что относится к религии и не имеет отношения к культуре

Религия и культура 2021

что относится к религии и не имеет отношения к культуре. Смотреть фото что относится к религии и не имеет отношения к культуре. Смотреть картинку что относится к религии и не имеет отношения к культуре. Картинка про что относится к религии и не имеет отношения к культуре. Фото что относится к религии и не имеет отношения к культуре

Что такое религия?

Большинство проблем, известных как молитвы религиозных людей, направляются к богам и духам, которым они верят. Они выступают в религиозных действиях, таких как медитации и ритуалы, которые в основном делаются в учреждениях, в которых также участвуют другие верующие и верующие. Из-за этого религия стала основой большинства людей в каждом обществе даже в начале тех времен, когда анимизм был распространен.

Религия помогает людям понять стихийные бедствия, происходящие вокруг них. Эта концепция каким-то образом дает им объяснения феноменом, таким как наводнение, землетрясение и тому подобное. Система моральных и этических ценностей людей также основана на религии, которую они практикуют в обществе. Другими словами, религия имеет смысл событий в жизни каждого человека или верующего.

Это всегда было основополагающим в религиозном отношении, чтобы поклоняться и служить Богу или в случае других религий, во многих богах. Вещи, которые передают моральные стандарты религии, принимаются, а те, которые не считаются аморальными, религиозные люди не хотят связываться с ними.

что относится к религии и не имеет отношения к культуре. Смотреть фото что относится к религии и не имеет отношения к культуре. Смотреть картинку что относится к религии и не имеет отношения к культуре. Картинка про что относится к религии и не имеет отношения к культуре. Фото что относится к религии и не имеет отношения к культуре

Что такое культура?

Культура действительно не имеет универсального определения, но большинство людей согласилось, что оно относится к коллективным знаниям, существующим в обществе общества. По словам Кристины Де Росси, антрополога Барнетского и Саутгейтского колледжа в Лондоне, культура делится своей историей слова с французским словом, также называемым культура от латинского термина Colere что означает «воспитывать землю», и другие слова со значениями, связанными с культивированием роста.

Когда дело доходит до материального аспекта культуры, здесь также включаются механизмы и реликвии людей, поскольку эти вещи отражают то, что их культура действительно находится в данном обществе. Чтобы добавить к списку вещей, которые отражают культуру, это народный язык, архитектура, одежда, приветствия или взаимодействия с другими, привычками питания и другими традициями. Другими словами, культура подсказывает нам, как эти люди совершенствуются до совершенства в течение прошедших лет.

Разница между культурой и религией

Таблица сравнения культуры Vs. религия

что относится к религии и не имеет отношения к культуре. Смотреть фото что относится к религии и не имеет отношения к культуре. Смотреть картинку что относится к религии и не имеет отношения к культуре. Картинка про что относится к религии и не имеет отношения к культуре. Фото что относится к религии и не имеет отношения к культуре

Резюме культуры Vs. религия

Чтобы обобщить все, что обсуждалось в этой статье, легче проиллюстрировать, что религию можно сравнить с рукописью, в то время как культура относится к поправкам, когда рукопись хранится.

Источник

Религия

что относится к религии и не имеет отношения к культуре. Смотреть фото что относится к религии и не имеет отношения к культуре. Смотреть картинку что относится к религии и не имеет отношения к культуре. Картинка про что относится к религии и не имеет отношения к культуре. Фото что относится к религии и не имеет отношения к культуре

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Что такое религия

У термина «религия» есть разные трактовки, каждая из которых по-своему верна. Религию можно определить, например, так:

мировоззрение и поведение людей, которое определяет вера в существование какой-либо сверхъестественной силы;

система символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, исходящая из представления об общем порядке бытия;

вера в сверхъестественное (в Бога);

совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, которая собирает людей в единую общность;

одна из форм приспособления человека к окружающему миру, способ удовлетворения духовных потребностей.

Религиозное сознание тесно связано с верой, и эти понятия часто используют как синонимы.

Вера — это безоговорочное принятие чего-либо за истину без поиска доказательств и дополнительных рассуждений.

Главные признаки религии — это:

иррациональность — вера в абсолютную истинность;

догматизм — отсутствие необходимости в доказательствах;

ритуальность — молитвы и другие священнодействия;

вера в сверхъестественное;

Мы раскрыли определение религии. Давайте рассмотрим функции религии и узнаем, как она воздействует на общество.

Функции религии

Основные функции религии:

Мировоззренческая. Религия формирует определенную картину мира у последователей. Через призму веры человек видит и понимает мир, общество и себя.

Ценностно-смысловая. Религия отвечает на вопросы о смысле и цели жизни, участвует в создании ценностных ориентиров.

Психологическая (компенсаторная). Через молитву, медитацию или обращение к Богу верующий получает утешение в трудную минуту, снимает стресс.

Коммуникативная. Общая вера объединяет людей, дает возможность ощущать себя сопричастным и не одиноким. Кроме того, через религиозные обряды верующий может обращаться к святым, Богу, ангелам и т. п.

Культурно-транслирующая. Религия может быть фактором развития искусства, через религиозные произведения происходит передача культурного наследия.

Воспитательная. Религия способствует социализации человека, прививает определенные правила поведения в обществе.

Регулятивная. Вера упорядочивает стремления и деятельность человека.

Интегрирующая и дезинтегрирующая. Религия объединяет группы верующих, но в то же время противопоставляет друг другу социальные группы, исповедующие разные религии.

Примеры функций религии: самопроверка

Подумайте, какие функции религии проявляются в этих примерах. Правильные ответы вы найдете в конце статьи.

В 1815 году Россия, Пруссия и Австрия заключили так называемый Священный союз, целью которого было подавление революционных настроений. Позднее в союз вступили и другие христианские монархии.

При синагоге работают языковые курсы, на которых любой желающий может бесплатно выучить иврит и лучше узнать еврейские традиции и культуру.

В заведении не продают алкоголь, так как хозяин и большинство посетителей — мусульмане, а Коран запрещает употребление алкоголя.

Ранние формы религии

Есть четыре типа древних религий, которые существовали много веков: тотемизм, шаманизм, фетишизм, анимизм.

Тотемизм — это способ связи человека с окружающим миром через поклонение тотему. В качестве тотема чаще всего выступает животное, реже — растение или какой-то неодушевленный предмет.

Шаманизм — взаимодействие с миром духов через проводника, который называется шаманом. Считается, что шаманы умеют общаться с духами и высшими силами, поэтому все племя прислушивается только к его словам и указам.

Фетишизм — вера в предметы, которые обладают сверхъестественными силами. Такие предметы называют фетишами. Ими может быть что угодно, например, камень необычной формы или драгоценный металл.

Анимизм — вера в духов. Это могут быть духи умерших людей, животных и растений или духи, которые обитают в определенной местности.

По количеству почитаемых богов все религии делят на политеистические и монотеистические.

Политеизм — это многобожие или язычество. Буддизм, синтоизм, индуизм — это политеистические религии.

Монотеизм — вера в одного Бога-творца. Примеры монотеистических религий: ислам, христианство, иудаизм.

Современные религии

В наши дни выделяют три типа религиозных верований:

Родоплеменные верования — те самые тотемизм, шаманизм, фетишизм и анимизм, о которых мы рассказали выше. Это архаические религии, но они сохранились в некоторых обществах, например, у племен Африки или канадских индейцев.

Национально-государственные религии тесно связаны с отдельным народом, этнической общностью. Например, индуизм и джайнизм преимущественно распространены на территории Индии, иудаизм — в Израиле, синтоизм — в Японии, даосизм и конфуцианство — в Китае.

Мировые религии выходят за пределы одной нации или государства и охватывают большое число верующих по всему миру. Таких религий три: христианство, буддизм и ислам.

Каждая религия построена на целом своде правил, ограничений, норм поведения, включает систему культовых действий, обрядов. Давайте узнаем немного о каждой из трех мировых религий, а потом обобщим знания в сводной таблице.

Христианство

Христианство зародилось в I веке нашей эры на востоке Римской Империи и быстро распространилось по другим провинциям. Уже в V веке религия вышла за пределы Римской Империи и охватила европейские государства, а в XVI–XX веках миссионеры активно обращали в христианство жителей других материков. Сегодня религия насчитывает ориентировочно 2,4 миллиарда приверженцев.

Это монотеистическая религия. В центре христианской веры — идея единства Бога Отца, Сына и Святого Духа. Бог в представлении христиан совершенен, он воплощает абсолютный разум и любовь.

Христиане считают, что душа бессмертна, и верят в воскресение всех людей. Духовный мир для приверженцев этой религии важнее материального. Цель жизни человека — духовный рост, а достичь его можно через смирение, посты и молитвы.

Главная книга — Библия, которая состоит из Ветхого и Нового Завета, символ — крест.

В христианстве есть три направления:

Православие исповедуют в России, некоторых странах СНГ и Восточной Европы.

Католицизм распространен в Западной Европе, Литве, Чехии, Польше.

Протестантизм характерен для США, Канады, Австралии и Великобритании.

Ислам

Ислам — это самая молодая мировая религия. Он возник в Западной Аравии в VII веке, а его основоположником был пророк Мухаммед. Первое мусульманское государство, Халифат, активно вело завоевательные войны с соседями и обращало их в ислам. Благодаря этому уже в первые сто лет своего существования религия обрела последователей в Передней и Средней Азии, Индии и Закавказье, Северной Африке и на Балканском полуострове. Сегодня ислам исповедуют примерно 1,9 миллиарда людей.

Это монотеистическая религия, родственная иудаизму и христианству. Всемогущий Бог, которого почитают мусульмане — Аллах. Как и христиане, мусульмане верят в бессмертие души и возможность ее спасения после смерти. Символы ислама — звезда и полумесяц, главная книга — Коран. Доказательства веры мусульманина — ритуальная молитва, соблюдение поста и паломничество в Мекку (город, в котором зародился ислам).

Наиболее крупных ветвей ислама — две:

Суннизм распространен в Центральной и Южной Азии, Африке.

Шиизм характерен для Азербайджана, Ирана и Ирака.

Буддизм

Буддизм — самая древняя из трех мировых религий, он зародился в VI веке до нашей эры. За первые два тысячелетия своего существования буддизм проник на Шри-Ланку, в Китай, Японию и Тибет, распространился по Юго-Восточной и Средней Азии. Сегодня буддизм исповедуют около 500 миллионов жителей Земли. В России эта религия распространена на территории Бурятии, Калмыкии, Тувы.

В отличие от христианства и ислама, в буддизме нет ни Бога-творца, ни идеи о бессмертной душе, ни представления о грехе и его искуплении.

Основа религии — учение о четырех благородных истинах, в которых говорится о страдании, его причине (жажде), прекращении страдания (нирване) и Благородном пути, ведущем к прекращению страдания. Буддисты верят в бесконечную цепь перерождений — сансару, и в карму — закон связи между действиями человека и его дальнейшей жизнью.

Два основных течения буддизма:

Хинаяна распространена в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Лаосе и Камбодже.

Махаяна распространена на Дальнем Востоке, в Центральной Азии, на Западе

Источник

15 Религия и культура

Религия и культура

Писатели обратились к образу Христа как идеалу нравственного совершенства, спасителю мира. Кроме того, обращаясь к земной жизни Христа, на долю которого выпали предательство, преследование, неправый суд, русские писатели XX века проводили тем самым параллель с теми муками, которые переживали многие их современники на протяжении советского периода истории России.

В сложную эпоху «коммунистического перевоспитания» человека, эпоху сталинской диктатуры и лагерей многие люди уставали жить, разуверивались в «вечных ценностях». Обесценивание жизни, страх перед физической гибелью порождали в людях такие черты, как трусость, лицемерие, покорность, предательство.

Христианская религия как учение, наставляющее своих адептов на путь спасения, дающее примеры духовного подвига, требующее исполнения нравственных законов и заповедей, неразрывно связана с моралью.

Библия говорит о том, что человек по своей природе и добр, и зол, и прекрасен, и ужасен, поэтому все зависит от того, каким путем в жизни он пойдет; ему предоставлен свободный выбор.

В Библии говорится, что для каждого человека всегда открыты два пути: узкий «путь вечной жизни» и широкий «путь гибели». Многие идут последним путем

путем соблазнов и удовлетворения плоти, путем потребительства и мирской суеты. Тогда главным становится удовлетворение материальных потребностей, любовь человека обращена только на него самого, и это ведет к погибели души. Человек становится эгоцентричным, он руководствуется только своими прихотями и желаниями и тем самым делает зло не только окружающим, но прежде всего самому себе, поскольку в результате этого разрушается его личность. Жажда самоутверждения, самомнение и гордыня могут привести к преступлениям. Примером такого ослепления и нравственного падения может служить судьба главного героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова.

Нравственные идеалы, достойные человека, были изложены Христом в его Нагорной проповеди (Мф. 5-7). То, что он сказал, было неожиданным и удивительным для слушателей. Если раньше считалось вполне естественным действовать по принципу «око за око, зуб за зуб» или «люби ближнего своего и ненавидь врага», то Христос апеллировал к высшим мотивам поведения человека, к более высокой степени духовности. В Нагорной проповеди он говорит не столько о справедливом воздаянии, сколько о любви.

Главное в проповеди Христа то, что он пришел в корне изменить природный порядок существования, возвестил Царствие Небесное, новый тип бессмертного бытия.

Источник

что относится к религии и не имеет отношения к культуре. Смотреть фото что относится к религии и не имеет отношения к культуре. Смотреть картинку что относится к религии и не имеет отношения к культуре. Картинка про что относится к религии и не имеет отношения к культуре. Фото что относится к религии и не имеет отношения к культуреbanshur69

banshur69

Недавно в телевизионной программе Виктора Ерофеева “Апокриф” возникла дискуссия о хлебе. В дискуссии принимал участие философ Александр Пятигорский. Когда слово дали московской студентке, она сказала, что для нее нет ничего святого и вообще Христос – это часть культуры. Пятигорский с гневом воскликнул: “Нет! Христианство – это христианство, а не часть культуры! Буддизм – это буддизм, а не часть культуры!” Дальше этого эмоционально выраженного несогласия дискуссия, увы, не пошла. Необходимо продолжить ее в отсутствии оппонентов, тем более что проблема соотношения религии и культуры давно перешла из разряда абстрактных в число наиболее актуальных, в том числе и политически актуальных вопросов.

Прежде всего, следует определить обсуждаемые предметы. Под культурой мы будем понимать совокупность следов человеческого общества, оставленных на планете Земля. Под религией будем подразумевать взаимодействие между человеком и Иным, выступающее в двух формах: во-первых, в форме религиозного чувства, во-вторых, в форме религиозной институции. В свете наших определений вопрос будет выглядеть так: является ли взаимодействие между человеком и Иным частью человеческого наследия, оставленного на планете Земля?

Начнем с элементарного. Никто не будет оспаривать тот факт, что без человека религия на Земле невозможна. Невозможна она и в Солнечной системе, если там нет космонавтов-землян. Следовательно, истоки религии нужно искать в самом человеке, а не в окружающей природе. Но сам человек не равен тому, что он производит. Человек не изделие, т.е. не машина, не инструмент, а высокоразвитый организм. Человек чувствует и мыслит. Религия начинается как особое чувство, возникающее в момент соприкосновения человека с окружающим миром. Попробуем рассмотреть различные виды этого чувства. Начать следует с общей для каждого человека ситуации, которую Хайдеггер назвал “вброшенностью” в мир. Человек оказывается один на один с неведомым пространством, законов которого он не понимает. Дальше ему могут быть присущи следующие виды религиозного чувства:

1) Благоговение перед миром, который старше него и который позволил ему появиться на свет;

2) Страх перед силами внешнего мира;

3) Страх перед феноменами своего внутреннего мира;

4) Ощущение своего единства с миром;

5) Надежда на милость сил внешнего мира;

6) Надежда на загробную жизнь;

7) Боязнь наказания за проступки.

В общем и целом, религиозное чувство включает различные виды страха, благоговение (удивление, умиление) и надежду. Чувство это опирается на такие идеальные образцы, как красота и мощь природы, способность природы к самовоспроизводству и упорядоченность процессов в природе.

Религиозное чувство является причиной учреждения жертвоприношений и ритуалов, создания святилищ и храмов, сочинения заговоров и молитв. Следовательно, религия как чувство будет не частью культуры, а одной из причин ее возникновения и функционирования. Религиозное первично, культурное вторично. Древний мастер, создававший вещь, хотел изготовить ее в соответствии с идеальной моделью, задуманной богами (= по образу и подобию Божию). У всякого трудового процесса есть прообраз, связанный с действиями самих богов по устройству мира сразу после его создания. Все, что делается без учета традиции, обречено в глазах древнего человека на неудачу.

Религиозная институция возникает как продукт религиозного чувства. Но, будучи материальным воплощением внутреннего мира человека, она должна быть признана частью культуры, т.е. частью земного человеческого наследия. Человек может иметь религиозное чувство и быть конфессионально не определившимся по причине воспитания в безрелигиозной семье. Можно сказать, что такой человек религиозно некультурен. Если же перед нами атеист, то он имеет минус-чувство, т.е. верит в то, что ничего сверхъестественного нет и мир таков, каким предстает в совокупности ощущений.

Если же отойти от древности в современность, то следует заметить, что авангардистам прошлого столетия было присуще поклонение такой новизне, которая отражает объективные закономерности первичного мира (корнесловие Хлебникова). Атеист и авангардист верят в наличие строгих объективных законов, которым подчиняется все живое (марксизм). Они стремятся нарушить эти законы ради утверждения свободной человеческой воли, а в конечном счете – ради преодоления страха смерти и самой смерти. Но, нарушая их, они, как нашкодившие дети, опасливо озираются по сторонам, боясь наказания, которое может прийти неведомо откуда. Изо всех видов религиозного чувства они менее всего уважают страх и более всего опираются на надежду. Благоговение же им совсем не свойственно. Следовательно, осуществляя прорыв в новое, бунтари-авангардисты втайне полны того же религиозного чувства, которое было ведомо древним людям. Но они пытаются это чувство заглушить или преобразовать.

Теперь следует задать вопрос о самих участниках спора. Они представляют не просто разные поколения, но разные цивилизации. Пятигорский принадлежит к старой цивилизации, основанной на догматах сотериологических религий. Его оппонентка разделяет участь большинства молодых людей, радостно шагающих в цивилизацию технократов. В этом и суть их случайного столкновения.

Нынешняя цивилизация – мир мастеров, идеал Евгения Базарова. В мире мастеров страх смерти преодолевается технологиями по достижению долголетия, все душевные неполадки объявляются техническими сбоями и устраняются с помощью психотехник и медикаментов. Идеальным объектом поклонения в мире мастеров является культура, понимаемая здесь как совокупность всех изделий, созданных человечеством за свою историю. Но в сферу культуры включается и то, что к числу изделий не относится, а, напротив, составляет причину культуры – эмоции, язык и религиозное чувство. Культура для современных мастеров существует сама по себе, без соотнесения с божественными образцами. Все имеет свою технологию и свой метод, и источники технологий находятся по эту сторону мироздания, поскольку образцами для них служат материалы ранних эпох человеческой истории. Обратим внимание на то, что, чем дальше человечество уходит от своих космобиологических истоков, тем больше ему кажется, что причиной культуры является она сама. На самом же деле это иллюзия, связанная не столько с забвением корней, сколько с атрофией каких-то частей сознания, ранее отвечавших за эмоциональную память и эмоциональную связь с прошлым.

Источник

Как отличить религию от культа?

В XX-ом веке люди столк­ну­лись с тота­ли­тар­ными режи­мами, целые страны и мно­же­ство людей под­верг­лись пора­бо­ще­нию тота­ли­та­ризма. Совет­ский Союз, фашист­ская Италия, нацизм в Гер­ма­нии – это при­меры тота­ли­тар­ных режи­мов без­раз­дельно власт­во­вав­ших над людьми. Никто ныне не будет оспа­ри­вать, как нару­ша­лись права и сво­боды граж­дан этих госу­дарств, но, несмотря на это, граж­дане этих госу­дарств счи­тали, что дей­ство­вали сво­бодно и пра­вильно.

XX-ый век поро­дил также и тота­ли­тар­ные культы, плен­ни­ками кото­рых стало огром­ное коли­че­ство совре­мен­ных людей. Что же такое культ и в чем его отли­чие от рели­гии?

Для начала нужно опре­де­лится в фор­му­ли­ров­ках. Под рели­гией, согласно фило­софу С. Н. Тру­бец­кому, пони­ма­ется любое «орга­ни­зо­ван­ное покло­не­ние высшим силам. Рели­гия не только пред­став­ляет собою веру в суще­ство­ва­ние высших сил, но уста­нав­ли­вает особые отно­ше­ния к этим силам: она есть, сле­до­ва­тельно, извест­ная дея­тель­ность воли, направ­лен­ная к этим силам» 1. Итак, рели­гия согласно этому опре­де­ле­нию не только вера в высшие силы, под кото­рыми могут под­ра­зу­ме­ваться разные поня­тия «Бог», «Судьба», «Карма», и кото­рые ока­зы­вают вли­я­ние на жизнь людей, но и стрем­ле­ние чело­века раз­ными спо­со­бами войти в кон­такт с выс­шими силами.

Что же такое культ? В чем его отли­чие от рели­гии? В этой статье я ста­ра­юсь избе­гать обыч­ного для рус­ского языка слово «секта» по сле­ду­ю­щим при­чи­нам:

Во-первых, в годы совет­ской власти, любое рели­ги­оз­ное дви­же­ние было запре­щено, все рели­ги­оз­ные общины нахо­ди­лись в под­поль­ном состо­я­нии. Все встречи, собра­ния про­хо­дили в закры­тых поме­ще­ниях, и они не декла­ри­ро­ва­лись перед непо­свя­щен­ными. Также соби­ра­лись когда-то во вре­мена гоне­ний ранние хри­сти­ане. В виду этого под сектою, в совет­ский период, пони­ма­лось что-то таин­ствен­ное, закры­тое от непо­свя­щен­ных собра­ние лиц и т.п. В нашу эпоху сво­боды веро­ис­по­ве­да­ния гоне­ния на рели­ги­оз­ные сооб­ще­ства пре­кра­щены, а потому многие секты, открыто про­по­ве­ду­ю­щие на улицах и при­зы­ва­ю­щие на свои собра­ния людей, часто гово­рят: «Мы не секта, а все­мир­ная орга­ни­за­ция… Мы открыты для всех…» и т.д. и т.п..

Во-вторых, за словом «секта» укре­пи­лось нега­тив­ное вос­при­я­тие у боль­шин­ства людей. Часто обыч­ный чело­век, услы­шав слово «секта», начи­нает мор­щиться и свя­зы­вает с этим опре­де­ле­нием нега­тив­ные ассо­ци­а­ции. Хотя слово секта не несет в себе ника­кой отри­ца­тель­ной окраски, оно лишь ука­зы­вает собой на группу лиц не соглас­ных с мне­нием доми­ни­ру­ю­щей Церкви, рели­гии. Скажем, где-нибудь, где Пра­во­слав­ная Цер­ковь не явля­ется тра­ди­ци­он­ной рели­гией, она будет сектой в обыч­ном пони­ма­нии этого слова. Свя­щен­ник Олег Сте­няев, рас­ска­зы­вая о своей мис­си­о­нер­ской поездке в Индию, сказал, что он чув­ство­вал себя как сек­тант, потому что Пра­во­сла­вие не тра­ди­ци­онно для Индии.

Поэтому чтобы ни кого не оби­деть, я созна­тельно избе­гаю слова «секта» и вместо него исполь­зую англий­ское слово «cult» – культ, для того чтобы можно было отде­лить обыч­ное рели­ги­оз­ное обра­зо­ва­ние от культа. Что же опре­де­ляет культ? Согласно, аме­ри­кан­скому пси­хо­логу Сти­вену Хас­сену, около 25-ти лет зани­ма­ю­ще­муся про­бле­ма­ти­кой куль­тов, раз­ли­чие состоит в сле­ду­ю­щем: культы «при­бе­гают к обману и мето­дам кон­троля созна­ния, чтобы подо­рвать сво­бод­ную волю чело­века и поста­вить его в зави­си­мость от лидера группы» 2. От себя добавлю, под «лиде­ром группы» может пони­маться не только кон­крет­ный чело­век, но и группа людей, или орга­ни­за­ция.

Основ­ной кри­те­рий, по кото­рому мы можем отли­чить рели­гию от культа, заклю­ча­ется в сле­ду­ю­щем, если группа пыта­ется навя­зать вам тоталь­ный кон­троль в отно­ше­нии своего учения; если учение группы нельзя рас­смат­ри­вать кри­ти­че­ски, а оста­ется лишь при­нять его таким, как оно есть; и если орга­ни­за­ция наста­и­вает на исклю­чи­тель­но­сти своих лиде­ров, пре­под­но­сит их как явно завы­шен­ных авто­ри­те­тов, с мне­нием кото­рых нельзя не согла­ситься, то перед вами самый насто­я­щий культ.

Любой культ ста­ра­ется навя­зать чело­веку мнение о том, что сво­бод­ное, неза­ви­си­мое мыш­ле­ние (данное чело­веку Богом) – про­иски сатаны. В виду этого нужно при­слу­ши­ваться к тому, что гово­рит лидер (ста­рей­шина, орга­ни­за­ция, пророк, гуру и т.д. и т.п.) для того, чтобы спа­стись.

В отли­чие от этого рели­гия, хотя и пре­под­но­сит своих высших пред­ста­ви­те­лей, как духов­ных авто­ри­те­тов, она не наста­и­вает на том, чтобы их реше­ния нельзя было оспо­рить, или обя­зы­вает к тому, чтобы при­знать их абсо­лют­ный авто­ри­тет. Часто можно встре­тить като­ли­ков, кри­ти­ку­ю­щих дей­ствия папы, пра­во­слав­ных не соглас­ных с реше­ни­ями епи­скопа или пат­ри­арха, да и истин­ный собор в отли­чии от лже­со­бо­ров всегда отли­чался тем, при­ни­мал ли его реше­ния народ или нет.

В отли­чии от этого трудно пред­ста­вить себе, какого-нибудь ста­рей­шину от «Сви­де­те­лей Иеговы», кото­рый кри­ти­ко­вал бы реше­ния опуб­ли­ко­ван­ные на стра­ни­цах «Сто­ро­же­вой Башни»3, члена «Ассо­ци­а­ции Свя­того Духа за объ­еди­не­ние миро­вого хри­сти­ан­ства» не соглас­ного в чем-то с Сан Мен Муном, или пред­ста­ви­теля «Мос­ков­ской Церкви Христа», кри­ти­ку­ю­щего дей­ствия Кипа Мак­кина осно­ва­теля «Бостон­ского дви­же­ния».

Чуть выше было упо­мя­нуто о кон­троле созна­ния, что это такое и в чем это про­яв­ля­ется? Созна­ние чело­века доста­точно хруп­кая вещь и как пока­зы­вают опыты совре­мен­ной Соци­аль­ной пси­хо­ло­гии, не так уж и много нужно, чтобы напра­вить мыш­ле­ние чело­века в нужном русле. Кон­троль созна­ния 4 вклю­чает в себя сле­ду­ю­щие пункты:

Раз­бе­рем основ­ные про­яв­ле­ния этих пунк­тов более подробно 5.

а. Каким обра­зом дается инфор­ма­ция о веро­уче­нии? Предо­став­ля­ется ли инфор­ма­ция пол­но­стью? Есть ли что-то, что непо­свя­щен­ным нельзя читать, знать? Участ­во­вать в каких-либо цере­мо­ниях? Варьи­ру­ется ли инфор­ма­ция в зави­си­мо­сти от уровня посвя­щен­но­сти?

б. Счи­та­ется ли весь мир, не вхо­дя­щий в эту кон­фес­сию, «миром сатаны»? Делит ли данная орга­ни­за­ция мир на черное и белое, черное — это все, не отно­ся­щи­еся к ней?

в. Как отно­сятся к ушед­шим из орга­ни­за­ции людям? Счи­та­ется ли, что все люди, ушед­шие из орга­ни­за­ции, это неудач­ники, греш­ники? Можно ли иметь что-то общее с этими людьми, можно ли с ними общаться и при этом быть вер­ными чле­нами собра­ния? Согласны ли пред­ста­ви­тели этого рели­ги­оз­ного дви­же­ния, позна­ко­мить Вас с кем-либо ушед­шим в другую рели­гию, для того чтобы узнать, почему он так посту­пил?

г. Какое отно­ше­ние к рели­ги­оз­ной лите­ра­туре, издан­ной не этой рели­ги­оз­ной орга­ни­за­цией? Можно ли ее читать и чер­пать для своего кру­го­зора что-нибудь? Огра­ни­чи­ва­ется ли круг подоб­ной лите­ра­туры только лите­ра­ту­рой энцик­ло­пе­ди­че­ского харак­тера? Какое отно­ше­ние к поле­ми­че­ской лите­ра­туре, напи­сан­ной оппо­нен­тами данной орга­ни­за­ции? Сводит ли данная орга­ни­за­ция доступ СМИ к мини­муму или учит отно­сится к ним с недо­ве­рием?

д. При­ме­няет ли данная орга­ни­за­ция доно­си­тель­ство за дру­гими чле­нами собра­ния? Как пра­вило, в куль­тах это дела­ется под видом чистоты собра­ния. Членам пояс­няют, что Бог при­ем­лет только чистое собра­ние, а греш­ники, сюда входят все те, кто не сле­дует дирек­ти­вам руко­вод­ства культа, осквер­няют собра­ние. При­ме­ня­ется ли прак­тика слежки за дру­гими чле­нами собра­ния (обычно дела­ется это сле­ду­ю­щим обра­зом про­по­вед­ники ходят парами для того, чтобы можно было сле­дить друг за другом и кон­тро­ли­ро­вать друг друга)? Загру­жает ли орга­ни­за­ция чело­века куль­то­выми прак­ти­ками настолько, что у чело­века не оста­ется вре­мени, для иссле­до­ва­ний другой лите­ра­туры, обще­ния с веру­ю­щими из дру­гого веро­ис­по­ве­да­ния? Дости­га­ется это разным спо­со­бом: боль­шое коли­че­ство куль­то­вой лите­ра­туры, частые встречи, собра­ния куль­ти­стов (как бого­слу­жеб­ные, так и сов­мест­ное вре­мя­пре­про­вож­де­ние), боль­шая часть вре­мени для про­по­веди, сбора пожерт­во­ва­ний, для молитвы, меди­та­ций и многое другое.

е. Инкри­ми­ни­ру­ется ли чрез­мер­ное чув­ство вины, посред­ством созда­ния недо­сти­жи­мого идеала бого­угод­ного чело­века? То есть, как бы чело­век не стре­мился к этому идеалу, он все равно не достиг­нет его. Исполь­зу­ется ли также чрез­мер­ное чув­ство страха? Боязнь мыс­лить неза­ви­симо, при­ни­мать свои соб­ствен­ные реше­ния? Боязнь «внеш­него мира»? Боязнь поте­рять спа­се­ние? 6

ж. Отби­ва­ется ли охота к инди­ви­ду­аль­ным реше­ниям? Навя­зы­ва­ется ли мысль, что лучше под­чи­не­ние группе (орга­ни­за­ции), чем личное мнение?

Если боль­шая часть отве­тов на эти вопросы поло­жи­тель­ная, то перед Вами типич­ный тота­ли­тар­ный культ, пыта­ю­щийся кон­тро­ли­ро­вать Ваши эмоции, чув­ства, полу­ча­е­мую инфор­ма­цию.

Для состав­ле­ния объ­ек­тив­ного пред­став­ле­ния о той, или другой рели­гии, тре­бу­ется озна­ком­ле­ние с оппо­зи­цией. Для меня зна­ком­ство с раз­ными точ­ками зрения лишь углуб­ляет пони­ма­ние своей рели­гии. Для куль­ти­стов наобо­рот харак­тер­ным явля­ется как можно быст­рее загнать Вас на свои встречи, собра­ния, поэтому чтение поле­ми­че­ской лите­ра­туры не будет одоб­рено (выра­жаться это может по-раз­ному).

Если Вы про­чи­тали эту статью и почув­ство­вали сомне­ния или заме­тили, что в Вашей орга­ни­за­ции подоб­ные вещи явля­ются харак­тер­ными, попро­буйте узнать больше об этой орга­ни­за­ции со всех сторон (с кри­ти­че­ской в том числе). Не пода­вай­тесь соблазну того, что в орга­ни­за­ции все отзыв­чи­вые и искрен­ние люди, а, сле­до­ва­тельно здесь не может быть обмана, исто­рия XX-го сто­ле­тия пока­зы­вает, что искрен­ность не явля­ется кри­те­рием истин­но­сти. Боль­шин­ство людей в куль­тах – это люди, кото­рые до своего зна­ком­ства с куль­том не были созна­тельно веру­ю­щими людьми. Как пра­вило, они не читали рели­ги­оз­ную лите­ра­туру, а потому не имели воз­мож­но­сти про­ве­рить то, что пре­под­несли им куль­ти­сты. Поэтому они искренне верят в правоту своей веры и своей искрен­но­стью под­ку­пают других. Пусть слова апо­стола Павла будут для Вас при­зы­вом к иссле­до­ва­нию и раз­ре­ше­нию Ваших сомне­ний: «всё испы­ты­вайте; доб­рого дер­жи­тесь» ( 1Фес. 5:21 ).

При­ме­ча­ния:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *