Что такое параллельные квинты

Основы гармонии. Параллельные квинты.

Что такое параллельные квинты. Смотреть фото Что такое параллельные квинты. Смотреть картинку Что такое параллельные квинты. Картинка про Что такое параллельные квинты. Фото Что такое параллельные квинты

Любой музыкант знает, что первое правило гармонии при решении задач — это избегание параллельных квинт.

И большинство относится к этому правилу неоднозначно. Причина в том, что в большинстве учебников не разъясняют, чем вызвана данная необходимость (по крайней мере не объясняют подробно и доступно). Чтобы разобраться в этой проблеме нужно сделать несколько уточнений к понятиям, используемым в образовательном процессе и их отличии от творческого процесса.

Гармония — в учебном процессе это дисциплина, цель которой является изучение аккордов, их строения, правил соединения аккордов (голосоведение), а также учение о модуляции. Конечной целью базового курса по гармонии является:

Гармония, которую изучают большинство музыкантов — это базовый, элементарный минимум необходимый музыканту для общения с коллегами, для осмысленного творчества и понимания музыки.

Изучение гармонии, как правило, начинается с освоения правил и закономерностей ТОНАЛЬНОЙ гармонии.

Это, наверное, первое и важная особенность которую важно запомнить.

До тональной гармонии существовала раннекласическая гармония, гармония в полифонии — это все МОДАЛЬНАЯ гармония. После тональной гармонии появилась понятие современной гармонии, которое включает в себя атональную, расширенную тональную, современную модальную и многие другие виды.

Однако, несмотря на такое огромное количество видов гармонии, именно тональная гармония является образцовой поскольку, во-первых, имеет налаженную педагогическую систему, во-вторых, позволяет относительно быстро и легко освоить те принципы организации гармонического пространства, которые используются в других типах гармонии.

Теперь к проблеме параллельных квинт.

Во-первых, популярность заблуждения о полном запрете параллельных квинт вызвана чрезмерной распространённостью бригадного учебника. В этом учебнике излагается методика преподавания, выработанная композиторами Могучей кучки и оформленная Римский-Корсаковым. Как известно, Римский-Корсаков был большой любитель правил и даже попортил своими исправлениями музыку Мусоргского. ( Подробнее об этом можно почитать в статьях Холопова и Холоповой о музыке Мусоргского в сборнике Мусоргский и музыка XX века)

Однако существуют и другие школы гармонии. Например, московская школа (учебник Мясоедова) основана на других принципах и правилах. А если Вы посмотрите учебник Тюлина (его я рекомендую для занятий, как наиболее приемлемый), то увидите, что там нет каких-либо строгих запретов и практически с первых уроков описаны случаи использования параллельных квинт.

Теперь о параллельности.

Существует три типа движения голосов:

Прямое движение — движение голосов в одну сторону. Движение с сохранением интервала называется параллельным.

Противоположное — движение в разные стороны.

Косвенное — один голос движется, другой на месте.

В начале развития многоголосия, кварты, квинты и октавы, в параллельном движении, являлись нормой. Терции и сексты, наоборот, избегались. Первый тип гармонического напряжения был при разрешении терций в квинты и секст в октавы. Никаких диссонансов не существовало.

Затем, при становлении тональной системы, параллельное движение совершенными консонансами попало под запрет. И вновь возродилось в современной гармонии.

Как видите, любые запреты относительны.

Главный признак это соответствие интервала определённому звучанию, стилю.

Например, в тональной гармонии при движении параллельными квинтами теряется самостоятельность голосов. Вместо четырехголосной основы она становится трехголосной. Движение параллельными совершенными интервалами воспринимается на слух, как движение одного уплотненного голоса. Такое звучание противоречит стилю.

Кроме того, тональная гармония построена, в основном, на кварто-квинтовом движении аккордов, а параллельные квинты возможны при секундовом соединении.

Для получения хорошего звучания гармонии необходимо, чтобы минимум один голос оставался на месте (это называется гармоническим соединение). Но при секундовом соединении это невозможно (например, в до мажоре у аккорда FAC и GBD нет общих тонов). Поэтому если к этому еще добавляются параллельные квинты, то полностью утрачивается ТОНАЛЬНАЯ связь аккордов, что приводит к возникновению конфликта звучания.

Важным также является опора на трезвучия в классической гармонии. Как только преобладающими стали септ- и нонаккорды правила голосоведения эволюционировали. Звучание одной и той же последовательности может кардинально меняться в зависимости от стилистики изложения.

Например, в джазе звучание (фонизм) последовательности опирается на параллельное движение голосов, а при использовании классического голосоведения та же последовательность будет звучать как Моцарт.

Запрет на движение параллельными совершенными интервалами (квинты, октавы) существует только в классической гармонии. Эта гармония опирается на принципы тональности.

Использование правил помогает быстрее освоить принципы взаимодействия аккордов.

Любые правила условны и никогда не относятся к творчеству.

Используйте для обучения современные учебники 🙂

Источник

Что такое параллельные квинты

Что такое параллельные квинты. Смотреть фото Что такое параллельные квинты. Смотреть картинку Что такое параллельные квинты. Картинка про Что такое параллельные квинты. Фото Что такое параллельные квинты

Что такое параллельные квинты. Смотреть фото Что такое параллельные квинты. Смотреть картинку Что такое параллельные квинты. Картинка про Что такое параллельные квинты. Фото Что такое параллельные квинты

Всем музыкантам, начавшим серьезно изучать аранжировку и гармонию, известно первое правило гармонии, которое гласит: «избегайте параллельных квинт».

Отношение большинства музыкантов к этому правилу весьма неоднозначное. Обусловлено это тем, что в большей части учебников оно не объясняется, а если и объясняется, то не детально и в сложной форме.

Для понимания этого правила следует немного уточнить понятия, которые используются в образовательном процессе, и разобрать их отличие от творческого процесса. В учебном процессе гармония — это дисциплина, цель которой заключается в изучении аккордов, их строения и правил их соединения.

В конечном итоге базовый курс по гармонии позволяет:

Понять принципы гармонического движения в произведении.
Научиться гармонизовать мелодию с помощью изученного набора средств.
Научиться гармонизовать бас.
Научиться определять на слух типы аккордов и типы их движения.
Научиться играть последовательности аккордов.

Гармония, изучаемая большей частью музыкантов, является базовым, элементарным минимумом, без которого не обойдется ни один музыкант. В начале изучение гармонии, как правило, усваивают правила и закономерности тональной гармонии. Это, наверное, первая и важная разница, на которую следует обратить внимание.

До тональной гармонии были ранняя классическая гармония, гармония в полифонии. Все это относится к модальной гармонии. После тональной гармонии возникло понятие современной гармонии, в которое входят атональная, расширенная тональная, современная модальная и многие другие виды гармонии.

При таком большом количестве видов гармонии тональная гармония считается образцовой. Объясняется это тем, что, во-первых, она отличается налаженной педагогической системой, а во-вторых, она делает возможным быстрое и легкое освоение принципов организации гармонического пространства, которые применяются и в других видах гармонии.

Теперь возвратимся к вопросу о параллельных квинтах.

Во-первых, правило о запрете параллельных квинт появилось вследствие чрезмерной распространённости бригадного учебника. Этот учебник основывается на методике преподавания, разработанной Могучей кучкой и оформленной Римским-Корсаковым. А Римский-Корсаков весьма любил всякие правила.

Рассмотрим вопрос параллельности. Движение голосов может быть трех типов:

Прямое движение, при котором голоса двигаются в одну сторону. Движение, в котором сохраняется интервал, называется параллельным.

Противоположное, при котором голоса двигаются в разные стороны.
Косвенное движение, при котором один голос движется, а другой стоит на месте.

В начале развития многоголосия кварты, параллельное движение квинт и октав считалось нормой. Тогда наоборот старались избегать терций и секст. Первый тип гармонического напряжения характеризовался разрешением терций в квинты и секст в октавы. Диссонансов вообще не было.

По мере становления тональной системы параллельное движение совершенными консонансами было запрещено. И снова появилось в современной гармонии. Как можно понять из вышеизложенного, любые запреты имеют относительный характер. Главным признаком является соответствие интервала определенному звучанию, стилю.

К примеру, в тональной гармонии движение параллельными квинтами приводит к потере самостоятельности голосов. Основа из четырехголосной становится трехголосной. Движение параллельными совершенными интервалами слышится как движение одного уплотненного голоса, что не соответствует стилю.

К тому же тональная гармония базируется преимущественно на кварто-квинтовом движении аккордов. Параллельные квинты же возможны в случае секундового соединения.

Чтобы гармония звучала хорошо, следует хотя бы один голос оставить на месте, что именуется гармоническим соединением. Однако секундовое соединение не позволяет этого сделать. К примеру, в до-мажоре аккорды FAC и GBD не имеют общих тонов. Поэтому добавление еще и параллельных квинт приводит к полной потере тональной связи аккордов, что в свою очередь вызывает конфликт звучания.

Важную роль играет и опора на трезвучия в классической гармонии. Сразу после того, септ- и нонаккорды стали преобладать, начали вноситься изменения и в правила голосоведения.

Одна и та же последовательность может иметь кардинально разное звучание. Например, в джазе звучание (фонизм) последовательности базируется на параллельном движении голосов. А в случае использования классического голосоведения звучание этой же последовательности будет как у Моцарта.

Подытоживая все вышесказанное, можно сказать, что запрет на движение параллельными совершенными интервалами имеет смысл исключительно в классической гармонии. В основе этой гармонии лежат принципы тональности.

Правила способствуют более быстрому освоению принципов взаимодействия аккордов. Любые правила имеют условный характер. В творческой сфере они не всегда уместны. Обучайтесь по современным учебникам.

Источник

Параллельные квинты

Всем музыкантам, начавшим серьезно изучать аранжировку и гармонию, известно первое правило гармонии, которое гласит: «избегайте параллельных квинт».

Отношение большинства музыкантов к этому правилу весьма неоднозначное. Обусловлено это тем, что в большей части учебников оно не объясняется, а если и объясняется, то не детально и в сложной форме.

Для понимания этого правила следует немного уточнить понятия, которые используются в образовательном процессе, и разобрать их отличие от творческого процесса. В учебном процессе гармония — это дисциплина, цель которой заключается в изучении аккордов, их строения и правил их соединения.

В конечном итоге базовый курс по гармонии позволяет:

Гармония, изучаемая большей частью музыкантов, является базовым, элементарным минимумом, без которого не обойдется ни один музыкант. В начале изучение гармонии, как правило, усваивают правила и закономерности тональной гармонии. Это, наверное, первая и важная разница, на которую следует обратить внимание.

До тональной гармонии были ранняя классическая гармония, гармония в полифонии. Все это относится к модальной гармонии. После тональной гармонии возникло понятие современной гармонии, в которое входят атональная, расширенная тональная, современная модальная и многие другие виды гармонии.

При таком большом количестве видов гармонии тональная гармония считается образцовой. Объясняется это тем, что, во-первых, она отличается налаженной педагогической системой, а во-вторых, она делает возможным быстрое и легкое освоение принципов организации гармонического пространства, которые применяются и в других видах гармонии.

Теперь возвратимся к вопросу о параллельных квинтах.

Во-первых, правило о запрете параллельных квинт появилось вследствие чрезмерной распространённости бригадного учебника. Этот учебник основывается на методике преподавания, разработанной Могучей кучкой и оформленной Римским-Корсаковым. А Римский-Корсаков весьма любил всякие правила.

Рассмотрим вопрос параллельности. Движение голосов может быть трех типов:

В начале развития многоголосия кварты, параллельное движение квинт и октав считалось нормой. Тогда наоборот старались избегать терций и секст. Первый тип гармонического напряжения характеризовался разрешением терций в квинты и секст в октавы. Диссонансов вообще не было.

По мере становления тональной системы параллельное движение совершенными консонансами было запрещено. И снова появилось в современной гармонии. Как можно понять из вышеизложенного, любые запреты имеют относительный характер. Главным признаком является соответствие интервала определенному звучанию, стилю.

К примеру, в тональной гармонии движение параллельными квинтами приводит к потере с амостоятельности голосов. Основа из четырехголосной становится трехголосной. Движение параллельными совершенными интервалами слышится как движение одного уплотненного голоса, что не соответствует стилю.

К тому же тональная гармония базируется преимущественно на кварто-квинтовом движении аккордов. Параллельные квинты же возможны в случае секундового соединения.

Чтобы гармония звучала хорошо, следует хотя бы один голос оставить на месте, что именуется гармоническим соединением. Однако секундовое соединение не позволяет этого сделать. К примеру, в до-мажоре аккорды FAC и GBD не имеют общих тонов. Поэтому добавление еще и параллельных квинт приводит к полной потере тональной связи аккордов, что в свою очередь вызывает конфликт звучания.

Важную роль играет и опора на трезвучия в классической гармонии. Сразу после того, септ- и нонаккорды стали преобладать, начали вноситься изменения и в правила голосоведения.

Одна и та же последовательность может иметь кардинально разное звучание. Например, в джазе звучание (фонизм) последовательности базируется на параллельном движении голосов. А в случае использования классического голосоведения звучание этой же последовательности будет как у Моцарта.

Подытоживая все вышесказанное, можно сказать, что запрет на движение параллельными совершенными интервалами имеет смысл исключительно в классической гармонии. В основе этой гармонии лежат принципы тональности.

Правила способствуют более быстрому освоению принципов взаимодействия аккордов. Любые правила имеют условный характер. В творческой сфере они не всегда уместны. Обучайтесь по современным учебникам.

Источник

Параллельные квинты и октавы. Причины их запрета (Гершкович)

Что такое параллельные квинты. Смотреть фото Что такое параллельные квинты. Смотреть картинку Что такое параллельные квинты. Картинка про Что такое параллельные квинты. Фото Что такое параллельные квинты

Параллельные квинты и октавы. Причины их запрета

Шёнберг был первым, который говорил о том, что параллельные квинты и октавы запрещаются не потому, что они плохо звучат, а потому, что они нарушают самостоятельность голосов, так как эти интервалы (чистые интервалы) образуются первыми, ближайшими обертонами, сходство которых с основным звуком почти что тождественно идентичности. Это крайнее сходство несомненно и лежит в основе того древнего многоголосия, состоящего исключительно из квинт и октав, и которое известно под названием “Organum“; в том периоде неразвитого человеческого слуха безусловные октава и квинта воспринимались способными исполнить ту функцию, которую сегодня мы считаем способным исполнить один лишь унисон. Это, конечно, с учётом диапазонов видов голосов и их взаимных отношений. То есть в квинте Что такое параллельные квинты. Смотреть фото Что такое параллельные квинты. Смотреть картинку Что такое параллельные квинты. Картинка про Что такое параллельные квинты. Фото Что такое параллельные квинты (do поёт бас и sol — тенор) бас и тенор поют одно и то же в условиях их диапазона.

Вот почему позднее, когда люди приобрели понятие абсолютного унисона (в условиях одноголосия это понятие, из-за отсутствия ему противоположного явления, было осознаваемо очень медленно и трудно), они, в условиях настоящего многоголосия, перестали применять параллельные квинты и октавы как противопоказанные многоголосию, как уничтожающие самостоятельность голосов.

На сегодняшний день закон о запрете параллельных чистых интервалов лучше всего сформулировать его изнанкой: все параллельные интервалы запрещаются, за исключением терций и секст. Правда, параллельные диссонансы запрещаются по совсем другим причинам, чем чистые консонансы. Но у них есть что-то общее: нельзя забывать, что нельзя вести септиму в октаву!

Вообще суть параллельных квинт и октав в том, что они характеризуются соседними основными звуками в нижнем голосе. Вот что нарушает самостоятельность голосов! Разрешаются одни лишь параллельные несовершенные консонансы, терции и сексты именно потому, что у сексты никак основной звук не может быть в нижнем (из двух) голосе, и в терции, по сути дела, тоже нет: дело в том, что терция никогда сама по себе аккорд не определяет, т. к. в аккорде две терции (по крайней мере), следовательно, существование терции как таковой вовсе не связано с основным звуком.

Вопрос параллельных кварт — особый вопрос, связанный, в частности, с параллельными секстами, и его следует рассматривать в отношении с явлением, называемом «faux bourdon».

Источник

Что такое параллельные квинты. Смотреть фото Что такое параллельные квинты. Смотреть картинку Что такое параллельные квинты. Картинка про Что такое параллельные квинты. Фото Что такое параллельные квинты

Здравствуйте, дорогие друзья. В этой статье мы поговорим про интересную особенность, связанную с параллельными квинтами.

Наверное вы слышали что с точки зрения классического подхода параллельные квинты брать запрещено. Просто звучание их считается не очень гармоничным.

Однако, на джаз и другие стили музыки это правило не распространяется.

Если же мы играем что-то вроде классики, то это правило наверное лучше соблюдать.

Есть кое-что интересное о чем и хотелось бы сказать в этой статье. Это связано с принципом ладового тяготения.

По этому принципу неустойчивые ступени тянуться лишь в определенные устойчивые звуки. Как в миноре так и в мажоре у нас 2-ая ступень тянется к 1-ой, 4-ая к 3-ей, 6-ая к 5-ой, 7-ая к 1-ой.

Как мы уже знаем из статьи о разрешении интервалов интервалы состоящие из неустойчивых звуков разрешаются в интервалы из устойчивых именно по описанному выше принципу.

Так вот этот принцип может иногда нарушаться. Происходит это в случае если при разрешении у нас образуются параллельные квинты. Давайте посмотрим в миноре и в мажоре.

Например, возьмём неустойчивый интервал Ре+ля. Это чистая квинта и так как обе ноты в нём неустойчивые его надо разрешить.

Что такое параллельные квинты. Смотреть фото Что такое параллельные квинты. Смотреть картинку Что такое параллельные квинты. Картинка про Что такое параллельные квинты. Фото Что такое параллельные квинтырис. 1

Если следовать принципу ладового тяготения, то ре надо разрешить в до, а ля в соль.

Однако, так у нас ч5 переходит в ч5, что звучит не очень хорошо. Поэтому в этом случае принцип надо изменить. Здесь у нас единственный вариант нота ре одинаково близко к двум устойчивым ступеням (к до и к ми). Следовательно, разрешим на этот раз ре в ми, а ля в соль как обычно.

Что такое параллельные квинты. Смотреть фото Что такое параллельные квинты. Смотреть картинку Что такое параллельные квинты. Картинка про Что такое параллельные квинты. Фото Что такое параллельные квинтырис. 2

Так мы избежим появление параллельных ч5.

Что такое параллельные квинты. Смотреть фото Что такое параллельные квинты. Смотреть картинку Что такое параллельные квинты. Картинка про Что такое параллельные квинты. Фото Что такое параллельные квинтырис. 3

Эта последовательность интервалов также считается параллельными квинтами и звучание её также считается не очень благозвучным.

Значит си надо разрешить в до вместо ля, а разрешение фа оставить как было.

Что такое параллельные квинты. Смотреть фото Что такое параллельные квинты. Смотреть картинку Что такое параллельные квинты. Картинка про Что такое параллельные квинты. Фото Что такое параллельные квинтырис. 4

На самом деле такие правила разрешения работают и при разрешении аккордов (ведь неустойчивые интервалы содержаться в доминантсептаккорде, в Вводном аккорде от седьмой ступени и других).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *