Что такое осадка лодки
Главные размерения судна
Одно судно от другого отличается геометрическими характеристиками (рис. 5). Эти характеристики своего судна, или, как их называют, главные размерения, судоводитель должен знать. Главными размерениями судна являются: длина, ширина, осадка и высота борта. Отношения между главными размерениями характеризуют форму и мореходные качества судна.
Изменение количества груза и людей на борту меняет осадку и высоту надводного борта, создает крен и дифферент, что отражается на навигационных качествах и маневренных элементах судна.
Для определения навигационных качеств и маневренных элементов судна, а также в повседневной его эксплуатации учитываются габаритные и расчетные размерения. В управлении любым судном, в том числе и маломерным, особенно важными являются его габаритные размерения:
Длина габаритная — расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними внешними кромками выступающих частей носа и кормы судна.
Ширина габаритная — расстояние, измеренное перпендикулярно диаметральной плоскости между внешними кромками выступающих частей судна в самой широкой части (привального бруса, ограждения двигателей, обносов и др.).
Осадка габаритная или наибольшая — вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от уровня спокойной воды, соответствующего действующей ватерлинии, до низшей точки наружной обшивки или брускового киля, а также до низшей кромки гребного винта; замеряется на стоянке и обычно отличается от осадки на ходу. То же расстояние, замеренное при тех же условиях, но без груза и пассажиров, называется осадкой порожнем.
Посадка судна — положение судна относительно спокойной поверхности воды, которое определяется:
креном — наклонением судна относительно его продольной оси к одному или другому борту;
дифферентом — наклонением судна относительно его поперечной оси, т. е. на нос или на корму.
Если судно имеет одинаковую осадку носа и кормы, то говорят, что судно сидит на ровном киле.
Дифферент вычисляется как разность углублений носа и кормы. В зависимости от того, какая оконечность судна сидит глубже, говорят, что судно имеет дифферент на нос или на корму. Суда обычно строятся из расчета плавания на ровном киле, но практически это бывает редко, так как дифферент зависит от расположения груза, людей, скорости хода. Подчас дифферент создается искусственно. При переходе из пресной воды в соленую (из реки в море) и наоборот осадка судна изменяется за счет разности плотностей соленой и пресной воды. В соленой воде судно имеет осадку меньше, чем в пресной.
Высота борта — вертикальное расстояние, измеренное на середине судна (миделе) от основной линии до палубы (или до планширя).
Высота надводного борта — разность между высотой борта и осадкой (Н — Т) — является величиной переменной. Для обеспечения безопасности плавания — сохранения судном плавучести, остойчивости и непотопляемости — нормируется минимальная высота надводного борта. Минимальная высота надводного борта определяется наименьшим расстоянием от действующей ватерлинии до линии палубы или выреза в транце при полном водоизмещении судна. Отношение длины судна к его ширине L/B колеблется в широких пределах и характеризует остойчивость и ходкость судна. Оно находится в пределах: для моторных лодок 2,3—3,7, для современных быстроходных глиссирующих 2,3—2,7, для быстроходных открытых катеров 2,3—3,2, для тихоходных открытых катеров повышенной мореходности 3,2—4,5, для мореходных катеров 2,3—3,2, для моторно-парусных судов 2,5—3,3, для парусных яхт до 5,0, для байдарок до 6,5.
Увеличение этого соотношения понижает остойчивость судна.
От отношения L/B зависит также управляемость судном. Увеличение этого отношения улучшает устойчивость на курсе, но несколько снижает поворотливость, ввиду чего требуется большая площадь руля, и наоборот.
Отношение высоты борта к осадке H/T влияет на остойчивость. С ростом отношения H/T увеличивается парусность судна. Величина H/T для катеров и моторных лодок в зависимости от высоты надводного борта колеблется от 2,0 до 3,0. Наибольшее H/T имеют мореходные моторные суда. Для парусных килевых яхт H/T уменьшается до 1,5.
C увеличением отношения ширины к осадке B/T остойчивость судна увеличивается, способность судна сохранять скорость на волнении оказывается ниже, чем у глубоко сидящего судна. Это отношение составляет для легких мелкосидящих лодок и швертботов 10-12, для большинства катеров 5—6, для мореходных рыболовных судов 2,5—4, для парусных катамаранов 1—2.
Форма корпуса
Главные размерения характеризуют только величину судна. О мореходных качествах судна можно судить по форме его корпуса. Полное представление о форме корпуса дает теоретический чертеж, на котором изображены в виде линий пересечения наружной поверхности корпусных обводов с секущими плоскостями. Теоретический чертеж является основным проектным документом для постройки судна.
За базовые или основные плоскости принимают три взаимно перпендикулярные плоскости (рис. 6).
Диаметральная плоскость (ДП) — вертикальная продольная плоскость симметрии, которая проходит по середине ширины судна и делит судно на правую и левую части. Изображение судна в этой плоскости называется боком.
Плоскость мидель-шпангоута (миделя) — вертикальная поперечная плоскость, которая проходит по середине расчетной длины судна, обычно через наиболее полное поперечное сечение. Изображение судна в этой плоскости называется корпусом.
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:
Осадка судов
Размеры любого судна, в том числе и такого малого, как яхта, характеризуется совокупностью его основных размерений. К ним относятся длина и ширина корпуса, высота бортов и осадка судна. От данных показателей, а также от их пропорционального соотношения во многом зависит его мореходные качества – прежде всего остойчивость и максимальная скорость. В данной статье рассмотрим такое понятие, как осадка судна, как её рассчитать и от каких факторов зависит выбор осадки лодки.
Понятие «осадка судна»
В кораблестроении термином «осадка» обозначают показатель глубины погружения корпуса корабля в воду. В общепринятом смысле осадка – это расстояние от водной поверхности до самой нижней точки днища судна. Однако, в мореходном деле используется несколько разновидностей понятия «осадка»:
Глубина осадки судна зависит от нескольких факторов:
Соответственно, осадка судна есть величина переменная. Так, показатель максимальной осадки судна зависит от его загрузки: при полной загрузке она будет больше, чем у порожнего судна.
Определение осадки судна
Поскольку осадка судна является весьма важным показателем, капитану корабля необходимо знать величину осадки в каждый конкретный момент времени. Особенно актуальным это становится при подходе к побережью, входе в порты, проходе каналов и прочих мелководных мест. Неправильный расчет осадки судна в подобной ситуации может привести к катастрофе – посадке корабля на мель со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями.
На больших кораблях, для визуального определения величины погружения корпуса в воду, по обеим сторонам носа и кормы наносят специальные метки. Они идут от нижней точки киля и до главной ватерлинии. Общепринятым в морском флоте считается цена одного деления разметки в 1/10 метра. Однако, в странах с англо-саксонской морской традицией используются обозначения в виде футов и дюймов, где одно деление равно одному футу (примерно 30,5 см). Для простоты различия, метки, нанесённые по метрической системе, нумеруются арабскими цифрами, а по англосаксонской системе – римскими.
Определение осадки судна входит в обязанность помощника капитана либо самого командира корабля. Определяется она несколькими способами:
Соответственно, формула Тк х Тн = Тср неприемлема и для большинства яхт и лодок, имеющих киль, а также швертботов из-за конструктивной особенности киля. Киль яхты и швертбота представляют собой не выступ в виде балки, проходящей от носа до кормы, а узкий «плавник», выступающий из днища по центру корпуса. В результате осадка килевой яхты по корме или по носу будет значительно, порой в разы, меньше осадки по мидель-шпангоуту.
Яхты с длинной килевой линией, конечно, также бывают, но они составляют лишь небольшую часть от общего числа. Подобная конструкция киля обычно используется на больших океанских мегаяхтах, приближающихся по своим размерам к большим морским судам, а также применялась на тяжёлых яхтах старой постройки.
Расчёт осадки яхты производится ещё на этапе её проектирования, и зависит от ряда показателей – её общей массы, водоизмещения, длины киля, формы обводов корпуса и так далее. Все эти показатели весьма скрупулёзно вычисляются конструкторами и вводятся в специальные формулы, позволяющие получить диаграммы осадки яхты в зависимости от её прочих метрических данных.
Выбор осадки судна
При постройке судна, в первую очередь учитываются условия, в которых оно будет эксплуатироваться. В полной мере это касается и такого показателя, как осадка судна. Здесь перед конструкторами встаёт дилемма: с одной стороны, требуется сделать судно максимально вместительным и грузоподъёмным, а с другой – позволить ему беспрепятственно заходить в порты и проходить через каналы. От проектировщиков судов требуется найти ту «золотую середину», позволяющую сделать эксплуатацию судна максимально эффективной, с экономической точки зрения.
Например, для крупнотоннажного судна водоизмещением 150-250 тыс.т уменьшение осадки всего на полметра приводит к «потере» от 5 до 10 тыс.т его полезной нагрузки. В то же время — суда со слишком большой осадкой попросту не смогут проходить через такие значимые каналы, как Панамский и Суэцкий. Для примера, глубина фарватера Суэцкого канала составляет 20 м, а Панамского и того меньше – 12 м. Обход же судном Южной Америки и Африки, минуя перечисленные каналы, ставит под вопрос экономическую целесообразность повышение грузоподъёмности за счёт увеличенной осадки.
Конечно, в истории мирового кораблестроения имеются монстры, наподобие супертанкера «Яре Викинг» (длина – 458 м, осадка – ок. 25 м), газовоз «Прелюд», морской трубоукладчик «Пионер Спирит» (осадка – 27 м). Но они были построены для определённых целей, их эксплуатация не требует пересечения ими морских каналов и захода в мелководные порты. Так, супертанкер «Яре Викинг» был специально заказан для перевозки нефти из Персидского залива в Японию, а «Пионер Спирит» — для монтажа трубопроводов в открытом море.
От таких же критериев следует отталкиваться и при выборе яхты с различной осадкой. Выбирая парусник с полноценным килем, следует учитывать, что несмотря на отличную мореходность, на нём будет проблематично подойти к необорудованному побережью. Особенно это актуально для мелких акваторий, где уже за километр от побережья придётся высаживаться с килевой яхты и идти к берегу вброд. Под данное определение вполне подходит Финский залив, значительная часть Каспийского и Азовских морей.
Для плавания в мелких морях и вдоль побережья лучше выбрать швертбот с убирающимся килем. Однако, уходить на нём в открытое море, а тем более пытаться пересечь океан, крайне не рекомендуется. Связано это с гораздо худшими мореходными свойствами швертботов по сравнению с полноценными килевыми яхтами. Плоскодонные лодки имеют самую малую осадку из всех типов судов, поэтому отлично подходят для плавания по внутренним водам – рекам и небольшим озёрам. А вот хождение на плоскодонках по морям крайне опасно из-за их низкой остойчивости.
Как снять осадку судна
Как снять осадку судна
Как снять осадку судна
Осадка судна — глубина, на которую погружена нижняя часть судна. Знать это размерение — вопрос безопасности. Как снять осадку судна?
Визуально определить осадку судна совсем не трудно, если причальное сооружение позволяет оказаться рядом с числовой линейкой, нанесенной на борт судна. К слову, вы можете испытать трудности, если ваше судно ошвартовано на причале типа finger pier.
Моряки определяют статическую и динамическую осадки судна. Когда судно погружено в спокойную воду и на него не влияют никакие внешние силы — мы снимаем статическую осадку. Когда наше судно в движении и имеет просадку, а также присутствуют другие внешние факторы (например волнение моря) — требуется определить динамическую осадку судна. Снять ее визуально практически невозможно, требуется расчет. Для того, чтобы рассчитать динамическую осадку судна, нам сперва нужно знать статическую. Статическую осадку можно рассчитать определением водоизмещения судна, но фактическое визуальное снятие, конечно, будет более точным.
Определение осадок требуется для:
Три основные осадки судна — носовая, кормовая и осадка на миделе.
Высота каждой цифры и вертикальное расстояние между ними — 10 см. Когда линия водной поверхности касается нижней части цифры, то числовое значение равняется самой цифре. А если цифра погружена полностью и линия касается ее верхней границы, то к числовому значению прибавьте 10 см. Соответственно, если цифра погружена на половину, то это пять сантиметров. Для драфт сюрвея (подсчет груза через водоизмещение, часто используется на балкерах) снимают еще более точное счисление.
На некоторых судах, особенно небольших, вы можете увидеть разметку в дециметрах.
А если вы видите римские цифры, значит осадка снимается в футах.
В теории если сложить носовую и кормовые осадки и поделить на два, то мы получим среднюю осадку на миделе. Однако, на деле расчетная средняя осадка может отличаться от фактической, т.к. судно может иметь прогиб.
Теперь вы знаете, как определить, насколько судно погруженно в воду, и когда вас старпом отправит на причал как снять осадку судна, вам не будет стыдно 🙂
Что такое осадка лодки
3. Главные размерения судна.
Основными элементами, отличающими одно судно от другого, являются их геометрические характеристики: длина, ширина, высота борта и осадка (рис. 6).
Эти характеристики своего судна, или, как их называют, главные размерения, судоводитель должен знать. Изменения размерений, зависящие одно от другого, например осадку и высоту надводного борта, он должен проверять.
Изменение количества груза и людей на борту меняет осадку и высоту надводного борта, создает крен и дифферент, что отражается на навигационных качествах судна: плавучести, остойчивости, ходкости, устойчивости на курсе и др.
Различают теоретические размерения (расчетные, конструктивные главные размерения), соответствующие теоретическому чертежу судна, и габаритные — наибольшие размеры с учетом выступающих частей судна.
Для определения различных качеств судна, а также в повседневной его эксплуатации учитываются теоретические размерения. В судовождении же особенно важными являются габаритные размерения. Их обозначения:
Длина (наибольшая) — L
Ширина (наибольшая) — В
Высота борта корпуса — Я
Осадка с грузом — Т
Осадка (без груза) — Т 0
Высота надводного борта — (Н — Т)
Рис. 6. Главные размерения и сечения корпуса, 1, 2, 3, 4, 5 — сечения по плоскости мидель-шпангоута судов различных типов.
Длина габаритная — расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними внешними кромками выступающих частей носа и кормы судна (фальшборт, штевни, кринолин и т. д.).
Ширина габаритная — расстояние, измеренное перпендикулярно диаметральной плоскости между внешними кромками выступающих частей судна в самой широкой части (привального бруса, ограждения двигателей, обносов и др.)
Осадка габаритная или наибольшая — вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от уровня спокойной воды, соответствующего грузовой ватерлинии, до низшей точки наружной обшивки или брускового киля, а также до низшей кромки гребного винта; замеряется на стоянке и обычно отличается от осадки на ходу. То же расстояние, замеренное при тех же условиях, но без груза и пассажиров, называется осадкой порожнем.
Посадка судна — положение судна относительно поверхности воды, которое определяется:
а) креном — наклонением судна относительно продольной оси к одному или другому борту;
б) дифферентом — наклонением судна относительно поперечной оси, т. е. на нос или на корму.
Если судно имеет одинаковую осадку носа и кормы, то говорят, что судно сидит на ровном киле.
Дифферент вычисляется как разность углублений носа и кормы, в зависимости от того, какая оконечность судна сидит глубже, говорят, что судно имеет дифферент на нос или на корму.
Дифферент вычисляется из большей осадки. Например, у форштевня Тф надо вычесть меньшую осадку у кормы Тк.
Пример: Тф = 140 мм. Тк=60 мм.
Т = Тф-Тк= 140-60 = 80 мм.
Суда обычно строятся из расчета плавания на ровный киль, но практически это бывает редко, так как дифферент зависит от расположения груза, людей, скорости хода. Подчас дифферент создается искусственно.
При переходе из пресной воды в соленую (из реки в море) и наоборот осадка судна изменяется за счет плотности соленой воды. В соленой воде судно имеет осадку меньше, чем в пресной.
Высота борта — вертикальное расстояние на середине судна (миделе) от внутренней поверхности киля до нижней кромки палубы (или до планширя).
Высота надводного борта — разность между высотой борта и осадкой (Н—Т) является величиной переменной. Для обеспечения безопасности плавания — сохранения судном плавучести, остойчивости и непотопляемости — высота надводного борта устанавливается в соответствии с нормами.
Отношение главных размерений судна характеризует навигационные (мореходные) качества и маневренные элементы судна.
От отношения L / B зависит также управляемость судном.
Увеличение этого отношения улучшает устойчивость на курсе, но несколько снижает поворотливость и требует большей площади руля.
Отношение высоты борта к осадке H / T влияет на остойчивость, непотопляемость и вместимость судна, т. е. Определяет запас водоизмещения. С ростом отношения H / T увеличивается парусность судна.
Величина H / T для катеров и моторных лодок в зависимости от высоты надводного борта колеблется от 2, 0 до 4, 0. Наибольшее H / T имеют мореходные моторные суда.
Для парусных яхт H / T =4/3.
С увеличением отношения ширины к осадке B / T остойчивость судна увеличивается; с уменьшением этого отношения увеличивается устойчивость на курсе.
Отношение длины судна к высоте борта L / T характеризует прочность корпуса моторного судна. Корпус тем прочнее и жестче, чем больше высота борта при той же длине.
Отношение L / H для маломерных судов может изменяться от 6 до 8; меньшее значение относится к наиболее прочным судам с хорошими навигационными качествами.
Осадка маломерного судна
riv222
Старожил форума
Moysha1968
Старожил форума
Судя по постам некоторых коллег, складывается ощущение, что они обладают некими сакральными знаниями и не видят для себя никакого смысла даже внятно озвучить свою точку зрения, типа как что профессору тратить время на первоклашек, объясняя, почему не тонет железный кораПь.
Не хотите, ну и не говорите, но зачем забивать флудом тему, интересную нам, простым смертным?
Старожил форума
Глянул, а за п.5 всего один проголосовал.
riv222
Старожил форума
Старожил форума
А у меня складывается, что вы просто хотите пообсуждать самих этих коллег.
Moysha1968
Старожил форума
Глянул, а за п.5 всего один проголосовал.
riv222
Старожил форума
Глянул, а за п.5 всего один проголосовал.
Старожил форума
Moysha1968
Старожил форума
Ну так Вы же не экзамен у нас принимаете.
Возьмите и напишите, что по Вашему мнению у водоизмещающего судна 17-20 м при ширине от 4,5 м осадка должна быть такой-то, а у более узкой такой.
Старожил форума
Ну так Вы же не экзамен у нас принимаете.
Возьмите и напишите, что по Вашему мнению у водоизмещающего судна 17-20 м при ширине от 4,5 м осадка должна быть такой-то, а у более узкой такой.
Я вашего мнения спросил. Оно мне интересно. Как вы считаете, при прочих равных, которое мореходнее, широкое или узкое? )
А «возьмите и напишите» не прокатит. Не экзамен же?
Moysha1968
Старожил форума
Я вашего мнения спросил. Оно мне интересно. Как вы считаете, при прочих равных, которое мореходнее, широкое или узкое? )
А «возьмите и напишите» не прокатит. Не экзамен же?
Константин Б.
Коллега
Старожил форума
Я про то, что задача не имеет однозначного решения. Миноносцы парового флота были очень мореходными, при отношении длины к ширине больше 10:1.
Такая же фишка происходит и с осадкой. Нельзя ее рассматривать отдельно от конкретного проекта лодки.
gromoverjetc
Старожил форума
На тему осточивости.
Частный случай 1. Берём доску, кладём ее плашмя на воду. При накренении доски у нее резко увеличивается площадь ватерлинии, увеличивается погруженный объем. Это приоритет остойчивости формы. Доска стремится занять положение по касательной к поверхности воды. Повторяет профиль. Можно на доску положить груз. Статически устойчива доска будет до тех пор, пока центр масс при накренении не вышел за пределы проекции доски на плоскость. Потом доска резко перевернется, и будет плавать грузом вниз.
Частный случай 2. Берём доску, прибиваем к длинной, узкой стороне металлический прут. Кладём на воду. Доска плавает на ребре. Поверхность воды ее заботит мало. Площадь ватерлинии и погруженный объем при накренении у нее меняются гораздо менее заметно. Это приоритет остойчивости веса. Остойчивость формы тут тоже есть. При больших накренениях.
Как то так. Может быть кому то будет более понятно.