Что такое олигополистический рынок
Что такое олигополия. Рынок олигополии и отличия олигополии от монополии
Продукция компаний-конкурентов на олигополистическом рынке может быть идентична (например, сотовая связь) или дифференцирована (например, разные прохладительные напитки).
У фирм на олигополистическом рынке может быть две стратегии: вести ценовую войну и пытаться выдавить конкурентов с рынка; либо сотрудничать, договариваясь о ценах и соблюдая иные неформальные договоренности.
Отличия олигополистического рынка от монопольного и конкурентного
Главное отличие олигопольного рынка от конкурентного также состоит в том, что при олигополии каждая из фирм при принятии решений оценивает возможную реакцию конкурентов. На высококонкурентном рынке действия отдельных предприятий не оказывают значимого влияния на другие компании, так что на их реакцию можно не ориентироваться.
Например, снижение цен на картошку в одном из множества продовольственных магазинов не изменит ситуацию на рынке (рынок, близкий к чистой конкуренции). А вот снижение цен на автомобили одним из крупных автоконцернов неизбежно заставит конкурентов реагировать (рынок олигополии).
Примеры рынков олигополии
Примером олигополии может служить рынок пассажирских самолетов. Большую их часть производят компании Boeing или Airbus. Вход других фирм на рынок затруднен: чтобы наладить производство авиалайнеров, нужны многомиллиардные вложения и долгие годы.
Признаки и особенности рынка олигополии
Немногочисленность фирм. Большую часть рынка контролируют от двух до пяти крупных производителей.
Вход новых фирм на рынок затруднен. Например, необходим большой стартовый капитал или существуют законодательные ограничения.
Взаимозависимость производителей. Конкуренты в своих действиях ориентируются друг на друга, опасаясь потерять долю рынка. Важнейшими условиями выживания становятся информированность о чужих действиях и бизнес-стратегия.
В результате ценовая конкуренция на олигополистическом рынке ограничена. Фирмы уделяют больше внимания неценовой конкуренции.
Картельный сговор на рынке олигополии
Преимущества и недостатки олигополистического рынка
Олигополии присущи как положительные, так и отрицательные черты.
Положительные черты олигополии:
Конкуренция крупных компаний не дает ни одной из них взвинчивать цены, вынуждает уделять больше внимание качеству продукции.
Компании активно вкладываются в научные исследования и разработки, внедряют новые технологии.
Отрицательные черты олигополии:
Компании могут вступать в сговор, завышать цены.
Олигополии вынуждают заниматься неценовой конкуренцией, что увеличивает издержки.
Что такое олигополия? Признаки, характеристика, примеры олигополии в условиях современного рынка
Признаки олигополии
Причины появления и существования олигополий
Часто олигополии возникают естественным путем, когда компании разрастаются и начинают контролировать бо´льшую часть рынка, вытесняя или поглощая конкурентов. При олигополии очень часты ситуации слияния фирм с целью увеличить рыночную власть. Потребители при этом склонны доверять более крупным и именитым производителям. Таким образом постепенно количество компаний, предлагающих конкретные продукты или услуги, сокращается до нескольких крупных корпораций.
Виды олигополии
Ценообразование и определение объемов производства
Наличие на рынке разных видов олигополии не дает возможности выработать простую рыночную модель. Мешает этому и всеобщая взаимосвязь компаний при олигополии. Компания не может предсказать действия конкурентов при изменении собственной стратегии, поэтому не может и определить цену и объем производства для максимизации прибыли.
Существует несколько методов контроля над ценами при олигополии.
1. Ломаная кривая спроса
Возникает в случае, если олигополист опускает цены ниже установленных на рынке, мотивируя сделать то же самое конкурентов. Однако в результате таких действий изменений ни в цене, ни в количестве продукта не происходит, что говорит о негибкости цен, характеризующих олигополистические рынки.
Так называется неофициальное (часто молчаливое) соглашение между фирмами о фиксировании цен или ограничении конкуренции. Олигополисты, вступившие в тайный сговор, стремятся к максимизации общих прибылей. Однако эта форма контроля над ценами сталкивается с препятствиями в виде мошенничества посредством ценовых скидок, различий в спросе и издержках, антитрестовских законов и т.д.
3. Лидерство в ценах
Ценовое лидерство является неофициальным методом установления цены, при котором доминирующая компания объявляет об изменении цены, а следуют ее примеру. Сохранение цены на одном уровне, заданном фирмой-лидером, называют «зонтиком цен».
Принцип «издержки плюс» или «себестоимость плюс» — традиционный способ установления цен при олигополии. В этом случае цена определяется на основе полной себестоимости продукта путем добавления к ней некоторой наценки. Этот метод вполне совместим с тайным сговором или лидерством в ценах.
Эффективность олигополии
Олигополия — довольно частое явление современной рыночной экономики. Существует две точки зрения о ее эффективности. Согласно традиционной точке зрения, олигополия близка к монополии при внешней видимости конкуренции. Соответственно, олигополия может привести рынок к тем же последствиям, что и монополия. Однако И. Шумпетер и Д.К. Гэлбрейт утверждают, что олигополия способствует научно-техническому прогрессу, в результате чего потребитель получает лучшую продукцию по более низким ценам, чем при других типах организации рынка.
Методические советы
При изучении темы рекомендуем воспользоваться УМК по экономике под редакцией Г. Э. Королевой. Вы найдете исчерпывающие сведения по теме и дополнительные материалы.
Олигополия
Олигополия – это рынок, на котором относительно небольшое число продавцов обслуживает много покупателей. Олигополия относится к типу рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой преобладает крайне малое количество фирм.
Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолётов, таких как «Boeing» или «Airbus», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ».
Условия возникновения олигополии
Олигополии часто возникают естественным образом, поскольку компании растут и начинают захватывать все большую долю рынка, постепенно вытесняя или поглощая конкурентов. Со временем число компаний, предлагающих определенные продукты и услуги, начинает сокращаться до нескольких крупных корпораций. Клиенты в свою очередь при выборе продуктов склонны доверять более именитым и солидным брендам.
В сформированной олигополии доминирующие компании чувствуют себя довольно свободно и могут позволить себе полностью контролировать ценообразование. Так, к примеру, многие компании по производству мобильных телефонов значительно завышают цену на свои изделия только потому, что они пользуются популярностью и могут себе это позволить.
Основные черты олигополии
Когда на рынке присутствует небольшое количество фирм, их называют олигополиями. В некоторых случаях олигополиями могут называть наиболее крупные фирмы в отрасли. Продукция, которую поставляет на рынок олигополия, идентична продукции конкурентов (например, мобильная связь), либо имеет дифференциацию (например, стиральные порошки).
При этом на олигопольных рынках очень редко проявляется ценовая конкуренция. Как правило, вход на олигопольный рынок новых фирм очень затруднён. В качестве барьеров выступают либо законодательные ограничения, либо необходимость в начальном капитале большого размера. Поэтому в качестве примера олигополии выступает крупный бизнес.
Таким образом, олигополистические рынки обладают следующими признаками:
малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;
дифференцированная или стандартизированная продукция;
наличие существенных препятствий входа на рынок, т.е. высокие барьеры входа на рынок;
фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен.
Ценовая политика
Как правило, фирме не выгодно повышать цены на свои товары и услуги, поскольку велика вероятность того, что другие фирмы не последуют за первой, и потребители «перейдут» к компании-сопернику.
Если же фирма понижает цены на свою продукцию, то, чтобы не потерять клиентов, конкуренты обычно следуют за понизившей цены компанией, также снижая цены на предлагаемые ими товары: происходит «гонка за лидером». То есть, когда компания снижает цены или предлагает новые услуги или продукты, конкуренты должны последовать ее примеру. В противном случае, если они не предоставят покупателям альтернативу, они могут вообще лишиться тех самых покупателей.
Таким образом, между олигополистами нередко случаются так называемые ценовые войны, в которых фирмы устанавливают на свою продукцию цену, не большую чем у конкурента-лидера.
Виды и структура олигополии
Олигополии можно классифицировать следующим образом:
чистая олигополия – это ситуация при которой фирмы производят однородные продукты (цемент, сталь, нефть, газ.);
дифференцированная олигополия – это ситуация, когда компании производят схожие продукты (автомобили, самолеты, телефоны, компьютеры, сигареты, напитки и так далее);
коллективная олигополия – это когда фирмы сотрудничают друг с другом в определении цены или объема выпуска продукта. Подобная структура несет в себе признаки сговора и монополизации рынка.
Стратегии поведения олигополии
Стратегии поведения олигополий делятся на две группы. Первая группа предусматривает согласование действий фирмами с конкурентами (кооперативная стратегия), вторая — отсутствие согласованности (некооперативная стратегия).
Модели олигополии
На практике различают следующие модели олигополии:
модель лидерства по ценам (объему);
модель Бертрана (модель ценовой войны);
Модель лидерства по ценам (объему)
Как правило, среди совокупности фирм выделяется одна, которая становится лидером на рынке. Это связано, например, с продолжительностью существования (авторитетом), наличие более профессионального персонала, наличие научных подразделений и новейших технологий, более высокая доля их на рынке. Лидер первым совершает изменения в отношении цены или объема производства. При этом остальные фирмы повторяют действия лидера. В результате наблюдается согласованность общих действий. Лидер должен быть наиболее информирован о динамике спроса на продукцию в отрасли, а также о возможностях конкурентов.
Модель картеля
Наилучшей стратегией для олигополии является сговор с конкурентами по поводу цен производства, объёмов продукции. Сговор даёт возможность усилить власть каждой из фирм и использовать возможности получения экономической прибыли в таком размере, в котором её получала бы монополия, если бы рынок был монопольным. Такой сговор в экономике называют картелем.
Модель Бертрана (модель ценовой войны)
Предполагается, что каждая фирма желает стать ещё крупнее и в идеале захватить весь рынок. Чтобы вынудить уйти конкурентов, одна из фирм начинает снижать цену. Остальные фирмы, чтобы не потерять своей доли, вынуждены делать то же самое. Ценовая война продолжается, пока на рынке не остается одна фирма. Остальные закрываются.
Модель Курно
Поведение фирм основано на сопоставлении самостоятельного прогноза об изменениях рынка. Каждая фирма просчитывает действия конкурентов и выбирает такой объем производства и цену, которая стабилизирует её положение на рынке. Если первоначальные расчеты ошибочны, фирма корректирует выбранные параметры. Через определенный промежуток времени доли каждой фирмы на рынке стабилизируются и в дальнейшем не изменяются.
Плюсы и минусы олигополии
Если говорить о позитивных и негативных моментах олигополии как структуры, то нужно отметить, что существуют как значительные плюсы, так и минусы.
К плюсам можно отнести то, что крупные компании довольно сильно конкурируют друг с другом, чем стимулируют рост качества продуктов и научно-технического прогресса в целом.
Тем не менее подобная конкуренция в сочетании с огромными возможностями крупных фирм, может значительно ограничивать появление новых игроков на конкретном рынке товаров или услуг.
Антимонопольное законодательство
Антимонопольное законодательство — законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Цель антимонопольного регулирования состоит в том, чтобы вынудить монополистов назначать такую цену за товар, которая обеспечивала им лишь нормальную прибыль, а не сверхприбыль.
Мерами антимонопольного регулирования являются: регулирование цен фирм-монополистов, сокращение сроков действия лицензий фирм-монополистов, дробление фирм-монополистов, национализация монополистов.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Олигополия
Олигополия — вариант несовершенной конкуренции, при котором на рынке присутствует небольшое количество крупных продавцов, имеющих большое влияние на цены и поведение потребителей. При этом кроме них на рынке могут находиться и другие продавцы — более мелкие, вынужденные в своей деятельности ориентироваться на олигополистов или искать небольшие незанятые рыночные ниши. Частный случай олигополии — дуополия, т. е. рынок с двумя крупнейшими продавцами.
К известным олигопольным рынкам мирового масштаба можно отнести производство крупных пассажирских самолетов, где доминируют две компании — Boeing и Airbus; производство процессоров для персональных компьютеров (Intel и AMD); медиа (13 крупнейших корпораций); аудиторский бизнес (PWC, KPMG, Deloitte Touche Tohmatsu и Ernst & Young); рейтинговые агентства (Standard & Poor’s, Moody’s и Fitch Ratings), экспортные поставки сырьевых товаров (менее десяти трейдеров) и др. Олигополии существуют на национальных рынках и на местном уровне.
Ситуация со степенью концентрации (олигопольности) одного и того же рынка может меняться при изменении масштаба ее рассмотрения. Например, рынок крупных продовольственных магазинов в России имеет признаки олигополии (он фактически поделен между X5 Retail Group, «Магнитом», «Ашаном» и «Метро»), но весь он в совокупности — лишь примерно пятая часть всего розничного продовольственного рынка страны, т. е. эти компании не доминируют на продовольственном рынке в целом. В то же время в отдельных городах и регионах их доля значительно выше. Поэтому, говоря об олигополии, стоит максимально точно определять, какой именно рынок имеется в виду.
Принципиальное отличие олигопольного рынка от конкурентного заключается в способе принятия решений отдельными участниками. При наличии на рынке олигополии каждый из немногих участников при принятии решений оценивает возможную реакцию других компаний, т. к. она может оказать существенное влияние на результат его действий. На высококонкурентном рынке действия отдельных предприятий не оказывают значимого влияния на другие компании. Например, резкое снижение цен на молоко в одном из небольших магазинов крупного города не вызовет какого-либо значимого влияния на конкурентов. Но снижение цен на процессоры Intel может полностью изменить картину на соответствующем рынке.
Отличительная особенность олигопольного рынка — высокий уровень взаимозависимости его участников: резкий рост доли рынка, контролируемой одной из компаний, приводит к резкому падению долей других предприятий. Но и их ответ может быть столь же разрушительным, что в конечном итоге приведет к негативным последствиям для всех участников рынка. Поэтому на олигопольных рынках часто наблюдаются явные и тайные сговоры, альянсы и соглашения, цель которых — сохранение стабильности и повышение прибыльности работы для всех участников. К таким соглашениям может относиться не только согласование цены продукции, но и разделение зон влияния компаний по продуктовому или географическому принципам.
Экономисты исследуют ценообразование на олигопольных рынках, создавая различные модели, объясняющие и демонстрирующие действия компаний-олигополистов в определенных условиях. К наиболее известным исследованиям относятся модели Штакельберга, Курно, Бертрана, Гутенберга.
Характеристика рынка олигополии: типы, барьеры входа, цена на рынке и примеры олигополии
01.11.2021 No Comments Posted in
В статье вы узнаете, что такое рынок олигополии, чем он отличается от других рыночных структур, найдете примеры олигополии и ее типы, узнаете о причинах и путях возникновения, а также о том, как на рынке олигополии формируется цена, и что такое «ценовые войны».
Понятие «рынок олигополии»
Олигополия — это рыночная структура, при которой большая часть выпускаемой продукции производится несколькими крупными фирмами, каждая из которых настолько велика, что может оказать влияние на весь рынок своими собственными действиями.
Слово «олигополия» введено английским государственным деятелем Т. Мором в ставшем всемирно известном романе «Утопия» (1516 год).
Олигополия отличается от других рыночных структур не количеством агентов, а типом их поведения, где центральным элементом выступает реакция конкурентов на действия фирмы. Таким образом, фирма-олигополист должна считаться не только с реакцией потребителей, но и с ответной реакцией своих конкурентов.
Создавайте запоминающиеся публикации, фотоколлажи, инфографику, открытки, плакаты, визитки, оформляйте документы в визуальном редакторе Canva! После регистрации по ссылке каждый подписчик получит 30-дневный бесплатный пробный период Canva Pro.
Примеры олигополии
Олигополия — одна из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Почти все технически сложные отрасли промышленности относятся к данной рыночной структуре.
Олигополистическая структура рынка может возникнуть в отраслях, производящих как стандартизированные товары, например: медь, алюминий, нефть, цемент, так и дифференцированные товары: сигареты, алкоголь, электроприборы, стиральные порошки, автомобили.
В России олигополистический характер имеют сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия. Также олигополизированы такие отрасли, как химическая промышленность (производство удобрений) и машиностроение (в частности, аэрокосмическая промышленность, автомобилестроение).
Характеристика рынка олигополии: отличительные черты
Для рынка олигополии характерны следующие черты:
Рынок олигополии: основные причины и пути формирования
В качестве основной причины возникновения рынка олигополии можно выделить экономию на масштабах производства или эффект масштаба, который дает более крупным компаниям преимущество над меньшими фирмами в области издержек.
Когда влияние эффекта масштаба очень выражено, тогда на рынке возникает монополия. Но в случае, когда экономия на масштабе производства менее заметна, это приводит к конкуренции между несколькими фирмами. Так возникает олигополистическая структура рынка.
Итак, к основным путям и причинам формирования олигополии относятся:
2. Рост, капитализация прибыли, банкротство конкурентов, поглощение конкурентов.
3. Слияние капиталов на добровольных началах. Такое объединение может существенно увеличить долю принадлежащего структуре рынка, расширить контроль над ценой, воспользоваться эффектом масштаба и позволить привлечь более дешевые ресурсы.
4. Существование объединений, основанных на тайном сговоре:
Барьеры входа на рынок олигополии
Основной причиной для формирования олигополистической структуры рынка и, одновременно, барьером входа на рынок олигополии является эффект масштаба и экономия издержек.
Там, где эффект масштаба значителен, эффективное производство возможно только при небольшом числе производителей. При этом эффективность требует, чтобы производственная мощность каждой фирмы занимала большую долю совокупного рынка, а маленькие фирмы в таких условиях выжить не могут. Многие конкурирующие фирмы становятся банкротами или же происходит слияние нескольких фирм.
Например, в США в период становления автомобильной промышленности в отрасли функционировало около 80 фирм. Но с годами развитие технологий массового производства, а также многочисленные банкротства и слияния ослабили борьбу между производителями. Теперь в США на долю большой тройки «Дженерал Моторс», «Форд» и «Крайслер» приходится почти 90% продаж произведенных в стране автомобилей.
Чтобы добиться низких издержек на единицу продукции, фирма должна быть крупным производителем. Только в оборудование нужно вложить десятки миллионов долларов.
Кроме того, существуют и другие барьеры, например, финансовый. Так, вступление в отрасль производства сигарет требует огромных финансовых расходов на рекламу.
Типы олигополии
Олигополию, состоящую из 3-4 фирм, называют «жесткой«, а состоящую из 4-9 фирм, на долю которых приходится 70-80 % рынка, называют «аморфной» или мягкой.
Показатели концентрации производства
Олигополистический рынок формируется при условии высокой степени концентрации производства.
Для измерения концентрации производства используются следующие основные показатели:
где di – доля i-той фирмы на рынке.
Цена на рынке олигополии
Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как и при монополии, но трудность заключается в том, что цена на рынке олигополии определяется действиями, предпринимаемыми всеми продавцами, как и на рынке совершенной конкуренции.
Это означает, что каждой фирме приходится принимать решения, не только основываясь на реакции потребителей, но и учитывая то, как отреагируют на ее действия другие фирмы-олигополисты в отрасли. Ведь их ответная реакция может повлиять на прибыль фирмы.
Несколько крупных фирм-олигополистов может как воевать друг с другом за господство в отрасли, так и договариваться друг с другом для максимизации своей прибыли.
Именно эти две модели поведения олигополистов влияют на то, каким образом будет формироваться цена на рынке.
Первая модель — модель Бертрана или «ценовые войны». В настоящее время такая модель встречается достаточно редко, потому как ценовые войны обычно скоротечны и чаще всего приводят к взаимным соглашениям или же возникновению картеля. Таким образом, возникает вторая модель, основанная на тайном сговоре.
Рассмотрим эти модели более подробно.
Модель, не основанная на тайном сговоре (ломаная кривая спроса):
В данном случае фирмы не связаны явными или тайными соглашениями.
При изменении цены одним из олигополистов другие могут либо последовать за ним и выровнять цены, либо проигнорировать изменения.
Чаще всего конкуренты олигополиста игнорируют увеличение цены, но следуют снижению цены. Это является причиной того, что кривая спроса на продукцию олигополиста является ломаной.
Ломаный график спроса дает основания олигополисту полагать, что любое изменение в цене приведет к худшему результату. Значительное число потребителей покинет ее, если она поднимет цены. Если цена будет снижена, то объемы продаж увеличатся незначительно, т.к. конкуренты поступят таким же образом.
Ценовые войны продолжаются до тех пор, пока не будет выполняться равенство P=AC=MC. В этом случае ни одна из фирм не будет получать выгоду от снижения цены.
Модель олигополии, основанная на сговоре
Данная модель имеет место, если 2 или несколько фирм сообща установили цены и объемы выпуска, разделили рынок или же совместно ведут дело (картель, трест).
Создание картелей преследует цель полностью или частично уничтожить конкуренцию между фирмами и на этой основе максимизировать прибыль.
Основная проблема, с которой сталкивается картель — это проблема согласования решений между фирмами-членами и установление системы ограничений (квот) для этих фирм.
Картели систематизируют по 4 основным категориям:
Некоторые формы картелей:
Изображение (источник — freepik.com) создано при помощи редактора Canva.
P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо!