Что такое онтологическая общность бытия

Онтология в философии: понятие и основные идеи

Что такое онтологическая общность бытия. Смотреть фото Что такое онтологическая общность бытия. Смотреть картинку Что такое онтологическая общность бытия. Картинка про Что такое онтологическая общность бытия. Фото Что такое онтологическая общность бытия

Онтология – один из важнейших разделов философии. По мнению многих исследователей, на заре своего существования философия представляла собой именно ту науку, которую мы сегодня называем онтологией. Она изучает бытие, его структуру, закономерности, фундаментальные принципы, сущности и категории, стремится объяснить взаимосвязь между материальным и нематериальным.

Что такое онтология?

Онтология – это важнейший раздел философии, в котором изучаются фундаментальные принципы устройства бытия. Чаще всего онтологию определяют как «учение о бытии». Это определение следует из её названия, поскольку термин образован от греческих слов ὄντος (сущее, бытие) и λόγος (учение).

Онтология пытается дать общее определение бытия, по возможности не прибегая к терминологии других наук. Она изучает формы бытия и различные его проявления.

Считается, что данное понятие ввёл в науку немецкий философ Рудольф Гоклениус в начале XVII века. Чуть позже его земляк Иоганн Клауберг в своих работах описывал аналогичное понятие, используя для его обозначения термин «онтософия». Позже данному понятию уделил значительное внимание немецкий философ Христиан фон Вольф, написавший в 1730 году свою работу «Первая метафизика, или Онтология». К современному виду онтологию привёл Иммануил Кант.

Что изучает онтология?

Внимание онтологии сосредоточено на формах бытия (материальное и нематериальное), а также на различных его свойствах и проявлениях (пространство, движение, время и прочее). По сути, данная научная дисциплина ставит перед собой задачу дать абстрактное описание совокупности всего сущего. Предметом онтологии является бытие, представленное такими категориями как материя, время, движение, форма, пространство, переход и прочее.

У слова «онтология» есть ещё одно значение, связанное с систематизацией и каталогизацией информации. В этом смысле онтология – это попытка полной и подробной формализации определенной области знаний или научной дисциплины. Она занимается изучением предметной области с целью определения структуры и составления концептуальной схемы, описывающей данную область.

Формирование онтологической мысли

В классической философии онтология рассматривается как совокупность знаний о бытии. Она объясняет и отображает реальность, обозначает место человека в мироздании, определяет назначение, позиции и границы отдельных наук и видов деятельности. В некотором смысле данное учение находится над всеми остальными науками, включая и саму философию. Она обобщает их и создаёт для них универсальную систему категоризации.

К концу первой половины XX века стали очевидными некоторые недостатки и ограничения классического понимания того, что такое онтология и что она изучает. Дисциплина претендовала на обобщение всех законов бытия, но при этом была ограничена в плане изучения новых областей реальности. Она пренебрегала многими формами человеческого опыта и инструментами познавательной деятельности.

Эта ситуация показала, что учение изначально построено на основании форм общественного бытия, обусловленных культурными предпосылками. Чтобы разрешить эти проблемы, философии нужно было либо вообще отказаться от традиционной онтологии и ориентироваться на научные дисциплины, либо создать новое учение, которое проецировало бы накопленные человечеством знания и опыт на мироздание.

В понимании неоклассической философии, онтология – это философское учение о закономерностях бытия. В информатике и некоторых других научных дисциплинах онтология рассматривается также как система формализации области знаний с целью получения хорошо организованной и однозначно интерпретируемой картины, показывающей совокупность накопленных данных и их взаимосвязей.

Онтология у Платона

Платон стал первым, кто создал достаточно полную концепцию онтологии. Его учение строится на трёх понятиях:

Характерная особенность онтологии Платона заключается в том, что в ней мнение и знание противопоставляются, поскольку первое не располагает никакими критериями достоверности. В его понимании процесс познания – это движение к вечному бытию или Благу.

Онтология у Аристотеля

Аристотель развил предложенную Платоном концепцию (многие философы даже называют его вклад более значительным). При этом он придерживался альтернативной парадигмы, в которой небытие является предикатом бытия. Вместо того чтобы разграничить бытие и небытие, он говорил о взаимном переходе от одного состояния к другому. Он считал, что существует некий природный субстрат, служащий основанием для наличия разных способов существования.

Также Аристотель сформулировал принцип опосредования, утверждающий, что переход из одного состояния в другое является движением и происходит через что-то. Противоположности в его понимании являлись разными способами существования. При этом переход между этими противоположностями возможен через природный субстрат, а между двумя состояниями присутствует третье, связывающее их.

Аристотель отказался от учения Платона о первичности идей, предложив вместо этого рассматривать различные уровни бытия. Предложенная им модель основывается на трёх понятиях: вещь, свойство, отношение. Также в его модели рассматривается 10 категорий: сущность, время, место, действие, отношение, количество, качество, обладание, положение, страдание. Любое простое высказывание может быть отнесено к одной из этих категорий.

История развития онтологии

В истории онтологии выделяют четыре периода:

Источник

Основные законы диалектики. Понятие «закон», так же, как и другие категории диалектики, относится к объективному миру и содержанию нашего мышления, является выражением устойчивых связей как между процессами, объектами, так и внутри их. Гегель определял закон как существенное отношение, отсюда наличие связи, причем необходимой, общей, т.е. повторяющейся связи. Это один из основных признаков закона. В диалектике выделяют три группы законов: всеобщие, общие и частные.

История метафизики. Образцом метафизики явилась античная метафизика, однако на протяжении истории западно-европейской философии существенно меняются как оценки метафизического знания, так и положение метафизики в системе философских наук.
В философии начала 20 в. происходят сложные процессы (подготовленные последними десятилетиями 19 в.), которые приводят и к частичной реабилитации классической метафизики, и к поискам новых неклассических форм метафизики. Такие направления, как неогегельянство, неокантианство, неотомизм, неоромантизм, неореализм, самой своей установкой на возвращение к истокам реставрировали и адаптировали фундаментальные схемы метафизического мышления, которые оказались более адекватными в кризисной для Европы ситуации, чем оптимистический позитивизм 19 в. Но потребность в метафизике как опоре для мышления и морального выбора вела к новым, неклассическим моделям. Нередко при этом новая метафизика вырастала непосредственно и логично из антиметафизических течений в той мере, в какой они — осознанно или нет — осуществляли свое самообоснование: такова была, например, эволюция неопозитивизма, ницшеанства, фрейдизма.
В ряде работ Хайдеггер специально рассматривает статус метафизики («Кант и проблема метафизики», «Что такое метафизика», «Введение в метафизику»). Старая метафизика, с его точки зрения, привела к забвению бытия, к власти техники и нигилизму, поскольку толковала бытие через эмпирическое сущее и сделала субъективное мышление единственным посредником между человеком и бытием; поэтому возвращение к подлинному мышлению есть одновременно конец метафизики. В поздних образцах «экзистенциальной феноменологии» Мерло-Понти метафизическая проблематика превращается в структурный анализ мира повседневного чувственного опыта, который играет роль «онтологии чувственного мира» (особенно в произведениях искусства). Экзистенциалистскую версию феноменологической метафизики дает Сартр («Бытие и ничто»). В качестве первичной фактичности им рассматривается сознание, «пустота» и «случайность» которого приносит в мир «ничто» и почти синонимичные ему «свободу» и «ответственность». Позиция Сартра, несмотря на социальный радикализм, зачастую оказывается (как отмечал Хайдеггер) лишь перевернутой формой традиционной метафизики.

Источник

Онтология – учение о бытии

Что такое онтологическая общность бытия. Смотреть фото Что такое онтологическая общность бытия. Смотреть картинку Что такое онтологическая общность бытия. Картинка про Что такое онтологическая общность бытия. Фото Что такое онтологическая общность бытия Что такое онтологическая общность бытия. Смотреть фото Что такое онтологическая общность бытия. Смотреть картинку Что такое онтологическая общность бытия. Картинка про Что такое онтологическая общность бытия. Фото Что такое онтологическая общность бытия Что такое онтологическая общность бытия. Смотреть фото Что такое онтологическая общность бытия. Смотреть картинку Что такое онтологическая общность бытия. Картинка про Что такое онтологическая общность бытия. Фото Что такое онтологическая общность бытия Что такое онтологическая общность бытия. Смотреть фото Что такое онтологическая общность бытия. Смотреть картинку Что такое онтологическая общность бытия. Картинка про Что такое онтологическая общность бытия. Фото Что такое онтологическая общность бытия

Многие философы высказывались о бытии. У греческих материалистов бытие совпадало, с одушевленным вещественным Космосом. У Платона бытие – это мир бессмертных идей. В средневековой философии господствовала концепция несотворенного (Бога) и сотворенного бытия (природа). В эпоху Нового времени, Просвещения развивался культ материального бытия. По Лейбницу, бытие – это воплощение деятельности духовных монад («монада» – духовная сущность, частица, представляющая собой «сжатую Вселенную»). Бытие у Гегеля – ступень восхождения абсолютного Духа. У Маркса и Энгельса бытие – материальная жизнь общества, природа («бытие» и «материя» совпадают). В «Философии жизни» В. Дильтея бытие является особым способом выражения жизни. Экзистенциалист Ж.П. Сартр выделяет «бытие для себя» (самосознание) и «бытие в себе» (материальное бытие). В философской герменевтике «дом Бытия – это язык».

Бытие – это все сущее, все то, что реально существует. Бытие – это все, что схватывается связкой «быть». Вещи, жизнь растений, животных и людей, а так же наши страдания, мысли и чувства, все это реально существует, а стало быть, является частью бытия. Философская категория бытия обозначает бесконечное множество материальных и идеальных объектов. Но категория бытия схватывает также и то, что объединяет объекты, выражает единство многообразного: природного, социального и духовного. Бытие есть всеединая целостная действительность, совокупное целое всего, что есть.

Таким образом, бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Философское познание бытия включает осмысление основных форм бытия, их диалектики. Целесообразно выделить следующие формы бытия.

1. Бытие природы, Вселенной (материальное бытие). Это – объективная реальность с ее состояниями, системами, законами и процессами. Бытие природы есть и будет существовать вечно, вне и независимо от человеческого опыта и сознания. Бытие природы включает: сложившееся косное, дожизненное бытие; живое, органическое бытие; бытие в форме самоосознающей жизни – высший продукт вселенского развития. Человек и его дух существуют благодаря этой непреходящей Природе.

2. Бытие общества (общественное бытие). Бытие общества – сложнейшая материально-разумная действительность, собственно человеческий мир. Этот мир имеет свою качественную специфику, законы собственного существования и развития. Бытие общества и бытие природы единородны, нерасторжимы. Не только природа продолжается в «мире людей», но и мир людей в природе.

3. «Вторая», очеловеченная природа. Это – бытие произведенных людьми вещей, систем, предметов культуры. Весь мир «второй природы» – машины, города, ландшафты, статуи, храмы, коммуникационные системы, бытовые вещи и т. д. – все это продукты человеческой деятельности, «окаменелости» человеческого разума. Эта форма бытия основана на законах природы и общественной жизни, она зависима от человека.

4. Бытие человека, личности (человеческое бытие). Бытие отдельного человека существует в трех измерениях: 1) как жизнь отдельной биологической особи, принадлежащей к виду «Хомо сапиенс» («человек разумный»); 2) как социально-историческое существо (как совокупность, система социальных связей и отношений); 3) как духовное существо (ценностно-смысловое измерение человеческой жизни, сознания и деятельности). Бытие человека нельзя оторвать от окружающей среды, от общества и Вселенной. Сущностные, закономерные связи природного и социального бытия трансформируются в законы человеческого поведения, смыслы и ценности человеческой жизни. Человек существует в единстве с природой обществом и историей. Он – центр деятельности, реализации (объективации) смыслов и ценностей. Человек существует в единстве его телесной, социальной, душевной и духовных форм жизни.

Что такое онтологическая общность бытия. Смотреть фото Что такое онтологическая общность бытия. Смотреть картинку Что такое онтологическая общность бытия. Картинка про Что такое онтологическая общность бытия. Фото Что такое онтологическая общность бытия

5. Бытие духа и сознания (духовное бытие). Эта форма бытия представляет собой существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия.

Все указанные формы бытия диалектически взаимосвязаны, существуют в единстве.

С понятием «бытие» тесно связано понятие «реальность». Выделяют следующие виды реальности:

3.Материя и ее свойства.

Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие. Философское, всеобщее понятие материи дать чрезвычайно трудно. Материя – это субстрат объективной реальности, формирующийся в результате полевых, информационных взаимодействий и воспринимаемый нами в виде вещей, предметов и тел. Нет необходимости сводить все сущее, всю объективную реальность, все проявления бытия к «голой» материи. Материя, энергия и информация – атрибуты объективной реальности. Они существовали и будут существовать вечно. Все состояния мира и ресурсы развития мира существуют и изменяются совместно, т. е. в единстве этих трех категорий. Провести этот философско-научный взгляд на все состоянии и уровни организации материи чрезвычайно трудно. Но именно он коренным образом меняет миропредставление, взгляды на структуры и процессы во всей Вселенной, включая и наш социокультурный мир.

Стало привычным, аксиоматическим утверждение, что движение есть способ существования материи. Под движением понимаются любые изменения в мире – физические, химические, биологические, социальные, информационные и др. Нет материи без движения, как движения без материи. Термин «развитие» также является емким. Под развитием понимается поступательные, необратимые изменения состояний материи от простых к более сложным, одним словом, синтетический процесс повышения сложности и эффективности материальных систем. Появление живых существ, социальной жизни и одухотворенного человека – результаты развития Вселенной.

Новейшие научные представления позволяют по-новому взглянуть на формы движения материи. Известно, Ф. Энгельс (в «Диалектике природы») выделил пять форм движения материи:

1) механическую (перемещение тел в пространстве),

2) физическую (электрические, тепловые и др. процессы),

3) химическую (атомный и молекулярный обмен, химические реакции),

4) биологическую (обмен белковых тел, жизненные процессы в биосистемах),

5) социальную (процессы изменения и развития в обществе).

Такая классификация при всех ее положительных моментах явно устарела. Современные философы и ученые говорят об информационной, кибернетической, геологической и галактических формах движения материи. Обсуждая формы движения материи, нужно всегда учитывать их диалектику, т. е. взаимодействие форм движения материи. Общество и человек, например, наглядно демонстрируют взаимодействие многих форм движения материи. Но нельзя сложные формы (социальную, биологическую) сводить, редуцировать к простейшим формам движения материи – механической, физической, химической. Такая операция сведения одних форм движения материи к другим (простейшим) называется механицизмом или редукционизмом. Но каждая форма движения материи, подчиняясь своим собственным законам, опирается на материальный субстрат, информацию и законы низших форм движения материи. Например, человек – это клеточка (социальная, биологическая) мироздания, но ее нельзя вырвать из системы энерго-информационных связей со всей Вселенной. Механизмы переработки информации и управления в природе и социальной сфере выступают и двигательной силой поступательного движения и развития.

Учение о формах движения материи имеет прежде всего огромное мировоззренческое значение. Оно дает синтез представлений о материи. В методологии познания оно служит руководством при решении многих философских и научных проблем (например, при решении проблемы соотношения биологического и социального в структуре способностей человека и самой личности, в частности, в личности преступника, проблемы взаимосвязи биосферы и социосферы, при решении экологических и политологических проблем).

Категории пространства и времени обозначают основные формы существования материи. Пространство – это протяженность и порядок сосуществования объектов природного и социального мира. Время – длительность, последовательность и порядок смены процессов и событий бытия. Обеспечивая общий взгляд на мир, отождествление и различение отдельных явлений действительности, категории пространства и время имеют решающее значение для построения картины мира.

Современная философия и наука все больше склонны рассматривать Вселенную как самоорганизующуюся систему, важнейшим элементом которой является мыслящий человек. Поэтому фундаментальные знания о материи и разумной Вселенной должны быть регуляторами этического поведения людей, инструментами созидания осмысленного социального бытия.

Мир, окружающий нас, бесконечно сложен и бесконечно разнообразен. В этом мире все взаимосвязано. Он не стоит «на месте», а постоянно изменяется и развивается. Диалектика – это и есть понимание мира как непрерывно развивающегося, единого в своих проявлениях, всеобщих связях и законах. Диалектика как составная часть философии имеет огромное мировоззренческое, познавательное и методологическое значение. Без диалектики невозможно объяснить механизмы и закономерности развитая самых разнообразных систем (биологических, социальных и др.), аномальные явления в научной, идеологической и социальной практике, философские заблуждения.

Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Диалектическая картина мира – это особый высокоорганизованный вид знаний, их синтез путем широких философских обобщений на базе интегративных понятий, касающихся всех форм бытия (иматерии), с учетом иерархии бытия и принципа историзма. Категория развития – центральная в диалектике.

Ключевая проблема диалектики – проблема развития – и сейчас остается недостаточно познанной, мировоззренчески освоенной. Только синтез современных знаний о закономерностях развития мира позволит нам увидеть эту проблему в новом свете.

В учебной и монографической философской литературе обсуждаются в основном четыре трактовки развития: 1) развитие как процесс необратимых качественных изменений; 2) развитие как бесконечное движение от простого к сложному, от низшего к высшему; 3) развитие как «борьба противоположностей», разрешение противоречий; 4) развитие как фактор мирового круговорота материи.

Диалектический подход к исследованию развития заключается в поисках источника и движущих сил этого развития (закон взаимодействия противоположностей); в объяснении механизмов развития (закон перехода количественных изменений в качественные); и, наконец, в выявлении направленности развития (закон отрицания отрицания). Единство этих законов проявляется в том, что любой предмет или явление есть некоторое качество, представляющее собой единство противоположных тенденций и сторон. В результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества возникает противоречие, требующее своего разрешения, преодоления. Развитие предмета осуществляется через отрицание данного качества некоторых прежних свойств. И характер качества, и форма разрешения противоречий, и направленность развития целого довольно сильно разнятся, в зависимости от того, имеем ли мы дело с неорганической природой или сферой человеческого духа. Однако эти различия вовсе не исключают принципиального номологического единства между ними.

Закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон означает, что всем вещам, системам и процессам в мире свойственно «раздвоение единого» на противоположные взаимодействующие части, их столкновение и «борьба» обуславливает всякое изменение и развитие вещей, процессов и систем. Хотя этот закон можно было бы именовать законом взаимодействия противоположностей, учитывая, что противоположности бытия могут и не «бороться» друг с другом, а гармонично друг друга дополнять и обогащать. Закон именуется как «основной закон диалектики», он выражает суть, «ядро» диалектики. Считается, что «закон единства и борьбы противоположностей» является источником самодвижения и развития явлений природы и общества.

Закон взаимного перехода количественных и качественных измененийгласит, что при постепенном накоплении количественных изменений на определенном этапе (при разрыве меры) вещь превращается в другую или новое качество, влекущее за собой и новые количественные характеристики. Этот закон вскрывает наиболее общий механизм развития. Согласно этому закону, переход количества в качество сопровождается скачком, перерывом постепенности. Однако процессы развития и самоорганизации биологических и социальных систем не всегда согласуются с концепцией скачка. Скачок, как он описан в философской литературе, связан со структурной перестройкой вещи, «развязыванием» старых связей и «завязыванием» новых. Но эти ломки структуры не применимы к самоорганизации развивающихся систем, тем более систем витального, органического плана. Можно привести немало примеров и «затухания» скачков, преобладание эволюционных, а не революционных процессов в развитии. Развитие высокоинтегрированных и управляемых систем может осуществляться и без скачков. В марксистской диалектике, наряду с абсолютизацией «борьбы противоположностей» произошла и абсолютизация «скачка».

Закон отрицания отрицания. Этот закон выражает направленность, поступательность процесса развития, объясняет возникновение нового при повторяемости некоторых элементов старого. Основные категории, характеризующие закон, – отрицание, преемственность, развитие. В процессе развития системы каждая более высокая ступень отрицает предыдущую и вместе с тем сохраняет все ее положительные, «жизненные» стороны в своей структуре и своем содержании. Марксистская диалектика абсолютизировала момент отрицания в развитии (новое может возникнуть только на «костях», на пепелище старого). Но в таком случае трудно сохранить жизнеспособность, преемственность системы. Скорее, старое должно вытесняться новым без существенных разрушений и, безусловно, отжившее должно отрицаться. В законе «двойное отрицание» символизирует способ жизнеутверждения нового. Социализм, отрицая капитализм, должен был как бы отрицать самого себя, подобрать все положительное содержание своего предшественника. Только в этом случае он бы уцелел, стал высшим цветом цивилизации. Но этого не произошло. Были нарушены механизмы преемственности в развитии. К сожалению, в социальной жизни (в мыслях и действиях людей) нередко преобладают «пустые», «зряшные», деструктивные отрицания. Так демократическая перестройка в СССР вылилась в сплошные отрицания: разрушение государственного управления, народнохозяйственного комплекса, социальной политики, правовой и моральный нигилизм и многое другое. Если от старого не оставить «камня на камне», то не на чем будет и возводить новое. Диалектическое отрицание предполагает преемственность, связь нового со старым.

В качестве наглядной модели закона «отрицания отрицания» используется «расширяющаяся вверх спираль». При таком изображении каждый цикл выступает как виток в развитии, а сама спираль – как цепь циклов. Этот образ удачно схватывает общее направление развития (оно идет по спирали, не по прямой линии), «как бы возврат к старому», но на более высоком уровне.

Всеобщие закономерности бытия отражают и категории диалектики. Категории – наиболее общие понятия, выражающие существенные связи и отношения в мире. Диалектика действительности «схватывается» в системе взаимосвязанных и соотносительных парных категориях: «причина–следствие», «форма–содержание», «сущность–явление», «необходимость–случайность» и др. Сетка диалектических категорий позволяет объяснять противоречивый объективный мир в его взаимообусловленности, закономерных связях и развитии.

1. Прочитайте текст, выпишите определения и составьте вопросный план.

Источник

Онтология — это исчезающее понятие в философии, но проявляющееся в информатике

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Онтология или антология? Такие похожие слова, различающиеся только написанием первой буквы, имеют совершенно разные значения.

И если с антологией все предельно просто — это всего лишь тематический сборник стихов, рассказов, статей, то онтология — сложнейший раздел философии, занимающийся изучением бытия — самой необъятной философской категории.

Что такое онтологическая общность бытия. Смотреть фото Что такое онтологическая общность бытия. Смотреть картинку Что такое онтологическая общность бытия. Картинка про Что такое онтологическая общность бытия. Фото Что такое онтологическая общность бытия

Границы интересов онтологии размыты, ни один из философов не смог дать исчерпывающее определение этой области знания, да это, скорее всего, невозможно, ведь в самом общем смысле:

онтология — это система идей и предположений о том, как устроено все существующее.

«Три бабочки спорили о природе огня. Одна подлетела не близко и сказала, что огонь светит. Другая подлетела ближе, опалила крыло и сказала, что огонь обжигает. Третья бабочка залетела прямо в пламя и сгорела. Она поняла огонь до конца, но уже никому не смогла об этом рассказать».

Онтология — что это в философии

Онтология — это раздел философии, изучающий принципы бытия, его структуру и закономерности. Онтология рассматривает мир в целом, ищет общие законы его развития, пытается ответить на вопрос, что такое истинное бытие.

Все что мы наблюдаем и воспринимаем органами чувств — это еще не подлинная реальность. Сущность, основа всех вещей и процессов может быть далека от их видимого отображения, поэтому главная задача онтологии — докопаться до понимания истинного бытия.

Отсюда и основные вопросы этого раздела философии:

Термин ontologia (древнегреческий ὄν, ὄντος — сущее; λόγος — слово, учение) придумал в 1606 году немецкий философ Якоб Лорхард, и уже в 1613 году он был включен в «Философский словарь» немецкого ученого Рудольфа Гоклениуса.

Статус фундаментального раздела метафизики (это что?) онтология получила благодаря работам немецкого философа Христиана фон Вольфа (1679–1754 гг.), который считал ее учением «о первых основаниях нашего познания и всех вещей вообще».

Что такое онтологическая общность бытия. Смотреть фото Что такое онтологическая общность бытия. Смотреть картинку Что такое онтологическая общность бытия. Картинка про Что такое онтологическая общность бытия. Фото Что такое онтологическая общность бытия

Появление термина сильно запоздало — онтология начала складываться в отдельное учение о бытии еще у древних греков. Наиболее важные онтологические теории выдвигали Парменид Элейский, Платон, Аристотель. В общем смысле, античное истинное бытие — это субстанция.

В средневековой онтологии категория бытия рассматривалась через призму Бога. Бог воспринимался или источником, «дарителем» бытия, или непосредственно самим бытием.

Самые прогрессивные онтологические системы Средневековья предложили Фома Аквинский (1225–1274 гг), разводящий понятия сущности и существования, Иоанн Дунс Скот (1226–1308 гг.), противопоставивший философию религии, и Уильям Оккам (1285–1347 гг.) — сторонник экспериментальной, доказательной науки.

Оккам сформулировал знаменитый методологический принцип «бритвы Оккама»: «Не следует множить сущее без необходимости». Смысл его в том, что постигать существующее вокруг нас нужно, опираясь на естественные причины, не углубляясь в туманные дали тайных начал, неведомых сил и прочей мистики.

Что такое онтологическая общность бытия. Смотреть фото Что такое онтологическая общность бытия. Смотреть картинку Что такое онтологическая общность бытия. Картинка про Что такое онтологическая общность бытия. Фото Что такое онтологическая общность бытия

«Бритва Оккама» — вполне рабочий принцип и в современной науке, когда наиболее очевидное решение или самая простая схема, скорее всего, будут правильными.

Развитие идей рационализма (это как?) в учениях Рене Декарта, Бенедикта Спинозы, Готфрида Вильгельма Лейбница выводят на первый план взаимоотношение субстанций и уровней бытия.

Рационалисты пытаются объединить онтологию и гносеологию (это что?) — учение о познании.

Декартовское «я мыслю, значит, я существую» делает бытие содержанием мышления, а мышление — актом бытия.

Развитие естественных наук в Новое время возвращает онтологию к поискам истинного бытия в материи и субстанции, но уже в новых интерпретациях.

А XX век стал временем построения альтернативных онтологических систем, т.к. поиски истинного бытия через естественные науки привели онтологию к кризису.

Русский космизм, сверхреальность Семена Франка, фундаментальная онтология Мартина Хайдеггера и бытие как самоосуществление человека у экзистенциалистов — основные направления в онтологии новейшего времени.

Что такое онтологическая общность бытия. Смотреть фото Что такое онтологическая общность бытия. Смотреть картинку Что такое онтологическая общность бытия. Картинка про Что такое онтологическая общность бытия. Фото Что такое онтологическая общность бытия

*Палехская роспись.
Константин Циолковский, представитель направления русского космизма.

Эпоха постмодернизма, в которой мы пока еще находимся, в принципе отрицает возможность построения онтологических систем. Мир постмодерна — это текст, который хаотично и субъективно интерпретируется каждым. Этот хаос невозможно объяснить через онтологию.

Происходит что-то «вроде крушения реальности. Слова превращаются в звучащую оболочку, лишенную смысла».
Эжен Ионеско, румынский драматург

Онтология в информационных технологиях

В то время как онтология исчезает из постмодернистской философии, этот термин все чаще звучит в мире информатики. Здесь онтология понимается как подробное описание некоторой области знаний при помощи концептуальной схемы.

Такая схема является классификацией знаний, описывающей классы объектов, их связи и правила взаимодействия.

Что такое онтологическая общность бытия. Смотреть фото Что такое онтологическая общность бытия. Смотреть картинку Что такое онтологическая общность бытия. Картинка про Что такое онтологическая общность бытия. Фото Что такое онтологическая общность бытия

Идея инженерной онтологии принадлежит американскому ученому Тому Груберу, имеющему непосредственное отношение к разработке умного помощника Siri. Грубер дал краткое определение своей концепции:

«Онтология — это явная спецификация концептуализации».

Что такое онтологическая общность бытия. Смотреть фото Что такое онтологическая общность бытия. Смотреть картинку Что такое онтологическая общность бытия. Картинка про Что такое онтологическая общность бытия. Фото Что такое онтологическая общность бытия

В научном сообществе под онтологией понимается понятийный аппарат определенной области знаний.

Терминология, взаимосвязь понятий и их таксономия — классификация и систематизация — все это задача онтологии в различных науках: и гуманитарных, и естественных, и технических.

В заключение можно привести еще один интереснейший аспект онтологии, о котором каких-то 50 лет назад не было известно ничего.

Это онтология виртуальной реальности и компьютерных игр.

По сути, виртуальная реальность — это попытка человека сотворить высший уровень бытия, лишённый недостатков и ограничений материального мира.

Современный человек все больше подвержен влиянию виртуальной реальности, поэтому можно предположить скорое появление новых онтологических учений, связанных с этой стороной нашей жизни.

Автор статьи: Елена Румянцева

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (6)

Познавательно в легкой форме и занимательно,

поэтому все вместе просто замечательно!

Существует медицинская онтология, с помощью которой удаляются причины заболеваний, что автоматически приводит к исцелению больного самым быстрым на сегодняшний день способом.

Убирать можно даже причины наследственного характера. Суть её выявить не только физические, эмоциональные, но и энергетические, информационные и Духовные причины заболевания.

Затем они удаляются и организм сам восстанавливается.

Печальный вывод. Онтология говорит о том, что ничего мы толком не знаем, и разобраться в вопросах бытия не в состоянии.

Катя. Думаю, что не всё так грустно. Аристотелева логика, накопленные знания, воображение и диалектика нам помогут разобраться в вопросах онтологии бытия.

Кстати, есть же такое течение как трансгуманизм. Возможно трансгуманисты смогут оцифровать личности реальных людей и поместить их в виртуальный мир, тогда виртуальные люди, живя в виртуальном мире, полностью его познают, но в отличии от бабочки, не погибнут, а будут жить вечно, ну или до тех пор, пока кто-то не выдернет вилку из розетки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *