что относится к религиозному культу древних славян коляда
Коляда – славянский бог на все времена
В самую длинную ночь года, когда на земле царит зима, на свет появляется славный бог Коляда. Наши предки считали его вестником нового, молодого солнца, которое сулило скорое тепло и наступление весны.
В прежние времена славяне почитали этого бога, но и в наше время напоминание о нём есть в названии песен, направленных на пожелание удачи и благополучия в новом году – колядках. Кроме того, мифы рассказывают, что Коляда подарил людям ценнейшее изобретение – календарь, без которого мы не можем обойтись и сегодня. Каким был этот бог? Какие древние обычаи сопровождали празднование, посвящённое Коляде?
Коляда – загадочный бог славян
Коляда – не просто славянский бог, а настоящая загадка. Что же в нём таинственного? Во-первых, имя. Известные нам варианты Коляда, Каляда, Колодий, Калёнда имеют латинское происхождение от слова “календарь”. Не исключено, что сами славяне могли называть своего бога совсем по-другому, но, поскольку это неизвестно, приходится довольствоваться классическим вариантом.
Однако некоторые лингвисты отмечали, что имя Коляда может быть связано со словами “коло”, “круг” (по версии Николая Костомарова), или же быть сравнением с колодой, которую сжигали в день празднования рождения Коляды (предположение Петра Бессонова).
Во-вторых, не совсем ясен пол этого божества. Нередко в старинных песнях Коляда выступает не мужским, а женским персонажем. Тем не менее, большинство исследователей склоняются, что это был бог-мужчина. На мой взгляд, Коляда мог быть примером такого божества, в котором соединялись мужские и женские черты, имеющим два разнополых воплощения.
Коляда – один из самых ярких славянских богов
Необычное рождение Коляды
Думаю, стоит оставить занятие ломать копья учёным, а лучше детальнее познакомиться с Колядой и преданиями о нём. Одна из самых интересных легенд рассказывает о рождении бога. Его мать, Майя-Златогорка была супругой Даждьбога, однако, не успев родить ребёнка, преждевременно ушла в тёмный мир Нави. Боги понимали, что без наследника высшего божества мир раньше или позже обречён на гибель.
Тогда Род попросил богиню-судьбоуправительницу Макошь немного изменить историю Майи. Время было обращено вспять, а душа будущей матери вернулась в мир Яви. В самую долгую ночь года Майя родила двух маленьких богов. Одним из них был Авсень, осеннее солнце, а другим – Коляда, воплощавший зимнее светило. Увы, после рождения малышей Майя должна была возвратиться в Навь, а потому воспитывать юных богов стал солнечный Хорс.
Что Коляда подарил людям?
Появившись на свет при таких необычных обстоятельствах, Коляда стал покровителем времени и его исчисления. Особенно почитали бога хранители мудрости – волхвы. Они верили, что именно Коляда наделил человека знаниями о календаре, помог упорядочить времена года, разделить весь год на равные части.
Кроме того, древние славяне верили, что Коляда может открывать будущее, ведь он даже в момент своего рождения находился на пересечении прошлого, настоящего и грядущего. Есть версия, что слово “календарь” появилось из двух русских слов – “Коляды Дар”, после чего уже было позаимствовано другими языками.
Коляда знаменовал рождение нового, зимнего солнца
Не менее почитаемым Коляда был и у казаков, которые и вовсе считали его прародителем своих общин. Казачьи предания рассказывают, что благодаря зимнему богу люди стали приобретать мудрость и тайные знания. Так появились казаки-характерники, что умели творить чудеса, помогали обрести своему войску победу, а порой даже обращались в животных. Коляда был мирным божеством, люди верили, что он может сеять мир между народами, не допуская кровопролития и войн.
В песнях и сказаниях Коляда часто предстаёт юным богом, поскольку он олицетворял собой новорожденное солнце. Нередко о нём говорится как о румяном юноше, что зимой поёт свои песни и несёт обновление всему миру.
