Что такое откровение по библии
Божественное Откровение
Мы знаем о Боге, в Которого веруем, прежде всего по тому, что Он Сам открывает Себя людям. Это знание называется Откровением, и записано оно в Библии. Воспринято Откровение может быть только умом, согретым живой верой.
Необходимость Откровения возникла после грехопадения прародителей. Человек отпал от Бога, лишился того непосредственного общения «лицом к лицу» со своим Творцом, которое было в раю. Отдаленный от Источника жизни, имея поврежденную грехом природу, человек не может правильно оценивать прошлое, не может собственными силами постичь настоящее, не ведает будущего. Человек знает только то, что открывает ему Господь: Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего (Втор 29, 29).
Бог пребывает в неприступной Своей славе. Он — всемогущий Дух, а человек — существо земное, конечное. Однажды блаженный Августин, пытаясь постигнуть тайну Пресвятой Троицы, утомился и вышел на берег Средиземного моря. Он увидел мальчика, который выкопал лунку и ладонями носил воду в нее. Блаженный Августин спросил, что он делает. «Хочу перелить море в эту ямку», — ответил мальчик. Святой удивился и сказал, что это невозможно. Пройдя немного, он оглянулся. На берегу никого не было. Тогда блаженный Августин понял, что Бог послал Ангела, чтобы показать тщетность его усилий.
Для чего Бог дал людям Откровение? Главная причина библейских откровений — любовь Бога к Своему творению. Господь хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим 2, 4).
Чтобы дать человечеству Откровение, Господь избрал из всех народов один — еврейский: именно евреи в лице Авраама сохранили истинное почитание, когда по всей земле распространились языческие заблуждения. Этому народу спустя века и было, как писал апостол Павел, вверено слово Божие (Рим 3, 2). С приходом на землю Спасителя мира Иисуса Христа Откровение Библии проповедуется всему человечеству.
Другим источником нашего познания Бога является совершенство, красота и целесообразность созданного Творцом мира. Это — естественное откровение. Оно доступно всем, но особенно восприимчивы к нему люди, посвятившие жизнь изучению окружающего мира, — ученые, философы, художники.
Видимая природа как открытая книга свидетельствует о премудрости и всемогуществе Бога. Весь окружающий человека мир показывает чудные дела Божии: всюду упорядоченность, мера, закономерная повторяемость и целесообразность. Язычник, не просвещенный богооткровенной истиной, скорее это чувствовал, чем понимал. Ветхозаветный человек и чувствовал, и понимал, что весь природный мир, в котором он живет, является безмолвным гимном Творцу: По слову Господа явились дела Его: сияющее солнце смотрит на все, и все дело его полно славы Господней (Сир 42, 16).
Откровение, открывать
I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ
В своем изнач. значении слово «откровение» обозначает действие, в результате которого раскрывается, разоблачается, выступает на свет нечто, прежде сокрытое. Но свое истинное значение это слово обретает тогда, когда речь идет о Боге. Ибо с момента грехопадения человека Бог является для людей «Богом сокровенным» и уже не общается с ними «лицом к лицу», как это было в раю ( Быт. 2:16 ).
II. САМООТКРОВЕНИЕ ЖИВОГО БОГА
1) как Творец истории. В этом отношении показательно освобождение народа Израиля из егип. «дома рабства». Господь показал Свою силу, наказав фараона ( Исх. 14:18 ), и Своими могуществ. деяниями приблизил к Себе израильтян как Свой народ ( Исх. 19:4 ; Ос. 11:1 ; Иер. 7:22 ). Бог избрал израильтян не потому, что они в чем-то превосходили другие народы, а исключит. по Своей милости (ср. Втор. 7:7.8 ; Ам. 9:7 ). Но вместе с тем Бог остается Богом всех народов, Господином всей мировой истории (см. Ис. 49:6 ; Ис. 60 и Книгу пр. Даниила); с самого начала Его спасит. деяния были предназначены для всех людей;
2) Бог открывал Себя святым и милостивым. Бог свят в Своем возвыш. величии и совершенной чистоте. В ⇒ Десяти заповедях ( Исх 20 ), основной части Своего Закона, Он требует прежде всего нравств. ⇒ послушания. ⇒ Богослужение без послушания – мерзость пред Господом ( 1Цар. 15:22 ; Ам. 2:6 ; Ос. 6:6 ; Мих. 6:8 ). В Своем милосердии Бог прощает человеч. грехи ( Исх. 34:6 ; Пс. 31:5 ). Его суд милостив ( Ис. 40:1 ; Ис. 53:1 ; Ис. 61:1 );
4) Бог открывает Свое имя, а вместе с тем и Свою сущность. Среди ⇒ имен Бога три имеют основополагающее значение: Элохим (в Синод. пер. – «Бог»), имя Бога как Создателя неба и земли ( Быт. 1:1 ); Яхве (в Синод. пер. – «Господь»), имя Бога как Бога завета ( Исх. 3:15 ) и Бог Отец. Как Создатель Бог желает быть Отцом всех людей ( Еф. 3 – см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), но особенно это относится к избр. Им народу ( Исх. 4:22 ; Мал. 2:10 ). Однако в собств. и самом полном значении Бог является Отцом Иисуса Христа ( Пс. 2:7 ; Рим. 15:6 ; Еф. 1:3 ) и через Него – Отцом спасенных верующих нового завета ( Рим. 8:14–17 ; 1Кор. 8:6 ).
Б. В НЗ: САМООТКРОВЕНИЕ БОГА В ЕГО СЫНЕ ИИСУСЕ ХРИСТЕ:
1) свидетельство ЕВАНГЕЛИЙ. Иоанн Креститель и Иисус возвестили людям о том, что Бог вышел из Своей прежней сокровенности и что приблизилось обетов. время спасения ( Мф. 3:2 ; Мк. 1:15 ). Сам Иисус – это и есть частично осуществившееся «Царство Божие» ( Мф. 12:28 ; Лк. 17:21 ). Иисусу даны полномочия «открыть» Отца ( Мф. 11:27 ; ср. Ин. 9:37 ; Ин. 12:45 ), Он – Сын Человеческий, Который грядет «на облаках небесных» ( Дан. 7:13.14 ; Мк. 8:38 ; Мк. 14:62 ), Он – Слово Божье, Которое «стало плотию» ( Ин. 1:1–18 ). И хотя Божеств. слава Иисуса еще остается сокровенной, ее уже могут видеть люди, у которых открылись глаза ( Ин. 2 – ученики; Мф. 16 – Петр). Для людей же благочестивых (как это понимали раввины и фарисеи) тайна Иисуса как Мессии остается совершенно сокрытой, поэтому они презирают и отвергают Его ( Мф. 11:25 ; Мк. 14:63–65 );
3) свидетельство новозаветных ПОСЛАНИЙ. В центре внимания новозаветных посланий также находится пришествие Бога «в последние века» (в последние дни) ( Евр. 1:1.2 ; 1Кор. 10:11 ) в лице Иисуса из Назарета, действовавшего на земле как историч. личность. Со Вторым пришествием Христа связывается всемирная катастрофа, за которой последует создание «нового неба и новой земли» ( 2Петр. 3:10–13 ). В апостольских посланиях книги ВЗ рассматриваются как Божье О., цель которого – служить предисловием к Евангелию ( Рим. 4:23 ). Здесь учение апостолов резко расходится с иудаизмом, в котором ВЗ придается совершенно иное значение. В новозаветной эсхатологии значение и содержание О. значит. расширяется: в последние времена откроются слава Христа ( 1Кор. 1:7 ; 2Фес. 1:7 ; 1Петр. 1:7.13 ; 1Петр. 4:13 ; 1Ин. 2:28 ) и ужасающее неистовство ⇒ антихриста, противника Мессии ( 2Фес. 2:3.6.8 ), вечная слава и спасение сынов Божьих ( Рим. 8:18 ; 1Петр. 4:13 ; 1Петр. 5:1 ; Кол. 3:4 ) и великий день Божьего суда, когда проявится Господень гнев ( Рим. 2:16 ; 1Кор. 3:13 ). Божий суд предстоит и верующим ( 1Кор. 3:13 ; 2Кор. 5:10 ). В новозаветных посланиях содержится также О. о предвечном существовании Христа, т.е. о Его бытии до сотворения мира и времени ( Рим. 8:3 ; 1Кор. 8:6 ; 2Кор. 8:9 ; Гал. 4:4 ; Флп. 2:5 ; Кол. 1:15–17 ; Евр. 1:3 ). Дух, вдохновивший пророков ВЗ и засвидетельствовавший им страдания Христа и «последующую за ними славу», был Духом Христа ( 1Петр. 1:11 ). Так в О., содержащемся в Иисусе Христе, подводится итог всей ветхозаветной и новозаветной Священной истории ( 2Кор. 1:20 ), которая завершится его ⇒ Вторым пришествием;
4) свидетельство ОТКРОВЕНИЯ ИОАННА. «Откровение» [греч. апокалюпсис] – это и название последней книги Библии. В описанных в ней видениях, с одной стороны, открываются грядущий небесный мир с его славой, а с другой – всемирная история с ее сатанинской подоплекой. О. призвано показать, «чему надлежит быть вскоре» ( Откр. 1:1 ). Книга была предназначена для укрепления Церкви Иисуса в ее противостоянии злу и греху мира сего ( Откр. 13 ); она должна была подготовить верующих к возможному мученичеству и в условиях жестоких гонений утешить их упованием на то, что Бог исполнит все Свои обетования.
III. ЛОЖНОЕ ОТКРОВЕНИЕ
Великий противник Бога ⇒ дьявол во все времена вдохновлял своих собственных «пророков», которые становились на службу ⇒ лжи и обмана. Тема борьбы с лжепророками проходит через всю Библию ( Втор. 18:20 ; Мих. 3:5–7 ; Иер. 6:13.14 ; Иер. 14:13–15 ; Иер. 23:9 ; Иез. 13:15 ). Кроме пророков Ваала ( 3Цар. 18:19 ), существовали и лжепророки Яхве, которые, не будучи посланы Богом, пророчествовали, превращая свое занятие в доходное ремесло ( Мих. 3:11 ). Они принимали сторону безбожного цар. дома и проповедовали спасение непокаявшемуся народу ( Иер. 28 ).
«Апокалипсис»: кто, зачем и когда написал эту книгу?
О чем книга? В ней действительно о «конце света»?
Да, и об этом тоже. Он описывается при помощи символов (снятие печатей, освобождение всадников Апокалипсиса, трубящие ангелы и т. д.). Затем следуют видения всеобщего воскресения и Последнего Суда. Книга завершается изображением вечного Царства Божьего. И здесь уже используются радостные образы Небесного Иерусалима, древа жизни и так далее.
Почему такое название? Что такое Апокалипсис?
Это греческое слово означает «откровение» — открытие того, что было известно только Богу. Обычно в древности книги специально не назывались, а заголовками служили первые строки. Данный текст начинается со слов «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог».
Сейчас эта книга часто вызывает страх, но в библейские времена апокалиптическая литература вселяла надежду. Она говорила о том, что в конце истории человечества наступит Царство Божье.
Почему же так непонятно написано?
Апокалипсис — популярный у иудеев жанр, наполненный символами, смысл которых нам трудно понять, но первым читателям он был ближе и яснее, хотя тоже во многом оставался таинственным. К примеру, для нас двуглавый орел — вполне понятный символ, часть государственного герба, а у далекого от нашей культуры человека его упоминание в тексте могло бы вызвать большое замешательство. Для чтения самой сложной книги Библии важно знакомство с историческим контекстом, образным языком Ветхого Завета и литературы того времени.
Не вредно ли читать Откровение «непосвященным»?
Нет, не вредно. Церковь в принципе призывает верующих активно изучать Писание — в христианстве категорически отрицается возможность «тайного знания» для непосвященных, Бог одинаково откровенен со всеми. Однако начинать знакомство с Библией именно с этой книги точно не стоит: для ее понимания нужен определенный культурный и духовный опыт. Любые символы очень легко начать понимать слишком буквально или очень примитивно, или в стиле «научной фантастики».
Когда и с какой целью был написан Апокалипсис?
В 70-90-е годы I века, в страшную эпоху жестоких гонений на христиан. Апокалипсис — это пророчество, изложенное в форме увещевательного послания к семи Церквям того времени, которое, впрочем, актуально во все времена. Книга Откровения напоминает о Втором Пришествии, судьбах праведников и грешников, но не пугая, а утешая. Она как бы говорит, что в конце истории обязательно восторжествует Правда Божья и весь мир будет жить по воле Божьей, как на Небе, так и на земле.
06
Кто автор? Согласна ли наука с Преданием, приписывающим авторство Иоанну Богослову?
Споры об этом и в Церкви ведутся давно. Из текста известно лишь имя автора — Иоанн и то, что он был сослан на остров Патмос. Считалось, что это был любимый ученик Христа — Иоанн Богослов. Ни один другой Иоанн не обладал таким авторитетом. В III веке Дионисий Александрийский высказал сомнение в том, что четвертое Евангелие и Апокалипсис мог написать один человек. Современная критика тоже основывается на несоответствии стилей текстов, чего все же недостаточно для доказательства или опровержения авторства.
07
Это последняя книга Священного Писания. Почему?
Апокалипсис поздно вошел в канон. И хотя он широко почитался во всей Церкви, на Востоке были сомнения в его апостольском происхождении. Только в IV веке Апокалипсис окончательно входит в известный нам список из 27 книг Нового Завета. Несмотря на свою оригинальность, Откровение не дополняет евангельское учение чем-то принципиально новым. Оно лишь завершает библейские тексты, как последняя книга Священного Писания и как книга о последних судьбах этого мира.
Апокалипсис сегодня
Чем актуально для нас Откровение Иоанна Богослова?
Святой апостол Иоанн Богослов на острове Патмос диктует своему ученику Прохору Божественное Откровение о конце времён. Греческая икона XVII века
Апокалипсис — последняя и самая таинственная книга Библии. Святые Отцы её почти не толковали. Текст книги не читается на богослужении в православных храмах. И в то же время многие её символы широко известны. Но насколько мы понимаем их смысл?
Сойдёт с небес святой Иерусалим и примет верных Богу. Не будет в нём ни смерти, ни плача, ни болезней. Только Божественный свет, чистая река жизни и блаженство спасённых народов…
Этим видением завершается Апокалипсис. Радостным — вопреки расхожему представлению о мрачном пророчестве Иоанна Богослова. Его Откровение — последняя книга Библии. Книга, при чтении которой, по словам Василия Розанова, обжигается язык и прерывается дыхание. Она всегда поражала воображение и вызывала много вопросов. Почему текст о спасении христиан стал синонимом жутких бедствий? По какой причине Апокалипсис не читают в православных храмах? Как понимать его образы?
Трудности толкования
Откровение не вошло в круг православного церковного чтения. Русь приняла христианство от Византии, а там к Апокалипсису относились осторожно. Да, в нём много впечатляющих пророческих видений, но так ли важны они для верующих? И вправду ли их автор — Иоанн Богослов?
Этими сомнениями объясняется необычный факт: у православных есть всего одно святоотеческое толкование книги. Его составил в VI веке святитель Андрей Кесарийский. Оно лаконично и оставляет немало вопросов. В конце XIX века в России возникло научное богословие, и Откровение стали изучать русские библеисты. Но их работу прервала революция.
В итоге почти все труды по Апокалипсису написаны католиками или протестантами. У нас исследования возобновились не так давно. Авторитетным специалистом был профессор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Ианнуарий (1943-2017). Его книгу «И увидел я новое небо и новую землю» можно найти на сайте predanie.ru. В Москве Откровение изучает группа преподавателей Православного Свято-Тихоновского университета под руководством профессора Антона Небольсина. Их статьи и монографии доступны на сайте apocalypse-st.ru.
«Кого Я люблю, тех обличаю»
В конце жизни апостол Иоанн жил в ссылке на острове Патмос. Римским императором тогда был Домициан — ревностный почитатель Юпитера и Минервы. До этого Нерон зверски уничтожал христиан в Риме. Домициан начал гонения уже по всей империи. Верующие ощутили себя на грани гибели.
Видение св. Иоанна Богослова. Икона XVI века, хранящаяся в монастыре Иоанна Богослова на Патмосе В этот тяжёлый период на Патмосе произошло чудо: святой Иоанн услышал голос свыше. Он обернулся и увидел Господа. Очи Его были, как пламень, голос, как гром, лицо сияло, как солнце. Иоанн пал ниц и услышал: «Не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мёртв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти». Владение ключами от ада означает, что Творец мира господствует над всем, а значит, зло обречено на поражение.
Бог стал диктовать апостолу послания христианским церквям Малой Азии. Это не только похвалы, но и обличения в «любодействе», в утрате духовного горения. Особенно жёсткие слова обращены к Лаодикийской церкви, внешне благополучной, богатой: «Ты тёпл, а не горяч и не холоден… извергну тебя из уст Моих».
Семь печатей и четыре всадника
Далее Иоанн видит таинственную книгу с семью печатями. Снять их дано только Агнцу, то есть Христу. «Иди и смотри!» — слышит апостол. Возникают грозные всадники на конях — белом, рыжем, вороном и бледном. «И вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными».
Но это не означает победы над злом. После снятия пятой печати христианам предстоят тяжкие испытания: их будут гнать и убивать. Снята шестая печать: «И солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась, как кровь. И звёзды небесные пали на землю… И небо скрылось, свившись, как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих».
Эти образы вошли в культуру, но, став массовым достоянием, утратили глубину. Богословием интересуются немногие, а вот картина тотального крушения Вселенной завораживает. Хотя главный смысл библейского текста не в этом. Только люди, далёкие от религии, воспринимают Апокалипсис как безжалостный приговор человечеству.
— В Откровении много света и святости, — говорит доктор богословия Антон Небольсин. — Да, верующих ожидают скорби, но в своём терпении они уподобляются Иисусу Христу. Им не страшны испытания и даже гибель. Их ждёт великая награда.
Кто они, избранные?
Перед снятием седьмой печати Иоанну открывается дивная картина: «Великое множество людей из всех племён и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!»
Кто они, избранные? «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца». Поразительный образ: кровь Христа очищает верующих от греха. Стойко перенесённые жизненные испытания приобщают к святости. При этом неважно, какой национальности человек, на каком языке говорит. Главное — его вера, верность Богу, терпение.
— Откровение не содержит образа комфортной, спокойной христианской жизни, — отмечает Антон Небольсин. — Тот, кто искренне следует за Христом, должен быть готов к скорбям до мученичества. Но именно через земные испытания человек приближается к Господу.
Чернобыль и звезда Полынь
Снята седьмая печать — и в небе появляются семь ангелов с трубами. На землю обрушивается новая череда бедствий. На этот раз гибнут не только люди, но и растения, животные, рыбы. «И упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки».
Воины Апокалипсиса. Картина Виктора Васнецова (1887 год)
Этот фрагмент стал особенно актуальным в 1986 году. Народное название полыни — чернобыльник, чернобыль. В аварии на Чернобыльской АЭС увидели сбывшееся пророчество, начало конца света, за которым последуют более страшные катаклизмы. Но богословы предостерегают от упрощённых трактовок.
— Атомная электростанция не похожа на звезду, упавшую с неба, — объяснял архимандрит Ианнуарий. — Катастрофы в Апокалипсисе означают не конкретные события, а то, что всегда сопровождало и будет сопровождать нашу греховную жизнь на земле: войны, эпидемии, бури, падения звёзд, землетрясения.
Видеть в Откровении точный сценарий будущих событий, толковать его образы буквально — ошибочный подход. «Основная и единственная тема Апокалипсиса, как и его пророческая проповедь, состоит в том, чтобы мужественно и до конца претерпеть историю, — писал известный русский философ протоиерей Сергий Булгаков, — ибо она есть путь к Царству Христову».
Что означает «число зверя»
На печати изображено число имени зверя: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть».
— Наши предки не знали арабских цифр, поэтому никаких шестёрок в Откровении нет, — объясняет известный миссионер священник Георгий Максимов. — В древности цифры обозначались буквами. Любое имя можно было читать по буквам, а можно было рассматривать как ряд цифр. Их сумма давала числовой эквивалент имени. В Откровении число зверя обозначено тремя греческими буквами: хи — 600, кси — 60 и сигма — 6. В греческом языке есть разные имена с такой суммой. Но гадать на эту тему Святые Отцы запрещали. Священномученик Ириней Лионский говорил, что вернее и безопаснее ожидать исполнения пророчества, нежели предполагать и предрекать какие-либо имена.
Самая загадочная глава
Каждый образ Откровения многократно истолкован. Что значит, например, книга с семью печатями? Современный исследователь Вероника Андросова в монографии «Небесные книги в Апокалипсисе Иоанна Богослова» указывает несколько различных интерпретаций: это может быть книга жизни, книга судеб мира, правовой документ, символическое завещание и даже разводное письмо, которым Всевышний расторгает союз с неверным народом Израиля.
Но больше всего споров вызвала 20-я глава Апокалипсиса. В ней сказано, что Бог на время парализует сатану, заключит в бездну. Позже дьявол ещё выйдет и попытается взять реванш, но до тех пор, пока он в оковах, на земле восторжествуют праведники. Вот описание их триумфа: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело своё и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет».
Многие поняли это так: святые станут реальной властью, наступит земной рай. Праведники будут молиться и радоваться, а Бог обеспечит им пищу райского сада — изобилие плодов и ягод.
Но как бы христианам ни хотелось верить в светлое будущее уже на земле, Церковь не приняла такой теории. Истинным считается толкование Блаженного Августина: земное царство Иисуса Христа возникло с момента создания Его Церкви. Благодаря искупительной жертве Спасителя сатана утратил абсолютную власть над людьми. Те, кто в Церкви, кто приобщается её Таинств, уже сегодня торжествуют с Господом.
Время близко
Судьба последней книги Библии парадоксальна. В церковной жизни к ней обращаются редко: её текст не звучит в храмах, нет проповедей на тему прочитанного. Многие пастыри полагают, что для спасения души мирянам достаточно Евангелия и апостольских посланий, а загадочные видения способны ввести в духовную прелесть.
И в то же время символы Откровения широко известны. Мы встречаем их в книгах и кинофильмах, у талантливых художников и в бульварной прессе. На Апокалипсис ссылаются авторы надуманных сенсаций и устрашающих теорий, которые на поверку оказываются результатом незнания и суеверия.
Однако есть и реальные признаки нарастающей угрозы. В 1947 году американские учёные-ядерщики создали проект «Часы Судного дня». Близость минутной стрелки к полуночи отражает вероятность начала ядерного конфликта, мировой катастрофы. Каждый год положение стрелки корректируют, в этом участвуют ведущие эксперты из разных стран. В 1947 году до полуночи оставалось 7 минут, в 1991-м — 17. Сегодня — 2 минуты.
— История завершится, когда зло подчинит себе жизнь человечества, — объяснял Патриарх Кирилл в телепрограмме «Слово пастыря». — Пока в мире есть добро, Господь даёт нам время для покаяния и изменения. Но мы не должны быть наивными. В любой момент могут начаться необратимые процессы.
«Время близко» — эти слова в Апокалипсисе сказаны дважды: в начале и в самом конце. Они призывают христиан к особому духовному вниманию, к борьбе со злом. Испытание на верность Богу происходит здесь и сейчас.
Откровение Божественное
Открове́ние Боже́ственное – проявление Бога в мире; самораскрытие Бога миру и человеку, в рамках которого даются знания о Нем Самом, о Его воле, замыслах, действиях (а также о результатах некоторых Его действий).
Можно сказать, что Божественное Откровение – раскрытие Богом Себя человеку в ответ на человеческое желание познать своего Создателя, в ответ на деятельный поиск Бога со стороны людей. Бог сотворил весь род человеческий, чтобы люди искали Его, «не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» ( Деян.17:27 ). Стремясь к Богу, человек не может познать Его исключительно собственными усилиями, но и само это стремление имеет, в сознании Божьем, определенную ценность.
В рамках православного богословия различают два вида Божественного откровения: естественное и сверхъестественное.
Естественное Откровение состоит в том, что Бог открывает Себя в Своём творении, подобно тому как художник открывает себя в своей картине или автор в своём сочинении. Но такой метод Богопознания весьма ограничен, ведь Божественное бытие нетварно. В Своем сверхбытии Бог превосходит все Свои создания. Не являясь умопостигаемым объектом или воспринимаемым чувствами явлением, Он не может быть познан усилиями человеческого ума или чувств, как познаются тварные предметы нашего мира. Именно поэтому, раскрывая Себя, Бог нисходит к человеку Сам. «Спаситель отнюдь не сказал, будто познать Бога решительно невозможно, – учит св. Ириней Лионский, – а сказал только, что никто не может познать Бога без Божественной воли, без научения от Бога, без Его откровения («и кому Сын хочет открыть»). Но так как Отец соизволил, чтобы мы познали Бога, а Сын открыл Его нам: то мы имеем о Нем необходимые познания».
Раскрываясь человеку, Бог сообщает ему знание о Себе сверхъестественным образом. «Сверхъестественное знание есть то, которое привходит в ум путем, превышающим его естественные способы и силы, – учит св. Феодор Студит. – Бывает же оно от единого Бога, когда найдет Он ум очищенным от всякого вещественного пристрастия и объятым Божественной любовью». Сверхъестественное знание о Боге сообщается человеческой душе Божественной благодатью, исходящей от Отца чрез Сына в Святом Духе. Именно посредством Божественной благодати Святого Духа человек усваивает истины Божественного Откровения. Апостол Павел утверждает, что: «…никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор.12:3 ). Это значит, что исповедать Христа Господом может только тот, на чье ум и сердце воздействовала Божественная благодать.
Божественная благодать пребывает в Церкви, подается в Святых Таинствах. Поэтому Церковь является и хранительницей Божественного Откровения. «Познается Бог только Духом Святым, – учит св. Силуан Афонский. – Нашей Преславной Церкви дано Духом Святым разуметь тайны Божии». Всю полноту истины, полученную от Христа, апостолы возвестили Церкви ( Деян.20:27 ). По слову св. Иринея Лионского, апостолы положили в Церковь все, что относится к истине. Будучи «столпом и утверждением истины» ( 1Тим.3:14 ), Церковь хранит богооткровенные вероучительные истины, называемые догматами.
Признаки истинности сверхъестественного откровения:
Христианское учение об откровении
Из книги профессора Иван Михайлович Андреева (Андреевского) «Православная апологетика»
Слово «откровение» означает сверхъестественное открытие Богом непознаваемых истин людям. Человек есть часть мира. Мир создан без участия человека. Человек ограничен временем своего рождения и смерти и пространством своего пребывания. Как часть не может познать целого, так и человек не может познать всего. Он не может сам, собственными силами ума постичь ни первопричины всего существующего, ни смысла своей и мировой жизни, ни цели вселенной. Эти вопросы, которые встают и требуют разрешения в сознании каждого человека, неразрешимы человеческим умом. Единственный возможный способ разрешения этих и многих других насущнейших духовных запросов заключается в откровении. Если Бог захочет открыть людям эти непознаваемые истины, тогда и только тогда человек сможет познать их.
Бог захотел этого и открыл людям истину. Он послал на землю своего Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, Который принес людям истину, способ ее познания (метод или путь познания истины) и подлинную жизнь (ибо без помощи Божией не может быть вечной жизни). «Я есмь путь и истина и жизнь», – сказал Христос ( Ин.14:6 ).
В другом месте Он сказал: «Без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ).
Никто никогда не говорил так, как имеющий власть открывать истину.
Христос есть полнота богооткровенной истины. Его устами говорил Сам Бог, каждое слово Его было абсолютная чистая истина. Ибо Сам Он, Спаситель мира, был Сын Божий, был истинный Бог.
Откровение совершалось постепенно. Господь открыл Себя и Свою волю не сразу. Сначала Он дал, через чудесные и дивные явления природы и ее законов, так называемое естественное откровение. Затем дал сверхъестественные откровения через духоносных пророков и через чудесные явления в человеческой истории. И наконец, дал полное благовестное откровение в Сыне, Богочеловеке Христе.
В состав всякого сверхъестественного откровения непременно входит: предсказание будущего, раскрытие тайн Божиих и разъяснение таких религиозно-нравственных истин, которые превышают все возможности и способности человеческого познания.
Откровение природы (как окружающей человека, так и самого человека, главным образом его сознания) говорит о том, что вне человека, над ним, т. е. выше его, есть причина, сила и мудрость творческого начала, свидетельствующая о наличии Высшего Существа, имеющего характер личности, т. е. что существует Бог. Все так называемые доказательства бытия Божия есть результат этого естественного откровения.
Честный и нормальный человеческий ум через рассмотрение природы мира и природы собственного сознания приходит к убеждению в существовании Бога. И только лукавый или ненормальный ум может Его отрицать.
«Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» ( Пс.13:2, 52, 2 )…
Но кроме убеждения в существовании Бога, человек желает и личного с Ним общения.
Религия начинается не с признания Бога (это, собственно говоря, задача философии), а с общения с Ним. Это общение человека с Богом невозможно без помощи Божией. Вот эту помощь-то и дает так называемое сверхъестественное откровение.
Кроме подразделения откровения на естественное и сверхъестественное, различаются еще и другие виды откровения: непосредственное и посредственное, внешнее и внутреннее.
Непосредственное откровение есть сообщение Самим Богом тех или других религиозных истин избранникам-людям (например, пророку-боговидцу Моисею).
Посредственное откровение бывает тогда, когда оно сообщается людям через боговдохновенных лиц (например, пророков) или высших разумных существ – Ангелов (например, благовестие Деве Марии).
Внешним откровением называется самый факт сообщения истины, а внутренним – факт усвоения сообщенного. Для последнего необходимо сверхъестественное вдохновение, которое обычно определяется словом «боговдохновение».
Обычно «боговдохновенностью» обозначается сверхъестественное воздействие Духа Божиего на пророков и апостолов, под наитием Которого они правильно изъясняли сообщенные им откровения и верно излагали их в священных книгах. Такие священные книги получали наименование «боговдохновенных».