что относится к затратам предприятия
Классификация статей затрат на производство продукции
Что представляют собой документы, определяющие стоимость единицы продукции
Перед началом выпуска какой-либо продукции составляется перечень расходов, необходимых для изготовления определенного объема этой продукции. Объем продукции называется калькуляционной единицей, а сам перечень — калькуляцией. Калькуляция делается в 2 вариантах:
О существующих методах калькулирования себестоимости читайте в статье «Понятие себестоимости в бухгалтерском учете (нюансы)».
Виды затрат, которые включает в себя калькуляция
Затраты, входящие в калькуляцию, делятся на 3 группы:
Прямые затраты в учете относят непосредственно на определенный вид продукции, а накладные распределяют между видами продукции в пропорции к выбранной для этой цели базе. Причем базы для распределения производственных и общехозяйственных расходов можно устанавливать разные.
Какие затраты признаются расходами для налога на прибыль, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Учет прямых затрат на создание продукции (работ, услуг)
Для учета прямых производственных затрат предназначены счета 20 (основное производство), 23 (вспомогательное производство), 29 (обслуживающее производство). Затраты на них собирают применительно к каждому подразделению соответствующего назначения, разбивая в учете расходы по видам производимой этими подразделениями продукции и по статьям затрат.
Среди статей прямых затрат чаще всего выделяют расходы:
Могут здесь также присутствовать (при возможности организации соответствующего учета) расходы:
Какие расходы включают в производственные затраты
Накладные производственные расходы собирают на счете 25 применительно к каждому из подразделений производственного назначения. По окончании месяца этот счет закрывают, распределяя собранную на нем сумму на счета учета прямых затрат по видам продукции, в производстве которой задействовано это подразделение. В результате такого распределения формируется так называемая производственная себестоимость продукции, включающая в себя прямые затраты на производство и накладные расходы производственного характера.
В составе накладных расходов на производство учитывают затраты:
С 2021 года МПЗ и НЗП предприятия нужно учитывать по новому ФСБУ 5/2019 «Запасы». Новые правила учета подробно рассмотрены в Путеводителе от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к этой правовой системе, пробный демо-доступ можно получить бесплатно.
Как рассчитать полную себестоимость
Действующие правила бухучета допускают возможность формирования учетной себестоимости продукции на уровне производственной, т. е. без включения в нее расходов общехозяйственного назначения, для сбора которых предназначен счет 26. В этом случае собранные на этом счете суммы ежемесячно полностью списываются на счет учета финрезультата от продаж. При необходимости получения данных о полной себестоимости сведения о ней в такой ситуации могут быть получены путем несложных расчетов.
Подробнее о формировании производственной себестоимости читайте в материале «Какие затраты включает производственная себестоимость продукции?».
Если же предприятие приняло решение о формировании учетной себестоимости как полной, то счет 26 так же, как и счет 25, будет распределяемым и доля его войдет составной частью в итоговую себестоимость каждого вида продукции.
Сбор расходов на счете 26 происходит применительно к каждому из подразделений общехозяйственного назначения. По составу эти расходы похожи на общепроизводственные и могут быть разделены на те же группы с возможным исключением из них затрат на качество продукции. Дополнительно сюда включают расходы:
Проверьте, правильно ли вы калькулируете себестоимость продукции, с помощью Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.
От чего зависит деление статей затрат на элементы
Вышеприведенные группы статей затрат будут детализированы по статьям затрат, выделение которых обусловливается необходимостью разбивки их на конкретные виды. Например, детализации потребуют текущие потребности подразделения, среди которых могут возникнуть такие статьи, как:
Каждую из статей, в свою очередь, следует разделить на элементы, ориентируясь в этом процессе на соотнесение их с выделяемыми для целей налогообложения расходами и с возможностью достаточно легкого получения из учетных данных информации, необходимой для составления разного рода отчетов. Например, среди расходов на страхование могут быть выделены расходы, относящиеся:
Итоги
Затраты на производство делятся на прямые и накладные. Среди последних выделяются расходы производственного и общехозяйственного назначения. Производственные расходы в сочетании с прямыми образуют производственную себестоимость продукции. Полная величина себестоимости требует включения в нее общехозяйственных расходов. Для каждого вида затрат формируется свой перечень статей затрат, которые в этом перечне объединяются в группы и делятся на элементы.
Виды издержек
Себестоимость продукта или услуги — это все расходы, понесенные для их создания. Но затраты бывают разные, и каждая компания использует свою группировку. Кто-то считает переменные и постоянные траты, кто-то учитывает только прямые и косвенные и так далее. Выбор классификации зависит от специфики предприятия и системы управленческого учета внутри компании. Разберемся, какие виды издержек выделяют чаще всего.
Переменные и постоянные
Это очень популярная классификация. Издержки распределяются исходя из того, как они связаны с объемом производства.
Переменные затраты
Переменные издержки — это все затраты компании, которые зависят от объема производства. То есть, чем больше вы выпустите продукции, тем больше затрат понесете. Про эти траты мы подробно рассказали в статье «Что такое переменные издержки».
К переменным издержкам относятся:
Переменные издержки бывают разные. Часть из них прямо пропорциональна выпуску продукции, их так и называют — переменные пропорциональные. Есть те, которые растут медленнее, чем объем производства — дегрессивные издержки. А есть, наоборот, растущие быстрее выпуска — прогрессивные.
Постоянные затраты
Постоянные издержки противопоставлены переменным. Они никак не зависят от выпуска. Даже если компания не работает и ничего не выпускает, издержки все равно возникают. Например:
Про эти затраты мы подробно рассказали в статье «Что относится к постоянным издержкам».
Прямые и косвенные издержки
Для распределения на прямые и косвенные затраты компания должна определить, можно ли отнести определенную статью затрат на конкретный продукт или нельзя.
Прямые затраты
Прямые издержки можно прямо относить на себестоимость каждой единицы продукции. Например, затраты на воду, сахар и сироп для изготовления лимонада можно без проблем рассчитать на каждую единицу. К прямым затратам относят:
Косвенные затраты
Косвенные затраты связаны в целом с производством, отнести их на конкретный продукт нельзя. Например, для изготовления лимонада нужно ремонтировать оборудование, убирать цех и так далее. К косвенным издержкам относят:
Для расчета себестоимости косвенные издержки распределяются относительно какой-то базы. Например, относительно материальных затрат или фонда оплаты труда.
Прямые и косвенные издержки очень тесно переплетены с переменными или постоянными. Во многом они даже похожи, но не всегда. Например, затраты на доставку готовой продукции — это переменная статья затрат. Но если позиций много, распределить затраты на доставку на отдельный продукт нельзя. Поэтому достака — это переменная косвенная затрата.
Производственные и непроизводственные издержки
Затраты группируются в зависимости от того, участвуют ли они в производственном процессе или нет.
Производственные издержки
Это траты, связанные с производством. К ним относятся практически все переменные и прямые затраты:
Непроизводственные издержки
Это расходы, которые прямо с производством не связаны, но без них компания существовать не может. Например:
Явные и неявные или бухгалтерские и экономические издержки
Эта группировка встречается гораздо реже, чем предыдущие. Тут издержки определяются по принципу их фактического наличия.
Явные бухгалтерские издержки
Это все затраты, которые зафиксированы в бухгалтерском учете. Поэтому они явные, их очень легко определить. К ним относятся все постоянные и переменные издержки: зарплата, расходы на сырье, аренда, амортизация и так далее. С явными издержками проблем не возникает.
Явные издержки на виду. Всегда есть документы, доказывающие их наличие: счета, накладные, акты и так далее.
Неявные экономические издержки
Неявные издержки скрыты, их в бухучете не фиксируют. Это затраты, которые возникают из-за принятия тех или иных управленческих решений.
Например, компания занимается продажей сахара. Это биржевой продукт, цена на который меняется ежедневно. Руководитель может принять решение не продавать сахар сегодня по 60 руб/кг,а продать через неделю. Если цена упадет, это будут неявные издержки. В учете они не зафиксированы, но по факту они существуют, и их можно избежать, если принять другое решение. Неявные издержки — это упущенная выгода компании.
Предприниматель всегда оценивает каждый свой шаг. С кем подписать договор, в какой пропорции производить продукцию, по какой цене продавать. Он выделяет неявные издержки, чтобы понять, какое решение в итоге принесет больше прибыли.
Неявные издержки несет даже собственник бизнеса. Например, он мог пойти работать по найму, а не заниматься бизнесом. Мог вложить деньги в акции или на банковский депозит и получать процент, а не вкладывать их в дело и так далее.
Возвратные и невозвратные издержки
Затраты группируют в зависимости от того, вернутся ли вложенные деньги обратно или нет.
Возвратные издержки
Предполагается, что эта группа затрат рано или поздно вернется обратно. Например, это большая часть производственных расходов. Ведь сначала компания вкладывает деньги в производство, затем реализует готовую продукцию, тем самым возвращая понесенные затраты и получая прибыль. Примеры таких затрат: расходы на сырье, зарплату и так далее.
Невозвратные издержки
Эти затраты компания несет, но уже никогда не сможет вернуть. То есть они не участвуют в создании прибыли. Например:
Релевантные и нерелевантные издержки
Размер релевантных затрат зависит от принимаемого решения. Нерелевантные издержки компания несёт в любом случае.
Например, поехать в командировку можно на корпоративной машине или поезде. Релевантные затраты — это расходы на бензин или на билет. А вот транспортный налог — это нерелевантная затрата, так как его нужно платить при любом исходе.
Контролируемые и неконтролируемые издержки
Если издержки зависят от предприятия, их называют контролируемыми. Например, это затраты на сырье. Фирма сама устанавливает объем производства, а значит заранее определяет размер затрат на материалы, зарплату и так далее.
Неконтролируемые затраты компания несет независимо от того, хочет она этого или нет. Самый яркий пример — налоги.
Рекомендуем вам облачный сервис Контур.Бухгалтерия. В нем можно вести учет затрат по подразделениям и номенклатуре, строить другие управленческие отчеты. Всем новичкам мы дарим бесплатный пробный период на 14 дней.
Учет затрат и расходов: бухучет для начинающих
Одна из самых обширных и местами очень сложных тем для тех, кто только погружается в бухгалтерский учет.
Немного теории
Давайте мы сейчас еще раз повторим смысл этих терминов, чтобы потом однозначно воспринимать, что мы имеем ввиду, когда говорим их. Хорошо?
Затраты — это обмен денежных ресурсов на что-то другое, что предприятие может хранить и использовать. Например, предприятие купило товары, материалы. Потратило деньги, но не потеряла их, поскольку «деньги превратились в другие ресурсы».
Но когда идет процесс закрытия месяца, и эти затраты начинают участвовать в подсчете финансового результата — вот тогда они превращаются в понятия расходы.
Оказание услуг
Причем 26 счет в течении месяца накапливает затраты, которые затем уйдут на 90 счет, но уже как расходы. Когда 26 счет закрывается(переносится) на 90 счет — называется методом директ-костинг.
А 91.2. счет — это сразу уже расходы, поскольку он сам уже является формулой финансового результата. Из предыдущих статей мы уже знаем, что на 91.2 счет попадают такие основные расходы предприятия, как услуги банка за обслуживание расчетного счета, проценты по кредиту.
На 26 счет при услугах попадают все остальные затраты: зарплата сотрудников, аренда помещений, канцелярия, услуги Интернет, связь, налоги с заработной платы, амортизация основных средств. Т.е. в основном все, что относится к текущей деятельности. Давайте посмотрим на 26 счет, посмотрим на его характеристики.
Торговля
План счетов из программы 1С Бухгалтерия 7.7
План счетов из программы 1С Бухгалтерия 8
Мы видим, что счет аналитический: имеются субсчета и субконто. Счет полностью активный, поэтому накопление затрат пойдет по дебету, а списание по кредиту счета.
Как работает 44 счет
Для начала запомним, что на 44 относятся те затраты, что приходятся на процесс торговли. Если же фирма занимается только торговлей, то в учете у нее будет 44 и 91.2 счета затрат. Самые распространенные статьи расходов торговых фирм — это заработная плата продавцов и налоги с нее, аренда, коммунальные платежи и все другое, что связано с местом торговли. Починили электропроводку в магазине (оказали нам услугу) — тоже пойдет на 44 счет. Если есть выделенный бухгалтер, ответственный за работу торговой точки, то вся его заработная плата и налоги с нее пойдут на 44 счет.
Транспортные расходы
Покупая товар, каждая фирма была бы рада, если бы поставщик по той же самой цене, что продал нам товар, еще и доставил бы нам в склад. Но этого не происходит. Всегда есть дополнительные затраты у нашей фирмы на доставку товара до своего склада. И чем дальше поставщик, тем накладные расходы (транспортные) все больше.
В итоге, мы имеем привезенный товар по цене покупки и некоторую стоимость за доставку (стоимость транспортных расходов). Теперь у нас стоит дилемма: как оформить эти транспортные расходы? Нам разрешается два способа:
Первый способ. Взять сумму транспортных, высчитать пропорцию и раскидать сумму доставки на каждый купленный товар. Все это оформить проводкой на 41 счет. В этом случае, цена купленного товара на складе фирмы и в отчетах будет максимально точная.
И когда этот товар будет продаваться, то в формулу финансового результата уйдет максимально точная покупная стоимость. Та часть товара, что останется не проданной, будет хранить в себе и часть транспортных, согласны? Иными словами, лишние транспортные затраты не попадут в формулу финансового результата.
Второй способ. Купленный товар на 41 счет, а транспортные расходы на 44 счет. Тогда в момент «закрытия месяца» 44 закроется весь на 90 счет. Получится, что транспортные попали в формулу, а товар не продался весь или вообще не продавался. Иными словами мы необоснованно увеличили расходы, а это нельзя.
В таком случае, транспортные расходы на 44 счете будут на 90 уходить только в той части, в которой были проданы товары, т.е. пропорционально проданным товарам. В итоге, имеющиеся у нашего предприятия транспортные расходы, при закрытии 44 счета уйдут не все на 90,согласны? Останутся суммы транспортных расходов, т.е. 44 счет закроется не весь — будет с остатком.
Коммерческие расходы
К ним относятся затраты, способствующие продвижению и продаже товаров. Самые распространенные — это упаковка, реклама, маркетинговые действия.
Производство
91.2 и 44 счета работают одинаково, как и у предыдущих видов деятельности. А вот 20-ые счета работают особым образом. Давайте сейчас расскажу очень кратко.
Основные бухгалтерские счета в производстве: 20, 25, 26
Про 26 счет мы можем сказать, что он собирает расходы всего предприятия типа управление, администрация. Т.е. все расходы, которые нельзя отнести ни к торговле (44 счет), ни к производству (20, 23, 25, 28). Иными словами, 26 счет — это учет административных расходов на весь бизнес.
20 счет — это счет учета самого производства продукции, но. 23 и 25 это ведь тоже счета, участвующие в производстве продукции. В чем разница? А в том, что 20 счет сначала собирает на себя только те затраты, что можно напрямую отнести к конкретному виду продукции.
25 счет собирает те затраты, которые нельзя точно отнести к конкретной производимой продукции, можно только к цеху. Без примера здесь не обойтись.
Усложним производство, приближая его к реальному. Цех все еще один, станок один, продукции два вида, сотрудников 4. Два человека производят продукцию, один сторож, один — поддерживает чистоту в помещении.
Ну и как теперь можно точно определить Затраты электроэнергии, амортизации станка, амортизации (аренды) здания, зарплаты сторожа и технического персонала, налоги с заработной платы НА конкретный вид производимой продукции? А если этот сторож сторожит два цеха? А технический персонал убирает только этот цех и производственную территорию?
Получается, что часть затрат уже не так-то просто сразу отнести на 20 счет на конкретный вид продукции, согласны? Вот для этого служит 25 счет.
Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.
Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.
Классификация затрат по экономическим элементам (примеры)
Понятие экономического термина «затраты»
Для начала нам следует разобраться в терминологии, используемой в экономике. Есть термин «затраты» и термин «расходы». В бухгалтерском и налоговом учете используется термин «расходы», термин «затраты» используется чаще в управленческом учете. Сначала дадим определение затратам.
Затраты — это уменьшение средств организации или увеличение ее долговых обязательств ввиду их направления на пополнение собственных ресурсов. Это происходит:
Происходит уменьшение одного актива и одновременное увеличение другого актива. Если в счет приобретаемых услуг с расчетного счета организации были перечислены денежные средства на расчетный счет поставщика, то происходит уменьшение средств на счете и одновременное увеличение задолженности поставщика, то есть уменьшение одного актива (денежных средств) привело к увеличению другого актива (дебиторской задолженности).
Затраты после их осуществления могут не изменить свои свойства. Например, если покупателем была проведена предоплата в счет будущей поставки материала, то в определенный период времени эти затраты будут иметь вид дебиторской задолженности, т. е. они имеются в наличии и не изменили своего свойства. После получения заказанного материала и использования его в производстве продукции затраты меняют свойство и полностью переносят свою стоимость на стоимость произведенной продукции, т. е. завершаются и приобретают качество истекших затрат.
Такой вид затрат и является расходом организации. В статье будем рассматривать и классифицировать этот вид затрат, в бухгалтерском и налоговом учете именуемый расходами.
Назначение классификации по экономическим элементам затрат
Классификация по экономическим элементам выражается в стоимостном измерении, собирает в группы однородные виды потребленных ресурсов. При этом на данном этапе не происходит распределения расходов на конкретный вид продукции, т. е. расчета себестоимости продукции, а происходит сбор и группировка данных по всем расходам, которые впоследствии будут использоваться при расчете себестоимости продукции, калькулировании ее стоимости.
Группировка затрат по экономическим элементам также необходима при планировании производства, составлении смет расходов, для определения потребности производства в определенных ресурсах. Назначение классификации по экономическим элементам затрат проявляется и при проведении финансового анализа деятельности предприятия.
Пример классификации затрат в разрезе элементов привели эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ бесплатно.
Классификация затрат в бухгалтерском учете
Правила формирования информации о расходах в бухгалтерском учете изложены в положении по бухгалтерскому учету 10/99 «Расходы организации», утвержденном приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н. Согласно ПБУ 10/99 расходы — это уменьшение экономических выгод организации из-за выбытия ее активов и (или) появление обязательств, вследствие чего происходит уменьшение капитала, кроме уменьшения вкладов по решению собственников. Расходы имеют денежную оценку.
Следующие затраты в бухгалтерском учете не относятся к расходам, а признаются оплатой:
ПБУ 10/99 подразделяет расходы на две группы:
Основная и самая важная группа расходов — «Расходы по обычным видам деятельности». Это расходы, произведенные при выпуске и продаже продукции, приобретении и продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг.
Эта группа по экономическому содержанию делится на следующие элементы:
Состав материальных расходов в разных отраслях экономики сильно различается. Поэтому для отдельных отраслей разработаны методические указания и нормативные документы, позволяющие правильно классифицировать расходы по элементам. Статьи затрат организация разрабатывает самостоятельно.
К прочим затратам согласно ПБУ 10/99 относятся:
Классификация затрат в налоговом учете
Для целей налогообложения налогом на прибыль организаций расходы — это обоснованные и документально подтвержденные затраты. В главе 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ даны правила определения и группировки расходов.
Какие затраты признаются расходами для налога на прибыль, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Путеводитель.
Расходы в налоговом учете, как и в бухгалтерском учете, подразделяются в две основные группы.
Основная группа расходов — «Расходы, связанные с производством и реализацией» — по своему экономическому содержанию подразделяется на подгруппы:
Как видим из схем, в налоговом учете расходы подразделяются примерно так же, как и в бухгалтерском учете, за исключением расходов по отчислению на социальные нужды, которые не выводятся в отдельную подгруппу.
Примеры расходов по подгруппам
1. Материальные расходы:
2. Расходы на оплату труда:
3. Суммы начисленной амортизации — суммы отчислений на амортизацию, определяемые в зависимости от выбранного организацией метода начисления.
Как определяется амортизируемое имущество и как рассчитывается амортизация, узнайте в статье «Какой выбрать метод начисления амортизации в налоговом учете?».
Примеры внереализационных расходов:
Помимо этих группировок, расходы, связанные с производством и реализацией, в налоговом учете подразделяются на прямые и косвенные. Такое распределение имеют организации, определяющие доходы и расходы по методу начисления.
Более подробно о распределении расходов на прямые и косвенные прочтите в статье «Как разделить расходы по налогу на прибыль на прямые и косвенные?».
Итоги
Классификация расходов позволит провести анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. Группировка расходов имеет важное значение при проведении мероприятий по планированию развития организации. При налогообложении соответствие расходов определенным группам позволит избежать споров с налоговыми органами по расчету налога на прибыль организаций.