что относится к средствам физической культуры и спорта

Средства и методы физического воспитания

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

«Дальневосточный федеральный университет»

Р Е Ф Е Р А Т

на тему «Средства и методы физического воспитания.

Средства физического воспитания и их характеристика и примеры.

Методы физического воспитания и их характеристика и особенности применения».

Введение

На сегодняшний день в современном мире умственная и физическая работоспособность в меньшей степени ухудшается под воздействием неблагоприятных факторов внешней среды, если соответствующим образом применять физические упражнения.

Оптимальная физическая тренированность является одним из необходимых условий сохранения работоспособности человека. Значение физкультуры в жизни человека неизмеримо возросло в последние десятилетия. Это связано с тем, что в наше время резко сократилась доля физического труда, и одновременно усилилось воздействие на организм неблагоприятных факторов — загрязнения окружающей среды, особенно в промышленных городах, нерационального питания, различных стрессов, гиподинамии. Поэтому сейчас остро встал вопрос о профилактике различных заболеваний, в том числе и при помощи физических упражнений. Необходимо повысить уровень знаний людей о здоровом образе жизни, приблизить занятия физкультурой и спортом к месту жительства, сделать более доступными для населения спортивные товары и научно-популярную литературу о сохранении и укреплении здоровья при помощи физических упражнений и закаливания. Ведь хорошо известно, что тот, кто регулярно занимается физкультурой придерживается норм рационального питания, не обременен вредными для здоровья привычками, — трудится с полной отдачей и редко болеет. И, наоборот, при недостатке движений наблюдается, как правило, ослабление физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма.

Определения терминов средства и методы физического воспитания

К средствам физического воспитания относятся

-оздоровительные силы природной среды

Физические упражнения являются основными средствами, потому что они позволяют решать все задачи физического воспитания. Под физическими упражнениями понимается двигательная деятельность человека, специально организуемая для решения задач физического воспитания. Они обеспечивают развитие силы, быстроты выносливости и других способностей человека. Это всевозможные упражнения физического характера (бег, разминка, зарядка, упражнения на гибкость, тяжелая/легкая атлетика и т.д.)

Оздоровительные силы природы как средства физического воздействия дополняет физические упражнения такими важными факторами, которыми они сами не обладают. Закаливание солнцем, воздухом и водой не только укрепляет здоровье, но и обеспечивает физическую, психическую и волевую подготовленность к жизни, особенно в экстремальных условиях, с которыми человек может столкнуться.

Гигиенические факторы дополняют оздоровительное воздействие физических упражнений. Гигиенически обоснованные режимы жизни способствуют укреплению и сохранению здоровья, и поддержанию физической и умственной работоспособности. Требование гигиены к режиму нагрузок и отдыха, питанию и внешним условиям занятий (чистота помещений, достаточная освещенность, вентиляция) – залог эффективности проводимых физических упражнений.

Последний пункт (его не относят к средствам физического воспитания) это стремление и желание быть в гармонии с собой и со своими мыслями. Четкость поставленной цели способствует реализации и нахождения метода для достижения цели. В современном открытом мире большее влияние имеет мотивация человека.

К методам физического воспитания относят специфические (характерные для процесса физического воспитания) и неспецифические методы (общепедагогические, применяемые во всех случаях обучения и воспитания)

В свою очередь специфические методы делятся на методы регламентированного упражнения, игровой метод и соревновательный метод.

1) Методы регламентированного упражнения

Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями.

а) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.);

б) строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач;

в) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки;

г) избирательно воспитывать физические качества;

д) использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом;

е) эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д.

Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

Основными методическими особенностями игрового метода являются: игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);

наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;

широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;

Присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

В практике физического воспитания соревновательный метод в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п. как элемент организации урока, любого физкультуоно – спортивного занятия, включая и спортивную тренировку

Соревновательный метод позволяет:

— стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

— выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;

— обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

— содействовать воспитанию волевых качеств.

Рассмотрев специфические методы физического воспитания прейдём к неспецифическим методам т.е к общепедагогическим

Общепедагогические методы

В физическом воспитании широко применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).

Применение общепедагогических методов в физическом воспитании зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функции, подготовки занимающихся, их возраст, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера наличия материально — технической базы, возможностей ее использования.

В физическом воспитании преподаватель свои общепедагогические и специфические функции в значительной мере реализует с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи, управляет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, оказывает воспитательное влияние на учеников.

В физическом воспитании применяются следующие словесные методы.

Метод непосредственной наглядности. Предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения). Непосредственный показ (демонстрация) движений преподавателем или одним из занимающихся всегда должен сочетаться с методами использования слова, что позволяет исключить слепое, механическое подражание. При показе необходимо обеспечить удобные условия для наблюдения: оптимальное расстояние между демонстрантом и занимающимися, плоскость основных движений (например, стоя к занимающимся в профиль легче показать технику бега с высоким подниманием бедра, маховые движения в прыжках в высоту с разбега и т.п.), повтор демонстрации в разном темпе и в разных плоскостях, наглядно отражающих структуру действия.

Методы опосредованной наглядности создают дополнительные возможности для восприятия занимающимися двигательных действий с помощью предметного изображения. К ним относятся: демонстрация наглядных пособий, учебных видео- и кинофильмов, рисунки фломастером на специальной доске, зарисовки, выполняемые занимающимися, использование различных муляжей (уменьшенных макетов человеческого тела) и др.

Заключение

В современном обществе на фоне увеличения заболеваний различного характера, особое значение представляет сохранение, укрепление и формирование здоровья обычных людей и педагогов, так как, по мнению специалистов, образовательные базы и комплексы упреждений являются важнейшим этапом социализации подрастающего поколения и играют большую роль в формировании мотивации сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.

Ведущими социально обусловленными факторами риска, олицетворяющими угрозу сохранению, развитию и реализации человеческого потенциала, являются:

— тенденции к уменьшению продолжительности жизни и роста смертности населения;

— снижение уровня физического и психического здоровья под влиянием социальных, экологических и факторов среды жизнедеятельности;

— ухудшающееся положение детей, семьи, молодежи как важнейших составляющих человеческого потенциала будущих поколений;

— развитие педагогической науки и образования и их невостребованность властью.

Обращение к физической культуре в системе педагогического образования в связи с решением указанных проблем предполагает, что, во-первых, затрагивается вопрос формирования упреждающего механизма дальнейшего развития негативных тенденций в состоянии здоровья подрастающего поколения нашей страны.

Во-вторых, в сущности физического воспитания закладывается механизм компенсации дефицита в состоянии и качестве здоровья будущих педагогов, уже проявившийся к настоящему времени.

В-третьих, проектируется вариативная логика включения студентов педагогических образовательных учреждений в процесс сохранения и укрепления здоровья посредством изменения содержания процесса физического воспитания, учитывая их опыт в данной сфере, интеллектуальные, физические и психические возможности.

Источник

Средства физической культуры и спорта

Роль физической культуры и спорта в совершенствовании функциональных возможностей организма человека для обеспечения его умственной и физической деятельности и устойчивости к различным условиям внешней среды. Их основные и вспомогательные средства.

РубрикаСпорт и туризм
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления29.05.2013
Размер файла297,4 K

что относится к средствам физической культуры и спорта. Смотреть фото что относится к средствам физической культуры и спорта. Смотреть картинку что относится к средствам физической культуры и спорта. Картинка про что относится к средствам физической культуры и спорта. Фото что относится к средствам физической культуры и спорта

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Роль физической культуры и спорта в совершенствовании функциональных возможностей организма человека для обеспечения его умственной и физической деятельности и устойчивости к различным условиям внешней среды

2. Средства физической культуры и спорта

2.1 Физические упражнения

2.2 Оздоровительные силы природы

2.3 Гигиенические факторы

Список использованной литературы

Физическая культура и спорт как социальное явление функционируют на протяжении всей истории человеческого общества. На состояние и развитие физической культуры и спорта в обществе оказывают влияние производственные отношения людей, экономическая, политическая и идеологическая формы борьбы, достижения науки, философии, искусства.

Исходя из характерного для XIX в. понимания культуры в целом как процесса, связанного с возделыванием чего-либо или воспитанием кого-либо, в США и Англии появилось выражение «физическая культура». В России возникновение термина и становление понятия «физическая культура» имеет свою историю. В 1899 г. английское «Physicalculture» переводится на русский язык как физическое развитие, в 1908 г. немецкое «KorperKultur»- как культура тела, красота и сила. И только начиная с 1911 г. появляются работы, в которых встречается на русском языке термин «физическая культура». На первом этапе физическая культура в России понималась как определенная система физических упражнений или как «воспитанная и развитая красота тела».

Вот почему так актуален в наше время вопрос развития физической культуры и спорта. Они непосредственно влияют на физическое и умственное развитие человека, а также устойчивость к различным условиям внешней среды. Именно занятие физкультурой и спортом восполняет потребности организма в физическом и умственном труде.

физический культура спорт

1. Роль физической культуры и спорта в совершенствовании функциональных возможностей организма человека для обеспечения его умственной и физической деятельности и устойчивости к различным условиям внешней среды

Мы живем во время развития больших научно-технологических возможностей и открытий, но в то же время многие из нас забывают о самых простых правилах человеческого бытия. Человек не может полноценно существовать без физической культуры и спорта.

На современного человека, начиная уже с дошкольного возраста, «обрушивается» информационный поток. Даже при благоприятном течении процесса обучения проблемным остается вопрос умственного и психического перенапряжения. В этих условиях важное значение имеет подготовленность человека к деятельности, основанной на активных мыслительных процессах. Такая деятельность включает в себя как процесс обучения и собственно интеллектуальный труд, так и физический труд, являющийся результатом управленческой деятельности центральной нервной системы. Хорошо известно, что умственная и физическая работоспособность человека представляют собой высшие формы индивидуальной адаптации, раскрытие механизмов которых может служить основой разработки эффективных мер, повышающих приспособляемость организма человека к различным факторам среды.

Благоприятное влияние регулятивных занятий физическими упражнениями на здоровье и физическое состояние человека любого возраста происходит в результате:

1. повышения тонуса центральной нервной системы;

3. усиления деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

4. увеличения общего объема циркулируемой крови, повышения числа эритроцитов и содержания гемоглобина;

5. развития мышечной системы;

6. совершенствования двигательных качеств мышц: быстроты, силы, ловкости, выносливости; развития двигательной активности и координации движений;

7. улучшения кровообращения мышечных волокон;

8. развития адаптационных способностей организма;

9. утолщения костной ткани, ее большей прочности, большей подвижности суставов;

10. нормализации обмена веществ в организме;

11. совершенствования регуляции функций организма;

12. профилактики гиподинамии;

13. избавления от лишнего веса при систематических занятиях с умеренным питанием;

14. улучшения функционального состояния всего организма, положительного влияния на самочувствие, настроение, работоспособность.

Систематические занятия физическими упражнениями вызывают важные положительные изменения в сердечно-сосудистой системе: благоприятные морфологические сдвиги, экономизацию работы в покое и при умеренной нагрузке, расширение функциональных возможностей.

В настоящее время, в связи с резко обострившейся проблемой сохранения и укрепления здоровья человека, развитию физической культуры и спорта уделяется огромное внимание во всем мире. В современном мире существенно нарастает осознание роли физической культуры как фактора совершенствования природы человека и общества. Здоровый образ жизни в целом, физическая культура и спорт в частности, становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества. Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.

В связи с тем, что значительное число граждан не имеют возможности систематически заниматься физической культурой и спортом, большое значение приобретают вопросы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в трудовых коллективах. На предприятиях и в организациях всех форм собственности они должны быть направлены на осуществление реабилитационных мероприятий, проведение профессионально-прикладных занятий, послетрудовое восстановление, снижение неблагоприятных воздействий производства на человека, повышение его адаптации к профессиональной деятельности, повышение общего уровня сопротивляемости к различным заболеваниям.

Необходимо возрождение системы производственной гимнастики со следующими мероприятиями:

1. Адаптация к современной практике разработанных в прошлый период методик производственной гимнастики, в том числе для тяжелого физического труда и конвейерных производств.

2. Разработка методик производственной гимнастики для работников умственного труда («офисных» служащих).

3. Разработка методов зрительной гимнастики и оптимальной офтальмогигиены при работе с мониторами ЭВМ для профилактики компьютерного зрительного синдрома и синдрома «сухого глаза».

4. Разработка методов кистевой гимнастики для профилактики туннельного синдрома запястья у лиц, постоянно использующих в работе компьютерную мышь.

5. Популяризация производственной гимнастики известными спортсменами.

6. Разработка рекомендаций для предприятий любой формы собственности по созданию локального правового акта, предусматривающего назначение ответственных в каждом подразделении за проведение производственной гимнастики.

8. Развитие системы спартакиад по отраслям промышленности, а также развитие системы «минуток здоровья» в высших учебных заведениях и создание на крупных предприятиях физкультурных и тренажерных залов.

9. Привлечение студентов и аспирантов физкультурных вузов (в качестве производственной практики и проведения исследований перед выполнением итоговой дипломной квалификационной работы) к проведению физкультминуток и других форм производственной гимнастики в учреждениях и организациях различных форм.

Многочисленные исследования свидетельствуют о благоприятном влиянии регулярных занятий физическими упражнениями на здоровье и физическое состояние человека любого возраста. В разные возрастные периоды эти занятия преследуют разные цели. В молодом возрасте они направлены на совершенствование физической подготовленности, физического развития и физической работоспособности, профилактику заболеваний, которые могут развиться в более старшем возрасте.

В частности, во время обучения в школе для оптимизации недельного двигательного режима обучающихся необходимо:

1. Проведение занятий по физической культуре для занимающихся в специальной и подготовительной группах. Дети, по состоянию здоровья не способные участвовать в занятиях физической культурой, должны приобщаться к интеллектуальным видам спорта (шашки, шахматы).

2. Разработка и внедрение методических рекомендаций по двигательному режиму для школьников, занимающихся в группах продленного дня.

3. Воссоздание практики минуток здоровья перед уроками.

Физические упражнения в среднем возрасте используются в первую очередь для укрепления здоровья и профилактики заболеваний, повышения общей и профессиональной работоспособности, удлинения трудового периода жизни, предупреждения преждевременного старения. В преклонном возрасте средства физической культуры применяются для сохранения здоровья и активного долголетия, замедления инволюционных процессов, предупреждения прогрессирования хронических заболеваний и возможных осложнений. Естественно, физические нагрузки обязательно должны быть адаптированы к каждому конкретному ребенку, подростку, взрослому человеку с учетом их возраста, пола, физических возможностей, состояния здоровья.

Только в этом случае раскроются в полной мере все слагаемые развивающей функции физической культуры.

Большое значение в укреплении методами физической культуры и спорта имеют организации подготовки спортивного резерва.

Организационную структуру системы подготовки спортивного резерва составляют:

· учреждения дополнительного образования детей, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта: детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) и специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР);

· школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ);

· высшие учебные заведения физической культуры и спорта.

Таким образом, для закрепления роли физической культуры и спорта в жизни человека, необходимо создать систему поддержки разработки специальных технологий физического воспитания, детско-юношеского спорта, бездопинговых технологий спорта высших достижений; активно развивать и поддерживать профилактические направления развития спортивной медицины, в том числе в сфере массового физического воспитания и спорта.

2. Средства физической культуры и спорта

К настоящему времени в практике физической культуры, обеспечивающие умственную и физическую деятельности и устойчивость к различным условиям внешней среды, сформировался целый комплекс средств, который состоит из следующих видов: 1) физические упражнения;

2.1 Физические упражнения

При выполнении отдельно взятого физического упражнения практически невозможно достичь педагогических целей и задач формирования физической культуры личности. Необходимо многократное повторение упражнения с тем, чтобы усовершенствовать движение или развить физические качества.

Содержание физических упражнений обуславливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность.

Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.

Образовательная роль. Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. Это, в свою очередь, позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движений в спорте. Чем большим багажом двигательных умений обладает человек, тем легче он приспосабливается к условиям окружающей среды и тем легче он осваивает новые формы движений.

Влияние на личность. Физические упражнения требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятия физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, трудолюбие, решительность и др.).

2.2 Оздоровительные силы природы

Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.

В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям:

1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;

2) как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры).

2.3 Гигиенические факторы

К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.

Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект занятия физическими упражнениями.

Таким образом, роль физической культуры в формировании основных качеств и свойств личности очень велика.

Список использованной литературы:

1. Горохов М.С. Роль физической культуры и спорта в улучшении здоровья населения Российской Федерации М; Научно-практический медицинский журнал «Здравоохранение сегодня», Том 1, 2010;

6. Решетников Н.В. Физическая культура; изд.- «Академия» Москва 2006г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *