Что такое эквализация звука
Основы эквализации
Nov 2, 2017 · 3 min read
Сегодня, я собираюсь рассказать вам о том, что такое эквализация и для чего она нужна. Первый раз эквалайзер с воcьмью ползунками я увидел еще очень давно, в программе “винамп”. Само собой, при изменении положения ползунков, звук так или иначе менялся, но чем именно, я тогда не понимал.
В настоящее время я уже более-менее умею обращаться с этим плагином и “резать” частоты, убирая тем самым, “частотные конфликты”. Проще говоря, при сведении это необходимо, чтобы вместо характерной каши из звука получился нормальный микс.
(Если Вы видите эту полосу впервые — это и есть эквалайзер. Здесь мы, грубо говоря, делаем какую либо частотную зону тише или громче.)
Каждая дорожка, в зависимости от назначения, имеет свои примерные шаблоны обработки. И конечно, каждая дорожка в современной музыке подвержена эквализации.
Есть несколько правил с вики, которые я для себя подчеркнул:
Второй принцип — чем меньше эквализации, тем лучше.
Четвёртый принцип — в нижних диапазонах используйте малую ширину полосы, в верхних диапазонах большую ширину полосы.
Шестой принцип — решение частотных конфликтов проще всего делать по группам инструментов.
Как только мы определились с шестью правилами эквализации, переходим к следующему шагу:
Каждому инструменту свой частотный диапазон
Весь спектр делится на 3 секции:
Решение частотных конфликтов проще делать по группам инструментов инструментов:
Бас + средне частотные инструменты (если в басе содержится большое количество средних частот).
Средне частотные инструменты + другие средне частотные инструменты.
Средне частотные инструменты + вокал.
Если группировать данные виды инструментов, и проводить эквализацию после этого, будет намного проще.
Вообще ни в одном курсе мира, тема сведения не будет раскрыта полностью. Здесь нельзя опираться только на технику, а так же и важно опираться на слух. Но в то же время, слух у всех разный. Все очень тяжело и запутанно, но единственное, что я знаю — важно часто заниматься и тренировать слух и руки, и навыки появятся со временем.
С 15-ти лет, первое, что я делал, приходя из школы, так это врубал компьютер, открывал ableton и начинал делать наброски. Самое интересное, что эти тысячи проектов до сих пор пылятся у меня на жестком диске.
Когда нибудь, я обязательно возьму один из них, и уже с новыми силами и навыками доведу его до конца.
Эквализация
Процесс эквализации можно условно разделить на две части: техническую эквализацию и художественную эквализацию.
Содержание
Техническая эквализация [ править ]
При сведении [ править ]
В акустической музыке (оркестры), где эквализация невозможна и звук инструментов не меняется, избежать проблемы частотных конфликтов можно только правильной аранжировкой и оркестровкой. В электронной же музыке, где нет «устоявшихся» звуков, эквалайзеры применяются в 90% случаев, решая постоянно возникающие частотные конфликты между инструментами. Таким образом, основная задача технической эквализации и стоит в разрешении этих конфликтов.
При живых выступлениях [ править ]
Основное назначение эквалайзеров при живых выступлениях сводится к получению адекватного (линейного) звучания исходного материала, частотная характеристика которого может искажаться из-за недостатков акустических систем, межблочных приборов обработки, параметров помещения и т.д.
Любое акустическое пространство делает какие либо звуковые частоты громче или тише, чем другие. Это связано со стоячими волнами производимыми размерами комнаты, используемыми в ней материалами, формой, количество зрителей в зале и многое другое — все это может сильно изменять частотную характеристику воспроизводимого материала. Эквалайзер используется для компенсации этих расхождений в акустике помещения. В идеале, звуковая система должна воспроизводить плоскую АЧХ. В этом случае специалисты используют три основных компонента: высокоточный измерительный микрофон, анализатор спектра и эквалайзер. Все это позволяет выяснить, какие частоты «пропадают» в данном помещении, а какие выделяются, и в соответствии с этим произвести коррекцию. Это стандартная практика для студий звукозаписи, живых выступлений и некоторых высоко качественных систем.
Наиболее часто эквалайзер используется при живых выступлениях, где одновременно работают микрофоны и колонки. Основная проблема заключается в возникновении эффекта обратной связи, который создаёт неприятные для слуха гудение и пищание. В этом случае звукооператор использует многополосный графический эквалайзер для поиска резонансных частот и подавляет их. Однако для устранения обратной связи не все специалисты используют графический эквалайзер, т.к. для этого существуют специальные приборы — цифровые автоматические подавители обратной связи, которые представляют собой параметрический эквалайзер, с автоматическим подбором резонансной частоты, где фильтры имеют очень высокую добротность.
Художественная эквализация [ править ]
При художественной эквализации тембру звука придаются определённые характеристики. Тембр может быть приукрашен или изменён до неузнаваемости. Большое количество художественной эквализации применяется в электронной музыке и диджеинге.
Многие музыканты при записи или выступлениях используют различные эквалайзеры для получения неповторимого звучания своих инструментов, а также особых эффектов, связанных с ярким выделением специфических частотных полос. Например, убрав с помощью эквалайзера все низкие и высокие частоты и оставив только средний диапазон, можно получить эффект «старого радиоприемника».
При художественной эквализации живых инструментов существуют определённые области частот, добавление или вырезание которых придаёт инструменту определённых характеристик (дыхания, плотности, атаки и т.д. ). Ознакомиться с частотами эквализации живых инструментов можно в статье «Эквализация инструментов».
При художественной эквализации не живых инструментов (синтезированные партии, синтезированные бочки, неживые хэты и т.д.), электронных стилей музыки например таких как House, Trance, Techno и т.д., нет определённых «советов». Причина в том, что частотные характеристики синтезированных звуков довольно различны, каждый звук имеет свои индивидуальные особенности, применять к ним какие-либо шаблоны не имеет смысла.
Диапазоны слышимых частот [ править ]
Перед тем, как рассмотреть основные принципы эквализации, нужно разобраться, на какие участки подразделяется диапазон слышимых частот, и как каждый из них воздействует на слух. Весь звуковой диапазон можно разделить на шесть чётких частотных полос, каждая из которых значительно влияет на общее звучание записи.
Принципы эквализации [ править ]
Профессиональный инженер предварительно вычисляет, каким должен быть каждый звук в отдельности, чтобы впоследствии занять правильное место в миксе. Для этого вы должны визуально представить себе финальный микс и затем представить, какое место в нем занимает каждый из звуков. Но, если вы не слышали исполнителя или группу раньше, вы не можете себе представить, как может звучать финальный микс. Большинство инженеров эквализируют звуки так, что они звучат «хорошо» (натурально или «необычно»). Но проблема в том, что понятие «хорошо» разное для различных стилей музыки, песен и людей. Как бы то ни было, инженеры обычно стараются сделать так, чтобы звук не был слишком мутным, надоедливым или скучным.
При работе с эквалайзером очень важно понимать, что усиление какой-либо частотной полосы приводит к усилению общего уровня аудио-сигнала, и чрезмерное усиление полос может зачастую привести к искажениям звукового сигнала. В связи с этим ослабление «ненужных» частот зачастую даёт более качественный результат, нежели усиление «нужных». Поэтому эквалайзером следует пользоваться очень аккуратно и не использовать его, если в этом нет очевидной надобности.
Эквализация
Этой статьёй я начинаю цикл статей посвященных эквализации.
Данная статья просвещенна общим вопросам по еквализации вот небольшой план:
1. Что такое еквализация
2. Зачем нужна еквализация
3. Виды еквализации, кратко
4. Советы по еквализации
Эквализация— это обработка звукового сигнала еквалайзером. А именно коррекция, усиление или уменьшение частотного диапазона звука.
Эквализация-нужна для корректировки частотного диапазона,инструмента или голоса. Эквализация нужна, для решения частотных конфликтов, нужна для выделения инструмента в миксе, нужна для для понижения громкости не нужной частоты.
Виды еквализации: есть 2 вида еквализации, Mid(mono) и Side(Stereo)– разберем данный вид еквализации на примере. К примеру, у нас есть семпл с голосом и нам надо с семпла убрать голос. Мы переключаем еквалайхер в режим mid и подрезаем моно составляющую. Или к примеру у насть есть Pad и он сильно конфликтует с бассом, о мы так же можем в педе подрезать моно составляющую освободив бочке и бассу место.
Советы по применению еквализации:
Если можно обойтись без еквализации то лучше обойтись без нее.
Если вы применяете еквализацию то применяйте её в меру
Если вырезаете, то вырезайте узкокой полосой, а поднимайте, широкой
Определить зудящую частоту можно сделав узкую полосу, подняв её на +10 и пройдясь по всему частотному диапазону.
Вот несколько таблиц которые помогут вам при еквализации:
Вот 3х часовое видео которое поможет вам раставить все точки над и
Общие принципы эквализации
Данная статья является частью цикла статей «Основы эквализации»
Содержание
Зачем нужна эквализация [ править ]
Без эквализации не может обойтись ни одна композиция. Сразу стоить заметить, что лучшего эквалайзера нет и каждый выбирает то, что ему больше нравится.
В акустической музыке (оркестры), где эквализация невозможна и звук инструментов не меняется, избежать проблемы частотных конфликтов можно только правильной аранжировкой и расстановкой инструментов. В электронной же музыке, где нет «устоявшихся» звуков, эквалайзеры используются в 90% для каждого отдельно взятого инструмента. Основная задача эквализации как раз и стоит в разрешении этих самых частотных конфликтов.
Прежде чем эквализировать инструмент, подумайте нуждается ли он в этом.
Позже мы разберёмся почему необходимо использовать именно эти принципы при эквализации.
Слуховую маскировку звуков можно частично решить панорамированием. Скачайте этот проект для примера => Dimaskir. Послушайте 1й паттерн, на нём звучит 2 звука с похожими спектрами частот, 3o3ish громкий и 3o3ish 5 тихий, 3o3ish 5 почти неслышно. Это происходит потому, что если звучит 2 звука из одной точки в пространстве, более громкий звук с похожим спектром частот маскирует более тихий, этот эффект называется бинауральным маскированием. Но если развести 2 звука по панораме (паттерн 2), то более тихий звук становится слышен, этот эффект называется бинауральным демаскированием. Таким образом, панорамирование может частично решить частотный конфликт.
Во время сведения композиции есть смысл использовать Моно режим, т.к. если при качественной эквализации картина «выстроится» в моно режиме, то она и в Стерео режиме будет звучать не хуже.
Практическое применение [ править ]
Рассмотрим 1 из принципов приведённых выше, а именно шестой принцип: решение частотных конфликтов проще всего делать по группам инструментов. Это делать проще всего т.к. если у вас нет определенной слуховой тренировки, то будет очень сложно определить проблемные (конфликтующие) инструменты в композиции. Для этого условно разделим композицию на 3 части, данный момент сильно упрощён для более лучшего понимания (см. рисунок ниже), эти значения могут разниться в зависимости от композиции.
Примерное количество частот различных инструментов в каждом диапазоне можно посмотреть на рисунке ниже. Заметьте, это также примерное количество частот, и схема рисунка также значительно упрощена для более лучшего понимания, эти значения могут значительно различаться в зависимости от композиции.
После того как мы определились в каком диапазоне располагаются инструменты, попробуем это применить на практике. Скачайте этот проект => Проект. В данном проекте применяется анализатор АЧХ Voxengo SPAN. Откройте паттерн 1, здесь одновременно звучат инструменты, которые мы будем эквализировать.
На 2м и 3м паттернах звучат бочка и бас, которые занимают весь спектр частот, на данном этапе мы их не будем эквализировать, т.к. они и должны занимать весь спектр частот (но это не означает, что они не нуждаются в эквализации, просто на данный момент это не цель). Откройте паттерн 4 и послушайте как звучит клэп, в его звуке довольно отчётливо слышно присутствие низких частот, если вы не уверены что вы слышите низкие частоты в клэпе то анализатор Voxengo SPAN поможет вам их увидеть:
Как уже было написано выше, необходимо эти низкие частоты срезать т.к. они должны быть только у баса и бочки. Включите эквалайзер у клэпа на его канале, и вы услышите как пропадут низкие частоты, также это можно посмотреть и в анализаторе. Проделайте те же самые операции на 5м и 6м паттернах, там тоже достаточно низких частот.
Давайте сразу определимся почему необходимо было срезать низкие частоты. Данный проект содержит всего 5 звуков, но представьте себе композицию, в которой, к примеру, содержится 2 клэпа, открытый хэт, 3 закрытых хэта, 5 перкуссий, пад, лид, стринги, крэш, бас, бочка и несколько Fx (к примеру 3). Складываем это всё и получаем в результате 20 инструментов, обратим внимание на низкие частоты поэтому не будем считать бас и бочку (18). Теперь представьте если у этих звуков содержатся не очень заметное количество низких частот, немного в клэпах, хэтах, лидах и т.д., по отдельности в звуках низкие частоты могут быть и незаметны. Но представьте ситуацию когда эти звуки звучат одновременно. От одного звука немного низких частот, от другого, в результате эти частоты складываются и их становится много, они прибавляются к басу и бочке и как результат на низких частотах получается каша. Пропадает чёткость бочки и баса!
Главное при срезании частот не переборщить, а то может получиться «пластмассовый», безжизненный звук. Наверное вы заметили, что в проекте звук тарелки на пятом паттерне звучит «пластмассово», тонко, безжизненно после включения эквалайзера. И подумали, что-то тут тарелка сильно срезана, очень «пластмассово» звучит. Да, на пятом паттерне тарелка звучит ужасно! Пришло время поговорить о звучании инструмента в композиции (миксе) в целом.
Эквализация в миксе [ править ]
Скачайте это проект => Eq_frec_n4_2. В этом проекте изменен эквалайзер у клэпа на паттерне 4, в результате паттерны 4 и 5 стали звучать «пластмассово», ужасно! Но откройте паттерн 1 и послушайте одновременное звучание всех инструментов. Эта «пластмассовость» пропала, попробуйте в то время когда звучат все инструменты отключить эквалайзеры у клэпа (третий канал микшера) и хэта (четвёртый канал микшера). Звук немного изменится, но он не будет пластмассовым! В итоге мы освободили ещё больше частот для других инструментов, а конкретно в данном случае для инструмента leads 3 (если у вас нет определённой слуховой тренировки, вы этого можете и не заметить) он стал звучать более отчётливо! Вывод: эквализацию отдельных инструментов необходимо проводить при прослушивании всего микса в целом. Даже если после эквализации по отдельности инструменты звучат ужасно!
Стоить заметить, что решение обрезать большое количество частот в инструменте и сделать его пластмассовым не всегда является лучшим. Да при полном миксе инструмент звучит нормально, но представьте ситуацию, если этот инструмент будет звучать к примеру в яме, где мало инструментов. Тут и проявится вся «пластмассовость» инструмента. Вывод: если инструмент периодически звучит 1 или с малым количеством инструментов, позаботьтесь чтобы он и в такие моменты звучал хорошо. Можно, например, настроить выключение эквализации в яме с помощью автоматизации.
В яме, «пластмассовость» в звуке будет заметна. Но если инструмент звучит всегда только в тех местах где присутствует большое количество инструментов, её можно оставить «пластмассовой», т.к. это не будет заметно, тем самым освободив частоты для других инструментов.
Скажем, что данный способ срезания низких частот у высоко частотных инструментов не всегда является лучшим. В ряде случаев, к примеру у тарелки лучше не срезать низкие частоты, а даже прибавить их. Это может привнести в трек больше Грува и «кача». Думайте! Как лучше сделать, это уже творческая часть.
Каждому инструменту свой частотный диапазон [ править ]
Начнём с объяснения принципа работы человеческого уха.
Работу человеческого уха можно сравнить с работой анализатора АЧХ (для примера возьмём Voxengo SPAN). Анализатор показывает сумму спектров всех инструментов на определенной частоте, а наше ухо слышит только самый громкий звук на этой частоте. См. рисунок ниже, 2 звука с одинаковыми спектрами, слышен будет только громкий.
Спектр показываемого звука в анализаторе может не совпадать с вашими слуховыми ощущениями. Анализатор может показать, что определённую частоту необходимо вырезать, хотя на слух всё будет звучать хорошо. В первую очередь опирайтесь на слух, а только потом на анализатор.
Решение частотных конфликтов проще делать по группам инструментов инструментов:
Данные группы упрощены, в реальных ситуациях происходит более сложное деление по группам. Если вы занимаетесь созданием электронной музыки в которой существует большое количество не живых, синтезированных инструментов, то конфликты инструментов могут происходить с чем угодно и где угодно. Яркий пример можно проследить в Electro House музыке, когда бас с большим количеством высоких частот может начать конфликтовать с тарелками и перкуссией.
В данной статье не будут приводиться примеры решения частотных конфликтов. Т.к. каждый музыкант или звукорежиссёр, столкнувшись с конфликтом, могут решить этот конфликт по разному. Приведённый здесь пример может вызвать несогласие и спор. Но примеры можно посмотреть в разделе авторских статей, где разные авторы высказывают собственную точку зрения.
Также ниже будут приведены ссылки на авторские статьи, связанных с эквализацией.
Художественная эквализация [ править ]
Также существует художественная эквализация. При такой эквализации стремятся придать звуку определённые характеристики Тембру, или как либо приукрасить его. Большое количество художественной эквализации применяется в электронной музыке.
Если вы занимаетесь эквализацией живой музыки то посмотрите статью «Эквализация инструментов». Если же вы занимаетесь эквализацией не живых инструментов (Синтезаторы, синтезированные бочки, неживые хэты и т.д.), таких стилей как House, Trance, Techno и т.д. То изучение этих частот вам мало чего даст, т.к. при эквализации живых инструментов необходимые частоты давно известны, потому что к примеру звук скрипки и через 100 лет останется звуком скрипки с теми же частотами и характеристиками. А электронная музыка, в которой содержится большое количество синтезаторов и неживых инструментов, постоянно разная, каждый синтезированный звук имеет свои особенности и свои индивидуальные характеристики, применять к ним какие либо шаблоны не имеет смысла.
К не живым звукам, можно определить только общие принципы приведённые в таблице ниже:
Приведённые в этой статье советы довольно общие, не принимайте их как «неотступные» (табу). Если ваш художественный замысел идёт в противоречия со статьёй, отдайте приоритет замыслу.
Так же хочется сказать что нет такой статьи или видео урока по эквализации которая позволила бы вам изучить ее на сто процентов. Развивайте слух и постоянно тренируйтесь, это самое главное!
Источники [ править ]
Статья частично составлена с использованием материалов:
Основы эквализации: когда нужно усилить частоты, а когда ослабить
Изучаем корректирующую, формирующую и фильтрующую эквализацию и разбираемся в типах эквалайзеров и их параметрах.
Один из популярных советов, касающихся эквализации, гласит, что при сведении музыки лучше ослаблять частоты, чем усиливать. Совет отличный, но на практике работающий далеко не всегда: усиление частот с тем же успехом улучшает звучание, что и их ослабление.
Спорить о том, что лучше (усиление или ослабление) нет смысла, все это дело вкуса: одни звукорежиссеры чаще подрезают частоты, другие — усиливают. Кто бы что не говорил, но оба варианта приносят пользу при сведении музыки, когда нужно усилить сигнал в определенной области, а когда ослабить.
Что такое эквалайзер и зачем он нужен
Эквализация — один из простейших инструментов в арсенале звукорежиссера и продюсера. Ввиду своей простоты, в том или ином виде эквалайзеры встречаются практически в любой аудиотехнике.
Основная функция эквалайзера заключается в управлении частотами в аудиосигнале путем их усиления или ослабления (подрезки). Эквалайзеры, усиливающие частоты, называют аддиктивными (Addictive EQ), ослабляющие — субтрактивными (Subtractive EQ). Несмотря на разделение, 95% современных плагинов являются комбинированными устройствами, которые умеют как усиливать, так и ослаблять частоты.
При всей простоте использования — выделяем частоту и поворачиваем регулятор в одну из сторон для усиления или ослабления — работа с эквалайзером требует опыта в определении проблемных частот и диапазонов, и понимании того, как именно эту частоту нужно изменить.
Для работы с частотами каждый эквалайзер предлагает три основных регулятора:
По своему типу эквалайзеры можно разделить на два типа:
Слушатель не должен слышать полный частотный диапазон каждого инструмента в миксе — в этом попросту нет нужды, так как условно содержание любого сигнала в контексте трека можно разделить на полезную и бесполезную информацию. Бесполезная информация засоряет микс, заставляет инструменты конкурировать между собой за частотный спектр и попросту портит звучание. Когда звукорежиссер сводит песню, его задача заключается в том, чтобы подружить между собой всех участников микса. Для этого он должен оставить в сигнале каждого инструмента только полезную часть и отсечь все лишнее.
Эквалайзер FabFilter Pro-Q 2. Управление осуществляется с помощью регуляторов FREQ, GAIN и Q в нижней части интерфейса
Главный принцип при работе с эквалайзером звучит так:
Работа с эквалайзером идёт строго в контексте микса.
Зная это, вам станет понятнее, как именно эквалайзер влияет на звучание инструментов и общую картину микса. Это не значит, что вам нельзя заглушить все дорожки в проекте, чтобы эквализовать ту же гитару — это нормальная практика. Тем не менее любые внесенные эквалайзером правки нужно обязательно проверять в контексте того, как именно они изменяют звучание всей песни.
Корректирующая эквализация: ослабление частот эквалайзером
Корректирующая эквализация исправляет такие проблемы сигнала как бубнеж, неприятный резонирование, а также столкновение частот. Для корректировки звукорежиссеры подрезают определенные диапазоны, что скрывает или полностью устраняет проблемы в сигнале. Подрезку частот лучше использовать до усиления других звуков — так вы минимизируете появление новых проблем при бусте частот.
Чтобы понять, что нужно вырезать из сигнала, послушайте партию инструмента и оцените ее звучание. Определите на слух, чего в звуке слишком много — так вам будет проще решить, какие частоты обрабатывать (для большей точности при обработке стоит руководствоваться таблицей частот музыкальных инструментов). Некоторые эквалайзеры, например встроенный в iZotope Neutron, оснащаются анализатором, который автоматически расставляет точки на спектре, советуя частоты для обработки — такая функция станет хорошим подспорьем начинающим звукорежиссерами, которые только учатся пользоваться эквалайзером.
При работе с эквалайзером полагайтесь только на свои уши, так как услышать проблемы в миксе проще, чем сходу найти частотные диапазоны, из-за которых эти проблемы образуются.
Если вы слышите мутную середину или шипящий вокал, найти частотный диапазон для подрезки можно следующим образом: сделайте мощное усиление гейна, максимально сузьте ширину кривой эквализации ручкой Q и начните перемещать точку по спектру. Подобный гипертрофированный буст облегчит нахождение проблемных частот: корректировать сигнал нужно там, где ранее выявленный недостаток микса/сигнала проявляется особо сильно. Насколько ослаблять сигнал — решать вам, так как все здесь зависит от того, какое звучание вы хотите получить.
Изолирование частоты в iZotope Neutron
Прием с усилением лучше работает на статичных элементах микса, чем на динамичных. Одной точки обработки вполне достаточно, чтобы устранить низкочастотный гул бочки, которая звучит практически неизменно. При работе с тем же вокалом, который может сильно изменяться в разных частях песни, одной точкой обработки дело не обойдется — потребуется более комплексный подход. Будьте готовы, что при перемещении усиленной точки по спектру в сигнале окажется несколько диапазонов частот, которые нужно скорректировать.
Чем активнее и разнообразнее сам сигнал, тем больше частотных правок он потребует, чтобы уложиться в микс.
При работе с интенсивным сигналом лучше настроить автоматизацию в EQ-плагине или пользоваться динамическим эквалайзером. Последний поможет скорректировать работу эквалайзера таким образом, чтобы он подстраивался под изменения сигнала. Некоторые эквалайзеры (например, тот, что входит в iZotope Nectar) оснащаются функцией Follow EQ, которая учитывает изменения сигнала и подстраивается под них.
ВНИМАНИЕ!
При корректирующей эквализации происходит точечная подрезка частот узкой или особо узкой кривой Q. При этом нужно помнить, что слишком узкое усиление сигнала делает звук неестественным и неприятным.
Формирующая эквализация: усиление частот эквалайзером
После того, как звучание сигнала исправлено, нужно посмотреть, чего не хватает звуку инструментов и общей частотной картине микса. Решить нехватку тех или иных частот поможет формирующая эквализация, направленная на усиление частот в сигнале. При бусте частот нужно полагаться на широкие, но аккуратные и плавные кривые, которые усилят и улучшат целый диапазон частот.
Сложность с бустом во многом состоит в том, что нет единого рецепта или универсального совета, насколько усилять частоты. Избыточное усиление бочки сделает её звук гулким и грохочущим, в то время как недостаточное превратит кик в подобие прохудившегося ботинка, трусливо хлюпающего по лужам на задворках микса. Усиление частот в районе нижней середины (150-350 Гц) сделает сигнал теплее и насыщеннее, но только если буста будет ровно столько, сколько нужно — избыток усиления образует неприятную мутность и замыленность сигнала.
Тонально сбалансированный микс
Если вы сомневаетесь в правильности принятых решений и не уверены, что внесённые изменения улучшают звучание, пользуйтесь анализаторами наподобие модуля Tonal Balance Control, входящего в плагины iZotope. Поместив модуль тонального баланса на мастер-канале, вы увидите частотную карту микса, которую можно в режиме реального времени сравнить с референс-треком. Так вы увидите, чего не хватает миксу в сравнении с качественной коммерческой записью, а также поймёте, какие правки нужно внести.
iZotope Neutron/Nectar покажет, какие инструменты и сигналы требуют правки, если перемещать мышку в интерфейсе с зажатой клавишей Alt/Opt. К тому же в плагины компании встроен интеллектуальный помощник Track Assistant, который анализирует сигнал и предлагает пресеты, улучшающие звучание микса. Алгоритм далеко не идеальный и доверять его выбору не стоит. Тем не менее в качестве отправной точки в начале сведения его подсказки и советы довольно полезны.
High Pass и Low Pass фильтры
Помимо точечных правок, эквалайзер также можно использовать для фильтрации сигнала. Фильтрация — один из простейших, но вместе с тем самых деструктивных методов использования эквалайзера. С помощью фильтрации звукорежиссер может отрезать все частоты до или после определённого диапазона. Дополнительно в современных эквалайзерах предусмотрены так называемые обрезные Notch-фильтры, позволяющие полностью вырезать из сигнала определённую частоту (к примеру, если у рабочего барабана неприятно резонирует частота 442 Гц, вы можете вырезать её целиком).
Наглядное отображение работы High Pass и Low Pass фильтров
При работе с High Pass и Low Pass фильтрами начинающие музыканты и звукорежиссеры часто путаются в их предназначении из-за неправильного понимания названий фильтров. Чтобы не испортить микс, нужно помнить о том, как и какой фильтр отрезает частоты в сигнале:
При работе с фильтром звукорежиссер может настроить кривую эквализации, настроив резкость отрезки частот. Грубость отсечения зависит от выбранного параметра Slope (от англ. скат, склон) — чем он ниже, тем более плавно отсекаются частоты.
Заключение
Эквалайзер — простой инструмент, но именно с его помощью формируется желаемое звучание микса. Несмотря на то, что одни звукорежиссеры советуют использовать эквалайзер как корректирующий инструмент, а другие — как формирующий, помните, что в реальности все намного сложнее. Не удивляйтесь, если для достижения качественного саунда вам придётся комбинировать подрезку с бустом в рамках одной дорожки. Главное здесь — понимать, для чего вы используете эквалайзер и какой результат хотите получить.