Что такое планета знаний

Программа «Планета знаний»

Если перед вами стоит задача выбора школы для вашего первоклассника, выбора обучающей программы, то эта статья для вас. Поговорим о «Планете знаний».

Содержание статьи

Цели программы «Планета знаний»

Основные цели программы «Планета знаний»:

Основные принципы программы

Основополагающим принципом является вариативность.

Содержание подразделяется на две части. Первая включает базовый уровень (все должны это знать). Задания второй части дифференцированные: разные по сложности, по объему, нестандартные по применению уже знакомого материала.

Особенности программы и УМК «Планеты знаний»

Самое главное – удовольствие от обучения. Ученик должен хотеть сам получать новые знания. Создать для этого комфортные условия. Для сбережения здоровья первый год в школе является адаптационным. Программа обеспечивает необходимость этого условия.

УМК создан таким образом, что для каждого предмета написан учебник, к нему печатные рабочие тетради, электронные приложения, проверочные работы. Отдельно разработаны методические пособия для дошкольников.

Что такое планета знаний. Смотреть фото Что такое планета знаний. Смотреть картинку Что такое планета знаний. Картинка про Что такое планета знаний. Фото Что такое планета знанийПланета знаний

Авторы программы «Планета знаний»

Все авторы программы – учителя. Объединить их сумела Ирина Петрова. Учитель начальных классов, а ныне руководитель отдела начального образования в Министерстве РФ.

Когда возникла программа

Данная программа была запущена как экспериментальная в 2009-2010 учебном году. Сейчас дети занимаются по доработанному УМК. Учтены учительские и родительские замечания.

УМК в нынешнем виде печатает «Астрель», начиная с 2012 года.

Отзывы учителей и родителей о программе «Планета знаний»

Написана так, что сохранено единство форм обучения. Учебники одинаково структурированы. Все схемы, сквозные линии в заданиях не нарушены.

В разработку заданий положен разноуровневый подход. Учителя отзываются о программе как об интересной, продуманной до мелочей. Отмечают присутствие психологического комфорта при обучении.

Родительская среда имеет разные мнения. Кому-то нравится, и ребенок учится с удовольствием. Кто-то критикует и без конца выискивает минусы. Однако, ведь сам процесс обучения таков, что все дети разные и не могут учиться одинаково. И так было всегда.

Как всегда, велика роль учителя. Но все сходятся во мнении, что ребенок очень много времени тратит на выполнение домашних заданий. И задания таковы, что требуется помощь родителей. Так ведь и в советской традиционной школе родителям приходилось много заниматься с детьми в начальной школе. Это время, когда малыш должен научиться учиться. И это непросто.

Подготовка к программе «Планета знаний»

Подготовка к программе начинается еще в детском саду. Для дошкольников разработаны специальные пособия, включенные в УМК. Программа предполагает, что ребенок идет в школу, умея читать и зная азы счета.

4 комментария

Здравствуйте! У меня вопрос: зачем такая программа, ребёнок должен в школу пойти, умея читать. А школа сейчас начальные азы не даёт? Как ребенок, не обучаясь чтению в детском саду, пойдет в школу? Изначально психологическая травма- неуспех, повышенная нагрузка? Зачем школа? Пусть тогда ребенок получает знания дома и экстерном сдаёт их в школе….

По поводу традиционной советской школы, с первого класса училась сама и была отличницей, родители не вникали в процесс обучения им просто-напросто было некогда-работали. Сегодня происходит интересное родители обязаны вникать и помогать с домашним заданием детям и когда находят ошибки в заданиях и сталкиваются с некорректной методикой преподавания, то в ответ от учителя слышат: » Какое у вас образование? Педагогическое?Вот и не лезьте.» Я рада не лезть. но вы не даете ни знаний, ни навыков, именно поэтому так популярно семейное образование, люди не зная как докричаться до деятелей системы образования, уже таким радикальным методом показывают свое недовольство нынешним образованием.

Один из детей учился по этой программе.
Претензий к ней много.
Нет четкого образца для выполнения упражнений, некорректно задаются вопросы, сложно сформулированы правила, в математике допущены ошибки в заданиях, письмо букв в первом классе иезуитски сложное ( для чего?), чем плохо стандартное написание, и в результате, дети потом и пишут, облегчая написание. Последовательность изучения тем по математике оставляет желать лучшего.

Источник

Что такое планета знаний

Программа для начальной школы «Планета знаний» разработана командой заслуженных педагогов России в начале 2000-х годов. Проект курировала глава отдела начального образования Министерства образования РФ Ирина Анатольевна Петрова. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и используется в 40 регионах России.

Содержание программы

Учебно-методический комплекс состоит из завершённых линий учебников для 1–4 классов:

Учебники программы «Планета знаний» выпускаются с 2003 года. Сейчас их издаёт корпорация «Российский учебник». Все пособия, кроме «Литературного чтения», включены в Федеральный перечень рекомендуемых учебников приказом Минпросвещения России от 28 декабря 2018 года. В УМК также входят рабочие тетради, дидактические материалы и методические пособия по каждому предмету.

Особенности программы

Главной особенностью программы авторы называют её целостность. По всем предметам разработана единая структура учебников, формат заданий и методы обучения. Все учебники, вне зависимости от предмета, разделены на несколько крупных разделов, каждый из которых предваряет маршрутный лист — разворот, на котором с помощью понятных ребёнку схем и картинок изображено содержание раздела и логика его освоения. По ним удобно прослеживать связь между темами, отмечать прогресс и просто смотреть, сколько уже изучено, а что ещё предстоит узнать.

Задачи во всех пособиях разделены на блоки:

Вторая важная особенность программы — принцип выбора. Любая тема включает задания базового уровня (необходимый минимум) и 2–4 вариативных — более сложных, направленных на расширение кругозора и развитие нестандартного мышления. Каждый ученик может выбрать степень погружения в предмет.
Также ребёнку предлагаются на выбор задания с разными видами деятельности — поисковой, творческой, интеллектуальной, исследовательской или проектной.

Важная роль проектной работы — третья особенность программы «Планета знаний». Во время учёбы школьники ставят спектакли, сочиняют сказки, готовят презентации. При этом ребёнку предоставляется выбор — выполнить индивидуальное задание или принять участие в групповом проекте. Такая деятельность развивает кругозор и творческое мышление, учит работать в команде и выполнять разные социальные роли.

Плюсы и минусы программы

Отзывы учителей и родителей о «Планете знаний» довольно противоречивы. Многие преподаватели называют программу продуманной и отмечают, что вести уроки по ней комфортно. Кроме того, они выделяют следующие достоинства:

С другой стороны, родители часто критикуют «Планету знаний» по следующим причинам:

Но больше всего споров вызывает ориентация программы на саморазвитие. В классической педагогике обучение строится на многократном повторении материала в школе. В УМК «Планета знаний» основной объём работы приходится на домашние задания.

Поэтому родители, которые могут заниматься с ребёнком дома, отмечают хорошие результаты и хвалят программу за то, что она учит работать с информацией и думать самостоятельно. А те, кто не может выделить время на помощь ребёнку или нанять репетитора, ругают за чрезмерную сложность, большой объём домашней работы и странные формулировки заданий.

Кому подойдёт программа

Проектная деятельность, информационный поиск, задания повышенной сложности — всё это требует участия старших. Если у родителей достаточно времени и сил, чтобы помогать ребёнку с учёбой, «Планета знаний» поможет добиться отличных результатов.

Программа предполагает, что ребёнок к первому классу уже умеет читать и знает азы счёта. Для дошкольников разработан специальный подготовительный курс «Планета знаний. Предшкольная пора».

Если родители не готовы помогать ребёнку с уроками, или он сам не может тратить много времени на домашние задания (например, профессионально занимается спортом или посещает несколько кружков) — лучше выбрать другую программу обучения.

Источник

Школьный гид

Программа «Планета знаний» (ФГОС)

Что такое планета знаний. Смотреть фото Что такое планета знаний. Смотреть картинку Что такое планета знаний. Картинка про Что такое планета знаний. Фото Что такое планета знаний

УМК «Планета знаний» состоит из следующих завершенных предметных линий учебников:

— Русский язык.
Букварь. Автор: Андрианова Т.М.
Русский язык. Авторы: Андрианова Т.М., Илюхина В.А. (1 класс) ; Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. (2-4 классы).
— Литературное чтение. Автор: Кац Э.Э.
— Математика. Авторы: Башмаков М.И., Нефедова М.Г.
— Окружающий мир. Авторы: Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплина Е.В., Саплин А.И.
— Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) (4 класс).
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Авторы: Саплина Е.В., Саплин А.И.
— Изобразительное искусство. Авторы: Сокольникова Н.М.
— Музыка. Автор: Бакланова Т.И.
— Технология. Авторы: Узорова О.В., Нефедова Е.А.
— Физическая культура. Авторы: Лисицкая Т.С., Новикова Л.А.

Все учебники, кроме «Литературного чтения» Кац Э.Э., включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345).

Учебники УМК «Планета знаний» прошли государственную экспертизу на соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС НОО 2009 г.) и были включены в предыдущий федеральный перечень рекомендуемых учебников (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253).

Учебники УМК «Планета знаний» представляют собой совокупность взаимосвязанных компонентов, объединенных едиными целями, задачами, подходами к организации учебного материала. Основная особенностьУМК «Планета знаний» заключается в его целостности. Она проявляется в единых ценностных приоритетах; в единстве дидактических подходов; в единстве структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам; в единстве сквозных линий типовых заданий; в единой навигационной системе.

Все это позволяет осуществлять единство подходов к организации учебной и внеурочной деятельности, в реализации проектной деятельности по всем предметам. Проектная деятельность расширяет дидактические возможности учебников и рассматривается авторами как активный механизм развития личности ученика. Ей отводится особая роль в формировании универсальных учебных действий учащихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Содержание, структура и организация учебного материала, дидактический, методический аппарат учебников в УМК «Планета знаний» направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов развития ученика на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД) и обеспечивают важнейшее требование новых образовательных стандартов — сформировать положительную мотивацию к получению знаний.

Механизм формирования УУД направлен на развитие способностей учащихся к самоорганизации, саморазвитию, саморегуляции, самосовершенствованию. Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области УМК «Планета знаний» и внеурочную деятельность.

Учебники разработаны с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития. Система заданий комплекта предоставляет учащимся реализовывать право на выбор, на ошибку, на помощь, на успех, тем самым, способствуя созданию психологического комфорта при обучении.

Реализация принципа выбора (заданий, вида деятельности, партнера и др.) позволяет каждому учащемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, реализовать свои интересы и склонности, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствует формированию положительных внутренних мотивов учения.

Дифференцированный подход в обучении по УМК «Планета знаний» может быть реализован на нескольких уровнях: на уровне материала — базового и повышенной сложности (вариативного), дифференцированных заданий, заданий по выбору; по видам деятельности — поисковая, творческая, интеллектуальная, исследовательская, проектная; в проектной деятельности — по формам работы (индивидуальная, коллективная), по выполняемой роли (профессиональной и социальной).

Реализация в комплекте межпредметных и внутрипредметных связей помогает младшему школьнику удерживать и воссоздавать целостность картины мира, видеть разнообразные связи между объектами и явлениями, обеспечивает его целостное развитие с учетом возрастных и психологических особенностей.

Учитель, работающий по данному УМК, имеет все необходимое для эффективной организации не только учебно-воспитательного процесса, но и для осуществления внеклассной работы по предмету, воспитательной работы по духовно-нравственному развитию ученика. В содержание УМК «Планета знаний» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал. Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Система учебников «Планета Знаний» воспитывает в детях благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своей семье, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

УМК «Планета знаний» способствует созданию здоровьесберегающей среды обучения; формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. В целях создания здоровьесберегающей среды УМК «Планета знаний» обеспечивает организацию адаптационного периода обучения первоклассников в течение первого года обучения.

УМК «Планета знаний» включает полный набор пособий, обеспечивающих достижение требований Основной образовательной программы начального общего образования: программы и учебники по всем предметам учебного плана, рабочие тетради, методические пособия, дидактические материалы, проверочные работы, электронные образовательные ресурсы, дополнительные пособия для дошкольников, дополнительные пособия для школьников.

Учебные программы по предметам содержат планируемые результаты обучения (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные), тематическое планирование содержит описание учебной деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС. Обеспеченность электронными приложениями к учебникам позволяет вести преподавание с использованием современных технологий по всем предметам первого класса.

Ранее УМК также включало в себя завершенную предметную линию учебников «Английский язык» (Горячева Н.Ю., Ларькина С.В., Насоновская Е.В.) для 2-4 классов, которая не вошла в федеральный перечень рекомендуемых учебников (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253).

Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:

Источник

Краткий обзор программы для начальной школы «Планета Знаний»

Что такое планета знаний. Смотреть фото Что такое планета знаний. Смотреть картинку Что такое планета знаний. Картинка про Что такое планета знаний. Фото Что такое планета знаний

И снова здравствуйте, дорогие мои читатели. Продолжаю написание своих умозаключений на учебную тематику, и сегодня под моим пристальным прицелом оказалась школьная программа Планета Знаний. «Откуда же их так много?!» — удивитесь вы. Да, ужасно много. Такое ощущение, что каждый кандидат педагогических наук оттачивает своё мастерство на написании индивидуальных руководств для учителей и считает своим долгом обязательно внедрить их в жизнь.

К сожалению, только методом проб и ошибок можно отдать какой-нибудь образовательной программе предпочтение. Но обладая первостепенной информацией об основах каждой из них, вы можете отправить ребёнка по желаемому и более подходящему для вас пути, переведя к другому педагогу. Ещё есть время, давайте не будем его терять.

Чья идея?

Что такое планета знаний. Смотреть фото Что такое планета знаний. Смотреть картинку Что такое планета знаний. Картинка про Что такое планета знаний. Фото Что такое планета знаний

Руководитель авторского коллектива проекта «Планета знаний» — Ирина Петрова, прошедшая путь от пионервожатой до учителя начальных классов и руководителя отдела начального образования в Министерстве РФ, объединила под своей инициативой заслуженных и имеющих учёную степень педагогов. Они постарались сплотить свои авторские достижения и опыт педагогической деятельности в одной концепции.

Что пишут авторы?

Что такое планета знаний. Смотреть фото Что такое планета знаний. Смотреть картинку Что такое планета знаний. Картинка про Что такое планета знаний. Фото Что такое планета знаний

Как любой другой учебный комплект «Планета знаний» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и состоит из предметных линий по основным направлениям, а также английскому языку и основам религии и этики.

Основное ключевое слово у авторов проекта – единство:

Ещё нашла у первоисточников среди основных характеристик образовательной программы ключевое слово «сам». «Планета знаний» должна помогать, а ученики должны уметь:

Что такое планета знаний. Смотреть фото Что такое планета знаний. Смотреть картинку Что такое планета знаний. Картинка про Что такое планета знаний. Фото Что такое планета знаний

Образовательная программа предлагает сделать выбор, изучать ли предмет в границах базового знания или расширить свой кругозор. Для этого учебные пособия содержат так называемую инвариантную часть – обязательный минимум, а также вариативную часть – для более любознательных и сильных, желающих увеличить объём своих знаний.

Учителя, которые выбрали «Планету знаний», считают, что она даёт возможность развивать творческие способности и мышление. Высокие оценки педагогов авторский коллектив получил за художественный вкус при создании учебного комплекта: материал содержит цветные рисунки, делая учебники яркими, как произведение искусства.

Ну, на мой первый взгляд, очень даже неплохо. Развитие самостоятельности, творческой составляющей и красочное преподнесение материала – на достойном уровне. Как вам?

Что думают родители?

Что такое планета знаний. Смотреть фото Что такое планета знаний. Смотреть картинку Что такое планета знаний. Картинка про Что такое планета знаний. Фото Что такое планета знаний

Пусть даже не обладая педагогическими познаниями и будучи далеки от разработки эффективных для обучения образовательных программ, на уровне обычного пользователя мы с вами тоже можем и должны выразить своё мнение. Ведь никому иному, как нам, приходится с детьми разбирать домашние задания и помогать готовиться к школьным урокам. В таких условиях изначально самому взрослому должно быть просто и понятно, что и как объяснить сомневающемуся ребёнку.

Итак, стала шерстить по отзывам родителей и вдруг поняла, что слово «сам», выбранное в качестве цели разработки программы авторами, играет существенную роль, причём далеко не для всех приемлемую.

В отличие от классической «Школы России», в рамках которой возможно обучение даже ничего не умеющих на момент прихода в школу детей, первоклассники для занятий по рассматриваемой программе должны уже уметь считать и писать как минимум. Если в классике приобретение базовых знаний построено на планомерном изучении и многократном повторении темы в учебном заведении, то основной объём работы в «Планете знаний» ложится на домашнюю работу и, соответственно, на плечи родителей. Готовы ли вы к этому?

Что такое планета знаний. Смотреть фото Что такое планета знаний. Смотреть картинку Что такое планета знаний. Картинка про Что такое планета знаний. Фото Что такое планета знаний

Столкнувшиеся с образованием по «планетной» программе родители предъявляют следующие претензии к разработчикам:

Ну, вот как по мне, я готова к нагрузке и могла бы пересмотреть свои личные вечерние дела для оказания помощи своим детям на первоначальном этапе. В принципе, ни для кого не секрет, что процесс обучения малышей в начальной школе по любой программе требует от родителей трудозатрат.

Но делать я это готова, чтобы получить результат, и совершенно не согласна в ущерб своему времени, а иногда и кошельку, искать и исправлять ошибки педагогов. Это попахивает отнюдь не развитием самостоятельности, а введением в заблуждение и неграмотным обучением. Хотелось бы, чтобы авторский коллектив «Планеты знаний» в самое ближайшее время плодотворно поработал над этим.

Подводим итоги

Что такое планета знаний. Смотреть фото Что такое планета знаний. Смотреть картинку Что такое планета знаний. Картинка про Что такое планета знаний. Фото Что такое планета знаний

Взвесьте все «за» и «против», может «не так страшен чёрт, как его малюют»?

Всенепременно жду комментариев всех: кто с программой «на ты», и кто хотел бы остаться «на Вы». До новых встреч!

Источник

Полет на «Планету знаний»

Каковы особенности учебно-методического комплекта «Планета знаний»?

. Важно выбрать ребенку не только школу, но и первого учителя. Но успешность обучения маленького человека стоит на трех китах. Имя третьему — УМК. Останавливая своп выбор на той или иной школе, учителе, обязательно поинтересуйтесь, по какому учебно-методическому комплекту в ней учатся. Подходит он вашему чаду или нет. Для того чтобы вы могли грамотно оценить ситуацию, «Первоклассные Родители» подробно расскажут о всех существующих УМК, прошедших переаттестацию на соответствие новым образовательным стандартам.

«Планета знаний». Этот учебно-методический комплект для начальной школы издается с 2003 года. Учебники рекомендованы Министерством образования и науки России, включены в федеральный перечень школьных учебников. По ним уже несколько лет успешно учатся школьники Москвы и 40 регионов России.

Инвариантно и вариативно: преимущества выбора

Главная особенность УМК «Планета знаний» — его целостность: единство структуры учебников по всем классам и предметам; единство сквозных линий типовых заданий; единство подходов (культурологический, коммуникативный, информационный и деятельностный) к организации учебной и внеурочной деятельности. В комплекте все подчинено:

Учебно-методический комплект состоит из учебников, рабочих тетрадей, дидактических и методических пособий по всем предметам для всех классов начальной школы. Учебники сделаны так, чтобы детям было интересно учиться, а родителям — легко помогать, если у ребенка по какой-либо причине возникли трудности в освоении учебного материала.

Например, каждый школьный учебник по любому предмету для всех классов делится на несколько крупных разделов, которые начинаются со специального разворота — маршрута, где изобразительными средствами представлены содержание, логика и этапы изучения материала на доступном ребенку уровне. Маршрутные листы наглядно показывают учебные задачи, стоящие перед младшими школьниками. Постоянное обращение к ним помогает представлять последовательность изложения материала, формулировать учебные цели, отслеживать продвижение по теме, оценивать свои знания.

Ребенок и родители всегда смогут увидеть, что уже изучено и сколько интересного еще впереди.

Учебный материал во всех учебниках и рабочих тетрадях разделен на инвариантную и вариативную части (ориентир — цветовое оформление полей разворотов).

Инвариантная часть соответствует обязательному минимуму содержания, заложенному в стандарте, т.е. это необходимый учебный материал. Вариативная часть включает дополнительный материал. В любой школе, в любом классе все дети разные по уровню подготовки и темпу развития. Поэтому учащимся предлагается сделать выбор. Происходит не только признание права ученика на полный или частичный выбор изучаемого материала и уровня его усвоения, но и формирование учебных и познавательных мотивов, умение контролировать и оценивать свои действия и их результат. Родители могут оказать ребенку помощь в правильной оценке уровня усвоения учебного материала, в стремлении постепенно переходить от простых к более сложным заданиям.

Внимание: знаки учебного продвижения

На страницах всех учебников и рабочих тетрадей представлен методический аппарат (вопросы и задания), которые помогает родителям осмысленно и детально знакомиться с содержанием учебного материала, изучаемого детьми на уроках, и оказать им соответствующую посильную помощь дома.

Посмотрим на систему разнообразных заданий, предоставленную в учебных материалах, и покажем роль родителей в выполнении тех или иных заданий. Система заданий имеет единую маркировку как в учебниках, так и тетрадях.

«Информационный поиск» требует обращения ученика к окружающим его взрослым, к познавательной литературе и словарям, развивает у него потребность в поиске и проверке информации. Родителям эти задания дают право на выбор — можно предложить ребенку найти ответ в справочном материале, помещенном в конце учебника, или вместе с малышом поискать дополнительный источник информации, который может в большем объеме дать ответ на вопрос.

«Творческие задания» направлены на развитие у ребенка воображения, пространственных представлений, познавательных интересов, способностей. Выполняя эти задания, малыш может обратиться за помощью к родителям, и здесь очень важно, чтобы они стали его партнерами по реализации творческой идеи, а не выполняли задания вместо ребенка.

«Дифференцированные задания» предоставляют ученику возможность выбрать из заданий те, которые адекватны уровню его подготовленности. Родители не должны требовать от детей выполнения сразу всех заданий. Лучше помогите ребенку правильно оценить свои знания, чтобы он сам понял, что он не знает ответа на более сложный вопрос.

«Работа в паре» — это деятельность, при которой два ученика в течение заданного времени осуществляют совместную работу над учебным материалом. Роли при этом, как правило, неравноправны, поэтому имеет место их смена (сначала один выступает в роли «обучающегося», другой — «отвечающего», а затем наоборот). У каждого ученика есть задание, которое он получает от партнера и которое надо выполнить, и задание, предложенное им самим второму человеку в паре. Возможны и другие варианты: например, учитель предлагает детям найти и обосновать правильность ответа на вопрос, и пара должна выработать общий ответ. «Работа в паре» помогает детям обучаться разным способам получения и обработки информации, формирует коммуникативные навыки. Таким образом, процесс обучения приближается к реальной жизни, где приходится быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке, переосмысливать свои знания, рефлексировать, смотреть на объясняемое с новых позиций.

Задача родителей — помочь ребенку в формировании умения слушать и слышать собеседника, формулировать задание по изученному материалу, обосновывать правильность или ошибочность как своего мнения, так и мнения собеседника, делать обобщенный вывод из двух высказываний.

«Интеллектуальный марафон» направлен на развитие у ребенка самостоятельности, инициативы, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации. Это сложные вопросы. Задача родителей — развивать у чада способность правильно оценивать свои интеллектуальные силы. Это необходимо для того, чтобы ребенок чувствовал свою успешность в освоении нового учебного материала и постепенно подходил к особо трудным заданиям. Задание увлекательное, но пока невыполнимое для ребенка, может привести к потере интереса в учении и уверенности в себе.

Тренинговые задания: как проверить знания ребенка

Учебные материалы комплекта предоставляют родителям возможность обсудить с ребенком разные интересные для него вопросы. Что в свою очередь позволяет маленькому ученику научиться высказывать свое мнение и аргументировать его. Эта работа способствует созданию дома творческой обстановки, развитию у малыша памяти и аналитических способностей, учит его рассуждать. Словом, делает вас с вашим чадом партнерами по изучению всего нового.

Для обеспечения оперативного контроля и самоконтроля в УМК «Планета знаний» разработаны листы с проверочными и тренинговыми заданиями, которые в разных учебных курсах имеют разные названия: «Мозаика заданий», «Читальный зал», «Путь к вершине творчества». Эти задания есть как в учебнике, так и в рабочих тетрадях. Включение их в учебные материалы УМК направлено на решение нескольких задач:

Проектная работа: консультируем малышей

Формирование целостности образа мира и взаимодействие двух составляющих содержание обучения — теоретической и практической — наиболее четко прослеживаются в проектной деятельности. Проекты представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике. В рабочие тетради со 2 класса также включена страница «Работа над проектом», которая помогает ученику выбрать и сформулировать тему, определить последовательность ее раскрытия.

Проектная деятельность способствует расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным, она формирует у детей умение работать с информацией, взаимодействовать в разных группах, выполняя различные социальные роли.

Родители — первые консультанты ребенка при выборе темы проекта. Кому как ни им знать интересы собственного чада и возможности семьи в выполнении того или иного проекта.

Сотрудничество: «Спросите у взрослых»

Каждый учебник наряду с общими направлениями комплекта по вовлечению родителей в учебный процесс имеет свои подходы к организации сотрудничества детей с папами и мамами.

Возьмем, например, «Букварь» и «Спутник Букваря».

С этими яркими, красивыми и содержательными учебными книгами легко и интересно работать учителю, детям и их родителям. На их страницы, как было сказано выше, вынесена часть методических комментариев, что делает учебники понятными для родителей. Одной из важнейших особенностей книг является включение в них материала для семейного чтения. Он предполагает обсуждение прочитанного, обмен впечатлениями. Привлечение жизненного опыта взрослых, создание атмосферы взаимного доверия и уважения не только способствуют развитию интереса к художественной литературе, но и углубляет межличностные отношения в семье. В книгах много диалогов, где родители могут быть партнерами детей в чтении по ролям и инсценировании текстов.

Эти же направления сотрудничества детей и родителей используются в курсе «Литературное чтение». В курсе много заданий на развитие воображения, речевой деятельности: формирование умения делать творческий пересказ произведения или его фрагмента, создавать устный рассказ от лица одного из героев, переносить его в новые ситуации, сочинять сказки, загадки, рассказы по заданным темам и репродукциям картин. Родители должны стать первыми слушателями пересказов своих детей, придуманных ими загадок, сказок и других литературных произведений. Это поможет им лучше узнать свое чадо и увидеть его творческий потенциал. Вводящий малышей в мир смежных искусств раздел «Картинная галерея» работает на эту же задачу. Он включает в себя репродукции картин и вопросы к ним. Разглядывание картины в семейном кругу поможет малышу услышать разные точки зрения, увидеть живописный сюжет во всем его многообразии. После этого он, конечно, будет чувствовать себя более уверенно при обсуждении картины на уроке.

Учебник «Литературное чтение» учит детей пристальнее вглядываться в мир, чувствовать состояние окружающих и выражать свои чувства и мысли в собственных произведениях. Прекрасные литературные тексты, иллюстрированные известными художниками детской литературы, способствуют развитию эстетического чувства, художественного вкуса, воображения. Они обогащают духовный мир детей, закладывают основы нравственного сознания.

Важной частью курса является внеклассное чтение. Роль родителей — быть помощниками детей в выполнении задания по поиску книг и отдельных произведений.

Учебники УМК «Планета знаний» постоянно обращаются к родителям. Во всех книгах есть, в частности, задание «Спросите у взрослых», т.е. родителям предлагается помочь ребенку получить или собрать информацию, включиться в различные виды деятельности совместно с маленьким учеником. Тренинговые же страницы помогут папам и мамам проверить уровень успешности этого сотрудничества.

Редакция «Первоклассных Родителей» благодарит за помощь в подготовке материала главного редактора учебных программ «Издательства Астрелъ» Издательской группы ACT Павла Антониновича Стеллиферовского и Галину Павловну Козлову, кандидата педагогических наук, руководителя методической службы издательства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *