Что такое экспандер в музыке
Динамическая обработка звука. Экспандер
Всем привет. Сегодня будем говорить о таком приборе динамической обработке звука как экспандер. Еще раз хочу напомнить, что динамическая обработка звука – это работа направленная на изменение разницы в громкости.
Динамика – разница между самым тихим и самым громким уровнями сигнала.
Существует два вида экспандеров — обычный или ослабляющий экспандер и усиливающий экспандер.
Ослабляющий экспандер применяется в основном для мягкого шумоподавления.
Ослабляющий экспандер – это прибор для динамической обработки звука, который уменьшает уровень сигнала, не превышающий заданный порог. Можно сказать, что экспандер – это инструмент противоположный компрессору.
Давайте рассмотрим параметры экспандера на примере плагина Waves C1 comp. Этот плагин может использоваться в режиме компрессора (если значение Ratio положительное) и в режиме экспандера (если значение Ratio отрицательное).
Threshold – порог срабатывания. Уровень сигнала не превышающий этот порог будет ослабляться, а уровень выше заданного значения останется без изменений.
Ratio – коэффициент подавления или ослабления. Этот параметр показывает во сколько раз ослабиться сигнал.
Attack – атака экспандера, время в миллисекундах, по истечении которого экспандер начнет работать.
Release – релиз или восстановление, время, по истечении которого экспандер выключится.
Усиливающий экспандер – инструмент расширяющий динамический диапазон сигнала. Этот вид экспандера не ослабляет, а усиливает сигнал превышающий заданный порог. Параметры этого вида прибора динамической обработки сигнала аналогичны параметрам ослабляющего экспандера с той лишь разницей, что значение Ratio усилит сигнал в определенное количество раз.
Динамическая обработка звука. Экспандер (Expander).
Периодически бывает нужно восстановить запись, которая пережата (перекомпрессирована) или в ней вообще отсутствуют все пики из-за сильного вмешательства лимитера. Вот здесь нам на помощь и придет расширитель динамического диапазона — Экспандер (Expander).
Экспандер переводится с английского как расширитель. И действительно это устройство расширяет динамический диапазон аудиофайла.
Типы экспандеров:
Основные параметры:
Особенности применения:
Понижающий экспандер работает как прибор шумопонижения или даже шумоподавления. Он применяется когда нужно увеличить соотношение сигнал/шум и ослабить область низких уровней. Подробнее см. Noise Gate и DeNoiser.
Повышающий экспандер нужен для того, чтобы восстановить запись, которая пережата (перекомпрессирована) или в ней вообще отсутствуют все пики из-за сильного вмешательства лимитера. Кроме этого он может применяться для работы с транзиентами, что может повлиять на увеличение глубины звука.
Компандеры вы вряд ли встретите в плагинах, поэтому их обсуждать не будем.
Некоторые нюансы:
Что касается повышающего экспандера, то, во-первых, если сигнал очень сильно пережат, то восстановить его практически не реально. Во-вторых, как вы видели у прибора есть параметры времени срабатывания и восстановления (Attack, Release). Представьте, что вы хотите обработать экспандером всю фонограмму. Чтобы звучали ударные нужно установить быстрое открывание экспандера, но с другой стороны инструменты с медленной атакой начнут «щелкать», так как им нужно наоборот большее время срабатывания. Поэтому этот тип применяется довольно редко, особенно на суммарном звуковом сигнале.
Если после прочтения у вас возникнут какие-то неясности или пожелания о чем вам ещё интересно было бы узнать пишете. Сделаем этот сайт вместе, чтобы он стал лучше и полезнее для Вас.
Подписывайтесь на новости блога и будьте всегда в курсе.
Похожие записи
Таблица преобразования BPM в Delay
5/5 — (23 голоса) Большинство современных плагинов и аппаратных устройств позволяют устанавливать автоматически задержку (delay) в соответствие с темпом BPM…
Distortion (Дисторшн, дистошн).
5/5 — (18 голосов) Что такое эффект — distortion? Принцип действия эффекта, применение в проектах, известные исполнители, использующие данный эффект,…
Phase meters (Фазометры)
5/5 — (18 голосов) Фазометр — полезный прибор для проверки аудиоматериала. Зачем нужен и в каких случаях его употребляют? Подписаться
Частоты, рекомендуемые для эквализации
5/5 — (20 голосов) Полезно изучать звучание инструментов и быстро находить, эквализировать проблемные области при сведении трека. В этой статье…
Пять легендарных педалей delay, с которыми вы не ошибетесь.
5/5 — (19 голосов) Сейчас на рынке так много отличных устройств задержки, что можно легко потеряться в несметном количестве вариантов. Поэтому…
Надоели “барабаны” включайте экспандер
Слушая музыку, очень часто можно столкнуться с засилием “басов” в записанной фонограмме. Такое положение сложилось в ходе эволюционного развития звукотехники, когда стремились расширить спектр музыкального произведения как в сторону высоких частот, так и в сторону низких.
Для воспроизведения низкочастотных составляющих спектра звуковых частот нередко используются специальные громкоговорители сабвуферы. Жителям многоквартирных домов порой не дают покоя ритмичные удары, приходящие по стенам и перекрытиям: это “работают барабаны” ударных музыкальных инструментов.
Мы воспринимаем звуки благодаря органам слуха (ушам), а в области низких частот еще и всем телом (за счет так называемой «костной проводимости»). С возрастом диапазон воспринимаемых верхних частот сужается, а в области низких наблюдается подъем, поскольку кости становятся более потными и лучше проводят НЧ-колебания. В результате, пожилой чеповек воспринимает звукочастотный спектр музыкального произведения совсем по-другому, чем молодежь. «Барабаны» начинают раздражать.
Что же делать? Как снова сделать музыку нормальной и «душевной». Для этого можно использовать усилитель со специальной приставкой экспандером (расширителем динамического диапазона), которая, не умаляя значения низких частот в фонограмме, позволяет поднять уровень средних и высоких.
В отличие от темброблока, подъем уровня этих частот происходит в динамическом режиме: чем громче звук, тем больше усиление УМЗЧ. На качество звука несомненно влияет динамический диапазон тракта звукопередачи (отношение наибольшей звуковой мощности к наименьшей). Заявляемый для наиболее распространенных сейчас носителей (CD, DVD и пр.) динамический диапазон звука 96 дБ не совсем такой.
И как его «впихнуть» в ограниченный диапазон тракта? Таким образом, при передаче или во время записи сжатие динамического диапазона необходимо. Оно производится автоматически с помощью специального устройства компрессора или вручную оператором-тонмейстером. Восстановление естественного динамического диапазона на воспроизводящей стороне можно осуществить, если взять устройство с характеристикой, обратной компрессору.Такое устройство называется «экспандером».
Для безыскаженной работы экспандера необходимо, чтобы расширение динамического диапазона осуществлялось по закону, обратному компрессированию. Сохранить эту закономерность трудно, если учесть, что компрессирование часто осуществляется вручную. Из-за этого экспандеры широкого применения не нашли.
Тем не менее, они позволяют расширить динамический диапазон усилителя на 10… 14 дБ при малом уровне искажений, особенно если выбрать кривую регулировки с учетом оптимального слухового восприятия. Такие экспандеры даже при ручном компрессировании заметно улучшают качество воспроизведения.
Принцип действия экспандера поясняет структурная схема на рис.1. Между первым (У 1) и вторым (У2) каскадами усилителя включается делитель, состоящий из постоянного резистора Rc и регулируемого Ri, функции которого выполняет лампа или транзистор (сопротивлением конденсатора Ск на средних и высоких частотах можно пренебречь).
При таком включении делителя коэффициент усиления усилителя зависит от сопротивления Ri, определяющего коэффициент передачи напряжения с первого каскада на второй. Изменение сопротивления Ri осуществляется схемой управления. Сигнал с выхода У1 через дифференцирующую цепочку ДЦ поступает на регулятор ширины динамического диапазона Rд, с него на каскад усиления УЗ экспандера.
Дифференцирующая цепочка предотвращает срабатывание экспандера при пиках напряжения в области басов, обладающих ярко выраженным ударным характером (барабан, контрабас и т.д.). С выхода УЗ сигнал подается на детектор Д, выделяющий постоянное управляющее напряжение, которое через интегрирующую цепочку ИЦ подается на управляющий элемент Ri.
Когда напряжение звуковой частоты на входе усилителя УЗ незначительно, управляющее напряжение близко к нулю, сопротивление Ri мало, и на вход второго каскада У2 сигнал практически не поступает, так как коэффициент передачи делителя Rc-Ri совсем мал. По мере возрастания входного сигнала управляющее напряжение и сопротивление Ri увеличиваются, что приводит к увеличению коэффициента передачи делителя Rc-Ri и коэффициента усиления усилителя.
При максимальных уровнях входных сигналов Ri=max, и коэффициент усиления усилителя достигает предельного значения, что соответствует максимальному расширению динамического диапазона. Регулятор громкости РГ часто устанавливается перед вторым каскадом усиления, чтобы регулирование громкости не вызывало изменения заданного динамического диапазона.
Конденсатор Ск обеспечивает тон- коррекцию в области низких частот при малых уровнях низкочастотного сигнала. Его действие аналогично действию конденсаторов в тон-компенсированных регуляторах громкости, поэтому частотная характеристика экспандера в области низких частот совпадает с кривой чувствительности уха.
АЧХ расширителя динамического диапазона (экспандер)
Постоянная времени нарастания управляющего напряжения на выходе интегрирующей цепочки составляет 0,2…0,3 с, времени спада — 0,5…0.6. Амплитудно-частотные характеристики экспандера, показывающие расширение динамического диапазона, приведены на рис.2.
На низких частотах имеется подъем частотной характеристики, соответствующий особенностям звукового восприятия. Естественно, при возрастании громкости в процессе расширения динамического диапазона уровень уже поднятых басов не должен подниматься в такой же мере, как уровень средних и высоких частот.
Физиологически правильное расширение динамического диапазона с увеличением частоты достигается за счет конденсатора Ск, емкостное сопротивление которого на низких частотах велико. Благодаря тому, что величина максимального расширения динамического диапазона зависит от частоты и быстро уменьшается на частотах ниже 300 Гц, при сравнительно небольшом запасе выходной мощности усилителя получается расширение динамического диапазона порядка 10…12 дБ.
Схема усилителя с расширителем динамического диапазона (экспандер)
Усилитель с экспандером, описанный я опробовал в нескольких конструкциях (в стереоварианте, в единой конструкции с приемником и пр.). В процессе экспериментов «родился» модернизированный вариант лампового УМЗЧ с экспандером (рис.3). Изменения схемы усилителя коснулись темброблока, оконечного каскада и цепей питания.
Параметры усилителя по отношению к изменились в лучшую сторону, хотя коэффициент усиления УМЗЧ незначительно снизился за счет ультралинейного включения ламп в оконечном каскаде и темброблока, работающего в цепи усиления сигнала. Частотный диапазон УМЗЧ расширен и составляет 20…20000 Гц с неравномерностью около 1,5…2 дБ. Глубина регулировки тембра в области НЧ и ВЧ ±20 дБ.
Лампы оконечного каскада следует выбирать из одной партии. Если есть возможность, лучше отобрать идентичные по параметрам экземпляры, используя измеритель параметров радиоламп. Выходной трансформатор должен быть с симметричными секциями первичной обмотки. Они наматываются на узких каркасах (каждая), которые затем одеваются на сердечник. Вторичные обмотки аналогично.
Можно применить и готовый трансформатор, например, от магнитофона “Дмпро-И” или другой ламповой техники, имеющей двухтактный выходной каскад, построенный по ультралинейной схеме. Такой трансформатор обеспечит удовлетворительное качество звучания, хотя и с немного повышенным коэффициентом искажений из-за неполной симметрии выходного каскада.
Вторичную обмотку обратной связи с большим количеством витков (в трансформаторе от магнитофона “Днтро-1Г) можно использовать, например, для работы с трансляционной линией. Выходные каскады на триодах имеют низкое выходное сопротивление (импеданс), что упрощает выходные трансформаторы и способствует хорошему демпфированию акустических систем.
Однако такие каскады имеют низкий коэффициент усиления, а на высоких частотах за счет паразитной емкости между электродами склонны к самовозбуждению. Пентодные выходные каскады обладают высоким устойчивым коэффициентом усиления, но больше шумят и обладают высоким выходным импедансом. т.е. требуют большого количества витков в первичных обмотках выходных трансформаторов.
Это влечет за собой увеличение межвитковой емкости в них и. как следствие, завал частотной характеристики в области высоких частот. Из-за большой разницы в количествах витков эффект демпфирования нагрузки в таких усилителях ослаблен. Попытка соединить положительные качества УМЗЧ с выходом на триодах и пентодах привела к ультралинейной схеме включения ламп.
Действительно, если соединить экранные сетки ламп VL4 и VL5 с их анодами, получим триоды, а с источником анодного питания пентоды. Подключая экранные сетки к части витков первичной обмотки выходного трансформатора Т2, получаем компромиссный вариант со всеми вытекающими последствиями.
Сигналы от различных источников (микрофона, телевизора, радиоприемника или трансляционной линии) выбираются переключателем SA1 и через разделительный конденсатор С1 поступают в цепь управляющей сетки левого (по схеме) триода лампы VL1. Резисторы R1 и R2 служат делителем напряжения, поступающего из трансляционной линии, R3 уменьшает щелчки при коммутации SA1, R4 обеспечивает утечку для управляющей сетки триода.
Резистор R8 определяет режим триода по постоянному току и одновременно является звеном отрицательной обратной связи по току 34, что уменьшает шумы и искажения каскада. Резисторы R5, R6 и R9 в анодной цепи левого триода лампы VL1 служат для согласования входов экспандера и последующего каскада. Конденсаторы С2 и С6 разделительные по постоянному току.
Конденсатор С12 и резистор R22 осуществпяют частотную коррекцию сигнала, необходимую для нормальной работы экспандера. Для уменьшения шорохов, тресков и наводок регулятор громкости перенесен со входа усилителя на вход его второго каскада: перемещением движка потенциометра R10 производится регулировка громкости.
С движка этого потенциометра сигнал поступает на управляющую сетку второго триода VL1, усиливается им и с анодной нагрузки (R12) через разделительный конденсатор С7 подается на темброблок для коррекции. Резистор R11 обеспечивает автоматическое смещение рабочей точки этого триода, а конденсатор С5 устраняет отрицательную обратную связь по току в области высоких частот.
Переменные резисторы R47 и R50 осуществляют изменение АЧХ в области высоких и низких звуковых частот соответственно. С темброблока скорректированный 34-сигнал поступает на управляющую сетку триода VL2a. Утечка сетки осуществляется через резисторы R48, R50, R51. Резистор R20 обеспечивает отрицательное смещение на управляющей сетке этого триода и отрицательную обратную связь по току 34.
Усиленный этим триодом сигнал с резистора анодной нагрузки R21 через конденсатор С17 подается в цепь управляющей сетки триода VL3. Резистор R30 обеспечивает утечку сетки этого триода. R32 и R33 автоматическое смещение на сетке этого триода, а также обратную связь по току 34 и согласование отрицательной обратной связи с выхода УЗЧ (через R44 со вторичной обмотки выходного трансформатора Т2).
Триод VL26 служит фазовращателем: сигналы на нагрузках R35 и R37 равны и противоположны по фазе для обеспечения поочередной работы ламп оконечного каскада, выполненного по так называемой «пушпульной» (англ. Push-pull) двухтактной схеме на пентодах VL4 и VL5. Противофазные сигналы подаются в цепи управляющих сеток пентодов через разделительные конденсаторы С19 и С20. Конденсаторы С21 и С22 устраняют отрицательную обратную связь по току 34 в оконечном каскаде.
Цепочки R42-C23 и R43-C24 выравнивают сопротивления секций первичной обмотки выходного трансформатора Т2 для токов 34 разных частот (при их отсутствии возможен даже междувитковый пробой в обмотках Т2). Ультралинейная схема включения выходных ламп промежуточная между триодным и пентодным включением. Симметричным перемещением отводов по секциям первичной обмотки можно установить наиболее желаемый режим работы каскада.
Чем ближе отводы к анодам ламп, тем качественней звук, но ниже выходная мощность. При самостоятельном изготовлении выходного трансформатора можно сделать ряд симметричных выводов от первичной обмотки Т2 и при настройке их переключать. Выходной трансформатор выполнен на сердечнике Ш 19×33. Обмотка 1-2 содержит 72 витка провода ПЭЛ 00,69 мм, обмотка 3-4 — 800 витков ПЭЛ 00,15 мм, обмотка 5-6-7 800+600 витков ПЭЛ 00,15 мм. обмотка 7-8-9 — 600+800 витков ПЭЛ 00,15 мм. Дроссель фильтра питания рассчитан на ток 150 мА (сердечник Ш 19×28, содержит 3000 витков ПЭЛ 00,2 мм).
Экспандер работает так. В режиме молчания, при замкнутых контактах SA2, между цепью прохождения сигнала и общим проводом включена последовательная цепочка C4-VL7. Эпектронно-оптический индикатор VL7 (лампа 6Е1П) выступает здесь в роли переменного резистора, управляемого амплитудой напряжения усиливаемого сигнала. Характеристика экспандера частотнозависимая.
В области высоких и средних звуковых частот увеличение громкости звука приводит к увеличению динамического сопротивления лампы VL7, что вызывает увеличение уровня усиливаемого сигнала, т.е. чем громче сигнал, тем больше коэффициент усиления УЗЧ. Максимальное расширение составляет 10… 14 дБ (VL7 практически закрыта).
На низких частотах экспандер фактически не работает за счет выбора параметров корректирующей цепочки C12-R22, которая пропускает на управляющую сетку левого (по схеме) триода VL6 только ВЧ и частично СЧ-составляющие (через С12), нижние частоты ослаблены большим сопротивлением R22.
Переменным резистором R46 регулируется глубина расширения динамического диапазона.
Конденсатор С13 разделительный, сравнительно небольшой емкости, чтобы снизить уровень НЧ-составляющих. Катод лампы соединен напрямую с общим проводом, и смещение рабочей точки осуществляется только за счет тока сетки. Правый триод VL6 работает как диод, осуществляя выпрямление переменного напряжения 34.
Следом идет интегрирующая цепочка для сглаживания пульсаций выпрямленного напряжения и обеспечения управления лампой VL7 с соответствующей динамикой. Резистором R29 производится начальная установка режима индикации лампы VL7 «узкий» светящийся сектор без сигнала и нижнем по схеме положении движка R46.
Питание усилителя от сети переменного тока осуществляется через трансформатор Т1 (от старых радиол I класса). Напряжения указаны на схеме, допустимо их отличие до ±10%. Поточнее лишь следует подобрать напряжение накала (6,3 В), особенно при самостоятельной намотке силового трансформатора. Лампа предварительных каскадов VL1 питается от отдельной обмотки накала, между проводами которой включен подстроечный балансировочный резистор R52.
В полностью собранном усилителе с подключенной акустической системой и отключенном экспандере устанавливают максимальную громкость, регуляторы тембра в положение максимальной полосы (подъем низких и высоких частот). Вращением движка R52 на выходе устанавливается минимальный уровень фона переменного тока и шумов.
Накал к другим лампам подводится скрученными между собой проводами (от другой обмотки 6,3 В). Соединение одного из проводов накала с общим проводом осуществляется непосредственно у одной из ламп (экспериментально, по минимуму фона). УЗЧ выполнен на таком же шасси, как в оригинале [1], с той же расстановкой ламп.Он позволяет почувствовать всю прелесть «мягкого лампового» звука.
Очень приятно звучат женские соло и дуэты, классическая музыка, эстрадные песни. Следует учитывать, что расширение динамического диапазона на 10 дБ означает увеличение мощности в 10 раз. Данный усилитель имеет выходную мощность порядка 12 Вт, поэтому не стоит пытаться «выдавить» из УЗЧ больше, чем он может дать. Кроме роста искажений, ничего «путного» не получится.
Внимание! Радиолюбителям, привыкшим к низковольтным транзисторным устройствам, следует быть особо осторожными при наладке этого усилителя, поскольку его цепи высоковольтные. Перепайку деталей можно осуществлять только при отключенном напряжении питания и спустя 20…30 с, чтобы успели разрядиться электролитические конденсаторы.
Как это работает:
динамические эффекты
Вступление
В предыдущих статьях мы рассмотрели три основных инструмента, используемых в звукозаписи. Однако арсенал звукорежиссера не ограничивается только эквалайзером, ревербератором и компрессором, поэтому в этой и следующих статьях мы пробежимся по всем остальным эффектам. А начнем, пожалуй, с инструментов для динамической обработки.
Как следует из названия, динамическая обработка преобразует амплитуду сигнала. Из рассмотренных ранее инструментов к классу динамической обработки можно отнести эквалайзер и компрессор. Дабы плавно перейти от уже известного материала к новому, начнем статью с лимитера:
Лимитер (Limiter)
Лимитер (англ. Limiter — ограничитель)- ограничитель динамического диапазона. В большинстве случаев используется для предотвращения перегрузки (клиппинга) и подавления кратковременных всплесков уровня (пиков), при выравнивании динамики сигнала.
На картинке снизу очень наглядно показан результат работы лимитера:
На третьей диаграмме показана так называемая «кирпичная стена» (Brick wall). Это результат лимитирования, которое имеет очень высокий показатель соотношения, и очень быстрое время атаки. В идеале это гарантирует, что звуковой сигнал не сможет превысить установленный порог амплитуды. Соотношение от 20:1 вплоть до ∞:1, считается «кирпичной стеной». Получаемый результат звучит очень резко, жёстко и неприятно, поэтому такой вид лимитирования чаще всего используется для предохранения от перегрузок при живом выступлении и теле/радио вещании.
Лимитер с функцией soft-knee (мягкое колено) также называют софтклиппером. Благодаря возможности регулирования мягкости колена у софтклиппера есть возможность изменения плавности перехода к клиппированному сигналу, что делает клиппирование не таким заметным, и позволяет избавиться от резких углов в фонограмме, которые могут проявиться как щелчки.
Лимитер — инструмент весьма грубый, и при студийной записи его лучше не использовать совсем, удел лимитера — живые выступления.
Максимайзер (Maximizer)
Максимайзер (англ. Maximizer — максимизатор) — это прибор динамической обработки, повышающий уровень звукового сигнала при мастеринге. Задача максимайзера — максимально повысить уровень сигнала, но не допустить клиппинга. По принципу работы максимайзер очень схож с работой лимитера, также устанавливается самым последним в цепи обработки, но отличается от него более индивидуальными алгоритмами работы и нацелен на увеличение громкости с минимальным количеством искажений.
Главная цель максимайзера — сделать амплитудную огибающую плавной, без разрывов и изломов, поэтому в максимайзерах используется функция look-ahead (взгляд в будущее). Реализуется она с помощью небольшой задержки выходного сигнала относительно входного. Поскольку максимайзеры обычно применяются в процессе мастеринга последними в цепи устройств, это не создаёт проблем. Чаще всего задержки, вносимые максимайзерами, невелики, до 10 мс, но бывают и исключения.
Подавляющее большинство максимайзеров — цифровые приборы. В аналоге практически невозможно сделать «заглядывание вперед», и поэтому аналоговые пиковые лимитеры используют либо мгновенное время атаки (что приводит к изломам амплитудной огибающей), либо пропускают некоторую перегрузку, вызывая клиппирование.
Результат работы максимайзера на картинке. Громкая музыка чаще всего кажется «красивее» и «качественнее», чем тихая, и больше привлекает внимание. Поэтому большинство продюсеров всеми силами стремятся повысить уровень фонограммы при мастеринге, ведь от этого может зависеть ее коммерческий успех. Вторая причина повышения громкости — желание наиболее полно использовать динамический диапазон носителя аудиозаписи. Также важно максимально использовать динамический диапазон воспроизводящего устройства, чтобы запись не тонула в шумах.
Гейт(Gate)
Гейт (англ. gate — ворота) — устройство или плагин динамической обработки, который используется для контроля уровня звукового сигнала. Гейт пропускает или глушит сигнал в зависимости от установленного порогового значения. Очень часто используется для подавления шума в паузах.
Проще говоря, гейт пропускает сигнал только тогда, когда его уровень выше установленного порога (гейт «открыт»). Если сигнал ниже порогового значения, гейт его не пропустит, или значительно ослабит (гейт «закрыт»). Гейт настраивается так, что уровень «полезного сигнала» выше уровня «шума», поэтому, когда нет «полезного сигнала» (выше порога), гейт закрыт.
Классический гейт с минимумом настроек посылает сигнал на компаратор, который сравнивает его с порогом (Threshold) и подает открывающий сигнал на блок управления громкостью, если сигнал выше порога. В результате гейт не пропускает весь лишний шум, идущий в паузах между полезным сигналом.
Передаточная характеристика гейта представлена на картинке. В настоящее время существуют более продвинутые гейты с несколько иным устройством. Чаще всего перед компаратором стоит фильтр, который позволяет контролировать процесс отдельной полосой частот спектра. Для более плавного включения/выключения и более точного контроля, в схеме присутствуют огибающие (attack/hold/release). Также вместо полного закрытия гейта можно указать, на сколько децибел уменьшится уровень сигнала, если компаратор подаёт закрывающий сигнал. На вход компаратора и самого гейта можно подавать разные сигналы, чтобы управлять одним каналом с помощью другого (сайдчейн).
В некоторых гейтах реализован так называемый «гистерезис». Такие гейты имеют два пороговых значения, одно для открытия гейта, а другое устанавливается на несколько децибел ниже, для закрытия гейта. Это значит, что после того, как уровень сигнала упал ниже порога закрытия, то для того чтобы гейт открылся, сигналу необходимо будет подняться до порога открытия, который на несколько децибел выше, так что сигнал, который колеблется и постоянно пересекает порог, не открывает гейт. Сложновато выразился, надеюсь, картинка поможет разобраться с этой функцией:
Экспандер (Expander)
Экспандер (англ. expander — расширитель) — устройство, расширяющие динамический диапазон сигнала.
По принципу устройства экспандер полностью аналогичен компрессору, однако два этих инструмента преследуют противоположные цели.
Существует три типа экспандера: 1. Повышающий — увеличивает уровень сигнала, превышающего пороговое значение. Первый тип экспандера по принципу работы и устройству идентичен компрессору, соотношение (ratio) которого меньше единицы. Зачастую эти два прибора объединены с помощью расширенной шкалы соотношения. При превышении порога, как и в компрессоре, сигнал будет сжат в соотношении меньшем единицы (к примеру, 0.5:1), то есть, если сигнал превысил пороговое значение на 5 дБ, то его уровень будет 10 дБ (5/0.5 = 10). 2. Понижающий — уменьшает уровень сигнала, находящийся ниже порога. Данный тип также подобен компрессору, но работающему в обратную сторону. Компрессор сжимает уровень сигнала когда тот превышает пороговое значение, а экспандер сжимает сигнал тогда, когда он опускается ниже порогового значения. Если такому экспандеру задать крайние значения соотношения (60:1), то он сможет работать как гейт. 3. Компандер — компрессор-экспандер, по сути, это два прибора в одном, работающие на уменьшение уровня сигнала и выше, и ниже порогов срабатывания.
Деэссер (Deesser)
Деэссер (англ. Deesser) — устройство, предназначенное для уменьшения или устранения избыточно шипящих звуков в записи человеческого голоса. Избыток шипения может быть вызван компрессией, выбранным микрофоном или техникой, или даже просто губами вокалиста. Чаще всего избыточное шипение появляется при произношении таких звуков как «С», «Ч», «Щ». В отличие от эквалайзера, деэссер меняет уровень частот динамически, а не статически.
Деэссер может быть реализован следующими способами:
Сайдчейн-компрессия или широкополосный деэссер: сигнал подаётся по боковой цепи компрессора, отфильтрованный так, чтобы оставить только шипящие частоты. В результате компрессор сжимает сигнал только при наличии высокого уровня шипения. Этот метод сжимает весь диапазон частот, поэтому в деэссерах данного типа параметры атаки и восстановления чрезвычайно важны, к тому же параметр порога не может быть установлен очень низко, как в других видах деэссеров, так как возможно появление очевидных артефактов.
Компрессия разделённых полос: здесь сигнал разделяется на два частотных диапазона, первая часть диапазона содержит только чрезмерно шипящие частоты, а вторая часть все остальные. Сигнал, содержащий шипящие частоты посылается на компрессор, а другой частотный диапазон не обрабатывается. После прохождения обработки, два частотных диапазона смешиваются обратно в один сигнал. Исходный сигнал может быть разделён на высокие (шипящие) и низкие частоты, или разделён таким образом, что частоты выше и ниже шипения не будут затронуты. Этот метод похож на многополосную компрессию.
С динамическими эффектами разобрались, в следующий раз поговорим о частотной коррекции. До встречи.