что первично что есть бытие субстанция материя
Бытие, материя, сознание как категории философии
1.Категория бытия, ее смысл, место в системе философских категорий.
2.Формирование научно-философского понятия материи.
3.Проблема сознания в философии.
1 вопрос. Категория БЫТИЯ, ее смысл, место в системе философских категорий.
Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется ОНТОЛОГИЕЙ, а сама проблема бытия – одна из главных в философии.
Каково же содержание философской проблемы «БЫТИЕ»? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:
1. Объективная реальность – это мир физических состояний, материальный социоприродный мир. Окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть.
2. Субъективная реальность – это мир психологических состояний, мир сознания, духовный мир человека.
3. Окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе.
4. Материя и дух – единые. Но в тоже время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.
Данные положения (признаки) обобщаются понятием «субстанции».
СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует самостоятельно, само по себе, иначе это самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Таким образом, БЫТИЕ – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
Основными ФОРМАМИ БЫТИЯ являются:
1. Материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира.
2. Идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия.
3. Человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире.
4. Социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.
Категорией, противоположной бытию, является НЕБЫТИЕ – полное отсутствие чего либо, абсолютное ничто.
Небытие – состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему Например, люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.
2 вопрос. Формирование научно-философского понятия МАТЕРИИ.
Категория «МАТЕРИЯ» введена в философию для обозначения объективной реальности. Существует несколько определений этой философской категории, но в качестве базовой можно рекомендовать следующую: МАТЕРИЯ – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.
ЭЛЕМЕНТАМИ СТРУКТУРЫ «МАТЕРИЯ», каждый из которых имеет несколько уровней, являются:
1. Неживая природа.
2. Живая природа.
3. Социум (общество).
Характерными ЧЕРТАМИ МАТЕРИИ являются:
1. Наличие движения. ДВИЖЕНИЕ – неотъемлемое свойство материи.
Выделяются:
а) Механическое движение.
б) Физическое движение.
в) Химическое движение.
г) Биологическое движение.
д) Социальное движение.
2. САМООРГАНИЗАЦИЯ. Материя имеет способность к самоорганизации – созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Учение о самоорганизации материи получило название СИНЕРГЕТИКИ.
3. МАТЕРИЯ имеет расположение во времени и пространстве.
ВРЕМЯ – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений ( смены состояний ) данных объектов в процессе из развития.
ПРОСТРАНСТВО – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.
4. Способность к ОТРАЖЕНИЮ является всеобщим свойством материи, заключающимся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. ОТРАЖЕНИЕ – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем.
Отражение бывает:
а) Физическим.
б) Химическим.
в) Механическим.
3 вопрос. Проблема СОЗНАНИЯ в философии.
Высшим уровнем (видом) отражения является СОЗНАНИЕ. Согласно материалистической концепции СОЗНАНИЕ – это способность высокоорганизованной материи отражать материю.
СОЗНАНИЕ, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях
Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.Термин сознание является трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:
Философия изучает две основные ФОРМЫ СОЗНАНИЯ:
Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.
В целом в философии существует НЕСКОЛЬКО ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ:
Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:
объективный идеализм и умеренный материализм.
3. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания».
4. УМЕРЕННЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя хотя и признает за ним качество идеальности) – точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.
— Понятие «бытие» – исходное в философском осмыслении мира. С этим понятием связано убеждение человека в том, что мир существует и что в нем находятся люди, вещи, состояния, процессы. Бытие – это объективная и субъективная реальности, взятые воедино. Бытие – это все то, что существует.
Что первично что есть бытие субстанция материя
Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.
Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.
Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?
Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:
Материализм (так называемая «линия Демокрита») — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
• материя реально существует;
• материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);
• материя является самостоятельной субстанцией — не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
• материя существует и развивается по своим внутренним законам;
• сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);
• сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;
• сознание определяется материей (бытием).
К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.
Достоинство материализма — опора на науку,. в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.
Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.
В материализме выделяется особое направление — вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.
Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.
Идеализм («линия Платона») — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
• объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);
• субъективный идеализм (Беркли, Юм).
Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:
• реально существует только идея;
• вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;
• «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.);
• «мир вещей» — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;
• большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;
• отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.
В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:
• все существует только в сознании познающего субъекта (человека);
• идеи существуют в разуме человека;
• образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;
• вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.
Слабая черта идеализма — отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).
Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.
Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии — материализмом и идеализмом — существуют промежуточные (компромиссные) течения — дуализм, деизм.
Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:
• существуют две независимые субстанции — материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);
• все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи — от материальной, идеи — от духовной);
• в человеке соединяются одновременно две субстанции — и материальная, и духовная;
• материя и сознание (дух) — две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;
• основного вопроса философии (что первично — материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Деизм — направление в философии, сторонники которого
(преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).
3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:
Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.
Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).
Основоположником рационализма (от лат. ratio — разум) считается Р. Декарт.
Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение — мысль — деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, — «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т. д.)
В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.
С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.
Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:
• возможности познания неограничены. Противоположной точки зрения придерживаются агностики
(как правило, идеалисты):
• возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.
Бог существует Бога не существует
Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Кант выделяет четыре (см. вопрос 36 «Философия Иммануила Канта»).
Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение веши в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи — «вещи в себе».
4. В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.
В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.
Бытие, субстанция, материя.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ.
Понятие бытия является в философии исходным. Учением о бытии является онтология. Используется также понятие метафизика. Это учение о высших умопостигаемых началах бытия. Понятие бытия было введено в философию Элейской школой в лице Парменида.
Бытие – это наиболее абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще, существование как таковое. Сущее – это совокупность многообразных единичных проявлений бытия. Это понятие фиксирует свойства конкретно существующего, тогда как в понятии бытия конкретные свойства не фиксируются. Существует также понятие «реальность». Реальность – это всё существующее вообще. В этом смысле понятия «реальность» и «бытие» совпадают. Под реальностью также имеется ввиду объективный мир. Здесь понятия «реальность» и «бытие» не совпадают, потому что понятие бытия включает в себя и субъективную реальность. Под реальностью имеется ввиду ещё и действительность как актуальное бытие. Действительность – это то, что реально существует. В этом смысле действительность отличается от всего кажущегося, вымышленного, мысленного, даже если оно правильно; от всего возможного, вероятного, но пока не существующего. Понятие «бытие» шире понятия «действительность». Мысленное относится к бытию. Существует потенциальное бытие, т.е. возможное. Понятие «бытие» имеет предельно широкий характер. Понятия сущего, реальности и действительности уже, чем понятие бытия. Бытие – это совокупная реальность любых реальностей: материальных и духовных, возможных и действительных и т.д.
Можно выделить формы бытия. Существует бытие материальное и идеальное. Материальное подразделяется на естественное и искуственное, созданное человеком. Естественное делится на живое и неживое. Идеальное бывает индивидуализированное, т.е. сознание отдельного человека, и объективированное идеальное, к которому относятся формы коллективного сознания (мораль, религия, наука). Материальное и идеальное противоположны, но в одной форме бытия они представлены оба – человек. Совокупность всех людей образует общество как социальную форму бытия. Общество – это синтетическая форма, потому что включает в свой состав почти все формы бытия.
Понятие субстанции тесно связано с понятием бытия. Если понятие «бытие» обозначает существование чего-либо, то понятие «субстанция» раскрывает то, что лежит в основе существования чего-либо. Субстанция – это предельное основание бытия, позволяющее свести всё многообразие вещей и их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Это определение сложилось в эпоху Нового времени, в рамках которого проблема субстанции получила наибольшее развитие. Декарт и Спиноза считали, что субастанция должна быть причиной самой себя. Она должна быть вечной и в своём существовании ни в чём не нуждаться. С этим определением согласны все философы. Но разногласия заключаются в вопросах: сколько существует субстанций и каковы свойства субстанции. Сложилось 3 подхода:
1). Монизм – учение о существовании одной субстанции.
2). Дуализм – две субстанции.
3). Плюрализм – множество субстанций. (см. табл. 1)
Материалистическая философия в качестве субстанции рассматривает материю. Идеализм это понятие не отвергает, но трактует его по-своему. Объективный идеализм рассматривает материю как порождение некоего духовного начала (Августин, Гегель). Субъективный идеализм трактует материю как совокупность ощущений познающего субъекта (Беркли, эмпириокритицизм). В материализме понятие «материя» прошло 3 этапа развития:
1). Наглядно-чувственное понимание. Оно сложилось в древнегреческой философии. Материя понималась как конкретная природная стихия (вода, огонь, воздух, земля). Утверждалось, что всё существующее является проявлением этих начал.
2). Вещественно-субстратное понимание. Оно сложилось в философии Нового времени. Два основных момента:
— материя тождественна конкретному веществу, которое состоит из неделимых и неизменных атомов;
— материально лишь то, что можно непосредственно воспринимать органами чувств, прежде всего, это нечто вещественное.
На этих двух этапах материя понималась конкретно. На третьем этапе сложилось её абстрактное понимание.
3). Философско-гносеологическое понимание, которое сложилось в нач. 20 в. в связи с революцией в естествознании. В рамках этого этапа материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, существующей независимо от сознания субъекта, но отображающейся в его органах чувств (Ленин). Такая идея возникла в связи с кризисом вещественно-субстратного понимания, что явилось следствием ряда крупных научных открытий в нач. 20 в. (см. табл. 2) В результате этих открытий стало понятно, что материя не тождественна веществу. Материальное не обязательно доступно чувственному восприятию.
Правда, в физике нач. 20 в. возник кризис: некоторые учёные сделали вывод, что материя исчезла, а другие стали утверждать, что материя – совокупность наших субъективных ощущений (эмпириокритицизм Маха). Материалистическая критика этой идеи состояла в том, что исчезла не сама материя, а наше старое её понимание; материю нельзя сводить к конкретным состояниям, свойствам, формам и уровням. Нужно найти что-то общее у всех этих состояний, свойств, форм, уровней. Ленин пришёл к выводу, что всё это существует объективно. Нельзя смешивать естественно-научную трактовку материи с её философвским определением. В результате понятие «материя» приобрело предельно широкий характер.
Материя – это всё бесконечное множество существующих объектов и систем, вне зависимости от степени их сложности и природы. Материя – это всеобщая субстанция, основа любых свойств, отношений, форм движения. Свойства материи: объективность существования, вечность и бесконечность в пространстве, неисчерпаемость, неуничтожимость.
Выделяют также атрибуты материи (атрибут – неотъемлемое качество чего-либо): системность, пространство и время, движение, отражение.
Системность материи означает, что она имеет определённую структуру. По уровню организации выделяется микро-, макро- и мегамир. По сферам выделяется неживая природа, живая природа и общество. В каждой из этих сфер существуют иерархические уровни организации.
По поводу пространства и времени существуют 2 подхода:
1). Являются ли они объективными реальностями или нет. Согласно Беркли и Канту, не мир организован во времени и пространстве, а время и пространство – это субъективные формы нашего созерцания мира. Пространство и время – субъективные реальности. Другие философы считали, что пространство и время объективны и характеризуют сам мир.
2). Среди сторонников объективности пространства и времени существовало разногласие по вопросу соотношения их с материей. Сложились 2 противоположные концепции: субстанциальная и реляционная (см. табл. 3).
Пространство – это форма бытия материи, характеризующая её протяжённость, структурность, сосуществование материальных систем. Свойства пространства: протяжённость, трёхмерность, изотропность.
Время – это форма бытия материи, выражающая длительность её существования, последовательность смены состояний в развитии материальных систем. Свойства времени: длительность, одномерность, необратимость.
Всеобщие свойства пространства-времени:
2). Зависимость от динамики материальных систем (выделяют биологическое, социальное время или пространство).
3). Единство прерывности и непрерывности.
4). Объективность существования.
По поводу движения существует 3 основных подхода:
1). Механицизм. Движение – это перемещение тела в пространстве по законам механики. Движение – это внешнее свойство материи, результат воздействия на тело внешней силы. Отрицается возможность самодвижения материи. Должна существовать сила, приводящая тела в движение. Редукционизм – сведение сложного к простому, высшего к низшему. Высшие сложные формы движения материи (биологическая и социальная) объясняются по аналогии с механической формой движения, которая объявляется универсальной. Согласно Декарту и Ламетри, человеческое тело является машиной, механизмом. По мнению Гоббса, государство – это механический агрегат, заводимый наподобие часов.
2). Энергетизм. Материя и движение между собой не связаны. В основе движения лежит превращение одной формы энергии в другую.
3). Диалектический материализм, изложенный Энгельсом в «Диалектике природы». Этот подход является критикой одновременно и энергетизма, и механицизма. Критика энергетизма: любая форма движения имеет материальный носитель. Механическое движение – это движение тел, физическое – атомов, химическое – молекул, биологическое – живых организмов, социальное – людей и общества. Критика механицизма: высшие сложные формы движения нельзя объяснять по аналогии с простыми низшими формами, потому что у каждой формы движения имеются свои специфические закономерности. В то же время, формы движения связаны между собой и сложные высшие возникают на основе простых и низних, но не сводятся к ним. Этот подход направлен против редукционизма, который существовал в механицизме. Движение является не внешним, а внутренним свойством материи. Материя способна к самодвижению. Движение – это не только перемещение, но и любое изменение вообще, где бы оно ни происходило и в чём бы ни заключалось. В этом смысле изменяется всё, материя существует только в движении. Движение абсолютно, покой относителен. Движение – это универсальное свойства материи. Покой – это момент, сторона движения. Материя и движение связан неразрывно.