Что такое хор оркестр
Что такое хор оркестр
Хор (др.-греч. χορός — толпа ) — хорово́й коллектив, пе́вческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совместное звучание человеческих голосов.
Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д.) наличием как минимум двух (по П. Чеснокову, трёх) или более человек исполняющих одну и ту же партию.
Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.
Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы. Но количество партий в принципе не ограничено т. к. каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий (это явление у музыкантов называется дивизи): в партесных концертах Василия Титова 12 и более хоровых партий; «Stabat Mater» Кшиштофа Пендерецкого написана для тройного хора по 16 голосов в каждом (в общей сложности 48 хоровых партий).
Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение без сопровождения называется пением a cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр. Как правило на репетициях хора в процессе разучивания произведения, написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано; также фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a cappella.
Содержание
Типы хоровых коллективов
В зависимости от пола и возраста певцов, хоры можно классифицировать так:
Минимальное количество певцов в одной хоровой партии — 3 человека.
С точки зрения манеры пения различают:
Виды хоровых коллективов
По количеству участников различают:
Хоры могут иметь разный статус, например, профессиональные, любительские, церковные и учебные хоры.
Что такое хор оркестр
Хор (др.-греч. χορоς — толпа) — хорово́й коллектив, пе́вческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совместное звучание человеческих голосов.
Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д.) наличием как минимум двух (по П. Чеснокову, трёх) или более человек исполняющих одну и ту же партию.
Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.
Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы. Но количество партий в принципе не ограничено так как каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий (это явление у музыкантов называется дивизи): в партесных концертах Василия Титова 12 и более хоровых партий; «Stabat Mater» Кшиштофа Пендерецкого написана для тройного хора по 4 голоса в каждом (в общей сложности 12 хоровых партий).
Хор может петь в сопровождении инструментов или без них. Пение без сопровождения называется пением a cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр. Как правило на репетициях хора в процессе разучивания произведения, написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано; также фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a cappella (капелла).
Одними из первых певческих коллективов были древнегреческие хоры, использовавшиеся во время трагедий. Но в отличие от современной драматургии и театра сам он не являлся персонажем, а выполнял роль общественного мнения, определявшего выбор других персонажей. Древнегреческий хор всегда пел в один голос либо без сопровождения, либо под китару, также игравшую в унисон с хором.
Раннее христианство переняло античную традицию, и до X—XII веков хоры пели только в унисон или октаву. Затем началось разделение голосов на низкие и высокие и появление для них различных партий. До XV (а в церковном песнопении — до XVII века) в хоре состояли только мужчины (исключение — хоры монашек).
Типы хоровых коллективов
Под наименованием тип хора понимают характеристику исполнительского коллектива по составляющим группам певческих голосов. Известно, что певческие голоса распределяются на три группы — женские, мужские и детские. Таким образом, хор, объединяющий голоса одной группы, называется однородным, а хор, имеющий комбинации из женских (или детских) и мужских голосов или певческих голосов всех групп, зовется смешанным. В исполнительской практике распространены четыре типа хоров: женские, мужские, детские, смешанные;
смешанный хор (наиболее распространенный тип хора) — состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов, мужские голоса составляют партии теноров и басов. Внутри каждой партии обычно бывают подразделение на первые (более высокие) и вторые (более низкие) голоса: сопрано I и II, альты I и II, тенора I и II, басы I и II;
хор мальчиков и юношей — состоит из тех же четырех основных партий, что и смешанный, но партию сопрано исполняют мальчики, именующиеся дискантами, партию альтов — низкие мальчиковые голоса; партии теноров и басов в таком хоре, так же как и в смешанном, исполняются мужчинами;
мужской хор — состоит из теноров и басов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые (высокие) и вторые (низкие) тенора и первые и вторые басы. Партия первых теноров может быть расширена за счет певцов-контратеноров, поющих (фальцетом) еще более высокую партию, по тесситуре находящуюся за пределами обычного мужского голосового диапазона;
женский хор — состоит из сопрано и альтов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые и вторые сопрано и первые и вторые альты;
детский хор — состоит из двух партий: сопрано (дискантов) и альтов, иногда из трёх — сопрано (дискантов) I и II, и альтов; возможны и другие варианты.
Минимальное количество певцов в одной хоровой партии — 3 человека.
С точки зрения манеры пения различают:
академические хоры — поющие в академической манере. Академическая манера пения основана на принципах и критериях музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанров;
народные хоры — поющие в народной манере. Жанровыми признаками русских народных хоров являются: опора на местную или областную традицию бытового народного пения; использование натурального регистрового звучания голосов; подголосочно-полифонический распев песни как основа хорового многоголосия.
Виды хорового пения
По количеству участников различают:
вокально-хоровой ансамбль — от 12 до 20 участников;
камерные хоры — от 20 до 30-50 участников;
средние хоры — от 40 до 60-70 участников;
большие хоры — от 70 до 120 участников;
сводные хоры — до 1000 участников, собираются на время из разных коллективов. Такие составы имеют статус «хеппининг-перформанс» и не относятся собственно к исполнительскому искусству, так как представляют собой скорее пропагандно-просветительское направление.
Хоры могут иметь разный статус, например, профессиональные, любительские (самодеятельные), церковные и учебные хоры.
Хоровое пение является одним из основных видов музыкально–практической деятельности учащихся на уроках музыки в начальной школе. В условиях массового музыкального образования и воспитания оно выполняет несколько функций.
Во–первых, разучивая и исполняя произведения хорового репертуара, учащиеся знакомятся с разноплановыми музыкальными сочинениями, получают представления о музыкальных жанрах, их интонационно–образных особенностях, осваивают некоторые черты фольклора и музыкальный язык произведений профессиональных композиторов.
Во–вторых, хоровое пение на уроках решает задачи развития слуха и голоса учащихся, формирует объем певческих умений и навыков, необходимых для успешного обучения вообще: память, речь, слух, эмоциональный отклик на различные явления жизни, аналитические умения.
В настоящее время появляются новые методики вокально–хорового воспитания детей, основанные преимущественно на использовании грудного звучания голоса. Сторонниками таких взглядов являются Д. Е. Огороднов и его последователи. Своей главной задачей данная методика ставит бережное воспитание голоса, обогащение его естественного тембра и на этой основе комплексное развитие всех музыкальных способностей. По мнению Огороднова, современная методика музыкального воспитания должна быть комплексной, чтобы развивать все задатки творческих способностей учащихся, в том числе их музыкальные способности, интеллектуальную и эмоциональную активность. Обучение детей пению, приобщение их к прекрасному является мощным средством воспитания и развития.
Хор в музыке: какие виды бывают, дирижирование
Хоровое пение играет важную роль в музыкальной культуре. Это одна из древнейших традиций, которая не только не угасла за прошедшие тысячелетия, но и в своём развитии достигла новых вершин. По-настоящему высокий уровень этого вида искусства достигается в рамках музыкальных ансамблей, одной из разновидностей которых является хор. Рассмотрим специфику подобных объединений.
Что называют хором
Существует несколько разновидностей вокальных ансамблей – трио, квартеты и т.д. Хор отличается от них тем, что одну партию в нём исполняют не менее двух участников с однородными голосами, родственными по тембру. В целом, это группа певцов, которая может насчитывать десятки (а иногда и сотни в сводных хорах) участником в своём составе, и которая исполняет вокально-хоровые произведения. Подобный коллектив, по сути, представляет собой вокальный оркестр. Такая форма певческого коллектива весьма распространена, т.к. в процессе хорового пения объединяются люди с разным уровнем вокальных данных и одарённости. Помимо профессиональных, во множестве существуют самодеятельные, церковные, школьные коллективы. Вообще, данный вид искусства вовлекает большое количество людей.
Классификация
Существует несколько типов хоровых объединений. Они могут выступать в сопровождении музыкальных инструментов (вплоть до оркестра) или же без них (это т.н. «а капелла», a’cappella). Кроме того, существующие коллективы классифицируют по голосам участников. Так, хоры разделяют на два вида – однородные и смешанные. В первых объединяются голоса одной группы. Всего групп три – женские голоса, мужские и детские. В смешанных составах эти группы комбинируются определённым образом. Кратно опишем особенности хоров разных типов.
Мужской
Базовая структура мужского хора следующая: партию верхних голосов исполняют тенора, а партию нижних – обладатели баса. Кроме того, каждая партия может дополнительно разделяться на первые и вторые голоса (соответственно тенора и басы). В этих рамках первые тенора или басы относятся к высоким (в границах своего диапазона), а вторые – к низким. Кроме того, хоровой коллектив данного типа может быть дополнен певцами, поющими фальцетом. В коллективе необязательно должен быть полный набор типовых голосов.
Примером состава такого хора может быть следующее сочетание: тенора, а также первые и вторые басы.
Женский
В женском хоре партия нижних голосов исполняется альтами, верхних – сопрано. Альты и сопрано также подразделяются на первые и вторые. Исполнение определённых произведений может потребовать, чтобы хор звучал на один голос (все диапазоны в унисон), на два, три, четыре голоса (в этом случае самостоятельные партии у первых и вторых альтов и сопрано). В некоторых ситуациях применяется разделение на большее количество голосов.
Детский
Детских хор в целом повторяет структуру, присущую взрослым коллективам. В нём звучат высокие детские голоса, называемые дискантами, а также более низкие голоса – альты. Такой хоровой коллектив может быть разделён и на большее количество голосов, например, состоять из дискантов, а также первых и вторых альтов. Это не предел, голосов может быть и больше. Кроме того, все голосовые диапазоны могут звучать в унисон, на один голос.
Смешанный
Все вышеописанные типы хоровых коллективов относятся к однородным. Но существуют и коллективы смешанного типа. В них используются мужские (нижние), а также женские (верхние) голоса. Иногда мужские голоса комбинируются с детскими. Этот тип хора может быть и неполного состава, к примеру, состоять из альтов, теноров и басов. В некоторых случаях смешанный коллектив может петь в унисон, но это случается довольно редко. Кроме того, в зависимости от исполняемого произведения его могут разделить более чем на четыре голоса.
Что такое хоровая партия
Термином «хоровая партия» называют группы участников хора, которые обладают голосами, схожими по тембру и диапазону. Базовыми являются 4 типа таких партий. Это басы, тенора, альты и сопрано (у детей дисканты). Внутри этих типовых партий имеется своя градация голосов. К примеру, к басовой партии относятся баритоны, а к альтам – контральто.
Кроме того, нередко случается, что голос певца нельзя чётко отнести к какой-либо одной партии. Например, его можно классифицировать и как тенор, и как баритон. В конечном итоге, тип голоса певца, а также его возможности и место в хоре определяет хормейстер.
Дирижирование в хоре
Руководителем хора является хоровой дирижёр, он же хормейстер. Дирижёр хора управляет подопечным коллективом на всех этапах творческого процесса:
Кроме того, хормейстер подбирает новых участников коллектива, прослушивает их, определяет их место в хоровом коллективе в зависимости от вокальных данных. В целом, хоровой дирижёр должен сочетать функции музыканта, организатора и педагога.
У главного хормейстера круг обязанностей шире. В частности, он работает с композиторами и драматургами в рамках создания новых произведений, принимает участие в разработке репертуарных планов учреждений культуры, контролирует работу хормейстеров и при необходимости оказывает им профессиональную помощь.
Как подобрать репертуар
Подбор репертуара для хорового коллектива является важной задачей, решением которой обычно занимается руководитель хора. При подборе композиций хормейстер, как правило, руководствуется не только своими предпочтениями, но и принимает во внимание ожидания слушателей, учитывает их вкусы. Кроме того, на репертуар накладывает отпечаток тематика концерта и место исполнения произведений. В самом деле, совершенно неуместным покажется исполнение каких-либо нескромных песен в православном храме или исполнение произведения современного автора на фестивале, посвящённом итальянской музыке эпохи барокко.
Когда ограничения по репертуару отсутствуют, можно подобрать произведения для хора, относящиеся к различным жанрам. Это может быть хоровая классика, оперные сцены, народные песни, саундтреки кинофильмов и т.д. Следует отметить, что при исполнении современной музыки возникает проблема соблюдения авторских прав. В целом же, грамотно подобранный разнообразный репертуар при соответствующем уровне исполнения практически гарантирует успех концерта.
Песни для хора
Подбор песен для хора определяется вкусами хормейстера, популярностью тех или иных песен среди слушателей, направленностью хорового исполнительства. Под направленностью подразумеваются направления, в которых работают хоровые коллективы. В настоящее время различают два направления – академическое и народное. Академическое направление не является чем-то узкоспециализированным, догматичным и застывшим. В этом направлении имеется множество школ, стилей исполнения. При этом в академическом направлении присутствует и определённая нормативность, что не мешает исполнять как классические, так и совершенно новые произведения, включая современные популярные песни.
Большей специализацией отличаются народные хоры. Их деятельность базируется на местных певческих традициях. Местные традиции накладывают отпечаток и на манеру исполнения. В соответствии с направленностью, подбирается репертуар такого коллектива. Это могут быть исконные народные песни, или песни, написанные профессиональными композиторами специально для народно хора.
Подведем итоги
Хоровое пение по сей день не утратило своей популярности несмотря на всю мощь современной развлекательной индустрии. Этот вид искусства справедливо можно назвать массовым, так как участником самодеятельного хорового коллектива может стать человек даже с довольно скромными музыкальными данными. Репертуар хора может быть весьма разнообразным – от сложных произведений, рассчитанных на высокопрофессиональных исполнителей, до незатейливых народных или популярных песен. В любом случае, хоровое исполнение музыкальных произведений неизменно привлекает внимание слушателей, зачастую значительно расширяет их представления о музыкальной культуре.
Значение слова «хор»
1. Ист. Обязательный коллективный участник древнегреческой трагедии и комедии.
2. Певческий коллектив, исполняющий вокальные произведения. Цыганский хор. Дирижировать хором. □ Театр располагал образцовым хором и первоклассными солистами. Юрьев, Записки. || Музыкальная пьеса, предназначенная для исполнения певческим коллективом. Я написал для училищного юбилея не кантату, а просто хор, который на празднике должны петь воспитанники. Чайковский, Письмо Н. Ф. Мекк, 27 сент. 1885. || чего. Совокупность каких-л. звуков, издаваемых, звучащих одновременно. Птицы грузно шлепнулись на воду, и вскоре их довольное крякание присоединилось к многочисленному хору утиных голосов. Короленко, В пустынных местах. Минуту царила тишина глубокого очарования, сразу сменившаяся хором восторженных восклицаний. Л. Андреев, Ангелочек.
3. кого или какой. Устар. Группа музыкантов, играющих на одних и тех же инструментах (в составе оркестра или отдельно). И дружно загремел с балкона, Средь утешительного звона Тарелок, ложек и ножей, Весь хор уланских трубачей. Лермонтов, Тамбовская казначейша. || чего. Совокупность одинаковых музыкальных инструментов, исполняющих музыкальное произведение, звучащих одновременно. Хор скрипок. □ Вакханки с криками и смехом Свершали виноградный пир, И хор тимпанов, флейт и лир Сливался шумно с дальним эхом. А. К. Толстой, Крымские очерки.
5. чего. Трад.-поэт. Скопление, множество (небесных светил). Морозна ночь, все небо ясно; Светил небесных дивный хор Течет так тихо, так согласно. Пушкин, Евгений Онегин. Тихо плавают в тумане Хоры стройные светил. Лермонтов, Демон.
6. в знач. нареч. хо́ром. а) Все вместе, в несколько голосов (о пении). Сосед мой затянул тонким голоском заунывную бурлацкую песню, и все подхватили хором. Пушкин, Капитанская дочка; б) все сразу, одновременно, дружно (о каком-л. высказывании). Остальные конюхи хором поблагодарили Капитона Аверьяныча. Эртель, Гарденины.
7. Муз. В струнных музыкальных инструментах — парные, утроенные и т. д. струны.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д.) наличием как минимум двух (по П. Чеснокову, трёх) или более человек исполняющих одну и ту же партию.
Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.
Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы. Но количество партий в принципе не ограничено так как каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий (это явление у музыкантов называется дивизи): в партесных концертах Василия Титова 12 и более хоровых партий; «Stabat Mater» Кшиштофа Пендерецкого написана для тройного хора по 4 голоса в каждом (в общей сложности 12 хоровых партий).
Хор может петь в сопровождении инструментов или без них. Пение без сопровождения называется пением a cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр. Как правило на репетициях хора в процессе разучивания произведения, написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано; также фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a cappella.
ХОР, а, мн. ы́ и (устар.) ы, м. [греч. choros]. 1. В древнегреческой драме — группа, выступавшая в представлении с пением или пляской (истор.). 2. перен. О ком-чем-н., постоянно пребывающем вместе, одной группой (поэт.). Резвая дева росла в хоре богинь Аонид. Пушкин. На воздушном океане. тихо плавают в тумане хо́ры стройные светил. Лермонтов. 3. Группа, коллектив певцов, совместно выполняющих вокальную музыку. Женский х. Мужской х. Х. оперного театра. Церковный х. Твой хор горланит вздор. Крылов. Замолкли птичек хо́ры. Крылов. || Оркестр (устар.). Х. музыкантов. Х. балалаечников. || перен., кого-чего. О большом количестве кого-чего-н., заявляющего свое мнение, подающего свой голос (книжн.). Наследников сердитый хор заводит непристойный спор. Пушкин. Безумным вы меня прославили всем хором. Грибоедов. 4. Музыкальная пьеса, в к-рой каждая вокальная партия исполняется несколькими голосами; исполнение такой пьесы, пение на много голосов (муз.). Двухголосный х. (для двух вокальных партий). Хор громких соловьев в густых лесах раздался. Крылов. || перен. О голосах, словах, высказываниях множества людей (книжн.). Х. голосов. Х. насмешек. К чему теперь рыданья, пустых похвал ненужный хор? Лермонтов. 5. Твор. п. хо́ром употр. также в знач. 1) все вместе, в хоровом исполнении. Запойте хором, господа, нет нужды, что нескладно. Пушкин. Вдруг песня хором грянула, уда́лая, согласная. Некрасов. 2) все сразу, одновременно или вместе, подобно хору. И хором бабушки твердят: «как наши годы-то летят!» Пушкин. «Потерпи!» — соседи хором говорят. Некрасов.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Хор I
1. мифол. в древнегреческой мифологии — холодный и сухой северо-западный ветер
Хор II
1. мифол. имя древнеегипетского бога неба и солнца в облике сокола ◆ Культ Хора в Эдфу отправлялся ещё во времена Древнего царства, а восходит он к эпохе до объединения Египта. Хор Эдфуский считался мужем богини Хатхор (из Дендеры), а их сыном — Хорсматауи («Хор — объединитель Обеих Земель»). В поздние времена Хор Бехдетский почитался как один из главнейших богов страны. М. А. Коростовцев, «Религия Древнего Египта», 1976 г.
Хор III
1. геогр. один из наиболее многоводных притоков реки Уссури на юге Хабаровского края, в которую впадает справа на расстоянии 65 км от устья ◆ Из притоков её нижнего течения, кроме Нора, впадающего слева, с правой стороны замечательны три реки: Кий, Хор, или Пор, и Сим. 〈…〉 Самая большая из них Хор, которая течёт чрезвычайно быстро и, по словам инородцев, имеет до 400 вёрст длины. Пржевальский, «Путешествие в Уссурийском крае. 1867–1869 гг.», 1870 г. (цитата из НКРЯ)
2. геогр. название посёлка городского типа в Хабаровском крае на берегу реки Хор 1 ◆ Река берёт начало на западных склонах Сихотэ-Алиня и в десяти километрах ниже посёлка Хор впадает в реку Уссури.
хор I
1. истор. в древнегреческой трагедии классического периода — группа из 12—15 певцов (в комедии 24 певца), исполнявших на отведённой для этого части сцены (ο̉ρχήστρα) вокруг алтаря (θυμέλη) в умеренном движении танцы, которыми руководил вождь хора (χορηγός) посредством стука сандалиями о землю ◆ Идёшь по лестнице, но листья за тобой // Сухой свой танец совершают // И ласковой, но чёрною порой, // Как на театре хор, перебегают. К. К. Вагинов, «Звукоподобия», 1931 г. (цитата из Библиотеки Максима Мошкова) ◆ В парабазе (так называется часть древней комедии, где хор обращается к публике от имени автора) древнейшем ядре комедии, рядом с призывом богов, всегда есть часть, заполненная насмешкой и инвективой по адресу отдельных лиц, названных по имени и по их мелким, чисто личным порокам. О. М. Фрейденберг, «Поэтика сюжета и жанра», 1935 г. (цитата из НКРЯ)
2. муз. певческий коллектив ◆ Недаром говорили, что мальчишкой он пел в архиерейском хоре. Домбровский, «Факультет ненужных вещей», 1978 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Помимо оркестра был в школе и хор. Георгий Хабаров, «»Бати-иезуиты» — исход из Медона», 2003 г. // «Совершенно секретно» (цитата из НКРЯ) ◆ Он утверждал, что раньше пел великолепно и был в хору одним из первых. Фурманов, «Из дневников», 1926 г. (цитата из НКРЯ)
3. многоголосное музыкальное произведение, предназначенное для исполнения таким коллективом ◆ Державин написал «Хор для концерта на помолвку короля шведского с великой княжной Александрой Павловной», где были такие слова: … Елена Прокофьева, «Любовь и власть», 2003 г.
4. совместное звучание человеческих голосов ◆ — Слушайте его, слушайте его, — раздался хор голосов. — Это наш Главный.
5. согласованное звучание музыкальных инструментов ◆ Она пела в три голоса и пела в один, она играла, играла, словно целый хор медных труб и флейт… Р. И. Фраерман, «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви», 1935–1940 г. (цитата из НКРЯ)
6. перен. множество, совокупность высказываний, мнений и т. п. ◆ Сразу же после окончания приватизации предприятия раздался хор малых и больших государственных деятелей и политиков, недовольных её результатами.
7. перен. множество звуков, сливающихся в общий гомон, гул ◆ Хор артиллерии почти из двух тысяч орудий расстроился. Григорьев, «На Бородинском поле», 1947 г. (цитата из НКРЯ)
8. поэт. скопление, множество, сонм (небесных светил, цветов) ◆ На быстролётное мгновенье // Взлететь от горнов в звёздный храм. // Машина, оборви гуденье! // Дай хор светил послушать нам. М. Герасимов, С. Клычков, Н. Павлович, С. А. Есенин, «Зовущие зори: Сценарий в 4 ч.», 1918 г. (цитата из Библиотеки Максима Мошкова) ◆ Так манит взор в венце зелёном // Веселие точащий грозд; // Так величаво небосклоном // Восходит месяц в хоре звёзд. Бестужев, «Андрей, князь Переяславский», 1832 г. (цитата из Библиотеки Максима Мошкова)
9. в раннехристианских храмах — пространство перед главным престолом, где помещался хор певчих
- Что такое хоперские миражи
- Что такое хорал в музыке