007 г. // «Наука и жизнь» (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

что относится к паранауке. Смотреть фото что относится к паранауке. Смотреть картинку что относится к паранауке. Картинка про что относится к паранауке. Фото что относится к паранаукеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова параболический (прилагательное):

Источник

Что такое паранаука

что относится к паранауке. Смотреть фото что относится к паранауке. Смотреть картинку что относится к паранауке. Картинка про что относится к паранауке. Фото что относится к паранауке

Наука и паранаука

В представлении людей, далеких от научных исследований, наука является стройной, незыблемой, логичной и универсальной системой знаний, которые со временем пополняются, но почти не изменяются и не противоречат друг другу. На самом деле, научный мир далек от этого идеала: он представлен множеством различных теорий, которые могут иметь ошибочные представления, неточности, алогизмы и противоположные концепции. Наука постоянно изменяется, одни понятия сменяются другими, одни теории оказываются ложными, другие, почти невероятные, претендуют на звание единственно верных.

Главная особенность науки состоит в том, что она систематизирует и изучает действительность с помощью объективных методов: сбора фактов, анализа, синтеза и обобщения, прогнозирования. Эти же методы применяет и паранаука, но она направлена на более специфические предметы, которые отклоняются от научных стандартов, но выработанные в результате теории могут быть как ложными, так и истинными. Сегодня чаще всего паранаукой называют те виды деятельности, которые не подходят под определение «псевдонауки», но не могут, по крайней мере, пока, считаться научными.

Это идеи, которые не имеют поддержки среди ученых и существуют как альтернативные взгляды на реальность.

Виды паранауки

Паранаучные знания могут переходить в разряд научных, такое не раз случалось за всю историю человечества. Так, теория дрейфа материков, выработанная немецким геофизиком Вегенером, воспринималась как невероятное предположение, вышедшее за рамки «нормальной» науки, но сегодня она считается единственно верной. Поэтому паранаукой часто называют вполне научные теории, которые еще не завоевали авторитет среди ученых и не получили полного подтверждения.

Одним из видов паранауки является комплекс древних учений, которые сегодня не могут считаться научными: астрология, старинная народная медицина, алхимия, гадания, нумерология, некромантия, демонология, хиромантия.

Паранаукой также часто называют дисциплины, относящиеся к так называемой «народной науке». Они не могут в полной мере считаться научными, так как носят прикладной, дидактический характер, но учат полезным, реальным умениям и навыкам.

Также этот термин относится к современным методам изучения паранормальных явлений: тайных силах и явлениях, проявляющихся в необъяснимых ситуациях. Паранаука, к примеру, занимается парапсихологией, которая включает в себя такие понятия, как телепатия, ясновидение, психокинез. Уфология – тоже одна из паранаучных дисциплин.

Источник

Паранаука

Паранаука — это собирательное понятие, обозначающее множество различных форм познавательной деятельности и сопутствующих науке (см. Наука) идейно-теоретических учений, существующих за её пределами, но связанных с ней определённой общностью проблематики или методологии (см. Методология). Главным критерием отнесения конкретной формы познавательной активности к области паранауки служит несоответствие общепринятым в системе науки критериям построения и обоснования научных теорий (см. Теория), а также неспособность дать убедительное рациональное истолкование изучаемых феноменов.

Понятие паранауки фиксирует результаты рефлексии о природе науки и её взаимодействии с другими видами познавательной деятельности, тем самым будучи обусловленным стремлением провести демаркационную линию между научным и иными типами знания. В целом, паранаучное знание существует как постоянный контекст развивающегося научного знания в виде протонауки, девиантной науки и псевдонауки (ненаучного знания).

Понятие протонаучного знания обусловлено установкой, согласно которой содержание науки неоднородно и некоторые из её элементов могут не укладываться в идеалы научной рациональности, соответствующие доминирующей теоретической парадигме. В такой ситуации название паранауки может получить новая и ещё не завоевавшая авторитета теория, которая со временем имеет шанс войти в сферу «нормальной науки» (Т. Кун). Её отличает отсутствие развитой теоретической схемы на фоне провозглашения новой научной картины мира, в результате чего теоретическая интерпретация эмпирического материала строится непосредственно на основе последней. Наряду с теоретическими гипотезами в ней присутствует опора на непроверенные факты, противоречивость логических построений, неразработанность вспомогательных теорий или практических приложений. Протонаука в данном контексте представляет собой первичные формы осмысления реальности, возникающие в процессе становления конкретно-исторического типа научного знания при отсутствии необходимого эмпирического материала и нестабильности (или неразработанности) методов исследования и нормативов построения теории. Опираясь в равной степени как на существующие достоверные сведения, так и на субъективные предположения исследователя (неизбежно окрашенные духовной атмосферой эпохи), протонаука строится как результат взаимодействия творческого воображения с наличным эмпирическим материалом. Протонаучное знание служит основанием построения более достоверных теоретических моделей, постепенно исчезая с появлением научных теорий. Характерный пример — судьба натурфилософского знания веков. Наряду с этим, название паранауки нередко получают и устаревшие, деградировавшие научные теории, не учитывающие многочисленных опровержений и новых научных данных. В подобных случаях паранаука тождественна понятиям альтернативной или девиантной наук.

Девиантная наука, в отличие от протонаучного знания, представляет собой самостоятельную область теоретического знания, которая, по оценкам научного сообщества, не соответствует наличным критериям научности. Согласно этой установке идеалы научной рациональности не обязательны для целого ряда иных видов познания (в частности, практического и духовного освоения мира). В США, например, широко распространено присвоение имени «наука» (science) всякой системе знания, оформленной в школьную или университетскую специальность. Тем самым возникает широкий спектр «сельскохозяйственных наук», «семейных наук», «кулинарных наук», «музыкальных наук», «спортивных наук» и так далее. Эти дисциплины учат полезным знаниям и навыкам, но не содержат системы идеальных объектов, процедур научного объяснения и предсказания и потому не поднимаются выше систематизированного и дидактически оформленного опыта, оставаясь прикладными руководствами по различной тематике. Некоторые практические традиции, порой намеренно демонстрируя оппозиционность к науке, выступают в форме своеобразных «народных наук» (органическая агрикультура Р. Штейнера, народная медицина, народная педагогика и прочие). «Народные науки» обычно представляют собой концентрированное выражение практического и обыденного опыта, приспособленное к традиционным условиям жизни. «Народные науки» могут органически дополнять науку или даже заменять её при определённых обстоятельствах. Нередко они содержат знания, дающие позитивный импульс развитию науки и техники. Вместе с тем, превознесение результатов «народной науки» приводит к её деградации (например, противопоставление мичуринской опытной селекции научной генетике). Причём, в последнем случае велик шанс превращения «народной науки» в псевдонауку. Основаниями для отнесения тех или иных учений к паранаукам могут также служить разногласия мировоззренческого, концептуального или политического плана между носителями «отклоняющегося» знания и ортодоксально настроенным научным большинством. Таким образом, статус девиантной науки могут иметь как попытки истолковать исторический процесс в русле эзотерической традиции или исследовать при помощи нетрадиционных методик феномены человеческой психики (например, парапсихология), так и собственно научные теории, противоречащие устоявшимся представлениям (например, гелиобиология А. Л. Чижевского, теория пассионарности Л. Н. Гумилёва). В тоталитарном обществе девиантная (с точки зрения доминирующей идеологии) наука становится запрещённым занятием, её сторонники подвергаются преследованиям и репрессиям (например, генетика в 1940–1950-х и социология в годах в СССР).

Псевдонаучное знание, в отличие от протонауки и девиантной науки, представляет собой попытку «расширения» сферы научного поиска путём построения теории на вненаучных основаниях. Претензии на преодоление ограниченности актуального научного знания связываются в рамках псевдонауки с обращением к дорациональным архаико-мифологическим структурам миропонимания. Псевдонауки, как правило, отличаются высокой степенью авторитарности и пониженным критицизмом, игнорированием эмпирического опыта, противоречащего собственным постулатам, неразвитостью и многозначностью понятийного аппарата, отказом от рациональной аргументации в пользу веры. При этом для псевдонаучного знания характерна тенденция к концептуальной экспансии, стремление распространить собственные мировоззренческие парадигмы на прочие сферы знания с целью преодоления их «одномерности». В то же время псевдонаука, фиксируя внимание на реальной неполноте научного знания и ограниченности его методов, в то же время не способна представить ему собственную позитивную программу. Широко распространённым видом псевдонаук являются «оккультные науки» (алхимия, астрология, френология, геомантия, хиромантия, физиогномика, толкование сновидений). В каждой из них существует своё теоретико-подобное учение, основанное на вере в сверхъестественное и постулирующее существование особых, неизвестных науке субстанций и природных сил или значительно преувеличивающие роль определённых природных закономерностей, а также выдвигаются амбициозные претензии на чрезвычайную эффективность практических приложений. «Оккультные науки» опираются на натурфилософские теории и древние мифы, народный опыт и некоторые научные факты и методы, направляя всё это синкретическое единство на то, чтобы «предсказывать судьбу» и способствовать её оптимальному развёртыванию. Деятели таких наук создают академии и университеты, присуждают и получают учёные степени и звания, открывают журналы, тщательно имитируя структуру науки и научного образования, и в то же время критикуют науку за догматизм и сциентизм. Именно для таких паранаук типично выдвижение претензий на статус науки в целях обеспечения себе более благоприятных социальных условий.

Паранаучное знание в целом во всех его формах выполняет по отношению к науке конструктивно-критическую функцию, выявляя недостаточность существующего аргументирования, несовершенство теоретических моделей и относительность критериев научности. Взаимодействие науки и паранауки существенно обогащает понятийный и концептуальный фонд научного поиска, способствует появлению новых областей знания, определяя одновременно тенденции девиантных познавательных стратегий.

Источник

Пара-наука

Паранау́ка (лат. para — около) — собирательное название идейно-теоретических концепций и учений, характеризующихся антисциентистской направленностью.

Паранаучные представления бытуют не только у менее просвещенной части общества, но и в среде его культурной элиты. Той самой, которая занята производством классических ценностей науки и искусства. Более того, именно научная элита стояла в конце прошлого века у истоков парапсихологии – этого айсберга псевдонауки! Стараниями этой элиты во второй половине ХХ века парапсихология приобрела внешнее подобие раздела естествознания. Это показывает, что возникновение и существование псевдонауки, как феномена культуры, нельзя объяснить исключительно доступностью и привлекательностью предмета, причины этого более глубоки и разнообразны. [2]

Содержание

Наиболее часто относимые к паранауке концепции

Публичная критика

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

На русском языке

На других языках

Полезное

Смотреть что такое «Пара-наука» в других словарях:

ПАРА — жен., церк. и южн., зап. пар, испаренье. Стояху (ослы) при яслех, парою своею согреваху отроча, зиме належацией. Мин. Дек. 25. | Животная жизнь. Кая бо жизнь ваша? Пара бо есть. Иоан. IV. 14. | Пара, орл., калуж. и пара, смол., новг. пар,… … Толковый словарь Даля

ПАРА — жен., церк. и южн., зап. пар, испаренье. Стояху (ослы) при яслех, парою своею согреваху отроча, зиме належацией. Мин. Дек. 25. | Животная жизнь. Кая бо жизнь ваша? Пара бо есть. Иоан. IV. 14. | Пара, орл., калуж. и пара, смол., новг. пар,… … Толковый словарь Даля

НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим … Философская энциклопедия

Наука имеет много гитик — «Наука умеет много гитик» ключевая фраза для показа фокуса с игральными картами. Иногда ошибочно передается, как «Наука имеет много гитик». Описание фокуса Фокусник предлагает зрителю потасовать колоду и разложить на столе 10 пар карт рубашкой… … Википедия

Наука умеет много гитик — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/17 ноября 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно … Википедия

пара- — (гп) παρά обозначает: нахождение рядом, возле, около; отклонение от чего л., нарушение чего л. (вне, мимо, против). парадокс «вне веры», что то невероятное (ср. ортодокс правоверный); утверждение, кажущееся противоречащим здравому смыслу паразит… … Анатомия терминов. 400 словообразовательных элементов из латыни и греческого

пара- — (гп) παρά обозначает: нахождение рядом, возле, около; отклонение от чего л., нарушение чего л. (вне, мимо, против). парадокс «вне веры», что то невероятное (ср. ортодокс правоверный); утверждение, кажущееся противоречащим здравому смыслу паразит… … Анатомия терминов. 400 словообразовательных элементов из латыни и греческого

Валютная пара USD/JPY — (Доллар США/Японская Иена) Валютная пара USD/JPY это отношение доллара США к японской Йене Валютная пара USD/JPY: понятие и валюты, история и графики, фундаментальные факторы и поведение цены, тактические рекомендации Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Минимальная пара — Минимальная пара два слова, словоформы или морфемы данного языка, различающиеся только одной фонемой в одной и той же позиции (иначе называются квазиомонимами[1]:107). В частном случае различи фонем может состоять в несовпадении значений… … Википедия

Источник

Некоторые виды паранауки

Жанр нашей книги – небольшого учебного пособия – позволяет зафиксировать лишь наиболее существенные общие и отличительные черты названных феноменов.

Если исходить из буквального смысла понятия паранауки (паранаука дословно означает “рядом с наукой”, “при науке”), то в состав паранауки могут быть включены существенно различающиеся когнитивные практики. Объединяет эти когнитивные практики близость их проблематики к проблематике соответствующих наук, использование ими некоторых составляющих научной методологии, а также то обстоятельство, что они не укладываются в нормы и требования доминирующих на данном этапе развития науки парадигм (о понятии «парадигма» мы будем подробнее говорить ниже, см. раздел 3.8.1.3).

Поэтому, с одной стороны, в качестве паранаучных могут рассматриваться те когнитивные практики, которые на данный момент в некотором смысле опережают развитие соответствующей науки, которые выходят за пределы доминирующей парадигмы, которые, по сути, намечают некоторые перспективы развития той или иной науки. Такие практики со временем могут, по крайней мере, частично войти в состав «нормальной науки», более того, они могут внести существенный вклад в формирование новых научных парадигм. Но в рассматриваемый период своего развития такие когнитивные практики, как уже сказано, не укладываются в границы принятой научной рациональности, поскольку включают в себя различного рода вненаучные элементы, экстравагантные гипотезы, философскую или религиозную аргументацию, могут содержать противоречащие друг другу основоположения и т.п. В качестве примера такого рода паранауки можно указать гелиобиологию А.Л. Чижевского. Действительно, в то время, когда А.Л. Чижевский выдвинул гипотезу о существенном влиянии солнечной активности на процессы в биосфере Земли, это предположение казалось слишком смелым и слабо обоснованным эмпирически. Эта гипотеза тогда в большей мере могла быть обосновываема общемировоззренческим принципом, утверждавшим единство космических и земных процессов, подчеркивавшим космическую природу земной жизни. Не был тогда понятен и механизм воздействия солнечной активности (факелов, вспышек, протуберанцев…) на различные стороны и компоненты биосферы Земли. В наше время накоплен колоссальный эмпирический материал, подтверждающий существенность и периодичность воздействия различных проявлений солнечной активности на земные биологические (и даже социальные) процессы, разработаны теоретические модели, раскрывающие многие детали солнечно-земных связей. Поэтому гелиобиология в значительной своей части уже может считаться «нормальной наукой».

Как паранаука могут быть охарактеризованы также иные виды когнитивных практик. Так, например, существует множество отраслей познания и знания, прямо называемых в некоторых странах науками и оформленных как особые дисциплины и специальности. Речь идет о «кулинарных науках», «музыкальных науках», «семейных науках» и т.п. Без сомнения, они содержат обширные объемы практически полезных, систематизированных знаний и навыков. Однако они, очевидно, не укладываются в рамки научной рациональности, не удовлетворяют требованиям научных идеалов и норм. По сути, такие дисциплины представляют собой некоторые дидактически оформленные руководства определенных видов деятельности человека. Они не содержат системы идеализированных объектов, без которой не существует современной науки, не содержат уровня теоретического знания, не имеют, следовательно, схем объяснения и предсказания.

В состав паранауки иногда включают комплекс «оккультных наук» (астрологию, хиромантию, толкование сновидений и т.п.). Оккультные науки представляют собой чрезвычайно неоднородные по своему составу когнитивные практики. Они включают в себя обширный эмпирический материал и в этом отношении подобны официальной науке. В них также могут присутствовать элементы научной методологии: обобщения, классификации, использование количественных методов, расчетов и т.д. С другой стороны, в них весомо представлены мифологические и натурфилософские элементы. Чаще всего эти когнитивные практики имеют очевидную прагматическую направленность: нацелены на предсказание будущего индивида или какой-либо социальной общности и на достижение благоприятного будущего соответствующим социальным субъектом.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *