Что такое омский бекон
«Омский бекон» – бренд для настоящих сибиряков
Мясная отрасль проходит стадию консолидации рынка, и в основном растут крупные игроки за счет федеральной дистрибуции – те, которые уже имеют федеральные бренды или которые планируют такую экспансию. Есть ли в такой агрессивной среде перспективы у небольших локальных брендов?
К 2017 г. мы проанализировали несколько сложившихся к этому времени трендов. С проникновением в Сибирь федеральных сетей пришли и федеральные производители, пошла борьба за место на полках и за доходность. Мы к этому моменту достигли своего предела на традиционном домашнем рынке Омской области и подумывали о том, что необходимо развиваться дальше. Никто из игроков не строил свое позиционирование как большого сибирского бренда. Мы решили это исправить.
Мы остановились на том, что наша целевая аудитория – это молодые сибиряки, люди активные, свободные, которые находятся на жизненном пике. Нужно отметить такой факт: при переписи населения многие в графе национальность написали «сибиряк». Поэтому мы решили, что наш бренд «Омский бекон» – это про характер нашего покупателя, про сибирский характер.
Группа «Продо»
Агропромышленный холдинг.
Совладельцы головной компании – ООО «Продо» (данные ЕГРЮЛа): Андрей Городилов (50%), Ефим Малкин (25%), Ирина Панченко (25%).
Выручка (2019 г., по данным рейтинга АПК) – 38 млрд руб. Создан в 2004 г. на деньги компании Millhouse, управляющей активами Романа Абрамовича и других бывших акционеров «Сибнефти». Объединяет 12 производственных предприятий: три мясокомбината, пять птицефабрик, свиноводческое предприятие «Омский бекон», кормопроизводственное (Лузинский комбикормовый завод), растениеводческое («Лузинское зерно») и молочное («Лузинское молоко») предприятия. Выпускает свыше 1700 наименований мясной продукции. Основные бренды – «Клинский», «Омский бекон», «Троекурово», «Рококо», УМКК, «Ясная горка», «Умка» и др.
Пытаться победить бюджетами на ТВ федеральных игроков не имело смысла, мы поняли, что наша стратегия – диджитал, и пошли в интернет, создав новое направление – музыкальный контент, в который мы интегрировали бренд. Перенос значимой части нашего маркетингового бюджета в интернет помог нам эффективно коммуницировать с нашей большой аудиторией и в меньшей степени сталкиваться с федеральными брендами в ТВ-пространстве. Главная площадка – это, конечно, социальные сети. На протяжении нескольких лет бренд выпускал музыкальный контент, в итоге сейчас количество просмотров только на нашем YouTube-канале составляет 31,8 млн, что превзошло наши самые смелые ожидания. Мы создали такую небольшую вселенную в диджитал – вселенную бренда «Омский бекон», у нас крупнейшее сообщество в социальных сетях. Объединили сибирских микроблогеров, лидеров мнений, у каждого есть своя аудитория, мы объединили их в большом проекте «Амбассадор «Омского бекона».
«Омский бекон» – партнер самых крутых сибирских событий, что было совершенно нетипично: бренд колбасных изделий – партнер модных электронных фестивалей, модных спортивных состязаний. В качестве небольшого бонуса: на текущий момент Google на «сделано в Сибири» выдает в первую очередь контент, который сделал небольшой локальный омский бренд.
Если говорить о традиционных инструментах и нашей эволюции, мы отказались от традиционных дегустаций и выбрали для себя сэмплинг – раздачу пробников колбасы. Очень эффективно. Особенно, как оказалось, в условиях пандемии в 2020 г., когда пришлось сократить офлайн-активность. «Омский бекон» поддерживает локальных игроков ресторанного бизнеса, кафе, рестораны, мы запустили большую программу, и вместе с их доставкой мы доставляем образцы продуктов от «Омского бекона».
Самое главное – любой креатив должен приносить результаты. Мы перевыполнили свои бизнес-KPI: объемы [продаж] в Сибирском федеральном округе за пределам Омской области выросли на 24%. Немаловажно, что текущая доля [бюджета] промо «Омского бекона» ниже, чем у конкурентов, в 1,5–2 раза, что позволяет нам сохранять доходность. По маркетинговым KPI бренд стал № 1 в Сибири по потреблению, покупкам: 70% сибиряков планируют приобретать эту марку в будущем.
Возвращаясь к началу: есть ли перспектива у локальных брендов? Безусловно, есть, сильные бренды – это не обязательно удел транснациональных или огромных компаний, каждый локальный бренд может стать сильным, если правильно найдет свою нишу и сформулирует, что он и для кого он.
Первым этапом мы для себя определили главную цель – стать брендом № 1 из Сибири для сибиряков. Но мы не ограничиваем себя в территориях, и кто знает – логистика в стране хорошая, партнеров хватает, так что все продукты, сделанные в Сибири, в том числе и мясные продукты «Омский бекон», имеют хорошие шансы на российском рынке.
Кроме того, Сибирь как бренд имеет большую известность на мировом уровне, когда любого жителя мира спрашивают: «Что вы знаете о России?», Сибирь обязательно всплывает. Поэтому продукты питания, произведенные в Сибири, считаю, имеют хороший экспортный потенциал, в том числе и мясные продукты.
Текст подготовлен по материалам V ежегодного Аграрного форума России, проведенного газетой «Ведомости» 18 ноября 2020 г. в Москве.
У истоков
С именем Майорова
Партийное руководство не сразу поверило в реальность смелого замысла. Майорову пришлось убеждать и доказывать, большую поддержку в этом оказал первый секретарь обкома партии Сергей Иосифович Манякин.
Артур Петрович Майоров с первым секретарем обкома партии Сергеем Иосифовичем Манякиным, начало 70-х гг.
В 68-м году под руководством Артура Майорова был построен и введён в эксплуатацию первый промышленный откормочный комплекс, рассчитанный на 11 тысяч свиней. Далее последовали Лузинский и Чунаевский гиганты на 108 и 162 тысячи убойных голов в год каждый, первая и последующие очереди репродукторной фермы в Новом Хуторе, которая обеспечила поставки ремонтной свинки. Объёмы по тем временам небывалые! В гигантской стройке принимали участие около 150 предприятий со всей страны.
Артур Майоров (в центре) на свиноводческом предприятии в ГДР, конец 70-х гг.
На рыночных рельсах
Визит на «Омский бекон» первого президента России Бориса Ельцина — 1992 год; визит президента РФ Владимира Путина — 2001 год.
Сверхзадача для бизнеса
В конце 1999 года Александр Михайлович был избран депутатом Государственной думы РФ III созыва. В марте 2000-го на должность генерального директора ОАО «Омский бекон» приглашён Александр Кивич. Акционерами была поставлена сверхзадача: объединить шесть разных бизнесов, которые существовали сами по себе, в один крупный региональный вертикально интегрированный холдинг, который будет работать на один результат.
В отличие от многих других сельхозпредприятий «Омский бекон», пережив перестройку, экономические реформы нового времени, не только выстоял в лихолетье, но и стал ведущим агропромышленным предприятием России, с 1999 года на протяжении 10 лет возглавляя рейтинг трёхсот лучших компаний страны.
Мощный фундамент, заложенный Артуром Майоровым ещё тогда, 45 лет назад, позволил компании выжить, выстоять и эффективно развиваться.
Флагман АПК
Новейшая история: второе рождение
Новые секции участка откорма ПК «Чунаевский».
Свинки будущего
Хрюшкам на Чунаевке действительно можно позавидовать.
Продолжение следует
Параллельно на общей площади более 22 тысяч квадратных метров, а это три футбольных поля, в Чунаевке заканчивается реконструкция современного корпуса откорма, куда потом переведут подросшее потомство.
Сроки реконструкции и нового строительства сжатые, но реальные. На станции искусственного осеменения, которая должна быть введена в эксплуатацию к концу нынешнего года, уже возведены все здания, идут внутренние строительные работы и монтаж коммуникаций.
Строительство станции искусственного осеменения на 150 хряков в Фадино.
Строительство племенного репродуктора на 1700 свиноматок в Калинино.
Информационная поддержка
Самое актуальное в рубрике: Новости компаний
Второе рождение «Омского бекона»
Один из крупнейших производителей свинины в России в прошлом году отметил 45-летний юбилей. «Омский бекон» (Лузино) — ядро производственного комплекса с таким же названием, который объединяет ряд крупных предприятий Группы «ПРОДО» в производство полного цикла — от выращивания зерна до поставок готовой продукции в розничные точки.
Начиналось все с научно-производственной фирмы под одноименным названием. До середины 1960-х совхоз «Лузинский» ничем не отличался от других омских хозяйств — о промышленном производстве свинины тогда даже не помышляли. Принципиально новую модель производства предложил и выстроил Артур Майоров, возглавивший хозяйство в 1963 году.
Значимые преобразования Майоров начал еще на посту главного ветврача совхоза. По его инициативе построили новую ветлечебницу, внедрили систему профилактической вакцинации поголовья. В результате снизился падеж поросят, увеличились привесы, возросла экономическая эффективность хозяйства. Наблюдая за поведением животных, Артур Петрович заметил: свиньи неустойчивы к стрессу и плохо переносят перемещение из одной группы в другую. Так зародился принцип «семейно-гнездового» содержания.
В 1968 году под руководством Майорова был построен и введен в эксплуатацию первый промышленный откормочный комплекс на 11 тыс. свиней. Затем — «Лузинский» и «Чунаевский» гиганты на 108 тыс. и 162 тыс. убойных голов в год. Тогда и родилась идея создать на базе совхоза фирму «Омский бекон». Так в апреле 1973 года постановлением Совета Министров РСФСР была основана уникальная научно-производственная фирма.
Ставку на новом предприятии сделали на автоматизацию, повышение рентабельности и селекцию. Уже через три года фирма произвела 25 тыс. т свинины — более половины продукции всей Омской области. Невероятные показатели для советского времени! Кстати, себестоимость свинины сибирского производителя в то время была самой низкой в стране благодаря оптимизации всех производственных процессов.
Руководитель предприятия во многом ориентировался на международный опыт: зарубежные поездки подтолкнули Майорова к интенсивной работе по генетике и селекции свиней. В 1982 году на предприятии появились отечественные трехпородные гибриды, полным ходом шло строительство селекционно-гибридного комплекса. Годом ранее началось строительство Лузинского комбикормового завода. За свои достижения Артур Майоров, основатель и первый генеральный директор фирмы, был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Один из крупнейших производителей свинины в России в прошлом году отметил 45-летний юбилей.
Из планового хозяйства в рыночное
Многого Артур Петрович реализовать не успел. Его не стало в 1985 году. «Омский бекон» возглавил Александр Подгурский. Через семь лет совхоз реорганизовали в ОАО «Омский бекон», и Подгурский стал генеральным директором. Чтобы не зависеть от рыночной конъюнктуры, он начал строить систему производства «от поля до прилавка». «Омский бекон» выкупил контрольный пакет акций Лузинского комбикормового завода, затем под руководство фирмы перешел мясокомбинат «Омский». В селе Лузино началось строительство нового производства − мясоперерабатывающего цеха № 47.
Предприятия производственного комплекса «Омский бекон» работают в ГИС «Меркурий» с момента вступления в силу закона № 431-ФЗ от 28.12.2017, который предписывал всем участникам рынка перейти на электронный ветеринарный документооборот с 1 июля 2018 года. IT-департаментом Группы «ПРОДО» активно велась работа по внедрению данной системы, разрабатывалось соответствующее ПО (планирование, разработка и внедрение системы заняли около полугода). С марта 2018 года система была запущена в тестовом режиме, благодаря чему переход на электронный документооборот получился успешным и обошелся без серьезных накладок. Возникшие в адаптационный период проблемы быстро устранялись. Внедрение «Меркурия» не потребовало серьезных инвестиций.
В марте 2000 года на должность гендиректора предприятия «Омский бекон» был приглашен Александр Кивич. Акционеры поставили задачу: объединить шесть разных бизнесов в один вертикально-интегрированный холдинг. С этим справились — в его состав вошли зернопроизводящие хозяйства, комбикормовый завод, свиноводческое предприятие, мясокомбинат «Омский», птицефабрика «Сибирская», молочные фермы, фирменная розница, а также Центральный склад готовой продукции — единственный объект такого класса за Уралом.
За пять лет «Омский бекон» стал крупнейшей агропромышленной компанией России, визитной карточкой Омской области. С 2004 года начался новый этап — «Омский бекон» вошел в состав Группы «ПРОДО».
Второе рождение
В 2015 году было принято решение о модернизации свиноводческих предприятий, которая дала бы возможность серьезно увеличить объемы выпуска продукции. Первый этап инвестиционной программы включает реконструкцию промышленного комплекса «Чунаевский» на 3150 свиноматок в селе Лузино (возможность единовременного содержания поголовья на комплексе — 46 тыс. голов), строительство станции искусственного осеменения (СИО) на 150 хряков в поселке Фадино, возведение племенного репродуктора на 1700 свиноматок в селе Калинино (объем единовременного содержания — 25 тыс. голов). Общий объем инвестиций первого этапа проекта — 3,3 млрд рублей.
В июле 2018 года завершена масштабная реконструкция ПК «Чунаевский». В числе объектов первой очереди — четыре корпуса адаптации и доращивания, самый большой по площади (более 22 тыс. кв. м) корпус откорма, а также пункт перегрузки кормов. В октябре 2017 года «Чунаевский» принял первых элитных животных голландской генетики, которые были доставлены из Знаменского и Уфимского селекционно-гибридных центров. В апреле 2018-го от новой генетики получены первые товарные гибриды, а уже в октябре первая партия отправлена на мясоперерабатывающее предприятие «Омский бекон» (Калачинск).
Выращивание и производство кормов
Зерно для производства кормов выращивает предприятие «Лузинское зерно». Основные культуры − пшеница, ячмень, рапс и горох. Площади посева — 48,98 га на полях Новоуральского, Лузинского, Калиниского сельских поселений Таврического и Омского муниципальных районов региона. Валовый сбор зерновых «Лузинского зерна» в 2018 году составил 114,9 тыс. т, что на 10 тыс. т больше, чем в 2017-м.
По итогам уборочной кампании 2018 года «Лузинское зерно» стало лидером среди зерновых предприятий Омского района и завершило страду с рекордными показателями в 26,9 центнера с гектара. Это выше прошлогодних показателей на 2,7 центнера с гектара. Максимальные показатели по предприятию у цеха № 1 (Лузино) с урожайностью 32,7 центнера с гектара.
Корма для «Омского бекона» производятся на «Лузинском комбикормовом заводе». Мощность предприятия составляет 750 т в сутки. Группа «ПРОДО» планирует провести реконструкцию комбикормового завода, которая позволит увеличить его мощность до 60 тыс. т в месяц. Сроки реконструкции на стадии обсуждения.
В ноябре 2018 года в поселке Фадино состоялось торжественное открытие станции искусственного осеменения на 150 хряков. В комплексе объектов СИО − сблокированный дезинфекционный барьер с проходной и рампой перегрузки животных, основной корпус хрячника, оснащенный современной лабораторией, и корпус карантина, а также вся необходимая инфраструктура для работы комплекса (котельная, канализационная и водопроводная насосные станции, трансформаторная подстанция). Основным поставщиком оборудования и расходных материалов для искусственного осеменения животных выбрана немецкая компания с мировым именем. В конце ноября на СИО поставлена первая партия элитных хряков-производителей из Знаменского селекционно-гибридного центра Орловской области. Постепенно эта генетика заменит все поголовье, что позволит значительно повысить качество и процент выхода постного мяса. Кроме того, животные породы хайпор отличаются повышенной плодовитостью и высокой сохранностью приплода.
Следующий шаг — запуск племенного репродуктора на 1700 свиноматок, который запланирован на третий квартал 2019 года в селе Калинино Омского района. Репродуктор возводится на площади в 50 га и будет включать десять производственных корпусов для содержания животных и сопутствующие инфраструктурные объекты. Основная функция племенного репродуктора — выращивание качественного ремонтного поголовья для воспроизводства стада промышленных комплексов «Омского бекона». Весь комплекс объектов модернизации будет оснащен современным оборудованием немецкой компании «Биг Дачман» (станочное оборудование, системы поения и кормления, автоматического поддержания микроклимата, а также силосы для хранения и перегрузки кормов). Меры безопасности всех объектов будут соответствовать IV компартменту — самому высокому уровню биологической защиты.
Для реализации проекта модернизации использован лучший мировой опыт и практика свиноводства, включающие строительные и технологические решения, генетический прогресс, современное оборудование, ветеринарную защиту и биобезопасность.
Амбициозным планам суждено сбыться. Для этого у «Омского бекона» есть главное — команда единомышленников, бережно хранящая традиции и опыт тех, кто стоял у истоков. Второе рождение «Омского бекона» не за горами, и уже сегодня нет сомнений, что выход предприятия на новый уровень укрепит позиции, впервые завоеванные еще четыре десятилетия назад.
Досье:
Предприятие «Омский бекон»
Основано: в 1973 году
Расположено: Омская область, с. Лузино
В состав предприятия входят два промышленных и один племенной комплекс: «Чунаевский», «Лузинский», «Новохуторский»
Фото: предоставлены компанией.
«Омский бекон» — самый известный бренд в Сибири
За полгода узнаваемость торговой марки выросла на 3 процентных пункта
Компания Synovate Comcon представила результаты регулярного исследования «Российский Индекс Целевых групп» за II полугодие 2015 года. В соответствии с ним, лидером по уровню знания и потребления среди предприятий отрасли Сибирского федерального округа стал «Омский Бекон».
Согласно данным исследования РосИндекс, эта марка известна более чем 42% населения региона, а приобретают продукцию «Омского Бекона» 16% семей Сибири. При этом омское предприятие демонстрирует лучшую динамику: по сравнению с предыдущим полугодием узнаваемость марки выросла на 3 процентных пункта, а потребительское предпочтение — на 2 пункта.
Всего в ходе опроса исследователи изучали известность брендов и востребованность продукции шести предприятий из Новосибирска, Новокузнецка, Омска, Томска и Красноярска.
«Российский Индекс Целевых групп» — общероссийское ежеквартальное исследование потребителей товаров, услуг и СМИ. Исследование проводится компанией Synovate Comcon (представительство международной компании Synovate в России) в 47 городах России с населением 100 тыс. человек и более. Годовой объем выборки составляет 28 тыс. респондентов (ок. 14 тыс. домохозяйств).
Производственный комплекс «Омский бекон» – многопрофильное сельскохозяйственное предприятие, ведущий производитель свинины и мясной продукции Омской области – лидер Группы «ПРОДО» – агропромышленного холдинга федерального масштаба на рынке птицеводства, свиноводства и мясопереработки. «Омский бекон» – комплекс полного производственного цикла «от поля до прилавка». В структуре ПК «Омский бекон» – 7 предприятий: растениеводческое хозяйство, комбикормовый завод, свинокомплексы и животноводческие фермы, мясоперерабатывающее и молочное производство, транспортная и тепловая компании.
Ассортимент торговой марки «Омский бекон» – 220 наименований колбас, деликатесов, полуфабрикатов под торговыми марками «Омский бекон», «Ясная горка», «БонБекон», «Добрый продукт» и 30 наименований молочной и кисломолочной продукции известной торговой марки «Лузинская крыночка». География продаж – Омская, Новосибирская, Кемеровская, Иркутская области, Красноярский край, ХМАО, ЯНАО, республика Казахстан.
Омский бекон
По итогам 2018 года Омский бекон — лидер по покупкам в своей категории в СФО по данным Ipsos.
Содержание
[править] История
17 апреля 1973 года постановлением Совета Министров РСФСР на базе совхоза «Лузинский» создана фирма «Омский бекон». Основатель — Герой Социалистического Труда Артур Петрович Майоров.
Именно «Омский бекон», спустя десятилетия, дал жизнь предприятиям, которые сегодня составляют основу омского производственного комплекса, команда которого работает на один результат.
[править] Собственники и руководство
Григорьева Елена Владимировна — директор АО «Омский бекон».
[править] Деятельность
В структуре комплекса «Омский бекон» шесть предприятий:
Рынок реализации: Омская, Новосибирская, Тюменская, Свердловская, Курганская, Томская, Кемеровская, Челябинская, Иркутская области, Алтайский, Красноярский, Пермкий край, ХМАО и ЯНАО, Казахстан, Хакассия.
[править] АО «Омский бекон» (Калачинск)
Объем производства — более 100 тонн в сутки.
Объем реализации — 40 000 тонн в год.
Собственный убой — 1 500 голов в сутки.
[править] ООО «Лузинское зерно»
В составе — 3 цеха в поселках Новоуральский, Лузино, Калинино. Таврического и Омского районов области. По урожайности и площади пахотных земель входит в тройку крупнейших растениеводческих предприятий в регионе.
Общая площадь пашни — 50,7 тыс. га.
Среднее ежегодное производство — 100 тыс. тонн зерна.
[править] АО «Лузинский комбикормовый завод»
Один из крупнейших в России комбикормовых заводов мощностью 750 тонн в сутки. Качественные корма — залог высокой эффективности производства и выдающихся потребительских свойств мяса. На заводе внедрена жесткая система контроля качества, проводятся регулярные профилактические проверки выпускаемой продукции.
[править] Акционерное общество «Омский бекон» (Лузино)
Основано в 1973 году. Лидер производства свинины на территории Западной Сибири.
В составе предприятия два промышленных и один племенной комплекс:
На предприятия комплекса приходится 72 % промышленного производства свинины в Омской области. Суммарный годовой объем производства свинины достигает более 30 тыс. тонн в живом весе.
[править] ООО «Лузинское молоко»
Предприятие полного производственного цикла — от заготовки кормов для собственных животноводческих ферм до выпуска готовой продукции. «Лузинское молоко» — предприятие полного цикла, производит более 10 тыс. тонн молока в год. Надои, жирность и качество молока — одни из самых высоких в Омской области. С 2009 по 2013 год «Лузинское молоко» обладало статусом племенного завода, а в 2018 году получило статус племенного репродуктора по разведению крупного рогатого скота молочного направления черно-пестрой породы.
Продукция ТМ «Лузинская крыночка» — лауреат российских и международных отраслевых конкурсов и выставок «100 лучших товаров России», «Лучшие товары и услуги — Гемма», выставки «Мясная и молочная индустрия» и «Омская марка». Предприятие отмечено премией «Gazelle Бизнеса», учрежденной изданиями группы компаний Bonnier Business Press. Ежегодно премия вручается компаниям, которые на протяжении пяти лет увеличивали свой оборот на 20−30 %.
[править] ООО «Лузинская тепловая компания»
Предприятие основано в 2013 году на базе цеха теплоснабжения АО «Омский бекон». В составе компании — паровая и водогрейная котельные, осуществляющие теплоснабжение промышленных предприятий группы и жилищно-коммунального хозяйства поселка Лузино. 70 % — собственное потребление; 30 % — обеспечение населения. Полезный отпуск тепловой энергии Лузинской тепловой компании составляет более 300 тысяч Гкал.
[править] Выпускаемая продукция
Ассортиментная линейка бренда «Омский бекон» насчитывает более 280 наименований колбас, сосисок, деликатесов и полуфабрикатов.
В 2011 году предприятие первым из числа омских компаний пищевой промышленности получило сертификат ISO 22000 (HACCP), что подтверждает соответствие
выпускаемой продукции западноевропейским требованиям.
С 2015 по 2018 год продукция бренда «Омский бекон» завоевала 85 золотых и 8 серебряных медалей всероссийских и международных конкурсов и выставок, в числе которых:
§ Российская агропромышленная выставка «Золотая осень» (Москва);
§ InterFood Siberia (Новосибирск);
§ InterFood Ural (Екатеринбург);
§ Профессиональные конкурсы Всероссийского научно-исследовательского института мясной промышленности (Москва);
§ IFFA (Франкфурт, Германия);
§ «Гарантия качества» (Москва, Екатеринбург) [5] ;
§ «Лучшие товары и услуги — ГЕММА» (Новосибирск);
§ «Мясной оскар» (Москва).
[править] Социальная и рекламная деятельность
Предприятие обеспечивает стабильной и хорошо оплачиваемой работой около 2 300 жителей Омска и Калачинского муниципального района. Также на постоянной основе сотрудничает с учебными заведениями, проводя конкурсные программы, организовывая стажировку и трудоустройство выпускников на предприятия производственного комплекса.
Ежегодно, с 2000 года, предприятие «Омский бекон» совместно с Омским государственным аграрным университетом проводит конкурс на премию имени Артура Петровича Майорова.
Сотрудники предприятия — активные участники общественной и культурно-спортивной жизни района. «Омский бекон» — постоянный партнер мероприятий регионального значения.