Что такое эмерсивный театр

Что такое эмерсивный театр

За последние три года мода на спектакли в особняках и городские бродилки в наушниках распространилась по всей стране. Проводим ревизию самых любопытных и неожиданных проявлений тенденции от Петербурга до Хабаровска.

Текст: Алексей Киселев, Оксана Ефременко, Максим Чуклинов, Inner Emigrant, Антон Хитров
5.12.18

Кто придумал: хореограф Мигель и продюсерские компании Journey Lab (Нью-Йорк, США) и YesBWork (Москва)

Место: особняк в Дашковом переулке, дом 5

Как это работает: классический образец иммерсивного спектакля, передающий привет знаменитому шоу «Sleep No More» команды Punchdrunk. На входе в особняк зрителям раздают маски и объясняют правила: актеров не трогать, не разговаривать, не снимать маску, не пользоваться телефонами; перемещаться по комнатам и этажам здания можно свободно. Актеры бегают всюду, мистически танцуют и периодически разыгрывают драматические сцены по мотивам пьесы Генрика Ибсена «Привидения». Особая отрада — само пространство: в комнатах и залах с ювелирной точностью воспроизведен европейский быт конца XIX века.

«Анна Каренина» (Казань)

Кто придумал: актриса и продюсер Диана Сафарова и фонд «Живой город»

Место: особняк Демидова (бывший ЗАГС), улица Мусы Джалиля, 7

Как это работает: почти так же, как в «Вернувшихся»: вы надеваете маску и принимаетесь шастать по комнатам и залам на двух этажах огромного здания бывшего ЗАГСа. В самом большом зале выстроен вокзал. В какой-то момент туда, дымясь, буквально въезжает поезд. Персонажи романа Льва Толстого одновременно по всему особняку занимаются своими делами согласно сюжету, много беседуют, играют в карты, едят и занимаются любовью (понарошку). Из ноу-хау — каждому герою соответствует свой запах.

«Другой город» (Петербург)

Кто придумал: режиссер Семен Александровский, Pop-up театр

Место: набережные рек и каналов Петербурга

Как это работает: на набережной Фонтанки вы надеваете наушники, предварительно выбрав маршрут: Амстердам, Париж или Венеция. Включаете плеер и следуете выданной в бумажном виде инструкции: куда идти, где притормозить, на что обратить внимание. В наушниках тем временем — звуки набережных того города, на который пал ваш выбор в начале. Поскольку звуки эти записаны на специальный бинауральный микрофон, неминуемо создается эффект присутствия одновременно в двух местах: в том, которое вы видите, и в том, которое слышите. А они, знаете ли, поразительным образом совпадают.

«Зеркало Карлоса Сантоса» (Москва)

Кто придумал: режиссер Талгат Баталов, драматург Максим Курочкин, продюсеры Евгений Кадомский и Павел Гизатулин

Место: мансардный этаж дома на Большой Дмитровке, дом 32, строение 1

Как это работает: на входе с вас возьмут расписку, что вы даете добровольное согласие примерно на все. Затем вы с другими зрителями соберетесь в уютной гостиной, где настоящий психотерапевт «настроит» вас на дальнейшее путешествие. Вы наденете маски и плащи и станете свидетелем ссоры родителей. Окажетесь за школьной партой. Или погрузитесь в офисный угар. Возможно, вас даже переедет поезд и ваше тело привезут в морг. Никто точно не скажет, что именно вы увидите в «Зеркале». Во многом потому, что спойлеры запрещены все той же распиской. Но гарантированно на выходе вас будет ждать роскошный ужин с хорошим вином, где вы сможете обсудить с авторами проекта и другими зрителями все, что пережили на этом «спектакле». И не только.

«Мария и я» (Хабаровск)

Кто придумал: режиссер Иван Куркин и художник Анна Мартыненко

Место: Хабаровский театр юного зрителя

Как это работает: специально для спектакля в театре выстроено множество небольших комнат, в которых представлены тексты графического романа Мигеля Гаярдо «Мария и я». Зритель переходит из одного пространства в другое по сигналу и оказывается в разных ситуациях из жизни 12-летней Марии с диагнозом «аутизм». На морском отдыхе, семейном ужине, в транспорте и так далее. Каждому предлагается увидеть мир глазами особенного подростка, попутно выполняя увлекательные задания. Например, надо выбрать подходящую для Марии футболку, определить меню на вечер или покопаться в том же песке на пляже, что и она. Создатели определили постановку как спектакль-контакт — контакт с другим сознанием, его индивидуальностью, какой бы причудливой она ни казалась.

«Неявные воздействия» (Москва)

Кто придумал: режиссер Всеволод Лисовский

Место: заранее неизвестно

Как это работает: зрители встречаются с артистами в условленном месте и отправляются бродить по городу. На пути могут попадаться любые локации: улица, метро, заброшенный дом, торговый центр и так далее; все это — трибуны для актеров, исполняющих самые разные тексты от стихов Серебряного века до философских трактатов. Группу возглавляет режиссер Лисовский с флагом, на котором изображен африканский зверь трубкозуб — герб проекта. Спектакль импровизационный, маршрут не известен ни зрителям, ни артистам и ни с какими инстанциями заранее не согласован, так что охранники или полицейские могут вмешаться в любой момент.

«Remote Moscow» (Москва)

Кто придумал: театральная компания Rimini Protokoll (Берлин, Германия) и продюсер Федор Елютин (Москва)

Место: московские улицы

Как это работает: пятьдесят зрителей собираются на Миусском кладбище, каждый получает наушники. В них приятный синтезированный голос говорит, в какую сторону идти, на что смотреть, что делать, о чем думать. Таким образом вся группа перемещается по Москве, наблюдая повседневную жизнь, которая благодаря дополненной аудиореальности преображается удивительным образом. К концу полуторачасового променада у каждого участника, как правило, возникает ряд вопросов типа «Так я личность или часть стада?», «Куда искусственный интеллект заведет человечество?» и «Какого черта, собственно, я все это время подчинялся какому-то несуществующему голосу?». Спектакль играется в теплое время года.

«Слушай Тобольск» (Тобольск)

Кто придумал: фестиваль «Территория», режиссер Галина Зальцман и драматург Екатерина Бондаренко

Место: улицы старого Тобольска

Как это работает: это тоже прогулка по городу в наушниках, только на этот раз главным объектом внимания становится не пространство, а время. Участники будто бы подслушивают телефонный разговор мужчины и женщины: они оба живут в Тобольске, но никак не могут встретиться. Дело в том, что они живут в разные времена. Пока они, меняя на ходу имена и даты, рассказывают свои истории, участники успевают неочевидными тропами обойти весь исторический центр города.

Кто придумал: театральная компания Ontroerend Goed (Антверпен, Бельгия), продюсерская компания «Импресарио» (Москва)

Место: универмаг «Цветной»

Как это работает: вы приходите к назначенному времени в назначенное место. В одиночестве. Вас деликатно встречают и провожают в секретную комнату, а точнее лабиринт с красными занавесами вместо стен. Там вы сами не заметите, как окажетесь в центре удивительного спектакля про вас (подробности рассказывать нельзя). В финале получасового трипа вам вручат компакт-диск; обязательно найдите возможность познакомиться с его содержимым: это самая главная часть спектакля.

«1000 шагов с Кириллом Серебренниковым» (Москва)

Кто придумал: журналист Михаил Зыгарь и продюсер Карен Шаинян

Место: окрестности Пречистенки и Остоженки

Как это работает: фактически это экскурсия в наушниках. Другое дело, что виртуальный экскурсовод — находящийся под домашним арестом режиссер Кирилл Серебренников. Он живет в этом районе города, и два часа в день ему разрешено прогуливаться по окрестностям. На время прогулок ему надевают на ногу отслеживающий перемещения браслет, поэтому участникам тура надевают на ноги нечто подобное. Прогулка длится полтора познавательных часа: вам рассказывают про замечательных людей от Булгакова и Есенина до Кропоткина и Шехтеля, живших в разное время на этих улицах, — едва ли не все они были судимы, арестованы, изгнаны из страны или убиты. Весной 2019 года создатели спектакля намерены запустить мобильное приложение — уже для индивидуальных туров.

Источник

Иммерсивный театр: что это такое и где искать его в Москве

В 2016 году в театральной Москве широко стали обсуждать иммерсивность (от англ. immersive – «создающий эффект присутствия, погружения»). Среди традиционных постановок, где привычными были сцена, на которой выступали артисты, и зрители, сидящие в зале, наблюдающие за тем, что уготовил им режиссер «от и до», вдруг появились представления, где зритель сам решал, что и в какой последовательности ему смотреть, сцены не было, артисты общались с тобой, прикасались, вовлекая в ход спектакля, а где-то даже вкусно угощали прямо во время спектакля. Настоящим иммерсивным театром стали называть постановки, где были задействованы все органы чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание и чувство равновесия в пространстве.

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

Если со зрением и слухом все понятно и в традиционном театральном искусстве, то в иммерсивном появились новые вводные. На спектаклях стали кормить: например, на «Черном русском» (режиссер Максим Диденко, 2016 г.) зрители попадали в особняк Троекурова из пушкинского «Дубровского» и щедро угощались пельменями, кровяной колбасой, салом и блинами. Во время спектакля распылялись ароматы. Когда гости заходили в зону леса, пахло лапником, в моменты выстрела комната наполнялась вкусом пороха, а когда случились трагические сцены, отчетливо пахло кровью. Участники действа бродили по особняку и определяли свой личный ход спектакля. К ним часто прикасались актеры: могли завязать глаза и даже отвести в другую комнату, тем самым достигая полного эффекта погружения. Находясь в незнакомом пространстве, нереальном и выдуманном, зрители ощущали себя его частью, имели возможность «подглядеть» за жителями особняка и увидеть историю, которую они стремились рассказать.

Виды иммерсивного театра

Иммерсивный театр – это форма коммуникации современного театра со зрителем. В театральной терминологии иногда его называют еще и site-specific («особенное, специфичное пространство»), желая подчеркнуть, что пространство спектакля становится мобильным и приобретает новый художественный статус.

Критики делят иммерсивный театр на два вида: энвайронмент (от англ. environment – «окружающая среда») и променад (от фр. promenade – «прогулка»). Для первого вида характерное место действия – заводы, строящиеся здания, берег канала, торговые центры, памятники и музеи. Задача зрителя – по-новому раскрыть сюжет через изучение пространства. Для второго характерна форма экскурсии, квеста или путешествия (у нас его также называют «бродилка»). Здесь задача зрителя – раскрыть сюжет во время прохождения приготовленного режиссером маршрута. Оба вида должны вывести зрителя из зоны комфорта и пассивного наблюдения, дав ему роль активного участника происходящего.

Когда появился в Москве

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

Первые иммерсивные спектакли прошли в Москве лет 5-6 наза. В Театре Наций в 2014 году три дня показывали «бродилку» «Шекспир. Лабиринт» Дмитрия Волкострелова, Юрия Квиатковского и Тимофея Кулябина, в «Гоголь-центре» в это же время шел «Сталкер», а в 2016-м – «Русские сказки». В 2015 году в Культурном центре им. Мейерхольда показывали «Норманск» Юрия Квиатковского – основанный на антиутопии братьев Стругацких «Гадкие лебеди» спектакль, который соединял в себе «бродилку», мюзикл, квест и компьютерные игры. Ради одного спектакля несколько этажей ЦИМа «пересобирали» несколько дней. Именно «Норманск» задал тренд иммерсивности столичным театральным постановкам. «Неявные воздействия» Театра.doc и «Твоя игра», которая шла в ТЦ «Цветной», тоже были яркими и запоминающимися. Жаль, что все эти талантливые постановки более не идут. Мы надеемся на их возобновление.

Что стало прототипом

Модные веяния пришли из Лондона, где существует проект Seсret Cinema («Секретный кинотеатр») и из Нью-Йорка, где границы между реальным и виртуальным мирами стирал спектакль Sleep no more («Сна больше нет»). Русские продюсеры и режиссеры вдохновились увиденным и переняли опыт, добавив ему самобытности: первые масштабные иммерсивные спектакли обязательно ставились по произведениям русских авторов.

Зачем нужен иммерсивный театр?

Театр всегда развивается, совершенствуется и растет. Сегодня он, будучи зеркалом социально-исторического контекста эпохи, ориентирован на непрерывный поиск. А еще он вынужден конкурировать с динамично развивающимися кино, телевидением и Интернетом, выполняя для зрителя роль друга, собеседника, психолога, учителя. Стремительно развивается IT-рынок, и переход от культуры слова к культуре образа театр игнорировать не может. Раз картинка становится главным способом передачи информации, то и логика восприятия мира меняется кардинально. Так появляется театр иммерсивный – соответствующий духу эпохи, конкурентоспособный, дружески настроенный к зрителю, понятный и помогающий чувственно воспринять современную реальность. Идея далеко не вчерашняя, ведь Всеволод Мейерхольд вынашивал эту мысль на протяжении XX века, а Ежи Гротовский в свое время говорил, что «театр не может существовать, если нет взаимоотношения актер-зритель, если нет их вполне уловимого, «живого» общения». Попробуем приобщиться?

Иммерсивные спектакли 2019 в Москве

Remote Moscow (12+)

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

Спектакль начнется на настоящем кладбище. Неожиданно, да? Но никакого спиритизма и оккультизма не будет: вам выдадут наушники, и невидимый собеседник предложит поразмышлять о смысле жизни (в кладбищенской тишине это делать удивительно удобно) Оказывается, компьютерный голос в наушниках зовут Милена, и он (или она) становится вашим гидом по городу, будет рассуждать с вами о течении жизни, вашем окружении, Москве, театре. Вместе вы спуститесь в метро и проедете пару станций, прогуляетесь по зеленым бульварам, красивым переулкам Петровки, съедите пирожок в трапезной монастыря и заглянете в ЦУМ. Remote Moscow, спектакль-«бродилка» («аудиопроменад») с элементами квеста и флешмоба – обладатель главной театральной премии «Золотая маска» в области «Эксперимент». Идея принадлежит международной компании Rimini Protocol, а воплощение в Москве – команде Федора Елютина.

Почему стоит сходить: декорациями спектакля окажутся реальные улицы города, режиссером – искусственный интеллект в наушниках, а актером будете вы сами
Продолжительность: 100 минут
Место: начало – Миусское кладбище, конец – крыша ЦУМа
Билеты: от 1 000 до 2 000 рублей
Сайт

«Вернувшиеся» (18+)

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

Заходя в таинственный четырехэтажный особняк в историческом центре Москвы, вы, сами того не подозревая, становитесь участником интриг и любовных переживаний героев пьесы Г. Ибсена «Привидения». Вы бродите по пустому, пыльному и темному дому с паутинками и сквозняками, как вдруг на ваших глазах начинает разворачиваться история жизни одной семьи. Переходя из одной комнаты в другую в том порядке и темпе, который удобен именно вам, вы знакомитесь с сокровенными историями персонажей, с ложью, разочарованиями, секретами, влюбленностями и предательствами. В спектакле более 240 сцен: многие из них разворачиваются одновременно, поэтому каждый зритель увидит свой собственный спектакль. В особняке есть вкуснейший бар с фирменным меню, куда можно заглядывать неограниченное количество раз, когда устанете ходить по 50 комнатам.

Почему стоит сходить: это не страшно, а скорее таинственно и 100% иммерсивно – такого полнейшего погружения в эпоху сложно достичь. Кажется, вы не просто ходите по страницам романа, а растворяетесь то ли в книге Ибсена, то ли в фильме Линча, то ли в режиссерской задумке В. Карины, М. Занетти и продюсеров В. Дусмухаметова и Мигеля.

Продолжительность: 2,5 часа
Место: Дашков переулок, д. 5
Билеты: от 3 000 до 20 000 рублей
Сайт

«Зеркало Карлоса Сантоса» (18+)

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

На спектакле «Зеркало Карлоса Сантоса» вы пройдете по очереди 12 пространств, в каждом из которых неминуемо столкнетесь с обстоятельствами из вашей собственной жизни. Вы удивитесь еще больше, когда в наушниках прозвучат ваши собственные мысли. Ближе к концу променада вы начинаете путать реальность и собственные измышления. В основе всего – драматургия М. Курочкина, лауреата премии «Антибукер», и режиссерская работа Т. Баталова, неоднократного номинанта премии «Золотая маска». Поделиться впечатлениями от увиденного можно на совместном ужине для 12 зрителей в финале спектакля. Ужин настолько вкусный, что иногда теряешься, что же здесь первостепенно: театральный опыт или гастрономический.

Почему стоит сходить: потому что в этом подобии «магического театра» Гессе каждый имеет возможность встретиться с собственным отражением и сам для себя решить насколько реалистично все происходящее вокруг.
Продолжительность: 90 минут + ужин
Место: ул. Большая Дмитровка, д. 32, стр. 1
Билеты: от 5 000 до 6 000 рублей
Сайт

«Морфеус» (16+)

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театрФото: «Морфеус»

Помните Морфеуса из Матрицы, умеющего управлять снами? На шоу «Морфеус» вы тоже будете обладать властью над «снами»: вас посадят в удобное кресло и предоставят полную свободу действий, вы испытаете напряжение и тревогу и столкнетесь со сложными жизненными ситуациями. Правильным будет сказать, что Морфеус – это то иммерсивное шоу, на которое стоит приходить с жаждой новых ощущений и эмоций. Поиграть в эту игру вашего воображения вам и еще пяти зрителям предложат с завязанными глазами (поскольку все шоу предполагается провести в маске, создатели не советуют девушкам делать яркий макияж). Это не жутко и не страшно, но все-таки сюжет выполнен в жанре «триллер».

Почему стоит сходить: потому что это единственного российское иммерсивное шоу, которое с большим успехом играют в международном прокат – в Европе и Америке.
Продолжительность: 90 минут
Место: Хлебный переулок, д. 2/3, стр. 2
Билеты: 2 500 рублей
Сайт

Иммерсивные спектакли от театра «Москва 2048»

Это 3 игры в реальности, созданные квест-гуру «Клаустрофобией» и А. Сазоновым ( «Гоголь-центр»). Концепция соединяет в себе элементы променада, ролевой игры и квеста.

«Противостояние» (12+)

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

Первый променад основан на противостоянии двух враждующих фракций: порядка и свободы. Сюжет прост: в 2048 году мир пережил глобальную катастрофу. Вы все – беженцы, желающие перебраться из радиоактивных участков в Большую Москву. Кто – зритель, а кто – актер не ясно, но финал игры зависит от каждого участника. Профессиональные актеры будут погружать в игровые обстоятельства, чтобы заставить поверить в незыблемую реальность всего происходящего.

Почему стоит сходить: потому что вы можете переломить ход истории.
Продолжительность: 2 часа
Место: ул. Самокатная, д. 4, стр. 9
Билеты: 2 500 рублей
Сайт

«Опасный рейд» (12+)

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

«Опасный рейд» пошел дальше от квеста и иммерсивного шоу, став разновидностью RPG театра – компьютерной игры в реальности. Сюжет переносит вас в заброшенный бункер, где каждую секунду происходит непредвиденное. При этом вам нужно исследовать пространство, выполнить свою задачу и подружиться с командой.

Почему стоит сходить: во-первых, вы сможете спасти человечество от смертельного вируса, а во-вторых, пощекотать себе нервы почувствовать себя героем.
Продолжительность: 2 часа
Место: ул. Самокатная, д. 4, стр. 9
Билеты: 2 500 рублей
Сайт

«Экстренное совещание» (12+)

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

Эта игра рассчитана на компанию из 8-12 человек, которые решатся взвалить на себя обязанности высших чиновников и принять участие в экстренном совещании. Став президентом, генералом, министром обороны, ученым или главой церкви, вы сможете спасти целый мир.

Почему стоит сходить: потому что это уникальная для большинства возможность сыграть роль, о которой все когда-нибудь мечтали – всемирного спасителя.
Продолжительность: 2,5 часа
Место: вы сами выбираете
Билеты: от 1 500 руб
Сайт

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театрТекст: Елизавета Лернер, журналист, культурный обозреватель, создатель авторских лекций о театре

Источник

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УГОЛОК

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

ЧТО ТАКОЕ «ИММЕРСИВНЫЙ ТЕАТР» И ПОЧЕМУ ОТВЕТА НЕТ

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

На мировых театральных площадках стали популярными постановки, которые экспериментируют с формой и коммуникацией со зрителем. На афишах все чаще встречается словосочетание «иммерсивный спектакль». Эта тенденция заметна и в России. Из-за очевидного разнообразия всего, что называют «иммерсивным», складывается общее впечатление, будто сам термин используется в коммерческих целях, для привлечения внимания публики, заинтересованной новыми опытами в театре.

1 Цит. по: Biggin R. Immersive Theatre and Audience Experience. London, 2017. P. 1.

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

«The Drowned Man». Сцена из спектакля. Punchdrunk. Фото J. Abrams

«Иммерсивный театр» — термин, касающийся формы спектакля, а не субъективного восприятия зрителя. Иммерсивный театр отличается от иммерсивного опыта или вовлечения вообще (эту разницу объясняют известный лудолог (теоретик видеоигр) Г. Кальеха (Gordon Calleja) и театральный теоретик и практик Р. Биггин (Rose Biggin)).

2 См.: Ibidem.
3 См.: Calleja G. In-Game: From Immersion to Incorporation. London, 2011. P. 23.
4 См.: Ibidem. P. 27.
5 Machon J. Immersive Theatres: Intimacy and Immediacy in Contemporary Performance. London, 2013. P. 63.
6 См.: Ibidem.

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

«The Drowned Man». Сцена из спектакля. Punchdrunk. Фото J. Abrams

Что здесь имеется в виду, лучше всего показать на примере работ британской театральной компании Панчдранк (Punchdrunk), которую с самого начала критики идентифицировали как «иммерсивный театр». Колоссальных успехов и популярности компания достигла благодаря использованию одной формулы: общеизвестный литературный источник («Фауст» в одноименной постановке; «Войцек» Бюхнера в «The Drowned Man»; «Макбет» Шекспира в «Sleep No More») в комбинации с экспериментальным подходом к пространству. Большинство спектаклей Панчдранка идут в огромных зданиях, разделенных на большое количество комнат — игровых пространств. В каждом из них одновременно идут разные действия, а посетителю дается возможность в любом порядке заходить в помещения, трогать элементы сценографии и тем самым создавать свой уникальный нарратив.

В самом начале зрителю сообщают, что в течение спектакля нельзя разговаривать, нельзя трогать артистов (или с ними общаться), нельзя снимать полученную маску. Если к этому добавить, что исполнители полностью игнорируют посетителей, то несложно прийти к выводу, что зритель участвует в качестве духа и из позиции вуайера. Приемы, характерные для работ Панчдранка, петербургская публика может увидеть в спектакле «Безликие» режиссеров Мии Занетти и Виктора Карины. Этот театральный приквел пьесы «Привидения» Г. Ибсена поражает посетителя «панчдранковскими» элементами магического гиперреализма в сценографии и костюмах, но также вызывает чувство дискомфорта от того, что зрителя пустили в мир, в котором для него очевидно нет места. Это чувство усиливается каждый раз, когда нас отталкивают от стула, который собирается использовать артист.

Общее мнение исследователей — что именно такой спектакль является иммерсивным: Мэчон и Альстон 7 приводят работы Панчдранка в качестве образца иммерсивности в театральной практике; Биггин же всю свою теорию иммерсивного театра иллюстрирует на примере спектаклей этой компании. Из их работ следует, что телесное присутствие посетителя в игровом пространстве и интерактивность (в случае Панчдранка — только с пространством) — это необходимое условие иммерсивности в театре. Мы чувствуем, осознаем, а главное — ощущаем (физически), что мы в другом месте. Но, по моему мнению, определять иммерсивность в театре как телесное и психическое взаимодействие с пространством неверно. И вот почему. Если главное отличие иммерсивного спектакля — свободное перемещение зрителя с одного места на другое, то в чем разница между иммерсивным спектаклем и театром-прогулкой/променад-театром? А разница, кажется, есть, и это термины разных категорий: первый касается коммуникативной формы произведения; второй — его пространственной организации. Если главным отличием иммерсивного театра является непосредственное присутствие посетителя в игровом пространстве, то в чем разница между метатеатральным (спектаклем, в котором местом действия является театр) и иммерсивным произведением? В этом случае мы могли бы любую классическую постановку пьесы «Шесть персонажей в поисках автора» назвать иммерсивной — ведь зритель находится в театральном помещении, где, по указаниям Пиранделло, действие и происходит. Проблема классификации возникает и когда в постановке зрителя вызывают на сцену. Например, в спектакле «Network» И. В. Хове в Национальном театре в Лондоне одна часть зрителей сидит за столами и просто ужинает, пока остальные из зрительного зала смотрят на действие, происходящее на сцене, за четвертой стеной. Это тоже иммерсивный спектакль? Или частично иммерсивный?

7 См.: Alston A. Beyond Immersive Theatre. London, 2016.

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

«Sleep No More». Сцена из спектакля. Punchdrunk. Фото T. Kaine

8 Masters T. Punchdrunk’s The Drowned Man is theatre on a grand scale // BBC News. 19.7.2013. URL: http://www.bbc.com/news/entertainment-arts-23329899 (дата обращения 16.05.2018).
9 Женетт Ж. Фигуры: В 2 т. М., 1998. Т. 1. С. 427.
10 Там же. С. 428.

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

«Sleep No More». Сцена из спектакля. Punchdrunk. Фото T. Kaine

Участие посетителя такого события часто влияет на его форму, и по этой причине она становится вариабельной. Такого посетителя мы уже не можем называть ни зрителем (так как он не просто смотрит), ни участником (так как участниками являются все — от режиссера до администратора), ни реципиентом (так как он не просто воспринимает, а содействует). Пока назовем его контрибутором — посетителем игрового события, который вносит свой незаменимый вклад в произведение — в качестве реципиента, исполнителя и (иногда) вторичного автора одновременно.

В современном театре существуют разнообразные практики, экспериментирующие с участием контрибутора. Одним из самых популярных видов иммерсивного театра является спектакль-путешествие. Концепция пространства таких спектаклей часто организована по принципу нарративных пространств, а фабула направлена на создание индивидуального опыта каждого контрибутора. Нередко такие спектакли используют прямое обращение к адресату. Так, в «Сомнаи» британской компании dotdotdot посетителю с самого начала сообщают, что он на месте, где будет справляться со своим подсознанием и в итоге станет «лучшей версией себя». Контрибутор проходит через ряд пространств, символизирующих жизненный путь. Стерильные белые помещения в начале (зал ожидания и комната, где фотографируют контрибутора и измеряют его пульс) и конце спектакля (больничная палата), с ярким искусственным светом, создают тематические рамки опыта: складывается впечатление, будто над нами проводят медицинский эксперимент. Костюмы в виде халата и носков, которые дают посетителям, дополняют такое впечатление. Тем не менее пространства иррационального отличаются стилистическим разнообразием. Помещение древнего храма, где контрибутор встречается с куратором опыта, настраивает на процесс погружения в новый мир. Спокойная атмосфера, созданная с помощью теплых цветов и приглушенного света, отличает и следующую комнату, предусмотренную для краткого сна. Эти сценографические решения способствуют быстрому и облегченному включению контрибутора в опыт. Сцены, вызывающие воспоминания из детства, распределены по маленьким комнатам с огромными плюшевыми игрушками, на которых можно поспать, и по стерильным, белым комнатам, где контрибутора погружают в виртуальную реальность. Но и виртуальная обстановка является своего рода сценографией — она, правда, не подлинная, но тем не менее представляет собой псевдопространственное окружение. Эти сцены отличаются утопическим сюрреализмом: контрибутор имеет возможность летать над прекрасными пейзажами и взаимодействовать с их идиллическими элементами.

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

«The Drowned Man». Punchdrunk. Фото J. Abrams

В «периоде зрелости» контрибутор должен принять решение, будет ли дальше его опыт очень приятным, но без возможности помочь друзьям, которые по пути потерялись (другие контрибуторы); или все-таки страшным и неприятным, но с возможностью помочь другим. Подход авторов к решению этого этического вопроса указывает на крайний детерминизм — какой бы путь мы ни выбрали, он в любом случае будет страшным и альтернативы на самом деле нет. Сценический минимализм сменяется интенсивной атмосферой запущенных и мрачных пространств «смерти». Старая скрипучая мебель и двигающиеся фотографии мертвых людей вводят контрибутора в состояние страха и дискомфорта — раз сценарий изменить нельзя, то хочется пройти эти пространства как можно быстрее. Ведь легче принять достойное решение, чем выносить его последствия. Темное пространство с зеркалами в комбинации с популярной музыкой 80-х годов вызывают ощущение общей парадоксальности: контрибутор сталкивается с собой, с остальными. Он вроде бы расслаблен и рад, что ужас закончился, но, с другой стороны, удивлен тем, что про себя узнал. Возможно, разочарован. Танцевать и хочется, и не хочется — еще одна дилемма.

11 См.: Campbell J. The Hero with a Thousand Faces. Novato, 2008.

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

«The Drowned Man». Punchdrunk. Фото J. Abrams

12 См.: Rikken K. In Signa Performance, All the Stage’s an Experimental Medical Lab // ЕRR. 9.12.2011. URL: https://news.err.ee/102376/in-signa-performanceall-the-stage-s-an-experimental-medical-lab (дата обращения 16.05.2018).

В этом смысле еще дальше идут инклюзивные спектакли, которые в основном направлены на создание коллективной иммерсивности, на социализацию контрибуторов с артистами и/или между собой.

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

«Somnai». dotdotdot. Фото из архива компании

На сцене лондонского Battersea Arts Center в феврале 2018 года был показан спектакль «Not I» по тексту С. Беккета «Не я». Роль Рта исполняет Джесс Том (Jess Thom), страдающая синдромом Туретта, роль Слушателя является групповой: она разделена на Шармен Вомбвель (Charmaine Wombwell) и контрибуторов. В противовес инструкциям Панчдранка, до начала спектакля посетителю сообщают, что он может свободно говорить, двигаться, участвовать в действии — это даже приветствуется. Визуальная часть спектакля вполне совпадает с ремарками Беккета: черный цвет помещения, костюма и минимальная сценография в комбинации с недостатком света фокусируют внимание Слушателей на Рот, который находится над ними и из инвалидной коляски произносит текст. Импровизационные моменты спектакля вызваны тиками исполнителя, и они всегда появляются совсем неожиданно, как объясняет Джесс Том. Вторая часть спектакля включает проекцию юмористического фильма о том, как делали спектакль и какие сложности есть у человека, страдающего синдромом Туретта. Убедительное исполнение роли и обаяние артистки вызывают ощущение, что любые неожиданные действия — это поиск свободы и способа высказать себя без страха или неловкости. Такой прием дальше усиливается: публику приглашают выйти из роли слушателей и поделиться с остальными первыми мыслями, которые приходят в голову. Таким необыкновенно естественным и легким путем коллективная социализация доходит, возможно, до самой сути театрального искусства — сказать то, что очень хочется; выслушать то, что очень надо; и все это делать в рамках художественной структуры. В самом конце границу между сценой и зрелищем стирают совсем — всех участников приглашают выйти на сцену и высказать свои эмоции так громко, как хочется. Наверное, никто из присутствующих никогда раньше не слышал так много совместных криков. Ценность спектакля, особенно для исследователей иммерсивного театра, состоит в том, что он определенно показывает: подобные спектакли могут проходить в таком классическом пространстве, как театральное здание, и сайт-специфические и променад-концепции не всегда являются элементами иммерсивных спектаклей.

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

«Разговоры. Квартира». Фото М. Новоселовой

В контексте инклюзивной иммерсивности в театральной практике Восточной Европы особенно интересным является петербургский спектакль «Квартира. Разговоры» Бориса Павловича. «Квартира» уже полгода погружает своих гостей в своеобразный поэтический ритуал и душевную дружбу с профессиональными актерами и исполнителями с аутизмом. Эта дружба структурирована констелляцией социальных игр и текстуально основана на диалогах обэриутов. Еще в коридоре посетитель получает задание, которое в квартире надо выполнить. Гость сам решает, будет следить за правилами или нет. Этот крайне демократический подход дает возможность контрибутору с самого начала выбрать, чем для него будет этот опыт: своеобразным гейм-театром, где можно выиграть или проиграть, или художественной социализацией в свободной и открытой форме. Если выбрать первое, то задание значительно влияет на поведение посетителя, а иногда даже формирует его роль. Например, при одном из посещений квартиры я получила задание выиграть в дискуссии. Решение выполнить задание способствовало постоянному поиску диалогических сцен в ущерб музыкальным, а процесс социализации был целенаправлен и продиктован требованиями задания. Уже при следующем посещении я даже не стала читать полученное задание и получила совершенно новый опыт. Вдруг возникли новые модели игры и творче-ские процессы: игра с куклами, эксперимент с музыкальными инструментами, составление маленького сочинения на печатной машине. Контекстом социализации стало свободное общение, а ее целью — узнавание другого человека. Таким образом, художественный подход спектакля не только побуждает к пониманию и принятию разницы между разными социальными группами, а предлагает, как минимум, две возможные модели иммерсивного участия контрибутора.

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

«Разговоры. Квартира». Фото М. Новоселовой

Проблемами демократии уже больше десяти лет занимается швейцарско-немецкая компания Римини Протокол (Rimini Protokoll). После эксперимента с «демократией в домашних условиях» в интернациональном проекте «В гостях. Европа» в марте этого года в Берлине компания показала все части новой иммерсивной тетралогии «Staat 1–4» («Государство 1–4»). Произведение дает контрибутору возможность самостоятельно исследовать, каким образом и из каких элементов (буквально) строят современное демократическое общество, а потом обнаружить потенциал постдемократической эры, где мировой политикой правит искусственный интеллект. В этом смысле самой интересной кажется третья часть тетралогии, под названием «Dreaming Collectives. Tapping Sheep». В пространстве «Haus der Kulturen der Welt» посетителей приглашают на виртуальные выборы, итогом которых является потенциальная концепция постдемократии. Кураторы (или ведущие) постановки — В. Кукалани (Vassilis Koukalani) и К. Калливретакис (Kostis Kallivretakis), актеры и жители Греции, родины античной демократии. Контрибуторы развивают события своими выборами — сначала от имени демоса, а потом от имени индивидуалов в системе либерального капитализма. Создатели используют интерактивные средства, такие как планшеты и мобильные телефоны, которые в начале вручаются посетителям. В первой части спектакля на экранах появляются вопросы с четырьмя возможными ответами, контрибутор должен выбрать самый подходящий (для него самого и для создания нового общества). И тут уже мы сталкиваемся с парадоксальностью демократии: хотя система изначально подразумевает власть народа и волю большинства, эта власть всегда ограничена несколькими возможными вариантами, предложенными авторитарным меньшинством (в случае спектакля — авторами). Во второй части контрибутор задействован физически — в соответствии с мировоззрением и их собственными политическими убеждениями, высказанными в первой части, участников распределяют по конкурентным группам. Каждая из них представляет своеобразный социальный слой нового общества — умные; храбрые; скептики; чувствительные. Новой властью станет та группа, у которой получится лучшая крепость из пенопласта. Процесс «построения общества» постоянно перебивают идеологические замечания — рассказы актеров про тотальное уничтожение демократических начал на их родине: про кризис в Греции и народное движение OXI; про многочисленные неправильные решения людей. В итоге кураторы предлагают передать власть в руки искусственного интеллекта. Но контрибуторам очень сложно принять такое предложение — человек, наверное, боится дегуманизации мира больше, чем своих, иногда роковых, ошибок. Все это рождает прекрасную параллель с (политической) жизнью: несмотря на ощущение и даже на очевидность полной бессмысленности всего, что участники пытаются построить, никто от процесса не отказывается — это же элемент, без которого невозможно будет продолжить спектакль. А всем любопытно, что будет дальше. И тут начинается самая интересная часть: столкновение людей, чьи ответы в большой степени совпадают. Знакомство и анализ разниц/схожестей со своей идеологической парой открывают совсем новое измерение спектакля: анализ влияния политических взглядов на формирование идентичности. Весь спектакль завершается своеобразным социально-художественным опытом и интересным в политическом контексте выводом: тенденции к сепарации и индивидуализму приводят к очень туманному будущему демократии, настолько туманному, что его, возможно, вообще нет. По крайней мере — в обществах с укорененной системой капитализма, каким является Германия.

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

«Dreaming Collectives. Tapping Sheep». Rimini Protokoll. Фото из архива Rimini Protokoll

Популярность (и финансовая выгода) термина «иммерсивный театр» растет и будет расти дальше, вместе со всем, что он обозначает и не обозначает. Аудиторию привлекает идея участия в другой реальности. В основном речь идет о своего рода эскапизме, а потом и о возможности структурировать и контролировать собственный нарратив, чего в подлинной реальности нам так часто не хватает. Но какими бы причины ни были, широкое употребление термина без четкого определения приводит к потенциальной опасности назвать иммерсивным все, что включает любой вид новаторского приема в отношении к посетителю (виртуальная реальность, движение в пространстве, вербальная или физическая интеракция); или, как другая крайность, назвать иммерсивным только один, определенный, тип игрового события из страха совсем потеряться в море их различных вариантов. Не претендуя на окончательное решение вопроса, я предлагаю свое определение иммерсивного театра: это спектакль, в котором посетитель (контрибутор) присутствует физически и функционально в самом действии. Такая модель подразумевает элемент интеракции с пространством и диегетическим миром.

Что такое эмерсивный театр. Смотреть фото Что такое эмерсивный театр. Смотреть картинку Что такое эмерсивный театр. Картинка про Что такое эмерсивный театр. Фото Что такое эмерсивный театр

«Sleep No More». Сцена из спектакля. Punchdrunk. Фото Y. Schulman

Остается ждать на дискуссионном поле тех, кто оспорит это определение и укажет на его слабые стороны. Или предложит свое.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *