что отсутствует у бомжа
а д р е с
координаты, которых нет у бомжа
• код, определяющий местоположение информации в ЭВМ
• координаты в житейском море
• местожительство определенного лица или местонахождение учреждения, предприятия и т. п.
• надпись на письме, на почтовом отправлении
• нет письма без него
• описание положения пункта назначения, достаточное для доставки сообщения
• письменное поздравление по торжественному поводу
• письменное приветствие, например, поздравление с юбилеем
• строка, по содержанию которой можно кого-то или что-то отыскать
• письменное приветствие, поздравление по случаю юбилея
• он есть у аргумента, оператора, команды, параметра, регистра, числа, ячейки и у каждого из вас, да еще наверняка и не один, и разных видов
• наводчик почтальона на квартиру
• обязательная надпись на конверте
• на деревню дедушке
• место расположения данных в памяти компьютера
• указан на конверте
• обратный на конверте
• надпись на посылке
• ориентир для почтальона
• что пишут в строке «куда»?
• «путеводитель» на конверте
• пункт назначения на посылке
• графа «Кому» на конверте
• на него шлют письмо
• поздравление к юбилею
• надпись на конверте
• без него на конверте письмо не дойдет
• без него на конвер. письмо не дойдет
• его отправитель пишет на конверте
• строка, где пишут «www»
• суть фразы «на деревню дедушке»
• что пишут на конверте?
• координаты на посылке
• координаты на письме
• пункт назначения на конверте
• место прописки в паспорте
• место доставки письма
• поздравление в папочке
• поле визитной карточки
• IP — путь в интернете
• указатель куда посылать
• без этого на конверте письмо не дойдет
• Письменное поздравление юбиляру
• Надпись на конверте
• Местожительство определенного лица или местонахождение учреждения,предприятия и т.п
Лестница в ад. Как на самом деле живут бездомные
Преисподняя, в которой живут бомжи, не просто чёрная мгла отчаяния — это мир со своими чёткими законами. Лестница ведёт вниз, и на каждой её ступеньке бездомный лишается того, что делало его человеком. Он перестаёт понимать, что такое время, для него нет больше дней недели, часов, минут. Он часто убеждает себя, что обрёл свободу, перестал быть рабом вещей, работы и общества. Но это не так.
С наступлением холодов мы видим их чаще: они греются в переходах и вагонах метро, отравляя день, которому мы собирались поставить благополучный лайк, тошнотворным запахом. «Почему он не может пойти хотя бы в ночлежку, они ведь существуют, там и тепло, и душ, и одежду новую волонтёры дадут!» — такая мысль приходит вместе с неразборчивым чувством жалость — вина — возмущение. Скорее всего, бездомный действительно не может сделать ничего, чтобы себе помочь. Чтобы понять почему, рассмотрим его преисподнюю.
Бездомные гордятся своим образом жизни
Невероятно, но если вы заговорите с бездомными, то, скорее всего, они расскажут, что сами выбрали такую судьбу. » Да, холодно, да, бывает нечего есть, — говорят они. — Н о зато мы свободны и можем идти куда хотим. Это вы, рабы, каждый день ходите по одной дорожке: дом — работа — магазин — дом, и это вы должны нам завидовать».
Ещё в 1950-х годах психосоциолог Александр Векслияр рассказал, почему изгои гордятся своим образом жизни.
Первая ступень лестницы, которая ведёт на дно, — агрессия. Человека преследуют неудачи: допустим, его увольняют с работы, зарплату ему раньше задерживали и сейчас так и не выплатили. Ему нечем платить за съёмное жильё, устроиться он никуда не может, потому что с его плохим уровнем образования это трудно, к тому же он подхватывает сильную простуду. Но он пытается бороться, требует, чтобы его права соблюдались, пытается получить пособие. Ничего не получается. Требования становятся всё более агрессивными, что увеличивает вероятность отказа.
Вторая ступень — депрессия. Человек думает, что он сам виновник всех своих бед, и у него сильно снижается самооценка, он больше не верит в себя. Он уже ничего не пытается сделать, погружаясь всё больше и больше в нищету.
Третья ступень — фиксация. Нищий знает, что это его удел и что по-другому уже не будет. На этом этапе возвращается потерянное ощущение себя личностью. И именно тогда изгой начинает говорить о своём пути как о свободе, а о «нормальных» людях — как о дураках.
— У бездомного конфликт не столько с обществом, сколько конфликт с самим собой, — говорит социолог Елена Иванова. — Это люди проигравшие, их жизнь не удалась. Они не могут понять, в чём же дело, и своим уходом в никуда как бы отвергают законы и правила общества. Человек называет свой поступок обретением свободы, но это утверждение ложное. В его основе лежит внутренний, глубокий конфликт. Иногда бездомные сами этого не понимают. Каждый человек, чтобы не сойти с ума, должен найти для своего образа жизни аргументы и оправдания. В этом всё дело.
К тому же не всегда бездомные, говоря о своей жизни, рассказывают правду. Нередко они превращают свою биографию в миф. Попадая на улицу, бездомный вынужден постоянно рассказывать кому-то о своей жизни — полицейским, волонтёрам, врачам (если он попадёт в больницу). И в этом рассказе ему абсолютно нечем гордиться. И ему это надоедает. И тогда он придумывает себе миф «о большом поражении». Вот раньше его жизнь была успешной, но случилась катастрофа, и после неё он и оказался на улице.
Но, как правило, на самом деле большой катастрофы нет, а есть множество маленьких поражений, которые следуют одно за другим. А возможно, у них изначально была психологическая установка на поражение — так называемая аутоагрессия (то есть агрессия по отношению к самим себе).
Бездомный Валерий Николаевич: «Куда хочу, туда хожу»
Фото: © L!FE
«>Бездомный, представившийся Валерием Николаевичем Остроумовым, — бодрый старичок в синем шарфе ЛДПР, аккуратно заправленном за ворот пальто.
— В Москве свобода, куда хочу, туда и хожу, — говорит он. — Вот недавно был в Большом театре. Ходил на «Бориса Годунова». Вы знаете, сколько стоит билет в Большой? 100 рублей! Живу где придётся, в основном ночую на вокзале. Меня не выгоняют. Я билет себе покупаю и сплю в здании. Как-то на Курском сижу, мимо милиция идёт, а охранник говорит: «Вы его не трогайте, у него билет всегда».
По его словам, так он живёт два года. Получает пенсию, и подработка ему не нужна. О том, почему оказался на улице, говорит так:
— Разбежались с женой. Сам из Пятигорска. Детки там остались. То созваниваемся, то нет. По-разному. То уезжаю домой, то в Крым, в Сочи. По профессии я садовод. Всю жизнь работал до пенсии. Я и в Астрахани работал — арбузы собирал. В Абхазии работал на сборе мандаринов. В Казахстане — на сборе урожая. В Белоруссии картошку убирал. Планы: хочу опять в Абхазию уехать на сбор мандаринов. Потом посмотреть, как строится Крымский мост. Попутешествовать хочу. А Новый год хочется встретить в центре города Сочи! Открыть бутылку шампанского. С людьми общаться, радоваться!
Кроме Большого театра в культурной программе Валерия Николаевича ещё много всего.
— Я ничего не заканчивал, но читать люблю, — говорит он. — Вот недавно приобрёл несколько книг по биографии Гитлера. Книги покупаю на рынке, потом отдаю эти книги другим почитать.
Он добавил, что в тёплой палатке для бездомных, которую у Ярославского вокзала поставили волонтёры, показывают кино. И посетовал, что заранее не объявляют, какой будет фильм.
— Они обогреватель включают, — говорит старичок. — Тепло, хорошо, фильм смотришь.
Код тела
Фото: © AFP/EAST NEWS
«>Бездомный перестаёт чувствовать своё тело своим. И безучастно наблюдает за тем, как оно разрушается. Об этом пишет в своей книге (лучшей книге о психологии бездомных) «Отверженные» французский врач Ксавье Эммануэлли. Он был одним из основателей «Врачей без границ». Также он основал международный фонд помощи социально исключённым Samusocial International (кстати, филиал Samusocial есть и в Москве, он помогает московским бездомным).
«И зрубцованные тела, носившие следы серьёзных хирургических операций, ножевых ударов и переломов; иссохшая кожа, покрытая кровоточащими царапинами, экземами, псориазом; ноги, изъеденные гигантскими язвами, — всё это Ксавье Эммануэлли увидел, когда начал работать в больнице, куда привозили бездомных. — Порой в душевой мы обнаруживали повязки, о которых их обладатели в течение трёх и более месяцев даже не вспоминали, — чёрные, затвердевшие компрессы на гноящихся ранах, носки, въевшиеся в плоть. Все эти раны были очень болезненными, однако бедные парии не спешили обращаться к врачу. Я был поражён».
Врач попытался найти объяснение этому и пришёл к такому выводу. Бездомный, который провёл на улице уже долгое время и превратился в отвратительное чудовище в грязных лохмотьях, становится неприкасаемым. «Нормальные» люди его не замечают. Их взгляды скользят по нему, как будто это неодушевлённый объект. Если он подойдёт к «нормальному» человеку и попросит о помощи, скорее всего, тот просто отшатнётся в ужасе и сделает вид, что ничего не видит и не слышит.
«Т ак как они (бездомные. — Прим. Лайфа) не существуют больше во взгляде других, их представления о самих себе расплываются, — пишет Ксавье Эммануэлли. — Они утрачивают способность бессознательно представлять собственное тело».
Бездомный не представляет, как он выглядит со стороны, какое у него лицо, он не может, закрыв глаза, представить, как выглядит его рука в пространстве. Мысль о том, что можно как-то повлиять на свою внешность, становится для него невозможной. У «нормальных» людей есть идеал «я» (для его достижения нужно сбросить пару кило или, наоборот, поправиться, подкачаться), а у бездомного такого идеала нет.
«И поэтому не может проявиться забота о здоровье, — пишет Ксавье Эммануэлли. — Конечно, они чувствуют боль или холод. Однако эти ощущения, которые у нас вызывают тревогу, беспокойство о нашей телесной цельности, остаются у них на чисто сенситивном уровне. Механизм, который мог бы помочь осознать значение таких ощущений, у них отсутствует. Это происходит так, словно они не ощущают опасности, исходящей от тела».
Таким образом, бездомные постепенно начинают походить на шизофреников, которые не ощущают барьера, отделяющего их тело от внешнего мира, и не видят различия между своей рукой и дверной ручкой.
Врач пишет, что «код тела» не даётся нам от природы, а приобретается в детстве — опять же, когда мы начинаем понимать, как именно мы отражаемся в глазах окружающих.
» Процесс осознания, как расположено тело, где находится рука, какую позицию она занимает в пространстве. вся эта врождённая наука, этот краеугольный камень конструкции «я», наука, которая кажется плодом автоматического развития, на самом деле постигается на руках матери, в её ласках, поцелуях, голосе, называющем ребёнка по имени, — пишет Ксавье Эммануэлли. — И, напротив, если ребёнка бьют, плохо обращаются с ним, если никто с ним не разговаривает, не ласкает, не целует его, если он с раннего детства служит объектом сексуального домогательства, тогда ребёнок не знает, кто он есть, что такое удовольствие или страдание, добро, зло, законное, беззаконное».
В том числе поэтому те, кто вырос в детдоме, часто оказываются на улице. У них изначально нарушены основные коды, которые позволяют вписаться в жизнь общества, в том числе код тела. Впрочем, у детдомовцев обычно много и других несчастий, которые просто не дают им чего-нибудь добиться.
Бездомный Кирилл: «Для меня улица — это уже своё, родное»
Фото: © L!FE
«>— Я из детского дома. Из Пензы. Меня усыновили. Но усыновила неблагополучная семья. Пьющая. В итоге родители поделили квартиру на миллион частей и мне ничего не досталось. Мне было 18 лет, — говорит Кирилл.
Сейчас ему 32 года, из них 11 он провёл на улице. Я встретила его недалеко от Ярославского вокзала — там, где волонтёры раздают бездомным еду и вещи. Сюда приходят люди, которых вы вряд ли приняли бы за бомжей в толпе. От них не разит жутким запахом, да и одеты они более или менее прилично (одежду тоже можно взять у волонтёров). Вот и Кирилл на первый взгляд совершенно обычный человек из толпы. Из знаков неблагополучия — хромота и нарывы, огромные прыщи на лице.
Кирилл рассказывает, что живёт в «заброшенном маленьком домике» на Ярославском шоссе.
— Забил его клеёнкой, чтобы ветер не дул, — говорит он. — Стараюсь карабкаться. На Перовском шоссе стою. Джипы подъезжают, на работу забирают. На стройку. За день две тысячи платят. Если б мама у меня родная была, может, всё по-другому бы сложилось. Я привык к такому образу жизни. Для меня улица — это уже всё своё, родное. Давайте, как договаривались, 150 рублей за мою историю. Видите, как дёшево я свою жизнь оцениваю.
Код времени
Фото: © Flickr/ *PERTH*
‘> Люди, которые работают с бездомными, знают, что им обычно бессмысленно говорить: «Приходи за помощью завтра». Потому что «завтра» для бездомных не существует.
Как проходит ваш день? Скорее всего, вы встаёте утром, пьёте кофе, едете на работу, после работы делаете с ребёнком уроки, идёте в кино или готовите ужин. Время наполнено делами и планами — это и позволяет вам чувствовать, как оно идёт. Вы помните, что нужно купить подарок на день рождения маме, который будет через неделю, что довольно скоро Новый год (нужно решить, как его справлять), что весной вы возьмёте отпуск (и нужно уже откладывать деньги на поездку). Это всё тоже помогает чувствовать время.
«Чувство уходящего времени сопровождает нас на протяжении всей жизни и опирается на визуальные и сенсорные метки, которые ставит на нашем организме, — пишет Ксавье Эммануэлли. — Биологическое время проявляется в ежедневных ритуалах».
Бездомный давно опустил руки, он плывёт по течению, делает только то, что заставляет его сделать конкретный момент (прошмыгнуть в метро, чтобы погреться, попросить милостыню), у него нет никаких планов — и он перестаёт чувствовать время.
«Для отверженных обществом время встречи, день недели, начало месяца, конец месяца, следующий или прошлый год, настоящее столетие или предыдущие, новое тысячелетие — столь же абсурдны, как час чая для золотых рыбок, запертых в аквариуме«, — пишет Ксавье Эммануэлли.
— Очень часто встречаются случаи, когда человек не помнит, в каком году он ушёл на улицу, — говорит директор некоммерческой организации «Дом милосердия» Лилит Горелова. — Бездомные не осознают, что время уходит, подкрадывается старость. Дни похожи один на другой. Они просыпаются, встают, думают, где найти что-нибудь выпить. Так время стирается. Конечно, некоторые перебиваются случайными подработками. У многих есть и постоянный заработок. Такие бомжи более социализированы и прекрасно понимают, какой день недели в календаре.
Бездомный Сергей: «Много у меня фамилий, все их помню»
Фото: © L!FE
«>В переходе метро «Белорусская» у самого входа на подоконнике сидит мужчина. Ему лет 50 на вид. На голове осенняя кепка, старая потёртая куртка, джинсы. От него крепко разит перегаром и давно немытым телом. Руки красные, в белых волдырях от обморожения. Он еле ворочает языком. Пьяный, но не до бесчувственности. Мужчину зовут Сергей. Время для него давно остановилось. Он не помнит, сколько ему лет и сколько из них он провёл на улице.
— На улице больше 7 лет или. Не помню. Жизнь жестокая. Не хочу рассказывать, как здесь. (оказался на улице. — Прим. Лайфа), — он с трудом выговаривал слова из-за слабости или опьянения. — Ничего не хочу вспоминать. Не дай бог это вспоминать. Я из Белоруссии. Не знаю, сколько мне лет… Полтинник.
На вид Сергею действительно лет 50. У его ног жмётся молодая собака, овчарка. От входящих в метро иногда слышно: «Вот, давай собачке на корм дадим».
— Собаку Чёрная зовут, девочка. Мы всегда вместе. Всё у меня есть, даже собака, — говорит он. — Везде у меня родственники, жёны. Реально везде. Реально (здесь первый раз он говорит громко и с воодушевлением). Ничем не занимаюсь, просто отдыхаю (тихо и несчастно, в этот момент его по-настоящему жалко). А вам зачем, чем я раньше занимался? Первым делом собака накормлена, потом я уже. Много у меня фамилий, все их помню. Незачем их называть.
Говорю, чтобы подождал меня здесь, а я подарок принесу. Возвращаюсь с пакетом продуктов — Сергея и след простыл. Спускаюсь вниз по лестнице в переход. Сергей стоит возле стены, собака мирно спит рядом. Похоже, возле дверей даже ему уже холодно. Пьяно улыбаясь, смотрит на меня. Кажется, узнал. Протягиваю пакет: «Вот Сергей, это вам, угощайтесь». Мужчина молча протягивает руки к пакету, на свету ярче выступают белые пятна на красной, обветренной коже кистей и белые отмороженные кончики пальцев.
Улица сводит с ума
«В туннеле под Центральным рынком, в этом огромном адском узле, предназначенном исключительно для автомобилей, и денно и нощно наполненном рычанием моторов, жил один шизофреник, — пишет Ксавье Эммануэлли. — Там, на расстоянии вытянутой руки, этот человек, прислонившись спиной к стене, проводил все дни на засаленном матрасе среди мусора. Вдали от прохожих, вдали от нескромных взглядов он жил, ни с кем не общаясь и никого не интересуя. Мы совершенно случайно обнаружили его при очередном обходе. Это было совершенно закрытое, совершенно непроницаемое существо. Он утратил абсолютно все связи с реальностью, не стремился их вновь обрести и не понимал того, что ему предлагали».
Много ли на улице психически больных? Очевидно, да. Как объясняет Ксавье Эммануэлли, «в неблагополучных слоях населения никто не обращает внимание на психические расстройства». Вот жил человек в нищете, перебивался с воды на хлеб, толком не работал — у него было психическое расстройство, — но люди, которые его окружали, были так же несчастны и заняты своими насущными горестями. А потом этот человек пропал, стал жить на улице — и его никто не искал. И так бывает.
«Сводит ли исключение с ума? Неужели жизнь на улице настолько сурова, что в конце концов расстраивает психику? Или же следует задать вопрос наоборот и рассматривать безумие как причину, а не как следствие исключения? — пишет Ксавье Эммануэлли. — Ответ носит двойственный характер. Улица не делает умалишёнными, но способствует, безусловно, резкому обострению болезней у психических и всех прочих больных, ведущих асоциальный образ жизни или обитающих в трущобах.
Фото: © Flickr/ Marsel Minga
Что делать?
В книге Ксавье Эммануэлли есть потрясающий пример помощи. Речь о том самом шизофренике под мостом.
«После нескольких месяцев ежедневных посещений один из моих санитаров сумел установить с ним контакт, — пишет Ксавье Эммануэлли. — Нужно сказать, что он каждый раз проводил с больным целый час. Понадобилось три года упорства и желания сблизиться с духовно слепым, три года, на протяжении которых мы не отмечали ни малейшей видимой эволюции и не понимали, шевелится ли что-либо позади отсутствующих глаз».
Представляете? Санитар три года каждый день час проводил с бездомным шизофреником, при этом даже без особой надежды на то, что тому станет хоть немного лучше и что тот сможет сказать потом какие-то слова благодарности.
Шизофренику стало лучше. Немного. «Но в конце концов в его мозгу как будто что-то открылось, и маленький лучик проник в сознание, — пишет Ксавье Эммануэлли. — Он начал узнавать санитара. Какой общественный институт может в наши дни позволить себе роскошь столь длительного общения?»
Однажды санитар пришёл в туннель, а бездомного там не было. «Буквально умирая от тревоги, санитар искал его повсюду, обходя все центры для бездомных, — сказано в книге. — В конце концов, когда он уже счёл этого человека умершим, так и оставшимся безымянным, он нашёл его в одном из таких центров парижского предместья, оказывающих услуги хроническим больным. Мы не знаем, как этот человек сумел найти этот один из редчайших центров, где ему подобные могут порой обрести убежище. Однако благодаря связи, установленной с санитаром, в жизни этого человека произошло нечто, вырвавшее его из застенков хаоса, куда замуровал его разум».
Статус бездомных и лиц без определенного места жительства: необходимо четкое правовое регулирование
Лазутова М.Н. Права человека: история и современность. М., 1992. С. 5.
См., например: Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 473.
На протяжении всего развития человеческого общества от первобытности до настоящего времени можно увидеть этапы становления института правового статуса личности, и прежде всего эти этапы были обусловлены существованием извечных коллизий между личностью и обществом.
См.: Социальное положение и уровень жизни населения России // Сборник Госкомстата России. 2002.
Кто эти люди? Откуда они берутся? Кого можно считать бомжом или бездомным и почему такие статусы мешают реализации конституционных прав индивида?
См., например: Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2001. С. 494.
См.: СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
См.: РГ. 1993. 10 авг.
При том что определения термина «без определенного места жительства» в российском законодательстве вовсе нет, отсутствует и определение термина «бездомный». Однако есть люди, которые по социальному статусу могут быть отнесены к бездомным и бомжам. Существуют и серьезные проблемы, которые у них возникают из-за несовершенства российского законодательства, правовых пробелов и коллизий, создающих условия для постоянного пополнения рядов бомжей и бездомных. Такие пробелы и коллизии общеизвестны, о них уже достаточно давно говорят и пишут в литературе. Это несовершенство норм о приватизации жилья, длительное отсутствие норм о защите прав собственности лиц пенсионного возраста и престарелых, правовой нигилизм граждан, недобросовестность отдельных предпринимателей, осуществляющих коммерческую деятельность на рынке жилья, и т.д.
Граждане, потерявшие жилье по различным основаниям, как правило, «переселяются» в теплотрассы, уличные переходы, метро и ведут антисоциальный образ жизни. Такие граждане не имеют регистрации по месту пребывания, поскольку их местом проживания является место общественного пользования, и в целом фактически лишены конституционных прав, предоставленных человеку главой 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина». При этом законодатель не предпринимает никаких мер, чтобы эти граждане могли легализовать свое положение и защитить свои права. Между тем бездомные и бомжи в России есть и, к сожалению, их становится все больше. Законодателю все-таки придется не только признать наличие таких категорий граждан, но и определить их правовой статус.
Кого же можно считать бездомным и бомжом и какие для этой категории граждан можно создать специальные правовые условия, которые способствовали бы реализации ими их конституционных прав?
Сама этимология слова «бездомный» дает нам понять, что это лицо, у которого отсутствует какой-либо дом или жилье. Данное лицо не имеет жилого помещения на праве собственности, аренды, договора жилищного найма (поднайма), не владеет и (или) не пользуется жильем на других законных основаниях. Можно сделать вывод, что под «бездомными» с юридической точки зрения должны пониматься все те люди, которые проживают вне помещений, виды которых указаны в ст. 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения. «. Что же касается определения «без определенного места жительства», то с юридической точки зрения его следует применять в отношении лиц, не имеющих регистрации по месту пребывания или по месту жительства.
В обыденном и официальном понимании, как уже упоминалось, под местом жительства понимается только жилое помещение, но человек может проживать и в нежилом помещении. В связи с этим он не будет иметь регистрации по месту жительства или пребывания, поскольку не сможет предоставить указанные в ст. 6 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения. » документы, необходимые для регистрации. Кроме того, и сама регистрация граждан в нежилых помещениях не предусмотрена упомянутым Законом. Местом жительства гражданина в таком случае будет являться место, где он постоянно или временно проживает, указанное в ст. 20 ГК РФ. Однако подобный факт не будет признан и официально зафиксирован органами, проводящими регистрацию граждан по месту их жительства или пребывания.
См.: СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2939.
Однако путаницу в толковании и правоприменении термина «лицо без определенного места жительства», создаваемую правовой коллизией между ст. 20 ГК РФ и ст. 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения. «, без серьезного научного анализа устранить не удастся.
В России существуют две группы лиц, которых можно отнести к бомжам. Одну составляют антисоциальные личности, становящиеся бомжами, как правило, добровольно или в силу каких-то субъективных обстоятельств; другую образуют граждане, ведущие нормальный образ жизни, не нарушающий общественных интересов, но становящиеся бомжами «по воле» законодателя (федерального и (или) регионального).
Антисоциальные личности могут иметь жилье, быть в нем зарегистрированными, иметь доходы в виде различного рода пособий и других социальных выплат, но в силу своих личностных проблем вести антисоциальный образ жизни, создающий проблемы для окружающих их людей. Такие личности, как правило, являются переносчиками инфекционных и венерических заболеваний, больны алкоголизмом или наркоманией, совершают административные проступки и уголовные преступления, живут в подъездах (подвалах, лифтовых кабинах, на чердаках) жилых домов, уличных переходах и других не приспособленных для проживания местах. Иными словами, эти люди антисоциальны и их правильно относят к категории бомжей.
Но в нашем обществе есть и другие граждане, которых совсем неправильно относят к категории бомжей. Граждане, которые, напротив, ведут себя достойно, учатся или работают, как правило, имеют собственность, содержат семью, детей, родителей, направляют свои усилия на повышение благосостояния, то есть ведут социальный образ жизни, но из-за формальностей, а порой из-за неверного применения государственных регуляторов отдельных общественных процессов их причисляют к бомжам. К таким лицам применяется административно-правовой режим в виде регистрации по месту временного пребывания, а вернее сказать, временному месту жительства, установленный федеральными и региональными Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации.
Так, часть 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. А Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения. » определил порядок реализации гражданами такого права. Кроме того, Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию, определен порядок регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства.
Поскольку статья 72 Конституции Российской Федерации относит административное законодательство к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то органы государственной власти субъектов Российской Федерации также получили право регулировать вопросы регистрации граждан по месту их пребывания и жительства. Общеизвестно, что такой вид административно-правовых режимов, как регистрация граждан по месту их пребывания, вводится для учета граждан, мигрирующих внутри одного государства, так называемых внутренних мигрантов.
Отмечу, что за последние несколько лет многие субъекты Российской Федерации оказались буквально под гнетом вынужденной миграции. Прежде всего эта проблема коснулась центральных областей, Дальневосточного региона и юга России. Поэтому региональный законодатель вынужден чаще всего принимать нормы, ограничивающие приток населения в свой регион. Эти нормы вводят ограничения при регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства, которых не предусматривает федеральное законодательство, придавая регистрации разрешительный характер (вместо уведомительного, установленного на федеральном уровне).
Из Специального доклада Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «О конституционном праве на свободу передвижения, свободный выбор места пребывания и места жительства в Российской Федерации» от 15 сентября 2000 г. явствует, что в 11-ти субъектах Российской Федерации действуют нормативно-правовые акты, усложняющие регистрацию граждан по месту пребывания и жительства и устанавливающие не предусмотренные федеральным законодательством дополнительные ограничения. Из-за введения субъектами Российской Федерации различного рода ограничений количество лиц, которых можно отнести к бомжам, резко увеличивается. По действующим нормам, в России бомжом может стать и миллионер, и функционер, и политический деятель, и любой гражданин, не имеющий временной регистрации после трех дней пребывания на территории субъекта Российской Федерации, где введены правила по регистрации временного пребывания или жительства граждан. При этом административные процедуры получения временной регистрации установлены таким образом, что необходимо потратить не менее недели, а то и более, для прохождения процедуры регистрации по месту пребывания. Уместно также заметить, что далеко не каждый гражданин России или лицо, законно пребывающее на ее территории, знают об обязанности зарегистрироваться в надлежащие сроки по месту своего пребывания или жительства.
Особого внимания заслуживает законодательная практика по вопросам регистрации по месту пребывания и месту жительства города Москвы как крупнейшего мегаполиса, а также регионов, расположенных на границе Российской Федерации, таких как Ставропольский и Краснодарский края.
См.: Ведомости Московской городской Думы. 1994. N 6.
См.: Вестник Мэрии Москвы. 1994. N 23.
Таким образом, данные нормативные акты вводили разрешительный порядок регистрации по месту жительства в городе Москве. В то же время Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения. » устанавливает уведомительный порядок регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, предписывая гражданину обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с соответствующим заявлением, представив необходимые документы (ст. 3, 6).
Данных об официальном опубликовании нет.
К сожалению, данных о том, что Временное положение от 6 октября 1994 г. N 118-8ГДСК «О пребывании и определении на постоянное место жительства в Ставропольском крае» утратило силу, нет. Таким образом, можно предположить, что нормы данного Временного положения сохраняют свою силу, чем нарушается право граждан на свободу передвижения и выбор места жительства и пребывания на территории Ставропольского края.
Постановление Государственной Думы Ставропольского края от 06.10.1994 N 118-8ГДСК «Об утверждении Временного положения о пребывании и определении на постоянное место жительства в Ставропольском крае» утратило силу в связи с изданием Постановления Государственной Думы Ставропольского края от 16.07.1997 N 651-39 ГДСК «О признании утратившим силу Постановления Государственной Думы Ставропольского края от 6 октября 1994 г. N 118-8 «Об утверждении Временного положения о пребывании и определении на постоянное место жительства в Ставропольском крае».
Упомянутые нормы правовых актов города Москвы и Ставропольского края были признаны Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 1996 г. N 9-П не соответствующими Конституции Российской Федерации, поскольку вводили ограничения в праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, придавая регистрации по месту жительства по сути разрешительный порядок вместо уведомительного, который предусматривает Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения. «.
См.: СЗ РФ. 1996. N 16. Ст. 1909.
Закон г. Москвы от 14 сентября 1994 г. N 15-67 «О сборе на компенсацию затрат городского бюджета по развитию инфраструктуры города и обеспечению социально-бытовыми условиями граждан, прибывающих в Москву на жительство» был признан утратившим силу Законом г. Москвы от 20.12.2000 N 47 «О признании утратившим силу Закона города Москвы от 14 сентября 1994 года N 15-67 «О сборе на компенсацию затрат городского бюджета по развитию инфраструктуры города и обеспечению социально-бытовыми условиями граждан, прибывающих в город Москву на жительство». Постановление Правительства Москвы от 11 октября 1994 г. N 922 «О прописке (регистрации) граждан, прибывающих на жительство в Москву на жилую площадь, принадлежащую им на праве собственности» было признано утратившим силу в связи с изданием распоряжения мэра Москвы от 29 марта 2001 г. N 283-РМ «О признании утратившими силу распоряжения вице-мэра Москвы от 31 января 1992 г. N 46-РВМ и Постановления Правительства Москвы от 11 октября 1994 г. N 922».
Нежелательное количество граждан, переселяющихся в тот или иной субъект Российской Федерации, «толкает» органы государственной власти этих субъектов Российской Федерации к нарушению федерального законодательства.
Так, в статье 19 Закона Краснодарского края от 11 апреля 2002 г. N 460-КЗ «О пребывании и жительстве на территории Краснодарского края» (в ред. Закона Краснодарского края от 26 июня 2002 г. N 497-КЗ) краевой законодатель установил правило о том, что нотариальные конторы вправе оформлять договоры отчуждения жилья, находящегося в пограничной полосе на территории Краснодарского края, а учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут регистрировать права на недвижимое имущество, находящееся в пограничной полосе на территории Краснодарского края, только при наличии у лица, приобретающего жилье, постоянной регистрации по месту жительства на территории Краснодарского края или по решению краевой комиссии миграционного контроля. Становится ясно, что житель края не сможет свободно распорядиться своей собственностью, продать жилое помещение, к примеру, своему родственнику, не имеющему регистрации по месту жительства на территории Краснодарского края, или такая возможность будет поставлена в зависимость от положительного решения краевой комиссии миграционного контроля, даже если покупатель впоследствии намерен зарегистрироваться по месту жительства в Краснодарском крае. Путем установления краевым законодателем, по сути, разрешительного порядка купли-продажи недвижимости на территории Краснодарского края введены ограничения в праве на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства граждан Российской Федерации.
Данных об официальном опубликовании нет.
Здесь необходимо заметить, что ст. 8 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения. » содержит правило о том, что ограничения в праве на свободу передвижения для граждан Российской Федерации могут устанавливаться, в частности, в пограничной полосе. Но такие ограничения, как указано в той же ст. 8 Закона, могут устанавливаться только законами Российской Федерации. Федерального закона, который бы устанавливал ограничения в праве на свободу передвижения в пограничной полосе Краснодарского края, на сегодняшний день не существует. Поэтому краевой законодатель неправомерно осуществил установление на территории Краснодарского края административно-правового режима регистрации граждан по месту жительства, который ограничивает право граждан Российской Федерации на свободу передвижения. Меры по пресечению незаконной миграции, недопущению социально-экономического давления на крупные города должны приниматься федеральным и региональным законодателем совместно и согласованно. Нормы же Закона Краснодарского края от 11 апреля 2002 г. N 460-КЗ «О пребывании и жительстве на территории Краснодарского края» (в ред. Закона Краснодарского края от 26 июня 2002 г. N 497-КЗ) не были рассмотрены Конституционным Судом Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и продолжают действовать, нарушая, на наш взгляд, право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Краснодарского края.
Отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства или по месту пребывания порождает массу негативных последствий. Во-первых, гражданина, не имеющего регистрации по месту временного пребывания или месту жительства, штрафуют на каждом шагу, так как отсутствие регистрации является административным правонарушением, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается наложение взыскания в виде предупреждения или штрафа (ст. 19.15). Кроме того, без регистрации гражданин не может реализовать в полной мере свои конституционные права: устроиться на работу, использовать право на бесплатную медицинскую помощь, осуществить свои избирательные права и т.д.
Целесообразным, на мой взгляд, является также внесение ряда норм в Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения. «, которые вводили бы регистрацию бомжей и бездомных и регламентировали порядок осуществления такой регистрации. Осуществление особой регистрации в отношении этих лиц даст возможность компетентным органам располагать информацией о численности бомжей, их поле, возрасте, месте жительства, квалификации, занятости и на основании таких данных решать острые проблемы их расселения, занятости, обучения и переобучения и т.д.
В том числе это позволит:
Закрепление в законодательстве терминов «бездомный» и «бомж», принятие ряда нормативно-правовых актов позволит решить проблему определения и формирования правового статуса этих категорий граждан.