что относится к потребительскому рынку
Статья 3. Перечень объектов сферы потребительского рынка
Статья 3. Перечень объектов сферы потребительского рынка
3.1. Настоящий Порядок распространяется на субъектов оказания услуг, осуществляющих деятельность в следующих объектах:
3.1.1. Объекты оказания услуг стационарной розничной торговли:
— аптечные учреждения (аптеки, аптеки учреждений здравоохранения, аптечные пункты, аптечные магазины);
— другие приравненные и обустроенные объекты торговли, в т.ч. на закрытых территориях промышленных предприятий и организаций.
3.1.2. Объекты оказания услуг мелкорозничной сети:
— временные мини-рынки, торговые ряды, выставки-ярмарки товаров народного потребления;
— киоски (в том числе аптечные);
— оборудованные автофургоны, автолавки, автоприцепы и иные объекты, приравненные к ним.
3.1.3. Объекты услуг по приему стеклотары и вторичного сырья:
3.1.4. Объекты по оказанию услуг общественного питания:
— предприятия быстрого питания типа «Бистро»;
— прочие объекты услуг общественного питания.
3.1.5. Объекты по оказанию бытовых услуг:
— прочие оъекты бытовых услуг.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Что относится к потребительскому рынку
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Распоряжение Правительства РФ от 27 февраля 2021 г. N 497-р Об утверждении перечня групп потребительских товаров и услуг, относящихся к сфере ведения федеральных органов исполнительной власти для целей анализа причин роста потребительских цен и выработки мер экономического регулирования, направленных на обеспечение сбалансированности рынков потребительских товаров и услуг
В целях обеспечения постоянного мониторинга ценовой ситуации на потребительском рынке, в том числе цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения», и непродовольственные товары первой необходимости, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N 762-р, и своевременной выработки мер экономического регулирования, направленных на обеспечение сбалансированности рынков потребительских товаров и услуг:
1. Утвердить прилагаемый перечень групп потребительских товаров и услуг, относящихся к сфере ведения федеральных органов исполнительной власти для целей анализа причин роста потребительских цен и выработки мер экономического регулирования, направленных на обеспечение сбалансированности рынков потребительских товаров и услуг.
2. Минэкономразвития России:
на постоянной основе проводить мониторинг и оценку динамики цен на потребительские товары и услуги, включенные в ежемесячный расчет индекса потребительских цен в соответствии с официальной методологией Росстата;
в случае выявления тенденции к ускоренному росту цен на потребительские товары и услуги, указанные в пункте 1 настоящего распоряжения, существенно превышающему уровень инфляции в целом, либо рисков такого роста направлять соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти согласно перечню, утвержденному настоящим распоряжением.
3. При поступлении информации, указанной в абзаце третьем пункта 2 настоящего распоряжения, ответственным федеральным органам исполнительной власти во взаимодействии с ФАС России, Минэкономразвития России и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проводить комплексный анализ динамики цен на соответствующие потребительские товары и услуги и факторов их формирования и при необходимости представлять в Правительство Российской Федерации согласованные с курирующим заместителем Председателя Правительства Российской Федерации предложения по мерам экономического регулирования, направленным на обеспечение сбалансированности рынков потребительских товаров и услуг.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 27 февраля 2021 г. N 497-р
Перечень
групп потребительских товаров и услуг, относящихся к сфере ведения федеральных органов исполнительной власти для целей анализа причин роста потребительских цен и выработки мер экономического регулирования, направленных на обеспечение сбалансированности рынков потребительских товаров и услуг
4. Молоко и молочная продукция, включая сыр
Тема 7.3. Потребительский рынок: магазины, рынки, ярмарки и аукционы
Цель и задачи темы
Данная тема продолжает анализ товарного рынка. Её целью является рассмотрение сущности потребительского рынка, методов продажи товаров.
Задачи темы:
Оглавление
Потребительский рынок представляет собой часть товарного рынка, на котором реализуются потребительские товары. Объектом его является огромное множество товаров и услуг, предназначенных для конечного потребления. В качестве субъектов рынка выступают производители (или их посредники) и домашние хозяйства. Домашние хозяйства имеют целью удовлетворение потребностей. Поэтому путем покупок они приобретают товары в личное (индивидуальное) или коллективное владение. Производители реализуют товары с целью получения максимально возможной прибыли и получения своей ниши на рынке.
Объектом рынка выступают товары, предназначенные для конечного потребления. Их можно разделить на товары длительного использования и быстро расходуемые товары. Для первой группы важной характеристикой являются технические показатели, а также срок службы, количество товара на определенное количество семей, средний срок фактической службы имеющихся товаров (физический износ). Товары быстро расходуемые требуют постоянного обновления, поэтому одной из главных характеристик является уровень (норма) потребления данного товара на одного реального потребителя (так называемый уровень проникновения).
Считается, что производитель и потребитель на рынке ведут себя рационально. Покупатель сравнивает каждый товар с другими по качеству и характеристикам, соответствие полезности и цены и выбирает наиболее ценный. В результате формируется потребительский набор, т.е. количество товаров разного вида, приобретаемый потребителем (домашним хозяйством) обычно. Поскольку полезность падает при росте количества приобретаемых товаров, то количество приобретаемого товара одного вида ограничено. Ограничение потребления связано и с ограничением бюджета потребителя, совокупным доходом домашнего хозяйства. В результате формируется потребительский спрос как функция от множества факторов, основными из которых является цена товара и доход потребителя. Потребитель абсолютно независим от производителя, и последний не может заставить его купить свой товар. Но производитель может так изменить цену товара или методы его реализации, что приобретение его станет желаемым для покупателя.
Сумма спроса всех потребителей на рынке формирует рыночный спрос на данный товар. Если покупателей товара много, то спрос становится массовым и изменение спроса отдельного покупателя не оказывает существенного слияния на рынок. Т.е. на потребительском рынке спрос на отдельные товары устойчив и меняется только под воздействием серьезных причин, таких как, например, инфляция, когда меняется структура потребления. Примером таких товаров являются все предметы первой жизненной необходимости.
С другой стороны, спрос на промышленные потребительские товары отличается высокой степенью нестабильности. Существенными факторами, определяющими спрос на данном рынке, является мода, сезонность, индивидуальные предпочтения потребителей, наличие товаров-заменителей.
Спрос на товары длительного пользования можно разделить на первичные и вторичный. Если первичный спрос – это спрос тех, кто не имел раньше данный товар (например, спрос на первую цифровую видеокамеру), то вторичный состоит из спроса тех потребителей, кто хочет приобрести вторую такую же вещь (например, второй автомобиль в семью), а также тех, кто хочет заменить физически или морально устаревшую продукцию. То есть на спрос на товары длительного потребления существенное влияние оказывает научно-технический прогресс и появление новых технологий, на основе которых создаются товары-заменители.
Поскольку потребительский рынок – это организованная структура, посредством которой спрос на товары и услуги встречается с предложением их со стороны производителей, то следует рассмотреть предложение.
Рынок диктует производителям, что производить, сколько и с какими затратами, чтобы получить достижение цели – максимизацию прибыли.
Чем выше цена товара, тем больше (при прочих равных условиях) будет прибыль. Чем больше доход от производства и реализации данных товаров, тем больше стимулов для расширения производства. В тоже время процесс производства товаров связан с производственным циклом и поэтому производство товаров не может изменяться при любом изменение на рынке (изменении цен). Производитель не успевает закупить новое оборудование, сырье, нанять рабочих, если цена увеличилась и не может остановить процесс производства, если цена упала. Но предприниматели стараются использовать имеющиеся производственные мощности наиболее эффективно, поэтому чем выше цена товара, тем больше будет предложение товара на рынке.
Развитие предприятия всегда предполагает наращивание и техническое совершенствование производственных мощностей, поэтому на потребительском рынке постоянно увеличивается объём предложения, который часто не может поглотить спрос. Вследствие этого в развитых странах часто наблюдается излишек товара. В результате возникают две проблемы: во-первых, проблема продажи, во-вторых, проблема получения максимальной прибыли. В современных условиях предприятия часто жертвуют максимальной прибылью, чтобы закрепиться на рынке или закрепить за собой сегмент покупателей, улучшить свои позиции на рынке, повысить имидж.
Реализацию продукции на потребительском рынке осуществляют множество торговых предприятий – самостоятельных хозяйствующих субъектов с правом юридического лица, созданных для закупок, хранения, реализации товаров и оказания сопутствующих услуг.
Интенсивность и экономические результаты продаж во многом определяются методами или способами реализации продукции.
7.3.2. Основные методы реализации товаров: магазины, ярмарки, аукционы и их особенности
К основным видам продажи потребительских товаров относятся стационарная торговля, посылочная торговля, передвижная торговля, рыночная торговля.
Стационарная торговля осуществляется в постоянном месте – магазине, при посылочной покупатель выбирает товар по каталогу, а продавец (или производитель) высылают его на дом, передвижная торговля основана на том, что продавец ищет покупателя и выезжает к нему домой.
Наиболее распространена торговля через магазин. Она предполагает следующие методы:
Традиционной формой организации магазинов является продажа через прилавок. Эта форма предполагает продажу товаров с обязательным участием продавцов, которые должны представить товар покупателю, уметь его обработать (нарезать, отмерить или взвесить, упаковать, определить стоимость), дать ему характеристику, заинтересовать и подвигнуть покупателя на покупку. При этом продавец должен обладать нужными знаниями, умением, культурой, выдержкой и т.п.
Продажа товаров на основе самообслуживания получила широкое распространение с 50-60 гг. ХХ века. Она предполагает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность его осмотреть и выбрать без участия продавца. Отобранные самостоятельно товары оплачиваются в специальных узлах расчета, где работают кассиры-контролеры. Эта форма удобна для реализации тех товаров, которые могут быть расфасованы, не требуют доработки, могут храниться, имеют удобную упаковку. Самообслуживание позволяет увеличить пропускную способность магазинов, эффективно использовать имеющиеся площади, расширить ассортимент продукции, снизить издержки. К основным недостаткам такой торговли относятся потери, связанные с нарушением упаковки и кражами товаров. Эта форма удобна и покупателям, поскольку сокращается время покупки, покупатель сам выбирает тот товар, который ему нужен или интересен.
Торговля по предварительным заказам может осуществляться по широкому кругу товаров от книг и верхней одежды, до мебели, автомобилей и проч. Заказ может быть сделан в магазине, дома, на работе, при этом необязательно в письменной форме, возможен заказ в устной форме или через Интернет. Заказанные товары могут быть получены в магазине или доставлены на дом, в соответствии с договоренностью. Эта форма позволяет сэкономить время на приобретение товара, а магазинам позволяет сделать точный заказ на продукцию, снизить издержки на хранение и работу продавца, освободить площади под другие товары и т.п.
Большое распространение получила продажа через телевизионный магазин. Она считается одной из наиболее эффективных форм, поэтому некоторые коммерсанты считают, что за ней будущее. Такой магазин не требует ни площадей для хранения и торговых (выставочных) залов, ни работы продавцов с конкретным покупателем. Телемагазин не сравним ни с одной другой формой торговли по охвату потенциальных покупателей. Кроме того, он нагляден, информационен, здесь рождается эффект подражания большинству, Он может работать круглые сутки, по много раз показывая один и тот же ролик. Можно приостановить продажу какого-либо товара, а через какое-то время вернуться к нему снова.
Торговля по почте становится очень популярной с 80-х годов прошлого века. Покупатели делают заказ, получая информацию из каталогов, Интернета, справочников и брошюр, а затем получают по почте выбранные товары.
Одной из самых эффективных форм торговли является ярмарка.
Ярмарка – это форма организации товарного рынка, которая является периодическим мероприятием, проводимым в определенное время в определенном месте. Главные ее цели:
Ярмарки позволяют, в определенной степени, разбить монополизацию рынка, повысить качество продукции, расширить ассортимент, здесь создаются новые взаимосвязи и отношения. Производители, заключая договор, могут формировать программу выпуска и обновления продукции, а покупатели преодолевают региональную привязку к одному поставщику.
Международные ярмарки помогают выявить тенденции на мировом рынке данного товара, определить насколько соответствует продукция мировым стандартам по качеству, ценам, сервису и т.д.
Во время работы ярмарок часто проводятся семинары, учеба, консультации ведущих специалистов в данной сфере, работников министерств и ведомств.
Участие в ярмарке стоит обычно больших денег. Затраты, связанные с ярмаркой, включают:
Значительные затраты на участие в ярмарке делают их мало доступными для средних и мелких участников рынка. Но чем более развит рынок, тем больше стимулов для участия в ярмарках. Поскольку ярмарки проводятся по графику, то производители могут начать готовиться к ним заранее, делая затраты постепенно, а не единовременно.
В последнее время в России стало проводиться множество ярмарок от специализированных (например, ярмарки медицинского или строительного оборудования) до универсальных (например, традиционная ярмарка сельхозтоваров). Более широко участвуют отечественные производители и в торговых ярмарках за рубежом (например, в Лейпцигской, Парижской, Базельской и др.).
Особой формой российской ярмарочной торговли является постоянные ярмарки товаров широкого потребления в одном месте. (на больших площадях). Такая торговля не является ярмарочной в полном смысле этого слова. Она обычно имеет цель быстрой продажи продукции, зачастую, невысокого качества. Осуществляют такую торговлю посредники, не имеющие ни постоянных (договорных) связей с производителями, ни собственных торговых площадей, осуществляющих часто челночную поставку продукции. Такое явление возникло в начале 90-х годов, когда существовал дефицит практически всех товаров на рынке, и надо было удовлетворять спрос на дешевые товары. Нанимая небольшие площади в огромных простаивающих помещениях, предприниматели не несли крупных затрат ни на аренду, ни на обеспечение этих площадей, в любой момент могли свернуть торговлю и перебраться в другое помещение. В последнее время на этих ярмарках стали размещаться местные производители и предприниматели ближайших регионов, продукция которых не знакома покупателям, не отличается оригинальностью или высоким качеством. Реализация через специализированные магазины или аренда помещений в них настолько увеличивает цену продукции, что она становится не конкурентоспособной.
Еще одной формой организации торговли выступают аукционы.
Аукцион – это публичный торг товарами, покупателем которого становится тот, кто предлагает самую высокую цену. Такой способ продажи более всего подходит товарам, чьи характеристики (или свойства) являются настолько исключительными, что порождают высокую конкуренцию среди покупателей за право обладать ими. Это обычно редкие, уникальные, раритетные товары. Аукционный способ реализации позволяет продать их быстро и по самой выгодной для продавца цене.
Особенностями такой торговли является следующее:
Что относится к потребительскому рынку
Сохраняйте данные
показателей бюджета
В личном кабинете вы сможете собрать все необходимые вам данные о расходах Минпромторга России
Сохраняйте данные
показателей бюджета
Детализируй планы-графики расходов
Сохраняйте данные
показателей бюджета
Узнайте, какую меру поддержки может получить ваше предприятие
Восстановление доступа
Введите адрес, который вы указывали при регистрации
Потребительский рынок
Потребительский рынок представляет собой совокупность частных лиц и домохозяйств, которые приобретают товарную продукцию и услуги для некоммерческого использования. Зачастую он характеризуется высокой конкуренцией, разнообразием товара и децентрализованной структурой.
Формирование потребительского рынка проходит на основании потребительского спроса. Именно покупательная способность объединяет все факторы создания и развития, что является основой для его стабильного функционирования.
Управление развитием потребительского рынка Российской Федерации зависит от вывода на рынок продукции малых и средних предприятий. Внимание уделяется производствам, которые приносят убыток. В таком случае они лишаются дотаций. И наоборот: предприятия, которые производят продукцию широкого потребления, получают бонусы в виде снижения налогов и предоставления кредитов по льготным ставкам. Такие меры являются реальной возможностью для развития российского предпринимательства.
Особое внимание уделяется ключевым моментам ценообразования. Всё зависит от производителя товара или услуги, а также каковы его потребитель, продавец и покупатель. Рассматриваются следующие характеристики:
Больше информации о данных о потребительском рынке РФ на сайте Минпромторга России.
«По разные стороны баррикад»: можно ли «подружить» продавца и покупателя в пространстве рынка потребителей
В современном мире, пожалуй, не осталось ни одного человека, которому бы не пришлось хотя бы раз в жизни прийти в магазин за продуктами, одеждой и прочими товарами народного потребления. Прибавим к этому кафе, общественный транспорт, фитнес-клубы, парикмахерские и салоны красоты, частные медицинские клиники, туристические агентства и многое другое — и добро пожаловать в мир рыночных взаимоотношений, частичкой которого волей-неволей выступает каждый из нас. Основная цель рынка потребителей — обслуживание пользователя и удовлетворение его потребностей, которые, к слову, зачастую искусственно формируются самими продавцами. Не случайно в народе говорят, что на базаре два дурака: один — продает, другой — покупает. О том, что же такое потребительский рынок, кому и для чего необходимо его изучать, и можно ли «подружить» потенциальных потребителей и производителей посредством грамотного маркетингового анализа, рассказывает маркетолог Николай Григорьев.
Что такое потребительский рынок и какие науки его изучают?
Говоря простым языком, потребительский рынок — это те физические или виртуальные пространства, на которых встречаются потенциальные потребители и производители товаров и услуг. Безусловно, эти пространства подвергаются изучению как с одной, так и с другой стороны: производители анализируют рынок с точки зрения того, как лучше, больше и дороже продать свои товары и услуги, а потребители, соответственно, рассматривают его с точки зрения возможностей лучше, дешевле, быстрее и легче приобрести необходимые им товары и услуги.
В отличие от потребителей, у продавцов товаров и услуг существует гораздо больше возможностей, методов и ресурсов для того, чтобы изучать факторы, влияющие на потребителя, потребительское поведение, сами рынки и что с ними происходит: растут они или падают, как и в какую сторону развиваются.
«Они привлекают к этому целый ряд научных сфер: это, к примеру, все, что относится к области социальной или индивидуальной личностной психологии, вопросам поведенческой экономики. Это, безусловно, и такие сферы, как маркетинг, в том числе, цифровой маркетинг или нейромаркетинг, и другие нейронауки, которые привлекают современные средства анализа больших данных и «цифровых следов» человека для того, чтобы наилучшим образом определить или сформировать его потребности и удовлетворить их за деньги. Безусловно, этим также занимаются социальные и политические деятели — не случайно мы можем наблюдать социологические «замеры», например, на выборах, когда тем или иным кандидатам необходимо «продать» себя избирателям», — перечисляет Николай Григорьев.
Так или иначе, грамотное изучение рынка потребителей является важнейшим элементом разработки стратегии ведения бизнеса, равно как и оценки его перспективности. Не случайно данный процесс охватывает множество составляющих, от изучения потребительского спроса до анализа конкурентов и потенциальных угроз в выбранной вами области коммерческой деятельности. Понимая механизм проведения анализа рынка, вы сможете определить алгоритм построения и развития бизнеса, проанализировать необходимость привлечения инвестиций, в полной мере использовать возможности сокращения рисков.
Основные виды потребительского рынка
Рынок потребителей принято разделять по ряду признаков — в первую очередь, по объекту потребления. С этой точки зрения выделяют два направления — рынок потребительских товаров (продовольственных и непищевых) и рынок потребительских услуг. Продовольственный рынок является достаточно широким, поскольку производители предлагают нам все больше и больше инновационных продуктов питания, однако сегмент непродовольственных товаров все же значительно шире, ведь к нему можно отнести и одежду, и обувь, и бытовую технику, и лекарственные препараты, и предметы интерьера, и многое другое. В свою очередь, рынки услуг классифицируют, руководствуясь их видами: медицинские, парикмахерские, спортивные, туристические и т. д. Кроме того, существует деление потребрынка по территориальному признаку. Ведь несмотря на то, что в современном мире купить можно практически все, многое из того, что в свободном доступе находится на прилавках столицы, сложно отыскать, к примеру, в Тарусе, Урюпинске, Пышме или, скажем, в Сыктывкаре.
Что хочет потребитель и какие психологические, социальные и другие факторы влияют на его поведение и спрос
Как мы уже заметили, в основном главные усилия к анализу потребительского поведения прилагают обладатели ресурсов — производители товаров и услуг, которые действительно ежегодно тратят на это многие миллионы и миллиарды долларов по всей земле.
«Потребитель же, в свою очередь, находится в состоянии, которое мы для удобства назовем состоянием «А». Оно может быть связано с его физическими психическими и иными потребностями, и он хочет перейти в некоторое состояние «Б», в котором эти потребности будут удовлетворены, — объясняет Николай Григорьев. — Перейти он туда хочет, как я уже говорил, самым коротким, самым дешевым и самым легким способом. Что же касается производителей товаров и услуг, то они очень серьезно не только изучают, но и формируют эту самую точку «B»: каким ты должен быть, каким ты хочешь быть, и так далее. Они внушают это потенциальному потребителю с точки зрения статуса, материальной обеспеченности и психологической безопасности. Именно поэтому все вышеперечисленные науки активно вовлечены в анализ потребительского рынка. Например, нам говорят, что все успешные люди ездят на автомобилях определенной марки, носят одежду определенных брендов или, скажем, потребляют здоровые и экологически чистые продукты, которые, конечно же, стоят дороже. Но ведь ты же заботишься о себе и хочешь перейти из одного состояния здоровья в другое, более качественное — тогда иди и занимайся фитнесом, употребляй свежевыжатые соки, и так далее. А группы потребителей — они все очень разные и отличаются друг от друга по возрасту, полу, культуре, этно-религиозным аспектам, поэтому, конечно, и ведут они себя по-разному. Понятно, что подросток из небогатой семьи и пожилой миллионер определяют и удовлетворяют свои потребности совершенно неодинаково. Поэтому, вне всякого сомнения, усилия продавцов всегда сегментированы: то есть, направлены на целевую аудиторию — ту, которую они считают для своего продукта, услуги и бренда идеальной. Кто-то, скажем, любит пиво, а кто-то сок. Кто-то носит кроссовки, а кто-то предпочитает строгие туфли. Кто-то может даже любить и то и другое, однако в разной среде люди все равно потребляют товары и услуги очень по-разному, и чтобы попасть «в десяточку» с точки зрения финансового успеха, это всегда должно быть учтено производителем товара или услуги».
Кто занимается анализом потребительского поведения в маркетинге?
В анализ потребителей товаров и услуг вовлечены представители самых разных профессий — безусловно, это и социологи, и социальные психологи, и внутрикорпоративные маркетологи, и сотрудники независимых консалтинговых компаний, изучающих эти вопросы. Этим, конечно, также занимаются экономисты: истории известны нобелевские премии, присужденные за работы в области потребительской поведенческой экономики.
«Такие труды, в частности, базируются на том, что человек является достаточно иррациональным существом, поэтому, совершая покупку, он далеко не всегда принимает во внимание один лишь прямой расчет с точки зрения сравнения затрат. Вот почему изучением потребительского поведения должны заниматься профессионалы», — говорит Николай Григорьев.
Виды и методы анализа рынка потребителей
Принято разделять два ключевых направления в изучении рынка. Первое из них — это общие исследования. Они касаются непосредственно рынков и определяют, какая продукция либо услуги пользуются самым активным спросом, как формируется цена на них и т. д. Это необходимо для того, чтобы обозначить потенциально эффективные направления для инвестирования и получить данные статистики, с тем, чтобы на их основе выработать алгоритм продвижения бренда.
Второй тип — это маркетинговые исследования. Они, в свою очередь, рассчитаны на определенную область деятельности и сосредотачиваются на анализе поведенческой модели потребителей и конкурентов, а также рынка в целом. Данный вид анализа служит для выработки стратегии развития конкретного бизнеса.
Что же касается используемых методик, с помощью которых собирают и обрабатывают данные, а также формируют те или иные выводы, то они бывают качественные и количественные. К первым относятся, к примеру, гипотезы и мнения отдельных экспертов, не наделенные четкой структурой и носящие субъективный характер, а вторые представляют собой статистические данные, сопровождаемые конкретными расчетами и показателями, легко поддающимися сравнению.
Насколько дорого обходятся подобные исследования и можно ли проводить их бесплатно?
Безусловно, сегодня в Интернете можно найти немало бесплатной информации, однако, к сожалению, для принятия серьезных управленческих решений таких данных обычно бывает недостаточно.
«Например, вы можете найти какие-то старые прошлогодние отчеты, которые иногда выкладывают в Интернет бесплатно. Однако бесплатными они и становятся как раз потому, что во многом утратили свою актуальность, — говорит Николай Григорьев. — А вот самые свеженькие и полные исследования вам уже придется покупать или заказывать специально для себя: это зависит от масштабов вашего бизнеса, ваших ресурсов и множества других факторов. Но так или иначе, чем точнее вы сформулируете «техническое задание» и объясните исследователям то, что, собственно, вы хотите от них получить — тем больше все это будет применимо к вашей реальной коммерческой деятельности».
Хотя, конечно, некоторые общие тренды можно определять и не прибегая к подобным исследованиям. Ведь о них пишут многие аналитики, и вы можете, например, понять, что рынок, на котором вы работаете, вероятнее всего в следующем году будет расти. Достаточно вам таких данных или нет — каждый решает сам. Кому-то, например, нужно непременно понять, в каких конкретно подсегментах он будет расти, на сколько процентов, и так далее. Яркий пример — проектирование расширения производственных мощностей, для которого одного лишь понимания, что рынок просто будет расти, совершенно недостаточно. Поэтому в любом случае в изучение рынка придется вложить какие-то денежные средства, большие или меньшие.
Как оценить перспективность того или иного рынка?
С одной стороны, рынки бывают зрелые и сложившиеся. Анализировать их достаточно просто, ведь уже существует довольно большой объем информации, на основании которой специалисты могут предоставить вам достаточно точный прогноз. С другой стороны, есть рынки совершенно новые, которые буквально на наших глазах создаются венчурными предпринимателями. Никакой истории у этих рынков нет, ведь их просто не было раньше. Поэтому здесь все значительно сложнее, и гораздо более важная роль здесь отводится лидерам-визионерам, которые берут на себя смелость, ответственность и риск заходить на какие-то рынки, инвестировать в них денежные средства с помощью, в том числе, венчурных инвесторов, и открывать что-то совершенно новое и неизведанное.
«Здесь, конечно, нужно понимать, что из ста подобных проектов «выстреливают» лишь несколько. Но зато выигрыш и прибыль они дают настолько огромные, что, скажем, для венчурных фондов, которые формируют у себя такие портфели, те деньги, которые они впустую потратили на оставшиеся 95–96 проектов, перекрываются огромной, колоссальной выгодой от «выстреливших» трех-пяти. Кроме того, прибыльность рынка во многом зависит от стратегии инвестирования, от того, в каком вы рынке находитесь или собираетесь туда заходить. Здесь, конечно, нужно все очень серьезно продумывать, привлекать серьезный компетентный консалтинг, и так далее, хотя в конечном счете вся ответственность все равно будет лежать на самом предпринимателе», — заключает наш эксперт.