Что такое омовение в христианстве
Значение слова «омовение»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ОМОВЕ’НИЕ, я, ср. (книжн. устар.). Действие по глаг. омыть-омывать в 1 знач. Совершив омовение, Хаджи Мурат стал босыми ногами на бурку. Л. Тлстй. О. ног перед молитвой у мусульман.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
омове́ние
1. книжн. устар. действие по значению гл. омывать, омыть
2. книжн. устар. результат такого действия
3. религ. в мусульманстве обряд ритуального очищения водой, совершаемый перед молитвой
4. религ. в христианстве в четверг на страстной неделе после литургии: обряд омывания ног священнослужителям, совершаемый архиереем (по евангельскому сказанию об Иисусе Христе, на Тайной вечере омывшем ноги своим ученикам)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова вымарывать (глагол), вымарывал:
Омовение, очищение водой и крещение Иоанново
Омовения во времена Ветхого завета
Обычай водных погружений, омовений, был очень важным у древних евреев. В ветхозаветное время человек осквернял своё тело и становился нечистым, когда прикасался к умершему и вкушал запрещенное, нечистыми были прокаженный, человек после истечения семени и женщина во время кровотечений (см.: Лев. 15:5; 22:4). Нечистота передавалась через прикосновение к нечистым людям, животным и через предметы. Во многих случаях Моисеев Закон предписывал нечистому человеку «омыть тело водой», чтобы очистить тело от осквернения. В воду погружались целиком, с головой.
Очищала только «живая вода» — проточная вода из естественного источника, из колодца или собранная в купальнях дождевая — поскольку она происходит прямо от Бога. Если вода налита в сосуд человеком, то при соприкосновении с нечистотой она оскверняется, но «живая вода» всегда сохраняет чистоту (Лев. 11:33–36). Нечистый человек после омовения для очищения должен был отправиться в Иерусалим для принесения жертв. Или священник свидетельствовал выздоровление прокажённого и назначал ему омыться и принести жертву за очищение. Священники не принимали участия в омовении осквернившихся, но лишь свидетельствовали об их чистоте или нечистоте и совершали дополнительные обряды и жертвоприношения (Лев. 14).
Отличительными чертами ритуальных омовений для очищения в ветхозаветную эпоху можно считать то, что они совершались много раз в жизни и без участия посредников. Омовения очищали от ритуальной нечистоты, полученной телом, но не от нравственной, и не освобождали от грехов, например, от зависти, воровства, блуда. По закону Моисееву омовение в воде было частью ритуального очищения (Лев. 13–17; Числ. 19:12 и др.). Омовения были необходимы для участия в жертвоприношениях. По этой причине женщинам ветхозаветная традиция в отличие от позднейшей предписывала омовения в крайне редких случаях. Действенность омовения была обусловлена множеством факторов и зависела от времени захода солнца (Втор. 23:11; Лев. 15:16). В ряде случаев дополнительно к омовению были необходимы жертвоприношения (Лев. 15:13–15).
В Ветхом завете есть исключительный пример омовения, когда Моисей посвящал Аарона в первосвященники Богу, и сыновей Аарона — в священники и совершил омовение Аарона и его сыновей (Лев. 8):
Посвящение в первосвященники Аарона состояло из 4-х действий: омовение водой, облачение в первосвященнические одежды, обильное возлияние на главу Аарона елея и жертвоприношение.
Традиции омовений
Погружение в воду было необходимым этапом при вступлении в кумранскую общину — иудейскую секту, существовавшую, видимо, со II в. до Р.Х. и до иудейской войны (66-71 г от Р.Х.). В кумранском «уставе общины» омовению при вступлении в общину должно предшествовать раскаяние в грехах, соблюдение нравственной чистоты и вступление в завет с Богом. Про омовении возвещается эсхатологическое очищение Святым Духом. Однако в кумранских источниках не упоминается посредник при акте омовения.
В поздних иудейских традициях, со II века от Р.Х., известно об обычае «крещения» прозелитов (язычников), ритуального омовения при обращении в иудаизм (для мужчин после обрезания).
Иоанново крещение (омовение) покаяния
Святой Иоанн Предтеча крестил евреев в водах Иордана возле Иерихона (Мк. 1:4–5):
Крещение Иоанново напоминало евреям о хорошо известном ветхозаветном событии. Иордан был границей Земли Обетованной, которую евреи перешли чудесным образом после исхода из египетского рабства. Чтобы оказаться среди тех, кто войдет в Царство Божие, надо было пройти через пустыню, признать, что завет с Богом нарушен грехами всего народа, а затем войти в Иордан и выйти из него в ожидании Грядущего Судии. Иоанн, проповедующий покаяние, напоминал о пророке Илии, которого царь Охозия узнал по такому описанию, услышанному от своих воинов: «человек тот весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим. И сказал он [царь Охозия]: это Илия Фесвитянин» (4 Цар. 1:8). Илию Израиль ждал «пред наступлением дня Господня. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4:5–6). Евреи, которые приносили покаяние и принимали от Иоанна крещение, ожидали скорого прихода Мессии. И действительно, Иоанново крещение было подготовкой к пришествию Сильнейшего, Который будет крестить Духом Святым и огнем.
Иоанн призывал к покаянию и благовествовал. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:1). Он призывал принимавших его крещение сделаться чистыми, потому что среди них уже находился, стоял Тот, Кто пришел их искупить и с Кем им предстояло встретиться. Иоанн объявлял необходимость религиозного обновления. Оно заключалось в серьезной переоценке и коренном изменении всей жизни. Как говорил пророк Исаийя: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис 1:16–17). Во время Иоаннова крещения человек, зайдя в воду, исповедовал свои грехи, именно поэтому оно и называется «крещение покаяния». Через крещение Иоанново, через неформальное, глубокое покаяние, человек подготавливался к встрече со Христом, Который еще только пришел в мир. Проповедь Иоанна Предтечи о покаянии — это воспроизведение ветхозаветного призыва вернуться к Богу, обратиться к Нему за прощением грехов и исцелением (Втор. 4:30; 30:2; Ис. 6:10; Иер. 3:10; Ос. 3:5; Ам. 4:6; Зах. 3:1; Мал. 3:7). Крещение Иоанново было прообразом христианского таинства исповеди (Лк 1:77). Единственный, кто вошел в воду и не задержался в ней, был безгрешный Богочеловек Иисус Христос.
Крещение Господа
Крещение Господне является не актом частного характера, а составной частью домостроительства спасения, исполнением того Божественного замысла о спасении, который неизменен от начала времен. В Евангелии от Иоанна смысл крещения Господня раскрывает Иоанн, говоря о себе, что он «для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1:31).
Сам Спаситель говорит, что смысл Его крещения от Иоанна том, чтобы «исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). Иоанн Златоуст в Толковании на Евангелие от Матфея говорит: «Так как крещение Иоанново было крещением покаяния, и приводило людей в сознание грехов, то, чтобы кто не подумал, что и Иисус приходит на Иордан с таким же намерением, в предупреждение этого Иоанн называет Его Агнцем и Искупителем мира от греха. Тот, Кто мог истребить грехи всего рода человеческого, сам уже без сомнения был безгрешен. Потому Иоанн и не сказал: вот безгрешный! но, что гораздо важнее: „берет [на Себя] грех мира“ — чтобы вместе с этим ты уверился, и уверившись увидел, что он приходит ко крещению с иною целью. Иоанн и говорил пришедшему к нему Христу: „Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне“? Не сказал: Ты ли хочешь креститься от меня? Он не дерзал сказать и этого. Но что сказал? „И Ты ли приходишь ко мне“? Что же Христос? Он и здесь поступил точно так же, как после с Петром. И этот не давал Ему умыть ног своих, но, когда услышал: „Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после“; также: „не имеешь части со Мною“ (Ин.13:7–8), — тотчас оставил упорство и оказал послушание. Подобным образом и Иоанн, услышав: „Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду“ (Мф.3:15), — немедленно повиновался. Оба они — и Петр и Иоанн — не были упорны, но оказывали и любовь и послушание, и во всем старались повиноваться Господу.
Смотри же, как Иисус, убеждает Иоанна тем самым, чем он особенно затруднялся: не сказал, что того требует справедливость, но: „так надлежит“ (так прилично). Тогда как Иоанн почитал весьма неприличным для Него принять крещение от раба, Он напротив, указывает ему на полное приличие этого, как бы говоря: не потому ли ты уклоняешься и отрекаешься от этого, что находишь это неприличным? Напротив, это весьма прилично, и потому оставь это. И не просто сказал: „оставь“, но присовокупил: „теперь“. Не всегда будет это, говорит Он; напротив, ты увидишь Меня и в том состоянии, в каком желаешь видеть, а теперь пока ожидай его. Далее, Христос показывает и то, почему это прилично. Почему же это прилично? Потому, что нам надлежит исполнить весь закон, — что и означил Он словами: „всякую правду“, — так как правда есть исполнение заповедей. Так как мы, говорится, исполнили уже все другие заповеди, и остается только одно это, то должно присовокупить и это. Я пришел разрешить клятву, лежащую на вас за преступление закона; потому должен прежде сам исполнить весь закон и освободить вас от осуждения, и таким образом прекратить действие закона. Итак, Мне надлежит исполнить весь закон, потому что Я должен разрешить проклятие, написанное против вас в законе. Для Я и принял плоть, и пришел в мир».
Таким же крещением покаяния, как Иоанново, было крещение апостолов, совершаемое ими еще до Распятия и Воскресения Христа. После Воскресения Господь установил новое таинство крещения.
Христианское крещение есть Крещение Духом Святым; Господь назвал его рождением свыше «от воды и Духа» (Ин. 3-5). Оно приобщает человека, находящегося в состоянии растления грехом, к обновленной Богочеловеком Христом человеческой природе. Оно дает абсолютно новые дары, являющиеся следствием уже одержанной Христом победы над диаволом и смертью: духовное рождение, жизнь с Богом, воскресение в жизнь вечную. Но «ни крещение, ни отпущение грехов, ни ведение, ни приобщение таин, ни священная трапеза, ни сподобление тела, ни приобщение крови, и ничто другое не может принести нам никакой пользы, если мы не станем вести жизнь честную, строгую и чуждую всякого греха» (Иоанн Златоуст. Беседа на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море»).
По материалам Православной энциклопедии.
Омовение тела
Прежде всего, следует сказать, что тело усопшего омывают, прообразуя тем самым его будущее воскресение и предстояние пред Господом в чистоте и непорочности. Обычай омовения усопших упоминается уже в книге Деяний апостольских, где одна из первых христианок, св. Тавифа, ученица св. апостола Петра, «сия бяше исполнена благих дел, и милостыни ихже творяше; бысть же во дни тыя болевши ей умрети, омывше же ю, положиша в горнице» (Дн. зач. 23).
В домашних условиях омовение лучше всего производить на полу или на широкой лавке, используя какую-либо подстилку, причем тело усопшего кладется лицом к иконам. Покойника освобождают от всех одежд, подвязывают ему подбородок. Омывать христианина должен также христианин. В настоящее время это стало делом преимущественно пожилых женщин. Однако, по древнему церковному установлению, женщину должны омывать только женщины, а мужчину — мужчины.
Перед началом омовения кладется пред образами семипоклонный начал. Омывается усопший без мыла, теплой водой, которая находится в чистом сосуде. Посуда для этого используется глиняная или другая, легко разбиваемая. Для омовения используется тряпка или губка. Вначале омывают голову, затем тело усопшего до пояса (переворачивая мертвого на правый бок для омовения спины), далее остальные части тела, начиная с мест, откуда исходит скверна, и, наконец, ноги. Омовение производят крестообразными движениями по три раза. Производящий омовение тела непрестанно творит молитву «Святыи Боже, Святыи Крепкии, Святыи Безсмертныи, помилуй нас». Если же перед смертью умерший причащался св. Таин или соборовался, то омывается только нижняя часть тела. Некоторые, по обычаю, устанавливают для этого срок в три дня от причащения до смерти, но в богослужебных книгах имеется указание, что не обмывают умершего только в том случае, если он умер в самый день принятия св. Таин.
После омовения тела, когда вода стечет и тело обсохнет, его перекладывают на чистую простынь, а все оставшееся после омовения, как и одежду, в которой умер человек, полагается сжечь. Вода должна быть тщательно собрана и вылита в пустом месте, вся ветошь без остатка уничтожена, а посуда — разбита. Омывающий усопшего должен тщательно умыться и сменить одежду.
Комментариев пока нет
Отменить ответ
Русская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня
Последние годы в Росиии, в силу известных политических и экономических событий, растет интерес к своим корням и самоопределению русской нации. Идет поиск тех незыблемых, родных ценностей, которыми так богата наша история, наш народ. Русская культура, русские традиции, русская истрия и русская вера — вот основные тематики, которыми все чаще интересуются наши соотечественники, настоящие русские люди! Старообрядчество является живым примером того созидательного мировоззрения, на котором можно построить прочную и незыблемую патриотическую основу для духовной, культурной и научно-экономической жизни общества.
Сама история старообрядчества показывает невероятные примеры стойкости и патриотизма, защиты делом своей веры и традиций, истории и культуры своей Родины — святой Руси. Уже сейчас многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современности старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. «Кто такие староверы?» — на этот вопрос пока нет однозначного ответа, понятного для каждого нашего соотечественника.
Сайт «Русская вера» является самым обновляемым источником информации, рассказывающий об истории и современной жизни старообрядчества в целом и старообрядческих согласий в частности, таких как: РПСЦ, РДЦ, ДПЦ, Старопоморы-федосеевцы и другие, а также Старообрядные приходы в лоне РПЦ. Наш проект дает возможность читателю отслеживать актуальные новости старообрядчества, найти прямую дорогу и посетить старообрядческий храм, вспомнить прекрасные русские традиции, прикоснуться к архивным документам и памятникам культуры, каковым является Лицевой Летописный свод (Лицевой свод Ивана Грозного). Сайт первым начал собирать истории и биографии из жизни особо значимых деятелей прошлого (протопоп Аввакум, Митрополит Амвросий) и наших современников (Агафья Лыкова, Митрополит Алимпий). На страницах нашего ресурса можно задать вопрос священнику и побеседовать с единомышленниками. Мы приглашаем всех небезразличных патриотов поддержать нашу идею и объединиться в деле восстановления нашей общей родины — святой Руси!
Омовение
Омове́ние — в некоторых религиях символическое очищение при помощи воды.
Содержание
В иудаизме
Омовение в иудаизме (англ.)
В христианстве
В индуизме
Ритуальное омовение является частью обрядов индуизма, см. Пуджа, Абхишека.
В буддизме
В исламе
В исламе ритуальное омовение (тахарат) предшествует молитве и следует за запретным деянием. Различают два вида омовения:
Примечания
Это заготовка статьи о религии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным. |
ПолезноеСмотреть что такое «Омовение» в других словарях:ОМОВЕНИЕ — ОМОВЕНИЕ, омовения, ср. (книжн. устар.). Действие по гл. омыть омывать в 1 знач. «Совершив омовение, Хаджи Мурат стал босыми ногами на бурку.» Л.Толстой. Омовение ног перед молитвой у мусульман. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова омовение — обмывание, мытье, омывание, обряд, абдест Словарь русских синонимов. омовение сущ. • купание Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 … Словарь синонимов ОМОВЕНИЕ — ОМОВЕНИЕ, см. обмывать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля ОМОВЕНИЕ — ОМОВЕНИЕ, я, ср. 1. см. омыть. 2. У мусульман: обряд ритуального очищения водой, совершаемый перед молитвой. Совершить о. 3. В христианстве, в четверг на страстной неделе после литургии: обряд омывания ног священнослужителям, совершаемый… … Толковый словарь Ожегова Омовение — Означает очищение, инициацию. В алхимическом Великом Опыте душа очищается через омовение, изменяя цвета от черного, через серый, до белого. В буддизме омовение в ходе инициации монаха означают смывание с себя мирского прошлого. В христианстве… … Словарь символов Омовение — О. играли особую роль в предписаниях Закона о чистоте. Так, священники, прежде чем приступить к служению в скинии, должны были совершать О. Рядом со скинией располагался умывальник, предназнач. исключит. для этой цели (Исх 29:4; 30:18 и след.).… … Библейская энциклопедия Брокгауза Омовение — ♦ (ENG ablutions) (лат. ablutio очищение) в римско католической традиции ритуал омовения потира и др. сосудов для вина и воды перед евхаристией. Общепринято также омовение пальцев и потира после евхаристии. В настоящее время термин не… … Вестминстерский словарь теологических терминов омовение — ОМОВЕНИЕ1, я, ср Обряд обмывания ног, существующий в некоторых христианских сектах (пятидесятников, адвентистов седьмого дня и др.), основанный на евангельском рассказе о том, как Иисус Христос во время Тайной вечери омыл ноги своим ученикам.… … Толковый словарь русских существительных Омовение — ср. 1. процесс действия по гл. омывать 1., омыть 2. Результат такого действия. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой омовениеСмотреть что такое «омовение» в других словарях:ОМОВЕНИЕ — ОМОВЕНИЕ, омовения, ср. (книжн. устар.). Действие по гл. омыть омывать в 1 знач. «Совершив омовение, Хаджи Мурат стал босыми ногами на бурку.» Л.Толстой. Омовение ног перед молитвой у мусульман. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова омовение — обмывание, мытье, омывание, обряд, абдест Словарь русских синонимов. омовение сущ. • купание Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 … Словарь синонимов ОМОВЕНИЕ — ОМОВЕНИЕ, см. обмывать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля ОМОВЕНИЕ — ОМОВЕНИЕ, я, ср. 1. см. омыть. 2. У мусульман: обряд ритуального очищения водой, совершаемый перед молитвой. Совершить о. 3. В христианстве, в четверг на страстной неделе после литургии: обряд омывания ног священнослужителям, совершаемый… … Толковый словарь Ожегова Омовение — Омовение в некоторых религиях символическое очищение при помощи воды. Содержание 1 В иудаизме 2 В христианстве 3 В индуизме … Википедия Омовение — Означает очищение, инициацию. В алхимическом Великом Опыте душа очищается через омовение, изменяя цвета от черного, через серый, до белого. В буддизме омовение в ходе инициации монаха означают смывание с себя мирского прошлого. В христианстве… … Словарь символов Омовение — О. играли особую роль в предписаниях Закона о чистоте. Так, священники, прежде чем приступить к служению в скинии, должны были совершать О. Рядом со скинией располагался умывальник, предназнач. исключит. для этой цели (Исх 29:4; 30:18 и след.).… … Библейская энциклопедия Брокгауза Омовение — ♦ (ENG ablutions) (лат. ablutio очищение) в римско католической традиции ритуал омовения потира и др. сосудов для вина и воды перед евхаристией. Общепринято также омовение пальцев и потира после евхаристии. В настоящее время термин не… … Вестминстерский словарь теологических терминов омовение — ОМОВЕНИЕ1, я, ср Обряд обмывания ног, существующий в некоторых христианских сектах (пятидесятников, адвентистов седьмого дня и др.), основанный на евангельском рассказе о том, как Иисус Христос во время Тайной вечери омыл ноги своим ученикам.… … Толковый словарь русских существительных Омовение — ср. 1. процесс действия по гл. омывать 1., омыть 2. Результат такого действия. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
|