Что такое экосистемный банк

Зачем банки создают вокруг себя экосистемы и что это дает потребителю

Что такое экосистемный банк. Смотреть фото Что такое экосистемный банк. Смотреть картинку Что такое экосистемный банк. Картинка про Что такое экосистемный банк. Фото Что такое экосистемный банк

Нынешняя реальность меняет наши клиентские ожидания: любой потребитель банковских услуг хочет решать разнообразные задачи как можно проще, причем чаще всего — удаленно, без лишних посещений отделения. Расскажем, чем экосистемность может быть полезна обычному пользователю и как новые банковские технологии улучшают нашу жизнь.

Чтобы привлекать и удерживать клиентов, банковская сфера играет на опережение: банки становятся финтех-компаниями, соединяя надежность своего финансового инструментария с адаптивностью и мобильностью цифрового стартапа. Российский банковский рынок развивается очень динамично, переживает интенсивную цифровизацию и отличается высокой конкуренцией.

Есть и еще одна причина для инноваций. Сегодня, согласно исследованиям McKinsey, маржа и чистая рентабельность собственного капитала (ROE) банков продолжают стагнировать. Поэтому логично, что они стремятся выйти в новые, более прибыльные сегменты финансового рынка, расширяют свои сервисы в направлении развития экосистем.

Какие же выгоды принесет экосистемность клиенту?

Прогнозы

В ближайшем будущем тренд на цифровизацию и пандемия ускорят и усилят расширение целевой аудитории банков: абсолютно все осваивают онлайн. И при большом потоке запросов важно сохранять и повышать качество сервиса, уровень его удобства и персонализированности, сокращать количество кликов до получения услуги.

В условиях жесткой конкуренции банки должны быстро реагировать на изменения рынка, поддерживать свои процессы на современном уровне, не допускать отставания в технологиях, проводить трансформацию технических возможностей платформ.

По оценкам Juniper Research, количество пользователей открытых банковских платформ за 2021 год должно вырасти вдвое по сравнению с позапрошлым годом. Можно утверждать, что экосистемная модель — это будущее банковского сектора.

Когда-то мы вызывали такси по телефону, а сейчас большинство предпочитает приложения. Захотим ли мы вернуться к нашим сегодняшним привычкам, когда все что угодно станет доступно в одном месте буквально в пару кликов? Вскоре банковские приложения будут не только облегчать нам рутинные задачи, но и предугадывать наши нужды и желания, формировать выгодные персонифицированные предложения и экономить наше время для чего-то более приятного, чем интернет-поиск.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Источник

Экосистема vs традиционный банкинг

Что такое экосистемный банк. Смотреть фото Что такое экосистемный банк. Смотреть картинку Что такое экосистемный банк. Картинка про Что такое экосистемный банк. Фото Что такое экосистемный банк

Основой любого успешного бизнеса, к какой бы сфере деятельности ни относилась компания, является четкая стратегия развития. Для банков, бизнес которых подвержен огромному количеству рисков, выверенная и досконально продуманная стратегия — основополагающий вектор. В последнее время на рынке помимо двух основных моделей развития (банк-монолайнер и традиционный универсальный банк) сложилась третья — кредитный институт, развивающийся в парадигме экосистемы.

Подход, в котором фокус делается на развитии экосистемы, — наиболее обсуждаемая и даже «хайповая» тема последних четырех лет. Именно в течение этого времени крупнейший банк России стал наращивать вокруг себя цифровые компании, предоставляющие небанковский сервис. Но действительно ли эта бизнес-стратегия является панацеей для кредитных организаций?

Нельзя не согласиться с тем, что экосистемы — это эволюция холдингов. Та же структура материнских и дочерних компаний, те же идеи построения бизнеса. При этом, в отличие от классических холдингов, в экосистеме основной упор делается на создание для клиента некоего «мира» сервисов: подсаживая его на «крючок» одного продукта, система стимулирует пользоваться функционалом других компаний, находящихся в ее периметре, тем самым снижая затраты на привлечение потребителя в дружественные сервисы.

Но история показывает, что модель экосистемы также подвержена риску. Например, корпорация General Electric в течение 50 лет выстраивала некое подобие экосистемы, в которой производились все: от лампочек до двигателей, а заодно предоставлялись и финансовые услуги. Сегодня весь финансовый бизнес компании распродан, а капитализация падает с начала двухтысячных.

Этот же пример дает понять, что сегодняшние гиганты других индустрий, в том числе высокотехнологичных, которые очень хорошо разбираются в сфере технологий, банковским бизнесом профессионально заниматься не смогут.

При этом, безусловно, какой бы стратегии ни придерживался банк, ни при каких условиях нельзя упускать тренды. Цифровизация — один из важнейших векторов развития последних лет, кардинально меняющий бизнес-модели кредитных организаций. Ведь никто не хочет разделить участь Kodak, проспав тектонические индустриальные сдвиги.

Объективное развитие инновационных технологий банковского рынка способствует трансформации способов обслуживания, и традиционные форматы постепенно уходят в прошлое. Даже процесс кредитования стал совершенно иным. Роль big data и автоматизированных инструментов анализа данных при рассмотрении заявок на кредиты сильно возрастает. Вряд ли можно было представить еще три года назад, что Совкомбанк до 50% всех разговоров в кол-центре сможет осуществлять без живого общения с клиентом. А сегодня это реальность, как и роботизированная переписка с клиентом в чате.

Даже у нас, банка, стратегией которого долгое время являлась работа с клиентами возрастной категории 45+, сейчас мобильным приложением пользуются 70% потребителей, а интернет-канал как способ привлечения дает до 30% трафика. Для игрока с самой крупной филиальной сетью среди частных кредитных организаций РФ — колоссальная доля. Но и такое поведение клиентов совершенно не означает, что единственный верный путь для развития — это выстраивание экосистемы.

Ведь бизнес-модель классического банка, очень развитого, очень технологичного, очень быстро адаптирующегося под турбулентность рынка, по-прежнему востребованна и актуальна. Она будет абсолютно жизнеспособна на горизонте как минимум ближайших 10—15 лет, и, возможно, даже более выигрышна, нежели модели неких экосистем, которые начинают уходить от чисто банковских сервисов и предлагать смежные небанковские услуги. С одной стороны, они собираются диверсифицировать свои доходы, но, с другой стороны, неизбежно будут снижать управленческий потенциал, распыляя имеющуюся экспертизу. Потому что, выходя в новые сегменты, ты неизбежно сталкиваешься со специфическими рисками, в которых у твоей компании нет ни текущей экспертизы, ни накопленного опыта.

А кроме этого, на небанковском рынке существуют свои лидеры — крупные технологические компании, конкуренция с которыми будет мегачелленджем для кредитной организации.

Сегодня никто не ставит под сомнение, что расчетная или платежная функция могут рано или поздно уйти из банков. Почему? Ведь для расчетов банки не нужны, так как это просто записи информации, в которой могут быть компетентны и другие игроки. И не важно, будет ли эта система распределенная, связанная с криптовалютой, или это будут платежные системы, которые возникнут в тех же экосистемах. Любые сценарии возможны, но не это определяет судьбу банков. Банки существуют тысячи лет и так же еще тысячи лет продолжат существовать, опираясь на две фундаментальные экономические потребности человечества: сбережения и инвестирования.

Наш взгляд довольно прост: функция кредитования, безусловно, останется навсегда в ответственности традиционных кредитных институтов. Глобально, основная роль в балансировании интересов тех, кто сберегает деньги, и тех, кто хочет их брать в кредит на длительный период, останется за традиционными банками. Мы концентрируемся на том, чтобы эффективнее (лучше и быстрее) наших конкурентов управлять всеми видами рисков. Тот, кто делает это хорошо, особенно в моменты кризиса, будет долгосрочно зарабатывать. В этом смысле цифровизация поменяет наши бизнес-процессы, но на фундаментальной функции не скажется.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Источник

Бизнес-экосистема Сбербанка: что надо знать

Что такое экосистемный банк. Смотреть фото Что такое экосистемный банк. Смотреть картинку Что такое экосистемный банк. Картинка про Что такое экосистемный банк. Фото Что такое экосистемный банк

Об эксперте: Андрей Ванин, старший вице-президент Сбербанка, руководитель SberX — дирекции по развитию экосистемы

Что такое бизнес-экосистема

Собственные экосистемы создают крупные компании по всему миру, но точного и универсального определения у этого термина до сих пор нет. На мой взгляд, здесь хорошо подходит описание из школьных учебников по биологии. Там говорится, что экосистема — это среда обитания, в которой организмы объединены между собой устойчивой системой связей.

Бизнес-экосистемы — как в b2b, так и в b2c-сегменте — очень хорошо укладываются в это определение.

Например, вертикально-интегрированный холдинг может иметь собственный банк, ретейл-компанию, сотового оператора. Если все эти активы работают по отдельности, под разными брендами, с разными ID и контакт-центрами, то речь идет просто о наборе самостоятельных сервисов и продуктов. Но когда они объединяются под общим брендом, а потребитель может пользоваться всеми сервисами по одному ID и получать поддержку в едином центре, то можно говорить об экосистеме.

Что такое экосистемный банк. Смотреть фото Что такое экосистемный банк. Смотреть картинку Что такое экосистемный банк. Картинка про Что такое экосистемный банк. Фото Что такое экосистемный банк

Экосистемы в бизнесе — это вертикали, соединенные в безопасную и бесшовную среду. Внутри нее пользователь путешествует, иногда сам того не замечая. И при использовании любого из предлагаемых сервисов ему гарантировано качество и поддержка материнского бренда.

Какие элементы входят в бизнес-экосистему

Прародителем сегодняшних экосистем можно назвать компанию Apple. Она собрала отдельные устройства и сервисы — карту и навигатор, фотоаппарат, записную книжку, телефон и мессенджер — в одном девайсе и тем самым произвела переворот в головах пользователей. В результате все эти сервисы получили многомиллионную аудиторию.

Но настоящий бум экосистем начался, когда технологические гиганты, включая Apple, Google и Samsung, начали развивать финтех-направление. Это было прямой угрозой традиционному банковскому бизнесу, и, конечно, банки не могли остаться в стороне.

Что такое экосистемный банк. Смотреть фото Что такое экосистемный банк. Смотреть картинку Что такое экосистемный банк. Картинка про Что такое экосистемный банк. Фото Что такое экосистемный банк

К тому моменту, как мы начали создавать собственную экосистему, Сбербанк владел десятками компаний, не имеющих никакого отношения к банкингу. Раньше мы не пытались связывать их между собой. Но когда поняли, что можно объединить их и таким образом сделать опыт клиентов более комфортным, бесшовным и безопасным, то начали активно пробовать.

Сегодня в нашей экосистеме уже более 50 компаний, напрямую не связанных с банковским бизнесом. Большинство из них не куплено, а создано с нуля на основе наших собственных компетенций.

Принимая решение о том, какой продукт или сервис включить в экосистему, мы ориентируемся в первую очередь на частотность потребления. Самые главные человеческие потребности и, соответственно, топовые по частоте использования индустрии, не меняются тысячелетиями. Людям всегда нужны хлеб, зрелища, возможность добраться из точки А в точку Б, купить-продать необходимые товары и услуги.

Кроме того, как публичная компания, которая платит большие налоги и дивиденды, мы учитываем объем доступного рынка и потенциальный доход от того или иного сегмента бизнеса. Поэтому наша экосистема состоит в основном из сервисов, которые потребляются каждый день и имеют большой рыночный потенциал.

Из чего состоит экосистема Сбербанка

Как элементы бизнес-экосистемы Сбербанка связаны между собой

Горизонтальные связи между бизнес-вертикалями в экосистеме обеспечиваются за счет сквозных объединителей — мы их называем энейблерами (от англ. еnabler).

Главный маркетинговый объединитель — это, конечно же, бренд. В нашей экосистеме большая часть компаний уже переименована и работает с приставкой «Сбер».

Что такое экосистемный банк. Смотреть фото Что такое экосистемный банк. Смотреть картинку Что такое экосистемный банк. Картинка про Что такое экосистемный банк. Фото Что такое экосистемный банк

Второй важный энейблер — ID пользователя. Например, SberID родился в приложении «Сбербанк Онлайн». А сейчас по нему можно зайти в кинотеатр Оkkо, взять такси или машину в каршеринге, сделать заказ в «Сбермаркете» и воспользоваться другими сервисами.

Причем ID пользователей идут в паре с профайлами. На их основе мы делаем более релевантные предложения нашим клиентам, учитывая их предпочтения и поведение в digital-среде.

Для пользователей экосистемы также важна возможность получить помощь и поддержку по продуктам в одном месте, не разыскивая контакты того или иного сервиса. Поэтому еще одним объединителем становится единый контакт-центр.

Когда мы только приобрели компанию «Инстамарт» и переименовали ее в «Сбермаркет», то пользователи, увидев приставку «Сбер», стали звонить в контакт-центр Сбербанка с вопросами по доставке продуктов. В течение нескольких часов или даже дней наши банковские специалисты растерянно отвечали на такие звонки и не могли дать внятной консультации.

Этот кейс привел нас к тому, что поддержка пользователей тоже должна быть энейблером в нашей экосистеме. Ведь если мы даем продукту или сервису базовое название «Сбер», то, естественно, клиенту удобнее консультироваться и решать все вопросы в одном месте, а не в двадцати. Сегодня, если у вас возникают проблемы с заказом в «Сбермаркете», можно позвонить в тот же контакт-центр, который консультирует клиентов по банковским услугам, и получить всю необходимую информацию и поддержку.

Что такое экосистемный банк. Смотреть фото Что такое экосистемный банк. Смотреть картинку Что такое экосистемный банк. Картинка про Что такое экосистемный банк. Фото Что такое экосистемный банк

Поскольку наш основной бизнес — банковский, то для нас важным объединяющим фактором экосистемы является безопасность. Все наши сервисы, не только финансовые, мы обеспечиваем защитой на уровне банкинга и транслируем банковские стандарты безопасности на еду, транспорт, образование, здравоохранение и все остальные бизнес-вертикали.

Что получают бизнес и потребители

Продвигать большое количество сервисов под одним брендом, как правило, намного эффективнее и интереснее, чем работать с разрозненными продуктами.

Очень показательный пример — развитие «Сбермаркета». Всего за 12 месяцев не очень известная компания превратилась в игрока федерального уровня и обогнала «Утконос», который много лет лидировал в продажах продуктов через онлайн-каналы.

Можно ли было получить такой результат, когда компания называлась «Инстамарт» и ею владели частные предприниматели? Конечно, нет. Ребята сделали отличный продукт, но у них не было ни региональной сети для быстрой дистрибуции, ни сильного бренда за спиной. Все это мы им предоставили и буквально за год практически с нуля вырастили нового лидера рынка.

Другой интересный кейс — онлайн-кинотеатр Оkkо. На момент покупки Сбербанком это был довольно устойчивый бренд, поэтому мы не стали переименовывать площадку.

Прошлой осенью, когда мы закрывали сделку, у Оkkо было 600 тыс. платных подписчиков. Этого показателя компания достигла за шесть лет, то есть примерная скорость развития составляла 100 тыс. клиентов в год.

Через четыре месяца после сделки количество платных подписчиков превысило миллион. По сути, скорость наращивания клиентской базы увеличилась примерно в 12 раз — со 100 тыс. в год до 100 тыс. в месяц.

Что такое экосистемный банк. Смотреть фото Что такое экосистемный банк. Смотреть картинку Что такое экосистемный банк. Картинка про Что такое экосистемный банк. Фото Что такое экосистемный банк

Такой успех в основном связан с наличием у Сбербанка большой сети. 14 тыс. отделений по всей стране дают нам возможность не только продавать какие-то продукты, но и обучать потребителей по-новому смотреть фильмы, заказывать еду, слушать музыку и находить нужные товары и услуги.

Иногда экосистемы обвиняют в том, что они выжигают поле для конкуренции, скупая все бизнесы подряд. На самом же деле ситуация скорее обратная.

Огромная клиентская база и связи внутри экосистемы делают ее проводником между миллионами потребителей и предпринимателей.

Например, пользователями Сбербанка сегодня является более 90 млн клиентов, это практически все экономически активное население России. Одновременно у нас обслуживается почти 2,5 млн юридических лиц из пяти миллионов, официально зарегистрированных в стране.

Внутри экосистемы можно обеспечить максимально точную стыковку между этими двумя аудиториями, предлагая пользователям те товары и услуги, которые нужным им в данный момент. И такой доступ к потребителям не уничтожает бизнесы, а напротив, позволяет им развиваться.

Что ждет рынок и пользователей

В ближайшие годы экосистемы будут быстро меняться вместе с самой цифровой средой. Причем в России скорость таких изменений даже выше, чем во многих других странах.

Еще десять лет назад Россия считалась аутсайдером мирового банковского сообщества. А сегодня весь мир изучает кейсы Сбербанка, Тинькофф банка и Альфа-банка, потому что уровень цифровизации в стране — один из самых высоких в мире.

По сравнению с глобальным, российский рынок относительно небольшой. Но на нем уже конкурируют как минимум четыре экосистемы. Помимо «Сбера», есть еще Mail.ru Group, «Яндекс», МТС и другие менее крупные игроки.

Потребители и даже инвесторы пока этого не замечают, но экосистемы уже активно конкурируют между собой. Однако если раньше на рынке все решалось путем силы, мягкой или жесткой, то сейчас мы наблюдаем мощное интеллектуальное соревнование между игроками.

Для пользователей тоже многое изменится.

Сейчас основной площадкой для общения и получения информации потребителю служат мессенджеры и социальные сети. Поэтому многие сервисы и продукты стали smm- или мессенджер-центричными.

Но, по моим прогнозам, место мессенджеров и соцсетей уже в ближайшие три-пять лет займут личные цифровые ассистенты. Они будут выполнять массу разнообразных задач — от заказа билетов до подбора одежды — и станут главным связующим звеном между пользователем и экосистемой.

Источник

7 технологий, которые помогут банку стать экосистемой

Что такое экосистемный банк. Смотреть фото Что такое экосистемный банк. Смотреть картинку Что такое экосистемный банк. Картинка про Что такое экосистемный банк. Фото Что такое экосистемный банк

Первый заместитель генерального директора группы компаний «Иннотех»

В конце прошлого года международная консалтинговая компания Deloitte включила Россию в топ-10 стран по уровню цифровизации банков. Отечественные финансовые организации чутко реагируют на современные тренды в области финансовых технологий и активно вкладывают средства в развитие новых решений, которые позволили бы им сохранять конкурентоспособность.

Первый заместитель генерального директора группы компаний «Иннотех» (разработчика инновационных решений для банков) Алексей Волынкин рассказал о том, какие вызовы стоят сейчас перед банками и какие технологии являются ответом на них.

По данным Insider, в этом году суммарные ИТ-бюджеты банков должны достичь беспрецедентных 297 миллиардов долларов. Это вызвано тем, что отрасль созрела для больших перемен. Обостряющаяся конкуренция со стороны финтех-компаний и последствия пандемии требуют от банков менять концепцию работы, учиться гибко распоряжаться ресурсами, снижать операционные расходы и отказываться от жестких организационных структур.

Переход от индустриальной экономики к цифровой создает новые возможности извлечения прибыли благодаря появлению цифровых экосистем. Они ориентированы на клиентов и новый уровень сбора и обработки данных о них. Но строительство таких экосистем невозможно без глубокой цифровой трансформации банков.

В проекте Dig(IT)al рассказываем о технологиях, которые помогут вам заработать. Переходите на цифровую сторону бизнеса.

Типы банковских экосистем

Пример Alibaba показал, как можно извлечь дополнительную ценность, бесшовно интегрировав между собой электронную коммерцию, логистику и финансы. В зависимости от отрасли, вершины этого «треугольника» могут меняться, но главной среди них являются финансы, что делает банки ключевым элементом процесса конвергенции сервисов.

Переход к экосистемной модели может происходить разными путями. Выбор конкретного сценария напрямую зависит от амбиций и возможностей банков.

Первый путь — самостоятельное создание и развитие экосистемы на основе собственных проектов. Именно этот вариант выбрали создатели Alibaba, сделав ставку на политику единого бренда.

Сервисы в такой экосистеме разрабатываются или приобретаются головной организацией и остаются под ее полным контролем. При этом они служат источниками данных для банка и друг друга, что позволяет создавать сложные инфраструктуры с широкими возможностями персонализации и большим потенциалом привлечения новых клиентов.

В сущности, это самый привлекательный для банка путь. Но он требует огромных инвестиций и поэтому доступен только крупнейшим рыночным игрокам.

Второй путь — комбинированная модель экосистемы. В ней банк может позиционировать себя как центральный интегратор и владелец платформы. При этом сервисы, подключенные к ней, финансовая организация может как создавать сама, так и привлекать в качестве партнеров сторонние компании.

Такой вариант подразумевает меньше вложений, чем первый. При этом от банка требуется большая организационная гибкость, а извлечение дополнительной ценности из набора сервисов сопряжено с множеством вопросов по обмену данными об аудиториях между партнерами.

Этот путь подойдет банкам второго эшелона, готовым инвестировать в собственное будущее, но обладающим ограниченными средствами.

Третий вариант эволюции финансовой организации в мире набирающих силу экосистем — роль поставщика своих банковских продуктов и услуг цифровым платформам, принадлежащим третьим сторонам. Платежи, кредитование, скоринг, эквайринг карт и прочие традиционные услуги нужны многим сервисам, не готовым получать банковскую лицензию.

Этот путь все равно потребует ограниченных, но важных вложений в повышение технологичности обслуживания. Главными приоритетами для такого банка должны стать невысокая стоимость обслуживания и максимальная производительность — скорость проведения операций и готовность обрабатывать огромный поток обращений.

Выбрать этот вариант могут относительно небольшие нишевые банки, готовые побороться за свою часть рынка, на котором правят технологии.

В принципе, для всех вышеперечисленных вариантов развития есть общие требования в плане технических решений, без внедрения которых не обойтись. Их и рассмотрим.

Открытый API

API — это интерфейс, который позволяет обращаться к конкретному цифровому сервису программам сторонних разработчиков. Так, например, мы может оставлять комментарии на сайтах, используя авторизационный сервис Facebook.

В разрезе задач, характерных для финансовых организаций, речь идет о создании в ИТ-инфраструктуре банка универсального цифрового интерфейса, через который любой другой элемент экосистемы, будь то интернет-магазин или служба клининга, мог бы получить банковскую услугу в полностью автоматическом режиме.

Именно API предоставляет максимальные возможности для интеграции частей экосистемы и позволяет внедрить концепцию banking-as-a-service. В то же время слово «открытый» подразумевает, что использовать его может любая заинтересованная компания без долгих предварительных переговоров с финансовой организацией.

Важность открытых банковских интерфейсов уже осознал и ЦБ РФ, который разработал и принял соответствующий технический стандарт. Документ, среди прочего, включает в себя рекомендации по обеспечению информационной безопасности.

Новые сетевые технологии

Любой банк уже имеет развитую сетевую инфраструктуру, охватывающую всю его филиальную сеть. В нее вложены немалые средства, но новые вызовы требуют изменения подходов к эксплуатации этого технического хозяйства.

Пандемия заставляет расширять цифровые возможностей фронт-офисов. По данным Deloitte, 48% банков рассматривают возможность прямого взаимодействия клиента с сотрудником банка через банкомат в формате видеоконференции. 39% банков намерены внедрить в офисах обслуживания основанных на ИИ компьютерных ассистентов, а еще 33% — системы виртуальной и дополненной реальности.

Для того чтобы сделать это возможным, а заодно уменьшить операционные расходы на аренду дорогостоящих каналов связи, финансовым организациям имеет смысл рассмотреть возможность внедрения технологии программно-определяемых глобальных сетей (SD-WAN).

Она позволяет виртуализировать каналы связи, путем добавления нового уровня абстракции при формировании сетевых соединений. Возможности SD-WAN помогут отказаться или свести к минимуму количество дорогостоящих выделенных каналов, переведя филиальную сеть и сеть банкоматов на использование защищенных виртуальных туннелей, проходящих через обычный интернет.

Облачные технологии

Сердцем любого финансового учреждения является автоматизированная банковская система (АБС). Обычно она основана на технологиях предыдущего поколения и дорогостоящем оборудовании, тотальная замена которого просто невозможна как по финансовым причинам, так и в связи с недопустимостью приостановки деятельности на период модернизации.

Выходом из этого положения становится создание передовых платформ цифрового банкинга на базе облачных технологий. Развернутое в собственном дата-центре банка частное облако станет удобной средой для разработки, тестирования и внедрения новых востребованных видов услуг.

При этом они бы свободно взаимодействовали с АБС, но были основаны на технологиях следующего поколения — «озерах данных», контейнеризации, микросервисной архитектуре и пр.

Прогнозная аналитика

Переход на облачную инфраструктуру открывает банкам прямой путь к внедрению технологий аналитики «больших данных». Основываясь на истории транзакций и другой поступающей информации о клиенте, применяя методы математической статистики, можно перейти к использованию инструментов прогнозной аналитики.

Выявление типовых поведенческих паттернов поможет банкам заранее предсказывать будущие потребности клиентов и делать им гиперперсонализированные предложения в наиболее подходящий для этого момент. Помимо прямого экономического эффекта, такой подход положительно скажется на лояльности и удовлетворенности.

Роботизация бизнес-процессов

Снижения операционных издержек, расходов на персонал и повышение скорости обработки операций можно добиться внедрением технологий роботизации бизнес-процессов (RPA). В их основе лежит «оцифровка» многочисленных рутинных задач как в бэкенде (на уровне взаимодействия с АБС), так и во фронтенде (на уровне задач операционного офиса).

Современные RPA-платформы позволяют алгоритмизировать практически любой внутренний процесс банка и передать его программному агенту, который сможет, к примеру, получить электронное письмо, просмотреть вложения, выбрать среди них нужную таблицу, извлечь из нее выбранные данные и передать их в АБС.

Решения RPA еще и минимизируют количество ошибок, которые допускают в своей рутинной работе офисные сотрудники.

Искусственный интеллект

Роботизация внутрибанковских процессов хорошо сочетается с технологиями искусственного интеллекта. Их можно применять в разных частях инфраструктуры, но, пожалуй, наиболее востребованы они в задачах, требующих распознавания документов (OCR).

Перевод бумажных документов в цифровой вид — одно из самых заметных узких мест, препятствующих повышению производительности банковских операций. Представленные на рынке современные OCR-платформы на основе ИИ позволяют полностью устранить это ограничение.

Биометрия

Об биометрии уже сказано достаточно. Распознавание лица, голоса, отпечатков пальцев, рисунка вен ладони — все это технологии, открывающие путь к ускорению обслуживания, надежной защите от мошенничества с поддельными документами и, в перспективе, к подтверждению платежей с помощью биоэквайринга.

Как банку подготовиться к трансформации

На первом этапе преобразований финансовому учреждению необходимо расставить приоритеты в наиболее важных для себя областях. В зависимости от того, какую роль в будущих экосистемах определил для себя банк, сосредоточиться стоит на направлениях, обеспечивающих самый быстрый и предсказуемый результат.

Уже в начале пути полезно проанализировать собственную потребность в партнерствах и изучить рынок возможных поставщиков технических решений и интеграторов.

Следующий этап — создание детальной дорожной карты процесса трансформации. Имея перед собой конкретные цели, можно определить время, нужное для их достижения, и инвестиции, необходимые на каждом из этапов.

План развития должен соответствовать общей стратегии банка и учитывать его организационные ограничения — длительность процессов согласования, реальные возможности ИТ-департамента и пр.

Наконец, непосредственному началу процесса трансформации должно предшествовать создание рабочих групп, отвечающих за каждое из направлений. При этом важно добиться того, чтобы мотивация этих групп совпадала с целями банка.

Возможно, потребуется создание отдельного центра компетенций, в который войдут специалисты, непосредственно занятые трансформацией и несущие знания о каждом из элементов этого процесса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *