Что такое основа бизнеса
Основы бизнеса – это необходимые базовые аспекты ведения рискованной предпринимательской деятельности.
Без ряда базовых знаний и навыков на цивилизованном рынке делать нечего! Одного лишь желания заработать, не зная основ бизнеса и предпринимательства, недостаточно. Собственник и руководитель компании должен иметь представление о стратегии и практике управления, разбираться в выбранной сфере производства или оказания услуг, уметь запускать различные бизнес процессы и налаживать коммуникации с контрагентами и персоналом.
Сам предприниматель и его личность
В первую очередь, будущий предприниматель должен не только изучить основы ведения бизнеса, но и оценить собственные способности и возможности добиться успеха на выбранном поприще. Нужно понимать, что ответственность за результаты деятельности компании несет ее основатель. Необходимо быстро и четко принимать правильные управленческие решения, чтобы фирма оставалась на плаву и процветала в любой обстановке.
Путь компании и идеи бизнеса
Когда выбранное направление деятельности соответствует склонностям и квалификации хозяина компании, эффективность работы намного выше и ее ждет дальнейшее развитие. Основы бизнес планирования включают обязательную проработку любого проекта перед запуском. Нужно определить следующие критерии идеи:
Основы бизнеса и предпринимательства закладываются именно при рассмотрении выбранной идеи и проработке всех ее аспектов и возможных рисков.
При подготовке бизнес-плана новоиспеченный предприниматель составляет план реализации идеи и оценивает возможные шаги для дальнейшего развития и роста компании.
Запуск компании и развитие ее деятельности
Основы бизнес планирования предусматривают наличие достаточного объема ресурсов для реализации подходящей идеи.
Для того чтобы открыть свою компанию для успешного предпринимательства, потребуются следующие материальные и нематериальные ресурсы:
Комплексный подход
Все эти факторы взаимосвязаны и без их комплексного использования не пойдет ни один проект. Основы ведения бизнеса также включают в себя понятие «средства производства», к которым относятся оборудование, техника и инструменты для оказания услуг или производства продукции, но именно для их приобретения и нужны деньги.
Основы малого бизнеса опираются на многочисленные теоретические исследования менеджеров-экономистов и практику от величайших фабрикантов и производителей, продавцов и строителей, сумевших создать свое успешное дело розничного типа.
Но не все так серьезно, если разобраться 🙂 Как говориться ‘Предприниматель-это человек который 3 года живет так, как никто не хочет, чтобы дальше жить так как никто не может!’.
Успехов вам в ваших начинаниях!
Rating: 3.0/5 (1390 votes cast)
Основы предпринимательской деятельности
Чтобы создать свой бизнес, нужно знать основы предпринимательской деятельности, а именно: что под этой деятельностью подразумевается, как стать предпринимателем, наконец, как выстроить структуру предпринимательской деятельности и преуспеть в бизнесе.
Понятие предпринимательской деятельности
Под термином понимают процесс производства продуктов или оказания услуг своими силами (или используя свои ресурсы и имущество) на свой риск ради регулярного получения прибыли. Организовать этот процесс, то есть заняться предпринимательством, может любой гражданин. Главное, чтобы он зарегистрировал свою деятельность и вёл бизнес в рамках закона.
Предпринимательство как особый вид деятельности
Предпринимательство — это особая экономическая активность, совершаемая по собственной инициативе и под свою ответственность. У неё есть неизменные условия:
Столь жёсткие условия заставили предпринимателя выработать и использовать инструменты, обеспечивающие ему успех в его деятельности:
Экономическая активность всегда осуществлялась под определёнными обстоятельствами, одним из которых была потребность в результатах труда. На этом фоне происходило и разделение труда, появление групп людей, специализирующихся на выполнении тех или иных функций (речь идёт о специализации, возникновении профессий). Также появился спрос на производство определённых продуктов и услуг и, как результат, обмен результатами труда. Иными словами, сформировалась система групп людей, специализирующихся на предпринимательстве. А рыночные условия только побудили искать свою нишу и предлагать свой продукт, чтобы приумножать свой капитал.
Функции предпринимательства
Выделяются макроэкономические функции (приращение богатства, сокращение безработицы), микроэкономические (налаживание производства, использование инноваций и т. д.).
Через отдельные функции можно показать суть предпринимательской деятельности:
История предпринимательства
Предпринимательство зародилось ещё в древности, когда на Ближнем Востоке появились деньги в третьем тысячелетии до н. э. Позже в Месопотамии стала расцветать коммерция, когда её жителям приходилось торговать ресурсами (например, на юге не хватало древесины, хлопка).
С Ближнего Востока предпринимательство распространялось в Средиземноморье: раскапывая одно из греческих поселений, археологи нашли записи о сделках. С появлением Древней Греции и Рима коммерция немного утратила популярность. Завоевание тогда считалось более престижным, чем зарабатывание.
В Средние века массово стали появляться купцы, ремесленники, торговцы, которые активно занимались предпринимательством. В XVI веке стали организовываться акционерные общества, ещё примерно через сотню лет — акционерные банки.
В России коммерция существовала ещё в Киевской Руси, но особенно развиваться стала во времена Петра I: создавались мануфактуры, развивались разные сферы промышленности (оружейная, полотняная и др.). Развитие продолжалось с отменой крепостного права вплоть до ХХ века, когда предпринимательство стало массовым в России. Также активно стали появляться предприниматели с 1990-х гг.
По данным на 1 апреля 2020 года количество ИП в РФ составило 3,899 млн. Бизнес содействует развитию экономики, поэтому в настоящий момент предпринимательство и основы предпринимательской деятельности активно исследуются за рубежом.
Предпринимательское поведение
Предприниматели всегда представляют огромный интерес для исследователей, поскольку работают на улучшение благосостояния общества. Именно поэтому, изучив их деятельность, говорят о предпринимательском поведении — действиях, которые характеризуют предпринимателя и отмечаются его окружением. То есть, если говорят, что человек надёжный, имеют в виду, что неоднократно сотрудничали с ним и убедились в том, что он всегда выполняет свои обязательства.
Выделяют и модели предпринимательского поведения:
Отсюда можно выделить характеристики, которые лучше всего описывают успешного предпринимателя: инициативность, готовность рисковать, нацеленность на результат, вовлечённость в процесс, развитая интуиция и т. д.
Права и обязанности предпринимателя
Определяются нормами Конституции РФ, ГК РФ (для ИП), ТК РФ, НК РФ.
Процесс предпринимательства
В основе предпринимательской деятельности — идея (с неё всё начинается). На этом этапе выбирается сфера, в которой предприятие будет работать, анализируются перспективы развития, принимается решение о создании бизнеса. Попутно оцениваются риски, затем составляется бизнес-план.
Второй этап — непосредственно создание бизнеса. Он сводится к регистрации ИП, юрлица, подготовке учредительных документов, найме директоров и управляющего персонала.
Третий этап — начало работы. Для этого создаются подразделения компании, разрабатывается структура управления, подбираются помещения, персонал, формируется штатное расписание.
Субъекты и объекты
По сути, это стороны одного процесса. Субъекты — это те, кто занят в этой деятельности: предприниматели или организации, потребители, государство, наёмные сотрудники (они реализуют идеи предпринимателя).
Объектами выступает всё, что обеспечивает прибыль:
Правовые основы предпринимательской деятельности
Заложены в Конституции РФ, а также в гражданском, трудовом, налоговом и других отраслях права.
Правовое регулирование
Правовое регулирование как определяет запреты, ограничения, так и побуждает к деятельности. К тому же оно охватывает почти все экономические сферы жизни и создаёт единые для всех субъектов правила работы, но оставляет некую свободу в ведении дел самим предпринимателям.
Ряд статей налогового кодекса описывает случаи, когда предприниматель может быть привлечён к ответственности. Также нормы права указывают условия, при которых может осуществляться его деятельность (лицензирование, патентование).
Юридическая ответственность предпринимателей
Предприниматель несёт ответственность перед государством, партнёрами, клиентами и персоналом в рамках заключённых договоров. При этом выделяется несколько видов ответственности, которые соответствуют видам правонарушений:
Виды предпринимательской деятельности
По сферам деятельности различают:
Есть ещё классификатор с видами предпринимательской деятельности, предназначенный для выбора системы налогообложения, каждый указывается под кодом. Сам документ можно посмотреть на сайте ФНС.
Организационно-правовые формы (ОПФ)
Под термином понимают способ использования бизнесом имущества и достижения целей. Различают:
Хозяйственно-правовые отношения
Возникают в процессе хоздеятельности и регулируются нормами предпринимательского права. Субъекты: физлица, юрлица, государство, муниципальные образования. Объекты: имущество, деньги, действия субъектов, нематериальные блага (товарный знак и др.).
Налогообложение ИП
Малый бизнес может выбрать один из трёх режимов налогообложения в РФ:
Есть спецрежимы: ЕСХН (с/х налог), ОСНО (общая система). Также малый бизнес может платить другие налоги (транспортный, земельный), страховые взносы.
Важно! ИП могут нанимать персонал и не вести бухучёт, если ведут налоговый.
За просрочку платежей или несвоевременную сдачу отчёта их могут штрафовать.
Хозяйственные договоры в предпринимательской деятельности
Договоры заключаются для регулирования отношений между субъектами. В них отображаются права, обязанности сторон, ответственность. Хозяйственный договор регулирует хозяйственные отношения (публично-правовые, то есть с государством и уполномоченными органами и внутрихозяйственные, корпоративные).
Признаки таких договоров:
При этом в зависимости от предмета договорённостей, договоры могут делиться на несколько видов:
Основы построения оптимальной структуры предпринимательской деятельности
Организовывать бизнес нужно так, чтобы достичь его целей и развивать в постоянно меняющихся условиях. Устройство при этом может быть:
С позиции микроэкономики выделяют:
Важно! В компании должны выполняться все функции, так как производительность команды зависит от самого слабого игрока. Чтобы определить эти функции, а также обеспечить компании продвижение, нужно внедрить оргсхему. Главное, делать это последовательно и правильно, тогда удастся добиться и увеличения дохода, и роста.
Стоит также отметить несколько других важных моментов.
Проектирование и бизнес-план
Бизнес-планирование — это если не основа предпринимательской деятельности, то её важнейший инструмент, определяющий цели, миссию и этапы работ проекта. Также планирование позволяет определить, сколько ресурсов понадобиться для реализации.
Планирование можно рассматривать в широком смысле (это прогнозирование ситуации) и узком (планирование мероприятий, которые приведут к цели).
Бизнес-план и его роль в планировании
Бизнес-план — это документ, обосновывающий действия, которые приведут к достижению цели.
Структура бизнес-плана
Документ состоит из ряда разделов:
Могут быть и дополнительные разделы — юридический план, таблицы, схемы и т. д.
Культура предпринимательства
Определяет методы и принципы предпринимательской деятельности. Демонстрирует отношения с государством, потребителями, партнёрами, персоналом и т. д. Формируется под влиянием государственного менталитета, с одной стороны, и корпоративной культуры — с другой.
Также есть понятие «деловой этики» в предпринимательстве. Это стандарты и нормы поведения в организации. Иными словами, умение выстроить хорошие отношения с партнёрами, сотрудниками, клиентами, чтобы расти и процветать.
Влияет деловая этика и на предпринимательский успех: работать с честным, открытым человеком проще и приятнее. К слову, сам успех может измеряться прибылью, размером капитала, но предшествует им цель — сделать что-то полезное для общества.
Оценка риска
Предпринимательская деятельность сопряжена с риском: можно потерять доход, капитал, недополучить прибыль. К тому же есть разные виды рисков:
Кроме того, есть природные, экономические, политические риски. И, создавая бизнес, их все желательно учитывать.
Выводы
Понятие основ предпринимательской деятельности очень обширно и затрагивает многие важные вопросы. И любой бизнес должен начинаться с их изучения. Это позволит не только минимизировать риски, но также выработать стратегию и достичь поставленных целей в разы быстрее.
Как устроен бизнес и из чего он состоит: ликбез для новичков
Устройство бизнеса
Вступить на путь занятости на себя сравнительно легко. Особенно, если получить базовую теоретическую подготовку. Начинающему предпринимателю важно понять, как устроен бизнес, каким образом происходит организация процессов. Не менее важно разобраться в юридических нормах оформления, привлечения кадров и маркетинге.
Используя эти знания, вы уже можете проанализировать ниши и выбрать наиболее подходящую. Даже если идея у вас уже есть и вы готовы перейти к составлению плана, необходимо проанализировать ее на конкуренцию, доходность, нормативы, наличие кадров на рынке, оценить уровень сбыта и дальнейшие перспективы.
Слишком сложно? Только на старте. Сегодня мы подготовили для вас краткий ликбез, который поможет вам найти свой путь в предпринимательстве. Итак, как устроен бизнес и как построить свое дело?
Что такое бизнес?
Да, эти моменты скорее нематериальные и теория мало уделяет им внимания. Но они важны для обработки собственной идеи, выбора ниши и принципов работы. Грубо говоря, сначала нужно решить, что помимо прибыли вы ожидаете от своего дела и лишь затем определяться с идеей.
Это огромная ошибка, которую допускают начинающие предприниматели. Они выбирают идеи доходные, конкурентные, но быстро теряют желание этим заниматься. Напрямую это сказывается и на прибыли.
Записывайтесь на консультацию!
Консультация является бесплатной для всех без исключения.
Ошибки в освоении теории
Когда у людей появляется желание создать свой бизнес, они загораются этой идеей и начинают поглощать информацию. Вот только подавляющее большинство идет совсем не в ту сторону, в попытках найти знания.
Они начинают вычитывать тысячи однотипных советов и статей, записываться на курсы, подписываться на публичные страницы ВКонтакте, но так и не получают знания. Все, что им достается, это псевдо-мотивация, взятые из головы кейсы, куча англицизмов и терминов, но реальных идей и инструкций ноль.
Фишка в том, что вам нужно изучать материальные вещи, реально полезные дисциплины. Вычеркните из своей жизни следующее:
Все это также находится в свободном доступе. Вот только изучение таких материалов требует времени и мало кто может себе это позволить. Отсюда и ужасные результаты большинства начинающих «стартаперов».
Классификация предпринимательства
Все бизнес — процессы, которые используются в наше время, можно подразделить на три базовые категории. Это основные сегменты, каждый из которых имеет свое описание. С них и начинается ваш контакт с миром предпринимательства.
Торговая деятельность, коммерция
Грубо говоря, это продажи и перепродажи. Здесь вам не обязательно производить товар. Главное реализовать его. Гигантами отрасли можно назвать американский WallMart, в России это «Магнит» и «Пятерочка». Сюда попадают не только продукты, но и любые другие товары.
Организационная структура зависит от масштабов предприятия. Условный продуктовый ларек состоит из трех компонентов: вы бизнесмен, поставщик и покупатель. Наемный продавец, работник, относится к вашей стороне.
Услуги, обслуживание
Здесь товар не является материальной вещью, предметом. Скорее это определенная помощь, решение задачи и прочее. Сферу услуг наполняют все новые и новые деятели, которые выходят на рынок с новым предложением и создают новые отрасли.
И многое другое. По факту, вход в эту нишу может быть с минимальным капиталом, к примеру, тот же консалтинг. Вместо товара вы продаете свои знания или время. Таксист продает знание города, время и комфорт. Банк продает вам кредит, за который вы платите процентами. И так далее.
Производство
Такой тип структуры может как продавать свои товары напрямую, так и работать с посредниками. Здесь многое зависит от масштабов вашего производства. К примеру, кондитерская корпорация могла бы самостоятельно продавать конфеты, отправляя их в магазины. Но им проще работать с ритейлерами, посредниками из мира торговли, так как это дешевле, не требует постоянного анализа и содержания всей цепи доставки.
А вот небольшие масштабы часто реализуют продукцию самостоятельно. К примеру, пекарни в маленьких городах. У них нет посредников, клиенты сами приходят и покупают продукцию.
Данная ниша считается самой тяжелой, в плане стартового капитала. Понятно, что для производства нужно и оборудование и хорошие кадры. Но здесь много зависит от масштабов выпускаемой продукции.
Составляющие бизнеса
Теперь необходимо рассмотреть то, из чего состоят все процессы. От качества проработки каждого из них зависит и итоговая доходность предприятия.
Сбыт и поставки
Сбыт = это продажи вашего товара. Продажи могут осуществляться как конечному покупателю, так и посреднику. В зависимости от типа вашего дела. За количество проданного товара вы получаете прибыль. Если себестоимость вашего товара нулевая, допустим, вы предлагаете услуги консультанта, то весь доход поступает лично вам. После вычета налогов и поддержания уровня сбыта (маркетинг, какие-то расходы, вроде оплаты офиса или собственного сайта).
Потребители
Покупатели, клиенты или деловые партнеры. Это те люди, которые и приносят капитал в ваш оборот из собственного кармана. Чем их больше, тем лучше. Если, конечно же, вы способны удовлетворить их спрос.
Организация
Иерархия требуется для распределения обязанностей и сдачи отчетности. Вы ведь должны знать, кто что сделал и кто как поработал. Также обязанности должны быть закреплены. Нельзя ведь бухгалтера поставить за станок, уборщика за счета, а рабочего слесаря за управление компьютерной сетью. Такая иерархия называется вертикальной. Здесь приказ идет сверху вниз, пока не дойдет до исполнителя.
В современных стартапах часто применяется несколько моделей, в том числе и горизонтальная. Вроде как здесь все равны, никто никому ничего не приказывает, а распределение ролей происходит исходя из наличия тех, кто способен ее выполнять. И там и там есть плюсы и минусы. Решать уже вам.
Маркетинг
Сегодня, в век Интернета, создание образа, повышение продажи и отслеживание потенциальных клиентов происходят через сервисы и сайты компании. Допустим, мы создаем для вас сайт. Какие функции он будет выполнять?
Основы бизнеса
В учебнике излагаются особенности современной системы бизнеса, организационно-правовое регулирование и формы предпринимательской деятельности, раскрываются конкретные действия для создания и успешной практической деятельности предпринимателя. Рассматриваются вопросы коммерческой, маркетинговой, финансовой работы в условиях конкурентной среды. Для студентов бакалавриата, изучающих дисциплины «Основы бизнеса», «Основы предпринимательства» и «Предпринимательская деятельность», а также работников управления предприятий малого, среднего и крупного бизнеса. 4-е издание, стереотипное.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы бизнеса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1. Система современного бизнеса
1.1. Характеристика современного бизнеса
Бизнес (от староангл. bisig — активный, занятый работой, деловой) занимает определяющую роль в современной экономике. Бизнес представляет собой совокупность материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов в целях производства товаров (услуг), предназначенных для продажи другим экономическим агентам — предприятиям (организациям).
Основной целью бизнеса является максимизация прибыли, т. е. получение экономического эффекта. В табл. 1.1 представлена классификация целей бизнеса.
Таблица 1.1. Цели бизнеса
Бизнес как система имеет три составляющие:
1) субъекты бизнеса;
3) интегративные качества.
Субъектами бизнеса выступают:
— предприятие, целью которого является обеспечение экономической безопасности, разработка планов развития организации. В лице предприятий выступают производители, покупатели, посреднические структуры;
— собственник бизнеса занимается выбором варианта распоряжения собственностью, обоснованием цены купли-продажи организации или его доли;
— кредитные организации определяют размер ссуды, выдаваемый под залог предприятия, занимаются проверкой финансовой дееспособности заемщика;
— страховые организации устанавливают размер страхового взноса, страховых выплат;
— фондовые биржи занимаются расчетом конъюнктурных характеристик, проверкой обоснованности котировок ценных бумаг;
— инвесторы занимаются проверкой целесообразности инвестиционных вложений;
— государственные органы осуществляют подготовку организации к приватизации, использование на предприятии различных видов налогов и т. д.
Помимо субъектов система бизнеса характеризуется тремя основными компонентами:
1) производством продукции;
3) коммерческим посредничеством.
Система бизнеса обладает необходимыми системными свойствами (интегративными качествами):
1) социально-экономический суверенитет. Суверенитет позволяет идти на самостоятельный поиск предмета сделок, рисковать, проявлять инициативу, нести юридическую и экономическую ответственность. Суверенитет не предполагает полную независимость. Он означает самостоятельность предприятия в рамках установленных законами;
2) консенсус интересов субъектов деловых отношений. Консенсус означает взаимное обязательство соблюдать суверенитет участников бизнеса. Консенсус — плод эволюции предпринимательства.
Предметом исследования бизнеса является изучение хозяйствующих субъектов как в целом (макроаспект), так и отдельных субъектов рыночной экономики (микроаспект) (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Характеристика современного бизнеса
Макроэкономический аспект бизнеса как вид экономической деятельности в системе определяется экономикой предприятия и регионов хозяйствования.
Экономика предприятия регулируется с позиций микро — и макроэкономической теории при основополагающей роли внешних рыночных факторов, воздействующих на его деятельность.
Во внешней среде ближайшего окружения предприятия рассматривают экономические процессы при взаимодействии с конкурентами, поставщиками, покупателями. Здесь выбираются типы поведения, технологии, модели поведения на рынках товаров, труда.
Во внешней среде дальнего окружения рассматривается деятельность предприятия (бизнеса) с учетом макроэкономических воздействий (учет информации, ставки банковского процента, налоговая политика).
Внутренняя и внешняя среда ближайшего окружения формирует микросреду предприятия, которая и определяет содержание экономики фирмы.
Бизнес как система обладает собственными внутренними импульсами развития: конкуренцией, системой обеспечения и воспроизведения хозяйственных связей, инфраструктурой, системой менеджмента, системой изучения контрагентов, системой оценки деятельности (деньги).
Бизнес — это саморегулирующаяся система. Существует три вида регуляторов бизнес-деятельности:
1) законодательный (разграничение теневого и нормального бизнеса, защита, налоги, таможня);
2) нормативно-ориентирующие регуляторы (принятые в стране экономические стимуляторы, рычаги поддержки бизнеса, макроэкономические инструменты);
3) регуляторы свободного предпринимательства (свободное ценообразование, производство, действие закона спроса и предложения).
В настоящее время основным элементом бизнеса является предпринимательская деятельность. Предпринимательская деятельность — это инициативная, хозяйственно-самостоятельная, имеющая определенный организационно-правовой статус бизнес-деятельность физических или юридических лиц, осуществляющих вложение капитала, производство и продажу товаров, выполнение работ или оказания услуг, с целью получения прибыли и достижения социального эффекта. Основными субъектами предпринимательства выступают организации (предприятия) — юридические лица.
1.2. Принципы бизнеса
Принципы бизнеса возникают при зарождении деловых отношений. Их воздействие на развитие системы бизнеса происходит независимо от воли и желаний вступающих в деловые отношения. Рассмотрим основные принципы бизнеса.
Принцип ограниченности. Деловая деятельность субъектов бизнеса осуществляется в условиях ограниченности материальных благ, возможностей, способностей. Ограниченность материальных благ предопределила необходимость взаимодействия субъектов бизнеса для удовлетворения своих потребностей. Ограниченность возможностей и способностей каждого из субъектов бизнеса закрепляют за этим субъектом определенное деловое предназначение.
Принцип обмена. Ограниченность материальных благ делает их недоступными для многих членов общества. Для большинства субъектов бизнеса важным способом удовлетворения потребностей служит обмен. Обмен результатами деятельности позволяет трудовым ресурсам удовлетворять потребности в тех благах, к которым нет доступа.
Принцип возвышения. Стремление субъектов бизнеса получить доступ к благам заставляет их действовать различными способами. Развитие способностей субъектов бизнеса происходит одновременно с возвышением их потребностей.
Принцип неограниченности. Ограниченность благ заставляет субъектов бизнеса постоянно искать наиболее эффективные пути доступа к ним, а это, в свою очередь, вместе с возвышением потребностей трудовых ресурсов обусловливает необходимость постоянного развития разнообразных потребностей, которые могли бы проявиться в их деловой деятельности.
Принцип состязательности. Ограниченность материальных благ обусловливает необходимость состязательности между субъектами бизнеса. Разделяя с другими субъектами бизнеса ограниченные блага, каждый участник деловых отношений оказывается в состоянии состязательности по поводу товаров и рынков.
Принцип общности. Стремясь преодолеть ограниченность благ, обмениваясь результатами деятельности, субъекты бизнеса развивают общественный характер деловой деятельности.
Принцип развития. Вступая в деловые отношения, субъекты бизнеса стремятся реализовать свои эгоистические и общественные деловые интересы. Развитие собственности субъектов бизнеса — одно из важнейших условий устройства общества, организации деловых отношений. Поэтому развитие собственности является важнейшим принципом бизнеса.
Принцип компромисса. Компромисс — это одно из ключевых принципов формирования и развития деловых отношений. Удовлетворяя свои потребности в ограниченных благах путем обмена результатами деятельности, субъекты бизнеса сталкиваются с необходимостью учитывать интересы партнеров по бизнесу. Под компромиссом понимается отказ от обязательности реализации собственных интересов в текущем периоде деловой деятельности в пользу интересов других субъектов бизнеса во имя стабильного и гарантированного существования в перспективе.
Принцип свободы. Свобода выбора является и предпосылкой, и следствием способности субъектов бизнеса заключать сделки, вступать в деловые отношения между собой. У каждого субъекта бизнеса всегда имеется право выбора и партнеров по сделкам и объекта бизнеса.
Принцип субъективизма. Принцип субъективизма состоит в том, что общественный прогресс обусловливается активной деловой деятельностью субъектов бизнеса. Поэтому субъективизм пронизывает всю систему деловых отношений.
Принцип ценности. Каждый из объектов бизнеса обладает ценностью, под которой понимается способность данного объекта быть предметом сделки, в ходе которой субъекты бизнеса осуществляют обмен результатами деловой деятельности, сделав свободный выбор. Ценность объектов является критерием для осуществления свободного выбора благ.
Принцип неопределенности. В развитой экономической системе имеет место многообразие видов деловой деятельности, ни один из которых не может быть полностью изначально спланирован из-за необходимости постоянного обеспечения свободы выбора всеми участниками сделок. Постоянные динамические изменения и асинхронные индивидуальные действия субъектов бизнеса постоянно усиливают неопределенность развития событий. В связи с тем, что субъектам бизнеса приходится делать свой выбор в условиях неопределенности, они вынуждены стремиться к прогнозированию последствий своих действий и к планированию их последовательности.
Принцип стремления. Осуществляя свой субъективный выбор в условиях относительной неопределенности, субъекты бизнеса постоянно стремятся к достижению определенности. Субъектам бизнеса необходимо анализировать спрос и предложение объектов бизнеса, а также своих потенциальных партнеров по сделкам и детерминировать собственные действия.
Принцип ассоциативности. Деловая деятельность субъектов бизнеса находится под воздействием его способности к осознанию принципов бизнеса, деловых интересов, состава объектов бизнеса и потенциальных партнеров по сделкам.
Принцип риска. Неопределенность условий протекания деловых отношений обусловливает риск каждого из субъектов бизнеса, на который он вынужден идти, осуществляя свободный выбор. Данный риск воплощается в возможности несения убытков, в том числе из-за безответственных партнеров, действия макроэкономических, политических и природных факторов, вхождения в состояние банкротства. Наличие рисков обусловило существование отдельного вида предпринимательства — страхового бизнеса, понимание обязательности рисков в любом виде деловой деятельности служит основой действий субъектов бизнеса по обеспечению безопасности своей деятельности.
Принцип рациональности. Поскольку деловые отношения всегда связаны с риском, в основу рискованных действий необходимо заложить рациональность выбора. Каждое решение в условиях неопределенности должно быть максимально взвешенным, продуманным, обоснованным — рациональным. Если действия субъекта бизнеса нерациональны, он проигрывает в конкурентной борьбе; если же его действия рациональны, то он, безусловно, добивается большей определенности в процессе выбора и, следовательно, оказывается более конкурентоспособным.
Принцип анализа. По мере развития деловых отношений рационализм формирует у субъектов бизнеса потребность в осуществлении системного анализа всей совокупности деловых связей, постоянного стратегического и оперативного наблюдения и контроля ситуации, оценки собственной деятельности и деятельности других субъектов деловых отношений.
Принцип стоимости. Все блага, за доступ к которым конкурируют между собой субъекты бизнеса, имеют стоимость. Стоимость является денежной оценкой благ и, следовательно, параметром оценки рациональности выбора. С помощью стоимостного оценивания благ субъекты бизнеса могут соизмерять собственные затраты с затратами конкурентов. С помощью стоимостного оценивания степени рациональности своего выбора они могут сопоставлять степень своей конкурентоспособности. Благодаря стоимостным оценкам они могут соотносить свои затраты с доходами, а объемы инвестиций в развитие бизнеса с объемами личного потребления.
Принцип ответственности. Выбор, который совершает каждый из субъектов бизнеса, обязывает его ответственно выполнять условия сделки. Ответственное исполнение принятых обязательств не только предусматривается международным законодательством и законами стран с рыночно ориентированной экономикой, но и выступает необходимым условием долговременного развития системы деловых отношений. Напротив, безответственное отношение к принятым обязательствам подрывает основу делового сотрудничества субъектов бизнеса, заключивших сделку.
Принцип синтеза. Реализация деловых интересов приводит к синтезу частного и общественного отношения в интересах субъектов бизнеса и в их действиях.
Принцип концентрации. Развитие деловых отношений проявляется в постепенном освоении субъектами бизнеса природных и социальных ресурсов. Социальные ресурсы формируются в ходе коммуникаций между людьми и называются социальным потенциалом экономики. И природные, и социальные ресурсы анализируются, отбираются и концентрируются субъектами бизнеса для осуществления своей деятельности.
Принцип дифференциации. Развитие деловых отношений сопровождается дальнейшим углублением разделения труда между субъектами бизнеса и дифференциацией отдельных видов деловой деятельности. Вместе с тем дифференциация отдельных видов бизнеса способствует развитию потребности в общественных связях и усиливает, укрепляет их, так как каждый выделившийся вид деловой деятельности может осуществляться лишь как частичка единой совокупной экономической деятельности общества.
Принцип интеграции. С развитием деловых отношений становится все более очевидным, что все расчеты в бизнесе имеют условный характер в том случае, если разделение труда и связанная с ней специализация субъектов бизнеса, порождая потребность в устойчивых деловых отношениях в обществе, не сопровождается интеграцией упомянутых субъектов бизнеса в одно целое. Это целое называется системой бизнеса. Системная интеграция субъектов бизнеса, их деловых интересов, целей и действий представляет собой объективный процесс. Суть его состоит в неустранении противоречий в деловых отношениях, а превращении данных противоречий во внутренний источник самостоятельного развития и данных отношений, и общества, в котором эти отношения существуют.
Принцип самоорганизации. Системная самоорганизация бизнеса и менеджмент на микро — и макроэкономическом уровнях являются обязательными условиями устойчивого развития деловых отношений как основы развития всего человеческого общества и придают устойчивость движению всей системы бизнеса.
1.3. Концепция бизнеса
Вся история развития человеческого общества так или иначе связана с бизнесом. Критическая концепция бизнеса исходит из категоричной позиции, что любой “бизнес” имеет одинаковую направленность на обогащение одних людей за счет других.
Позитивная концепция бизнеса — полная противоположность критической концепции бизнеса. Ее суть состоит в том, что бизнес понимают и оценивают как общественно-полезную деятельность, которая осуществляется в порядке личной инициативы, с целью производства товаров и услуг для людей.
Согласно позитивной концепции бизнес трактуется как деятельность людей по обслуживанию друг друга, а также как их совместная деятельность, нацеленная на благо общества. Он подчинен всеобщим интересам и, по сути, предстает как явление, непротиворечивое в своей форме.
Обе рассмотренные концепции являются двумя крайними позициями в оценке бизнеса как явления.
Сущность прагматической концепции заключается в том, что бизнес рассматривается как явление, неизбежное в контексте развития общества. Роль конкуренции как позитивного фактора состоит в том, что ее обострение до разумных пределов стимулирует развитие экономики. Можно выделить следующие элементы прагматической концепции: бизнес — это необходимый и неизбежный компонент жизни людей в целом; он объединяет, с одной стороны, стремление отдельных граждан к реализации эгоистических интересов, с другой — желание некоторых людей удовлетворить свои потребности в товарах, работе и услугах. Бизнес базируется на таких отношениях между людьми, в которых преследуются прежде всего личные интересы. С одной стороны, естественная конкуренция провоцирует конфликт интересов, поскольку навязывание интересов одних людей другим, собственные интересы которых в такой ситуации оказываются ущемленными, действительно может привести к непредсказуемым последствиям; с другой — в конечном итоге конфликт интересов не приводит к гибельным последствиям для человеческого общества, а, напротив, способствует постоянному росту экономики и благосостояния людей. Бизнес — это развивающееся явление; его направления, виды, технологии и инструменты постоянно совершенствуются в соответствии с изменениями, происходящими в обществе.
Особенности позитивной, критической и прагматической концепций бизнеса приведены в табл. 1.2.
Таблица 1.2. Особенности позитивной, критической и прагматической концепций бизнеса
Итак, в позитивной и критической концепциях бизнеса явно преувеличивается значение соответственно общественных и эгоистических интересов субъектов бизнеса. Между тем лишь в рамках прагматической концепции можно избежать идеализации настоящего и прошлого, равным образом, как и уничтожением рыночного настоящего в пользу нерыночного, коммунистического будущего с его принципом распределения “от каждого по способностям, каждому по потребностям”.
1.4. Деловые интересы в бизнесе
Противоречия между субъектами бизнеса проявляются прежде всего как несовпадение и противостояние их интересов. Под интересами субъектов бизнеса (или деловыми интересами) понимаются осознанные потребности в материальных и нематериальных благах, а также в обеспечении гарантий сохранения и воспроизведения доступа к ним. Деловые интересы определяют цели, которые ставит перед собой каждый из субъектов бизнеса, и содержание деловой деятельности данных субъектов бизнеса по достижению поставленных целей. Отстаивая деловые интересы, субъекты бизнеса мобилизуют и развивают свои профессиональные и личные качества.
Под профессиональными качествами понимается совокупность знаний, умений, навыков и опыта, приобретенных субъектами бизнеса в ходе подготовки к деловой деятельности (в процессе обучения, повышения квалификации, переподготовки), а также в ходе осуществления самой деловой деятельности.
Под личными качествами понимается совокупность внутренне присущих людям свойств, которые выявляются и развиваются в ходе их деловой деятельности. Таковыми являются стремление к росту благосостояния, природный эгоизм, склонность к обмену, дух соперничества, креативное начало, способность к совершению выбора, склонность к копированию, жажда справедливости, чувство собственности, стремление к повышению личной конкурентоспособности.
Учитывая, что каждый из субъектов бизнеса обязан обеспечить себя необходимыми благами, он подчиняет свою деловую деятельность эгоистическим интересам. Поэтому на первый взгляд главной целевой установкой субъектов бизнеса является отстаивание эгоистических интересов, под которыми понимается осознанная потребность в обеспечении относительно лучших условий доступа как к материальным и нематериальным благам и относительно лучшего положения в процессе осуществления сделок.
Реализация эгоистических интересов всегда связана с извлечением выгоды. Выгода движет человеком, когда он вступает в деловые отношения. Выбор сделки, в которую вступает бизнесмен, всегда обусловлен выгодой. При этом выгода выступает в форме благ или доступа к ним.
Стремление к выгоде обусловливает такое человеческое качество, как природный эгоизм и заставляет человека развивать собственные существующие потребности, а также формировать новые. Способность к совершению выбора необходима в условиях относительной ограниченности благ, а дух соперничества проявляется в форме конкуренции.
Под конкуренцией следует понимать совокупность действий, совершаемых одними субъектами бизнеса в отношении других субъектов и направленных на обеспечение относительно лучших условий доступа к ограниченным благам. Каждый из участников сделки выбирает для своей деловой деятельности наиболее выгодное. Поскольку этот выбор никто не ограничивает (участники сделок обладают правом на их заключение), этот выбор происходит свободно, что делает соперничество разнообразных участников сделок необратимым и неуправляемым явлением.
Эгоистические интересы отражают потребности каждого человека как независимого субъекта бизнеса, они связаны с его стремлением обеспечить себе относительно лучшие — по сравнению с другими субъектами бизнеса — условия существования. Эгоистические интересы заставляют каждого человека стремиться к постоянному укреплению и улучшению своего экономического положения в сравнении с другими субъектами экономики. Эти интересы преследуют три основные эгоистические цели деловой деятельности, а именно:
— сохранение, упрочение и преумножение своей собственности;
— возмещение понесенных затрат и получение максимальных доходов;
— сохранение и укрепление своей личной конкурентоспособности как участника сделок по сравнению с другими участниками сделок.
Анализ эгоистических интересов субъектов бизнеса подводит нас к рассмотрению чрезвычайно важной экономической категории собственности.
Собственность — категория, которая выражает юридическую форму отношений, объективно существующих между субъектами бизнеса, которые возникают в процессе присвоения ими каких-либо объектов бизнеса. В свою очередь присвоение — это использование объектов бизнеса для удовлетворения потребностей субъектов бизнеса.
Собственник объектов бизнеса может передавать данные объекты в хозяйственное ведение либо оперативное управление другим субъектам бизнеса. Стремление каждого человека к росту благосостояния трансформируется в стремление субъектов бизнеса к обладанию объектами собственности. Субъекты бизнеса хотят быть собственниками и оставаться таковыми, по возможности расширяя количество объектов владения, пользования и распоряжения. Поэтому чувство собственности является сильным побудительным мотивом деловой деятельности людей, одним из их наиболее значимых эгоистических интересов.
Другой эгоистической целью субъектов бизнеса является возмещение понесенных затрат в процессе деловой деятельности и получение доходов от этой деятельности. Начиная деловую деятельность каждый субъект бизнеса ставит перед собой задачу-минимум и задачу-максимум. Ему необходимо, как минимум, не понести убытки в результате своей деятельности, другими словами, обеспечить окупаемость совершенных затрат. Всякий субъект бизнеса, формируя задачу-минимум, стремится, однако, к выполнению задачи-максимум, которую принято называть максимизацией дохода. Под доходом субъекта бизнеса следует понимать часть его выручки, остающуюся после возмещения всех затрат, совершенных в процессе деловой деятельности.
Важной эгоистической целью субъектов бизнеса, формирующейся в процессе их деловой деятельности, является постоянное повышение конкурентоспособности субъектов бизнеса. Под конкурентоспособностью субъектов бизнеса следует понимать способность к планированию и осуществлению конкурентных действий по отношению к другим субъектам бизнеса. Повышение личной конкурентоспособности субъектов бизнеса выражается в относительном увеличении его профессионального и иного делового потенциала. Можно выделить личную конкурентоспособность отдельных людей и институциональную (или корпоративную) конкурентоспособность институциональных субъектов бизнеса — организаций, предприятий, учреждений, партнерств и др.
Наряду с эгоистическими деловыми интересами субъекты бизнеса обладают и другой группой интересов, которые выражаются в качестве общественных деловых интересов.
Под общественными деловыми интересами (или общественными интересами субъектов бизнеса) понимаются осознанные потребности субъектов бизнеса в деятельности на благо общества. Данные интересы не привносятся субъектам бизнеса извне, они формируются в процессе самой деловой деятельности и выступают как осознанные потребности считаться с закономерностями развития человеческого общества как единого целого, в том числе и жестко подчиняться формируемым в обществе правилам, нормам, традициям развития деловых отношений.
Можно выделить две группы общественных интересов субъектов бизнеса.
Первую группу составляют креативные интересы. Стремясь к повышению собственной конкурентоспособности, субъекты бизнеса оказываются заинтересованными в развитии творческой (креативной) составляющей своей деятельности по производству продукции, оказанию услуг, выполнению работ — на благо другим членам общества, а значит, на благо обществу в целом.
Выделение в составе деловых интересов субъектов бизнеса креативных интересов основано на признании двух важных обстоятельств, характеризующих смысл деловых отношений.
Первое обстоятельство состоит в необходимости созидательной деятельности по производству и воспроизводству благ, которые в законченном виде не встречаются в природе. Поэтому креативное (творческое) начало обязательно присутствует в любой созидательной деятельности людей и является основой развития человеческого общества.
Такое начало проявляется в процессе создания благ, а также в процессе совершенствования тех или иных свойств этих благ. Креативное начало может иметь:
• абсолютный инновационный характер, признаком которого является постоянное профессиональное творчество (впоследствии мы узнаем, что абсолютная креативность более всего присуща инновационному бизнесу);
• относительный инновационный характер, т. е. сочетание творческой деятельности и рутинного выполнения текущих деловых обязанностей;
• абсолютный подражательный характер, признаком которого является копирование существующих образцов;
• относительный подражательный характер, признаком которого является сочетание копирования существующих образцов и творческой деятельности, с одной стороны, а также рутинного выполнения текущих деловых обязанностей — с другой.
Склонность к копированию, подражательность, делает возможным для отдельных субъектов бизнеса перенимать удачный опыт, распространение которого способствует более быстрому развитию общества, создает условия для технического прогресса.
Второе обстоятельство заключается в необходимости постоянного обмена деятельностью между всеми субъекта бизнеса, поскольку ни один из них в отдельности не в состоянии производить и воспроизводить совокупность благ, которые им требуются для удовлетворения собственных потребностей.
Субъекты бизнеса вступают в деловые отношения не только в соответствии со своими эгоистическими интересами, но также в соответствии с развивающимися общественными потребностями в разнообразных благах, и, следовательно, они вступают в данные отношения, подчиняясь имеющимся у них общественным интересам.
Поэтому наряду с отмеченными целями бизнеса, обусловленными эгоистическими интересами, существуют и другие, в основе которых лежат общественные интересы, а именно:
• стремление субъектов бизнеса добиться наибольшего эффекта в удовлетворении потребностей конечного потребителя продукции;
• желание субъектов бизнеса сохранить и укрепить партнерские отношения в сфере бизнеса;
• потребность субъектов бизнеса к созданию и воспроизведению привлекательного общественного имиджа своей деятельности.
Каждый субъект бизнеса, вступая в сделку, объективно стремится реализовать в ней свои эгоистические притязания. Вместе с тем он не в состоянии постоянно навязывать свои интересы другим субъектам бизнеса, ибо зависит от объективных потребностей одних и от возможностей предложения нужных ему благ со стороны других. Поэтому он вынужден постоянно думать не только о собственном процветании, но и о благополучии других субъектов бизнеса, многие из которых являются в то же время его прямыми или косвенными конкурентами.
Вторую группу общественных интересов составляют интересы организации гарантированного долговременного функционирования и обеспечения безопасности собственного бизнеса. Ни один из субъектов бизнеса не в состоянии обеспечить собственную безопасность самостоятельно, каждый из них нуждается в эффективной системе общественной (локальной, государственной, международной) безопасности, которая может быть обеспечена посредством общественной организации жизнедеятельности людей на всех уровнях человеческого общества, внутри которых ни один из субъектов бизнеса не обладает способностью оказывать разрушительное воздействие на общество.
Таким образом, эгоистические и общественные деловые интересы субъектов бизнеса отражают две противоположные тенденции формирования указанных отношений, а именно:
— конкуренции или соперничества;
— интеграции деятельности различных субъектов экономики в единый поток общественно-полезной деятельности.
Данные тенденции являются противоположными, но они всегда дополняют и обусловливают наличие друг друга. Эгоистические и общественные интересы не соотносятся между собой как первичные и вторичные, они абсолютно равнозначны и проявляются в деятельности людей одновременно.
1.5. Особенности наемно-трудового, потребительского, общественно-государственного бизнеса
Развитие видов бизнес-деятельности связано с процессами становления идейных, организационно-правовых, экономических и функциональных элементов деятельности бизнеса. Рассмотрим виды бизнеса на современном этапе развития.
Особенности наемно-трудового бизнеса. Основой наемно-трудового бизнеса являются граждане, работающие по найму, которые являются равноправными участниками деловых отношений. Деловой интерес наемных работников заключается в извлечении доходов и реализуется посредством работы в предпринимательской фирме на контрактной или иной основе. Для наемных работников выгодой в сделках является личный доход, получаемый в результате выполнения ими должностных обязанностей.
Реализуя свои трудовые интересы, извлекая выгоду из осуществления сделок с предпринимателями, наемные работники осуществляют свой наемно-трудовой бизнес.
Предметом сделки между работником и предпринимателем является рабочая сила. Рабочая сила не может быть товаром, так как она не отчуждается навсегда от своего носителя после заключения трудового контракта. Рабочая сила сдается в срочную аренду, хотя это и происходит в форме товарной аренды.
Сделка между предпринимателем и работником — это арендное соглашение, в котором оговариваются сроки, условия аренды и другие моменты, присущие арендному соглашению. Заключая сделку, обе стороны — и работники, и предприниматели — делают инициативный выбор и идут на экономический риск. Обе стороны — работодатель и наемный работник — несут взаимную ответственность за нарушение условий соглашения о найме.
Наемные работники имеют возможность изменять свой социальный статус, превращаясь в собственников в результате приобретения акций предпринимательских фирм, либо по истечении срока соглашения о найме открыть свое дело.
Особенности потребительского бизнеса. Потребительский бизнес осуществляется всеми гражданами, он отражает всеобщее участие людей в системе деловых отношений. Потребители являются равноправными участниками деловых отношений.
Потребительский бизнес отражает заинтересованность людей в конечных результатах производства. Это деятельность, непосредственно направленная на поиск наилучших условий достижения результатов. Потребительский бизнес является одновременно и уравновешивающей силой, и стимулятором по отношению к предпринимательскому бизнесу, заставляя предпринимателей не только считаться с запросами потребителей, но и воспринимать потребителей в качестве естественных партнеров по деловым связям.
Участниками потребительского бизнеса выступают как физические лица, так и предприниматели — в качестве потребителей продукции других фирм. Основу потребительского бизнеса составляет частная собственность на предметы потребления и услуги.
Природа государственного бизнеса неразрывно связана с активной ролью государства в развитии деловых отношений. Данную роль иногда ошибочно рассматривают лишь в государственном регулировании экономики или управлении экономикой. Ошибочность подобных трактовок состоит, во-первых, в фактическом выведении государства за рамки собственно деловых отношений, придании ему статуса некой внешней силы, воздействующей на развитие бизнеса, а во-вторых, в идеализации деятельности государственных органов управления.
В современной рыночной экономике государство выступает не как внешняя сила по отношению к субъектам деловых отношений, а как атрибут самой системы деловых отношений. Если каждый из субъектов деловых отношений руководствуется в своей деятельности общепринятыми в стране правилами и нормами, являющимися законами этой страны, ему обеспечено постоянное воспроизведение его положения свободного участника деловых отношений.
Для создания условий развития деловых отношений государство выполняет в экономике определенные функции. К их числу относятся: принятие законов и других директивных документов, контроль их соблюдения; применение методов косвенного стимулирования участников деловых отношений к занятию определенными видами деятельности (налоги, цены, кредиты, нормы амортизации, предельные уровни оплаты труда и продолжительности рабочего дня); использование государственного бюджета для перераспределения доходов и финансирования деятельности в определенных областях экономики; распределение государственных заказов на выпуск определенных видов продукции (оказание определенного вида услуг, выполнения определенных видов работ); планирование развития национальной экономики; формирование “государственного” сектора экономики, функционирующего на базе государственной собственности на средства производства под прямым контролем органов государственного управления.
Общественно-государственный бизнес состоит в исполнении государственными органами действий, в ходе которых последние оказываются партнерами других типов субъектов бизнеса и реализуют особый государственный деловой интерес. Такое партнерство выражается в следующих действиях:
• государство в лице государственных унитарных и казенных предприятий осуществляет предпринимательскую деятельность;
• государство переводит предпринимательские фирмы из государственной собственности в негосударственную (такие процессы называются приватизацией и акционированием субъектов предпринимательского бизнеса) и обратно (такие процессы называются национализацией предпринимательских фирм);
• государство играет роль заказчика продукции, услуг и работ, выпускаемых субъектами предпринимательского бизнеса;
• государство перераспределяет бюджетные ресурсы, изымая финансовые средства у одних компаний и передавая их другим компаниям;
• применяя методы регулирования и программирования экономики, государство способствует межотраслевому движению капитала, установлению определенных отношений между различными субъектами деловых отношений;
• государство проводит внешнеэкономическую и таможенную политику, содействуя либо препятствуя деятельности своих и иностранных субъектов бизнеса.