Что такое оив в образовании

Статья 37. Органы, осуществляющие управление в сфере образования

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ статья 37 изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г.

Статья 37. Органы, осуществляющие управление в сфере образования

1. Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

К федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере образования, относятся федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере образования, а также федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения.

2. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

3. В случае нарушения образовательным учреждением законодательства Российской Федерации в области образования и (или) устава образовательного учреждения органы, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в пределах своих полномочий вносят предписание об устранении данного нарушения.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 37 настоящего Закона

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Что такое оив в образовании

Статья 89. Управление системой образования

1. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.

2. Управление системой образования включает в себя:

1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;

3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;

4) проведение мониторинга в системе образования;

5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

6) государственную регламентацию образовательной деятельности;

7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;

8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

3. Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах, муниципальных и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 114-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, а также федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, осуществляют координацию деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов системы образования в установленной сфере ведения.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, осуществляет согласование назначения на должность руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

(часть 6 введена Федеральным законом от 24.04.2020 N 147-ФЗ)

Источник

Федеральные органы управления образованием в Российской Федерации

До середины мая 2018 года управление образованием в стране осуществляли Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки; смысл данного сокращённого наименования ныне изменился) и подчинённая ему Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Эта система сложилась в ходе реформы исполнительной власти в 2004 году. С 2004 по 2010 год существовало также подчинённое Минобрнауки Федеральное агентство по образованию (Рособразование), упразднённое с передачей функций в непосредственное ведение министерства.

С момента образования Российской Федерации до 1996 года руководство образованием осуществляли: в области начального и среднего образования — Министерство образования РФ (1991—1996); в области высшего и послевузовского образования — Министерство науки, высшей школы и технической политики РФ (1991—1993) и Государственный комитет по высшему образованию РФ (1993—1996). После 1996 и до 2004 года функции управления образованием были сосредоточены в Министерстве общего и профессионального образования РФ (1996—1999), позже преобразованном в Министерство образования РФ (1999—2004).

Связанные понятия

Уче́бное заведе́ние — прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством — это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).

Деятельность на ступени общего образования осуществляется в соответствии с требованиями Конституции Азербайджанской Республики, Закона «об Образовании» Азербайджанской Республики, соответствующих приказов, решений и распоряжений, Положения о Министерстве Образования Азербайджанской Республики и других нормативных актов.

К высшим учебным заведениям во Франции относятся все учебные заведения, осуществляющие общенаучную и специальную подготовку на базе полного среднего образования со сроками обучения от 2 до 11 лет. Речь идет, таким образом, о принятой на Западе расширительной концепции высшего образования, включающей в себя не только собственно высшее, но и так называемое послесреднее образование, являющееся аналогом среднего.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, то есть организации, реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Источник

Федеральные органы в сфере образования и науки

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образовано Министерство образования и науки Российской Федерации (сокращенно — Минобрнауки России), ему передаются функции упраздняемых Министерства образования Российской Федерации и Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации — см.

Обратите внимание, что ранее действовало:

— Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2010 г. №337 — утратило силу в связи с Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 №466
— Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. №280. — Отменено Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 №337.
Кроме того, Указом Президента РФ от 4 марта 2010 года №271 упразднены Федеральное агентство по науке и инновациям и Федеральное агентство по образованию, а их функции переданы Министерству образования и науки РФ. Поэтому Постановлением №337 также отменяются:
— Положение о Федеральном агентстве по науке и инновациям, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. №281
— Положение о Федеральном агентстве по образованию, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. №288

О Перечне организаций, находящихся в ведении Минобрнауки России. Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. №1749-р с приложениями:
Перечень организаций, находящихся в ведении Минобрнауки России
Перечень федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Роспатента
Перечень федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Рособрнадзора
Перечень организаций, находящихся в ведении Роснауки

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (сокращенно — Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки, служба находится в ведении Министерства образования и науки РФ, — см.

Обратите внимание, что до 1 сентября 2013 г. действовало: Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. №300. — Отменено Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 №594.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по правовой защите интересов государства в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, — см.:

Заметим, что ранее таким федеральным органом исполнительной власти являлась Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. №299 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам»), а до того — Российское агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент).

Совет при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию преобразован из Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям. Совет является консультативным органом при Президенте РФ, созданным для информирования главы государства о положении дел в сфере науки, технологий и образования, — см.

В целях обеспечения деятельности Президента РФ по формированию и реализации государственной политики в области науки и образования в составе Администрации Президента РФ образовано Управление Президента РФ по научно-образовательной политике:

Федеральное агентство научных организаций (ФАНО России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере организации деятельности, осуществляемой подведомственными организациями:

Обновление раздела прекращено в 2014 году. Версии законов могут не быть актуальными.

Источник

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования

Что такое оив в образовании. Смотреть фото Что такое оив в образовании. Смотреть картинку Что такое оив в образовании. Картинка про Что такое оив в образовании. Фото Что такое оив в образовании

Дата публикации: 19.11.2020 2020-11-19

Статья просмотрена: 96 раз

Библиографическое описание:

Афанасьевская, И. В. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования / И. В. Афанасьевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 241-245. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75367/ (дата обращения: 27.11.2021).

В статье рассматриваются что такое государственное управление. Правовые основы формирования органов исполнительной власти субъектов РФ.

Ключевые слова: государственное управление, ораганы исполнительной власти, Конституция РФ, Федеральный Закон «Об образовании в РФ»

The article discusses what is public administration. Legal basis for the formation of executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation.

Keywords: public administration, executive authorities, the Constitution of the Russian Federation, the Federal Law «On Education in the Russian Federation»

В научной литературе понятие государственного управления рассматривается в узком и широком смысле этого слова. Узкое значение понятия государственного управления раскрывается посредством отождествления с деятельностью органов исполнительной власти в целом. Широкий аспект понятия государственного управления характеризуется совокупностью деятельности всех ветвей власти [10].

Органы исполнительной власти образуют не просто самостоятельную систему исполнительной власти, а такую систему, которая является мощной подсистемой всей системы государственного управления. Этой подсистеме свойственны особенности, которые качественно выделяют ее среди других подсистем системы государственного управления.

На сегодняшний день в научной литературе выделяется проблема соотношения исполнительной власти и государственного управления, которая характеризуется рядом факторов, свидетельствующих о том, что в некоторых случаях им присущи как общие черты, так и отличия по некоторым важным характеристикам.

Следует отметить, что понятие государственного управления не закреплено на законодательном уровне, и упоминание о нем отсутствует также и в нормах Конституции РФ, что вызывает дискуссии в научной литературе.

Исполнительная власть считается проявлением единой государственной власти, и обладает особым характером деятельности различных звеньев структуры государственного аппарата (органами исполнительной власти).

Данное понятие государственного управления понимается в виде исполнительно-распорядительной деятельности, а не противопоставляется осуществлению исполнительной власти.

Государственное управление обладает следующими чертами:

Во-первых, это организующая деятельность.

Во-вторых, обладает государственно-властным характером.

В-третьих, деятельность государственного управления носит непосредственный характер, так как исполняется специально уполномоченными субъектами.

В-четвертых, обладает разнообразием организационно-правовых форм функционирования, динамичностью задач и выполнение интересов общества, личности и государства.

Исполнительная власть фактически составляет содержание деятельности относительно государственного управления, выражая, прежде всего, ее функциональную (исполнительную) направленность. Соответственно, все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления. Большинство административистов считают государственное управление синонимом государственно-управленческой деятельности в широком смысле и формой реализации исполнительной власти в ее собственном смысле. До сих пор в законодательстве Российской Федерации не сложилась окончательно единая терминология, касающаяся исполнительной власти.

Таким образом, можно выделить сходство между государственным управлением и деятельностью органов исполнительной власти, которое заключается в том, что эти понятия определяются как деятельность государственной власти.

Несмотря на сходство, данные понятия имеют и свои отличия, определяемые в том, что деятельность исполнительной власти более узкое понятие, поскольку в данном случае задействовано только одна исполнительная ветвь власти, с ее структурой, полномочиями, и направлениями деятельности. А в понятие государственного управления включается деятельность любых государственных органов всех ветвей власти.

Вместе с тем, понятие органа исполнительной власти в действующем законодательстве не закреплено, в Конституции РФ указывается только на то, что органы исполнительной власти включаются в единую систему государственных органов.

В рамках ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплено положение о системе органов исполнительной власти субъекта РФ.

Российский законодатель по отношению к органам исполнительной власти использует несколько понятий: «государственные органы управления», «исполнительные органы», «исполнительные органы государственной власти. В научной литературе исполнительная власть и органы исполнительной власти рассматриваются с различных позиций.

Так, Е. А. Тимошенко полагает, что любую власть следует считать особой функцией, направленной на руководство, управление и координацию волевых действий общества в целом [8].

Существует и другая точка зрения, которая определяет исполнительную власть как процесс осуществления государственного управления, рассматривая исполнительную власть как особый вид государственной деятельности, посредством осуществления полномочий органами государственной власти [11].

Следовательно, под органами исполнительной власти следует понимать государственную организацию деятельности, направленную на обеспечение законодательства, а также осуществление функций государственного управления.

Органы исполнительной власти являются самой объемной ветвью государственной власти. Исполнительная власть признается независимой, и наделена особыми полномочиями в сфере государственного управления [12].

Несмотря на различные подходы к классификации государственных органов, важным является их рассмотрение в контексте принципов единства, системности, взаимосвязи, взаимодействия и взаимозависимости. Все органы государственной власти взаимосвязаны определенной функциональной общностью. Реализация государственной власти ассоциируется с двумя важнейшими в теории государства дефинициями — механизм государства и аппарат государства.

Г. Б. Романовский отмечает, что: «исполнение законов объективно требует осуществления большой по объему распорядительной деятельности [13].

Реализация функции органов исполнительной власти обозначает, что ее исполнение осуществляется посредством управленческого процесса.

Существует ряд административно-правовых функций органов исполнительной власти. К таковым относятся функции, которые закреплены на законодательном уровне, и их реализация осуществляется в публично-правовых отношениях.

Также органы исполнительной власти наделены функциями государственного контроля и надзора. Иными словами, можно сказать, что функции органов исполнительной власти классифицируются также в зависимости от полномочий, которыми наделены органы исполнительной власти.

Правовые основы формирования органов исполнительной власти субъектов РФ определяются действующими правовыми актами федерального уровня, и правовыми актами каждого субъекта РФ [2]. Основополагающим правовым актом, которым определяется особенность деятельности исполнительной власти, является Конституция РФ, в которой указывается, что органы исполнительной власти субъектов РФ включаются в единую систему государственных органов [9].

Органы исполнительной власти подразделяются на различные виды, которые и представляют систему органов исполнительной власти. Другими словами, под системой органов исполнительной власти понимается совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых органов исполнительной власти, которыми образуется целостное единство, и реализуются поставленные задачи.

На основании ст. 6 Закона об образовании, федеральный орган исполнительной власти в сфере образования осуществляет функции по принятию нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность в сфере образования; занимается согласованием кандидатур, выдвигаемых высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, на должность руководителя органа исполнительной власти региона в сфере образования; осуществляет контрольно-надзорные функции в сфере образования; имеет право на изъятие переданных полномочий региональному органу исполнительной власти в сфере образования [14].

Итак, под органами исполнительной власти понимаются элементы системы государственных органов, которые формируются с целью непосредственной и повседневной реализации функций государственного управления, наделенные конкретным объемом полномочий исполнительно-распорядительного характера, с целью управления системой образования на федеральном уровне.

В структуру федеральных органов управления в сфере образования входят:

Во-первых, Правительство РФ, правовое положение которого определено в гл. 1 и 6 Конституции РФ, а также положениями Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» [15].

Законодательное закрепление положения Правительства РФ среди органов исполнительной власти свидетельствует о системном подходе и соответствует конституционно-правовым принципам.

В Конституции РФ закреплены существенные элементы правового положения Правительства РФ с целью повышения его самостоятельности и ответственности в ходе реализации своих полномочий.

В отношении членов Правительства РФ установлено ограничение, согласно которому они не могут быть членом органа иной ветви власти, а также им запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность, или иную другую оплачиваемую деятельность, за исключением преподавательской, научной либо творческой деятельности и друге ограничения, связанные с выполнением полномочий.

Деятельность Правительства РФ в сфере образования обеспечивается с помощью Аппарата Правительства РФ, которым осуществляется взаимодействие с Администрацией Президента РФ, а также аппаратами палат Федерального Собрания РФ. Руководителем Аппарата Правительства РФ заместителем Председателя Правительства РФ или федеральным министром возглавляется Аппарат Правительства РФ [6].

Следует подчеркнуть, что Правительство РФ образует координационные и совещательные органы, деятельность которых направлена на обеспечение согласованности действий органов исполнительной власти в ходе разрешения вопросов, связанных с разработкой предложений, носящий рекомендательный характер в сфере образования [5].

С 2004 года по 2018 год органом, который осуществлял функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, являлось Министерство образования и науки РФ.

До 1 сентября 2014 г. предусматривалось обязанность образовательных организаций привести образовательную деятельность в соответствие с законодательством РФ об образовании. Под образовательной деятельностью подразумевается деятельность по реализации образовательных программ (п. 17 ч. 1 ст. 2 Закона об образовании).

До 1 января 2016 г. предусматривалось приведение образовательных организаций в соответствие с требованиями гражданского законодательства и законодательства об образовании РФ свои наименования и уставы. До 1 сентября 2016 г. предусматривалась обязанность образовательных организаций пройти лицензирование и государственную аккредитацию в установленном порядке [16].

15 мая 2018 года Указом Президента РФ Министерство образования и науки Российской Федерации было преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Организационная реформа обсуждалась довольно долго. Министерству просвещения РФ были переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых [4].

Кроме того, в структуру федеральных органов исполнительной власти в сфере образования включена также и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (сокращенно — Рособрнадзор), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки [17].

Такой исполнительный орган исполнительной власти как Совет при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям, признается консультативным органом при Президенте РФ и создан с целью информирования главы государства о положении дел в сфере науки, технологий и образования.

С целью осуществления обеспечения деятельности Президента РФ по формированию и реализации государственной политики в области науки и образования в состав Администрации Президента РФ включается Управление Президента РФ по научно-образовательной политике.

Федеральное агентство научных организаций (ФАНО России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере организации деятельности, осуществляемой подведомственными организациями.

Таким образом, были рассмотрены особенности федеральных органов исполнительной власти в сфере управления образованием и рассмотрена их общая структура. Следует отметить, что на федеральном уровне управление образованием осуществляется перечисленными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *