Что такое оратория в музыке

Оратория

И. Э. Манукян.

Полезное

Смотреть что такое «Оратория» в других словарях:

ОРАТОРИЯ — (лат. oratorium храм, молельня). Род религиозной драмы или эпоса, положенных на музыку и исполняемых оркестром с разнородным пением. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОРАТОРИЯ в тесном смысле слова… … Словарь иностранных слов русского языка

Оратория — (итальянское oratorio, от латинского oro говорю, молю), многочастное произведение для солистов, хора и оркестра; жанр вокально инструментальной музыки. В отличие от кантаты имеет сюжетную основу, большие размеры и эпически монументальный характер … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ОРАТОРИЯ — (итл. oratorio от лат. oro говорю, молю), музыкальное произведение для певцов солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения. Родственна кантате, но более монументальна, обладает эпико драматическим… … Большой Энциклопедический словарь

ОРАТОРИЯ — ОРАТОРИЯ, оратории, жен. (лат. oratorium от oro говорю, молю). 1. Музыкальное произведение для пения и оркестра, написанное на драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения (муз.). Оратория Баха. 2. В… … Толковый словарь Ушакова

ОРАТОРИЯ — ОРАТОРИЯ, и, жен. Монументальное эпико драматическое музыкальное произведение для хора, певцов солистов и оркестра. | прил. ораторный, ая, ое и ораториальный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ОРАТОРИЯ — жен., лат. наука красноречия, витийство; | музыкальное сочиненье, большей частью библейского содержанья в лицах. Оратор муж. ша, вития, речистый человек, краснослов, мастер говорить в людях, проповедник; говорила, говорщик, если ои говорит в суде … Толковый словарь Даля

оратория — сущ., кол во синонимов: 1 • произведение (51) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Оратория — (ит. oratorio, лат. oro – говорю, молю) – музыкальное произведение для певцов солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

Оратория — (лат. oratorium, итал. oratorio) крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от… … Википедия

Оратория — (итал. oratorio, от позднелат. oratorium молельня, лат. oro говорю, молю) крупное, обычно многочастное музыкальное произведение для певцов солистов, хора и оркестра, трактующее, как правило, драматический сюжет, но предназначенное не для… … Большая советская энциклопедия

Источник

Оратория. Часть I

Первоначально Оратории писались главным образом на библейские и евангельские тексты и нередко предназначались для исполнения непосредственно в храме в дни соответствующих церковных праздников. Создавались специальные «рождественские», «пасхальные» и «страстные» Оратории, так называемые «страсти» (Passionen). В процессе исторического развития Оратория приобретала всё более светский характер и полностью перешла на концертную эстраду.

В латинской Оратории соединяются черты литургической драмы с многоголосием мотетов и мадригалов. Наивысшего расцвета она достигает в творчестве Дж. Кариссими, первого классика ораториальной музыки. Кариссими создал 15 ораторий на библейские сюжеты, из которых наиболее известны «Иевфай», «Суд Соломона», «Валтасар», «Иона». Полностью отказавшись от сценического действия, Кариссими заменяет его введением партии Историка, которая исполняется различными солистами порознь или вместе, в форме канонического дуэта. Большое значение Кариссими придаёт хорам, которые активно участвуют в действии и заканчивают Ораторию апофеозом.

В дальнейшем ученик Кариссими А. Скарлатти, глава неаполитанской оперной школы, применив форму арии da capo и речитатив secco, сблизил Ораторию с оперой. К началу 18 в. итальянская Оратория приходит в упадок и почти полностью вытесняется оперой, однако многие композиторы продолжают писать сочинения этого жанра (А. Лотти, А. Кальдара, Л. Лео, Н. Йоммелли). Хотя родиной Оратории была Италия, подлинного расцвета этот жанр достиг на почве иных национальных культур.

В 18 в., в эпоху Просвещения, зависимость ораториальных форм от церковного ритуала, сохранявшаяся ещё в Ораториях некоторых композиторов, всё более преодолевается и Оратория становится целостной по музыкальной концепции вокально-инструментальной драмой.

От чисто драматической концепции пассионов Шютц постепенно приходит к музыкально-психологической концепции «Рождественской истории». В пассионах представлены только псалмодическая речитация и хоры a cappella, в «Рождественской истории» повествование евангелиста прерывается «интермедиями», в которых даётся широкое выражение драматических чувств устами различных персонажей (ангел, волхвы, первосвященники, Ирод). Их партии обладают чертами индивидуализации, сопровождаются различными составами инструментов. В начале 18 в. гамбургские оперные композиторы Р. Кайзер, И. Маттезон, Г. Телеман писали пассионы на свободные поэтические немецкие тексты Б. Г. Броккеса.

Источник

Значение слова «оратория»

Что такое оратория в музыке. Смотреть фото Что такое оратория в музыке. Смотреть картинку Что такое оратория в музыке. Картинка про Что такое оратория в музыке. Фото Что такое оратория в музыке

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ОРАТО’РИЯ, и, ж. [латин. oratorium от oro — говорю, молю]. 1. Музыкальное произведение для пения и оркестра, написанное на драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения (муз.). Оратории Баха. 2. В католическом храме — часть, предназначенная для молящихся (архит.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

орато́рия

1. музыкальное произведение для хора ◆ Академический хор исполнил ораторию Гайдна.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое оратория в музыке. Смотреть фото Что такое оратория в музыке. Смотреть картинку Что такое оратория в музыке. Картинка про Что такое оратория в музыке. Фото Что такое оратория в музыкеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: пасечник — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «оратория&raquo

Предложения со словом «оратория&raquo

Цитаты из русской классики со словом «оратория»

Сочетаемость слова «оратория&raquo

Понятия со словом «оратория»

Афоризмы русских писателей со словом «оратория&raquo

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «оратория&raquo

Постепенно эти выступления принимают вид открытых концертов, доступных многим лондонцам и состоящих из импровизаций на клавесине в антрактах между действиями опер и на органе – между частями ораторий.

То исполнялась итальянская оратория, то ставилась французская опера, то на карнавале придворные дамы, переодетые крестьянками, танцевали старинные народные танцы.

Как и в опере, формой сольного пения в оратории является ария.

Источник

ОРАТОРИЯ

Полезное

Смотреть что такое «ОРАТОРИЯ» в других словарях:

ОРАТОРИЯ — (лат. oratorium храм, молельня). Род религиозной драмы или эпоса, положенных на музыку и исполняемых оркестром с разнородным пением. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОРАТОРИЯ в тесном смысле слова… … Словарь иностранных слов русского языка

Оратория — (итальянское oratorio, от латинского oro говорю, молю), многочастное произведение для солистов, хора и оркестра; жанр вокально инструментальной музыки. В отличие от кантаты имеет сюжетную основу, большие размеры и эпически монументальный характер … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ОРАТОРИЯ — (итл. oratorio от лат. oro говорю, молю), музыкальное произведение для певцов солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения. Родственна кантате, но более монументальна, обладает эпико драматическим… … Большой Энциклопедический словарь

ОРАТОРИЯ — ОРАТОРИЯ, оратории, жен. (лат. oratorium от oro говорю, молю). 1. Музыкальное произведение для пения и оркестра, написанное на драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения (муз.). Оратория Баха. 2. В… … Толковый словарь Ушакова

ОРАТОРИЯ — ОРАТОРИЯ, и, жен. Монументальное эпико драматическое музыкальное произведение для хора, певцов солистов и оркестра. | прил. ораторный, ая, ое и ораториальный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ОРАТОРИЯ — жен., лат. наука красноречия, витийство; | музыкальное сочиненье, большей частью библейского содержанья в лицах. Оратор муж. ша, вития, речистый человек, краснослов, мастер говорить в людях, проповедник; говорила, говорщик, если ои говорит в суде … Толковый словарь Даля

оратория — сущ., кол во синонимов: 1 • произведение (51) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Оратория — (ит. oratorio, лат. oro – говорю, молю) – музыкальное произведение для певцов солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

Оратория — (итал. oratorio, от позднелат. Oratorium молельня, от лат. оrо говорю, молю; франц., англ. oratorio, нем. Oratorium) крупное муз. произведение для хора, певцов солистов и симф. оркестра, написанное, как правило, на драматич. сюжет и… … Музыкальная энциклопедия

Оратория — (лат. oratorium, итал. oratorio) крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от… … Википедия

Оратория — (итал. oratorio, от позднелат. oratorium молельня, лат. oro говорю, молю) крупное, обычно многочастное музыкальное произведение для певцов солистов, хора и оркестра, трактующее, как правило, драматический сюжет, но предназначенное не для… … Большая советская энциклопедия

Источник

Что такое оратория в музыке

итал. oratorio, от позднелат. Oratorium — молельня, от лат. оrо — говорю, молю; франц., англ. oratorio, нем. Oratorium

Первоначально О. писались гл. обр. на библейские и евангельские тексты и нередко предназначались для исполнения непосредственно в храме в дни соответств. церк. праздников. Создавались спец. «рождественские», «пасхальные» и «страстные» О., т. н. «страсти» (Passionen). В процессе историч. развития О. приобретала всё более светский характер и полностью перешла на конц. эстраду.

В 17 в. в Италии параллельно развиваются два типа О.-«вульгарная» (oratorio volgare), или (позднее) итальянская, основанная на свободно выбранном итал. поэтич. тексте, и латинская (oratorio latino), основанная на библейском лат. тексте. «Вульгарная», или «простонародная», О. более демократична, общедоступна, ведёт своё начало от драматизированных лауд. Уже к 16 в. сложились повествовательные, лирич., диалогизированные лауды. Важной вехой на пути драматизации лауд, связанной с формой их изложения, явилось собрание диалогов Дж. Ф. Анерио «Гармонический духовный театр» (1619). Собственно повествование Анерио отделяет от диалога и поручает хору вести его от лица Рассказчика (testo) или Музы. В самом диалоге голоса распределяются по количеству персонажей, каждый из к-рых имеет сольную партию в сопровождении органа. Созданная Анерио форма диалога постепенно развивалась и обогащалась в отношении сюжетной основы; к сер. 17 в. она превратилась в «историю», где партия Рассказчика приобретает речитативный характер. Такова О. «Иоанн Креститель» А. Страделлы.

В лат. О. соединяются черты литургич. драмы с многоголосием мотетов и мадригалов. Наивысшего расцвета она достигает в творчестве Дж. Кариссими, первого классика ораториальной музыки. Кариссими создал 15 ораторий на библ. сюжеты, из к-рых наиболее известны «Иевфай», «Суд Соломона», «Валтасар», «Иона». Полностью отказавшись от сценич. действия, Кариссими заменяет его введением партии Историка, к-рая исполняется разл. солистами порознь или вместе, в форме канонич. дуэта. Большое значение Кариссими придаёт хорам, к-рые активно участвуют в действии и заканчивают О. апофеозом.

В дальнейшем ученик Кариссими А. Скарлатти, глава неаполитанской оперной школы, применив форму арии da capo и речитатив secco, сблизил О. с оперой. К нач. 18 в. итал. О. приходит в упадок и почти полностью вытесняется оперой, однако мн. композиторы продолжают писать сочинения этого жанра (А. Лотти, А. Кальдара, Л. Лео, Н. Йоммелли). Хотя родиной О. была Италия, подлинного расцвета этот жанр достиг на почве иных нац. культур.

В 18 в., в эпоху Просвещения, зависимость ораториальных форм от церк. ритуала, сохранявшаяся ещё в О. нек-рых композиторов, всё более преодолевается и О. становится целостной по муз. концепции вок.-инстр. конц. драмой.

В дальнейшем в связи с ростом влияния оперы в Германии мн. нем. композиторы отдают предпочтение итал. стилю («Смерть Иисуса» Грауна, произв. А. Хассе, И. К. Баха и др.).

Особое место в истории жанра занимают О. композиторов венской классич. школы. Ведущая роль симфонии и симфонизма как творч. метода венских классиков определила своеобразие использования ими ораториальных жанров. Оратория В. А. Моцарта «Кающийся Давид» (переделанная из «Большой мессы» c-moll, 1785) интересна как пример динамизации и симфонизации ораториальной формы.

Й. Гайдн наряду с Генделем явился создателем светской лирико-созерцательной О. Нар.-бытовая тематика, поэзия природы, мораль труда и добродетели, образы простых людей, их слияние с природой претворены в ораториях Гайдна «Сотворение мира» (1797), «Времена года» (1800); последняя написана после поездок Гайдна в Англию, где он ознакомился с ораториями Генделя.

Единств. оратория Л. Бетховена «Христос на Масличной горе» (1803) представляет собой образец конц. трактовки жанра.

Достигнув наивысшего расцвета в 17-18 вв., в 19 в., в эпоху романтизма, О. утрачивает монументальность и героич. содержание, становится лирической. Ф. Мендельсон- Бартольди в О. «Павел» (1836) и «Илия» (1846) следует баховско-генделевским традициям, однако трактует древние легенды в лирич. плане, что создаёт несоответствие между монументальностью замысла и камерностью образов. В основе светской О. (secular oratorio) «Рай и Пери» (1843) Шумана по романтич. поэме Т. Мура лежит не драматич. конфликт, а контрастная смена настроений. О. «Легенда о святой Елизавете» (1862) и в особенности «Христос» (1866) Листа написаны в традициях романтич. программно-симф. музыки. Франц. композиторы реже обращались к О., всегда отдавая предпочтение опере. Жанр О. во Франции первым применил в 17 в. ученик Кариссими М. А. Шарпантье. О. писал также Ж. Б. Люлли («Давид и Ионафан», «Блудный сын»). Видное место занимает оратория Г. Берлиоза «Детство Христа» (1854); его драматич. легенда «Осуждение Фауста» (1846) также родственна О. Мн. оперы франц. композиторов приближаются к О. («Самсон и Далила» Сен-Санса, 1868, была сочинена как библейская опера, но часто шла в конц. исполнении), и наоборот, их О. присущи черты оперной театральности («Руфь», 1845, «Ревекка», 1881, Франка; «Смерть и жизнь», 1884, Гуно; «Ева», 1875, и «Мария Магдалина» Массне, 1873, позднее переработана в оперу).

Рус. композиторы обращались к жанру О. редко. Известны О. «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» (1812) Дегтярёва, воплощающая патриотич. чувства эпохи Отечеств. войны 1812, а также «Потерянный рай» (1856) и «Вавилонское столпотворение» (1869) А. Г. Рубинштейна. Своеобразие развития рус. музыки в 19 в. определило ведущую роль оперы и кантаты в раскрытии больших тем героико-эпич. плана. В то же время ораториальные черты проявляются во мн. рус. классич. операх 19 в. (1-й акт «Руслана и Людмилы», пролог «Князя Игоря», 2-й и 4-й акты «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии»).

В сов. время О. получает широкое развитие как монументальная конц. вок.-симф. композиция, способная к воплощению тем большого обществ. значения. Один из первых опытов создания массовой сов. О.- коллективная работа ряда композиторов группы «Проколл» (А. А. Давиденко, В. А. Белый, М. В. Коваль, Б. С. Шехтер и др.) «Путь Октября», посв. 10-летию Окт. революции (тексты из произв. М. Горького, А. А. Блока, В. В. Маяковского, H. H. Асеева и др.). Несмотря на нек-рые недостатки (монтаж неровных по качеству и разных по стилю частей), это произв. явилось первой заявкой на решение большой историко-революц. темы в ораториальном жанре. Дальнейшие пути и роль О. в сов. музыке определились, однако, не сразу. Хотя в нач. 30-х гг. О. почти не писались, ораториальные формы постепенно кристаллизовались в хор. финалах симфоний (3-я, «Первомайская», симфония Шостаковича, симфония «Ленин» Шебалина, 3-я симфония Кабалевского). Наиболее значит. сов. произв. ораториального плана появляются в 1938- 1939. Это О. «Емельян Пугачёв» Коваля (1939), а также симфония-кантата «На поле Куликовом» Шапорина (1938) и кантата «Александр Невский» Прокофьева (1939), к-рые в связи с ясно выраженной сюжетной линией и контрастностью драматургии приближаются к О. Произв. Ю. А. Шапорина и С. С. Прокофьева роднит большая патриотич. тема освободит. борьбы народа. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 появляются патриотич. О. «Народная священная война» Коваля (1941), «Сказание о битве за русскую землю» Шапорина (1943). Осн. героем О. воен. лет выступает народ, поэтому в них заметно возрастает роль массовых хор. эпизодов.

Сов. О. отличают демократизм и подлинная народность, общественно-значимое содержание и усиление роли нар. массы, хора, к-рый нередко выполняет осн. драматургич. функцию. Достижением сов. композиторов является насыщение О. симф. развитием, что способствует более действенному раскрытию драматич. содержания («Сказание о битве за русскую землю» Шапорина). Вместе с симфонизацией О. складываются нек-рые новые принципы муз. драматургии, напр. столкновение разл. интонац. сфер (Прокофьев, Шапорин). Для усиления драматич. динамики муз. повествования, для подчёркивания драматич. ситуации или выявления разл. планов муз. драматургии в сов. О. часто вводится партия солиста-чтеца. В совр. О. активизируется процесс синтеза жанров, О. сближается с кантатой («Песнь о лесах» Шостаковича), оперой, симфонией, чёткие грани между ними стираются.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *