Что такое остров новая голландия
Новая Голландия
Остров Новая Голландия — ровесник самого города Санкт-Петербурга.
Созданный для нужд Адмиралтейства, он всегда использовался морскими ведомствами как хозяйственно-испытательная территория, и был закрытой для публики территорией.
Показать полностью. На острове испытывались новаторские системы хранения корабельного леса, разрабатывались опытовые модели кораблей, здесь появилась первая в России искровая радиостанция и первая морская тюрьма европейского образца. Организацией пространства на острове занимались ведущие архитекторы и инженеры разных эпох, создавая комплекс зданий, который сейчас считается шедевром ранней русской архитектурной классики.
В ХХI веке остров Новая Голландия был передан в ведение городской администрации. После проведения первого тендера, выигранного компанией «СТ Новая Голландия» с проектом Нормана Фостера, уже начатая реконструкция острова остановилась из-за сложностей с инвестированием.
15 ноября 2010 года компания «Новая Голландия Девелопмент» выиграла инвестиционный тендер, организованный администрацией города Санкт-Петербург с целью дальнейшего развития и сохранения памятников архитектуры на территории острова, и с этого момента компания действует как единственный инвестор и девелопер острова Новая Голландия.
Ключевые задачи проекта: восcтановление памятника индустриальной архитектуры, который является современником Санкт-Петербурга, а также — создание многофункционального комплекса, который станет значимым объектом для жителей города.
Маршрут: «Остров Новая Голландия» — 10 интересных мест (самая полезная информация)
Остров Новая Голландия обладает притягательной силой. Долгое время его территория со своей удивительной историей и архитектурно-индустриальной красотой была закрыта для публичного посещения. Новая Голландия — уникальный памятник промышленной архитектуры раннего классицизма, один из старейших, если даже не самый старый в России.
Площадь острова — 7,8 га. Сегодня здесь ведутся реконструкционные работы. Но часть территории доступна для прогулок, куда мы вас и приглашаем на этот раз. Начнём с названия и истории острова, чтобы было легче понять, почему тут такие достопримечательности, непохожие на многие другие в Санкт-Петербурге.
Во многих городах сохранились старинные промышленные здания. Большинство из них были построены в конце XIX — начале XX вв. Долгое время они использовались по своему прямому назначению: в них располагались производственные цехи, склады. В наши дни необходимость в них отпала: производства либо закрылись, либо переносятся на современные площади.
Перед архитекторами и дизайнерами во всех подобных случаях стоит непростая задача: вдохнуть новую жизнь в старые стены. Безусловно, это вызов. А Новая Голландия со своей славной историей — вызов вдвойне.
История названия острова
Новая Голландия — это 2 рукотворных острова в дельте Невы. В 1719 году между Невой и рекой Мойкой были прорыты два канала для нужд судостроителей. Так, появились 2 канала: Крюков и Адмиралтейский. Авторство современного названия острова принадлежит, по всем версиям истерических экспертов, самому Петру I.
С самого начала Голландией в Санкт-Петербурге называлась местность вокруг Адмиралтейства. В период возведения города на Неве Петр I приглашал голландских кораблестроителей. Царь почитал голландцев за больших мастеров-корабелов. Они работали на верфях, расположенных на левом берегу Невы.
Тогда обстановка, где работали приглашенные Петром Великим голландские судостроители, иностранная речь, каналы с подъемными мостами, настолько напоминала государю иностранный порт, в частности голландский, что с его лёгкой руки этот край стали величать Голландией. Местность вокруг Адмиралтейства была реально обустроена по образцу голландских верфей.
Появление Новой Голландии неразрывно связано с историей Адмиралтейства, где находились склады корабельного леса. После того, как были прорыты 2 канала, образовался остров, куда и перенесли впоследствии все склады. Этот остров получил название «Новая Голландия». Так, это название закрепилось за островом, образованным Мойкой, Адмиралтейским и Крюковым каналами.
История острова Новая Голландия
История Новой Голландии берёт свое начало с основания Петром I Санкт-Петербурга. Одновременно с возведением города началось создание Северного флота. В 1704 году на левом берегу Невы были заложены верфь и здание Адмиралтейства.
Для удобства строительства кораблей и доставки на верфь материалов и леса на Адмиралтейской стороне прорывались каналы: Крюков и Адмиралтейский каналы, соединившие реки: Неву и Мойку. Образовавшийся остров стали называть Новой Голландией.
Остров Новая Голландия сформировался в 30-е годы XVIII в. В 1732 году Адмиралтейство поручило архитектору Ивану Коробову построить сеть бассейнов и ряд складов по периметру острова для нужд судостроителей Галерной верфи. Путешественник Карл Рейнгольд Берк так описывал увиденный в 1730-х годах остров:
Напротив канала у упомянутых пеньковых и такелажных складов расположена Новая Голландия, то есть амбары для дубового корабельного леса — как начерно обтесанного, так и в больших бревнах и досках. Амбары эти — деревянные, но все стены сделаны решетчатыми, чтобы воздух хорошо проветривал помещения и высушивал доски. Зимой и в сырую погоду все эти отверстия закрывают, опустив парусину.
Тогда же Новая Голландия была передана в ведомство Адмиралтейств-коллегии и на острове появились первые деревянные амбары для хранения корабельного леса. Большая часть территории острова была застроена сараями, в которых хранились корабельные леса, инструменты и различные приспособления для строительства и ремонта судов.
К началу 1750-х годов деревянные склады Новой Голландии сильно обветшали, и Адмиралтейств-коллегия приняла решение вырубить рощу на острове, чтобы обеспечить лучшую циркуляцию воздуха в сараях. К тому времени на посту главного архитектора Адмиралтейств-коллегии Ивана Коробова сменил его ученик Савва Чевакинский.
Также со временем времени места стало не хватать и было решено провести комплексную реконструкцию острова с заменой всех построек на каменные. Архитектору было предписано создать склады:
…таким же образом расположенных, как прежние сараи были, токмо на каменных столбах с отлогими для удобной таски эленгами.
Архитектурный комплекс острова «Новая Голландия» был возведён по проекту и в формах раннего классицизма в 1765—1780 гг. Складской комплекс на острове строился по проекту архитектора С. И. Чевакинского. Он предложил новаторскую идею сушки леса не в штабелях, а стоймя. Таким способом удалось увеличить вместимость складских помещений и избежать гниения дерева. Здания были построены из красного кирпича и лишены обычной для того времени штукатурной отделки.
Архитектор Савва Чевакинский создал чертеж острова, выполненный в суровом крепостном стиле. В 1788 году, когда прекратили строительство по предыдущему проекту, к работам привлекли французского архитектора Жана-Батиста Валлен-Деламота. Отделку фасадов производили по его проекту.
Этот мастер создал знаменитую классицистическую арку, переброшенную через канал, соединяющий внутренний бассейн «Ковш» с Мойкой. Арка Новой Голландии была построена в 1779—1787 гг. Она являет собой редкое сочетание красного строительного кирпича и тесаного гранита. Из его блоков сложены колонны дорического ордера, несущие мощный антаблемент. Всё вместе придают этому сооружению гармонию и монументальность. Высота арки — 23 метра, а ширина пролёта — 8 с лишним м.
Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот разработал проекты классических порталов и арочного декора фасадов, выходящих на каналы. Проектируя фасады складов, Деламот задумал подчеркнуть торжественность сооружений аркадным принципом: он акцентировал портиками центры арок и украсил парными колоннами скругленные угловые сараи, создав таким образом впечатление композиционного единства комплекса. Благодаря Деламоту появился великолепный портал в классическом стиле, ставший символом острова.
Проекты двух мастеров были переработаны и воплощены в жизнь инженером Иоганном Герардом. Он занимался кропотливой переработкой проекта и внёс большое количество конструктивных поправок. Строительство велось бурными темпами, в самый активный период на острове работало около 500 рабочих.
Особенно трудоемким стал процесс возведения портала. Колонны выкладывали из гранитных блоков, каждый из которых весил около 4 тонн, для приготовления цементного раствора для этих колонн машинных дел мастер Кузьма Петров даже изобрел специальную мельницу. Строительство арки затянулось на семь лет и было завершено только в 1777 году. Однако в 1782 году порталу потребовалась реконструкция и переборка антаблемента, которая закончилась к 1784 году. В целом проект так и не был осуществлен до конца: помешали войны с Турцией и Швецией, которые велись в 1788–1789 годах.
Не были закончены работы по внутреннему бассейну комплекса, не была возведена вторая арка, по Крюкову каналу, и даже стены комплекса остались неоштукатуренными. Однако складские помещения активно использовались, а сам комплекс зданий, декорированный Деламотом, воплощенный Герардом и его преемником Михайлой Ветошниковым, стал одним из лучших образцов раннего классического стиля в российской архитектуре. Строительство было завершено к концу XVIII в.
В 1820-е годы на западной стрелке острова было построено кольцеобразное в плане здание морской тюрьмы по проекту А. Е. Штауберта. Сам автор называл постройку арестантской башне. В народе же сооружение прозвали «Бутылкой». Откуда пошло народное изречение «не лезь в бутылку», т.е. не иди на что-то такое, за что могут поместить в тюрьму.
Рядом с Бутылкой в середине XIX века по проекту военного инженера Пасыпкина на месте старой кузни, заложенной еще Петром I, выстроили кирпичную кузницу. В 1894 году на острове возвели бассейн, где в начале XX века русский кораблестроитель Алексей Николаевич Крылов, работавший над теорией непотопляемости корабля, проводил свои опыты.
Во время Первой мировой войны в Новой Голландии оборудовали самую мощную на тот момент в России радиостанцию морского штаба. В советское время Новая Голландия была закрытой зоной, на её территории располагались склады Ленинградской военно-морской базы. Однако еще в 1970-х годах появились проекты превращения острова в культурный центр.
Новая Голландия: история и мифы рукотворного острова
Дельта Невы, где расположен Санкт-Петербург, представляет собой множество островов, разделенных протоками, впадающими в Большую Неву речками и искусственными каналами. Поэтому сколько на территории города островов, сказать сложно. Лет 150 назад их было более сотни, а сейчас по разным данным насчитывается от 33 до 42.
Наряду с естественными островами, имелись и искусственные, образовавшиеся после прокладки каналов. В настоящее время единственный рукотворный остров – Новая Голландия – считается одним из самых загадочных мест в Петербурге.
Рождение Новой Голландии
Если посмотреть на карту города, то можно увидеть треугольный остров в Адмиралтейском районе. Точнее, это даже два острова, разделенных Ново-Голландским каналом. Правильная форма не оставляет сомнения в искусственном происхождении Новой Голландии, хотя она-то как раз, скорее всего, случайность.
В 1719 году бригада подрядчика Семена Крюкова рыла канал от реки Мойки до Невы. Он предназначался для сплава по нему леса на верфи Адмиралтейства и перевозки других строительных материалов. В настоящее время Крюков канал длиннее, но участок от Мойки до Фонтанки появился в 30-х годах XIX века, а в 40-х засыпали часть от Адмиралтейского канала до Невы.
В процессе прокладки Крюкова канала и образовался треугольный кусок суши, на который в 20-х годах XVIII века были перенесены склады Адмиралтейства.
Петру I это место напоминало Голландию, и рукотворный остров получил соответствующее название. Первоначально здесь располагались не только склады и мастерские, но и место отдыха государя. По его приказу в центре острова выкопали пруд и построили небольшой деревянный «дворец» — «Голландский домик», вокруг которого посадили плодовые деревья.
В 1721 году согласно указу Петра I на острове был основан военный порт, первый России. Позднее появились две протоки (от Мойки и от Крюкова канала), заканчивающиеся в «Ковше» — центральном пруду Новой Голландии. Долгое время попасть внутрь острова можно было только по этим водным магистралям, и простых обывателей туда не пускали. Вот и распространялись по городу различные, порой невероятные слухи о тайнах, скрытых за высокими кирпичными стенами пакгаузов.
Архитектура рукотворного острова
Впрочем, при Петре I все постройки Новой Голландии были деревянными, а кирпичные здания здесь начали возводить в середине XVIII века, тогда же появился и канал, разделивший остров на две части.
Новые склады, взамен обветшавших, построили по проекту Саввы Ивановича Чевакинского из красного кирпича без традиционной для того времени отделки штукатуркой. Это придало зданиям мрачный и таинственный вид, что еще больше усилило загадочность острова.
Новая Голландия всегда была территорией военных, даже тюрьма, построенная на острове в 1829 году, принадлежала Военному ведомству. Круглое строение сначала именовали «Башней», а затем за ним закрепилось название «Бутылка».
Среди мрачных и даже зловещих архитектурных сооружений Новой Голландии особое внимание привлекает величественная арка, проект которой сделал архитектор Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот. Арка перекинута через Ново-Голландский канал и обрамляет вход на остров со стороны Мойки. Необычное сочетание красного кирпича и гранита и гигантские серые колонны создают впечатление средневекового замка. Глядя на арку сложно поверить, что за ней вход в обычные армейские склады.
Мистически и романтически настроенные жители Санкт-Петербурга в это и не верили.
Тайна Новой Голландии
Слухи и мифы о Новой Голландии ходили в Петербурге самые разнообразные, причем в равной степени и во времена Российской империи, и в период Советского Союза. Мрачные кирпичные стены острова не могли не хранить зловещие тайны, которые так хотелось узнать. Именно недоступность, закрытость территории чаще всего и рождает легенды.
Довольно долго считалось, что Новая Голландия – сердце масонской организации, и даже на некоторых кирпичах нанесены знаки этого тайного общества. Ну а рассказы о масонах, как правило, сопровождаются слухами о спрятанных сокровищах. Казалось совершенно очевидным, что не может закрытая территория в центре города существовать просто так.
Начиная с 90-х годов прошлого века на остров мог попасть любой желающий, и молодежь, обожающая всякие тайны и старые развалины, там бывала нередко. Однако город неохотно отказывался от одной из своих тайн.
Поэтому, когда в 2000 году Новая Голландия была «открыта» официально в связи с организованной там выставкой современного искусства, многие горожане были разочарованы, увидев только старые здания и склады на фоне зеленой лужайки.
В настоящее время существует проект реконструкции Новой Голландии, подготовленный британским архитектором Норманом Фостером. На территории острова предполагается сохранить все исторические здания, но сделать их культурными объектами. Например, в помещении бывшей Морской тюрьмы оборудовать один из залов Петербургской Филармонии.
История одного объекта: Новая Голландия
Остров тут же был приспособлен под склады для корабельного леса и мастерские. Но примечательно, что в центре Новой Голландии по приказу Петра I выкопали пруд и построили небольшой деревянный «дворец» — «Голландский домик», вокруг которого посадили плодовые деревья. Это было место отдыха для государя.
Новая Голландия: было
Но Чевакинский попадает в немилость с приходом к власти Екатерины II. Проект был передан Жану Батисту Валлен-Деламоту, стороннику классических форм. Французский архитектор берет руководство над строительством в свои руки, и Новая Голландия получает складские корпуса из красного кирпича, рассчитанные на хранение леса для 15 кораблей. С учетом различных габаритов бревен, которые должны были храниться вертикально, склады строились различной высоты – со стороны Мойки склады поднимаются ритмичными уступами. Для доставки леса внутри Новой Голландии вырыли обширный бассейн с двумя протоками – в Мойку и Крюков канал.
Над каналом, соединяющим внутренний бассейн с Мойкой, возвели уникальную арку. Она предназначена выполнять не только декоративные функции, но и механические – гасить давление на торцевые стены складов опирающихся на них бревен. В итоге арка стала самым запоминающимся символом Новой Голландии. Сочетание красного строительного кирпича и тесаного гранита, из блоков которого сложены колонны тосканского ордера, придает арке монументальность. Ее высота составляет 23 метра, а ширина пролета — около 8 метров.
В конце 20-х годов XIX века в незастроенной западной части Новой Голландии была отведена территория для постройки военной тюрьмы. Два восстания – Семеновского полка (1820 г.) и восстания декабристов (1825 г.) – послужили поводом к реализации данного проекта, который выполнил архитектор Военного ведомства Александр Егорович Штауберт. Проект был утвержден в апреле 1828 г., а уже через год на территории Новой Голландии было построено кольцеобразное трехэтажное здание с внутренним круглым двором.
Первый этаж тюрьмы занимали охрана, арестантская кухня, пекарня и кладовые. На втором и третьем этажах были камеры, рассчитанные на размещение 500 заключенных. В «бутылке» для заключенных моряков была введена прогрессивная система: отбывая наказание, они осваивали новую профессию и получали зарплату, которая выдавалась перед освобождением. В камерах заключенные только ночевали.
Вблизи тюрьмы на берегу Мойки в 1840-х гг. был построен трехэтажный дом коменданта Новой Голландии. Чуть позже, в середине XIX века в той же части острова по проекту военного инженера Михаила Пасыпкина выстроили кирпичную кузницу на месте старой кузни, заложенной еще при Петре I.
Новая Голландия долгое время оставалась объектом морских военных ведомств и сыграла значительную роль в развитии военного отечественного кораблестроения.
В конце XIX века на острове, с одобрения Дмитрия Ивановича Менделеева, была оборудована специальная лаборатория для работ по испытаниям бездымного пороха. В состав лаборатории входила и… «комната для взрывов». Тогда же, по инициативе того же Менделеева на территории пруда, который был на острове, был выстроен первый в России и шестой в мире «опытовый бассейн» — лаборатория для испытаний и исследований моделей кораблей. «Опытовый бассейн» действовал под руководством академика Алексея Николаевича Крылова, основоположника теории корабля. Он возглавлял исследования, связанные с теорией плавучести корабля, проводившиеся в бассейне в 1900-1908 гг. С 1910 по 1914 год здесь испытывали практически все модели российских кораблей и подводных лодок: линкоры «Севастополь» и «Императрица Мария», крейсеры «Измаил», эсминцы «Новик», подводные лодки «Барс», а также гидросамолеты.
В 1915 году в Новой Голландии оборудовали самую мощную на тот момент в России радиостанцию морского штаба, прославившуюся в том числе и тем, что с ее помощью в ноябре 1917-го большевики вели информационную войну с генералом Красновым.
Новая Голландия, 1987 год. Фотография Волкова Алексея Сергеевича.
В советские годы на территории Новой Голландии находились склады Ленинградской военно-морской базы. Все годы своего существования остров был закрыт для посещения, что породило немало городских мифов и легенд. Совершенно очевидно, что не может закрытая территория в центре города существовать просто так. Например, считалось, что Новая Голландия – сердце масонской организации, якобы на некоторых кирпичах можно найти знаки этого тайного общества. Ну а там, где масоны – там и спрятанные сокровища. А пока территория была заброшена, горожане и туристы ходили к Новой Голландии «посмотреть на бобров» — эти животные облюбовали себе место под насыпью и их не смущали ни масоны, ни другие легенды.
Новая Голландия: стало
За века город вырос, и некогда промышленная зона географически оказалась в самом центре современной культурной столицы. Встал вопрос о превращении некогда большой промышленной территории в новое городское пространство с условием сохранения уникальных построек. Еще в 1970-х годах появились проекты превращения острова в культурный центр. Через 20-ть лет, в 1990 году вернулись к одному из таких проектов архитектора Вениамина Фабрицкого. Этот проект предполагал размещение в отреставрированных зданиях учреждений культуры, среди которых – филиалы Мариинского театра и БДТ, художественные студии, а в центре острова – площадки для музыкальных представлений. Главным условием проекта был вывод военных с острова, что на тот момент не произошло, от идеи преобразования пришлось отказаться.
Через несколько лет, в 1997 году художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев обратился к президенту России Борису Ельцину с просьбой рассмотреть возможность реконструкции Мариинского театра, включив в комплекс театральных зданий Новую Голландию. Такой проект был выполнен американским архитектором Эриком Моссом. В его проекте также сохранялись все исторические постройки. Но в конкурсе проектов реконструкции Маринки он не выиграл.
Проект Нормана Фостера
Военные покинули остров в конце 2004 года, в феврале 2006 года подвели итоги тендера на реконструкцию территории Новой Голландии. Наиболее удачной была признана концепция английского архитектора Нормана Фостера: на территории планировалось построить культурный центр площадью 180 тыс. кв. м с помещениями под офисы, магазинами, гостиницами, галерей искусств, подземным паркингом. Архитектурной доминантой проекта должен был стать Дворец Фестивалей площадью 16,3 тыс. кв. м с концертным залом и открытым амфитеатром. Новую Голландию должен был накрыть стеклянный купол. В реконструкцию предполагалось вложить 319 млн. долларов и завершить ее за три года.
Тендер на выполнение работ выиграла компания ООО «СТ Новая Голландия». Однако в процесс преобразования острова вмешался экономический кризис. Работы по реконструкции были остановлены.
В 2010 году состоялся новый конкурс для инвесторов, в котором участвовали компания ООО «Меридиан» и компания Романа Абрамовича «Новая Голландия девелопмент». Ставки заметно увеличились: первая компания предложила вложить в реконструкцию 10,7 млрд рублей, вторая — 12 млрд.
Проекты оценивались по четырем критериям: объему инвестиций, ценности, срокам и объемам окупаемости. В результате победила компания Романа Абрамовича, которая обошла соперника, предложив больше денег и меньший срок окупаемости — 14 лет против 17. Весной 2011 года компания победитель объявила о конкурсе архитектурных проектов. Его выиграла студия WorkAC.
В июле 2011 года впервые за триста лет комплекс открылся для посетителей в рамках сезонного проекта «Лето в Новой Голландии».
Сейчас жители города являются свидетелями того, как бывшая промышленная зона превращается в центр современной культуры и городскую зону отдыха. За рубежом подобная практика существует уже давно. С недавних пор подобные проекты стали реализовываться и в нашей стране, например, «Красный Октябрь», «Винзавод», «Фабрика Станиславского» и другие комплексы в Москве. В северной столице реконструкция Новой Голландии – первый масштабный проект такого рода.
Во всех подобных случаях самую непростую задачу решают архитекторы и дизайнеры проекта: как вдохнуть новую жизнь в старые стены… От идеи строительства новых зданий на острове отказались в пользу идеи создания парковой зоны, а все коммерческие площади было решено разместить в реконструированных исторических постройках. При этом девелопер не просто ведёт бизнес, но и полностью курирует новое городское пространство: отбирает арендаторов, формирует программу культурных событий и контролирует целостность концепции.
С осени 2011 года на объекте «Ансамбль Новая Голландия» начались работы по консервации и устранению аварийности на всех исторических корпусах острова. ООО «АйБи Девелопмент» в рамках консультационного договора с ООО «Новая Голландия Девелопмент» сопровождало подготовку к выполнению этого комплекса мероприятий, а именно: контролировало разработку проектной документации, рассмотрение и согласование проекта в КГИОП, осуществляло подготовку к началу консервативных и противоаварийных мероприятий на исторических объектах.