что относится к религии и не имеет отношения к культуре
Религия и культура 2021
Что такое религия?
Большинство проблем, известных как молитвы религиозных людей, направляются к богам и духам, которым они верят. Они выступают в религиозных действиях, таких как медитации и ритуалы, которые в основном делаются в учреждениях, в которых также участвуют другие верующие и верующие. Из-за этого религия стала основой большинства людей в каждом обществе даже в начале тех времен, когда анимизм был распространен.
Религия помогает людям понять стихийные бедствия, происходящие вокруг них. Эта концепция каким-то образом дает им объяснения феноменом, таким как наводнение, землетрясение и тому подобное. Система моральных и этических ценностей людей также основана на религии, которую они практикуют в обществе. Другими словами, религия имеет смысл событий в жизни каждого человека или верующего.
Это всегда было основополагающим в религиозном отношении, чтобы поклоняться и служить Богу или в случае других религий, во многих богах. Вещи, которые передают моральные стандарты религии, принимаются, а те, которые не считаются аморальными, религиозные люди не хотят связываться с ними.
Что такое культура?
Культура действительно не имеет универсального определения, но большинство людей согласилось, что оно относится к коллективным знаниям, существующим в обществе общества. По словам Кристины Де Росси, антрополога Барнетского и Саутгейтского колледжа в Лондоне, культура делится своей историей слова с французским словом, также называемым культура от латинского термина Colere что означает «воспитывать землю», и другие слова со значениями, связанными с культивированием роста.
Когда дело доходит до материального аспекта культуры, здесь также включаются механизмы и реликвии людей, поскольку эти вещи отражают то, что их культура действительно находится в данном обществе. Чтобы добавить к списку вещей, которые отражают культуру, это народный язык, архитектура, одежда, приветствия или взаимодействия с другими, привычками питания и другими традициями. Другими словами, культура подсказывает нам, как эти люди совершенствуются до совершенства в течение прошедших лет.
Разница между культурой и религией
Таблица сравнения культуры Vs. религия
Резюме культуры Vs. религия
Чтобы обобщить все, что обсуждалось в этой статье, легче проиллюстрировать, что религию можно сравнить с рукописью, в то время как культура относится к поправкам, когда рукопись хранится.
Религия
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Что такое религия
У термина «религия» есть разные трактовки, каждая из которых по-своему верна. Религию можно определить, например, так:
мировоззрение и поведение людей, которое определяет вера в существование какой-либо сверхъестественной силы;
система символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, исходящая из представления об общем порядке бытия;
вера в сверхъестественное (в Бога);
совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, которая собирает людей в единую общность;
одна из форм приспособления человека к окружающему миру, способ удовлетворения духовных потребностей.
Религиозное сознание тесно связано с верой, и эти понятия часто используют как синонимы.
Вера — это безоговорочное принятие чего-либо за истину без поиска доказательств и дополнительных рассуждений. |
Главные признаки религии — это:
иррациональность — вера в абсолютную истинность;
догматизм — отсутствие необходимости в доказательствах;
ритуальность — молитвы и другие священнодействия;
вера в сверхъестественное;
Мы раскрыли определение религии. Давайте рассмотрим функции религии и узнаем, как она воздействует на общество.
Функции религии
Основные функции религии:
Мировоззренческая. Религия формирует определенную картину мира у последователей. Через призму веры человек видит и понимает мир, общество и себя.
Ценностно-смысловая. Религия отвечает на вопросы о смысле и цели жизни, участвует в создании ценностных ориентиров.
Психологическая (компенсаторная). Через молитву, медитацию или обращение к Богу верующий получает утешение в трудную минуту, снимает стресс.
Коммуникативная. Общая вера объединяет людей, дает возможность ощущать себя сопричастным и не одиноким. Кроме того, через религиозные обряды верующий может обращаться к святым, Богу, ангелам и т. п.
Культурно-транслирующая. Религия может быть фактором развития искусства, через религиозные произведения происходит передача культурного наследия.
Воспитательная. Религия способствует социализации человека, прививает определенные правила поведения в обществе.
Регулятивная. Вера упорядочивает стремления и деятельность человека.
Интегрирующая и дезинтегрирующая. Религия объединяет группы верующих, но в то же время противопоставляет друг другу социальные группы, исповедующие разные религии.
Примеры функций религии: самопроверка
Подумайте, какие функции религии проявляются в этих примерах. Правильные ответы вы найдете в конце статьи.
В 1815 году Россия, Пруссия и Австрия заключили так называемый Священный союз, целью которого было подавление революционных настроений. Позднее в союз вступили и другие христианские монархии.
При синагоге работают языковые курсы, на которых любой желающий может бесплатно выучить иврит и лучше узнать еврейские традиции и культуру.
В заведении не продают алкоголь, так как хозяин и большинство посетителей — мусульмане, а Коран запрещает употребление алкоголя.
Ранние формы религии
Есть четыре типа древних религий, которые существовали много веков: тотемизм, шаманизм, фетишизм, анимизм.
Тотемизм — это способ связи человека с окружающим миром через поклонение тотему. В качестве тотема чаще всего выступает животное, реже — растение или какой-то неодушевленный предмет.
Шаманизм — взаимодействие с миром духов через проводника, который называется шаманом. Считается, что шаманы умеют общаться с духами и высшими силами, поэтому все племя прислушивается только к его словам и указам.
Фетишизм — вера в предметы, которые обладают сверхъестественными силами. Такие предметы называют фетишами. Ими может быть что угодно, например, камень необычной формы или драгоценный металл.
Анимизм — вера в духов. Это могут быть духи умерших людей, животных и растений или духи, которые обитают в определенной местности.
По количеству почитаемых богов все религии делят на политеистические и монотеистические.
Политеизм — это многобожие или язычество. Буддизм, синтоизм, индуизм — это политеистические религии.
Монотеизм — вера в одного Бога-творца. Примеры монотеистических религий: ислам, христианство, иудаизм.
Современные религии
В наши дни выделяют три типа религиозных верований:
Родоплеменные верования — те самые тотемизм, шаманизм, фетишизм и анимизм, о которых мы рассказали выше. Это архаические религии, но они сохранились в некоторых обществах, например, у племен Африки или канадских индейцев.
Национально-государственные религии тесно связаны с отдельным народом, этнической общностью. Например, индуизм и джайнизм преимущественно распространены на территории Индии, иудаизм — в Израиле, синтоизм — в Японии, даосизм и конфуцианство — в Китае.
Мировые религии выходят за пределы одной нации или государства и охватывают большое число верующих по всему миру. Таких религий три: христианство, буддизм и ислам.
Каждая религия построена на целом своде правил, ограничений, норм поведения, включает систему культовых действий, обрядов. Давайте узнаем немного о каждой из трех мировых религий, а потом обобщим знания в сводной таблице.
Христианство
Христианство зародилось в I веке нашей эры на востоке Римской Империи и быстро распространилось по другим провинциям. Уже в V веке религия вышла за пределы Римской Империи и охватила европейские государства, а в XVI–XX веках миссионеры активно обращали в христианство жителей других материков. Сегодня религия насчитывает ориентировочно 2,4 миллиарда приверженцев.
Это монотеистическая религия. В центре христианской веры — идея единства Бога Отца, Сына и Святого Духа. Бог в представлении христиан совершенен, он воплощает абсолютный разум и любовь.
Христиане считают, что душа бессмертна, и верят в воскресение всех людей. Духовный мир для приверженцев этой религии важнее материального. Цель жизни человека — духовный рост, а достичь его можно через смирение, посты и молитвы.
Главная книга — Библия, которая состоит из Ветхого и Нового Завета, символ — крест.
В христианстве есть три направления:
Православие исповедуют в России, некоторых странах СНГ и Восточной Европы.
Католицизм распространен в Западной Европе, Литве, Чехии, Польше.
Протестантизм характерен для США, Канады, Австралии и Великобритании.
Ислам
Ислам — это самая молодая мировая религия. Он возник в Западной Аравии в VII веке, а его основоположником был пророк Мухаммед. Первое мусульманское государство, Халифат, активно вело завоевательные войны с соседями и обращало их в ислам. Благодаря этому уже в первые сто лет своего существования религия обрела последователей в Передней и Средней Азии, Индии и Закавказье, Северной Африке и на Балканском полуострове. Сегодня ислам исповедуют примерно 1,9 миллиарда людей.
Это монотеистическая религия, родственная иудаизму и христианству. Всемогущий Бог, которого почитают мусульмане — Аллах. Как и христиане, мусульмане верят в бессмертие души и возможность ее спасения после смерти. Символы ислама — звезда и полумесяц, главная книга — Коран. Доказательства веры мусульманина — ритуальная молитва, соблюдение поста и паломничество в Мекку (город, в котором зародился ислам).
Наиболее крупных ветвей ислама — две:
Суннизм распространен в Центральной и Южной Азии, Африке.
Шиизм характерен для Азербайджана, Ирана и Ирака.
Буддизм
Буддизм — самая древняя из трех мировых религий, он зародился в VI веке до нашей эры. За первые два тысячелетия своего существования буддизм проник на Шри-Ланку, в Китай, Японию и Тибет, распространился по Юго-Восточной и Средней Азии. Сегодня буддизм исповедуют около 500 миллионов жителей Земли. В России эта религия распространена на территории Бурятии, Калмыкии, Тувы.
В отличие от христианства и ислама, в буддизме нет ни Бога-творца, ни идеи о бессмертной душе, ни представления о грехе и его искуплении.
Основа религии — учение о четырех благородных истинах, в которых говорится о страдании, его причине (жажде), прекращении страдания (нирване) и Благородном пути, ведущем к прекращению страдания. Буддисты верят в бесконечную цепь перерождений — сансару, и в карму — закон связи между действиями человека и его дальнейшей жизнью.
Два основных течения буддизма:
Хинаяна распространена в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Лаосе и Камбодже.
Махаяна распространена на Дальнем Востоке, в Центральной Азии, на Западе
15 Религия и культура
Религия и культура
Писатели обратились к образу Христа как идеалу нравственного совершенства, спасителю мира. Кроме того, обращаясь к земной жизни Христа, на долю которого выпали предательство, преследование, неправый суд, русские писатели XX века проводили тем самым параллель с теми муками, которые переживали многие их современники на протяжении советского периода истории России.
В сложную эпоху «коммунистического перевоспитания» человека, эпоху сталинской диктатуры и лагерей многие люди уставали жить, разуверивались в «вечных ценностях». Обесценивание жизни, страх перед физической гибелью порождали в людях такие черты, как трусость, лицемерие, покорность, предательство.
Христианская религия как учение, наставляющее своих адептов на путь спасения, дающее примеры духовного подвига, требующее исполнения нравственных законов и заповедей, неразрывно связана с моралью.
Библия говорит о том, что человек по своей природе и добр, и зол, и прекрасен, и ужасен, поэтому все зависит от того, каким путем в жизни он пойдет; ему предоставлен свободный выбор.
В Библии говорится, что для каждого человека всегда открыты два пути: узкий «путь вечной жизни» и широкий «путь гибели». Многие идут последним путем
путем соблазнов и удовлетворения плоти, путем потребительства и мирской суеты. Тогда главным становится удовлетворение материальных потребностей, любовь человека обращена только на него самого, и это ведет к погибели души. Человек становится эгоцентричным, он руководствуется только своими прихотями и желаниями и тем самым делает зло не только окружающим, но прежде всего самому себе, поскольку в результате этого разрушается его личность. Жажда самоутверждения, самомнение и гордыня могут привести к преступлениям. Примером такого ослепления и нравственного падения может служить судьба главного героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова.
Нравственные идеалы, достойные человека, были изложены Христом в его Нагорной проповеди (Мф. 5-7). То, что он сказал, было неожиданным и удивительным для слушателей. Если раньше считалось вполне естественным действовать по принципу «око за око, зуб за зуб» или «люби ближнего своего и ненавидь врага», то Христос апеллировал к высшим мотивам поведения человека, к более высокой степени духовности. В Нагорной проповеди он говорит не столько о справедливом воздаянии, сколько о любви.
Главное в проповеди Христа то, что он пришел в корне изменить природный порядок существования, возвестил Царствие Небесное, новый тип бессмертного бытия.
banshur69
banshur69
Недавно в телевизионной программе Виктора Ерофеева “Апокриф” возникла дискуссия о хлебе. В дискуссии принимал участие философ Александр Пятигорский. Когда слово дали московской студентке, она сказала, что для нее нет ничего святого и вообще Христос – это часть культуры. Пятигорский с гневом воскликнул: “Нет! Христианство – это христианство, а не часть культуры! Буддизм – это буддизм, а не часть культуры!” Дальше этого эмоционально выраженного несогласия дискуссия, увы, не пошла. Необходимо продолжить ее в отсутствии оппонентов, тем более что проблема соотношения религии и культуры давно перешла из разряда абстрактных в число наиболее актуальных, в том числе и политически актуальных вопросов.
Прежде всего, следует определить обсуждаемые предметы. Под культурой мы будем понимать совокупность следов человеческого общества, оставленных на планете Земля. Под религией будем подразумевать взаимодействие между человеком и Иным, выступающее в двух формах: во-первых, в форме религиозного чувства, во-вторых, в форме религиозной институции. В свете наших определений вопрос будет выглядеть так: является ли взаимодействие между человеком и Иным частью человеческого наследия, оставленного на планете Земля?
Начнем с элементарного. Никто не будет оспаривать тот факт, что без человека религия на Земле невозможна. Невозможна она и в Солнечной системе, если там нет космонавтов-землян. Следовательно, истоки религии нужно искать в самом человеке, а не в окружающей природе. Но сам человек не равен тому, что он производит. Человек не изделие, т.е. не машина, не инструмент, а высокоразвитый организм. Человек чувствует и мыслит. Религия начинается как особое чувство, возникающее в момент соприкосновения человека с окружающим миром. Попробуем рассмотреть различные виды этого чувства. Начать следует с общей для каждого человека ситуации, которую Хайдеггер назвал “вброшенностью” в мир. Человек оказывается один на один с неведомым пространством, законов которого он не понимает. Дальше ему могут быть присущи следующие виды религиозного чувства:
1) Благоговение перед миром, который старше него и который позволил ему появиться на свет;
2) Страх перед силами внешнего мира;
3) Страх перед феноменами своего внутреннего мира;
4) Ощущение своего единства с миром;
5) Надежда на милость сил внешнего мира;
6) Надежда на загробную жизнь;
7) Боязнь наказания за проступки.
В общем и целом, религиозное чувство включает различные виды страха, благоговение (удивление, умиление) и надежду. Чувство это опирается на такие идеальные образцы, как красота и мощь природы, способность природы к самовоспроизводству и упорядоченность процессов в природе.
Религиозное чувство является причиной учреждения жертвоприношений и ритуалов, создания святилищ и храмов, сочинения заговоров и молитв. Следовательно, религия как чувство будет не частью культуры, а одной из причин ее возникновения и функционирования. Религиозное первично, культурное вторично. Древний мастер, создававший вещь, хотел изготовить ее в соответствии с идеальной моделью, задуманной богами (= по образу и подобию Божию). У всякого трудового процесса есть прообраз, связанный с действиями самих богов по устройству мира сразу после его создания. Все, что делается без учета традиции, обречено в глазах древнего человека на неудачу.
Религиозная институция возникает как продукт религиозного чувства. Но, будучи материальным воплощением внутреннего мира человека, она должна быть признана частью культуры, т.е. частью земного человеческого наследия. Человек может иметь религиозное чувство и быть конфессионально не определившимся по причине воспитания в безрелигиозной семье. Можно сказать, что такой человек религиозно некультурен. Если же перед нами атеист, то он имеет минус-чувство, т.е. верит в то, что ничего сверхъестественного нет и мир таков, каким предстает в совокупности ощущений.
Если же отойти от древности в современность, то следует заметить, что авангардистам прошлого столетия было присуще поклонение такой новизне, которая отражает объективные закономерности первичного мира (корнесловие Хлебникова). Атеист и авангардист верят в наличие строгих объективных законов, которым подчиняется все живое (марксизм). Они стремятся нарушить эти законы ради утверждения свободной человеческой воли, а в конечном счете – ради преодоления страха смерти и самой смерти. Но, нарушая их, они, как нашкодившие дети, опасливо озираются по сторонам, боясь наказания, которое может прийти неведомо откуда. Изо всех видов религиозного чувства они менее всего уважают страх и более всего опираются на надежду. Благоговение же им совсем не свойственно. Следовательно, осуществляя прорыв в новое, бунтари-авангардисты втайне полны того же религиозного чувства, которое было ведомо древним людям. Но они пытаются это чувство заглушить или преобразовать.
Теперь следует задать вопрос о самих участниках спора. Они представляют не просто разные поколения, но разные цивилизации. Пятигорский принадлежит к старой цивилизации, основанной на догматах сотериологических религий. Его оппонентка разделяет участь большинства молодых людей, радостно шагающих в цивилизацию технократов. В этом и суть их случайного столкновения.
Нынешняя цивилизация – мир мастеров, идеал Евгения Базарова. В мире мастеров страх смерти преодолевается технологиями по достижению долголетия, все душевные неполадки объявляются техническими сбоями и устраняются с помощью психотехник и медикаментов. Идеальным объектом поклонения в мире мастеров является культура, понимаемая здесь как совокупность всех изделий, созданных человечеством за свою историю. Но в сферу культуры включается и то, что к числу изделий не относится, а, напротив, составляет причину культуры – эмоции, язык и религиозное чувство. Культура для современных мастеров существует сама по себе, без соотнесения с божественными образцами. Все имеет свою технологию и свой метод, и источники технологий находятся по эту сторону мироздания, поскольку образцами для них служат материалы ранних эпох человеческой истории. Обратим внимание на то, что, чем дальше человечество уходит от своих космобиологических истоков, тем больше ему кажется, что причиной культуры является она сама. На самом же деле это иллюзия, связанная не столько с забвением корней, сколько с атрофией каких-то частей сознания, ранее отвечавших за эмоциональную память и эмоциональную связь с прошлым.
Как отличить религию от культа?
В XX-ом веке люди столкнулись с тоталитарными режимами, целые страны и множество людей подверглись порабощению тоталитаризма. Советский Союз, фашистская Италия, нацизм в Германии – это примеры тоталитарных режимов безраздельно властвовавших над людьми. Никто ныне не будет оспаривать, как нарушались права и свободы граждан этих государств, но, несмотря на это, граждане этих государств считали, что действовали свободно и правильно.
XX-ый век породил также и тоталитарные культы, пленниками которых стало огромное количество современных людей. Что же такое культ и в чем его отличие от религии?
Для начала нужно определится в формулировках. Под религией, согласно философу С. Н. Трубецкому, понимается любое «организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам» 1. Итак, религия согласно этому определению не только вера в высшие силы, под которыми могут подразумеваться разные понятия «Бог», «Судьба», «Карма», и которые оказывают влияние на жизнь людей, но и стремление человека разными способами войти в контакт с высшими силами.
Что же такое культ? В чем его отличие от религии? В этой статье я стараюсь избегать обычного для русского языка слово «секта» по следующим причинам:
Во-первых, в годы советской власти, любое религиозное движение было запрещено, все религиозные общины находились в подпольном состоянии. Все встречи, собрания проходили в закрытых помещениях, и они не декларировались перед непосвященными. Также собирались когда-то во времена гонений ранние христиане. В виду этого под сектою, в советский период, понималось что-то таинственное, закрытое от непосвященных собрание лиц и т.п. В нашу эпоху свободы вероисповедания гонения на религиозные сообщества прекращены, а потому многие секты, открыто проповедующие на улицах и призывающие на свои собрания людей, часто говорят: «Мы не секта, а всемирная организация… Мы открыты для всех…» и т.д. и т.п..
Во-вторых, за словом «секта» укрепилось негативное восприятие у большинства людей. Часто обычный человек, услышав слово «секта», начинает морщиться и связывает с этим определением негативные ассоциации. Хотя слово секта не несет в себе никакой отрицательной окраски, оно лишь указывает собой на группу лиц не согласных с мнением доминирующей Церкви, религии. Скажем, где-нибудь, где Православная Церковь не является традиционной религией, она будет сектой в обычном понимании этого слова. Священник Олег Стеняев, рассказывая о своей миссионерской поездке в Индию, сказал, что он чувствовал себя как сектант, потому что Православие не традиционно для Индии.
Поэтому чтобы ни кого не обидеть, я сознательно избегаю слова «секта» и вместо него использую английское слово «cult» – культ, для того чтобы можно было отделить обычное религиозное образование от культа. Что же определяет культ? Согласно, американскому психологу Стивену Хассену, около 25-ти лет занимающемуся проблематикой культов, различие состоит в следующем: культы «прибегают к обману и методам контроля сознания, чтобы подорвать свободную волю человека и поставить его в зависимость от лидера группы» 2. От себя добавлю, под «лидером группы» может пониматься не только конкретный человек, но и группа людей, или организация.
Основной критерий, по которому мы можем отличить религию от культа, заключается в следующем, если группа пытается навязать вам тотальный контроль в отношении своего учения; если учение группы нельзя рассматривать критически, а остается лишь принять его таким, как оно есть; и если организация настаивает на исключительности своих лидеров, преподносит их как явно завышенных авторитетов, с мнением которых нельзя не согласиться, то перед вами самый настоящий культ.
Любой культ старается навязать человеку мнение о том, что свободное, независимое мышление (данное человеку Богом) – происки сатаны. В виду этого нужно прислушиваться к тому, что говорит лидер (старейшина, организация, пророк, гуру и т.д. и т.п.) для того, чтобы спастись.
В отличие от этого религия, хотя и преподносит своих высших представителей, как духовных авторитетов, она не настаивает на том, чтобы их решения нельзя было оспорить, или обязывает к тому, чтобы признать их абсолютный авторитет. Часто можно встретить католиков, критикующих действия папы, православных не согласных с решениями епископа или патриарха, да и истинный собор в отличии от лжесоборов всегда отличался тем, принимал ли его решения народ или нет.
В отличии от этого трудно представить себе, какого-нибудь старейшину от «Свидетелей Иеговы», который критиковал бы решения опубликованные на страницах «Сторожевой Башни»3, члена «Ассоциации Святого Духа за объединение мирового христианства» не согласного в чем-то с Сан Мен Муном, или представителя «Московской Церкви Христа», критикующего действия Кипа Маккина основателя «Бостонского движения».
Чуть выше было упомянуто о контроле сознания, что это такое и в чем это проявляется? Сознание человека достаточно хрупкая вещь и как показывают опыты современной Социальной психологии, не так уж и много нужно, чтобы направить мышление человека в нужном русле. Контроль сознания 4 включает в себя следующие пункты:
Разберем основные проявления этих пунктов более подробно 5.
а. Каким образом дается информация о вероучении? Предоставляется ли информация полностью? Есть ли что-то, что непосвященным нельзя читать, знать? Участвовать в каких-либо церемониях? Варьируется ли информация в зависимости от уровня посвященности?
б. Считается ли весь мир, не входящий в эту конфессию, «миром сатаны»? Делит ли данная организация мир на черное и белое, черное — это все, не относящиеся к ней?
в. Как относятся к ушедшим из организации людям? Считается ли, что все люди, ушедшие из организации, это неудачники, грешники? Можно ли иметь что-то общее с этими людьми, можно ли с ними общаться и при этом быть верными членами собрания? Согласны ли представители этого религиозного движения, познакомить Вас с кем-либо ушедшим в другую религию, для того чтобы узнать, почему он так поступил?
г. Какое отношение к религиозной литературе, изданной не этой религиозной организацией? Можно ли ее читать и черпать для своего кругозора что-нибудь? Ограничивается ли круг подобной литературы только литературой энциклопедического характера? Какое отношение к полемической литературе, написанной оппонентами данной организации? Сводит ли данная организация доступ СМИ к минимуму или учит относится к ним с недоверием?
д. Применяет ли данная организация доносительство за другими членами собрания? Как правило, в культах это делается под видом чистоты собрания. Членам поясняют, что Бог приемлет только чистое собрание, а грешники, сюда входят все те, кто не следует директивам руководства культа, оскверняют собрание. Применяется ли практика слежки за другими членами собрания (обычно делается это следующим образом проповедники ходят парами для того, чтобы можно было следить друг за другом и контролировать друг друга)? Загружает ли организация человека культовыми практиками настолько, что у человека не остается времени, для исследований другой литературы, общения с верующими из другого вероисповедания? Достигается это разным способом: большое количество культовой литературы, частые встречи, собрания культистов (как богослужебные, так и совместное времяпрепровождение), большая часть времени для проповеди, сбора пожертвований, для молитвы, медитаций и многое другое.
е. Инкриминируется ли чрезмерное чувство вины, посредством создания недостижимого идеала богоугодного человека? То есть, как бы человек не стремился к этому идеалу, он все равно не достигнет его. Используется ли также чрезмерное чувство страха? Боязнь мыслить независимо, принимать свои собственные решения? Боязнь «внешнего мира»? Боязнь потерять спасение? 6
ж. Отбивается ли охота к индивидуальным решениям? Навязывается ли мысль, что лучше подчинение группе (организации), чем личное мнение?
Если большая часть ответов на эти вопросы положительная, то перед Вами типичный тоталитарный культ, пытающийся контролировать Ваши эмоции, чувства, получаемую информацию.
Для составления объективного представления о той, или другой религии, требуется ознакомление с оппозицией. Для меня знакомство с разными точками зрения лишь углубляет понимание своей религии. Для культистов наоборот характерным является как можно быстрее загнать Вас на свои встречи, собрания, поэтому чтение полемической литературы не будет одобрено (выражаться это может по-разному).
Если Вы прочитали эту статью и почувствовали сомнения или заметили, что в Вашей организации подобные вещи являются характерными, попробуйте узнать больше об этой организации со всех сторон (с критической в том числе). Не подавайтесь соблазну того, что в организации все отзывчивые и искренние люди, а, следовательно здесь не может быть обмана, история XX-го столетия показывает, что искренность не является критерием истинности. Большинство людей в культах – это люди, которые до своего знакомства с культом не были сознательно верующими людьми. Как правило, они не читали религиозную литературу, а потому не имели возможности проверить то, что преподнесли им культисты. Поэтому они искренне верят в правоту своей веры и своей искренностью подкупают других. Пусть слова апостола Павла будут для Вас призывом к исследованию и разрешению Ваших сомнений: «всё испытывайте; доброго держитесь» ( 1Фес. 5:21 ).
Примечания: