Что такое парциальная одаренность

Доклад «Что такое одарённость и как она проявляется в детях»

Выбранный для просмотра документ Доклад Одаренность.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КРУТОВСКАЯ ШКОЛА»

Что такое одарённость

и как она проявляется в детях

Колесникова Валентина Ивановна,

МБОУ «Крутовская ООШ»

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, которые, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.

В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают дела, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

Не могут четко развести реальность и фантазию.

Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди используют игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его незамечают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.

Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.

Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. Только после сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать какие-либо выводы. В стандартных жизненных ситуациях в качестве источников можно использовать рассказы, замечания и суждения преподавателей, родителей, сверстников и друзей, а также результаты различных тестов. ( Приложение 1. Приложение2.)

Чтобы развить человека, необходимо рационально выбрать цели, содержание, методы, формы обучения.

Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

увлечен своим делом;

способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

проводником передовых педагогических технологий;

психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

Формы работы с одаренными учащимися:

групповые занятия с сильными учащимися;

кружки по интересам;

занятия исследовательской деятельностью;

участие в олимпиадах;

работа по индивидуальным планам;

сотрудничество с другими школами, ВУЗами.

К положительным проявлениям одаренности можно отнести хорошие вербальные способности, постоянство, независимость, творческие способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память, настойчивость, абстрактность мышления и т.д.

Одаренного ребенка стараются воспитать и обучить таким образом, чтобы он представлял интересы воспитавшего его общества. Но именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Прежде всего это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Довольно часто одаренные дети не хотят подчиняться общим требованиям в школе: не выполняют домашних заданий, не хотят изучать поэтапно то, что им уже известно.

Следует сказать и о том, что одаренные дети доставляют неудобства не только другим, но, зачастую, и себе самим. Наиболее ярко это проявляется в общении, то есть возникают проблемы межличностной коммуникации одаренных детей. Беря на себя роль организатора, руководителя в раннем возрасте, они, тем самым, вызывают недовольство со стороны остальных участников общения или игры. Позже одаренные дети бывают склонны к командованию, управлению другими, становятся более жесткими и нетерпимыми.

Советы взрослым по развитию творческих способностей детей:

1. Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения. Уважение к личности и интересам ребенка основа его развития.

2. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка (не следует говорить, как можно улучшить его произведение. В этом случае, как бы ни старался ребенок, результат все равно недостаточно хорош).

3. Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже сели они окажутся «дикими» или «за гранью».

4. Позволяйте иногда ребенку оставаться одному и, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество, затормозить развитие одаренности.

5. Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).

6. Помогайте ребенку справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.

8. Используйте личный пример творческого подхода к решению проблем.

9. Широко используйте вопросы проблемного типа применительно к самым разнообразным областям.

10. Обогащайте окружающую среду ребенка новыми разнообразными предметами с целью развития его любознательности и наблюдательности.

11. Предоставляйте детям возможность активно задавать вопросы.

Анкета «О талантах ребёнка: как их выявить» (методика А. Де Хана и Г. Кафа).

Познакомившись с «признаками» талантливости, оцените каждый из них в баллах от 2 до 5. Если

Источник

Бегущие по томам

Что такое парциальная одаренность. Смотреть фото Что такое парциальная одаренность. Смотреть картинку Что такое парциальная одаренность. Картинка про Что такое парциальная одаренность. Фото Что такое парциальная одаренность Что такое парциальная одаренность. Смотреть фото Что такое парциальная одаренность. Смотреть картинку Что такое парциальная одаренность. Картинка про Что такое парциальная одаренность. Фото Что такое парциальная одаренность

Как разглядеть способного ребенка? Когда наступает «золотой период» для развития дарований у детей? Что такое «возраст вопросов»? На эти и другие вопросы «РГ» отвечает ведущий научный сотрудник лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО Елена Белова.

Елена Сергеевна, в Российскую Книгу рекордов попал старшеклассник из Екатеринбурга, который запомнил и написал больше 13 тысяч чисел после запятой из знака Пи. Есть малыши, которые к 2-3 годам знают таблицу умножения, столицы всех стран. Это одаренные дети?

Как родителям понять, одаренный ребенок у них растет или самый обычный?

Что такое парциальная одаренность. Смотреть фото Что такое парциальная одаренность. Смотреть картинку Что такое парциальная одаренность. Картинка про Что такое парциальная одаренность. Фото Что такое парциальная одаренность

Что такое парциальная одаренность. Смотреть фото Что такое парциальная одаренность. Смотреть картинку Что такое парциальная одаренность. Картинка про Что такое парциальная одаренность. Фото Что такое парциальная одаренность

Елена Белова: Для начала ответьте на вопрос: зачем вам выявлять одаренность? Для удовлетворения собственного тщеславия, для того, чтобы снять тревожность (у всех дети как дети, а мой какой-то не такой), для психологической помощи, для того, чтобы создать условия для развития способностей?

Конечно, для развития способностей!

Елена Белова: Вот самая простая анкета для родителей и педагогов. Отвечайте «да» или «нет» на пять утверждений. 1. Ребенок инициативный, живой, подвижный. 2. Он с готовностью откликается на все новое. 3. Любознателен, любит все загадочное, непонятное. 4. Часто нуждается в поддержке старших. 5. Проявляет способность к концентрации внимания в течение большего периода времени, чем сверстники. Ответили на все вопросы «да»? Есть основания считать ребенка способным. Использование серьезных тестов требует профессиональной подготовки, поэтому лучше обратиться к специалистам.

И имейте в виду, одаренные дети могут быть очень чувствительны, ранимы.

8 процентов дошкольников и младших школьников признались, что жить не могут без гаджетов.

Что такое парциальная одаренность. Смотреть фото Что такое парциальная одаренность. Смотреть картинку Что такое парциальная одаренность. Картинка про Что такое парциальная одаренность. Фото Что такое парциальная одаренность

Что такое парциальная одаренность. Смотреть фото Что такое парциальная одаренность. Смотреть картинку Что такое парциальная одаренность. Картинка про Что такое парциальная одаренность. Фото Что такое парциальная одаренность

Считали тупицами.

Томаса Альве Эдисона соседи, знакомые, педагоги считали бездарным ребенком. Он был рассеянным, учился плохо, вдобавок имел проблемы со слухом. Родителям пришлось забрать его из школы.

Что такое парциальная одаренность. Смотреть фото Что такое парциальная одаренность. Смотреть картинку Что такое парциальная одаренность. Картинка про Что такое парциальная одаренность. Фото Что такое парциальная одаренность

Что такое парциальная одаренность. Смотреть фото Что такое парциальная одаренность. Смотреть картинку Что такое парциальная одаренность. Картинка про Что такое парциальная одаренность. Фото Что такое парциальная одаренность

. и боготворили

Сергей Прокофьев был обожаемым ребенком в семье, родители стали его первыми учителями по русскому, арифметике, географии, истории. К 6 годам он уже написал три пьесы.

Что такое парциальная одаренность. Смотреть фото Что такое парциальная одаренность. Смотреть картинку Что такое парциальная одаренность. Картинка про Что такое парциальная одаренность. Фото Что такое парциальная одаренность

Шарль Гуно был разносторонне одарен: сочинял духовную музыку, прекрасно рисовал и талантливо писал. Его родители тоже были неординарными людьми и поддерживали сына.

Что такое парциальная одаренность. Смотреть фото Что такое парциальная одаренность. Смотреть картинку Что такое парциальная одаренность. Картинка про Что такое парциальная одаренность. Фото Что такое парциальная одаренность

Как помочь раскрыться творческим способностям

Что такое парциальная одаренность. Смотреть фото Что такое парциальная одаренность. Смотреть картинку Что такое парциальная одаренность. Картинка про Что такое парциальная одаренность. Фото Что такое парциальная одаренность

Что такое парциальная одаренность. Смотреть фото Что такое парциальная одаренность. Смотреть картинку Что такое парциальная одаренность. Картинка про Что такое парциальная одаренность. Фото Что такое парциальная одаренность

2. Читайте ребенку книжки, проговаривая все слова. Обращайте внимание на иллюстрации, подробности. Спрашивайте: «На кого смотрит зайка?», «Куда побежала лиса?» и так далее. Ребенок молчит и не отвечает? Давайте ответ сами: «Зайка смотрит на домик (волка, рощу. )», «Лиса бежит к озеру (в лес, на дорожку. )».

3. Когда начинается активная речь, следите за тем, как она развивается. Нарушения речи обычно очень тесно связаны с работой головного мозга. Помните: одаренные дети могут заговорить позднее обычного, зато они начинают говорить сразу много и достаточно правильно. Но если в три года речи еще нет, возможно, это повод обратиться к логопеду.

5. Ведите дневник развития ребенка, до 7 лет развитие идет гигантскими темпами. Записывайте идеи, высказывания, сочинения малыша. Внимательно относитесь ко всем его творческим проявлениям!

Счет в пользу Камиллы

Недавно на одной из телепередач о необычных способностях детей Камилла Алиева из Дагестана поразила ведущего. Девочка занимается ментальной арифметикой и за 20 минут решает в уме две тысячи примеров! Как у 12-летней девочки все это получается?

Что такое парциальная одаренность. Смотреть фото Что такое парциальная одаренность. Смотреть картинку Что такое парциальная одаренность. Картинка про Что такое парциальная одаренность. Фото Что такое парциальная одаренность

Источник

Лекционный материал. Выявление одаренных обучающихся и работа с ними «Одаренность»

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.

Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

К основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, предпочтительнее говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой.

· В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.

· В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

· В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

· В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную (привлекательность, привлекательную) одаренность.

· И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности.

Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как факторы, ее порождающие. Блестящая память, феноменальная наблюдательность, способность к мгновенным вычислениям и т.п. сами по себе далеко не всегда свидетельствуют о наличии одаренности. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому педагогу с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или высоких возможностях ребенка. Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком». Однако далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно.

Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов. Причины, порождающие феномен скрытой одаренности, кроются в специфике культурной среды, в которой формируется ребенок, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, и т.п.

Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства.

Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой таких одаренных детей. Они высказывают собственные идеи и отстаивают их. В силу того, что они не ограничиваются в своей деятельности теми требованиями, которые содержит задание, они открывают новые способы решения проблем. Они нередко отказываются от традиционных методов решения, если их способы более рациональны и красивы.

Эти учащиеся, как правило, проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения и потому в меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых. Иногда педагоги ошибочно за одаренность принимают самостоятельность ученика при выполнении заданий: сам подобрал материал, проанализировал его и написал реферат и т.д. Однако самостоятельность одаренных детей связана со сформированностью «саморегуляционных стратегий» обучения, которые они легко переносят на новые задачи.

Одаренным детям присущи такие черты:

— сильно развито чувство справедливости, которое проявляется очень рано;

— очень яркое воображение, где проявляются выдумка и реальность;

— очень хорошо развито чувство юмора;

— пробы решать сложные для них проблемы;

— преувеличенные страхи и чрезмерное восприятие невербальных проявлений чувств, повышенная впечатлительность;

— неуемная заинтересованность, разносторонность интересов;

— иногда перебивают взрослых, не дослушивают ответы на поставленные вопросы, поэтому не всегда любят самостоятельно «докапываются» до сути.

Учитывая эти особенности одаренных детей и подростков, при организации учебного процесса необходимо предусмотреть возможности повышения самостоятельности, инициативности и — в определенной мере — ответственности самого учащегося. Одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно и/или углубленно, планировать процесс своего обучения и определять периодичность оценки приобретенных знаний. Следует предоставить им эти возможности. Одаренный ребенок нуждается во взрослых наставниках не меньше других детей, однако он предъявляет особые требования, как к уровню знаний такого наставника, так и к способу взаимодействия с ним.

Различают шесть сфер одаренности детей:

Одаренный ребенок отличается хорошей памятью, гибким мышлением, любознательностью, хорошо решает разные задачи, связно высказывает свои мысли, может иметь способности к практическому применению знаний.

Это успехи по чтению, математике, природоведению и другим учебным предметам.

3) Творчество (креативность)

Ребенок очень любознателен, проявляет независимость и оригинальность мышления, высказывает оригинальные идеи.

Хорошо приспосабливается к новым ситуациям, легко общается со взрослыми и детьми, проявляет лидерские и организаторские способности, инициативен, берет на себя ответственность за свои действия.

5) Художественная деятельность

Ребенок проявляет большой интерес художественным занятиям, увлекается оригинальными творческими замыслами. Проявляет интерес к музыке, легко отображает мелодию, охотно поет, пробует сочинять музыку.

Хорошо развита общая и мелкая моторика, четкая зрительно-моторная координация, широкий диапазон движений, хорошо владеет телом, высокий уровень развития основных двигательных навыков.

Как отмечалось выше, мотивационными признаками одаренных детей являются высокий уровень познавательной потребности, огромная любознательность, страстная увлеченность любимым делом, наличие ярко выраженной внутренней мотивации. С раннего детства одаренные дети демонстрируют интенсивный интерес к познанию, проявляя при этом удивительную способность к концентрации внимания на «проблеме и даже своего рода одержимость.

Укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения одаренных детей. Возникающие в некоторых случаях трудности профессиональной ориентации, когда вплоть до окончания школы учащиеся продолжают «разбрасываться», связаны с высоким развитием у них способностей во многих областях.

Развитию одаренности таких детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби».

Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие высоких способностей ребенка.

Родители одаренных детей проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу и советуясь с учителем, как их лучше изучать. Данное обстоятельство иногда имеет и отрицательные стороны: родители нередко вмешиваются в учебный процесс и в отдельных случаях даже провоцируют конфликт с администрацией и педагогами.

В целом возникает ситуация некоторой дезадаптации особо одаренного ребенка, которая может принимать довольно серьезный характер, временами вполне оправдывая отнесение одаренных детей этого типа к группе повышенного риска.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что выборка одаренных детей неоднородна и особенности, присущие одной группе, нельзя распространять на всех одаренных детей. Важно подчеркнуть, что возникающие у них проблемы не являются следствием самой одаренности, ее характеристики.

Для выявления одаренных детей предлагаю вам использовать следующие методики:

1. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ).

2. Диагностика Штур.

3. Тест креативности Торренса.

4. Опросник «Определение типов мышления и уровня креативности» Дж. Брунера

Источник

Статья: Типы одаренности у детей

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию

их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного

общества. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой

области. Однако мировая практика работы с одаренными детьми указывает на то, что при

отсутствии валидных методов идентификации одаренности эта работа может привести к

негативным последствиям. Вместе с тем выбор психодиагностических процедур и

методов работы с одаренными детьми определяется исходной концепцией одаренности.

В связи с этим требуется серьезная просветительская работа среди учителей и работников

народного образования, а также родителей для формирования у них научно адекватных и

современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности.

Сложность решения этих задач определяется наличием широкого спектра подчас

противоречащих друг другу подходов к указанной проблеме, в которых трудно

разобраться практическим работникам и родителям. Поэтому становится актуальной

разработка рабочей концепции одаренности, которая выступала бы в качестве

теоретического и методического основания для практической работы.

В данных условиях Министерство образования Российской Федерации обратилось к

отечественным ученым с просьбой разработать рабочую концепцию одаренности,

отражающую результаты фундаментальных отечественных исследований, современные

тенденции мировой науки, а также опыт (как позитивный, так и негативный) работы с

Создание соответствующей концепции является фактически первой попыткой такого рода

в нашей стране. Один из наиболее известных подходов к определению одаренности с

выделением ее видов был предложен американскими учеными в 1972 г. в специальном

докладе государственного Департамента образования Конгрессу США.

Предлагаемая рабочая концепция является обобщением современного состояния знаний в

области психологии одаренности. В ее разработке приняли участие Российское

психологическое общество, Институт психологии РАН, Психологический институт РАО,

факультет психологии МГУ.

Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка

1.1. Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,

которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных

результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда

выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений)

в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное

своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного

взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды,

опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое

значение имеют собственная активность

ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе

формирования и реализации индивидуального дарования.

Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких

интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и

широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления —

одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют

динамику развития одаренности.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей,

является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние

точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне

редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить

практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий.

Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание

уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках

следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах

деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты

демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре

деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на

разных этапах возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для

формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде

деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования

применительно к разным ее аспектам.

Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный,

самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием

ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять

аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной

деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда

стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок,

сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.

Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или

внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности.

В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на

потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития

ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения

и т.п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры

В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности

может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность (в

силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее

очевидной форме. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и

родители должны делать своего рода «допуск» на недостаточное знание о его истинных

возможностях, понимая при этом, что существуют дети, чью одаренность они пока не

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала

психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в

отличие от одаренности взрослого человека):

1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного

развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.

Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению

языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для

старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического

и литературного творчества и т.п. Высокий относительный вес возрастного фактора в

признаках одаренности иногда создает видимость одаренности (т.е. «маску» одаренности,

под которой — обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных

психических функций, специализации интересов и т.п.

2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения,

типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской

одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности,

проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают

трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного

3) Своеобразие динамики формирования детской, одаренности нередко проявляется в

виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с

высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в

развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может

сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним

признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как

отстающий в психическом развитии.

4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире

— степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни

данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким

социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его

развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах

деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные

Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые

замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его

достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности,

проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях

могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства

особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит

использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой

фиксации) статуса определенного ребенка, ибо очевиден психологический драматизм

ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он «одаренный», на следующих этапах

развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности. Может возникнуть

болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в

специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться

Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок»

следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с

1.2. Признаки одаренности

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть

выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной

(проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким

уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в

единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два

аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.

Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный —

отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан

Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного

ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом

выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана

своя специфическая стратегия ее осуществления: быстрое освоение деятельности и

высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов

деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом,

ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый

взгляд идей и решений.

Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень

успешности — новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности,

что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности.

Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности,

выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей

одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Например, для него

весьма типичен — наряду со способностью практически мгновенно схватывать

существенную деталь или очень быстро находить путь решения задачи — рефлексивный

способ переработки информации (склонность тщательно анализировать проблему до

принятия какого-либо решения, ориентация на обоснование собственных действий).

Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность;

способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость

знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности

развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени;

категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и

формулировать общие закономерности). Это обеспечивает удивительную легкость

перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме

Кроме того, знания одаренного ребенка (как, впрочем, и одаренного взрослого)

отличаются повышенной «клейкостью» (ребенок сразу схватывает и усваивает

соответствующую его интеллектуальной направленности информацию), высоким

удельным весом процедурных знаний (знаний о способах действия и условиях их

использования), большим объемом метакогнитивных (управляющих, организующих)

знаний, особой ролью метафор как способа обработки информации и т.д.

Следует учитывать, что знания могут иметь разное строение в зависимости от того,

испытывает ли человек интерес к соответствующей предметной области. Следовательно,

особые характеристики знаний одаренного ребенка могут обнаружить себя в большей

степени в сфере его доминирующих интересов.

Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости

обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением

структуры знаний, представлений и умений. Факты свидетельствуют, что одаренные дети,

как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к

самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных

воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной

действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.)

либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной,

художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием

Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной

любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы

исходных требований деятельности.

Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности,

чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное

дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет

своим следствием поразительное упорство и трудолюбив.

Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации,

неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить

сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут

рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно

как факторы, ее порождающие. Блестящая память, феноменальная наблюдательность,

способность к мгновенным вычислениям и т.п. сами по себе далеко не всегда

свидетельствуют о наличии одаренности. Поэтому наличие указанных психологических

особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не

для вывода о ее безусловном наличии.

Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно

соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие

признаки одаренности (инструментальные и особенно мотивационные) вариативны и

часто противоречивы в своих проявлениях, поскольку во многом зависимы от

предметного содержания деятельности и социального контекста. Тем не менее, даже

наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и

ориентировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного

1.3. Виды одаренности

Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу

классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный

Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических

возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности.

Количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их

Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:

1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.

2. Степень сформированности.

3. Форма проявлений.

4. Широта проявлений в различных видах деятельности.

5. Особенности возрастного развития.

По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выделение видов

одаренности осуществляется в рамках основных видов деятельности с учетом разных

психических сфер и соответственно степени участия определенных уровней психической

организации (принимая во внимание качественное своеобразие каждого из них).

К основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая (учитывая

детский возраст, предпочтительнее говорить о познавательной деятельности),

художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики

представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. В рамках

каждой сферы могут быть выделены следующие уровни психической организации. Так, в

рамках интеллектуальной сферы различают сенсомоторный, пространственно-визуальный

и понятийно-логический уровни. В рамках эмоциональной сферы — уровни

эмоционального реагирования и эмоционального переживания. В рамках мотивационно-

волевой сферы — уровни побуждения, постановки целей и смыслопорождения.

Соответственно могут быть выделены следующие виды одаренности:

В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах,

спортивную и организационную. В познавательной деятельности — интеллектуальную

одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности

(одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую,

литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.

И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в

создании новых духовных ценностей и служении людям.

Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней

психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для

данного конкретного вида деятельности. Например, музыкальная одаренность

обеспечивается всеми уровнями психической организации, при этом на первый план

могут выходить либо сенсомоторные качества (и тогда мы говорим о виртуозе), либо

эмоционально-экспрессивные (и тогда мы говорим о редкой музыкальности,

выразительности и т.д.).

Каждый вид одаренности по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все пять

видов деятельности. Например, деятельность музыканта-исполнителя, будучи по

определению художественно-эстетической, кроме того, формируется и проявляется в

практическом плане (на уровне моторных навыков и исполнительской техники),

познавательном плане (на уровне интерпретации музыкального произведения), в

коммуникативном плане (на уровне коммуникации с автором исполняемого произведения

и слушателями), духовно-ценностном плане (на уровне придания смысла своей

деятельности в качестве музыканта).

Классификация видов одаренности по критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее

сферы психики» является наиболее важной в плане понимания качественного своеобразия

природы одаренности. Данный критерий является исходным, тогда как остальные

определяют особенные, в данный момент характерные для человека формы.

В рамках этой классификации могут быть поставлены и решены следующие два вопроса:

— как соотносится одаренность и отдельные способности?

— существует ли «творческая одаренность» как особый вид одаренности?

Выделение видов одаренности по критерию видов деятельности позволяет отойти от

житейского представления об одаренности как количественной степени выраженности

способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества. При этом

деятельность, ее психологическая структура выступают в качестве объективного

основания интеграции отдельных способностей, формирующего тот их состав, который

необходим для ее успешной реализации. Следовательно, одаренность выступает как

интегральное проявление разных способностей в целях конкретной деятельности. Один и

тот же вид одаренности может носить неповторимый, уникальный характер, поскольку

отдельные компоненты одаренности у различных людей могут быть выражены в разной

степени. Одаренность может состояться только в том случае, если резервы самых разных

способностей человека позволят компенсировать недостающие или недостаточно

выраженные компоненты, необходимые для успешной реализации деятельности. Яркая

одаренность или талант свидетельствует о наличии высоких способностей по всему

набору компонентов, затребованных деятельностью, а также об интенсивности

интеграционных процессов «внутри» субъекта, вовлекающих его, в личностную сферу.

Вопрос о существовании творческой одаренности возникает постольку, поскольку анализ

одаренности с необходимостью ставит проблему ее связи с творчеством как ее

Получившее широкое распространение во второй половине прошлого столетия

рассмотрение «творческой одаренности» как самостоятельного вида одаренности

базируется на ряде исходных противоречий в самой природе способностей и одаренности,

которые находят отражение в парадоксальной феноменологии: человек с высокими

способностями может не быть творческим и, наоборот, нередки случаи, когда менее

обученный и даже менее способный человек является творческим.

Это позволяет конкретизировать проблему: если умения и специальные способности не

определяют творческий характер деятельности, то в чем же разгадка «творческости»,

творческого потенциала личности? Ответить на этот вопрос проще, апеллируя к особой

творческой одаренности или к особой, ее определяющей мыслительной операции

Вместе с тем возможен другой подход к интерпретации указанной феноменологии,

который не прибегает к понятию творческой одаренности как объяснительному принципу,

поскольку позволяет выделить механизм феномена одаренности.

парадоксальную картину, когда порою успешность в овладении учебной деятельностью

(успеваемость), ум (сообразительность) и «творческость» не совпадают в своих

Факты такого расхождения в проявлении одаренности не говорят однозначно в пользу ее

разведения по видам (на академическую, интеллектуальную и творческую), а, напротив,

позволяют, как в срезе, увидеть роль и место этих проявлений в структуре одаренности и

объяснить вышеназванный парадокс человеческой психики без привлечения особого вида

Деятельность всегда осуществляется личностью, цели, и мотивы которой оказывают

влияние на уровень ее выполнения. Если цели личности лежат вне самой деятельности,

т.е. ученик готовит уроки только для того, «чтобы не ругали за плохие отметки или чтобы

не потерять престиж отличника, то деятельность выполняется в лучшем случае

добросовестно и ее результат даже при блестящем исполнении не превышает нормативно

требуемый продукт. Отмечая способности такого ребенка, не следует говорить о его

одаренности, поскольку последняя предполагает увлеченность самим предметом,

поглощенность деятельностью. В этом случае деятельность не приостанавливается даже

тогда, когда выполнена исходная задача, реализована первоначальная цель. То, что

ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы,

рожденные в процессе самой работы. В результате новый продукт его деятельности

значительно превышает первоначальный замысел. В этом случае можно говорить о том,

что имело место «развитие деятельности». Развитие деятельности по инициативе самого

ребенка и есть творчество.

При таком понимании понятия «одаренность» и «творческая одаренность» выступают как

синонимы. Таким образом, «творческая одаренность» не рассматривается как особый,

самостоятельный вид одаренности, характеризуя любой вид труда. Условно говоря,

«творческая одаренность» — это характеристика не просто высшего уровня выполнения

любой деятельности, но ее преобразования и развития.

Такой теоретический подход имеет важное практическое следствие: говоря о развитии

одаренности, нельзя ограничивать свою работу лишь составлением программ обучения

(ускорения, усложнения и т.д.). Необходимо создавать условия для формирования

внутренней мотивации деятельности, направленности и системы ценностей, которые

создают основу становления духовности личности. История науки и особенно искусства

дает массу примеров того, что отсутствие или потеря духовности оборачивались потерей

По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:

Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутьтми) показателями психического развития, которые

проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной

области по сравнению с возрастной и социальной нормами. В данном случае речь идет не

только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности.

Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Считается,

что талантливый ребенок — это ребенок, достижения которого отвечают требованию

объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт

деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом (высококвалифицированным

специалистом в соответствующей области деятельности) как отвечающий в той или иной

мере критериям профессионального мастерства и творчества.

Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких

достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои

возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.

Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин

(трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем

саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).

Выявление потенциальной одаренности требует высокой прогностичности используемых

диагностических методов, поскольку речь идет о еще несформировавшемся системном

качестве, о дальнейшем развитии которого можно судить лишь на основе отдельных

признаков. Интеграция компонентов, необходимая для высоких достижений, еще

отсутствует. Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях,

обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические

По критерию «форма проявления» можно говорить о:

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и

отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях.

Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

Поэтому специалисту в области детской одаренности с большой степенью вероятности

удается сделать заключение о наличии одаренности или высоких возможностях ребенка.

Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить

программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком». Однако далеко не

всегда одаренность обнаруживает себя столь явно.

Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не

замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об

отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и

лишить необходимой помощи и поддержки. Нередко в «гадком утенке» никто не видит

будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно

такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов.

Причины, порождающие феномен скрытой одаренности, кроются в специфике культурной

среды, в которой формируется ребенок, в особенностях его взаимодействия с

окружающими людьми, в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и

развитии, и т.п. Скрытые формы одаренности — это сложные по своей природе

В случаях скрытой одаренности, не проявляющейся до определенного времени в

успешности деятельности, понимание личностных особенностей одаренного ребенка

особенно важно. Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его

незаурядности. Именно своеобразные черты личности, как правило, органично связанные

с одаренностью, дают право предположить у такого ребенка наличие повышенных

Выявление детей со скрытой одаренностью не может сводиться к одномоментному

психодиагностическому обследованию больших групп дошкольников и школьников.

Идентификация детей с таким типом одаренности — это длительный процесс,

основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения

ребенка, включении его в различные виды реальной деятельности, организации его

общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды,

вовлечении его в инновационные формы обучения и т.д.

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и

выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей

одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной

сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и

другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности — умственная

активность и ее саморегуляция.

Общая одаренность определяет соответственно уровень понимания происходящего,

глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и

обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт,

В основе одаренности к разным видам искусства лежит особое, сопричастное отношение

человека к явлениям жизни и стремление воплотить ценностное содержание своего

жизненного опыта в выразительных художественных образах. Кроме того, специальные

способности к музыке, живописи и другим видам искусства формируются под влиянием

ярко выраженного своеобразия сенсорной сферы, воображения, эмоциональных

переживаний и т.д. Еще одним примером специальных способностей является социальная

одаренность — одаренность в сфере лидерства и социального взаимодействия (семья,

политика, деловые отношения в рабочем коллективе).

Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. В частности, под

влиянием общей одаренности проявления специальной одаренности выходят на

качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области

музыки, поэзии, спорта, лидерства и т.д.). В свою очередь, специальная одаренность

оказывает влияние на избирательную специализацию общих, психических ресурсов

личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного

По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать

Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также

те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо

учитывать, что ускоренное психическое развитие и соответственно раннее обнаружение

дарований (феномен «возрастной одаренности») далеко не всегда связаны с высокими

достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений

одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно

перспектив дальнейшего психического развития личности.

Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название

«вундеркинды». Вундеркинд (буквально «чудесный ребенок») — это ребенок, как

правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими

успехами в каком-либо определенном виде деятельности — математике, поэзии, музыке,

рисовании, танце, пении и т.д.

годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем

темпе развития умственных способностей. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2—

3 лет, освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к

концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию

(пятилетний мальчик пишет «книгу» о птицах с собственноручно изготовленными

иллюстрациями, другой мальчик в этом же возрасте составляет собственную

энциклопедию по истории и т.п.). Их отличает необыкновенно высокое развитие

отдельных познавательных способностей (блестящая память, необычная сила

абстрактного мышления и т.п.).

Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется

одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере

искусства, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере

изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде

выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования и т.п.

происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью

приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия.

Раньше других при этом проявляются математические дарования (Лейбниц, Галуа, Гаусс).

Данная закономерность подтверждается фактами биографий великих людей.

Итак, любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки

зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности.

Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением.

Для специалиста-практика это возможность и вместе с тем необходимость более

широкого взгляда на своеобразие одаренности конкретного ребенка.

1.4. Особенности личности одаренного ребенка

Выше уже отмечалось, что различия в одаренности могут быть связаны как с мерой

проявления признаков одаренности, так и с оценкой уровня достижений ребенка.

Разделение одаренности по данному основанию, несмотря на его условность, происходит

на основе сравнения различных показателей, характеризующих детскую одаренность, со

средней возрастной нормой достижений.

О детях, которые настолько превосходят по своим способностям и достижениям

остальных, обычно говорят как о детях с исключительной, особой одаренностью.

Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой. Однако

именно эти дети чаще других имеют серьезные проблемы, которые требуют особого

внимания и соответствующей помощи со стороны учителей и психологов.

Поэтому при градации одаренности следует иметь в виду, что ее следует

дифференцировать (естественно, в реальной жизни нет такой четкой грани) на

одаренность с гармоничным и дисгармоничным типами развития.

Одаренность с гармоничным типом развития можно назвать «счастливым» вариантом

жизни ребенка. Такие дети отличаются соответствующей своему возрасту физической

зрелостью. Их высокие, объективно значимые достижения в определенной предметной

области органично сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного

развития. Как правило, именно эти одаренные дети, став взрослыми, добиваются

экстраординарных успехов в выбранной ими профессиональной деятельности.

Другое дело — одаренные дети с дисгармоничным типом развития. Различия

заключаются не только в очень высоком уровне отдельных способностей и достижений

(нередко именно эти дети имеют показатели IQ от 130 до 180). В основе этого варианта

одаренности, возможно, лежат другой генетический ресурс, а также другие механизмы

возраст-нога развития, характеризующегося чаще всего ускоренным, но иногда и

замедленным темпом. Кроме того, его основу может представлять другая структура с

нарушением интегративных процессов, что ведет к неравномерности развития различных

психических качеств, а подчас ставит под вопрос наличие одаренности, как таковой.

Процесс становления одаренности таких детей почти всегда сопровождается сложным

набором разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических

проблем, в силу чего они могут быть зачислены в «группу риска».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *