Что такое организационно штатная структура

Организационная структура предприятия: виды и схемы

Что такое организационно штатная структура. Смотреть фото Что такое организационно штатная структура. Смотреть картинку Что такое организационно штатная структура. Картинка про Что такое организационно штатная структура. Фото Что такое организационно штатная структура

Организационная структура формируется в зависимости от целей деятельности предприятия и необходимых для этого подразделений. Именно подразделения осуществляют функции, которые составляют бизнес-процессы предприятия.

Что такое организационная структура предприятия?

Говоря об организационной структуре, мы имеем в виду концептуальную схему, вокруг которой организуется группа людей, основу, на которой держатся все функции. Организационная структура предприятия — это, по сути, руководство для пользования, которое объясняет, как организация выстроена и как она работает. Если говорить конкретнее, то организационная структура описывает, как в компании принимаются решения и кто является ее лидером.

Почему необходимо разрабатывать организационную структуру предприятия?

Элементы организационной структуры

Организационная структура любой организации будет зависеть от того, кто является ее участниками, какие задачи она решает и как далеко организация зашла в своем развитии.

Независимо от того, какую организационную структуру вы выбираете, три элемента всегда будут присутствовать в ней.

Конкретный человек или группа людей, которые принимают решения в организации.

Многие из этих правил могут быть заявлены явно, в то время как другие могут быть скрытыми, но при этом не менее обязательными для исполнения.

Распределение труда может быть формальным или неформальным, временным или постоянным, но в каждой организации непременно будет определенный тип распределения труда.

Традиционные организационные структуры

Эти структуры основаны на функциональном подразделении и отделах. Они характеризуются тем, что на верхнем уровне сосредоточены полномочия стратегических и оперативных задач.

Существует несколько типов традиционных структур.

Самая простая структура из всех существующих. Характеризуется наличием определенной цепи инстанций. Решения спускаются сверху вниз. Этот вид структуры подходит для маленьких организаций вроде небольших бухгалтерских фирм и адвокатских контор. Линейная структура позволяет легко принимать решения.

Что такое организационно штатная структура. Смотреть фото Что такое организационно штатная структура. Смотреть картинку Что такое организационно штатная структура. Картинка про Что такое организационно штатная структура. Фото Что такое организационно штатная структура

Линейно-штабная организация

Такая структура характеризуется наличием линейных руководителей и подразделений, которые по факту не имеют права принятия решений. Главная их задача — оказывать помощь линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления. Процесс принятия решений в такой структуре медленнее.

Что такое организационно штатная структура. Смотреть фото Что такое организационно штатная структура. Смотреть картинку Что такое организационно штатная структура. Картинка про Что такое организационно штатная структура. Фото Что такое организационно штатная структура

Функциональная структура

Этот вид организационной структуры классифицирует людей согласно функции, которую они выполняют в профессиональной жизни.

Что такое организационно штатная структура. Смотреть фото Что такое организационно штатная структура. Смотреть картинку Что такое организационно штатная структура. Картинка про Что такое организационно штатная структура. Фото Что такое организационно штатная структура

Дивизиональная структура

Сюда относятся виды структур, которые основаны на различных подразделениях в организации. Они группируют сотрудников на основе продуктов, рынков и географического положения.

Такая структура основана на организации сотрудников и работы вокруг различных продуктов. Если компания производит три различных продукта, то у нее будут три различных подразделения для этих продуктов. Этот тип структуры лучше всего подходит для розничных магазинов с множеством продуктов.

Что такое организационно штатная структура. Смотреть фото Что такое организационно штатная структура. Смотреть картинку Что такое организационно штатная структура. Картинка про Что такое организационно штатная структура. Фото Что такое организационно штатная структура

Рыночная структура

Сотрудники группируются исходя из того, на каком рынке работает компания. У компании может быть пять различных рынков, согласно этой структуре каждый из них будет отдельным подразделением.

У крупных организаций есть офисы в различных местах. Организационная структура в этом случае следует за зональной структурой.

Матричная структура

Это комбинация продуктовой и функциональной структур. Она объединяет преимущества обеих структур для большей эффективности. Эта структура самая сложная из существующих. Отличительная особенность матричной структуры — подчинение сотрудников двум или более руководителям одного уровня.

Что такое организационно штатная структура. Смотреть фото Что такое организационно штатная структура. Смотреть картинку Что такое организационно штатная структура. Картинка про Что такое организационно штатная структура. Фото Что такое организационно штатная структура

Существует функциональная матрица. В этом типе матричной структуры менеджеры по проекту следят за функциональными аспектами проекта. Однако они обладают очень ограниченной властью, фактически управляет ресурсами и проектом руководитель функционального подразделения.

Есть еще проектная матрица, когда прежде всего ответственен за работу менеджер по проекту, в то время как руководитель функционального подразделения может давать методические консультации и распределять ресурсы.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Виды организационной структуры предприятия

Эффективность работы предприятия напрямую зависит от правильно выбранной и построенной организационной структуры. Нужно определить уровни управления, функциональную разбивку, процедуры взаимодействия между вертикальными и горизонтальными блоками. Хорошо выстроенная оргструктура позволяет эффективно выполнять бизнес-процессы, достигать поставленных целей, получать прибыль и развиваться.

Что такое организационная структура предприятия

Организационная структура компании – это состав, взаимодействие, соподчиненность и распределение функций по подразделения и работникам. Каждое предприятие формирует оргструктуру под свои конкретные задачи, учитывая перечень и стандарты основных бизнес-процессов. При создании организационной структуры учитывается классическая модель горизонтального разделения труда, с разбивкой всей работы на отдельные компоненты и увязкой их между собой. Построение эффективной оргструктуры необходимо для всех видов компаний, в том числе для малого бизнеса.

Особенности построения эффективной организационной структуры компании

Основными принципами группировки людей и процессов являются функциональность. Можно сгруппировать блоки структуры по функциям, знаниям и навыкам, профессиональным компетенциям. Или же разбить их с ориентировкой на рынок (отрасль, целевая аудитория, регион, продукты).

При определении структуры и взаимодействий между элементами учитываются стандарты процессов, нюансы взаимоотношений в реализации властных полномочий. Выстраиваются оптимальные потоки распоряжений, обратной информации и все действия увязываются с общими стратегическими задачами предприятия.

Для эффективной координации работы между подразделениями определяются стандарты рабочих процессов и результаты, процедуры согласования и контроля выполнения поставленных задач. Выполняется распределение обязанностей согласно квалификационным компетенциям сотрудников

Основные элементы, которые влияют на формирование организационной структуры компании:

Зачем нужна разработка организационной структуры

Построение организационной структуры с учетом всех особенностей сферы деятельности и конкретного предприятия помогает обеспечить результативность всех процессов. Эффективная модель управления и работы обеспечивает конкурентоспособность производимой продукции или оказываемых услуг, прибыльность бизнеса.

Что дает правильно выстроенная оргструктура:

Типы оргструктур управления компанией, их плюсы и минусы

Тип организационной структуры подбирается с учетом особенностей и масштаба деятельности.

Линейная

Считается самой простой традиционной моделью. Решения принимаются на верхних звеньях и спускаются вниз. Такая структура отличается простотой. Подходит для небольших компаний, фирм, оказывающих разные виды коммерческих услуг.

К минусам относится дефицит времени и перегруженность руководителей, которые в спешке могут принимать неверные управленческие решения или поддаваться давлению нижестоящих сотрудников. Разноплановые функции на одном человеке могут приводить к некачественному результату или невыполнению поставленной задачи.

Функциональная

Распределение основных направлений и вертикалей по выполняемым функциям. Чаще всего, структура выстраивается с разбивкой по таким блокам: производство, продажа, маркетинг, бухгалтерский и налоговый учет, финансовый менеджмент и пр.

К недостаткам относится сложность контроля в крупных организациях при объемных структурах, отсутствие эффективных горизонтальных коммуникаций между подразделениями, отсутствие командной работы между сотрудниками из разных направлений. По мере роста и развития предприятия коммуникации и взаимодействие между подразделениями могут ухудшаться.

Линейно-функциональная

Модель, при которой процессами управляют линейные и функциональные руководители. В линейном управлении находятся подразделения, каждое из которых выполняет определенную функцию. Линейный руководитель контролирует выполнение по всем направлениям и функциональным блокам. На функциональных руководителей возлагается управление одним или несколькими блоками.

К минусам модели относится увеличение административных расходов из-за расширения руководящего аппарата. Функциональные подразделения могут быть заинтересованы в результативности своих направлений больше, чем в достижении общих целей компании. Возможна излишняя конкуренция и конфликты.

Дивизиональная

Организационная структура выстраивается по принципу группировки подразделений по основным продуктам или рынкам. Модель подходит для промышленных предприятий, которые производят разные товарные категории. Для таких предприятий необходимо организовывать отдельные процессы по снабжению, выпуску, продвижению и продажам.

Рыночная оргструктура

Организационная структура разбивается на подразделения по географическому признаку.

Преимущества рыночной модели:

Матричная

Это сложная комбинированная модель, в которой сотрудники подчиняются нескольким руководителям одного уровня. Управление проектом и ресурсами доверяется руководителю функционального подразделения.

К минусам относятся снижение производительности из-за недостатка контроля, неполнота власти менеджеров проекта, возможное дублирование функций.

Как выбрать оптимальную оргструктуру фирмы

При определении модели организационной структуры нужно учитывать следующее: чем больше ступеней управления, тем сложнее и дольше принимаются решения. Нужно четко разграничить права и ответственности между подразделениями и сотрудниками. А также оптимизировать структуру и взаимодействие между всеми ее элементами.

Что нужно учесть при выборе типа оргструктуры компании:

При создании новой компании или реструктуризации действующего предприятия нужно правильно подобрать организационную структуру. Необходимо учесть виды деятельности, масштаб и охват рынков, специфику работы. От этого зависит продуктивность труда, прибыльность бизнеса и возможность занять высокие конкурентные позиции в отрасли.

Источник

Что такое организационно штатная структура

Что такое организационно штатная структура. Смотреть фото Что такое организационно штатная структура. Смотреть картинку Что такое организационно штатная структура. Картинка про Что такое организационно штатная структура. Фото Что такое организационно штатная структура

Организационная структура предприятия: понятие и типы

Любое предприятие или организация обладают организационной структурой, разработанной на этапе их создания и откорректированной в процессе практической деятельности.

Организационная структура компании или предприятия отражает взаимоотношения между руководящим составом и рабочим персоналом, дает четкое представление, кто на предприятии отвечает за принятие управленческих решений.

Всякая организационная структура может быть представлена в виде схемы, отдельными блоками которой будут выступать директор или руководитель предприятия, его структурные подразделения, отдельные управленческие единицы и связи между ними.

Понимание организационной структуры предприятия позволит мгновенно диагностировать проблемы взаимодействия управляющих субъектов и управляемых объектов предприятия, увидеть, как устроены производственные процессы, оценить их сильные и слабые стороны.

Чем яснее структура, тем проще преодолевать разногласия и обеспечивать движение всех членов трудового коллектива к достижению единой цели.

Непродуманная, «состряпанная на глазок» организационная структура чревата значительным увеличением сроков выполнения работ или оказания услуг, неразберихой в документах, перекладыванием одним работником своих обязанностей на другого (при отсутствии нормально сформированного разделения обязанностей).

Понятие организационной структуры предприятия

Организационная структура предприятия — это система взаимоотношений структурных подразделений предприятия в процессе производства.

Элементами такой системы выступают:

Что такое организационно штатная структура. Смотреть фото Что такое организационно штатная структура. Смотреть картинку Что такое организационно штатная структура. Картинка про Что такое организационно штатная структура. Фото Что такое организационно штатная структура

Правильно выстроенная, отлаженная и продуманная структура организации предприятия гарантирует стабильное и динамичное развитие бизнеса и полноценное функционирование учреждения в целом.

Организационная структура формируется под влиянием множества факторов:

Для создания качественной структуры предприятия требуется ее постоянный анализ и своевременное внесение корректировок на основе полученных в результате анализа данных.

Общая структура предприятия включает в себя: [1] производство, [2] обслуживающие подразделения, а также [3] руководство структуры.

На примере швейной фабрики указанным элементам могут соответствовать следующие кадровые единицы:

Текстовое и графическое описание организационной структуры предприятия требует не только досконального знания типов организационных структур, но и умения тонко подмечать характерные признаки, плюсы и минусы каждого из них.

Типы организационных структур предприятия

Чаще всего на предприятиях реализуются следующие типы организационных структур:

Что такое организационно штатная структура. Смотреть фото Что такое организационно штатная структура. Смотреть картинку Что такое организационно штатная структура. Картинка про Что такое организационно штатная структура. Фото Что такое организационно штатная структура

Каждый из этих типов предметно рассмотрен далее в обособленных разделах.

Из числа менее распространенных типов организационных структур можно выделить:

Различают также экономическую, сетевую, комбинированную (смешанную), технологическую, штатную организационные структуры предприятия, делающие акцент на различных аспектах производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Часто одна структура переходит в другую либо же в одном учреждении может присутствовать несколько структур (например, линейная и проектная).

Видео о типах организационных структур:

Линейная организационная структура предприятия

Это предельно простая и самая востребованная организационная структура, применяемая обычно на средних и крупных предприятиях.

При линейной структуре подчиненные обязаны выполнять приказы только своего непосредственного руководителя. Больше работники никому не подчиняются.

Что такое организационно штатная структура. Смотреть фото Что такое организационно штатная структура. Смотреть картинку Что такое организационно штатная структура. Картинка про Что такое организационно штатная структура. Фото Что такое организационно штатная структура

Даже учредитель не имеет права командовать работниками без согласования с руководителем предприятия.

Линейная структура предприятия обладает массой плюсов, к которым можно отнести:

Есть у линейной организационной структуры предприятия и недостатки:

При должной корректировке организационной системы, наличии компетентного персонала и грамотного руководителя линейная структура способна стать идеальной при любом объеме выполняемых работ или оказываемых учреждением услуг.

Функциональная организационная структура предприятия

Функциональную структуру предприятия нередко именуют многолинейной из-за наличия у рядовых исполнителей нескольких руководителей, отвечающих за разные направления производственно-хозяйственной деятельности.

Что такое организационно штатная структура. Смотреть фото Что такое организационно штатная структура. Смотреть картинку Что такое организационно штатная структура. Картинка про Что такое организационно штатная структура. Фото Что такое организационно штатная структура

Функциональная структура предприятия имеет неоспоримые плюсы:

К числу недостатков функциональной организационной структуры предприятия относят:

Выбор типа организационной структуры предприятия (линейная, функциональная) зависит от производственной специфики, численности персонала, целей и отраслевой принадлежности предприятия и множества других факторов.

В идеале организационная структура должны быть гибкой, легко подлаживаться под новые условия хозяйственной деятельности и при этом способствовать достижению предприятием прогнозных экономических показателей.

Линейно-штабная организационная структура предприятия

Характеризуется наличием линейных руководителей и подразделений, которые по факту не уполномочены на принятие самостоятельных решений.

Основная цель таких подразделений (штабов) – помогать менеджеру в управлении и выполнении отдельных функций.

Что такое организационно штатная структура. Смотреть фото Что такое организационно штатная структура. Смотреть картинку Что такое организационно штатная структура. Картинка про Что такое организационно штатная структура. Фото Что такое организационно штатная структура

Фактически штаб представляет собой экспертный совет, в состав которого включаются ключевые специалисты по тем или иным вопросам (юристы, экономисты, кадровики и прочие).

Это коллегиальный орган, членом которого является и руководитель предприятия.

Сначала вопрос выносится на обсуждение штаба. В процессе дебатов формулируется решение вопроса, которое директор предприятия или топ-менеджер должны впоследствии воплотить в жизнь.

Плюсом такой формы управления является снижение нагрузки на линейных руководителей. Недостатками – властное «бессилие» штаба и размывание ответственности руководителя предприятия за принимаемые решения (в случае чего, все можно «свалить» на штаб).

Проектная организационная структура предприятия

Проектная (бригадная) организационная структура создается на ограниченный временной промежуток для решения конкретного вопроса. Может создаваться при нештатных ситуациях.

Ее существование лимитировано периодом актуальности проблемы.

Что такое организационно штатная структура. Смотреть фото Что такое организационно штатная структура. Смотреть картинку Что такое организационно штатная структура. Картинка про Что такое организационно штатная структура. Фото Что такое организационно штатная структура

В проектной структуре обычно задействована лишь часть управленческого персонала, обладающего необходимыми знаниями и компетенцией.

На период существования структуры члены группы не отвлекаются для решения других задач, благодаря чему достигается нужная степень концентрации усилий на одном проекте.

В этом заключается главное преимущество проектной организационной структуры предприятия.

Недостатками проектной структуры являются трудности с целенаправленным распределением ресурсов, обеспечением полной загруженности членов команды в процессе реализации проекта и их занятости после его завершения.

Разновидностью проектной структуры является цеховая организационная структура, реализуемая, как правило, на массовых производствах.

Матричная организационная структура предприятия

Характеризуется смешением свойств проектной и функциональной организационных структур предприятия.

Отличительная черта – наличие сразу двух руководителей одного уровня, один из которых является прямым руководителем в силу распределения должностных обязанностей, другой – менеджер, отвечающий за реализацию проекта.

Что такое организационно штатная структура. Смотреть фото Что такое организационно штатная структура. Смотреть картинку Что такое организационно штатная структура. Картинка про Что такое организационно штатная структура. Фото Что такое организационно штатная структура

Менеджеры проектов подчиняются высшему руководству предприятия.

Специалисты, вовлеченные в проект, подчиняются сразу двум руководителям: менеджеру проекта – во всем, что касается проекта, и функциональному руководителю – во всем остальном.

Преимущество подобных управленческих взаимоотношений – отличная приспособляемость к сложным внешним условиям и возможность эффективного распределения ресурсов во благо реализации текущих проектов.

Недостатки матричной организационной структуры предприятия кроются в нарушении базового принципа единоначалия, порождающем межличностные конфликтные ситуации («кто главнее») и провоцирующем споры по поводу прав по распоряжению ресурсами.

Совершенствование организационной структуры предприятия

Совершенствование организационной структуры предприятия – обязательное условие построения сильной и развивающейся год от года компании.

Что такое организационно штатная структура. Смотреть фото Что такое организационно штатная структура. Смотреть картинку Что такое организационно штатная структура. Картинка про Что такое организационно штатная структура. Фото Что такое организационно штатная структура

Оптимизация производственных процессов и максимизация прибыли возможны лишь при постоянном анализе эффективности организационной структуры и сопоставлении результатов анализа с конкретными экономическими результатами.

В процессе модернизации организационной структуры предприятия решаются следующие задачи:

Внедрение новаторских походов к управлению производством и персоналом напрямую влияет на качественное состояние организационной структуры предприятия, создавая условия для развития бизнеса и получения максимальной прибыли.

Источник

Организационно штатная структура предприятия пример

Организационная структура предприятия

Что такое организационно штатная структура. Смотреть фото Что такое организационно штатная структура. Смотреть картинку Что такое организационно штатная структура. Картинка про Что такое организационно штатная структура. Фото Что такое организационно штатная структура

Говоря об организационной структуре, мы имеем в виду концептуальную схему, вокруг которой организуется группа людей, основу, на которой держатся все функции.

Организационная структура предприятия — это, по сути, руководство для пользования, которое объясняет, как организация выстроена и как она работает.

Если говорить конкретнее, то организационная структура описывает, как в компании принимаются решения и кто является ее лидером.

Почему необходимо разрабатывать организационную структуру предприятия?

Элементы организационной структуры

Организационная структура любой организации будет зависеть от того, кто является ее участниками, какие задачи она решает и как далеко организация зашла в своем развитии.

Независимо от того, какую организационную структуру вы выбираете, три элемента всегда будут присутствовать в ней.

Конкретный человек или группа людей, которые принимают решения в организации.

Многие из этих правил могут быть заявлены явно, в то время как другие могут быть скрытыми, но при этом не менее обязательными для исполнения.

Распределение труда может быть формальным или неформальным, временным или постоянным, но в каждой организации непременно будет определенный тип распределения труда.

Традиционные организационные структуры

Эти структуры основаны на функциональном подразделении и отделах. Они характеризуются тем, что на верхнем уровне сосредоточены полномочия стратегических и оперативных задач.

Существует несколько типов традиционных структур.

Самая простая структура из всех существующих. Характеризуется наличием определенной цепи инстанций. Решения спускаются сверху вниз. Этот вид структуры подходит для маленьких организаций вроде небольших бухгалтерских фирм и адвокатских контор. Линейная структура позволяет легко принимать решения.

Линейно-штабная организация

Такая структура характеризуется наличием линейных руководителей и подразделений, которые по факту не имеют права принятия решений. их задача — оказывать помощь линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления. Процесс принятия решений в такой структуре медленнее.

Функциональная структура

Этот вид организационной структуры классифицирует людей согласно функции, которую они выполняют в профессиональной жизни.

Дивизиональная структура

Сюда относятся виды структур, которые основаны на различных подразделениях в организации. Они группируют сотрудников на основе продуктов, рынков и географического положения.

Такая структура основана на организации сотрудников и работы вокруг различных продуктов. Если компания производит три различных продукта, то у нее будут три различных подразделения для этих продуктов. Этот тип структуры лучше всего подходит для розничных магазинов с множеством продуктов.

Рыночная структура

Сотрудники группируются исходя из того, на каком рынке работает компания. У компании может быть пять различных рынков, согласно этой структуре каждый из них будет отдельным подразделением.

У крупных организаций есть офисы в различных местах. Организационная структура в этом случае следует за зональной структурой.

Матричная структура

Это комбинация продуктовой и функциональной структур. Она объединяет преимущества обеих структур для большей эффективности. Эта структура самая сложная из существующих. Отличительная особенность матричной структуры — подчинение сотрудников двум или более руководителям одного уровня.

Существует функциональная матрица. В этом типе матричной структуры менеджеры по проекту следят за функциональными аспектами проекта. Однако они обладают очень ограниченной властью, фактически управляет ресурсами и проектом руководитель функционального подразделения.

Есть еще проектная матрица, когда прежде всего ответственен за работу менеджер по проекту, в то время как руководитель функционального подразделения может давать методические консультации и распределять ресурсы.

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов по острым темам

Как построить организационно-штатную структуру компании

Что такое организационно штатная структура. Смотреть фото Что такое организационно штатная структура. Смотреть картинку Что такое организационно штатная структура. Картинка про Что такое организационно штатная структура. Фото Что такое организационно штатная структура

Управленческие решения требуют высочайшей оперативности в условиях постоянно меняющихся реалий. В немалой степени это относится к кадровой политике и организационно-штатной структуре предприятия, которая определяет численность сотрудников, субординацию, распределение обязанностей.

Что такое организационно-штатная структура

Организационно-штатная структура компании – это схематическое отображение ее подразделений в порядке существующей иерархии.

Она наглядно демонстрирует распределение ответственности и полномочий внутри организации, подчиненность одних структурных единиц другим.

Организационно-штатная структура каждой компании выстраивается в зависимости от специфики ее деятельности, вида производства, поставленных руководством целей.

«Черновая модель» организационно-штатной структуры компании обычно появляется еще на этапе разработки бизнес-плана: владельцем бизнеса определяется ряд первоочередных целей, стоящих перед новой компанией и определяющих основные функции: административные, производственные, финансовые и другие.

Именно они определяют потребность в тех или иных штатных единицах, распределение компетенций, количество подразделений компании, численность персонала в каждом из подразделений, перечень обязанностей сотрудников.

В орг-штат структуре закрепляется функционал работников и распределяются зоны ответственности: кто и за что в данной компании отвечает.

Независимо от вида компании и масштаба конкретного бизнеса организационно-штатная структура должна отвечать основной стратегии развития предприятия, способствовать решению всех его производственных задач.

Как определить, какая организационная структура оптимальна для компании

В статье электронного журнала «Генеральный Директор» на примере компании разобрано, как выбрать оптимальную организационную структуру.

Директор этого предприятия сформулировал стратегическую цель: предприятие должно наращивать обороты и занять большую долю рынка. Кроме того, руководитель решил сделать компанию более эффективной и легкоуправляемой, а также снять с себя часть обязанностей по контролю за деятельностью подразделений. Узнайте, каких результатов ему удалось добиться.

Узнать из статьи журнала »

Принципы формирования организационно-штатных структур

Для успешного существования компании крайне важна грамотно выстроенная организационно-штатная структура, поэтому к ее формированию следует подойти с учетом следующих принципов:

Процесс формирования организационной штатной структуры на предприятии

Организационно-штатную структуру компании невозможно выстроить раз и навсегда: быстро меняющиеся условия, появление новых конкурентов, технологий и возможностей непрерывно приводит и к появлению новых вызовов. Необходимо регулярно проводить мониторинг и в случае необходимости вносить изменения и коррективы в организационно-штатную структуру.

Она должна быть гибкой и легко адаптируемой к появлению новых задач.

Модели организационно-штатной структуры

Организационно-штатная структура управления – это совокупность подразделений компании, занятых выработкой, принятием и обоснованием управленческих решений.

Какова бы ни была конкретная модель организационно-штатной структуры, обычно выделяются 2 основных уровня управления:

Графически схема организационно-штатной структуры обычно представляет собой многоуровневую диаграмму (органиграмму), демонстрирующую состав и иерархию отдельных структурных подразделений и связи между ними – как горизонтальные (отношения одного уровня), так и вертикальные (отношения подчиненности).

Прямоугольники, схематически расположенные на одном уровне, соответствуют разным структурным единицам с одинаковым уровнем полномочий. На разных уровнях схемы располагаются руководители и подчиненные, при этом соединяющими их стрелочками обозначается направление подчиненности.

Наглядно эту схему можно представить в виде дерева, где на каждой «ветке» – определенное подразделение.

Пример: организационно-штатная структура компании по производству пластиковых окон

Существует несколько подходов к выделению основных моделей организационных структур. В большинстве источников выделяются:

Линейная (бюрократическая). Пирамида с вертикальной формой управления: каждый нижестоящий уровень управляется вышестоящим. Выделяются руководитель компании, руководители отделов, подчиненные. Полномочия каждой штатной единицы определяются ее местом в иерархии.

При таком типе структуры ясно прослеживается субординация, четкое распределение обязанностей и тип связей между разными штатными единицами: «начальник-подчиненный». Но порой цепочка подчиненности включает в себя слишком много звеньев: возникает тенденция к волоките, трудности с быстротой реакции на указания вышестоящего руководства, перегруженность руководящего звена.

Другие недостатки: обезличенность сотрудников, формальный подход к качеству выполняемой работы, строгие квалификационные требования.

Линейно-штабная. Похожа на линейную, но с разницей, что в такой структуре выделяется особое подразделение (штаб), призванное заниматься стратегической работой.

Оно не руководит нижестоящими подразделениями, а лишь помогает высшему руководству принимать взвешенные решения.

Трудности возникают с распределением ответственности: лица, которые подготавливают почву для выработки важного решения, сами в его принятии не участвуют.

Функциональная. Отделы компании формируются для выполнения определенных функций. Во главе каждого из них – свой субъект управления, отвечающий за результат труда вверенного ему подразделения.

При таком типе структуры у руководителей подразделений больше возможностей вникнуть в специфику работы своего отдела, передать мастерство и опыт сотрудникам – такая структура хороша для наставничества.

Недостатки: узкая специализация, трудности с координацией между отделами, сосредоточенность на своих интересах и задачах в ущерб интересам всей компании.

Матричная. Более адаптивная структура по сравнению с предыдущими. Нет жесткого распределения сотрудников по изолированным службам и системам. Для реализации определенного проекта или выполнения определенной задачи собирается группа сотрудников из разных отделов: например, для расширения ассортимента выпускаемой продукции.

Сотрудники этой группы подчиняются как начальнику группы, так и руководителям своих подразделений. Преимущества: гибкое использование кадров, их опыта и компетенции, эффективное распределение ресурсов.

К недостаткам относится последствия двойного подчинения – так называемая «профессиональная шизофрения»; проблемы в тех подразделениях, откуда сотрудники переброшены в группу.

Проектная. Рабочие группы формируются на срок выполнения очередного проекта: например, внедрение новых технологий. Под каждый проект назначается ответственное лицо, выделяются финансовые и трудовые ресурсы.

После реализации проекта рабочая группа расформировывается, сотрудники переходят в другой отдел. Преимущество: хорошая приспособляемость к изменяющимся условиям и новым задачам.

К недостаткам относятся высокие квалификационные требования к руководителю проекта, высокий уровень его ответственности.

Дивизиональная (дивизионная). Актуальна для крупных корпораций, многопрофильных компаний, объединяющих несколько направлений деятельности.

Выделяется несколько самостоятельных подразделений или филиалов (дивизионов), выполняющих определенную функцию (по типу продукции, по географическому признаку – рынку сбыта) при единой централизованной координации со стороны высшего руководства.

Такой тип структуры позволяет управлять огромным штатом в несколько тысяч человек, гибко реагировать на изменения рынка. К недостаткам относится разобщенность отдельных дивизионов, плохое их взаимодействие при решении смежных вопросов.

Организационная структура предприятия и штатное расписание

Деятельность предприятия фиксируется в разного рода организационных документах, регламентирующих структуру, задачи и функции компании, права и обязанности ее специалистов: уставе, положениях, инструкциях. К ним относится и штатное расписание – документ, в котором отражается штатная численность и структура организации. Штатное расписание утверждается руководителем компании.

Штатное расписание самым тесным образом связано с организационно-штатной структурой. Оно представляет собой сводный документ, который фиксирует перечень работников предприятия с указанием их должностей, окладов и объема ставки, а взаимодействие, иерархия и субординация работников определяются и закрепляются организационно-штатной структурой организации.

Действующим трудовым законодательством руководителям не вменяется четкая обязанность составлять и утверждать штатное расписание, но косвенное требование о его наличии все же имеется в статьях 15 и 57 ТК РФ: работников необходимо устраивать на должность, соответствующую штатному расписанию; эта трудовая функция закрепляется в трудовом договоре. Штатное расписание необходимо для избегания спорных ситуаций, связанных с кругом должностных обязанностей подчиненных. Его могут запросить и контролирующие органы.

Нет утвержденной законом типовой формы документов для отражения штатной численности организации.

Можно воспользоваться универсальной формой Т-3, которая подходит для предприятий разного типа организационных структур.

В документе в иерархической последовательности указываются должности – от руководителя к подчиненным, с их окладом, наличием надбавки, кодом структурного подразделения, количеством штатных единиц.

При определении должности желательно руководствоваться ОКЗ – Общероссийским классификатором занятий. Необходимо прописать и период, в течение которого документ является действительным (обычно 1 календарный год).

Если локальным актом утверждается новая штатная численность организации, новые должности, то в штатное расписание приказом руководителя вносятся изменения, либо утверждается новое штатное расписания, если изменения значительны.

Вывод

Организационно штатная структура – это иерархическое отображение отделов компании с разделением между ними полномочий.

Обычно она представлена в виде древовидной схемы, демонстрирующей цепочку подчиненности.

Организационно-штатная структура компании находит свое отражение в ее штатном расписании, в котором прописываются все вводимые на предприятии должности с количеством штатных единиц по каждой из них.

Главные черты оптимальной орг-штат структуры: такие численность штата, распределение обязанностей и полномочий, которые отвечают текущим задачам компании; гибкость, способность перестраиваться с течением времени.

Выбор рациональной организационно-штатной структуры – один из наиболее существенных факторов, определяющих успешность компании. Этот выбор зависит от стратегии фирмы, ее планов по развитию.

Структура организации – схема, пример, описание

Что такое организационно штатная структура. Смотреть фото Что такое организационно штатная структура. Смотреть картинку Что такое организационно штатная структура. Картинка про Что такое организационно штатная структура. Фото Что такое организационно штатная структура

Чтобы повысить качество управляемости, решить стратегические и тактические задачи, сформировать оптимальные условия для успешного развития, на предприятиях разрабатывается структура организации со схемами движения информации (приказов, планов, отчетов) и примерами.

В верхней части схемы располагаются владельцы, генеральные директора и директора, в средней – специалисты среднего звена, в нижней – исполнители. Организационную структуру выбирают в зависимости от размеров организации и сферы деятельности.

В идеале разработка конфигурации и работа над развитием должна находиться под контролем владельцев или высшего руководства.

Функции и элементы оргструктуры

Независимо от вида главная задача организационной структуры – установить связи между подразделами предприятия, распределить между ними ответственность и права. Руководство разрабатывает положение о структурном подразделении, состоящее из общих положений, определения главных функций и задач, обязанностей и прав, порядка взаимоотношений.

На схеме отражаются:

Структура предприятия зависит от ориентации компании и штатной численности (состава работников).

Компания может ориентироваться на использование новых возможностей, поиск наиболее эффективных ресурсов, освоение новых рынков.

Составляется штатное расписание, содержащее перечень подразделений и должности работников (с определением размера окладов), исходя из плановых размеров производства и объема фонда заработной платы.

Независимо от вида, организационные системы предприятий должны быть:

По сути оргструктура – это разделение труда в управлении. Совершенная система способна эффективно воздействовать на компанию, улучшать результаты ее работы.

Разрабатывая схему, организация учитывает:

Организационная структура и штатная численность являются взаимозависимыми. В небольшой компании руководитель чаще всего управляет единолично. С увеличением количества работников возникает необходимость в более сложной структуре с промежуточными уровнями.

Виды структур управления организациями со схемами и примерами

В зависимости от типа связей в структурных подразделениях экономисты делят оргструктуры на следующие виды:

Линейные

Линейную конструкцию может использовать любая компания, не учитывая штатную численность. Она подразумевает единоличное управление каждым подразделением штатным управленцем, подчиняющимся вышестоящему управленцу.

Примером может служить следующий образец:

Основной признак этой конфигурации – только линейные связи, обладающие рядом преимуществ:

При выборе необходимо учесть минусы: высокую нагрузку на высшее руководство, невозможность быстро решать разногласия между структурными единицами, зависимость от способностей руководителя. Это оптимальный вариант для небольшой компании с всесторонне подготовленным высшим руководством, способным справиться с концентрацией власти и огромным потоком информации.

Если линейную схему дополнить связями между отдельными единицами, она превратится в функциональную. Это хорошо видно на следующем примере:

Отделы группируются, исходя из вида деятельности. Функциональные связи позволяют подразделениям контролировать работу друг друга. Если штатное расписание позволяет, можно организовать вспомогательные службы. Это определяет преимущества:

К недостаткам можно отнести усложнение потоков информации из-за большого количества каналов, затруднения в координации действий, чрезмерную централизацию.

Линейно-функциональная

Линейно-функциональная конфигурация дает возможность избежать недостатков линейной и функциональной системы. Функциональные службы готовят информацию для линейных руководителей, которые принимают производственные и управленческие решения. Но снижается уровень ответственности, повышается нагрузка на руководство, появляется тенденция к централизации.

Дивизионная

Более гибкой считается дивизионная система, разделяющая организацию следующим образом:

Это самостоятельные структуры с собственными службами. Иногда это могут быть дочерние предприятия, которые оформлены как самостоятельные юридические лица.

Но слабеют связи между сотрудниками, могут появиться дублирующие функции, снижается контроль над общей ситуацией.

Матричная

Из схемы и примера матричной структуры организации видно, что она поли-административная.

Деятельность осуществляется одновременно по нескольким направлениям. Такая конфигурация подходит для проектных организаций и других предприятий, запускающих новые проекты и программы. Назначается руководитель, сотрудники направляются из всех отделов. По окончании работы возвращаются на прежние места. Для постоянного использования такая конфигурация не подходит, хотя позволяет:

Матрица затрудняет работу организации, возникают конфликты между руководителями подразделений и руководителями проектов.

Комбинированные

Комбинированные схемы позволяет группировать подразделения по любому признаку и различным критериям. Это дает возможность создать систему, соответствующую стратегии, соединить принцип единого руководства с принципом специализации. Но не всегда удается создать гибкую конфигурацию, что приводит к избыточному взаимодействию по вертикали.

Организационно-штатная структура организации, предприятия

Что такое организационно штатная структура. Смотреть фото Что такое организационно штатная структура. Смотреть картинку Что такое организационно штатная структура. Картинка про Что такое организационно штатная структура. Фото Что такое организационно штатная структура

Вне зависимости от формы собственности предприятия его организационно-штатная структура является основополагающим элементом экономической и правовой регламентации трудовой деятельности сотрудников. Кадровая политика коммерческой или бюджетной организации устанавливает рамки корпоративного поведения работников, систему оплаты их деятельности, поощрений или дисциплинарных взысканий.

Что такое структурная организация предприятия?

Любая организационно-штатная структура служит отражением действующих на предприятии принципов управления персоналом, модели взаимоотношений между руководящим звеном и сотрудниками, тактики распределения между ними обязанностей и компетенции. Особого внимания заслуживает иерархическая система крупных компаний, обладающих многоуровневой цепочкой подчиненности.

В чем разница между двумя документами?

Штатное расписание и организационную структуру нельзя назвать равными понятиями. В первом случае речь идет о документе, содержащем наименование должностей, число штатных единиц по соответствующей должности и объем ставки для каждого сотрудника.

Что касается организационной структуры, то она также является письменным документом, в котором четко прописаны имеющиеся на предприятии должности и субординационный порядок.

Грамотное управление организационной структурой и штатным расписанием позволяет устанавливать качественный и количественный состав отдельных подразделений, исходя из содержания и объема поставленных перед предприятием задач с учетом материально-технической базы и бюджета.

За период существования предприятия его подразделения могут объединяться, менять названия, расформировываться и пр. При этом информация о происходящих изменениях структуры предприятия должна храниться в отделе кадров и каталоге структурных единиц. Штатное расписание представляет собой сводный документ, которые позволяет наглядно решать задачи и проблемы кадровой политики предприятия.

Основным элементом организационно-штатной структуры организации и подразделений по отдельности служит ставка, о которой упоминалось выше. На каждом предприятии ее количество соответствует той или иной должности, профессии, условиям оплаты и трудовой деятельности. Численность ставок формируется с учетом штатных структурных единиц.

Принципы формирования организационных структур на предприятии

Таким образом, для реализации функций, от которых зависят успешность и конкурентоспособность компании, важно наличие развитой и эффективной организационно-штатной структуры. Однако для ее формирования важно придерживаться следующих принципов:

Штатная структура как отражение стратегии предприятия

Кроме того, управление организационно-штатной структурой подразумевает учет интересов рабочего коллектива, базирующихся на принципах равносильного партнерства. Выбор грамотной модели руководства для предприятия любой сферы деятельности и формы собственности – один из фундаментальных критериев, определяющих будущее компании.

Направление и стратегия деятельности компании являются отправными точками для планирования организационной структуры. Правильно сформированное координационное устройство фирмы или некоммерческого учреждения должно отвечать следующим требованиям:

Разновидности моделей организационно-штатного управления

Управленческая модель организационно-штатной структуры предприятия представляет собой совокупность подразделений, выполняющих ряд функций для подготовки, выработки, принятия и выполнения решений компании. Для удобства систему изображают графически в виде схемы или диаграммы, демонстрирующей состав, связи отдельных штатных единиц и уровни их подчиненности.

Несколько моделей организационно-штатной структуры востребованы и применятся на практике. Их формирование соответствует следующим принципам:

Применение еще одной модели, построенной по принципу «одно подразделение – один контрагент» (последним могут быть подрядчики, поставщики, клиентские группы и т.д.), применяется в случаях ограниченного рынка.

Секрет успешности и востребованности организационной структуры

Широкое распространение получили многофункциональные и процессные модели управления, их модификации, которые используют с начала прошлого столетия. Такие модели управленческой структуры предприятия часто именуют бюрократическими. Эффективность действия иерархических систем объясняется следующими факторами:

Штатная организация предприятия: пример

Следует рассмотреть один из примеров организационной структуры предприятия. Классический образец – это производственная компания, занимающаяся выпуском продукции.

В основе такой фирмы лежит многофункциональное координационное устройство.

Если в соответствии со штатным расписанием в ней официально трудоустроены порядка 100 сотрудников, целесообразным решением станет создание нескольких крупных подразделений. Например:

Соответственно, каждый из них включает в себя другие, более мелкие структурные единицы, на которые возложена реализация конкретных задач.

Как правило, вне организационно-штатного корпуса формируют бухгалтерию и отдел материально-технического снабжения.

При необходимости расширения ассортимента или обновления каталога для удобства предприятие может временно перейти на матричную модель управления, создав внутри компании новое подразделение на период решения поставленных задач.

Обязательно ли составлять штатное расписание?

Несмотря на то что в законодательстве РФ не прописана строгая необходимость утверждения организационной структуры и штатной численности сотрудников компании, требование о наличии штатного расписания на предприятии имеется в статьях 15 и 57 ТК РФ. Косвенное упоминание законодателя содержится в требовании трудоустраивать работников на должности, соответствующие штатному расписанию, с прописыванием трудовых функций в контракте.

Таким образом, любому учреждению, торговой или производственной фирме следует вводить документ о численности сотрудников и ставок во избежание спорных ситуаций о занимаемых подчиненными должностях, круге их должностных обязанностей.

Не существует и единой типовой формы организационно-штатной структуры, состава сотрудников отдельного подразделения. При этом информацию о координационном устройстве предприятия разрешено отражать по утвержденной Госкомстатом РФ форме Т-3.

Она универсальна и подходит для составления штатного расписания, структуры любой организации. Для оформления документа заполняются следующие поля:

Графа «Утверждено», имеющаяся в штатном расписании, содержит данные о приказе, позволяющем вступить документу в законную силу. Коды структурного отдела и каждой его единицы присваиваются здесь же или предварительно. Указываются они в иерархической последовательности – от руководящего звена к подчиненным подразделениям.

Определяя должность, желательно придерживаться положений ОКЗ – Общероссийского классификатора занятий. Штатная организация предприятия утверждается на конкретный период, в случае необходимости она может быть продлена или изменена. Хотя нормативно-правовым актом обязанность составления этого документа не установлена, по факту его утверждают в 90 % случаев.

К тому же в единичных случаях штатное расписание могут запросить контролирующие органы в ходе проверок, аудита.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *