Что такое план сетка
Что такое план сетка
План работы лагеря – это не просто перечень дел, это продуманная программа в жизни лагеря, с учётом возможности лагеря, желаний детей.
Перспективный план – составляется на все смены начальником лагеря совместно с педколлективом и вожатыми.
Календарный план работы лагеря составляется на одну смену страшим вожатым или педагогом с учётом задач, выдвинутых в перспективном плане работы лагеря и предложений отдельных отрядов.
Планирование в отряде происходит совместно с ребятами. Прежде чем приступить к планированию, старший педагог знакомит пионеров, с планом работы лагеря, задачами на смену, традициями лагеря. В целях активизации ребят объявляется конкурс на лучшее предложение в план и проводится разведка интересных дел. На общем сборе предложения отрядов обсуждается, затем составляется календарный план работы лагеря и устанавливает, какой отряд и кто отвечает за подготовку и проведение того или иного мероприятия. Для оказания помощи в подготовке дел создаются творческие группы.
На смену целесообразно планировать не более 4-5 общелагерных дел для всех отрядов, поскольку каждое из них требует длительной и тщательной подготовки.
Календарный план имеет, обычно, разделы: общелагерные дела, внутриотрядные дела, (см. Приложение № 1) и составляется ребятами совместно с отрядным вожатым на одну смену.
План-сетка – наиболее удачная форма календарного плана. Он составляется ежедневно на каждый день.
Первая часть дня – утро. Это часть суток от встречи детей до завтрака. Здесь происходят традиционные режимные процедуры ( встреча детей, зарядка, трудовой десант, завтрак и т.д.), которые записываются ежедневно, не записываются в план-сетку.
Вторая часть – день. Это время от завтрака до обеда. В эту часть плана записываются либо отрядное дело, либо общелагерное мероприятие.
Третья часть дня – полдень. Это время от обеда до роспуска детей домой. В эту часть записывается подготовка к следующему мероприятию, подведение итогов за прошедший день и т.д.
Оформление план-сетки работы лагеря на смену
План-сетка – это компактное содержание работы лагеря на смену. В нем отражается основное событие, дело (или несколько дел) дня. Режимные моменты там не фиксируются, для этого существуют распорядок дня и путевки дня.
Для того чтобы детям было интересно знакомиться с делами, которые ожидают их в течение смены, рекомендую план-сетку оформить оригинально. Предлагаю некоторые варианты такого оформления.
Существует множество вариантов оформления плана-сетки, все зависит только от вашей фантазии, воображения и творчества.
ПАМЯТКА ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА
Независимо от того, какую цель ставят разработчики программы для себя, цель всей летней работы – оздоровление и развитие каждого ребенка с опорой на индивидуальность и неповторимость воспитанников в специфических условиях лагеря.
Среди задач необходимо выделить:
Учитывая цели и задачи, в ежедневную деятельность необходимо включать:
К сожалению, массовая практика дает немало примеров низкого уровня эффективности организованного летнего отдыха. Основные нарушения при этом – недостаточно используется своеобразие окружающей среды, мало используется трудовое участие детей в жизни лагеря. Поэтому для положительного результата, для достижения целей программы необходимо использовать многообразные формы деятельности детей:
И кратко напомним еще раз о составлении самой плансетки.
НАПИСАНИЕ ПЛАН-СЕТОК
Разработка план-сетки общелагерных мероприятий является заключительным шагом в написании комплексной программы лагеря. То есть, подразумевается, что на момент начала её составления мы точно знаем профиль смены, примерный распорядок дня лагеря, категорию детей, имеем сюжетно-ролевую основу программы, рейтинговую систему, систему детского самоуправления, экономическую систему (при условии, что эти составляющие предусмотрены программой). Но ни в коем случае нельзя НАЧИНАТЬ написание программы с составления план-сетки!
Если все вышеперечисленные условия выполнены, начинаем составлять план-сетку.
1. Готовим таблицу-основу. Стандартная смена в лагере длится 21 день. Учитывая распорядок дня, общепринятый в детских оздоровительных лагерях, имеет смысл рассматривать три промежутка времени, свободных от режимных моментов:
Учитывая все вышеперечисленное, получим:
1 день | 2 день | 3 день | 4 день | 5 день | 6 день |
Утро | Утро | Утро | Утро | Утро | Утро |
День | День | День | День | День | День |
Вечер | Вечер | Вечер | Вечер | Вечер | Вечер |
7 день | 8 день | 9 день | 10 день | 11 день | 12 день |
Утро | Утро | Утро | Утро | Утро | Утро |
День | День | День | День | День | День |
Вечер | Вечер | Вечер | Вечер | Вечер | Вечер |
13 день | 14 день | 15 день | 16 день | 17 день | 18 день |
Утро | Утро | Утро | Утро | Утро | Утро |
День | День | День | День | День | День |
Вечер | Вечер | Вечер | Вечер | Вечер | Вечер |
19 день | 20 день | 21 день | |||
Утро | Утро | Утро | |||
День | День | День | |||
Вечер | Вечер | Вечер |
— знакомство детей друг с другом, с педколлективом и территорией лагеря,
— линейка открытия смены,
— вводные занятия по спецкурсам и мастер-классам,
— «запуск» сюжетной основы программы.
В заключительный период:
— линейка закрытия смены,
— заключительный концерт (вожатых или общий),
— заключительные занятия по спецкурсам и мастер-классам,
— подведение итогов сюжетной линии, рейтинговой системы, вручение наград.
Их место в план-сетке определяется единственным образом. Например, так:
1 день | 2 день | 3 день | 4 день | 5 день | 6 день |
Утро Заезд | Утро | Утро Вводные занятия | Утро | Утро | Утро |
День Знакомство с лагерем | День | День Линейка открытия смены | День | День | День |
Вечер | Вечер Знакомство друг с другом | Вечер «Запуск» сюжетной линии | Вечер | Вечер | Вечер |
7 день | 8 день | 9 день | 10 день | 11 день | 12 день |
Утро | Утро | Утро | Утро | Утро | Утро |
День | День | День | День | День | День |
Вечер | Вечер | Вечер | Вечер | Вечер | Вечер |
13 день | 14 день | 15 день | 16 день | 17 день | 18 день |
Утро | Утро | Утро | Утро | Утро | Утро |
День | День | День | День | День | День |
Вечер | Вечер | Вечер | Вечер | Вечер | Вечер |
19 день | 20 день | 21 день | |||
Утро | Утро | Утро Отъезд | |||
День Заключительные занятия | День Линейка закрытия смены. Подведение итогов, награждение | День | |||
Вечер | Вечер Концерт | Вечер |
3. Переходим к основной части.
Составим список мероприятий, которые мы хотели бы провести в лагере в рамках нашей программы.
Но перед тем, как расставить эти мероприятия по план-сетке, вспомним несколько основных правил:
а) “Лучший отдых – это смена деятельности” – аксиома, т.е. доказательств это утверждение не требует. Возможные сферы деятельности:
— художественно-прикладная и всевозможные их сочетания.
б) Творческие мероприятия делятся на требующие длительной подготовки и не требующие таковой. Время для подготовки нужно не только для того, чтобы обеспечить зрелищное качественное шоу, но и для того, чтобы дети проявляли свои творческие способности не в режиме «цейт нот», а спокойно, располагая временем для того, чтобы подумать.
в) Мероприятия, целью которых является выявление творческих способностей детей, сплочение мини-коллективов, снятие напряжения в разнополых и разновозрастных группах должны стоять в организационный или первую часть основного периода. Это: спортивно-туристические эстафеты, «Верёвочный курс» и аналогичные ему мероприятия, всевозможные «Звёздные дожди», КАМы и другие конкурсы-экспромты.
Мероприятия, требующие подготовки сплоченной группой, длительного разучивания номеров, полной адаптации детей к условиям жизни в лагере, демонстрации приобретенных за время жизни в лагере знаний и навыков, нужно ставить в конце основного периода или в заключительный. Это: ролевые игры, «Стартинейджер» и его разновидности, большие театрализованные действа, крупные вокальные конкурсы с множеством номинаций и т.п.
в) Каждое мероприятие, проведение которого предусмотрено на улице, должно иметь либо второй план проведения в помещении, либо, если это невозможно (как, например, в случае с Малыми Олимпийскими играми) альтернативное мероприятие на тот же вид деятельности. Внезапная замена спортивного мероприятия интеллектуальным из-за непогоды или творческого спортивным может нарушить не только «настрой» детей, но и логику всей план-сетки.
г) Если мероприятие направлено на одну возрастную группу детей (только старшие отряды или только младшие), остальные отряды не должны быть предоставлены самим себе. Для них также должно быть проведено мероприятие межотрядного уровня.
д) На выходные и официальные родительские дни, когда ко многим детям приезжают родственники, нецелесообразно планировать проведение массовых творческих мероприятий, требующих подготовки.
е) На банные дни не рекомендуется планировать ролевые игры, спортивные и туристические мероприятия.
ж) После активных спортивных и туристических мероприятий дети вряд ли проявят большую активность на дискотеке. И наоборот, после 2-х часового интеллектуального шоу в зале, вы едва ли встретите у детей большой энтузиазм к просмотру кинофильма.
Если мероприятия по план-сетке расставлены и не противоречат ни одному из вышеперечисленных правил, можно переходить к следующему этапу.
5. Не следует забывать и о том, что существует система детского самоуправления. Для того, чтобы эта система не была номинальной, собрания органов самоуправления должны проходить не когда получится, а в строго определенное время, не менее незыблемое, чем время планерок для вожатых. Оно должно иметь своё место в план-сетке и не должно пересекаться ни с какими мероприятиями
6. Черновой вариант план-сетки можно считать готовым. Мероприятия для неё мы подбирали и придумывали, исходя из сюжетной основы и тематики программы смены. Осталось отшлифовать план-сетку, приведя названия мероприятий в соответствие с терминологией смены. «Стартинейджер» в контексте путешествия по Древней Руси абсолютно исключён. Но это не значит, что мероприятие нельзя проводить в смене. Просто оно требует адаптации под программу сценария, и, естественно, названия.
7. И последнее, план-сетка общелагерных мероприятий не должна организовывать абсолютно всё время участников смены. Ведь существует ещё отрядная работа.
Если вы уверены, что именно эти мероприятия помогут вам добиться целей, которые вы ставили перед собой при написании программы смены. Если вы можете сказать, что именно каждое из этих мероприятий даст каждому из участников смены. Если вы уверены, что каждое из мероприятий должно стоять именно там, где стоит, и можете это аргументировать. Если после прочтения сюжетной основы ни одно из названий мероприятий не режет слух. Тогда вы готовы показать своё творение кому-нибудь более объективному, чем ваши соавторы.
Планирование
План-сетку можно вывесить на отрядном вместе, чтобы ребята знали, что их ожидает. Эту сетку можно использовать, как отрядную карточку настроения, заштриховывая клеточку прошедшего дня цветом, соответствующим тому, насколько удачна по мнению отряда прошел день. Это можно решать на вечернем анализе дня.
Виды планов отрядного вожатого в детском лагере:
Для дождливых регионов план-сетки еще подразделяют на:
Планы в лагере редко когда выдерживаются вожатым, но являются серьезным подспорьем в лагере для организации вожатым своей работы в условиях, когда просто продумывать свои действия уже некогда, а нужно уже просто что-то делать.
Примерный порядок составления вожатым план-сетки на лагерную смену:
Что можно еще учесть при составлении план-сетки:
В первую очередь на календарном плане отмечаются дни заезда и отъезда, а также родительский день (если есть, то как правило, воскресенье, ближайшее к середине смены).
Приезд детей в лагерь ещё не означает начало смены. Чтобы смена началась, её необходимо открыть. Официальное открытие смены можно провести на следующий день или через день после заезда. В последнем случае второй день можно посвятить подготовке к открытию, а также знакомству детей с лагерем и друг с другом. На следующий день после открытия смены можно устроить церемонию открытия лагерной спартакиады, спортивных соревнований между отрядами, которые будут проходить в лагере на протяжении всей смены.
За день до отъезда можно провести день самоуправления (в этот день дети старших отрядов выполняют функции вожатых), закрытие смены, вожатский концерт, прощальная дискотека и «королевская» ночь (ночной праздник с шутками, страшилками и всем на что хватит Вашей фантазии).
Перед родительским днём следует провести несколько творческих мероприятий для того, чтобы наиболее удачные выступления показать родителям на праздничном концерте, а также сделать банный день для того, чтобы дети встречали родителей чистыми и опрятными, а родители смогли забрать в город грязное детское бельё.
Если на смену приходятся какие-нибудь праздники или памятные даты (день рождения А. С. Пушкина (6 июня), день Памяти (22 июня), день Ивана Купалы (7 июля)), а также интересные события (Пятница 13-е, солнечное затмение, открытие Игр доброй воли), то эти дни можно целиком посвятить данной теме (провести, так называемый, «тематический день»).
При составлении плана смены следует равномерно распределять умственную, эмоциональную и физическую нагрузку детей, то есть чередовать спортивные игры с интеллектуальными викторинами, а творческие мероприятия с прогулками в лес. Если какие-либо мероприятия требуют обязательного проведения на открытом воздухе, то таким мероприятиям необходимо придумывать замену на случай плохой погоды.
Предварительное планирование смены.
Для полноценного, творческого, запоминающегося и развивающего отдыха детей современный вожатый должен обязательно спланировать свою деятельность, ответив на вопросы «что? где? когда? кто? как? сколько стоит?». Это позволит составить эффективный план работы на смену, соответствующий следующим требованиям.
При планировании жизнедеятельности отряда нельзя забывать о режимных моментах и о том, что у каждого лагеря есть свой традиционный набор мероприятий, повторяющихся из года в год, которые необходимо включить в качестве базовых при составлении плана-сетки. Не стоит каждый день загромождать мероприятиями, их должно быть ровно столько, сколько можно выполнить.
Практика показывает, что на день целесообразно планировать не более 3 мероприятий: одно — с учетом хорошей погоды, второе — в случае плохой и одно запасное. Разумеется, общелагерные дела включаются в первую очередь.
Но не спешите. Наличие у вас плана — это еще не последний этап в планировании смены. Последним этапом будет планирование смены вместе с детьми. Согласитесь, решать за детей, что они будут делать, не узнав, а хотят ли они того, — это не совсем справедливо. У детей тоже есть определенные представления о жизни в лагере, они тоже строят планы.
Какую бы форму привлечений детей к планированию вы ни использовали, на заключительном этапе при «верстке» плана не забывайте:
Советы планирующему свою работу в оздоровительном лагере
Привлечение к составлению окончательного плана детей.
Другой способ совместного планирования называется “Разведка интересных дел”. Каждый ребенок становится “разведчиком”, разведчики объединяются в маленькие разведгруппы во главе с командирами. Командиры получают задание “обнаружить” интересные идеи для плана отрядной жизни. Объектами разведдействий могут быть конкретные люди, работающие в центре: начальник, старший вожатый, завхоз, библиотекарь, физрук, вожатый младшего отряда и т.д. Дети должны их разыскать, войти с ними в контакт и взять у них информацию, что они могут предложить интересного провести в отряде.
Следующим этапом в сюжете этой игры будет обработка разведгруппами полученной информации, подготовка донесения и доклад в разведцентре, окончательная оценка разведанных на “интересность” и утверждение плана.
Еще одной формой коллективного планирования может быть «Аукцион идей». Нарисуйте «деньги» (условные) или найдите предметы заменяющие (шишки, камешки, фантики). Ваша задача – продать с аукциона будущие отрядные дела. Вы будете давать характеристику каждому делу, а затем продавать. Только те дела, на которые дают наибольшие суммы, войдут в будущий план смены. При этом дети могут объединить свои капиталы.
А еще во время совместного планирования могут быть использованы такие формы:
Подходы к составлению плана на смену (с примерами).
В первую неделю выбираются те дела, которые помогут максимально об-наружить и сделать очевидными для всех знания, умения, навыки, интересы и возможности каждого.
На вторую неделю – дела, помогающие объединиться ребятам в первич-ных коллективах на основе того, что они узнали друг о друге в начале смены.
В завершающий этап смены те мероприятия, которые доставят огромное удовольствие и желание встретиться еще раз.
Что такое план сетка
Исследовательские работы и проекты
Понятие план-сетки
Понятие план-сетки в работе вожатого
Средством обеспечения комплексного подхода к воспитанию, содержательной и целенаправленной деятельности детского оздоровительного лагеря является грамотно составленный план работы.
Необходимо помнить, что самой главной задачей детских лагерей в летний период является оздоровление детей в широком смысле этого слова, которое невозможно без создания благоприятного климата в детском коллективе, без организации разнообразной творческой деятельности, способствующей духовному, интеллектуальному и физическому развитию ребенка.
При этом важно осознавать, что любая деятельность должна быть посильной для конкретного ребенка и сложной для него же, соответствовать его интересам, стимулировать творчество и самостоятельность, допускать возможность выбора способов достижения заданных целей, способствовать удовлетворению потребностей личности в самоутверждении.
Как составить план-сетку смены
2. В сетке ставятся традиционные и общелагерные мероприятия (закрытие, открытие, родительский день, традиционные лагерные мероприятия).
3. Чередуйте огоньки, дискотеки, вечера песни, кинопоказы.
Рекомендации:
Периодизация психического развития
Согласно Д. Б. Эльконину всё детство разделяется на 3 эпохи. Переход от одной эпохи к другой происходит в результате кризиса, в котором разрешается движущее противоречие между уровнем развития двух сфер: развитые операционно-технические способности не соответствуют наличествующей мотивационной сфере ребёнка.
Каждая эпоха состоит из 2 периодов, различающихся тем, какая система является преобладающей: первый период внутри каждый эпохи связан с развитием мотивационно-потребностной сферы, а второй — операционно-технической. Кризис при переходе от одного периода к другому внутри эпохи связан с несоответствием сформировавшихся мотивов и потребностей с теми возможностями реализации деятельности, которые есть у ребёнка.
Средний возраст (10-14 лет)
Эпоха: Отрочество
ВВД | ССР | МРП | Новообразование | |
П Д | Средний школьный/младший подростковый возраст (10-14) | |||
— Интимно-личностное общение; — Познание межличностных отношений; — Усвоение норм социального поведения. | — Осваиваются нормы социальной жизни и нравственные нормы регуляции отношений; — Изменение отношений с людьми. | Мотивационно-потребностная сфера | — Чувство взрослости; — Возникновение личностной рефлексии, самосознания; — открытие своего «Я»; | |
Кризис 15 лет:Связан с необходимостью изменить своё место в обществе в связи с новым пониманием себя. Ребенок хочет быть взрослым, а родители ещё не готовы к этому. |
Особенности физического развития:
Особенности поведения | — Мальчики склонны к групповому поведению (как он, так и я); — Дети испытывают внутреннее беспокойство; — Мальчики и девочки дразнятся, спокойно не контактируют; — Мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых; — Дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета; — Стремятся к соревновательности; — Подчиняют свои интересы мнению команды; — Появляется интерес к мотивации; — Девочки ленивые, мальчики активные |
Общая характеристика | — Достаточно самостоятельные; — Подражают вожатым, но авторитет вожатого не такой высокий, как с маленькими; — Стремление к сплочению (хочется выделяться); — Влюбчивые, быстро разбегаются; — Сложные взаимоотношения между полами; — Хотят быть лидерами, но появляется пофигизм «не хочу, не буду»; — Стремятся к старшим => перенимают вредные привычки; — Считают себя взрослыми и самостоятельными; — Вредные, много чего не хотят делать, своенравные; — Постоянно скачет настроение |
Что с ними делать?
Старший возраст (14-17 лет)
ВВД | ССР | МРП | Новообразование | |
П Д | Старший подростковый возраст (14-17) | |||
Учебно-профессиональная (приобретение профессиональных знаний и умений). | Изменение характера учебной деятельности (находится перед профессиональным выбором). | Операционно-техническая, интеллектуальная сферы | — Профессиональное и личностное самоопределение; — Система ценностных ориентаций | |
Кризис 17 лет: Связан со вступлением ребёнка во взрослую жизнь, сменой стиля жизни, вида деятельности, и круга общения. |
Особенности физического развития:
— не спят по ночам, имеют привычки, многое умеют;
— самостоятельные, могут пытаться доказать, что они взрослые;
— постоянные любовные истории и проблемы;
— заботятся о внешности, контролируют эмоции
— девочки не любят спорт;
— стремятся к соперничеству, противятся авторитету;
— разбиваются на группки, более четкое распределение ролей;
— стремятся к неформальному общению со взрослыми, захотят, чтобы вы были их «корешком»;
— контакт со взрослыми на более высоком эмоциональном уровне.
— «Отстой, я участвовать не буду» (неуверенность в своих силах);
— комплексы, ждут поощрения от взрослых;
— умные и интересные;
— некоторые уже могут отстаивать свою точку зрения;
— сопротивляются критике, могут качать права;
— готовы достигать цели, делая при этом не самые веселые вещи;
— групповой авторитет может испортить дисциплину
— уже неплохо понимают, что хорошо, что плохо;
— стремятся найти лидера или создают его сами;
— важно, что про них думают окружающие, бояться делать дурь, в то же время хотят делать что-то крутое, быть на первом плане;
— подмечают расхождения между словами и действиями вожатого;
— потребность в близости при общении, тайны и прочее;
— требуют уважать их как личность
Что важно делать?
Они более требовательные к тому, что вы делаете (мероприятия). Уже сто раз играли в «Бункер» и «Надуваловку». Лагерные обязательные мероприятия видели сто раз. Тщательно готовиться. Не идти на поводу.
Следят за словами и их исполнением. Быть честным, обоснованным.
Могут встать в позу и не признавать ваш авторитет. Особенно сложно, если у них был другой вожатый. Проводить мероприятия, не нудить.
Они уже взрослые и у них за душой что-то есть, о чем поговорить, что показать. Надо учитывать их мнение, мысли. Надо говорить.
Могут делать не самые приятные вещи: сбегать, курить, ругаться матом.
Образ вожатого.
Уверенный в себе. Не суетится, шутит, дает внимание, помогает, слушает.
Главный. Заявляете лидерство. Вы здесь работаете, вы принимаете правила лагеря, убеждены, что они правильные и будете требовать их осуществления. Но вы не диктатор, всегда можно подойти с просьбой или предложением, готовы что-то придумать. Вы отвечаете за детей, готовы помогать. Вы знаете, почему правила лагеря такие. Дети НЕ ТУПЫЕ, понимают, что идет сверху, что от вас. Не врите, не говорите: «Так надо».
Организатор. Вы делаете все для детей и стараетесь делать это хорошо. Готовы решать первые возникшие проблемы, подтверждать свое лидерство. Каждого ребенка можно занять. Не идите на поводу.
Взрослый, интересный, честный. Называете вещи своими именами. Завоевываете доверие, показываете свою личность. Все через разговоры. Объяснить, что тут принимаем правила игры мы.
Позиционируя себя, вы позиционируете и лагерь, и персонал.
Вы творческая личность. Вы круто придумываете, с вами клево, верите в то, что вы делаете вместе.
Подтверждаете свои слова при деле.
Старший друг. Завоевание доверия, готовы помочь решить проблемы, видеть перспективу в ребенке. Должны думать о нем лучше, чем он сам. Если Вам доверяет ребенок – не обманывайте, не обсуждайте с другими.
В конце организационного периода вы получаете то, с чем будете работать всю смену. Возможна ситуация, когда дети захотят проверить вас на лидерство, если вы его завоевали. В этой ситуации вы должны оставаться тем, кем были до этого.
Понятие временного детского коллектива
Специфические особенности ВДК:
Периоды развития временного детского коллектива
2. Основной период. Делится по мере расширения взаимодействия детей на:
3. Завершающий период. 2-3 дня, есть итоговое дело, логическое завершение концепции смены, подарки, время для подведения итогов.
Процесс формирования коллектива зависит от вожатого. Если сможет «зажечь» всех детей и вовлечь всех – проблем с формированием не будет.
Периоды развития ВДК:
1) Ориентация
Задача: создать максимально благоприятные условия для адаптации.
2) Конфликты
3) Доверие
Деятельность должна быть коллективная, творческая, значимая, подчеркивающая единство отряда в глазах каждого из его членов.
Помните! Действие после кризиса не терпит паузы. Начинать КТД нужно сразу. Необходимо создать и укрепить эмоциональную обстановку в отряде.
4) Самостоятельность
5) Расставание
Понятие «МЫ»
Существуют определенные условия, при которых эта общность может возникнуть. Во-первых, надо иметь материальную основу: определенное количество детей-носителей понятия «мы». Необходима территория, где «мы» может расположиться, действовать. Нужна цель совместной деятельности.