Что такое художественный салон

Значение слова «арт-салон»

Что такое художественный салон. Смотреть фото Что такое художественный салон. Смотреть картинку Что такое художественный салон. Картинка про Что такое художественный салон. Фото Что такое художественный салон

арт-сало́н

1. выставочный зал художественного салона

2. художественная выставка современного искусства

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое художественный салон. Смотреть фото Что такое художественный салон. Смотреть картинку Что такое художественный салон. Картинка про Что такое художественный салон. Фото Что такое художественный салонПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: поблуждать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «арт-салон&raquo

Предложения со словом «арт-салон&raquo

Понятия, связанные со словом «арт-салон»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «арт-салон&raquo

Она могла бы открыть арт-салон

Галерея находилась в цокольном этаже длинных рядов, заполненных арт-салонами, магазинами красок и антиквариата.

Официально я владел не большим арт-салоном, иногда публиковал статьи об искусстве, занимался коммерцией.

Синонимы к слову «арт-салон&raquo

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Салон

Что такое художественный салон. Смотреть фото Что такое художественный салон. Смотреть картинку Что такое художественный салон. Картинка про Что такое художественный салон. Фото Что такое художественный салон

Что такое художественный салон. Смотреть фото Что такое художественный салон. Смотреть картинку Что такое художественный салон. Картинка про Что такое художественный салон. Фото Что такое художественный салон

Салон — литературный, художественный или политический кружок избранных лиц, собирающихся в частном доме.

Содержание

Французские салоны

Наиболее прославленные салоны — французские, группировавшиеся вокруг какой-либо выдающейся женщины, т. н. «царицы салона», которая, как правило, отличалась остроумием, талантом или красотой. Обычно собирались в её доме. Первые салоны относятся к XVI в. (салоны Маргариты Наваррской, Марии Шотландской, Маргариты Валуа (королевы Марго).

Французские салоны имели большое значение для зарождения феминизма. Например, выражение «синий чулок» (les bas-bleues) как определение умной женщины, не рыщущей в поисках брака, появилось именно тогда и лишь позже приобрело негативную приниженную окраску.

Русские салоны

Что такое художественный салон. Смотреть фото Что такое художественный салон. Смотреть картинку Что такое художественный салон. Картинка про Что такое художественный салон. Фото Что такое художественный салон

Что такое художественный салон. Смотреть фото Что такое художественный салон. Смотреть картинку Что такое художественный салон. Картинка про Что такое художественный салон. Фото Что такое художественный салон

Литературные салоны оказали большое влияние на развитие русской культуры. В них создавались литературные кружки, объединения, впервые читались вслух произведения, которые при существовании царской цензуры появлялись на бумаге много позже (например, «Горе от ума»). Посетители салонов, как правило, были единомышленниками (например, см. славянофилы).

Cм.также

Литература

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Салон» в других словарях:

салон — а, м. salon m. 1. Парадная гостиная или зал для приема гостей в аристократическом или буржуазном доме. БАС 1. Зала, зал; комната для приема. Даль. <два бассейна> для регулярства аспекта салона Монплезира. 1717. Дубяго Сады 136. Другие… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

САЛОН — САЛОН, салона, муж. (франц. salon). 1. Комната для приема гостей, гостиная, зала (устар., загр.). || помещение парикмахерской (спец.). Дамский салон. Мужской салон. 2. В дворянском и буржуазном кругу группа лиц, в качестве гостей постоянно… … Толковый словарь Ушакова

САЛОН — (фр.). 1) комната, предназначенная для приема гостей, гостиная. 2) в Париже, галерея, в которой устраивается выставка произведений искусств. 3) общая зала или комната на судне: кают компания. 4) светское собрате. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

Салон — название периодических, первоначально официальных выставок современного искусства во Франции. Устраивались в Париже с XVII в. С 1699 размещались в Луаре, сначала в Большой галерее, а в 1737 1848 в так называемом Квадратном салоне, от… … Художественная энциклопедия

салон — выставка, гостиная, кружок, салончик, зал, помещение Словарь русских синонимов. салон см. гостиная Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 201 … Словарь синонимов

Салон — 5 июня (23 мая) – мученик Салон Римлянин. 12 июня (30 мая) – мученик Салон. День Ангела. Справочник по именам и именинам. 2010 … Словарь личных имен

салон — САЛОН, а, муж. 1. Помещение для выставок, демонстрации товаров, а также магазин, где продаются художественно изготовленные товары, произведения искусства, или ателье, где работа выполняется художественно. Художественный с. С. парикмахерская. С.… … Толковый словарь Ожегова

салон — Зал или иное общественное помещение с креслами, предназначенное для проживающих. Примечание Это часть холлов в средстве размещения или отдельные помещения, используемые проживающими для отдыха и ожидания гостей. [ГОСТ Р 53423 2009] салон… … Справочник технического переводчика

САЛОН — (французское salon), 1) гостиная, комната для приемов. 2) (Устаревшее) литературно художественный или политический кружок избранных лиц, собирающийся в частном доме. 3) Помещение для выставок, а также магазин художественных изделий. 4) Внутреннее … Современная энциклопедия

САЛОН — (франц. salon) 1) гостиная, комната для приемов.2) (Устар.) литературно художественный или политический кружок избранных лиц, собирающийся в частном доме.3) Помещение для выставок, а также магазин художественных изделий; ателье, парикмахерская и… … Большой Энциклопедический словарь

САЛОН — муж., франц. зала, зал; гостиная, комната для приема. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Источник

«Литeратурно-худoжественные сaлоны конца XIX – нaчалa ХХ вв» часть 1

1.Явление литературно – художественного салона

Политические и литературные салоны возникли в Европе в XVIII веке, исполняя подчас значительную роль в культурной и общественной жизни страны. В России они стали появляться в конце XVIII века.

Среди причин образования литературных салонов на первый план выдвигаются интересы объединения единомышленников в некие формы домашних сообществ. Весь опыт мировой философии говорит о плодотворности таких союзов. Афинские школы в Древней Греции, Платоновская академия, которая просуществовала 915 лет, в Германии — группы «Бури и натиска», немецких романтиков в конце XVIII века, младогегельянцев в 40-х годах XIX века. Все это — вехи в истории мировой философской мысли.
(на картинке, взятой из интернета Литературны салон Европы XVIII века)

Что такое художественный салон. Смотреть фото Что такое художественный салон. Смотреть картинку Что такое художественный салон. Картинка про Что такое художественный салон. Фото Что такое художественный салон

Не является исключением в этом плане и российская культура, где мы встречаемся с различными объединениями. Россия имеет свой опыт, отличающийся от европейского, прежде всего тем, что собственно философских обществ в XIX веке не существовало.

Отечественная философская мысль зарождалась и созревала в недрах литературных салонов. Салон представляет собой небольшое объединение людей избранного круга, собирающихся в доме какого-нибудь частного лица ради свободного обмена мнениями на произвольные темы: литературные, философские, политические, социальные, исторические, религиозные и т. п.

Если первая причина появления салонов лежала в стремлении получить место общения людей, то вторая имела некое географическое содержание. Исторически сложилось так, что территория России, в отличие от европейских государств, всегда была слишком обширна. Возможно, подобное обстоятельство порождало особенности некоторых черт национального характера. Как правило, европейцы — замкнутые люди, живущие социально независимо друг от друга, русские — наоборот, открытые, с широкой душой, необыкновенно гостеприимные, не представляющие свой дом без множества родственников или друзей.

Вероятно, эта географическая удаленность русских людей друг от друга в сочетании с экстравертностью души привела к формированию различного рода объединений: салонов, кружков, вечеров, вторников, пятниц, суббот, кофеен, утренников, вольных собраний, чтений и т.д. В условиях того времени каждый кружок и салон — от семейного кружка молодых людей до чопорного салона — мог быть небольшим очагом, где появлялись и распространялись философские идеи.

Принадлежавшие людям, причастным к искусству, или сановным меценатам, салоны тех лет собирали представителей как дворянской интеллигенции, так и «высшего света». В них обсуждали последние литературные, театральные или политические новости; читали стихи, музицировали, пели. «Выдающиеся умы» блистали перед слушателями своими ораторскими дарованиями. Здесь же происходила светская тренировка ума и чувств: встречаясь с людьми «своего круга», шутили, злословили, флиртовали.

В целом, салоны были сугубо дворянским явлением культурной жизни, но характер и даже состав их были разнородными. Наряду с салонами, где преобладали литературные или театральные интересы, возникали и такие, посетители которых обсуждали, главным образом, научные проблемы или вопросы просвещения. С течением времени в салонах начинают принимать участие, кроме великосветской знати и просвещенного дворянства, представители разночинной интеллигенции. Таким образом, характер салонов изменялся в соответствии с развитием культурной и общественной жизни страны.

Литературные салоны выполняли ряд функций.

Прежде всего, они удовлетворяли потребность людей в общении. В процессе общения посетители и завсегдатаи салонов повышали свой культурный уровень, способствовали сохранению культуры России. Быть посетителем салона считалось модным и престижным.

Еще одна задача салонов – интегративная. Салоны объединяли представителей самых разных общностей. Здесь можно было встретить и сановников, и архитекторов, и литераторов, и художников. В обстановке салона люди чувствовали себя свободно и непринужденно.

Одна из задач салонов заключалась в том, что здесь можно было познакомиться с новинками литературы, искусства, общественной и философской мысли. Здесь читали свои произведения Маяковский, Бурлюк, Хлебников и другие представители Серебряного века.

В салонах формировалась и новая культура поведения. Салонная культура создавала относительно безопасные способы внутренней разрядки посетителей, не нарушающие социального порядка и стабильности. Например, в салонах была очень распространена игра в карты. Салоны украшали и быт высших слоев общества России начала XX века.

Салоны никогда не были только московскими или петербургскими салонами. Посещение салонов было доступно и молодым людям, приехавшим с периферии. Именно здесь они знакомились с новинками литературы и искусства, философской мысли. Здесь они воспитывались, готовились к последующей литературной деятельности. Здесь у них была возможность воочию увидеть и пообщаться со светилами в разных сферах науки и искусства. По сути, это можно назвать педагогической функцией салонов.

Говоря о функциях салонов, нельзя забывать и о социализаторской их функции. Действительно, именно здесь формировались многие философские идеи, отсюда же и распространялись.

Практическое значение существования салонов заключается в том, что именно здесь зарождалась и оттачивалась общественная мысль.

Кроме того, именно литературные салоны дали мощный толчок к созданию философских обществ, существующих долгое время и являющихся важнейшим образованием культуры России. Первая попытка (как выяснилось позднее, неудачная) создать такое объединение — философское общество — была предпринята в Петербурге лишь в 1880 г. Большую роль в решении образовать философское общество сыграли лекции Вл. Соловьева, прочитанные им от «Общества Любителей Духовного просвещения» в 1878 г. Тематика прочитанных им лекций выявила наметившийся рост общественного интереса к собственно философским, «метафизическим» вопросам — и в начале следующего года в среде участников прошедших чтений и их наиболее заинтересованных слушателей возникла идея организации научного общества, занятого, прежде всего, философскими задачами.

Появившись в России в конце XVIII века, свой расцвет литературные салоны достигли в первой половине XIX века. Позднее, к середине столетия, они стали пользоваться несколько меньшей популярностью. Это было связано с появлением революционных политизированных организаций, члены которых привлекли внимание полиции. По аналогии, повышенное внимание полиция стала уделять и светским салонам, что не могло нравиться их посетителям. Поэтому число таких объединений уменьшилось.

Таким образом, литературно – художественные салоны, появившись в России в конце XVIII века, сыграли значительную роль в развитии русской национальной культуры, общественной и философской мысли. При этом они выполняли ряд функций, важнейшими из которых являются социализаторская, функции общения и распространения передовых идей.

2. салоны Санкт – Петербурга конца XIX- начала XX века

Конец XIX –начало ХХ века ознаменовалось поиском новых путей в искусстве. Именно в это время возникает множество новых кружков и объединений. В 80–90-е одним из мест встреч петербургских литераторов стали пятницы Я.П.Полонского – еженедельные встречи литераторов и музыкантов, происходившие в доме у поэта и его жены – известного скульптора Жозефины Полонской.

(на фото: участники литературного кружка «Пятницы». Сидят слева направо: гр. А. А. Голенищев-Кутузов, В. С. Лихачёв, Мирра Лохвицкая, Allegro, А. Е. Зарин, Ольга Чюмина (?), В. П. Авенариус, Н. Н. Юрьин)

Что такое художественный салон. Смотреть фото Что такое художественный салон. Смотреть картинку Что такое художественный салон. Картинка про Что такое художественный салон. Фото Что такое художественный салон

После смерти Полонского в 1898 пятницы стали происходить дома у другого поэта – К.К.Случевского. Несмотря на преклонный возраст Случевского, здесь появлялись не только его ровесники, но и поэты молодого поколения, считавшие поэтические искания хозяина дома близкими их собственным эстетическим целям. Известно, что на пятницах Случевского бывал Н.С.Гумилев, с большим уважением относившийся к этому литератору.

Что такое художественный салон. Смотреть фото Что такое художественный салон. Смотреть картинку Что такое художественный салон. Картинка про Что такое художественный салон. Фото Что такое художественный салон

В начале XX века появляются не только новые веяния в искусстве, но и возрождаются традиции литературных кружков и объединений. На это повлияла и политическая ситуация в стране (революция 1905-1907 гг.), которая сулила большие перемены, и желание молодых литераторов объединиться для того, чтобы лучше понять свои идеи, и тот стиль жизни в начале века, при котором сама жизнь как бы превращалась в произведение искусства.

Еще одним известным салоном Петербурга на рубеже веков был литературный салон супругов поэтов Дмитрия Сергеевича Мережковского и Зинаиды Гиппиус. Он располагался в доме Музури, что располагался на углу Пантелеймоновской улицы и Литейного проспекта. Посещать этот салон считалось очень престижным.

Что такое художественный салон. Смотреть фото Что такое художественный салон. Смотреть картинку Что такое художественный салон. Картинка про Что такое художественный салон. Фото Что такое художественный салон

Салоны проходили с 1890 до 1917 годы. Мережковский и Гиппиус принимали, как правило, по воскресеньям днем. Их дом посещали видные представители литературных кругов Петербурга и Москвы, в основном символисты и представители религиозно-философского направления. В числе посетителей были в разное время Лев Бакст, Андрей Белый, Александр Бенуа, Николай Бердяев, Александр Блок, Валерий Брюсов, Николай Ге, Сергей Есенин, Вячеслав Иванов, Евгений Иванов, Алексей Плещеев, Федор Сологуб, Василий Успенский, Дмитрий Философов, Мариэтта Шагинян.

Большинство мемуарных и документальных источников о салоне Мережковских относится к началу 1900-х гг. Как вспоминала сама хозяйка, в 1910-е гг. характер журфиксов изменился: «В годы 15-16 мои «воскресенья» были очень многолюдны. Собирались не «знаменитости»; фактически преобладала самая зеленая молодежь, от 14 лет и выше. (попадались люди и много выше)». В середине 1910-х гг. здесь бывали Арсенева, Злобин, Оцуп, Шагинян, Ястребов.

Душой салона была, конечно же, «декадентская мадонна» Зинаида Гиппиус – очень сильная поэтесса, гораздо более сильная, чем ее супруг. Гиппиус собирала вокруг себя многих творческих людей, помогала пробиться молодым талантам. Именно благодаря ее салону мир узнал таких видных представителей Серебряного века, как Осип Мандельштам, Александр Блок. Именно Гиппиус написала первую рецензию на стихи тогда еще начинающего поэта Сергея Есенина.

Салоны Гиппиус – Мережковского перестали собираться с наступлением 1917 года. Революцию поэты не приняли и вынуждены были эмигрировать в Париж. Там они вновь организовали литературно – художественный салон для русских эмигрантов, получивший название «Зеленая лампа».

Что такое художественный салон. Смотреть фото Что такое художественный салон. Смотреть картинку Что такое художественный салон. Картинка про Что такое художественный салон. Фото Что такое художественный салон

Почти вся поэзия Серебряного века прошла через «Башню»: А.Блок, Ф.Сологуб, А.Ахматова, Н.Гумилев, С.Городецкий, М.Кузмин, З.Гиппиус, В.Брюсов посещали «среды». На Таврической можно было видеть начинающих поэтов — Г.Иванова, В.Ходасевича. Для поэзии рубежа веков этот литературный салон стал первой поэтической академией. Широта в оценке чужого творчества, энциклопедическая образованность, дар притяжения людей и их взаимного соединения позволяли хозяину салона примирять представителей различных литературных направлений.

Среди тем, обсуждавшихся на «Башне», были следующие: «О Фёдоре Сологубе», «С.Городецкий», вопросы ритма. «Среды» Вячеслава Иванова вскоре затмили журфиксы З.Гиппиус, Ф.Сологуба и В.Розанова. На встречах по воскресеньям у Розанова общение строилось в основном вокруг своеобразных увлечений хозяина (религия, нумизматика, философия пола). В салоне Сологуба, напротив, чтения были обязательными, но выступлению перед публикой, эмоциональной выразительности значения не придавалось. На «Башне» зародилась целая школа поэтической декламации, вырабатывалась новая вокальная форма бытования поэтического слова. Здесь можно было слышать шаманский голос Городецкого, бархатный напев Брюсова. Чтение стихов современных поэтов профессиональными артистами — новшество, возникшее на «Башне».

Очень часто хозяйками литературно – художественных салонов были женщины. Как правило, это были творческие личности, которые хорошо разбирались в искусстве, умели его понимать и ценить и сами создающие произведения, чаще всего – поэтические. Этим хозяйки салонов рубежа XIX- начала XX веков отличались от своих предшественниц первой половины XIX века, которые сплошь были богатыми светскими дамами, обладающими определенными талантами. И если посетителями салонов первой половины XIX века были представители привилегированных сословий, то в начале XX века салоны посещали представители самых разных социальных групп – интеллигенция, актеры, писатели и т.д.

Одним из наиболее известных салонов Петербурга на рубеже XIX-XX веков был салон Варвары Ивановны Икскуль фон Гильденбрант. Варвара Ивановна вошла в историю как «женщина в красном платье», или «красная баронесса». Вернувшись в Петербург из – за границы в 1890 году, баронесса купила дом на набережной Екатерининского канала в том месте, где сейчас находится Коломна. В те годы это был богемный район, место пристанища деятелей различных сфер искусства. Здесь она и основала литературно – художественный салон. В доме баронессы Гильденбрант часто бывали чета поэтов Мережковских, философ Владимир Соловьев, писатель Лев Толстой, художественный критик Владимир Стасов, художники Илья Репин, Михаил Нестеров, Александр Бенуа и многие другие. Часто во время таких встреч Варвара Ивановна подсовывала Репину блокнот и просила делать зарисовки гостей, в итоге получилась значительная коллекция образов.

В гостеприимном доме Варвары Ивановны были рады представителям самых разных слоев общества. Здесь бывали и известные художники, писатели, революционно настроенная молодежь, студенты.

В салоне Варвары Ивановны Икскуль фон Гильденбрант ставилась запрещенная тогда пьеса Мережковского «Павел I». Это стало возможным лишь благодаря тому, что полиции никогда не приходило в голову обыскивать дом баронессы, зная, что она представительница высшего общества. А между тем она не единожды прятала у себя большевиков, была знакома с Горьким и несколько раз вызволяла его из тюрьмы.

На рубеже 1917 года баронесса являлась хозяйкой еще одного литературного салона, расположенного на улице Кирочной – особняк Кавоса. Это был последний салон, хозяйкой которого она была, поскольку в 1917 году большевики реквизировали здание, сама же хозяйка осталась без крыши над головой и вынуждена была эмигрировать.

Что такое художественный салон. Смотреть фото Что такое художественный салон. Смотреть картинку Что такое художественный салон. Картинка про Что такое художественный салон. Фото Что такое художественный салон

Не менее знаменитым в Петербурге был литературный салон одной из красивейших женщин своего времени – Паллады Олимповны – Богдановой – Бельской. Салон собирался на ее квартире на Фонтанке. Здесь собирался весь богемный и околобогемный мир Петербурга. Образ Бельской можно увидеть во многих произведениях ее современников, пораженных ее красотой и даже некоторой распущенностью.

Что такое художественный салон. Смотреть фото Что такое художественный салон. Смотреть картинку Что такое художественный салон. Картинка про Что такое художественный салон. Фото Что такое художественный салон

Ее образ выведен и в романе М.Кузьмина «Плавающие – путешествующие» под видом Полины. В образе Дианы Олимпиевны Паллада выведена в повести О. Морозовой «Одна судьба». Палладе посвящал стихи И. Северянин, Б. Садовский.

Сама Паллада Олимпиевна так же увлекалась поэтическим творчеством. В 1915 году она издала сборник стихов «Амулеты».

После революции 1917 года она неприметно жила в Петербурге, никак себя не проявляя на поэтическом поприще. Почти до конца жизни поддерживала отношения в А. Ахматовой.

Большим успехом в Петербурге пользовался литературный салон Саломеи Николаевны Андрониковой, которая по праву признана музой Серебряного века. Сама Саломея происходила из старинного грузинского княжеского рода.

Оказавшись в 1906 году в Петербурге вместе со своей двоюродной сестрой Тинатиной, Саломея сняла трехкомнатную квартиру на Фонтанке, которую молодые грузинские княжны и превратили в литературный салон. Здесь бывали самые известнейшие писатели, поэты, художники – одним словом, весь свет петербургского общества того времени. Особенно тесные дружеские отношения у грузинской княжны сложились с Ахматовой, Радловым, Мандельштамом.

После революции Саломея Николаевна вынуждена была эмигрировать, проживала сначала в Париже, затем в Америке.

Еще один выдающийся салон Санкт – Петербурга начала XX века – это салон Лили Юрьевны Брик, которая приходилась старшей сестрой французской писательнице Эльзе Триоле.

Лиля Юрьевна была и способной, и одаренной. Да еще обладающей безошибочным чутьем на действительно талантливое и прекрасное. С юности жизнь Лили Юрьевны оказалась связанной с литературой. Она дружила с выдающимися литераторами XX века, со многими художниками, музыкантами, кинематографистами.

Что такое художественный салон. Смотреть фото Что такое художественный салон. Смотреть картинку Что такое художественный салон. Картинка про Что такое художественный салон. Фото Что такое художественный салон

Таким образом, литературно – художественные салоны Санкт – Петербурга собирали людей творческих, неординарных, погруженных в искусство, в творчество. Наравне с людьми известными и даже знаменитыми, салоны посещали и начинающие мастера – Есенин, Блок, Мандельштам и другие. В качестве хозяев салонов в одних случаях выступали супружеские пары, такие, как, например Иванов – Гиппиус. В других – это были женщины, не чуждые поэзии и искусства.

Источник

САЛОН

Смотреть что такое САЛОН в других словарях:

САЛОН

(франц. salon, от итальянск. salone — большая зала) — комната, служащая для приема гостей. В истории парижского общества начиная с XVII в. С. играют не. смотреть

САЛОН

IСало́н (франц. salon) 1) гостиная, комната для приёмов. 2) Литературно-художественный или политический кружок избранных лиц, собирающихся в час. смотреть

САЛОН

САЛОН

салон 1. м. Литературно-художественный или общественно-политический кружок, собирающийся в частном доме. 2. м. 1) Парадная гостиная, зал для приема гостей. 2) Зал, помещение для демонстрации и продажи произведений искусства и художественных изделий, а также некоторых промышленных товаров. 3) а) Внутреннее помещение автобуса, троллейбуса и т.п., предназначенное для пассажиров. б) Комфортабельное помещение на судне, предназначенное для отдыха пассажиров. 4) Помещение специального назначения.

САЛОН

салон м.salon (фр.); (в гостинице, на пароходе) saloon

САЛОН

САЛОН

САЛОН, название периодических выставок совр. иск-ва во Франции. Офиц. выставки совр. иск-ва организовывались в Париже с 17 в.; с 1699 они размещались. смотреть

САЛОН

САЛОН (франц. salon), 1) гостиная, комната для приёмов. 2) Лит.-художеств, или политич. кружок избранных лиц, собирающихся в частном доме. 3) Магазин. смотреть

САЛОН

Салон (франц. salon, от итальянск. salone — большая зала) — комната, служащая для приема гостей. В истории парижского общества начиная с XVII в. С. играют немаловажную роль (см. ниже). Название С. присвоено устраиваемым в Париже большим ежегодным выставкам новейших произведений искусства вследствие того, что эти выставки первоначально (в XVII и XVIII стол.) происходили в большой зале Луврского дворца.

САЛОН

САЛОН

Рис. 1. «Илья Муромец».сало́н пассажирский — обособленная часть пассажирской кабины, отделённая от других помещений перегородками (или поперечными прох. смотреть

САЛОН

В С.-Петербурге нач. 19 в. мы уже видим примеры меблированных залов со спец. планировкой, предназначенных для приема гостей: зал в доме Олениных, Белый зал Михайловского дворца, Малахитовый зал в особняке Демидовых, Синяя гостиная Нарышкинского дворца, Зеленая гостиная особняка Половцовых. Интересно, что эти помещения до 1830-х гг. еще носят название «зал», хотя в них уже не проводятся балы, с этого времени танцевальный зал и столовая отодвигаются в боковые флигели, а салон занимает центр. место по фасаду. Меблировка С. дополняется пяльцами, мольбертами и муз. инструментами. С сер. 1830-х гг. мебель ставят уже не вдоль стен, а вокруг стола, появ. «свободная планировка» интерьера.

С. придумала дама как лучшее обрамление, оттенение своей личности. Это подчеркивали еще исследователи прошлого века, определявшие С. как кружок, группировавшийся вокруг к.-л. выдающейся женщины, «царицы С.», блиставшей остроумием, талантами, красотой. Это понимали те, кто переносил идею С. на рус. почву. Так, И. И. Бецкой специально приглашал в свой дом смолянку Г. Алымову для приема гостей. При «малом дворе», возникшем вокруг вел. кн. Марии Федоровны, занимались совместным музицированием, рисованием, танцами, рукоделием, ботаникой. Т. о., С. сложились при формировании круга образов. женщин, ощутивших свою самодостаточность как личности.

Дама-хозяйка должна была продумать программу, что было особенно трудно в ежедневных С., позаботиться о присутствии либо особо блестящего гостя, либо о составе группы гостей, способных начать, развить беседу, интересную для всех собравшихся, либо пригласить исполнителей, к-рые заполнят естественные паузы.

В С. часто совместно рисовали, напр., у Ф. Толстого или у М. Волконской, художественным С. можно считать и собрания в семье Н. Бенуа, где, кроме художников, бывали и музыканты.

Направления С. менялись со временем, в зависимости от проф. интересов хозяев. Если А. Оленин начинал свои собрания как персона Екатерининского века (классицизма), как друг Н. Львова, Г. Державина, В. Озерова, а его салон был театр., лит., то затем, спустя десятилетие, когда у него в доме, как президента АХ, стали собираться в 1820-х гг. учащиеся живописных и архитектурных классов, он стал инициатором возрождения др.-рус. иск-ва, встал у истоков, был вдохновителем нового, неорусского стиля.

С. играли и воспитательную роль. Дети могли присутствовать в собрании, внимание гостя поощряло в детях стремление к совершенствованию. Молодежь приучалась естественно и пристойно вести себя в обществе.

С. был единственным местом в николаевскую эпоху, где можно было в широком кругу отстаивать свои полит. и культ. взгляды. При этом гости были «равны» перед хозяйкой дома, единственно ее взгляды, ее слово были решающими.

С сер. 19 в. лит. кружки занимают место, ранее принадлежавшее именно С., но там уже не было необходимости в хозяйке дома. Исчезновение С. как общественного ин-та совпало с возможностью для большего круга девушек получения регулярного образования, с разнообразием возможности приложения творч. сил, ранее ценимых только узким кругом, с большими возможностями для женщин проявить свой ум и организат. способности.

«Эпоха С.» в рус. столицах показала всей России нарождение об-ва, способного дискутировать, создавать новые худож. направления и развлекаться не по указанию свыше.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *