что относится к транспортным коммуникациям
6 Транспортные коммуникации, здания и сооружения
Лекция «Транспортные коммуникации, здания и сооружения».
Во всем мире проблема «город и транспорт» вызывает к себе живейший интерес, поскольку с городскими транспортными коммуникациями, сооружениями, транспортом и их развитием связаны насущные интересы большей части городского населения. Вместе с тем, транспортные коммуникации, сооружения и транспорт – это важный, но частный случай общей, необычайно сложной и разнообразной коммуникационной, связевой инфраструктуры жизнеобеспечения города наряду с техническими, инженерными и другими ее видами.
К транспортным коммуникациям города относятся: автомобильные и железные дороги, включая трамвайные пути, метрополитен, водные пути, монорельс, воздушные пути, требующие выделения больших территорий (общих и обособленных) и иногда специального энергоснабжения.
Наземные транспортные коммуникации формируют планировочную структуру города в наибольшей степени и особое место среди наземных транспортных коммуникаций занимают городские магистрали и жилые улицы, исторически самые древние и самым тесным образом связанные с развитием города, плотностью его застройки и составляющие в среднем 2,0-2,5 км/кв. км.
По роду движения на улицах могут преобладать пешеходы или общественный транспорт (автобус, микроавтобус, троллейбус, трамвай, такси), личный легковой или грузовой автомобильный транспорт. Среди городских улиц выделяется одна или несколько главных (в Москве – Тверская, Новый Арбат, Ленинский проспект). Улицы бывают разные в зависимости от функционального назначения, места в структуре города: шоссе, проспект, улица, переулок, тупик, проезд, линия, вал, набережная, бульвар и др.
Железнодорожные коммуникации включают в себя пригородные и внутригородские железные дороги, пассажирские электропоезда и грузовые составы. Трамвайные пути, вагоны и их маршруты обеспечивают перевозку пассажиров на межмагистральных территориях в периферийных жилых зонах. Метрополитен служит важнейшим, наиболее скоростным и массовым средством передвижения населения. Монорельсовая система не является значимой для крупного города и, как правило, убыточна. Водные пути используются только как прогулочные маршруты. Воздушные пути и транспорт используются пока исключительно в чрезвычайных ситуациях.
Москва имеет свою, своеобразную историю развития и совершенствования транспортных коммуникаций, зданий, сооружений и транспортных средств, их взаимодействия, исчезновения и эволюции в связи с развитие технического прогресса.
Транспортные коммуникации это очень важные и своеобразные кровеносные артерии любого крупного города, питающие и обеспечивающие его жизнедеятельность и в Москве, с ее радиально-кольцевой планировочной структурой, возможности дальнейшего развития системы транспортных коммуникаций и транспортных средств подошли к своему очередному рубежу радикального и обязательного совершенствования по всем направлениям, включая организационное.
Рекомендуемые файлы
Хроническое отставание строительства современных транспортных коммуникаций, развития улично-дорожной сети, транспортных средств от постоянно растущих потребностей огромного города – очень злободневная и сложная проблема. В результате неудержимого роста парка личных автомобилей (по 200-250 тыс. единиц в год) уже создалась тупиковая ситуация с многократной перегруженностью существующей сети городских магистралей и улиц не только в центре города, но и на его окраинах. Сейчас в Москве на 3,0-3,5 млн. семей приходится почти 4,0 млн. автомобилей. И их количество через несколько лет может удвоиться…
Общественный транспорт (наземный и подземный) давно пребывает в состоянии явной перегруженности. Автобусы, троллейбусы и трамваи из-за перегрузки и пробок на городских магистралях и улицах в часы пик не соблюдают графиков своего движения. Почти двадцать лет простоя в строительстве новых радиальных линий и станций метрополитена в отдаленных от центра жилых районах привели к огромным пассажиропотокам, задержкам и сбоям в движении наземного общественного транспорта, и, как следствие существенному увеличению среднего времени передвижения на транспорте утром к местам приложения труда и вечером обратно в жилые районы.
Строительство Третьего транспортного кольца (ТТК) не оправдало всех возложенных на него надежд по разгрузке транспортных потоков в срединной части города. Возведение Четвертого транспортного кольца (ЧТК) в целях обеспечения разгрузки и ослабления напряженности транспортных потоков в окраинных зонах городской застройки также может не принести всех ожидаемых результатов. Опыт решения аналогичных транспортных проблем в целом ряде крупных столичных городов стран европейского запада показал, что чем больше дорог в городе строится, тем больше на них появляется автомобилей и через короткое время транспортная проблема проявляет себя еще сильнее. Очевидно, следует искать иные, более надежные и долговременные, способы решения такой актуальной для нашего города проблемы. Тем более, что зарубежного опыта в организации этой сферы городской жизни более чем предостаточно.
Транспортным коммуникациям крупных городов требуются соответствующие транспортные здания и сооружения. К ним можно отнести не только железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэропорты и аэровокзалы, речные порты, а также обслуживающие их здания и сооружения, но также и мосты, эстакады, тоннели, многоуровневые транспортные развязки и т.п. Размещение таких зданий и сооружений в городской структуре, а также их функционально-планировочные решения и архитектурный облик имеют в Москве свои, специфические особенности, напрямую связанные с ее историческим прошлым, а теперь и с возможным перспективным развитием. И в этом случае удобство, целесообразность и экономическая эффективность пространственного размещения, а также архитектурные решения подобных зданий и сооружений не должны вступать в противоречие с их воздействием на окружающую застройку и визуальным восприятием.
Основными видами транспортных зданий и сооружений для обслуживания городского населения и предоставления ему транспортных услуг в Москве являются: железнодорожные вокзалы и станционные платформы (девять вокзалов, в том числе один закрыт); станции и пересадочные узлы метрополитена (сеть радиальных линий, одна кольцевая линия, около 200 станций и более 50 пересадочных узлов); автовокзалы и автостанции (один автовокзал у метро «Щелковская» и ряд автостанций); аэровокзалы и аэропорты (аэровокзал у метро «Аэропорт», семь аэропортов); речные вокзалы, порты, пристани (два вокзала и три порта).
Кроме этого существуют специальные инженерные транспортные сооружения: железнодорожные, автомобильные и метромосты; эстакады, виадуки, многоуровневые развязки; тоннели для автомобильного и железнодорожного транспорта; тоннели метрополитена и специальные объекты с наземными и подземными сооружениями их обслуживания; речные набережные, причалы, шлюзы, каналы и др.
Развитие транспортных зданий и сооружений в Москве имеет свою интересную примечательную историю. Для обслуживания пассажиров наземных и подземных, водных и воздушных транспортных средств помимо железнодорожных и речных вокзалов, аэровокзалов и аэропортов, подземных станций-дворцов метрополитена возводились и различные обслуживающие эти транспортные средства объекты в виде таксомоторных, автобусных парков, трамвайных и метро депо с необходимыми зданиями и сооружениями для временного пребывания и ремонта средств передвижения. Некоторые из указанных объектов, построенные по проектам известных зодчих в период русского авангарда и соцреализма, стали известными на весь мир памятниками архитектуры.
Московские мосты, тоннели, эстакады и виадуки по своему отражают достижения технического прогресса и творческий замысел инженеров и зодчих прошлых эпох и современности. Во многих случаях их инженерно-технические и объемно-пространственные решения помимо функциональных качеств являют собой истинные произведения зодчества и по существу являются настоящими памятниками истории и культуры нашего города. Достаточно упомянуть превосходные автомобильные, железнодорожные, пешеходные и метромосты мосты через реку Москву и реку Яуза.
Проблемы размещения, проектирования и строительства новых и реконструкции уже существующих транспортных зданий и сооружений (автовокзалов, железнодорожных вокзалов, речных вокзалов, аэропортов, крупных транспортно-пересадочных узлов и др.) в городе Москве стоят достаточно остро уже давно. Все мы помним реконструкцию в 70-е – 80-е годы Курского, Павелецкого вокзалов, а потом и Казанского вокзала, которая изменила и в целом улучшила их функционально-планировочные решения и повысила в определенной мере комфортность обслуживания. Теперь снова подоспело время их обновления и реконструкции с учетом сложившихся актуальных и перспективных требований функции, времени и места.
Вместе с тем, постоянно возрастающие пассажиропотоки приезжающих и уезжающих заставляют, в добавление к имеющимся, строить новые, более современные и комфортабельные железнодорожные вокзалы, аэропорты и речные порты и автовокзалы. Осуществлять реконструкцию уже давно существующих транспортных зданий и сооружений приходится без их отселения, по возможности не нарушая распорядок жизни большого города. При этом очень важно добиваться интересных функционально-планировочных и пространственных решений, а не уродовать городскую застройку новыми «шедеврами» нашей бизнес-архитектуры, наподобие комплекса зданий «Атриум», окончательно погубившего своим ужасным функционально-планировочным решением и одиозным обликом площадь Курского вокзала.
Очевидна явная отсталость нашей архитектурной и инженерной мысли от современного общемирового и особенно европейского уровня проектирования и строительства новых и реконструкции крупных существующих вокзалов, пересадочных узлов и терминалов. Особенно ярко это проявилось в плохо продуманных функционально-планировочных, архитектурно-пространственных, инженерно-технических и дизайнерских решениях и обустройстве подобных отечественных сооружений в последние годы. Для этого достаточно посетить и внимательно, пристально «прощупать» результаты-последствия недавней и еще свежей «реконструкции» многострадального Курского вокзала. Многое из такой отвратительной работы авторов (проектировщиков и строителей) требует срочной и полной переработки – от выходов на пассажирские перроны и ужасной стыдобы обновленных туалетов, до необъятного кассового зала с прежними длинными очередями и огромных электронных табло, где отсутствует вразумительная информация об уходящих и прибывающих поездах.
Дорожно-транспортные объекты: виды и значение
В статье рассказывается:
Дорожно-транспортные объекты являются частью дорожно-транспортной инфраструктуры и во многом определяют не только ее качество, но и экономическое развитие всего региона или даже страны в целом. Для успешной динамики в данной сфере необходимо не только поддерживать функционирование таких объектов, но и своевременно внедрять новые технологии.
Важной частью являются комплексы мониторинга. В нашей статье мы расскажем, что входит в понятие дорожно-транспортных объектов, как они классифицируются и разберем необходимые технологии, которые обеспечат развивающий импульс для инфраструктуры.
Типы объектов дорожно-транспортной инфраструктуры
Объекты дорожно-транспортной инфраструктуры принято классифицировать по множеству признаков. Это может быть деление по доступности пользователям, по видам собственников или транспорта или по выполняемой функции в транспортном процессе.
Говоря о доступности транспортной инфраструктуры, подразумевается деление на инфраструктуру общего и необщего пользования. Под инфраструктурой общего пользования понимают объекты, которые можно эксплуатировать для передвижения транспорта неограниченного круга лиц.
Типы объектов дорожно-транспортной инфраструктуры
Объекты дорожно-транспортной инфраструктуры необщего пользования принадлежат или просто находятся в пользовании у представителей исполнительной власти, во владении администрации региона (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), в собственности физических или юридических лиц. Последние эксплуатируют дорожно-транспортные объекты только в личных целях или для удовлетворения нужд муниципальных или государственных органов власти.
Большую часть объектов транспортной инфраструктуры необщего пользования составляют объекты ведомств, которые числятся на балансе предприятий или организаций, обслуживающих производственные или технологические перевозки. Они же осуществляют подъезды к объектам производства и транспортной инфраструктуры общего пользования.
Обычно указанные дорожно-транспортные объекты числятся на балансе промышленных или производственных предприятий. Все технологические перевозки, как и подъезды на производственные участки проектируют на основании технических требований указанной организации (предприятия). Транспортная инфраструктура объектов министерства обороны тоже относится к объектам транспортной инфраструктуры необщего пользования.
Типы объектов дорожно-транспортной инфраструктуры
Все объекты дорожно-транспортной инфраструктуры подразделяются еще и в зависимости от типа собственника. Это могут быть государственные (федеральные) организации, региональные (территориальные), муниципальные и даже юридические и физические лица.
Есть подразделение по видам транспорта на: железнодорожный, морской, внутренний водный (речной), автомобильный, воздушный, трубопроводный.
Функции каждый из дорожно-транспортных объектов выполняет свои. Их подразделяют на пути сообщения, технологические объекты, объекты средств управления движением, здания и сооружения обслуживания участников движения.
6 видов городских дорожно-транспортных объектов
В городах РФ транспортная инфраструктура состоит из линий, сооружений и устройств городского, пригородного, внешнего транспорта.
Основная цель — обеспечение бесперебойной связи между жилыми, производственными, туристскими и рекреационными градостроительными образованиями с центром населенного пункта. Также важно обеспечить подъезды и подходы к земельным участкам, организовать связь между собой всех зданий и сооружений, и транспортную обеспеченность поселений и прилегающими территориями РФ и другими населенными пунктами.
Есть четкое разделение между дорогами и улицами: дорогой признаны участки улично-дорожной сети, на которой преобладает движение транзитного, грузового, общественного транспорта; дорога прокладывается вдали от жилой зоны, городских центров, парков, зон отдыха (вдоль железных дорог, в оврагах, вдоль промышленных зон); улица же предназначена для обеспечения движение и стоянки транспорта, для пешеходного передвижения, для беспрепятственного проезда или прохода к зданиям и внутриквартальным территориям, для размещения остановочных комплексов пассажирских автобусов и прокладки коммуникаций.Дороги и улицы могут иметь местное или магистральное значение.
Назначение магистральных улиц и дорог — пропуск транспортных потоков. Это могут быть как связи между районами одного города, так и внешние связи между регионами. По выделенным маршрутам ходит транспорт, обеспечивающий пассажирские перевозки (автобусы, трамваи, троллейбусы и т. д.).
Транспортные магистрали дублируют основные улицы, чтобы снять с них нагрузку.
Магистральные улицы и дороги — это автомобильные улицы и дороги с непрерывным движением. Именно они обеспечивают скоростные сообщения между удаленными районами, городами и пригородными поселениями (сюда же можно отнести аэропорт, зоны отдыха, поселки и т. д.), транспортные выезды из городов на магистрали общего пользования.
Улично-дорожная сеть городов
В городах распределяющие и соединяющие функции выполняют улицы общегородского и районного значения. Именно на них возложена задача пропуска основных потоков транспорта, в том числе обеспечение связи между районами.
Обеспечение локальных связей, между зданиями и сооружениями в пределах застройки районов лежит на улицах местного значения (жилые основные и второстепенные, производственные и коммунально-складские зоны, поселковые дорог, проезды).
Железная дорога относится к объектам дорожно-транспортной инфраструктуры и присутствует почти во всех крупных городах. В мегаполисах используется не только для связи между центром и окраиной, но и для связи между городскими районами. Чтобы повысить провозную способность ЖД линий, регулярно строят новые пути, по которым осуществляются перевозки параллельно движению городских поездов.
Железные дороги часто выполняют роль барьера между районами. По мере роста и развития городов, потребность в новых автомагистралях растет. Поэтому полосы отвода железных дорог часто становятся единственным резервом для строительства.
Еще в прошлом веке перевозки людей и грузов по воде были самыми массовыми. Но постепенно на фоне развития железнодорожных, автомобильных и других видов перевозок, дешевый водный транспорт потерял лидерство. Это связано с сезонностью использования водного транспорта на большей части страны.Однако и сегодня во многих городах существуют дорожно-транспортные объекты в виде речных, так и морских портов и пристаней. Д
о сих пор особенно в летний сезон организовывают внутригородские и пригородно-городские водные пассажирские сообщения. Водный транспорт является исполнителем совсем небольшой части пассажирских перевозок, но он очень популярен в виде прогулочного или туристско-экскурсионного транспорта.
Сюда относятся пересечения и примыкания путей сообщения в одном или разных уровнях. Цель транспортно-пересадочных узлов — распределение потоков по разным направлениям. Именно здесь сходятся или пересекаются по две и более линии одного или нескольких видов транспорта. Исторически сложилось так, что в основе появления и развития городов лежат именно транспортно-коммуникационные узлы.
Именно транспортно-пересадочные узлы являются местом концентрации общественных функций. Центры и комплексы общественного обслуживания тяготеют к ним.
Сюда относятся все объекты дорожно-транспортной инфраструктуры в виде зданий и сооружений, которые предназначены для обслуживания пассажирских потоков, проведения различных операций с перевозкой грузов и подвижными составами, хранения, технического обслуживания и ремонта транспортных средств.
Основными типами транспортно-обслуживающих объектов признаны автостоянки или парковки для разного вида транспорта.
Для велосипедистов в городах отводят отдельные велодорожки. Их включают в состав транспортных и пешеходных улиц, прокладывают по рекреационным территориям общего пользования. На велотрассах или велодорожках нанесено специальное контрастное покрытие и разметка. Велодорожки отделяются от основного транспортного потока разделительными полосами, ограждениями или моделированиями рельефа. Более того, велотрассы оборудованы звуковыми и световыми сигнальными системами.
Дорожно-транспортные объекты в системе Умных дорог
Цель строительства Умных дорог — повышение безопасности дорожного движения. Это еще и возможность интеллектуального управления транспортными потоками, для повышения качества обслуживания водителей. Умные дороги обеспечивают быстрый сбор информации, необходимый для дальнейшего развития объектов дорожно-транспортной инфраструктуры. Основные составляющие Умных дорог:
Компоненты Умной дороги должны объединяться на единой платформе. Но даже по отдельности они дают возможность успешно решать множество локальных задач. Так, на перекрестках с оживленным движением сигналы светофора могут меняться в зависимости от текущей обстановки на дороге. Это позволяет повысить пропускную способность и снизить вероятность образования пробок и ДТП. Автоматическая фиксация превышения скоростного режима и других нарушений правил ДТП, заставляет водителей быть аккуратными, что снижает вероятность возникновения аварийных ситуаций. А благодаря интеллектуальному управлению уличным освещением экономится потребление электроэнергией.
орожно-транспортные объекты в системе Умных дорог
Самой востребованной частью Умных дорог являются детекторы транспортных потоков. По мнению аналитиков Research and Markets, в период с 2016-2022 годы эти датчики не потеряют лидерство за счет роста инвестиций и появления большого количества профильных стартапов.
Современные решения для дорожно-транспортной инфраструктуры
Системный интегратор АО «ТРАССКОМ» разработчик инновационных решений, которые легко интегрируются в региональные ИТС. Компания готовит квалифицированных специалистов в области системы контроля и прогнозирования состояния транспортных потоков.
Преимущества продуктов интегратора:
АО «ТРАССКОМ» внедряет собственные уникальные разработки.
Мобильный комплекс дорожного мониторинга (МДКМ) «Иней-М» стал просто прорывом в области мониторинга за состоянием дорожного покрытия. Устройство весьма компактно, что позволяет без труда установить его на любое транспортное средство (автомобиль куратора, комбинированная дорожная машина или рейсовый автобус). Прибор отслеживает и передает в реальном времени данные о состоянии дороги с точными координатами в диспетчерский центр. Это особенно актуально для отслеживания состояния зимних дорог.
Инновационные решения АО «ТРАССКОМ» не только обеспечивают безопасность движения, но и позволяют оптимизировать расходы. Например, в Свердловской области внедренные решения по контролю дорожных работ окупили себя всего за один зимний сезон. В последующее время они дают возможность пользователям значительно оптимизировать расходы.
Специалисты АО «ТРАССКОМ» видят свою миссию в массовом внедрении высокоинтеллектуальных технологий ради сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения. Разработки компании повышают эффективность процессов производства, обеспечивают комфорт на дорогах для всех участников движения. О достойной реализации поставленной задачи свидетельствуют многочисленные положительные отзывы специалистов дорожных служб разных регионов России.
Транспортная система
Согласно Федеральному закону N 16-ФЗ от 9 февраля 2007 года «О транспортной безопасности» [2] инфраструктура включает используемые транспортные сети или пути сообщения (дороги, железнодорожные пути, воздушные коридоры, каналы, трубопроводы, мосты, тоннели, водные пути и т. д.), а также транспортные узлы или терминалы, где производится перегрузка груза или пересадка пассажиров с одного вида транспорта на другой (например, аэропорты, железнодорожные станции, автобусные остановки и порты).
Под управлением понимается контроль над системой, например сигналы светофора, стрелки на железнодорожных путях, управление полётами и т. д., а также правила (среди прочего, правила финансирования системы: платные дороги, налог на топливо и т. д.). Управление транспортной системой – совокупность мероприятий направленных на эффективное функционирование данной системы посредством координации, организации, упорядочения элементов данной системы, как между собой, так и с внешней средой. В широком смысле, разработка сетей — задача гражданской инженерии и городского планирования, разработка транспортных средств — механической инженерии и специализированных разделов прикладной науки, а управление обычно специализированно в рамках той или иной сети, либо относится к исследованию управления или системной инженерии.
Количественными показателями транспортной системы являются:
Содержание
Мировая транспортная система
Мировая транспортная система состоит из нескольких региональных транспортных систем и имеет неоднородную структуру. Так, густота транспортной сети в большинстве развитых стран составляет 50—60 км на 100 км² территории, в то время как в развивающихся — 5 — 10 км. Участие различных видов транспорта в мировом обороте также не одинаково: в грузообороте преобладает морской транспорт, в пассажирообороте — автомобильный.
Транспортные сети
Развитие мировой транспортной системы
Мировая транспортная система сформировалась в XX веке.
Огромное значение для развития мировой транспортной системы имело изобретение контейнера, что повлекло за собой появление новых транспортных средств — контейнеровозов и строительство перегрузочных терминалов. Сегодня в контейнерах осуществляется свыше 90 % объёма перевозок штучного груза в мире.
На современном этапе мировая транспортная система характеризуется большой зависимостью от информационных технологий и развивается по следующим направлениям:
Транспортные узлы и коридоры
Транспортным узлом называется комплекс транспортных устройств в пункте стыка нескольких видов транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок грузов и пассажиров. Транспортный узел как система — совокупность транспортных процессов и средств для их реализации в местах стыкования двух или нескольких магистральных видов транспорта. В транспортной системе узлы имеют функцию регулирующих клапанов. Сбой в работе одного такого клапана может привести к проблемам для всей системы.
Крупные транспортные узлы всегда являются крупными городами, потому что притягивают торговлю, здесь удобно развивать промышленность (нет проблем со снабжением), да и сами транспортные терминалы предоставляют много рабочих мест. Очень многие города возникли на пересечении наземных или водных путей, то есть как транспортные узлы (многие до сих пор существуют за счёт этой роли). Прежде всего это города-порты: в Великобритании — это Лондон, во Франции — Марсель, Париж, в Германии — Франкфурт-на-Майне, Гамбург, Бремен, в Испании — Бильбао, Барселона, в Италии — Венеция, Милан, в Нидерландах — так называемый Ранштадт (комплекс транспортных узлов, связанных в единую сеть — Роттердам, Амстердам, Утрехт, Лейден, Гаага), в Швеции — Стокгольм, в США — Нью-Йорк, Сиэтл, Чикаго, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, в Австралии — Сидней, в Японии — Токио, в Китае — Шанхай, Сингапур. Есть и менее обычные примеры. Так, город Шеннон в Ирландии в основном живёт за счёт аэропорта. Некоторые города выполняют роль не грузовых, а пассажирских транспортных узлов, например, Симферополь в Крыму, куда прибывают многочисленные туристы, пересаживающиеся там на транспорт, доставляющий их в города крымского побережья.
Крупнейший транспортный узел России — Москва. Здесь пересекаются пути пяти видов транспорта: в Москве сходятся 11 железнодорожных лучей, 15 автомагистралей, 5 газопроводов и 3 нефтепровода; здесь есть три речных порта, пять аэропортов и девять вокзалов. Другой интересный пример — Владивосток, где кончается Транссибирская железная дорога и начинаются многие морские пути.
Транспортная система и связь
Транспорт и связь могут быть взаимозаменяемы и взаимодополняемы. Хотя замена достаточно развитой связью транспорта теоретически является возможной (вместо личного визита можно было бы отправить телеграмму, позвонить по телефону, отправить факс, электронное сообщение), но было обнаружено, что эти способы коммуникации в реальности порождают больше взаимодействий, включая личные. Рост в транспортной сфере был бы невозможен без связи, которая жизненно необходима для развитых транспортных систем — от железных дорог в случае необходимости двустороннего движения по одной колее до управления полётами, при котором необходимо знание о местоположении воздушного судна в небе. Так было обнаружено, что развитие в одной области ведёт к росту в другой.