Праздник Коляды – в прошлом и сегодня
Празднества в честь Коляды длились несколько дней. Сегодня этот период соответствует времени Святок, однако раньше он начинался в конце года. Коляда появлялся на свет в самую долгую и тёмную ночь, а днём в тот день и вовсе не было видно солнца. Тем не менее, люди знали, что после Дня Коляды всё изменится. День станет прибавляться, а бог распространит свою власть по всему миру.
В День рождения Коляды нередко приносили жертвы богу. Волхвы подносили Коляде козла, а простые люди чествовали его приход хлебом с мёдом. Даже с приходом христианской веры празднование это несколько изменило традиции, однако не поменяло сути. Что вам напоминает День Коляды? Конечно, он ассоциируется с рождеством Христовым, что также попадает на начало года, зимнее время. Этот день несёт надежды и веру в лучшее, он начинает долгий год, а потому люди молятся о благополучии и счастье для себя и своих родных.
Дары Коляды мы используем и сегодня
Отпраздновав дома День Коляды, молодёжь отправлялась по деревням шумной компанией. Народ ходил с песнями-пожеланиями, что прозвались колядками. Даже с уходом язычества эта традиция сохранилась. Во время колядования молодые люди часто устраивали театрализованные представления, брали с собой Козу (в неё переодевали одного из участников). Образ этого животного был символом достатка и удачи.
Коляда – древний бог, что ярко демонстрирует нам, насколько традиции прошлого похожи на современные обряды. И сегодня в сельской местности и небольших городах можно увидеть колядующих, что радуются приходу Рождества и началу нового года. Мне кажется, это красноречивее любых слов доказывает, что бог Коляда живёт вне времени, сочетая настоящее с прошлым и направляясь к будущему.
Славянская Академия ДУХовного РАзвития — Я ЗДОРОВ
Помогаем людям и обучаем с 2002г. Проводим обучение и посвящение в Славянские РОДовые практики, консультации, энергетические сеансы до результата. Поможем обрести Здоровье и Гармонию.
Коляда — Вышний Бог
БОГ КОЛЯДА — Вышний Бог, управляющий Великими Переменами в жизни Родов Расы Великой и потомков Рода Небесного
*правка от 27.10.2018г.(Ведагоръ)
БОГ КОЛЯДА — Вышний Бог, управляющий Великими Переменами в жизни Родов Расы Великой и потомков Рода Небесного.
В древние времена Вышний Бог Коляда даровал многим Родам, переселившимся в западные земли, систему исчисления сезонного времени для ведения полевых работ — Календарь (Коляды дар), а также свои Мудрые Веды, заповеди и наставления.
Коляда является Богом-Покровителем ратных людей и Жрецов. Коляду часто изображали с мечом в руке, причём клинок меча был обращён остриём вниз.
Меч, обращённый остриём вниз, в древние времена означал сохранение Мудрости Богов и Предков, а также незыблемое следование Небесным Законам, как это установлено Богом Сварогом для всех Чертогов Сварожьего Круга.
Упоминания Бога Коляда в разных источниках
Хорс. Купало. Коляда. Боги славянского и русского язычества …
Коляда — Под сим богом разумели наши предки мир и сопутствующее с оным блаженство, а посему праздники в честь сему божеству отправлялись …
Коляда и Радуница.. Книга Коляды
Как Крышень много тысяч лет назад встретил дочь Солнца Ра — Раду, так и Коляда встретил дочь Хорса, внучку Ра — Радуницу Хорсовну. — Радуница, …
Коляда.. Книга Коляды
Коляда. 1. Коляда. Майя Златогорка и Дажьбог родили бога Коляду, подобно тому, как много тысяч лет назад, в прошлых своих нисхождениях на Землю, …
Коляда. Рождественская книга для детей [антология] [Художник …
Глубже в небе синева,. Ярче вспыхнула звезда… Приходила Коляда. Накануне Рождества. По сугробам снеговым. Шла, смеясь и веселясь,.
Коляда. Энциклопедия славянской культуры, письменности и …
Иногда Коляда – это сноп, который приносили в дом на Рождество (у поляков ), кукла «колед» (у хорватов). Иногда – это сами подарки: обрядовое …
Коляда. Славянская энциклопедия
Коляда – славянско-русский мифологический персонаж, связанный с циклом плодородия. В образе ряженого (козел и др.) – участник народных …
Коляда освобождает Дажьбога.. Книга Коляды
Как-то раз Коляда ходил по берегу моря. А по морю плавала белая лебедь. Она пропела Коляде: — Ты послушай меня, Коляда! Далеко-далеко на Севере …
КУПАЛО И КОЛЯДА. Древние боги славян
Теперь необходимо упомянуть ещё и о симметрии солярного календаря, наличествующего у всех индоевропейцев. В качестве примера рассмотрим …
Коляда и колдуны. Начало Ордынской Руси….
КОЛЯДА. Возможно, от этого слова происходит и КОЛДУН.
Другие имена Бога Коляда: Каляда, Колида, Колу да, Дар кола, Календарь, Каледа, Коленда, Юл
РОДословная Бога Коляда: *Информация о РОДословной Бога Коляда уточняется
Стихия Бога Коляда: *Информация о стихии Бога Коляда уточняется
Качества Бога Коляда: *Информация о качествах Бога Коляда уточняется
Славянская энергетическая система человека
7.1«Жива и Твердость ДУХа — Уровень 1»
*Информация о ауре уточняется
Славянская энергетическая система человека
Введение в практики Славянской школы «Золотой Вихрь»
*Информация о энергетическом вихре уточняется
Славянская Школа «Жива»
Славянская Школа «Золотой Вихрь»
Вопросы и ответы
*Информация о духовных практиках уточняется
Школа «Славянских Рун»
*Информация о рунных практиках уточняется
Праздник Бога Коляда:
Дополнительно
Праздник в честь Бога Коляды приходится на день зимнего Солнцестояния, этот праздник таже называют Менари, т.е. День Перемен. В праздник ходили по дворам группы мужчин, облачённых в шкуры различных зверей (ряженые), которых называли дружины Коляды. Они пели гимны, прославляющие Коляду, и устраивали особые хороводы вокруг больных людей, чтобы исцелить их.
Но вот кто же такой этот Коляда, что значит его имя и почему его праздник приходится на день зимнего солнцеворота, никто не знал. Высказывались разные предположения, что, мол, Коляда — древний бог веселых застолий, что имя его образовано от слова «коло» (круг), что колядки, возможно, имеют какое-то отношение к колдовству. Что ж, в каждом предположении была часть правды, жаль только, что люди забыли великого учителя жизни. В древности его имя всегда упоминалось рядом с Крышнем, их звали малыми творцами, в отличии от великих творцов — Рода и Сварога.
Гимны и Славы Богу Коляда:
Гимн-Правьславление:
Бозе Коляда! Славен и Триславен буди! Благодарим Тя, за благодатну помощь Родам наша! И да буди Ты заступой во всех деяниях наша, ныне и присно и от Круга до Круга! Тако бысть, тако еси, тако Буди!
*Информация о гимнах и славах Богу Коляда уточняется
Как изображали Бога Коляда: *Информация о как изображали Бога Коляда уточняется
Cфера влияния Бога Коляда: *Информация о сфере влияния Бога Коляда уточняется
Образ жизни Бога Коляда: *Информация о образе жизни Бога Коляда уточняется
Символы Бога Коляда: *Информация о символах Бога Коляда уточняется
Применение символов Бога Коляда в вышивке: *Информация о применение символов Бога Коляда в вышивке уточняется
Приметы связанные с Богом Коляда: *Информация о приметах связанных с Богом Коляда уточняется
Загадки о Боге Коляда: *Информация о загадках, где упоминались Бог Коляда уточняется
Обрядовые песни Бога Коляда:
Коляда. Имя этого русского бога, пожалуй, известно всем, ведь от Сочельника до самого Велесова дня от дома к дому ходили ряженые колядники и пели особые песни — колядки:
За горою, за крутою,
За рекою, за быстрою…
*Информация о применение обрядовых песен Бога Коляда уточняется
Легенда-нравоучение Бога Коляда: *Информация о легенде-нравоучение, где упоминался Бог Коляда уточняется
Минералы Бога Коляда: *Информация о минералах Бога Коляда уточняется
Священные Деревья Бога Коляда: *Информация о священных деревьях Бога Коляда уточняется
Священные Растения Бога Коляда: *Информация о священных растениях Бога Коляда уточняется
Что же сделал Коляда?
Он появился на свет 8500 лет назад (то есть в 7 тысячелетии до н. э.), чтобы спасти человечество от духовного вырождения. Собрав 60 высших жрецов разных народов, Коляда начал учить позабытому ведическому знанию. Это было третье божественное откровение людям.
Первый закон жизни дал Род. Суть его заключается в том, что жизнь бесконечна и вездесуща, это — Всевышний. Жизнь на Земле возникла от постепенного нисхождения Всевышнего на планету, сначала в виде его сына Рода, затем в виде Сварога. Тогда же мир был разделен на три части: Правь, Явь и Навь. Человек, существующий в Яви, должен стремиться к небесам. Он должен избегать Зла и Тьмы — Нави.
Второй закон жизни дал миру Велес. Это движение людей от Тьмы к Свету, за движением Солнца.
Третий закон поведал людям Коляда. Он рассказал собравшимся вокруг него мудрецам о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый календарь (название его означает «Коляды дары»). Иными словами, Коляда вывел людей за пределы сиюминутного существования, подробно изложив, как движется время и каких перемен от него следует ожидать. Учение, изложенное в «Книге Коляды», рассказывает о Большом и Малых Триглавах.
*** Овсень. У Коляды был брат-близнец Овсень (Авсень), который появился на свет чуть позже и потому считался вторым, младшим. Ему же досталась роль на практике осуществлять те божественные знания, которым учил людей Коляда.
В «Книге Коляды» записано:
Как два сокола летели — Овсень и Коляда!
Там лето — здесь зима!
Как они летели — все люди глядели.
Как они садились — все люди дивились.
Как они вспорхнули — все люди вздохнули…
Чествование двух братьев приходилось на один и тот же сезон — зиму. Сначала праздновали Коляду, затем по деревням ходили «овсенщики», славившие Овсеня. «Лето» в песне символизирует вечное благоденствие жизни на небесах. «Зима» — это трудности земной жизни. Еще не так давно по белорусским селам под Новый год водили двух братьев. Один, одетый богато и красиво, был Колядой, другой, во всем старом и рваном, — Овсень. Входили в дом, прикрывали братьев занавеской, а хозяин дома должен был выбрать одного из двух «коляд». Угадает первого — будет ему во всем удача, счастье в жизни и богатый урожай. Ну а если выберет второго, то тут уж все наоборот: сплошные заботы и труды, а урожай все равно соберет скудный.
Но сильно огорчаться не стоило — это ж не на всю жизнь, а только на год. На следующие колядки снова следует попытать счастья, авось оно и улыбнется горемыке. Главное же в том, что следовало запомнить: небесное — Коляда — выше земного — Овсеня, выбирать нужно его.
Овсень — это мост в будущее, по которому брат Коляды первым переправляется в наступающий новый год. Он первым идет в неизведанное будущее, встречается там с нечистью, рассеивает ее и тем самым расчищает путь людям, словно бы говоря: «Добро пожаловать в новую жизнь!» После этого люди начинали выпекать особое печенье — в виде жаворонков, которым следовало угощать не только близких и соседей, детей и странников, но и стихии — огонь и воду, чтобы те были послушными в новом году и не доставляли людям неприятностей.
+ (Каледа, Коленда, Юл) — Солнце-младенец, рождающийся посреди Зимы и несущий надежду Миру. Коляда обучил людей Ведам, даровал им календарь (Коленды Дар) и «Звездную книгу Коляды», в которой были изложены знания по астрономии и астрологии: «Коляда Бог на Земле! Он носит златой жезл, он идет по земле от града Бел-града, От села к селу, от дома к дому.» («Веда Славян», I, 1-37).
+ Древний Бог веселых застолий, считается что имя его образовано от слова «коло» (круг). Учитель Третьего закона жизни. Он поведал людям о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый календарь
+ Младший брат-близнец Коляды. Ему досталась роль на практике осуществлять те божественные знания, которым учил людей Коляда.
Еще упоминания Бога Коляда в разных источниках
Приходила Коляда. Время богов и время людей. Основы …
Глава 6 Коляда 1. Песни Болгар-помаков о Боге Коляде Культ Коляды в средние века был очень распространён [35]. Ещё в XIX–XX веках его остатки …
Глава 7. Коляда и Лихо. Мы – арии. Истоки Руси (сборник)
Коляда — солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников. Коляда праздновалась в …
Коляда (коледа). Славянские боги, духи, герои былин …
Коляда (коледа) – в славянской мифологии, так звали существо, которое являлось олицетворением смены годы. Потому что в древние времена …
Коляда, Коледа. Мифологический словарь
Коляда Коляда — воплощение исконно повторяющегося новогоднего цикла. Иногда коляду изображал сноп или соломенная кукла, принесенные в дом …
Глава 6 Коляда. Царь славян.
Культ Коляды в средние века был очень распространён [35]. Ещё в XIX–XX веках его остатки существовали на Балканах, в России и в других местах.
Бог времени: Сатурн-Коляда-Бхага, Велес-Пан-Пушан …
Сатурн-Коляда стоял над божественной Троицей, поскольку даже божественное начало подчиняется необратимому течению времени. В этом образе …
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ. КОЛЯДА. Языческий календарь …
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ. КОЛЯДА. (М. Грашина. «О календарях») … Что такое холод — некое состояние Земли или просто отсутствие тепла?
Коляда, Каледа. Языческие боги славян
Возможно, Коляда — сын Даждьбога, мужа Златой Майи, бога света. В таком случае и Купалу надо признать либо сыном, либо ипостасью Даждьбога.
Коляда. Словарь славянской мифологии
Коляда — воплощение исконно повторяющегося новогоднего цикла. Иногда коляду изображал сноп или соломенная кукла, принесенные в дом на …
Боги Позвизд, Ладо, Купало, Коляда. Восточные славяне и …
Это Позвизд, Ладо, Купало и Коляда. Позвизд, или Похвист, которого еще называли Вихрем, был богом воздуха, погоды и ненастья. Ладо – бог веселья …
Коляда. Волхвы, колдуны упыри в религии древних славян
Коляда. Коляда. Под сим богом разумели наши предки мир и сопутствующее с оным блаженство, а посему праздники в честь сему божеству …
Песни Болгар-помаков о Боге Коляде. Царь славян.
Культ Коляды в средние века был очень распространён [35]. Ещё в XIX–XX веках его остатки существовали на Балканах, в России и в других местах.
Купало и Коляда в их отношении к народному быту русских славян
В языческих преданиях нашей старины религиозные праздники Коляды и Купала не только олицетворили собою идею годовой жизни природы и хода …
Коляды дар. Слава Роду! Этимология русской жизни [сборник]
Коляды дар. Принято считать, что календарь, которым мы сейчас пользуемся, появился в Риме. Но римляне ведь не были первыми людьми на Земле!
Коляда
Коляда. – С именем «коляды» соединяется круг народных рождественских праздников (с вечера 24 декабря по 6-е января), игр, песен. Точный смысл слова «коляда» неизвестен. Но его сближают с латинским «calendae» от caleо – быть горячим, гореть, накаляться. Отсюда «календы» – такие времена, ночи, которые должны освещаться, быть светлыми, а это достигалось зажиганием костров, что и было в ночь под первым числа каждого месяца. Январские календы у греков и римлян примыкали к целому ряду праздников (Врумалии с 24 ноября до 17 декабря, в честь Диониса фракийского, Сатурналии и Опалии от 17–23 декабря; Воты – с 23 декабря, переходившие в календы) и потому праздновались торжественнее других календ. Весь этот цикл праздников символизировал плодородие, надежды на жатву и веселье. Во время январских календ, – особенно в ночь на новый год, – целые толпы мимов, аргиров и т. п. народа рядились, устраивали игры, ходили по домам, будили спящих, шутили, поздравляли, пели песни, в которых приветствовали с новым годом и выражали пожелания счастья, долгоденствия, будущего урожая.
Церковь христианская, не одобряя языческого празднования календ и нового года, в противовес им установила торжественное празднование Рождества и Крещения, и новый год был перенесен на 1-е марта; в церковных песнях и выражались христианские идеи. Но народ, приняв христианские песнопения и праздники, не оставил прежних, языческих. Отсюда началось смешение языческих и христианских понятий, сказавшееся и в колядских песнях того времени (IV-ХII вв.): наряду с упоминанием календ и нового года в них встречаются образы и символы, относящееся к событиям Рождества и Крещения, христианские имена и т. д. Так песни колядские стали обозначать не только новогодние, но и рождественские песни, песни святочные.
От греков и римлян колядские песни были занесены странствующими мимами в другие страны Европы. Под влиянием их всюду образовались свои собственные колядские песни на местном языке с тем же почти содержанием – у французов (noels), немцев (Weihnachtslieder), англичан (carols), испанцев (villancicos), в Италии они назывались pasturelles и т. д. По большей части колядские песни распевались пастухами, прославлявшими Христа пением своих любимых песен, затем за сочинение колядок стали браться поэты; в Италии (в XIV-XV вв.) даже знатные женщины увлекались сочинением рождественских песен; с течением времени любители взялись за собрание колядских песен, составились сборники колядок и особенно известен сборник «ноэлей» аббата Патуваля (ХVIIІ в.).
В настоящее время колядские песни в большом употреблении во всех странах Европы и Америки; их распевают дети и взрослые, в домах и по церквам, простой народ и образованные люди. В каждой стране составилась по вопросу о колядских песнях целая литература.
История коляды в России подобна истории ее в Европе. Славяне, как и другие народы, праздновали зимнее «возрождение» солнца и природы. С принятием христианства «Рождество» совпало с этим языческим праздником. И если для людей более просвещенных христианским учением праздник Рождества затмил собой прежнюю языческую коляду, то в миросозерцании простого народа коляда покрыла собою Рождество; оба эти праздника слились в один, на что и указывает коляда, по которой «коляда» и «Рождество» нарождаются в один день.
Далее, во время праздника ходили по домам с поздравлениями и песнями. Простому народу нередко представлялась в этом суть праздника; отсюда колядою он стал называть хождение по домам. В дальнейшем развитии народ представил коляду живым существом, которое посещает домы в виде колядовщиков и приносит счастье в семью, т. е. олицетворил колядование в образе коляды. На это указывают некоторые обычаи: в Московской губернии накануне Рождества водили по селам девицу, одетую сверх платья в белую рубаху – коляду. В Белоруссии коляду изображал парень на белой лошади. Подобным же образом у малороссов под новый год с пением щедривок водили по домам «Меланку» – девицу приносящую счастье (от празднования в этот день церковью св. Мелании). В одной малороссийской колядке праздник Рождества олицетворяется следующим образом. Бог обращается к Апостолу Петру со словами:
«Ой, Петре, Петре, послуго моя»,
«Пиды, принесы святее Риздво!»
Наряду с колядой воспевается в святочных песнях «овсень». Понятие «овсень» очень сложное вследствие привнесения в него различных наслоений. Иначе он называется: таусень, авсень, титусень и т. п. Все эти слова происходят от одного – усень, что значить рассвет, утро, заря, солнце, от ausz – рассветать, auzra, – утренняя заря, по-славянски утро из «устро». Кроме того, авсенем называлось у северных славян русского государства первое марта, первый день весны, служившей в древнее время началом года (Даль). Следовательно, овсень означаешь и новый год, как праздник в честь возрождения солнца. Двойственное значение овсеня подтверждается овсеневыми песнями. В одной песне на вопрос:
«Кому ж, кому ехать по мосточку?» дается такой ответ: – «Ехать там овсеню да новому году».
При этом песни добавляют, что он (т. е. Овсень) поедет «на сивенькой свинке» и погонять будет «живым (золотым) поросенком».
Если вспомнить, что свинка пли поросенок в древности служили символом солнца (сказочная «свинка – золотая щетинка»), то станет понятным, что здесь под овсенем разумеется именно солнце, а затем, в дальнейшем смысле, и новый год.
Древние святочные великорусские песни употреблялись и в дни Рождества и Крещения безразлично. Иоанн Грозный на Стоглавом соборе обвинял духовенство в том, что народ «кликал» коляду и овсеня в ночь на эти праздники. О том же говорят запретительные указы Михаила Феодоровича и патриарха Филарета 1628 г. и Алексея Михайловича 1649 г. В настоящее время более сохранились колядки в Малороссии. Они богаче образами. Одни из песен называются колядками, другие щедривками. В первых преимущественно прославляются события Рождества Христова или Крещения, вторые воспевают новый год, заключают в себе пожелания урожая хлеба, плодов и т. д.; впрочем, строгого различия по содержанию между ними установить нельзя. Колядки рассказывают о рождении Христа Младенца, крещении его, волхвах, Ироде, св. Василии В., иногда заключают в себе элементы религиозно-мифические, воспевают солнце, месяц, грозы; некоторые содержат в себе историко-бытовой элемент, – прославляют известных князей, народных героев, их битвы (есть колядки, в которых даже отразилась борьба с поляками), или просто величают хозяина с семьей, поздравляют с новым годом, желают урожая, вступления в брак. – Великорусские колядские и овсеневые песни отличаются от малорусских: они беднее содержанием и образами. Христианских идей и понятий мало. Часто в колядах встречается припев: «виноградье красно-зеленое», значение которого не выяснено. Профессор Потебня полагает, что этот припев занесен на север Руси с юга, где существуют виноградные сады. Отсюда самые колядские песни называются «виноградьями». Виноградья по своему содержанию напоминают более русские былины и исторические песни, чем коляды: в них нередко говорится об Илье Муромце, о царских войнах с соседями и т. д.
Цель всех колядок – обрадовать, вселить надежду на лучшее будущее. Колядка очаровывает воображение образами неземного счастья, наполняет бедную жизнь довольством, из укромной хатки ведет бедняка в чертоги богача, поднимает слушателя в надзвездные пространства; отворяется небо, предстают взору смертного престолы; Божия Матерь вьет из роз венки для тружеников – «хебородов». В рождественских песнях сострадательное божество нисходит на землю, посещает бедные жилища людей и щедрой рукой раздает довольство и счастье. Солнце печется о крестьянском домохозяйстве. Месяц дружелюбно разговаривает с людьми и открывает им, в какой хате в предстоящем году будет свадебное веселье. Добрый молодец колядок не простой парубок, а богатырь. Девушка в колядках, как «царевна» или «королевна». Крестьянский двор окружен белокаменными стенами, ворота сделаны из желтой меди. В хате столы накрыты дорогими коврами; на столах стоят кубки, наполненные вином.
От чисто народных малороссийских колядок нужно отличать колядки книжные. Последние отчасти перешли к нам из Польши, отчасти сочинены или нашими юго-западнорусскими школьниками, или монахами униатских Базилианских монастырей. В Польше их сочиняли иезуиты и вообще духовенство латинское в противовес народным языческим колядкам; в юго-западной Руси монахи Базилианских монастырей составляли частью для тех же целей, частью для распространения путем их в православном русском народе униатских и католических учений; наконец, школьники составляли или, по крайней мере, пользовались ими для поздравления вельмож и господь с праздником Рождества Христова. Такие колядки, называвшиеся еще «кантами», весьма часто и в Польше и у нас в юго-западной Руси употреблялись при представлении вертепа – для оживления действия. Они собраны и изданы в особой книге с нотами, называемой «Богогласник». Колядки Богогласника – чисто христианского содержания, без всякой примеси язычества или историко-бытовых элементов. Однако мало русский народ, равно как и польский и белорусский перенял их от школьников и монахов и, не поняв некоторых книжных выражений, исказил их, – иногда – до явной бессмыслицы; между тем как в его древних колядках всегда сохраняются ясный смысл и изящество образов. Книжные колядки распеваются теперь по преимуществу малороссами Галиции в Австрии, отчасти же и у нас на юго-западе России.
Как праздник в честь солнца, коляда сопровождается в некоторых местах России разведением костров. Благосклонное внимание богов – с языческой точки зрения – обусловливалось жертвоприношениями; отсюда обрядовое употребление хлеба, каши, особенно свиньи. В Великороссии печется козулька, имеющая вид или козла на четырех ножках (Владимирская губ.), или других животных, птицы (Олонецкая губ.); козульку берегут из года в год, чтобы скотинка ходила домой, плодилась, а также затем, чтобы ее любил домовой. В рождественской обрядности в Малороссии и Белоруссии очень рельефно выступает культ предков; напр., в некоторых местах в канун Рождества варят кутью и ставят ее на ночь для умерших родственников. Особенно развиты во время святок гаданья о суженом. В Белоруссии сохранились еще игрища, которые имеют отношение к гаданию о суженом и отчасти напоминают игрища «между селы» летописца. Известна игра «пярэшки» с вакхическим характером, изображающая свадьбу нескольких пар.
Изучение коляд начато было в ЗО-х годах прошлого столетия. Снегирев, О. Ф. Миллер, Афанасьев изучали их с точки зрения мифологической. Миллер объяснял применение сил небесных к домохозяину и его семье древним верованием славян в существование самостоятельной небесной семьи; златоверхие теремы – символ небесных пространств, освещенных солнцем и т. д. Позднее А. А. Потебня (Объяснения малорусских и сродных песен, т. II, Варшава 1887 г.) значительно ограничил мифологический элемент колядок и щедривок, объяснив многое с точки зрения бытовой. В 1874 г. явился (в Киеве) I-й том «Исторических песен малорусского народа с объяснениями» В. Б. Антоновича и М. Драгоманова (ср. рецензию Н. И. Костомарова в «Вестнике Европы» 1874 г., 12). А. Н. Веселовский (Разыскания в области русского духовного стиха, VІІ, 1883 г., в «Сборнике Императ. Академии Наук», т. 32; ср. «Журн. Мин. Нар. Просв.», 1877 г., № 2) доказал, что внешняя обрядность, маски, ряженье и т. д. перешло от греко-римского мира.
У славян заграничных, у греков, у румын колядование также очень развито. Между прочим, в Славонии колядовщики ходят со змеем, сделанным из дерева, с короной на голове. Во время пения колядок или в пути змей посредством веревок приводится в движение и раскрывает свою пасть, возбуждая восторг у зрителей. У молдаван начинают колядовать с 25 декабря; колядуют, главным образом мальчики, иногда парни, а девушки не принимают участия. Ходят со звездой, сделанной как у малороссов; кроме того, на ней наклеивают разные изображения – Спасителя, Богоматери и проч. Старший (березай) ходит с колокольчиком. У чехов-мораван колядовщики нередко носят с собою ясли – театр марионеток, где показывается сцена Рождества или поклонения волхвов. В Швеции и Норвегии, равно как и в Англии, колядовщики нередко ходят со звездой или с зеленым хвойным деревцом, напр, с елочкою, с зажженными на ней свечами. В Италии род колядовщиков исполняют горные пастухи, которые в рождественскую ночь спускаются с гор в села и города и разыгрывают на волынках по улицам и площадям пасторальные мелодии, либо поют колядки.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»