Что такое элементарные математические представления
Понятие элементарных математических представлений
ТАТЬЯНА ЕФРЕМОВА
Понятие элементарных математических представлений
Понятие элементарных математических представлений.
Понятие математических представлений включает в себя представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях. Приобретая математические представления, ребенок получает необходимый чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает способами и приемами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике. Это создает предпосылки для возникновения материалистического миропонимания, связывает обучение с окружающей жизнью, воспитывает положительные личностные черты.
Элементарные представления это первичные простейшие представления. К элементарным математическим представлениям относятся такие фундаментальные математические понятия, как «множество», «отношение», «число», «величина».
В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у детей с раннего возраста начинают формироваться представленияоб окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметного мира — цвете, форме, величине, о пространственном расположении предметов, об их количестве, а также об отношениях людей (к самому ребенку, друг к другу, к окружающим вещам и т. д.). Постепенно накапливается сенсорный опыт, который явится основой формирования элементарных математических представлений и первых понятий [9. 24c].
Понятие математических представлений складываются у детей очень рано. Уже в раннем детстве ребенок знакомится с совокупностями предметов, сравнивает эти совокупности, различает их по количеству. Ребенок рано начинает различать предметы по размеру, цвету, форме, по пространственному расположению и по другим признакам. Подражая взрослым, он пытается примитивно измерять предметы, сначала накладывая одни на другие, затем на глаз и с помощью условных общепринятых мер измерения.
Создаются все предпосылки для того, чтобы, опираясь на чувственно-действенные восприятия, дети учились распознавать различные величины, пространственные, временные отношения. Учатся правильно отражать свои восприятия и представления в слове, пользуясь соответствующими обозначениями. Усвоение значения слов способствует умению детей обобщать свойства вещей — ведь всякое слово уже в известной мере является обобщением. Кроме того, ребенок не пассивно воспринимает вещи с их свойствами, отношениями, а активно воздействует на них, преобразует их, распоряжается ими во времени и в пространстве [9. 26c].
Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.
У детей среднего возраста формируются элементарные количественные представления: счетная деятельность, умение считать различные совокупности предметов в разных условиях и взаимосвязях. Вырабатывается понимание числа как количественной характеристики совокупности, умение выделять число как общий признак, свойственный нескольким множествам. Дети постепенно овладевают умением сравнивать множества по количеству образующих их элементов путем соотнесения их один к одному и по числу. Формируются элементарные представления о величине предметов. Дети овладевают сравнительной оценкой величины не только в убывающей, но и в возрастающей степени при одновременном установлении взаимно обратных отношений. Формируются умения сравнивать плоские предметы по длине и ширине одновременно, развивается глазомер, формируется представление о трехмерности предметов, о сравнении, уравнивании и комплектовании предметов по признаку величины, могут выделить отношения между предметами по массе. Формируются элементарные математические представления о формах предметов. В средней группе прежде всего нужно закрепить умение различать и правильно называть круг, квадрат и треугольник, а затем знакомить с новыми геометрическими фигурами путем сравнения с уже известными. Формируются элементарные пространственные представления и представления детей о времени [18, 31c].
Проанализировав программу «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, мы увидели, что у детей среднего дошкольного возраста формируются элементарные представления о том, что множество может состоять из разных по качеству предметов, формируются представления о числах в пределах пяти, о равенстве (неравенстве) групп предметов на основе счета, совершенствуется умение сравнивать два предмета по величине путем непосредственного наложения и приложения их друг к другу, учатся соизмерять предметы по двум признакам величины, устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины, ширины, высоты, располагать их в определенной последовательности. Формируются элементарные представлениядетей о геометрических фигурах: шаре, кубе, цилиндре, круге, квадрате, треугольнике, знакомятся с прямоугольником, учится различать и называть прямоугольник. Совершенствуется умение определять направление от себя, двигаться в заданном направлении,познакомятся с пространственными отношениями: далеко — близко [4, 81c].
Расширяются представления детей о частях суток, их последовательности. Формируется представление о значении слов «вчера», «сегодня», «завтра».
Подытоживая вышесказанное, необходимо отметить, что у детей к среднему дошкольному возрасту есть некоторый «багаж» элементарных математических представлений, который необходимо обобщить и систематизировать.
Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.
Формирование элементарных математических представлений (средняя группа) Занятие 1 Программное содержание • Упражнять в счёте и отсчёте предметов в пределах 5 по образцу и названному числу. • Познакомить со значение.
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Паровозик из Ромашкова» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: Подготовительная группа (6-7лет) Тема: «Паровозик из Ромашкова.» Цель.
Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений Цель:формировать представления детей о внешних свойствах предметов: форме,.
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в страну математических знаний» Тема: «Путешествие в страну математических знаний» Программные задачи: Закрепить знания детей о последовательности дней недели; продолжать.
«Математический чемоданчик» для формирования элементарных математических представлений Изготовила это пособие своими руками, для детей 3-4 лет, в данное пособие входят игры по формированию элементарных математических представлений.
НОД по формированию элементарных математических представлений Воспитатель: Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! Посмотрите, сколько гостей у нас сегодня гостей! Давайте им улыбнемся и поздороваемся.
НОД по формированию элементарных математических представлений «Время и знаки» Задачи: 1. Закрепить знания детей о временных понятиях. 2. Закреплять знания детей о признаках геометрический фигур, пространственных отношений:.
НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе НОД по элементарным математическим представлениям в старшей группе. Цели: 1. Закреплять навыки счёта и знание цифр, умение обозначать числа.
ЗММ как средство развития элементарных математических представлений у детей 5–7 лет “Математика…выполняет порядок, симметрию и определенность. А это важнейшие виды прекрасного” Аристотель В последние десятилетия возникли.
Образовательная область «Познавательное развитие». Формирование элементарных математических представлений у дошкольников
Елена Андронова
Образовательная область «Познавательное развитие». Формирование элементарных математических представлений у дошкольников
Использование педагогами в работе с дошкольниками нетрадиционных методов по математическому развитию способствуют развитию познавательного интереса.
К данной группе методов относятся:
Немаловажную роль в развитии познавательногоинтереса играют и нетрадиционные занятия:
Занятия-соревнования. (Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д. такие занятия лучше проводитьс сигнальными карточками,например закрепляя тему: соответствие колличества предметов цифре, можно использовать веер цифр или карточки с цифрами);
Занятия КВН. (Предполагают разделение детей на 2подгруппы и проводятся как математическая викторина, в которую можно включить и музыкальную паузу – физкультминутку, и конкурс капитанов);
Театрализованые занятия. (Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию. Эти микросценки могут разыграть как взрослые, так и заранее подготовленные дети, а потом все вместе обсуждают полученную информацию, чтобы дети сами пришли к необходимому выводу, например разрешили спор между персонажами);
Занятие-консультации. (Когда ребёнок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребёнка, то есть попросить ребёнка помочь товарищу выполнить задание, разбив их предварительно на пары и дав совместное задание);
Занятия-сомнения (поиска истины) (Исследовательская деятельность детей типа тает-не тает, летает-не летает, например опытным путём измерить длину верёвочек и определить какая длиннее (можно измерить с помощью линейки или путём наложения);
Занятия-концерты. (Отдельные концертные номера несущие познавательную информацию);
Занятия типа «Следствие ведут знатоки». (Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией);
Эффективным дидактическим средством в усвоении основ математики, в развитии речи и в общем развитиидетей является фольклор: потешки, загадки, считалки, поговорки, пословицы, скороговорки, фрагменты сказок.
Пословицы и поговорки могут быть использованы при ознакомлении с числом, последовательностью дней недели, временами года.
Загадка может служить, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями. Например загадки о временах года, месяцах, частях суток помогут малышу быстрее освоить ориентировку во времени, а загадки в которых говориться о форме предметов – помогают усвоить геометрические фигуры.
Считалки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. Предлагаются считалки, например, используемые с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении.
Пальчиковые игры вырабатывают у детей представление об устойчивости порядка счёта, о последовательности указательных движений пальцем при пересчёте предметов, развиваются количественные и временные представления, ручная моторика, «пальцевой счёт» формирует у детей первоначальные представления о числовой системе, о смысле действий сложения и вычитания.
Физкультминутки и пальчиковые игры помогут детям:
— усвоить понятия «право», «лево», «выше», «ниже», «ближе», «дальше», «вперёд», «назад» («ветер дует нам в лицо», «руку правую вперёд» и т. д.);
— будут способствовать развитию счёта на слух («кошка учится считать» «1,2,3,4,5 будем прыгать и скакать» и пр.);
— развивать мелкую и общую моторику, внимание, память.
Усвоение элементарных математических представлений лучше преподносить на знакомом детям материале, например, с помощью сказок, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей. Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические.
С помощью сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Фольклорные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации.
Сказка «Репка» поможет усвоить понятия «перед», «между», «за», порядковый и количественный счёт особенно если использовать театрализацию или подробные иллюстрации.
Содержание сказки «Гуси лебеди» научит дошкольниковориентироваться в пространстве и усвоить понятия: «над лесом», «над рекой», «правый и левый берег» и т. д.
Знакомя детей со знаками и понятиями «больше», «меньше» можно использовать сказку «Два жадных медвежонка» при этом необходимо использовать наглядное изображение куска сыра, чтобы дети ещё и наглядно видели, как изменялся сыр, когда его делила лиса.
Изучая временные представления, используются произведения детских писателей С. Маршака «Двенадцать месяцев», «Круглый год», Г. Скребицкого «Четыре художника», Н. Мигуновой «Круглый год».
Знакомя детей с понятием числа, побуждаем детей вспоминать сказки, стихотворения, где употребляются числа три, четыре,семь: «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Три толстяка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Два жадных медвежонка», «Три медведя», «Цветик-семицветик» и т. д.
Задачи со сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающей действительностью, позволяет применять их при решении различных жизненных проблем, своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий.
Присутствие сказочного героя на занятии по математики или занятие-сказка придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить.
Самостоятельная познавательно-игровая математическая деятельность будет эффективной,если:
— создать специальную предметно-развивающую среду;
— предложить детям в самостоятельной познавательно-игровой деятельности комплекс занимательного игрового математического материала;
— использовать специальные приемы руководства самостоятельной познавательно-игровой математической деятельностью.
Разнообразие занимательного материала — это настольно-печатные игры такие, как «Формы», «Фигуры», «Геометрическое лото» и пр., игры для развития логического мышления «Четвёртый лишний», «Что получится?» и пр., головоломки, логические задачи и кубики к игре «Блоки Дьенеша»; лабиринты,игры на составление целого из частей: пазлы, разрезные картинки, кубики; на воссоздание фигур-силуэтов.
Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявление детьми познавательного интереса.
Детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособия математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.
Руководство самостоятельной и совместной математической деятельностью направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к математике.
Таким образом, математические представления у детей обогащаются и систематизируются. Успех игровой деятельности, увлеченность определяется интересом самого воспитателя к математическим задачам и играм.
Нужно привлекать малоактивных детей, стараясь их заинтересовать игрой, и помогать освоить ее. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребенок видит свои успехи.
Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальное развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности.
Под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.
Формирование элементарных математических представлений в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Ирина Скрябина
Формирование элементарных математических представлений в соответствии с ФГОС дошкольного образования
«Формирование элементарных математических представлений в соответствии с ФГОС ДО»
Ведь от того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний».
С вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят существенные изменения.
Впервые в истории российского образования дошкольное образование является начальным уровнем общего образования. Новый статус дошкольников предусматривает разработку Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, это документ, который обязаны реализовывать все дошкольные образовательные организации
Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и может реализовываться в различных видах деятельности;
• восприятие художественной литературы и фольклора;
• элементарной трудовой деятельности;
• конструирование из различных материалов;
• изобразительной;
Рассмотрим подробнее образовательную область «Познавательное развитие», а именно «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» в содержание Федерального государственного образовательного стандарта.
С учётом Федерального государственного образовательного стандарта к структуре общеобразовательной программы, она подразумевает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также способностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.
Большое значение в умственном воспитание детей имеет развитие элементарных математических представлений.
Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, фоормирует память, внимание, воображение, речь.
Традиционными направлениями формирования элементарных математических представлений у дошкольников являются: количество и счёт, величина, форма, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве.
В организации работы по ознакомлению детей с количеством, величиной, цветом, формой предметов выделяется несколько этапов,в ходе которых последовательно решается ряд общих дидактических задач:
• приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития;
• формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
• формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании
• овладение математической терминологией;
• развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка
• формирование простейших графических умений и навыков;
формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.) ;
Образовательно – воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей строится с учётом следующих принципов:
• принцип интеграции образовательных областей в соответствие с возрастными возможностями и особенностями детей;
• формирование математических представлений на основе перцептивных действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления;
• использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма»;
• стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий;
возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий;
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольниковнеобходимо использовать следующие методы:
• элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) ;
• метод моделирования и конструирования;
• решение логических задач;
• экспериментирование и опыты
В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, занятия с воспитанниками могут проводится в различных формах:
• организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)
• сенсорные праздники на основе народного календаря;
• театрализация с математическим содержанием;
• обучение в повседневных бытовых ситуациях;
• самостоятельная деятельность в развивающей среде
Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой являются дидактическая игра.
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы.
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествия во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Для организации работы с детьми необходимо иметь наборы обычных счетных палочек для составления из них наглядно представленных задач-головоломок. Кроме этого, потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования (трансфигурации). Их нельзя решать каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск пути решения, стремясь при этом к конечной цели, требуемому видоизменению или построению пространственной фигуры. Также условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация развивающей предметно – пространственной среды в возрастных группах. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта развивающая предметно – предметно –пространственная среда должна быть:
• трансформируемой;
Консультация «Формирование элементарных математических представлений посредством разнообразных форм работы» Современные методы развития познавательных способностей ребёнка в игровой деятельности. Метод системного анализа (СЛАЙД 3) Системный анализ.
Консультация «Нетрадиционные формы работы с детьми по развитию элементарных математических представлений в контексте ФГОС до» Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей.
Формирование элементарных математических представлений «Путешествие в страну математики» Задачи: 1)Продолжать учить арифметические задачи и записывать их решения с помощью цифр. 2)Закреплять знания детей о геометрических фигурах.
Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Исследования последних лет показали, что маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, при этом важны формы обучения, оказывающие влияние.
Педагогический совет «Создание условий для развития элементарных математических представлений у дошкольников с учётом ФГОС» Педагогический совет «Создание условий для развития элементарных математических представлений у дошкольников с учётом ФГОС ДО» 23.12.2013.
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Формирование элементарных математических представлений.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактической игры. Слайд № 1 «Игра-это искра зажигающая.
Семинар для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Ногинского муниципального района «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ». Дошкольный.