что относится к цифровым носителям
Виды носителей информации, их классификация и характеристики
Что такое носитель информации
Носитель информации – это физический объект, свойства и характеристики которого используются для записи и хранения данных. Примерами носителей информации являются пленки, компактные оптические диски, карты, магнитные диски, бумага и ДНК. Носители информации различаются по принципу осуществления записи:
Классифицируются хранилища данных по форме сигнала:
Первые носители информации
История записи и хранения данных началась 40 тысяч лет назад, когда Homo sapiens пришла идея делать эскизы на стенах своих жилищ. Первое наскальное творчество находится в пещере Шове на юге современной Франции. Галерея содержит 435 рисунков, изображающих львов, носорогов и других представителей фауны позднего палеолита.
В Британском музее есть туппум, содержащий информацию о финансовой сделке, произошедшей в Месопотамии во времена правления царя Ассурбанипала. Офицер из свиты принца подтверждал продажу рабыни Арбелы. Табличка содержит его именную печать и записи о ходе операции.
Кипу и папирус
С III тысячелетия до нашей эры в Египте начинают использовать папирус. Запись данных происходит на листы, изготовленные из стеблей растения papyrus. Портативный и легкий вид носителей информации быстро вытеснил свою глиняную предшественницу. На папирусе пишут не только египтяне, но и греки, римляне, византийцы. В Европе материал использовали до XII века. Последний документ, написанный на папирусе, – папский декрет 1057 года.
Одновременно с древними египтянами, на противоположном конце планеты инки изобретают кипу, или «говорящие узелки». Информация фиксировалась с помощью завязывания узлов на прядильных нитях. Кипу хранили данные о налоговых сборах, численности населения. Предположительно использовалась нечисловая информация, но ученым ее только предстоит разгадать.
Бумага и перфокарты
С XII до середины XX века основным хранилищем данных была бумага. Ее использовали для создания печатных и рукописных изданий, книг, средств масс-медиа. В 1808 году из картона начали делать перфокарты – первые цифровые носители информации. Представляли собой листы картона с проделанными в определенной последовательности отверстиями. В отличие от книг и газет, перфокарты считывались машинами, а не людьми.
Изобретение принадлежит американскому инженеру с немецкими корнями Герману Холлериту. Впервые автор применил свое детище для составления статистики смертности и рождаемости в Нью-Йоркском Совете здравоохранения. После пробных попыток, перфокарты использовали для переписи населения США в 1890 году.
Но сама идея проделывать дырки в бумаге, чтобы записывать информацию, была далеко не новой. Еще в 1800 году перфокарты ввел в обиход француз Джозеф-Мари Жаккард для управления ткацким станком. Поэтому технологический прорыв заключался в создании Холлеритом не перфокарт, а табуляционной машины. Это был первый шаг на пути к автоматическому считыванию и вычислению информации. Компания TMC Германа Холлерита по производству табуляционных машин в 1924 году была переименована в IBM.
OMR-карты
Представляют собой листы плотной бумаги с информацией, записанной человеком в виде оптических меток. Сканер распознает метки и обрабатывает данные. OMR-карты используют для составления опросников, тестов с опциональным выбором, бюллетеней и форм, которые необходимо заполнять вручную.
Технология основана на принципе составления перфокарт. Но машина считывает не сквозные отверстия, а выпуклости, или оптические метки. Погрешность исчислений составляет менее 1 %, поэтому OMR-технологию продолжают использовать государственные учреждения, экзаменационные органы, лотереи и букмекерские конторы.
Перфолента
Цифровой носитель информации в виде длинной бумажной полоски с отверстиями. Перфорированные ленты были впервые использованы Базиле Бушоном в 1725 году для управления ткацким станком и механизирования отбора нитей. Но ленты были очень хрупкими, легко рвались и при этом дорого стоили. Поэтому их заменили на перфокарты.
С конца XIX века перфолента получила широкое применение в телеграфии, для ввода данных в компьютеры 1950-1960 годов и в качестве носителей для мини-компьютеров и станков с ЧПУ. Сейчас бобины с намотанной перфолентой стали анахронизмом и канули в Лету. На смену бумажным носителям пришли более мощные и объемные хранилища данных.
Магнитная лента
Дебют магнитной ленты в качестве компьютерного носителя информации состоялся в 1952 году для машины UNIVAC I. Но сама технология появилась гораздо раньше. В 1894 году датский инженер Вольдемар Поульсен обнаружил принцип магнитной записи, работая механиком в Копенгагенской телеграфной компании. В 1898 году ученый воплотил идею в аппарате под названием «телеграфон».
Стальная проволока проходила между двумя полюсами электромагнита. Запись информации на носитель осуществлялась посредством неравномерного намагничивания колебаний электрического сигнала. Вольдемар Поульсен запатентовал свое изобретение. На Всемирной выставке 1900 года в Париже он имел честь записать голос императора Франца-Иосифа на свой девайс. Экспонат с первой магнитной звукозаписью по сей день хранится в Датском музее науки и техники.
Когда патент Поульсена истек, Германия занялась улучшением магнитной записи. В 1930 году стальная проволока была заменена гибкой лентой. Решение использовать магнитные полосы принадлежит австрийско-немецкому разработчику Фрицу Пфлеймеру. Инженер придумал покрывать тонкую бумагу порошком оксида железа и осуществлять запись посредством намагничивания. С использованием магнитной пленки были созданы компакт-кассеты, видеокассеты и современные носители информации для персональных компьютеров.
HDD-диски
Винчестер, HDD или жесткий диск – это аппаратное устройство с энергонезависимой памятью, что означает полное сохранение информации, даже при отключенном питании. Является вторичным запоминающим устройством, состоящим из одной или нескольких пластин, на которые записываются данные с использованием магнитной головки. HDD находятся внутри системного блока в отсеке дисководов. Подключаются к материнской плате с помощью кабеля ATA, SCSI или SATA и к блоку питания.
Первый жесткий диск был разработан американской компанией IBM в 1956 году. Технологию применили в качестве нового вида носителей информации для коммерческого компьютера IBM 350 RAMAC. Аббревиатура расшифровывается как «метод случайного доступа к учету и контролю».
Чтобы вместить девайс у себя дома, потребовалась бы целая комната. Внутри диска было 50 алюминиевых пластин по 61 см в диаметре и 2,5 см шириной. Размер системы хранения данных приравнивался к двум холодильникам. Его вес составлял 900 кг. Емкость RAMAC была всего лишь 5МБ. Смешная цифра на сегодняшний день. Но 60 лет назад это расценивалось как технология завтрашнего дня. После анонсирования разработки, ежедневная газета города Сан Хосе выпустила репортаж под названием «Машина с суперпамятью!».
Размеры и возможности современных HDD
Жесткий диск – компьютерный носитель информации. Используется для хранения данных, включая изображения, музыку, видео, текстовые документы и любые созданные или загруженные материалы. Кроме того, содержат файлы для операционной системы и программного обеспечения.
Первые винчестеры вмещали до нескольких десятков Мбайт. Постоянно развивающаяся технология позволяет современным HDD хранить терабайты информации. Это около 400 фильмов со средним расширением, 80 000 песен в mp3-формате или 70 компьютерных ролевых игр, аналогичных «Скайрим», на одном устройстве.
Дискета
Floppy, или гибкий магнитный диск, – носитель информации, созданный IBM в 1967 году как альтернатива HDD. Дискеты стоили дешевле винчестеров и предназначались для хранения электронных данных. На ранних компьютерах не было CD-ROM или USB. Гибкие диски были единственным способом установки новой программы или резервного копирования.
Вместительность каждой 3,5-дюймовой дискеты была до 1,44 Мбайт, когда одна программа «весила» не менее полутора мегабайт. Поэтому версия Windows 95 появилась сразу на 13 дискетах DMF. Floppy disk на 2,88 Мбайт появился только в 1987 году. Просуществовал этот электронный носитель информации до 2011 года. В современной комплектации компьютеров отсутствуют флоппи-дисководы.
Оптические носители
С появлением квантового генератора началась популяризация оптических запоминающих устройств. Запись осуществляется лазером, а считываются данные за счет оптического излучения. Примеры носителей информации:
Устройство представляет собой диск, покрытый слоем поликарбоната. На поверхности находятся микроуглубления, которые считываются лазером при сканировании. Первый коммерческий лазерный диск появился на рынке в 1978 году, а в 1982 году японская компания SONY и Philips выпустили в продажу компакт-диски. Их диаметр составлял 12 см, а разрешение было увеличено до 16 бит.
Электронные носители информации формата CD использовались исключительно для воспроизведения звуковой записи. Но на то время это была передовая технология, за которую в 2009 году Royal Philips Electronics получила награду IEEE. А в январе 2015 года CD был награжден как ценнейшая инновация.
В 1995 году появились цифровые универсальные диски или DVD, ставшие оптическими носителями нового поколения. Для их создания использовалась технология другого типа. Вместо красного лазер DVD использует более короткий инфракрасный свет, что увеличивает объем носителя информации. Двухслойные DVD-диски способны хранить до 8,5 Гбайта данных.
Flash-память
Флеш-память – это интегральная микросхема, которая не требует постоянной мощности для сохранения данных. Другими словами, это энергонезависимая полупроводниковая компьютерная память. Запоминающие устройства с флеш-памятью постепенно завоевывают рынок, вытесняя магнитные носители.
К запоминающим устройствам Flash-типа относят:
Облачные хранилища
Облачные онлайн-хранилища – это современные носители информации, представляющие собой сеть из мощных серверов. Вся информация хранится удаленно. Каждый пользователь может получать к данным доступ в любое время и из любой точки мира. Недостаток в полной зависимости от интернета. Если у вас нет подключения к Сети или Wi-Fi, доступ к данным закрыт.
Облачные хранилища гораздо дешевле своих физических аналогов и обладают большим объемом. Технология активно используется в корпоративной и образовательной среде, разработке и проектировании веб-приложений компьютерного софта. На облаке можно хранить любые файлы, программы, резервные копии, использовать их как среду разработки.
Из всех перечисленных видов носителей информации самыми перспективными являются облачные хранилища. Также все больше пользователей ПК переходят с магнитных жестких дисков на твердотельные накопители и носители с Flash-памятью. Развитие голографических технологий и искусственного интеллекта обещает появление принципиально новых девайсов, которые оставят флешки, SDD и диски далеко позади.
Электронный носитель информации – это что такое?
В русском языке так много понятий, что порой тяжело различить два очень похожих, но все же разных определения. Но есть такие термины, которые не несут в себе дополнительных смыслов, а имеют четкое и понятное толкование. К примеру, понятие «электронный носитель информации». Это определение материального носителя, который записывает, хранит и воспроизводит данные, которые обрабатываются благодаря вычислительной технике.
С чего все началось?
Более общим значением данного термина является «носитель информации» или «информационный носитель». Оно определяет материальный объект или среду, которая используется человеком. При этом такой предмет долго хранит данные, не используя дополнительное оборудование.
Если для хранения информации на электронных носителях нужен источник энергии, то простой носитель данных может оказаться камнем, деревом, бумагой, металлом и другими материалами.
Носителем информации может называться любой объект, который показывает данные, нанесенные на него. Считается, что информационные носители нужны для записи, хранения, чтения, передачи материалов.
Особенности
Нетрудно догадаться, что электронный носитель информации – это разновидность информационного носителя. Он также имеет свою классификацию, которая, хотя и не установлена официально, но используется многими специалистами.
Например, электронные носители могут иметь однократную или многократную запись. Здесь подразумеваются устройства:
Каждый из этих механизмов имеет несколько видов оборудования.
Электронный носитель информации – это, прежде всего, ряд преимуществ перед бумажными вариантами. Во-первых, благодаря технологиям объем архивируемых данных может быть практически неограниченным. Во-вторых, сам сбор и подача актуальной информации эргономичные и быстрые. В-третьих, цифровые данные представлены в удобном виде.
Но электронный носитель имеет и свои недостатки. К примеру, сюда можно отнести ненадежность оборудования, в некоторых случаях габариты устройства, зависимость от электроэнергии, а также требования к постоянному наличию аппарата, который бы мог считывать файлы с такого цифрового накопителя.
Разновидность: оптические диски
Электронный носитель информации – это устройство, которое может быть оптическим, полупроводниковым, магнитным. Это единственная классификация такого оборудования.
В свою очередь, оптические устройства также делятся на виды. Сюда относят лазерный диск, компакт-диск, мини-диски, Blu-ray, HD-DVD и так далее. Оптический диск назван так благодаря технологии считывания информации. Чтение с диска происходит с помощью оптического излучения.
Идея этого электронного носителя зародилась давно. Ученые, которые разрабатывали технологию, были удостоены Нобелевской премии. Способ воспроизводить информацию с оптического диска появился еще в 1958 году.
Сейчас оптический электронный носитель имеет 4 поколения. В первом поколении были: лазерный диск, компакт-диск и мини-диск. Во втором поколении популярными стали DVD и CD-ROM. В третьем поколении выделились Blu-ray и HD-DVD. В четвертом поколении активно развиваются Holographic Versatile Disc и SuperRens Disc.
Полупроводниковые носители
Следующий вид электронного носителя информации – это полупроводниковый. Сюда относят флеш-накопители и SSD-диски.
Флеш-память – это самый популярный электронный носитель, который имеет полупроводниковую технологию и программируемую память. Он востребован благодаря своим небольшим размерам, невысокой цене, механической прочности, приемлемому объему, скорости работы и низкому потреблению энергии.
Недостатками такого варианта являются ограниченный срок использования и зависимость от электростатического разряда. Впервые о флеш-накопителе заговорили в 1984 году.
SSD-диск – это полупроводниковый электронный носитель, который также называют твердотельным накопителем. Он пришел на смену жесткому диску, хотя на данный момент полностью не заменил его, а лишь стал дополнением к домашним системам. В отличие от жесткого диска, твердотельный накопитель основан на микросхемах памяти.
Главными преимуществами такого носителя являются его компактные размеры, высокая скорость, износостойкость. Но вместе с этим у него большая стоимость.
Магнитные диски
И последним видом электронного носителя считаются магнитные устройства. К ним относят магнитные ленты, дискеты и жесткие диски. Поскольку первое и второе оборудование сейчас не используется, речь пойдет о ЖД.
Жесткий диск – это устройство, которое имеет произвольный доступ и основано на технологии магнитной записи. На данный момент это основной накопитель большинства современных компьютерных систем.
Его главным отличием от предыдущего вида, дискеты, является то, что запись осуществляется на алюминиевые или стеклянные пластины, которые покрывают слоем ферромагнитного материала.
Другие варианты
Несмотря на то что, говоря об электронных носителях, мы часто вспоминаем устройства, подключаемые к компьютеру, это не значит, что данное понятие применяется только в компьютерной технологии.
Распространение электронного носителя связано с удобством его использования, высокой скоростью записи и чтения. Поэтому это оборудование вытесняет бумажные носители.
Документы
Разница между биометрическим документом и традиционным паспортом в том, что первый является носителем специально вмонтированной микросхемы, которая хранит фотокарточку владельца и его личные данные.
Благодаря небольшой микросхеме можно получить фамилию, имя и отчество владельца документа, его дату рождения, номер паспорта, время выдачи и конец периода действия. По образцу, в микросхеме должны находиться биометрические данные человека. Сюда относят рисунок радужной оболочки глаза либо отпечаток пальца.
Введение документа: преимущества и недостатки
К преимуществам можно отнести то, что прохождение пограничного пункта теперь не занимает много времени. Если в таких местах есть специальное оборудование, которое может считывать микрочип, то прохождение границы становится безопасным и быстрым.
Уголовное дело
Развитие электронных носителей информации коснулось многих сфер. Сюда же можно отнести и уголовное дело. В 2012 году в Уголовно-процессуальный кодекс РФ ввели термин электронного носителя информации. Таким образом, подобные устройства могли стать вещественными доказательствами.
Электронные носители информации стали важной деталью при расследовании уголовного дела, при соблюдении некоторых условий. К примеру, данные с носителя должны иметь прямое отношение к расследованию. Кроме того, передачу их должен осуществлять достоверный источник, который можно было бы проверить. Данные должны иметь особый вид, к примеру, представленные видеозаписью, фотографиями, скриншотами и так далее. При изъятии цифровой информации нужно соблюдать установленные законы.
В ходе расследования уголовного дела необходимо вести и учет электронных носителей информации. В этом случае заводится журнал, в котором прописываются все устройства. Каждому присваивается идентификационный номер.
Важность электронных носителей в расследовании уголовного дела является спорным вопросом по сей день. Законодательно подобные устройства не отнесены к какому-либо источнику доказательств. Отсюда могут возникать разногласия.
Выводы
Электронные носители информации для современного человека – настоящая находка. С развитием технологий объемы архивов, которые хранят данные, становятся все больше. С каждым годом появляются новые возможности передачи и чтения информации.
Что относится к цифровым носителям
Носители информации
Носитель информации (информационный носитель) – любой материальный объект, используемый человеком для хранения информации. Это может быть, например, камень, дерево, бумага, металл, пластмассы, кремний (и другие виды полупроводников), лента с намагниченным слоем (в бобинах и кассетах), фотоматериал, пластик со специальными свойствами (напр., в оптических дисках) и т. д., и т. п.
Носителем информации может быть любой объект, с которого возможно чтение (считывание) имеющейся на нём информации.
Носители информации применяются для:
Зачастую сам носитель информации помещается в защитную оболочку, повышающую его сохранность и, соответственно, надёжность сохранения информации (например, бумажные листы помещают в обложку, микросхему памяти – в пластик (смарт-карта), магнитную ленту – в корпус и т. д.).
К электронным носителям относят носители для однократной или многократной записи (обычно цифровой) электрическим способом:
Электронные носители имеют значительные преимущества перед бумажными (бумажные листы, газеты, журналы):
Накопитель на жёстких магнитных дисках или НЖМД (англ. hard (magnetic) disk drive, HDD, HMDD), жёсткий диск – запоминающее устройство (устройство хранения информации), основанное на принципе магнитной записи. Является основным накопителем данных в большинстве компьютеров.
В отличие от «гибкого» диска (дискеты), информация в НЖМД записывается на жёсткие пластины, покрытые слоем ферромагнитного материала – магнитные диски. В НЖМД используется одна или несколько пластин на одной оси. Считывающие головки в рабочем режиме не касаются поверхности пластин благодаря прослойке набегающего потока воздуха, образующейся у поверхности при быстром вращении. Расстояние между головкой и диском составляет несколько нанометров (в современных дисках около 10 нм), а отсутствие механического контакта обеспечивает долгий срок службы устройства. При отсутствии вращения дисков головки находятся у шпинделя или за пределами диска в безопасной («парковочной») зоне, где исключён их нештатный контакт с поверхностью дисков.
Также, в отличие от гибкого диска, носитель информации обычно совмещают с накопителем, приводом и блоком электроники. Такие жёсткие диски часто используются в качестве несъёмного носителя информации.
Оптические (лазерные) диски в настоящее время являются наиболее популярными носителями информации. В них используется оптический принцип записи и считывания информации с помощью лазерного луча.
DVD-диски могут быть двухслойными (емкость 8,5 Гбайт), при этом оба слоя имеют отражающую поверхность, несущую информацию. Кроме того, информационная емкость DVD-дисков может быть еще удвоена (до 17 Гбайт), так как информация может быть записана на двух сторонах.
Накопители оптических дисков делятся на три вида:
Основные характеристики оптических дисководов:
В настоящее время широкое распространение получили 52х-скоростные CD-дисководы – до 7,8 Мбайт/сек. Запись CD-RW дисков производится на меньшей скорости (например, 32х-кратной). Поэтому CD-дисководы маркируются тремя числами «скорость чтения х скорость записи CD-R х скорость записи CD-RW» (например, «52х52х32»).
DVD-дисководы также маркируются тремя числами (например, «16х8х6»).
При соблюдении правил хранения (хранение в футлярах в вертикальном положении) и эксплуатации (без нанесения царапин и загрязнений) оптические носители могут сохранять информацию в течение десятков лет.
Флеш-память (flash memory) – относится к полупроводникам электрически перепрограммируемой памяти (EEPROM). Благодаря техническим решениям, невысокой стоимости, большому объёму, низкому энергопотреблению, высокой скорости работы, компактности и механической прочности, флеш-память встраивают в цифровые портативные устройства и носители информации. Основное достоинство этого устройства в том, что оно энергонезависимое и ему не нужно электричество для хранения данных. Всю хранящуюся информацию во флэш-памяти можно считать бесконечное количество раз, а вот количество полных циклов записи, к сожалению, ограничено.
Товарный обзор
Цифровые носители информации
Чем прочнее цифровая техника входит в жизнь офисов, тем активнее они начинают использовать самые разнообразные носители информации. Первыми на рынке товаров для офиса появились дискеты, затем к ним добавились CD- и DVD-диски и теперь уверенно входят в обиход флеш-накопители. Несомненно, в ряде случаев те или иные накопители информации оказываются куда более эффективным, а в некоторых случаях даже незаменимым инструментом работы с различными материалами, что и приводит к росту спроса на данный вид продукции в офисном сегменте и, соответственно, введению в ассортимент и постепенному расширению линейки носителей информации операторами рынка товаров для офиса. О ситуации в этом сегменте компьютерных аксессуаров, особенностях предложения, тенденциях спроса и перспективах развития читайте в нынешнем товарном обзоре.
Общая ситуация
«Носители информации» являются одной из наиболее динамично развивающихся товарных групп: не успели появиться первые дискеты, как производители вывели следующий вид продукции – CD- и DVD-диски, а затем и USB-накопители и карты памяти, внешние жесткие диски. То, что раньше в работе нередко воспринималось как «роскошь», сегодня становится нормой жизни и неизменным ее атрибутом, естественным, как ручка или бумага. Именно поэтому канцелярские компании с недавнего времени стали вводить в свой ассортимент и развивать линейку товаров «Носители информации», хотя справедливости ради надо отметить, что «похвастаться» хорошей подборкой этого вида продукции в ассортименте могут пока далеко не все игроки канцелярско-офисного рынка.
Тем не менее, нарастание интереса к этой группе товаров у операторов канцелярского рынка налицо, о чем свидетельствуют и эксперты компаний, специализирующихся на дистрибуции компьютерной техники и аксессуаров и осуществляющих поставки носителей информации в том числе и «канцелярщикам».
«В настоящий момент доля канцелярских компаний, предлагающих носители информации, невелика, – отмечает продакт-менеджер по флеш-продукции компании «АК Цент» Сергей Рощин. – Хотя в ближайшее время она может быть значительно расширена за счет того, что флеш-накопители начинают переходить из разряда компьютерных аксессуаров в разряд расходных материалов, жизненно необходимых для работы современного офиса».
«Среди наших клиентов немало канцелярских компаний и они занимают существенную долю по группе «Носители информации», – рассказывает менеджер отдела развития бизнеса компании «Мерлион» Ольга Шипулина. – В ближайшем будущем их доля скорее всего будет только расти, так как носители информации все больше переходят в сегмент канцелярии из сегмента технически сложных товаров, – продолжает она. – В первую очередь, это относится к флэш-памяти, а также к USB-жестким дискам большой емкости – от 160 Гб до 2 Тб. Это наиболее быстро развивающийся сегмент, который за последние полгода-год показал значительный рост».
Стремительное развитие группы «Флеш-накопители» как одного из сегментов «Носителей информации» и тенденцию к вытеснению ими других носителей информации отмечает и Сергей Рощин («АК Цент»), констатируя, что они все больше конкурируют с CD- и DVD-дисками, особенно в низком ценовом сегменте.
Поскольку для операторов канцелярского рынка носители информации являются относительно новой продукцией, нельзя говорить о его насыщенности этим видом товара. «Насыщенность рынка невелика и многие компании довольно узко представляют этот сегмент, – констатирует начальник отдела оргтехники ГК «САМСОН» Алексей Токарев. – Хотя в ассортименте нашей компании присутствует практически вся номенклатура носителей информации – и дискеты, и CD-R/RW-, DVD-R/RW-диски, и карты памяти, и USB-накопители, а в ближайшее время планируется и введение в ассортимент переносных жестких дисков». «Что касается флеш-накопителей, то рынок тоже далек от насыщения», – добавляет Сергей Рощин («АК Цент»).
Возможно, именно поэтому носители информации являются наиболее прибыльной группой в сегменте «Компьютерные аксессуары», о чем также свидетельствуют эксперты. «В сегменте «Компьютерные аксессуары» группа «Носители информации» является одной из самых прибыльных», – отмечает Алексей Токарев («САМСОН»). «Флеш-карты, USB-накопители и внешние HDD- и SSD- диски составляют более половины нашего ассортимента и однозначно лидируют по уровню прибыли», – констатирует Сергей Рощин («АК Цент»). «Прибыльность в этом сегменте традиционно хорошая, и в том числе поэтому товарная группа динамично развивается», – подтверждает Ольга Шипулина («Мерлион»).
Игроки & Особенности спроса
Состав и доли игроков в разных подгруппах носителей информации варьируются. Если говорить о подгруппе «Дискеты», то, по словам Алексея Токарева («САМСОН»), наиболее популярны изделия торговых марок Verbatim, Imation, Emtec/BASF, TDK, SONY. «При этом лидирует торговая марка Verbatim, на продукцию которой приходится примерно 25 % всех продаж», – добавляет он.
«Рынок записываемых оптических носителей (CD-/DVD-дисков) делится на два сегмента: диски no name и продукция известных компаний, таких как TDK или Verbatim. В первом сегменте имеет значение только цена, а во втором упор делается на имидж торговой марки», – продолжает он.
Если же говорить о группе «Флеш-накопители», то здесь, как утверждает Сергей Рощин («АК Цент»), лидируют торговые марки Transcend и Kingston, которые занимают примерно по 30 % рынка флеш-памяти. «Далее идут такие бренды, как Sony – 10 %, Apacer – 7 %, A-Data – 5 %, а также ряд других, доля которых находится в диапазоне до 5 %: OCZ, SanDisk, PQI и т.д.», – добавляет он.
По мнению Ольги Шипулиной («Мерлион»), картина с распределением долей между игроками сегодня не так ясна. «В нынешней нестабильной ситуации нельзя что-то утверждать с уверенностью о долях или о сформировавшемся спросе и сегментах рынка, и группа «Носители информации» не исключение, – замечает она. – Сейчас становится все более востребованной продукция дешевых марок, так как помимо низкой цены они стали также предлагать сегодня неплохой дизайн и «подтянулись» в качестве продукции».
Помимо зарубежных игроков на российском рынке представляют свою продукцию и отечественные производители. Однако, как справедливо замечает Сергей Рощин («АК Цент»), говорить об их существенной доле не приходится. «В большинстве случаев это Private Labels отечественных дистрибьюторов и ритейлеров», – добавляет он.
Конкуренция между игроками довольно жесткая. «На рынке флеш-памяти это обусловлено достаточно большим числом дистрибьюторов и преобладанием на рынке ценовой конкуренции, – анализирует Сергей Рощин («АК Цент»). – В низком ценовом сегменте емкостей до 2 Гб конкуренция обострена настолько, что многие дистрибьюторы работают исключительно с самыми ходовыми позициями в среднем и верхнем ценовом диапазонах, – продолжает он. – Что касается нашей компании, то мы стараемся поддерживать максимальный ассортимент продукции по каждому вендору, что вкупе с привлекательной ценой позволяет нам удерживать лидирующие позиции на рынке в течение многих лет. Относительно no name продукции можно сказать, что ее основные потребители – это рекламные агентства и корпоративный сектор, занимающийся нанесением собственных логотипов на эти флеш-накопители. Сейчас флеш-накопители с логотипом компании становятся достаточно распространенным элементом корпоративного стиля, наравне с ручками и ежедневниками».
Схема 1. Классификация носителей информации
Достаточно сильная конкуренция существует и в сегменте CD- и DVD-дисков, причем также основная борьба происходит между брендовой и no name продукцией. Наиболее спокойной, пожалуй, остается в этом плане ситуация в сегменте дискет, которые ввиду своей низкой стоимости и ограниченного спроса не представляют особого интереса для производителей небрендовой продукции.
Анализируя распределение спроса на флеш-накопители, Сергей Рощин («АК Цент») отмечает, что по приблизительной оценке на Москву и область приходится до 60-70 % спроса, все остальное – другие регионы. «Однако закупающие товар в Москве более мелкие дистрибьюторские компании занимаются дальнейшим распространением товара в том числе и в регионах, – замечает он. – То же можно сказать и про федеральные розничные и сотовые сети. Поэтому примерно можно оценить доли потребления «флеша» в Москве, Московской области и в остальных регионах России как равные».
О росте спроса на носители информации в регионах свидетельствует и Ольга Шипулина («Мерлион»). «В регионах появился отложенный спрос, когда потребитель стал покупать высокотехнологичные товары и, соответственно, увеличился спрос на носители информации», – констатирует она.
Говоря об особенностях спроса на носители информации, Сергей Рощин («АК Цент») обращает внимание на то, что спрос на флеш-память обладает ярко выраженной сезонностью. «В весенне-летний период преобладают продажи флеш-карт, а в осенне-зимний – USB-накопителей, – поясняет он. – Это отчасти обусловлено спецификой использования этих устройств: летом, в период отпусков, необходимы карточки для фотоаппаратов и телефонов, а осенью школьники и студенты покупают USB-накопители для обмена данными».
При этом именно в сегменте флеш-накопителей как в наиболее динамично развивающемся и наиболее дорогостоящем можно говорить сегодня о самой высокой планке требований, предъявляемых к качеству продукции. Хотя, по словам Сергея Рощина («АК Цент»), и она не является основной. «Большинство флешек устаревают морально гораздо быстрее, чем физически выходят из строя, да и срок гарантии на некоторые из них распространяется на весь период эксплуатации, – поясняет он. – В целом же для флеш-карт показателем качества является скорость передачи данных, для USB-драйвов – дизайн и качество его исполнения: материал, сборка, иногда даже упаковка».
Дискеты
«В конце прошлого десятилетия эксперты компьютерного рынка единодушно уверяли: время 3,5-дюймовых дискет или, по-другому, флоппи-дисков уходит – еще год-два, и они будут полностью вытеснены с рынка, – рассказывает Алексей Токарев («САМСОН»). – Рынок дискет действительно сокращается, но куда медленнее, чем предсказывали».
Сегодня, по словам Алексея Токарева («САМСОН»), объем российского рынка дискет колеблется от 2 до 3 млн. носителей в месяц. «Эксперты называют несколько причин неослабевающей популярности дискет, – продолжает он. – Во-первых, это достаточно низкая стоимость по сравнению с альтернативными устройствами, такими как флеш-память и магнитно-оптические диски. Во-вторых, дискеты часто используются для хранения информации, с помощью которой можно восстановить работоспособность компьютера после сбоя. Но самой главной причиной «живучести» дискет является, пожалуй, дешевизна дисководов, продающихся не дороже 10 долларов», – заключает он.
Так или иначе но дискеты сегодня сохранили за собой несколько ниш, которые позволяют им пока занимать относительно стабильную долю рынка. Спрос на них удерживается благодаря:
– государственным органам, в которых парк вычислительной техники очень бюджетен, в связи с чем для обмена файлами используются 3,5″ дискеты;
– отдельным вузам, особенно периферийным, в которых студенты прибегают к использованию дискет как к практически безальтернативному средству для передачи курсовой или иной работы;
– некоторым сферам (например банковской), где все еще используется софт, требующий ключевую дискету для доступа к программе или каким-либо данным;
– компьютерным «энтузиастам», которые иногда держат в компьютере дисковод, так как все операционные системы до Windows XP драйверы (на этапе установки) воспринимают только с дискеты, и загрузочный флеш-накопитель под Windows XP проще создать, предварительно сделав загрузочную дискету.
Благодаря перечисленным группам дискеты и дисководы для флоппи-дисков сегодня остаются вполне востребованным товаром.
В ассортименте компаний можно встретить дискеты черные или ассорти (зеленые, красные, желтые, синие, оранжевые и т.д.) в упаковке. Они могут продаваться как в картонных упаковках, так и в пластиковых боксах. Однако существенного влияния все эти «изыски» сегодня на спрос не оказывают. Самыми ходовыми остаются классические черные дискеты, упакованные в более экономичную картонную коробку.
Диски
Спрос на CD- и DVD-диски, значительно выше, чем на дискеты, хотя можно отметить, что с распространением более емких DVD-дисков спрос на диски CD «замер». «Доля CD-дисков в последние годы сокращается, и немудрено. Этих носителей уже недостаточно для больших объемов информации, например для видео, а цена «болванок» почти сравнялась с ценами на более емкие носители информации, – констатирует Алексей Токарев («САМСОН»). – Да и приводы, не поддерживающие работу DVD-дисков, становятся потихоньку достоянием истории, – продолжает он. – Однако в абсолютном исчислении поставки таких носителей все еще остаются очень высокими. Во многом это связано с тем, что большое количество бытовой аппаратуры, купленной ранее, других форматов не понимает. Иными словами, если нам нужна совместимость со старым бытовым плеером или магнитолой, то нужно покупать именно CD. Да и вообще, в плане обеспечения максимальной совместимости этот формат остается пока наиболее оптимальным: любой оптический привод будет читать CD-диск. Плюс к тому, ноутбуки с combo-приводом продаются до сих пор, так что их владельцам при желании что-либо записать на «оптику» выбора не остается», – заключает он.
И те и другие оптические носители информации имеют свои преимущества, и каждый постепенно занимает свою нишу на рынке. CD-диски более емки, чем дискеты и не так дороги, как DVD-диски. Поэтому они являются оптимальным вариантом для записи и массового распространения презентаций, обучающих программ, каталогов, рекламных материалов, приложений к печатным изданиям, а также для создания архивов и т.д., что и позволяет им пока оставаться лидерами продаж в линейке «дискеты – CD-диски – DVD-диски» (см. Диаграмму 4). Диски DVD применяются в тех областях, где приходится работать с документами большого объема (например в дизайнерских, конструкторских отделах).
Если анализировать ассортимент CD- и DVD-дисков, предлагаемый сегодня на рынке товаров для офиса, можно отметить, что продукция представлена достаточно широко. Это, как правило, несколько торговых марок и продукция no name, охватывающие все ценовые сегменты и, соответственно, различный тип упаковки с различным количеством дисков в самой упаковке.
Наиболее широко представлен ассортимент одноразовых CD- и DVD-дисков (если сравнивать с линейкой дисков многоразовых): как по количеству штук в упаковке, так и по типу упаковки, по цветности, возможности печати на поверхности диска.
В ассортименте дисков CD-R и DVD-R (одноразовых) по количеству в упаковке наибольшее число позиций приходится чаще всего на упаковки по 10 дисков. Достаточно широко представлена и продукция в упаковках по 25, 50 и 100 дисков. При этом наиболее популярным типом упаковки все чаще становится cakebox как более дешевый, а при больших «партиях» в 50 и 100 дисков практически единственно возможный. Однако хранение в офисах архивных материалов в «кейкбоксах» достаточно неудобно, так как затрудняет поиск и извлечение нужного диска из общей массы нанизанных, как в детской пирамиде, одна на другую «болванок».
Некоторые компании предлагают диски в упаковке shrink, в которой диски расфасованы по количеству и заключены в обычную термоусадочную пленку – это, пожалуй, самый экономичный тип упаковки, однако в линейке продукции поставщиков встречается достаточно редко. Такие «болванки» обязательно потребуют дополнительных расходов на аксессуары для хранения – или пластиковые футляры, или карманы для дисков, или кейсы и специальные боксы.
Диски в пластиковых футлярах jewel («толстых») и slim («тонких») предлагаются обычно в картонных упаковках вместимостью до 10 штук. По словам Алексея Токарева («САМСОН»), футляры slim компактнее и дешевле, поэтому пользуются бОльшим спросом. В целом же преимущество дисков в футлярах еще и в том, что их можно без проблем продавать как упаковками, так и поштучно – футляр защитит «болванку» от механических повреждений при транспортировке и избавит клиента от необходимости решать проблему «во что бы завернуть и положить».
Определенный интерес среди одноразовых дисков представляют носители с возможностью печати на поверхности. Как отмечает Алексей Токарев («САМСОН»), этот вид оптических носителей пользуется спросом в корпоративном сегменте.
CD-RW и DVD-RW- (многоразовые) диски предлагаются обычно в гораздо меньшем количестве в упаковке и чаще – поштучно и в футлярах jewel, так как такой тип бокса максимально защищает оптические носители информации от повреждений.
Именно «многоразовость» дисков определила заметно меньший спрос на них. Во-первых, они могут быть использованы несколько раз, и, соответственно, потребность докупать их возникает гораздо реже, во-вторых, они, конечно же, дороже, чем одноразовые диски, так что покупаются именно при целенаправленной необходимости записывать на «болванку» несколько раз. А если учесть, что на рынке достаточно широко и по приемлемым ценам представлены более «продвинутые» носители информации, в разговорной речи именуемые «флешками», которые позволяют записывать гораздо большие объемы информации, значительно большее количество раз, при этом сами устройства, бесспорно, компактнее дисков, да и информация на них более защищена от механических воздействий. Все это, в конечном счете, приводит к тому, что потребитель все чаще останавливает свой выбор именно на «флешках».
По этой же причине малое распространение получили двухсторонние диски. «Спрос на них довольно ограничен ввиду того, что они дороги и на данный момент существуют другие носители, которые могут обеспечить больший объем хранения информации», – отмечает Алексей Токарев («САМСОН»).
Еще одна существующая разновидность дисков – Blu-Ray или BD (от англ. blue ray – «голубой луч») – формат оптического носителя, используемый для записи и хранения цифровых данных, включая видео высокой четкости с повышенной плотностью. Этот тип носителей информации также присутствует в ассортименте некоторых компаний, однако пока большого распространения не получил по ряду причин. «Сложно сказать насчет перспектив дисков BD, – комментирует Ольга Шипулина («Мерлион»), – думаю, они востребованы и будут оставаться востребованы только в сегменте лицензионных фильмов, игр и прочего контента, продающегося только на дисках».
По словам же Алексея Токарева («САМСОН»), приводы для BD-дисков становятся более массовыми, сами диски дешевеют, поэтому в ближайшие пару лет «продвижение формата продолжится».
Флеш-накопители, карты памяти, переносные жесткие диски
Этот сегмент носителей информации, по мнению Сергея Рощина («АК Цент»), отличает постоянный понижающий ценовой тренд и постоянный рост объема памяти самих цифровых носителей. «Еще полгода назад основные продажи приходились на носители емкостью 1 Гб и 2 Гб, сейчас самый ходовой объем уже 2 Гб и 4 Гб, а 1 Гб практически исчез из ассортимента, – комментирует он. – Вполне вероятно, что к концу года уже сложно будет отыскать USB-накопитель емкостью 2 Гб, а 4 Гб и 8 Гб будут лидерами продаж».
Алексей Токарев («САМСОН»), характеризуя специфику сегмента, добавляет, что в отличие от «оптики», где происходит простое перераспределение долей рынка, сегмент флеш-накопителей растет сам по себе. «Распространение цифровых фотокамер, видеокамер на флеш-картах и других цифровых устройств позволяет прогнозировать значительный рост продаж флеш-карт», – добавляет он.
По словам Ольги Шипулиной («Мерлион»), основное преимущество флеш-памяти перед жесткими дисками и носителями CD-ROM состоит в том, что она потребляет значительно (примерно в 10-20 и более раз) меньше энергии во время работы. «Кроме того, флеш-память компактнее большинства других, механических носителей, надежнее и долговечнее, – отмечает она. – Записанная на нее информация может храниться от 20 до 100 лет и способна выдерживать значительные механические нагрузки, в 5-10 раз превышающие длительно допустимые для обычных жестких дисков».
eXtreme Digital (хD), новое название – xD-Picture Card – формат рассчитан на использование в цифровых фотоаппаратах Olympus и Fuji. Другие бренды, выпускающие карты xD: Kodak, SanDisk и Lexar. Разработан в качестве замены формату Smart Media. По сравнению с SM формат хD более универсален, компактен (размер 20х25х1,7 мм), имеет более высокую скорость передачи данных, уменьшенное энергопотребление и бОльшую емкость. В отличие от карт SD/MMC карты xD не оснащены микросхемой контроллера, в связи с чем имеют относительно небольшой по сравнению с SD/MMC картами размер и невысокие скоростные показатели. Стоимость xD карт в среднем вдвое больше стоимости SD-карт одного и того же объема при том, что особых преимуществ перед SD карты XD не имеют. Существует несколько типов флеш-накопителей. Все их условно можно разделить на 3 группы: флеш-драйвы (или попросту «флешки»), карты памяти и SSD, которые часто рассматривают вместе с магнитными внешними НDD дисками. Как отмечает Ольга Шипулина («Мерлион»), для офиса наиболее популярными являются флеш-драйвы и внешние HDD и SSD диски. «Карты менее популярны, так как используются активнее в мультимедийных устройствах: телефонах, смартфонах, КПК, фото- и видеотехнике», – добавляет она. «Среди USB-накопителей лидируют флеш-драйвы – 80 %, – констатирует Сергей Рощин («АК Цент»). – Своих покупателей также находят и портативные внешние жесткие диски (HDD), которые предлагают бОльшие емкости (до 1000 Гб) при удобстве обычных USB-драйвов – 15 %. Массовое распространение новейших твердотельных накопителей SSD пока ограничено относительно высокой по сравнению с HDD ценой, их доля на рынке USB-накопителей составляет пока всего 5 %, но данный тип носителей имеет очень большой потенциал для развития, так как они обладают USB-интерфейсом, объемом HDD-диска и флеш-памятью, в отличие от HDD-дисков, имеющих механические элементы». «Среди флеш-карт безоговорочным лидером является micro CD – около 50 % всех продаж карт, – так как они используются практически в каждом «мобильнике», – продолжает Сергей Рощин («АК Цент»). – Далее наиболее значимыми являются карты памяти Secure Digital, используемые в профессиональной фототехнике и коммуникаторах, – 30 %, MemoryStick (MS Pro Duo и MS Micro M2) из-за лоббирования их компанией SONY – 10 %, и Compact Flash – 7 %. Остальные стандарты сейчас практически «вымерли», – констатирует он. – Тем не менее, в качестве офисного варианта окажутся более интересными MS Pro Duo и SD карты, которые могут быть использованы для расширения памяти ноутбуков и нетбуков и, соответственно, их возможностей, так как емкость флеш-носителей иногда сравнима с емкостью встроенного диска». В оценке параметров, влияющих на выбор клиентами тех или иных устройств эксперты разошлись во мнениях (см. Таблицу 1). Более того, сама оценка параметров также вызвала затруднения, поскольку в разных ситуациях, по отношению к разным типам флеш-накопителей и в разных сегментах рынка их значимость варьируется. Так, по словам Сергея Рощина («АК Цент») такой параметр, как бренд, оказывается важен, в основном, для корпоративных заказчиков, предъявляющих повышенные требования к надежности, например для банков или для тендерных поставок, где четко прописана конкретная торговая марка. «А в рознице продается обычно тот бренд, который есть на прилавке и который рекламирует умелый консультант», – добавляет он. Кроме того, как утверждает Сергей Рощин («АК Цент»), трудно определить значимость такого параметра как «емкость» накопителя. «Как правило, конечный пользователь покупает флешку максимально возможной емкости, укладывающуюся в сумму, которую он может позволить потратить на нее независимо от того, актуален ли этот объем сейчас или нет», – поясняет он. Интересно отметить, что в отличие от спроса на многие другие товары для офиса спрос на такие носители информации, как флеш-драйвы, нередко определяет упаковка. «Упаковка/блистер – яркая, стилизованная – иногда гораздо важнее бренда и стоит наравне с дизайном самой флешки, – подчеркивает Сергей Рощин («АК Цент»). – Относительно же дизайна изделий можно сказать, что в офисном сегменте больше пользуются спросом накопители в строгом исполнении и в классических цветах и материалах – простой пластиковый прямоугольник черного или корпоративного цвета. Однако в качестве представительских функций часто используются «флешки» оригинального дизайна, например накопители, стилизованные под продукцию компании, или «флешки» с дорогой, эксклюзивной отделкой корпуса – допустим, из натуральной кожи или со стразами от Сваровски». О важности материалов, из которых изготовлен корпус изделия свидетельствует и Ольга Шипулина, утверждая, что они влияют на выбор того или иного накопителя так же, как и бренд и страна-производитель. Эксперты также обращают внимание на то, что флешки небольших размеров не такие удобные в эксплуатации, и хотя они и присутствуют в ассортименте компаний, но пользуются ограниченным спросом. «Очень малый размер флешки является, скорее, рекламным ходом, чем востребованной необходимостью, и имеет ряд недостатков: более низкую прочность корпуса, незащищенность USB-разъема, и, банально, такую флешку гораздо легче потерять и труднее найти в кармане или сумке», – поясняет Сергей Рощин («АК Цент»). Такой параметр, как скорость обмена информацией (чтения/записи), по словам Сергея Рощина («АК Цент»), не так заметно влияет на выбор USB-драйва и наибольшее значение имеет в основном при покупке карт формата Compact Flash, используемых в профессиональной фототехнике. «В остальных случаях более важным аргументом является цена, – добавляет он. – При этом повышение цен на однотипную продукцию обычно приводит к смещению спроса на более дешевые аналоги, если это взаимоконкурирующие бренды, такие как Transcend и Kingston. Дизайн и имидж бренда здесь играют менее значимую роль». Относительно емкости «флешек», как уже было отмечено ранее, наибольшей популярностью на данный момент пользуются накопители вместимостью 2 Гб и 4 Гб, и самыми перспективными в настоящее время считаются модели емкостью 8 Гб. Хотя, как утверждает Сергей Рощин («АК Цент»), наличие флешек большей емкости в ассортименте тоже необходимо для полного ассортимента и постепенного «привыкания» к ним пользователя. Диаграмма 5. Доля USB-накопителей разной емкости в ассортименте компаний ЗаключениеВсе эксперты признают, что диски, так же как и дискеты, в скором времени если не отойдут в прошлое, то будут значительно потеснены флеш-накопителями. «Динамика спроса будет смещаться в направлении USB-флеш и недорогих карт памяти большого объема, а также недорогих переносных USB HDD объемом до 500 Гб», – прогнозирует Ольга Шипулина («Мерлион»). И многие факторы, по ее мнению, будут способствовать этому процессу: и заполненность рынка всевозможными устройствами, позволяющими использовать карты памяти, и вытеснение дисков «флешками» и SSD/HDD небольшого объема, и бОльшая универсальность и удобство в использовании этих устройств для всех категорий потребителей, и большая защищенность записанной информации от механических воздействий. Такого же мнения придерживается и Сергей Рощин («АК Цент»), отмечая, что сегмент флеш-носителей информации только начинает формироваться. «По мере роста предлагаемых объемов памяти носителей при снижении стоимости USB-флешки могут значительно потеснить компакт-диски как инструмент хранения и передачи информации за пределы компании (презентации, реклама и др.), – комментирует он. – Без сомнений, этот «сувенир» будет использоваться неоднократно, в отличие от диска, а это серьезный аргумент в пользу флеш-драйвов. Тем более многие современные ноутбуки начинают избавляться от встроенных DVD-приводов. Да и с процессом записи на USB-флешку разбираются даже «офисные блондинки», чего не скажешь про запись CD- или DVD-диска».
Благодарим компании «АК Цент», «Мерлион», «САМСОН» за помощь в подготовке товарного обзора.
|